Технологическая карта урока Истории древнего мира по теме: "Законы Хаммурапи"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок 15.: Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Цель: Создать условия для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать представление о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, о роли законов в Вавилонском царстве.
Показать особенности законов – их социальную направленность.
На примере действия законов отработать понятия «государство», «закон».
Развивающие:
Формировать способность выявлять причины и последствия создания свода законов в древнем государстве.
Развивать умения применять знания в новой учебной ситуации.
Отрабатывать навыки самостоятельной работы.
Совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.
Развивать коммуникативные и творческие способности
Воспитательные:
Формировать собственную позицию к историческим событиям и явлениям.
Давать нравственную оценку принципов построения законов Хаммурапи и отдельно взятых законов.
Воспитывать чувство уважения к историческому прошлому древних цивилизаций.
Формы организации обучения:
фронтальные;
групповые;
лабораторная работа.
Оборудование
Карточки-задания для индивидуальной проверки домашнего задания.
Свод законов для работы в группах.
Карточки для составления таблицы на доске.
Презентация к уроку ноутбук, проектор, проекторная доска.
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Тип знаний: факты
Используемая технология – проблемно – диалогового обучения.
Обязательный минимум содержания:
1792–1750 гг. до н.э. – правление царя Хаммурапи. Западная Азия (Передняя Азия). Свободные граждане, долговые рабы, алфавит.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД, технология оценивания |
Организационные моменты. I. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.
II. Решение учебной задачи | Здравствуйте ребята. Итак друзья, внимания, Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнём скорей урок. А начнём мы с вами урок с отчёта дежурных.(отчёт дежурных) На прошлом уроке мы с что мы с вами выяснили?
Вывод: Выяснили, что Египет и Междуречье –разные цивилизации. В 1901–1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама) был найден черный базальтовый столб. (Слайд на экране). В верхней части столба вырезаны две рельефные фигуры. Со всех сторон столб покрыт ровными рядами клинописи. – Как вы думаете, чем уникален этот столб? Все версии учитель фиксирует на доске. – Почему текст написан на двухметровом базальтовом с толбе? Сегодня на уроке мы должны узнать содержании текста, высеченного на столбе.
Города Двуречья долго воевали между собой – кому из них быть главным. Победил в этой борьбе город Вавилон, под властью которого объединилось почти всё Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте – в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. (Слайд с картой Двуречья). По рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. (Слайд с изображением царя Хаммурапи). Он правил с 1792 по 1750 год до н.э. – А теперь внимательно рассмотрите фигуры на столбе. Как вы думаете, кто эти люди? Ученым удалось сделать перевод клинописного текста. Перед вами начало текста. (приложение 1) Задание: проанализировать текст и ответьте на вопросы: 1. С какой целью Хаммурапи был призван править людьми? Решение задачи: Целеполагание Проблема: Справедливыми ли были законы царя Хаммурапи? Выясните основной смысл законов царя Хаммурапи ? III. Изучение законов царя Хаммурапи (приложение 2) Первая группа получает текст со следующими статьями законов и заполняет таблицу "Хозяйство Вавилонского царства во времена Хаммурапи". Статьи законов для второй группы (правоведы): Статьи законов для третьей группы учеников (социологи): Статьи законов для четвертой группы учеников (отношения в семье): Статьи законов для пятой группы учеников «историки»: По ходу ответов на доске оформляется запись: Законы царя Хаммурапи – правила, обязательные для всех жителей страны. Они защищали:
Законы сурово наказывали за преступления. По воле Хаммурапи на каменном столбе было высечено: законы установлены для того, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого. Это не были пустые слова, хотя бы отчасти они соответствовали действительности. Вывод: одним из признаков перехода к цивилизации является наличие законов. | Готовятся к уроку Дают устные ответы Слушают рассказ учителя Высказывают версии
Высказывают версии Высказывают версии
Знакомятся с заданием на урок Следят за демонстрацией по карте Определяют на линии времени сколько лет назад правил царь Хаммурапи? У доски выполняет и комментирует выполнение задание учащийся Устно отвечают Работают с текстом карточки в парах
Просмотр видеосюжета, устные ответы Знакомятся с алгоритмом работы 1. Распределите роли (оратор, библиотекарь, секретарь). 2. Внимательно познакомьтесь с содержанием текста карточки. 3. Подготовьте план ответа. 4. Обсудите ответ в группе. 5. Подготовьте вывод. После того как работа выполнена, представители от каждой группы отвечают на поставленные вопросы перед классом. Делают записи в тетради Делают вывод | Познавательные УУД 1. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения. 2. Выделять главное. 3. Находить в разных источниках достоверную информацию. 4. Определять понятия. 5. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию. 6. Делать выводы. Личностные УУД 1. Оценивать себя с позиции гражданина. Коммуникативные Коммуникативные Познавательные
Коммуникативные Регулятивные УУД 1. Определять цель – проблему. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность. 4. Работать по плану. 5. Оценивать степень и способы достижения цели. Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные 1. Определять цель – проблему. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность. 4. Работать по плану. 5. Оценивать степень и способы достижения цели. Коммуникативные |
Применение знаний | Приведите в соответствие преступления с наказаниями, согласно законам царя Хаммурапи (приложение 3). Какую информацию дают нам законы Хаммурапи? Можно ли их считать справедливыми? Почему? Отличаются ли современные представления о справедливости законов Хаммурапи от представлений свободных вавилонян? | Индивидуальная работа с карточкой Дают устный ответ Примерный устный ответ Могут сказать, что вавилоняне воспринимали эти законы как должное, что законы Хаммурапи позволяли управлять обществом и поддерживать порядок. Это делало государство сильным и развитым. | Познавательные Регулятивные Коммуникативные |
Рефлексия |
| Дают устный ответ | Регулятивные Личностные коммуникативные |
VIII. Домашнее задание. | Можно ли назвать справедливыми законы Хаммурапи? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс с применением технологии критического мышления
Предмет: историяКласс: 5Тема урока: Древнейшая Греция.Тип урока: комбинированный урокДлительность: 40 минутТехнология – Технология критического мышления через чтение и письмо....
технологическая карта урока История древнего мира
примерный вариант технологической карты обобщающего урока "Древний Египет"...
технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс "Жизнь в Древнем Египте"
Технологическая карта урока составлена с учетом требований ФГОС ООО, выделены этапы урока, предполагаемые результаты, определены действия учителя и учащихся....
Технологическая карта урока История древнего мира 5 класс ФГОС "Финикийские мореплаватели".
Уважаемые коллеги. Предлагаю ознакомиться с моей авторской разработкой. Надеюсь она будет для Вас полезной....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В 5 КЛАССЕ "ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В 5 КЛАССЕ "ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ" СОДЕРЖИТ МАТЕРИАЛ ПО ДПННОЙ ИЕМЕ, ТЕРМИНЫ, РЕФЛЕКСИЮ....
Технологическая карта урока истории древнего мира «Рим при императоре Нероне». (5кл)
На данном уроке планируется познакомить обучающихся с личностью Нерона, выяснить основные черты его правления, расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности в исто...
Технологическая карта урока истории древнего мира "Древняя Спарта" (5кл)
В рамках урока истории сформировать историко-географический образ Древней Спарты как полиса Древней Греции, охарактеризовать особенности культуры и обычаи. Развивать навыки работы с информацией (отбир...