Технологическая карта урока Истории древнего мира по теме: "Законы Хаммурапи"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Валеев Радик Илдарович

5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakony_hammurapi.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 15.: Вавилонский царь  Хаммурапи и его законы.

Цель: Создать условия для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать представление о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, о роли законов в Вавилонском царстве.

Показать особенности законов – их социальную направленность.

На примере действия законов отработать понятия «государство», «закон».

Развивающие:

Формировать способность выявлять причины и последствия создания свода законов в древнем государстве.

Развивать умения применять знания в новой учебной ситуации.

Отрабатывать навыки самостоятельной работы.

Совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.

Развивать коммуникативные и творческие способности

Воспитательные:

Формировать собственную позицию к историческим событиям и явлениям.

Давать нравственную оценку принципов построения законов Хаммурапи и отдельно взятых законов.

Воспитывать чувство уважения к историческому прошлому древних цивилизаций.

Формы организации обучения:

фронтальные;

групповые;

лабораторная работа.

Оборудование

 Карточки-задания для индивидуальной проверки домашнего задания.

Свод законов для работы в группах.

Карточки для составления таблицы на доске.

Презентация к уроку ноутбук, проектор, проекторная доска.

Тип урока – урок усвоения  новых  знаний.

Тип знаний: факты

Используемая технология – проблемно – диалогового обучения.

Обязательный минимум содержания:

 1792–1750 гг. до н.э. – правление царя Хаммурапи. Западная Азия (Передняя Азия). Свободные граждане, долговые рабы, алфавит.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

Организационные моменты.

I. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.

 

II. Решение учебной задачи

    Здравствуйте ребята.

    Итак друзья, внимания,

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок.

А начнём мы с вами урок с отчёта дежурных.(отчёт дежурных)

    На прошлом уроке мы с что мы с вами выяснили?

  • Тема
  • Цели
  • Проблема
  • Что узнали нового на уроке?
  • Какое было главное понятие на уроке?

Вывод:

Выяснили, что Египет и Междуречье –разные цивилизации.

    В 1901–1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама) был найден черный базальтовый столб. (Слайд на экране).  В верхней части столба вырезаны две рельефные фигуры. Со всех сторон  столб покрыт ровными рядами клинописи.
Неоценимую услугу науке, сам того не подозревая, оказал один из трех величайших правителей Элама Шутрук-Наххунте, который, вероятно, в 1160 г. до н.э. во время завоевательного похода на Двуречье увез этот памятник в качестве трофея из Сиппары в Сузы. Ныне это один из самых уникальных экспонатов Лувра.

   – Как вы думаете, чем уникален этот столб?

Все версии учитель фиксирует на доске.

   – Почему  текст написан на двухметровом базальтовом с

толбе?
  – Какого же содержание этого теста?

Сегодня на уроке  мы должны узнать содержании текста, высеченного на столбе. 

 

   Города Двуречья долго воевали между собой – кому из них быть главным. Победил в этой борьбе город Вавилон, под властью которого объединилось почти всё Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте – в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. (Слайд с картой Двуречья). По рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. (Слайд с изображением царя Хаммурапи). Он правил с 1792 по 1750 год до н.э.

– А теперь внимательно рассмотрите фигуры на столбе. Как вы думаете, кто эти люди?

 Ученым удалось сделать перевод клинописного текста. Перед вами начало текста. (приложение 1)

 Задание: проанализировать текст и ответьте на вопросы:

1. С какой целью Хаммурапи был призван править людьми?
2. Каким образом Хаммурапи поддерживал порядок в стране?

 Решение задачи:

Целеполагание

Проблема: Справедливыми ли были законы царя Хаммурапи?

Выясните основной смысл законов царя Хаммурапи ?

III. Изучение законов царя Хаммурапи

(приложение 2)

Первая группа получает текст со следующими статьями законов и заполняет таблицу "Хозяйство Вавилонского царства во времена Хаммурапи".

Статьи законов для второй группы (правоведы):

 Статьи законов для третьей группы учеников (социологи):

Статьи законов для четвертой группы учеников (отношения в семье):

Статьи законов для пятой группы учеников «историки»:

По ходу ответов на доске оформляется запись:

Законы царя Хаммурапи – правила, обязательные для всех жителей страны.

Они защищали: 

  • честный и добросовестный труд;
  • частную собственность;
  • своих подданных от обращения в рабство;
  • семью и права детей.

Законы сурово наказывали за преступления.

По воле Хаммурапи на каменном столбе было высечено: законы установлены для того, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого. Это не были пустые слова, хотя бы отчасти они соответствовали действительности.

  Вывод: одним из признаков перехода к цивилизации является наличие законов.

    Готовятся  к уроку

    Дают устные ответы

   Слушают рассказ учителя

   Высказывают версии

   

   Высказывают версии

   Высказывают версии

 

   Знакомятся с заданием на урок

   Следят за демонстрацией по карте

    Определяют на линии времени сколько лет назад правил царь Хаммурапи?

   У доски выполняет и комментирует  выполнение  задание учащийся

   Устно отвечают

   Работают с текстом карточки в парах

   

Просмотр видеосюжета, устные ответы

 Знакомятся с алгоритмом работы

1. Распределите  роли (оратор, библиотекарь, секретарь).

2. Внимательно познакомьтесь с содержанием  текста карточки.

3. Подготовьте план ответа.

4. Обсудите ответ в группе.

5. Подготовьте вывод.

После того как работа выполнена, представители от каждой группы отвечают на поставленные вопросы перед классом.

Делают записи в тетради

Делают   вывод

   Познавательные УУД  

1. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения.

2. Выделять главное.

3. Находить в разных источниках достоверную информацию.

4. Определять понятия.

5. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.

6. Делать выводы.

   Личностные УУД

1. Оценивать себя с позиции гражданина.

   Коммуникативные

   Коммуникативные

   Познавательные

   

   

   

Коммуникативные

Регулятивные УУД

1. Определять цель – проблему.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность.

4. Работать по плану.

5. Оценивать степень и способы достижения цели.

     Познавательные

   

Коммуникативные

 

Регулятивные

1. Определять цель – проблему.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность.

4. Работать по плану.

5. Оценивать степень и способы достижения цели.

 Коммуникативные

Применение знаний

Приведите в соответствие преступления с наказаниями, согласно законам царя Хаммурапи (приложение 3).

 Какую информацию дают нам законы Хаммурапи?

Можно ли их считать справедливыми? Почему?

Отличаются ли современные представления о справедливости законов Хаммурапи от представлений свободных вавилонян?    

Индивидуальная работа с карточкой

Дают устный ответ

Примерный устный ответ

Могут сказать, что вавилоняне воспринимали эти законы как должное,

что законы Хаммурапи позволяли управлять обществом и поддерживать порядок. Это делало государство

сильным и развитым.   

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные 

Рефлексия

  1. Какая была тема урока?
  2. Цели?
  3. Проблема?
  4. Вывод по проблеме?
  5. Что понравилось?
  6. Что было сложным?

Дают устный ответ

Регулятивные

Личностные

коммуникативные

VIII. Домашнее задание.

Можно ли назвать справедливыми законы Хаммурапи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс с применением технологии критического мышления

Предмет: историяКласс: 5Тема урока: Древнейшая Греция.Тип урока: комбинированный урокДлительность: 40 минутТехнология – Технология критического мышления через чтение и письмо....

технологическая карта урока История древнего мира

примерный вариант технологической карты обобщающего урока "Древний Египет"...

технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс "Жизнь в Древнем Египте"

Технологическая карта урока составлена с учетом требований ФГОС ООО, выделены этапы урока, предполагаемые результаты, определены действия учителя и учащихся....

Технологическая карта урока История древнего мира 5 класс ФГОС "Финикийские мореплаватели".

Уважаемые коллеги. Предлагаю ознакомиться с моей авторской разработкой. Надеюсь она будет для Вас полезной....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В 5 КЛАССЕ "ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В 5 КЛАССЕ "ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ" СОДЕРЖИТ МАТЕРИАЛ ПО  ДПННОЙ ИЕМЕ, ТЕРМИНЫ, РЕФЛЕКСИЮ....

Технологическая карта урока истории древнего мира «Рим при императоре Нероне». (5кл)

На данном уроке планируется познакомить обучающихся с личностью Нерона, выяснить основные черты его правления, расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности в исто...

Технологическая карта урока истории древнего мира "Древняя Спарта" (5кл)

В рамках урока истории сформировать историко-географический образ Древней Спарты как полиса Древней Греции, охарактеризовать особенности культуры и обычаи. Развивать навыки работы с информацией (отбир...