Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы", 5 класс. При проведении урока используются технология проблемного обучения и технология групповой работы. Тип урока - комбинированный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_istorii_5_klass.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Доценко Любовь Николаевна
Предмет: история
Класс:5
Тип урока: комбинированный
Тема | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы |
Цель | Сформировать представления обучающихся об организации общества и хозяйства Междуречья периода правления царя Хаммурапи через изучение его законов, первых законов в истории Древнего мира, и подведение к пониманию значения этих законов. |
Задачи |
|
УУД |
|
Планируемые результаты | Предметные:
Хаммурапи и его законы.
Метапредметные:
Личностные:
|
Основные понятия | Законы, ростовщик, раб-должник |
Межпредметные связи | География, изобразительное искусство, математика, обществознание, биология |
Ресурсы:
| Основные:
Дополнительные:
|
Формы урока | Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая |
Технология | Технология проблемного обучения, групповой работы |
Дидактическая | Деятельность | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность | Планируемые результаты | |
УУД | |||||
Организационный момент | Приветствие учеников, проверка отсутствующих, проверка готовности обучающихся к уроку |
| Отвечают на приветствие учителя, проводят проверки готовности своих рабочих мест и необходимых к уроку принадлежностей | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками контроль, коррекция Личностные: умение настраиваться на собственную позицию. | |
Проверка домашнего задания Работа с картой. | Актуализировать знания обучающихся по теме «Древнее Двуречье», подвести к пониманию причин возвышения Вавилона. | Проверка домашнего задания: ответ по плану. 1.Как называется страна, которую мы изучили на прошлом уроке? Почему она так называется? 2.Месторасположение (показать на карте). 3.Какие главные богатства страны вам известны? Для чего использовались? 4.Письменность Двуречья. Провести сравнение с письменностью Египта. 5.Какие города Двуречья вы запомнили? (показать на карте). 6. Как вы думаете, какие взаимоотношения были между городами Междуречья? Действительно. Победил в этой борьбе город Вавилон (показать на карте), под властью которого объединилось почти все Двуречье. Почему как вы думаете? Давайте посмотрим на карту. Располагался Вавилон в очень удобном месте – в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. А каково было значение рек? Правильно, по рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 год до н.э. | Отвечают на вопросы по поднятой руке. 1.Междуречье. Так как располагается между двумя реками Тигром и Евфратом 2.Показывают на карте 3.Глина. Города из глиняных кирпичей, глиняные таблички. 4.Египет — иероглифы, на папирусе. Двуречье — клинопись по глиняным табличкам. 5.Ур и Урук. 6.Воевали друг с другом за власть, кому из них быть главным. Расположен в удобном месте в центре Двуречья, где близко сходятся Тигр и Евфрат. По ним передвигались, торговали. | Познавательные: формулировка и обоснование выводов Регулятивные: владение диалогической формой речи | |
Определение темы урок. Постановка цели урока. Время: 8 мин | Итак, Вавилон становится главным городом. Как Хаммурапи мог сохранить и укрепить свою власть, над таким большим государством? Что ему следовало сделать? А разве война укрепляет государство? Что же тогда помогает поддерживать в государстве порядок? А что такое закон? Действительно, Хаммурапи для укрепления государства создает законы. В 1901–1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама) был найден черный базальтовый столб. (Рисунок в учебнике). В верхней части столба вырезаны две рельефные фигуры. Как вы думаете кто это? - Правильно. Это царь Хаммурапи и бог правосудия Шамаш. Со всех сторон столб покрыт ровными рядами клинописи. Это и был текст законов, составленных Хаммурапи. - Сформулируйте тему сегодняшнего урока (учитель вывешивает на доску название темы). - Какую цель на урок мы с вами поставим? - Просто изучить? Но ведь законы не составляются просто так (учитель вывешивает на доску цель урока). - Для достижения цели, какие задачи мы должны решить? (учитель вывешивает на доску задачи урока). | Работа с терминами. Задача учителя - подвести учащихся к пониманию, что такое законы. Закон – это правило, обязательное к исполнению всеми гражданами государства (записываем в тетрадь). Работа с рисунком в учебнике. Определение темы урока. Определение целей урока. | - Воевать. - Нет, во время войны умирают люди, требуются большие средства на содержание войска. - Законы царя Хаммурапи Обучающиеся дают свое понимание термина «закон» Учащиеся высказывают свою точку зрения, кто (что) изображено на рисунке. - Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. - Изучить эти законы - Изучить эти законы и понять их значения для государства. | Регулятивные: целеполагание, планирование. Познавательные: общенаучные, действие постановки и решения проблем. Коммуникативные: планирование, владение диалогической формой речи. Личностные: смыслообразование. | |
Изучение нового материала | Постановка проблемы (задачи группам). Изучить отрывки из законов царя Хаммурапи, сделать вывод, что или кого защищали законы, как наказывали за преступления. Сейчас мы будем работать с текстом законов в группах, даю вам 3 минуты, распределить в группе задачи каждого: кто записывает выводы, кто представляет выводы перед классом, кто помогает закрепить выводы на доске. Итак, пожалуйста, группы представляют свои выводы. - Какую задачу мы с вами уже выполнили? Физминутка | Работа в группах | Работают в группах с текстом закона Познакомиться с текстом законов. Узнать, что или кого защищали законы, как наказывали за несоблюдение законов. Узнать были ли люди в Вавилонском государстве равны? Представители от каждой группы отвечают на поставленные вопросы перед классом. Крепят свои ответы на доску (обучающиеся записывают в тетрадь): Законы царя Хаммурапи поощряли честный и добросовестный труд. Законы защищали семью и права детей. Законы защищали своих подданных от рабства. В Вавилоне существовал рабовладельческий общественный строй. Люди в Вавилонском обществе были не равны. Законы закрепляли имущественное неравенство. - Поняли цель составления, содержания и значения законов Хаммурапи; - Продолжили формирование навыка работы с текстом исторического источника «Законы Хаммурапи»; - Воспитывали навыки культурного поведения, воспитывали чувства товарищества и взаимопомощи при работе в группе; | Познавательные: общенаучные, логические, действие решения проблемы. Коммуникативные: планирование, постановка вопросов. | |
Закрепление нового материала | Выполнить тестовое задание, проверить задание товарища по парте по предложенному ключу. | Работа в парах: выполнение тестового задания и взаимоконтроль в парах.
| Выполнение тестового задание и осуществление взаимопроверки | Коммуникативные:. планирование учебного сотрудничества с одноклассниками контроль, коррекция Личностные: умение настраиваться на собственную позицию. | |
Контроль | Оценить работу на уроке. Заполните листы самооценок. Поднимите руку у кого 5, 4, 3. | Самооценка обучающихся | Заполняют листы самооценки. Поднимают руки. | Регулятивные: оценка своего вклада в достижение цели урока. |
|
Рефлексия | - Давайте посмотрим на цель, которую мы определили для себя в начале урока? Мы можем теперь ответить на этот вопрос? Действительно, в предисловии к законам сам Хаммурапи говорит «Чтобы сильному не притеснять слабого, чтобы погубить беззаконных и злых, я вложил правду и справедливость в уста страны и дал благоденствие людям». Удалось нам достичь цели урока?
Всего в тексте 247 законов, которые являются самым древним из дошедших до нас полных сводов законов. А каково их значение для исторической науки? Ребята, царь Хаммурапи правил во втором тысячелетии до н.э. И для поддержания порядка создал законы. - А только ли Вавилоны нужны были законы? Только в древнем мире?
- Как называется главный закон нашего государства? Почему важно каждому гражданину соблюдать законы? |
. | - Выяснить зачем царю Хаммурапи нужны были законы? - Да, законы нужны были для порядка в государстве, укрепления власти. - Да, удалось. - Являются важным историческим источником, дают информацию о жизни в Междуречье. - Нет они нужны и сейчас, нужны в любом государстве, чтобы поддерживать порядок. Отвечают на вопросы | Регулятивные удержание цели; оценка достижения цели. Познавательные формулировать и обосновывать выводы. Личностные формирование уважения к закону. | |
Домашнее задание Время: 1-2 мин | № 14, вопросы в конце №, рабочая тетрадь задание 53-54. | Комментарий ДЗ | Ученики записывают домашнее задание. | Личностные: самоконтроль |
Закрепление изученного материала возможно провести форме выполнения тестового задания. В зависимости от уровня подготовленности класса можно дать каждому ученику по 6 заданий, а возможно разделить их по 3 на два варианта (или подготовить разноуровневые тесты).
Тест. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
1. Выбери два неверных ответа.
Какие действия царя считались похвальными:
А) забота о бедных
Б) строительство каналов и храмов
В) дальние походы
Г) поклонение богам
Д) борьба с врагами государства
Е) забота о царском хозяйстве
2. Вставь пропущенное слово: «…….покупали и продавали так же, как домашнюю скотину и другое имущество».
3. Продолжи фразу: «Выражение «око за око, зуб за зуб» возникло потому, что в Вавилонии преступников наказывали тем, …………..».
4. Сгруппируй, что относится к положению раба, что должника:
А) раб 1) приравнивался к имуществу,
вещам, скоту
Б) должник 2) его могли убить
3) его жизнь защищал закон
4) попадал в рабство на три года
5) не мог быть свободен без воли хозяина
6) имел дом, семью
5. Выбери, кого защищали законы Хаммурапи:
А) только богатых
Б) только бедных
В) рабов
Г) всех свободных жителей Вавилонии
6. Вставь пропущенные слова: «Должника освобождали через………….., и не имели права…………..»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по истории Древнего мира "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Знакомство обучающихся с новым государством, его правителем, его политикой; изучаются основные понятия и значение терминов: «закон», «наказание», « справедливость» ...
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме «Законы Вавилонского царства»
В технологической катре описаны деятельность учителя, деятельность учеников, этапы урока, формирование УУД, планируемые результаты....
Технологическая карта урока истории по законам Хаммурапи. 5 класс
Материал содержит технологическую карту урока истории "Законы Вавилонского царства" по УМК "школа 2100". Рассмотрены новые методы преподавания данной темы с учетом ФГОС...
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 22 Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Цель урока: сформировать представление о законах Хаммурапи, ознакомить учащихся с устройством древневавилонского общества, социальными группами...
Технологическая карта урока истории 5 А класса «Земельный закон братьев Гракхов» (5 класс).
Технологическая карта урока показывает реализация системно-деятельностного подхода на уроке истории Древнего мира «Земельный закон братьев Гракхов»....
Технологическая карта урока. 11 класс. Закон отражения света. Принцип Гюйгенса. Решение задач на закон отражения света
Технологическая карта урока. 11 класс. Закон отражения света. Принцип Гюйгенса. Решение задач на закон отражения света...