Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме «Законы Вавилонского царства»
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
В технологической катре описаны деятельность учителя, деятельность учеников, этапы урока, формирование УУД, планируемые результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhkar_2microsoft_office_word_97_-_2003.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме «Законы Вавилонского царства»
Этапы учебного занятия | Задачи этапов (отражают направленность этапа на получение предметного, метапредметного, личностного результатов) | Формирование УУД (способы формирования) | Деятельность учителя (методы, приёмы педагогической деятельности) | Деятельность ученика (формы организации УПД) | Формы контроля | Планируемые результаты |
1.Органи-зационный | Мотивировать учащихся к результативной учебной деятельности | Фронтальный | Приветствует учащихся, просит их проверить готовность к уроку. | Осуществляют самопроверку готовности к уроку. | Визульный контроль учителем. Самопроверка учащимися. | Позитивный настрой учащихся к уроку Метапредметные 1) Регулятивные (Р): - Самоконтроль учебной деятельности 2) Познавательные (П): Целеполагание. Личностные (Л): -Самоопределение Смыслообразование |
2. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы. | Определить проблему, проанализировать данные таблицы « Достижения Междуречья и Египта» Регулятивные УУД 1. Умение определять цель – проблему. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность. 4. Работать по плану. 5. Оценивать степень и способы достижения цели (умение определять степень достижения результатов) Коммуникатив-ные: 1. Организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Познавательные УУД 1. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения: 2. Выделять главное. 3. Находить в разных источниках достоверную информацию. 4. Определять понятия. 5. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию. 6. Делать выводы. 7. Умение группировать признаки по группам Личностные УУД 1. Оценивать себя с позиции гражданина России. 2. Давать оценку деятельности вавилонского царя Хаммурапи и его законам, опираясь на нравственные ценности | Словесный, наглядный, аналитический способы. Обмен информацией между учителем и детьми. Показ слайда №1 «Определяем проблему» - Работа с таблицей, - вопросы: - «Какие выводы можно сделать? Какой возникает вопрос? Сравни его с авторским» Показ слайда №2 «Определяем проблему» | – На прошлом уроке мы с вами выяснили, что Египет и Междуречье – разные цивилизации. – Давайте узнаем, что так удивило Антошку, когда ему стало известно, что Египет появился раньше Междуречья. – Открываем с. 80, читаем слова Антошки. – Какое мнение высказал Антошка по поводу возникновения и развития цивилизаций Древнего Египта и Междуречья? Фиксируем на доске: Мнение Антошки: Египет появился раньше, значит, развивался быстрее, чем Междуречье. – Сравните по таблице время освоения достижений цивилизации в Междуречье и в Египте. 1 П Что заметили? – Следовательно, какая цивилизация развивалась быстрее? 1П Фиксируем на доске: Исторический факт: Междуречье развивалось быстрее. – Сравните мнение Антошки с данными таблицы. Какое наблюдается противоречие? 1Р – Какой возникает вопрос? 1 Р Фиксируем проблему урока на доске: Почему Междуречье развивалось быстрее, чем Египет? | Участие в беседе Чтение текста на стр. 80 учебника.
Примерные ответы: – Антошка считает, что если Египет появился раньше, значит, развивался быстрее, чем Междуречье. Работают по таблице «Достижения жителей Междуречья и Египта» (Приложение №1) – В Египте это произошло позже, чем в Междуречье. 1П – Междуречье. Выявляя противоречие, самостоятельно формулируют проблему урока, записывают её в тетради. 1 Р | Словесная оценка учителя. Корректирующая информация со стороны учителя. | Регулятив-ные (Р) УУД: 1. Умение определять цель – проблему. Познавательные (П) УУД: 1. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения: - уметь сравнивать по таблице времени достижения в Междуречье и в Египте; - анализ данных по таблице. |
3. Выдвиже-ние версий | Выявить варианты причин быстрого развития Междуречья, мотивировать к высказыванию собственных версий | Словесный, наглядный, фронтальный, дедуктивный, выдвижение предположе-ний. Работа с картой «Древние цивилизации Азии» на стр. 79 учебника Работа с иллюстрацией на стр. 88 | Проблемные вопросы: – Рассмотрите карту на с. 79. Что изображено красными точками? – Какую особенность заметили? 3П – Что можете сказать про Египет? 3П – Предположите, могло ли это как-то повлиять на развитие Междуречья? 2 П 3П – Сформулируйте кратко первую версию. 2Р Фиксируем версию на доске: 1. Пересечение торговых путей. – Рассмотрите иллюстрацию на с. 88. Этот столб, на котором были высечены законы вавилонского царя Хаммурапи, нашли археологи. Как вы думаете, что могло заставить царя принять эти законы? 2П 3П – Сформулируйте вторую версию! 2Р Фиксируем вторую версию на доске: 2. Активная борьба между государством и людьми в одном обществе. | Примерные ответы: – Торговые пути. – Через Междуречье проходит много торговых путей. – Через Египет проходит только один торговый путь. Могут предположить, что те народы, которые проходили через Междуречье, приносили с собой что-то новое. 2П – Междуречье развивалось быстрее благодаря торговым путям. 2Р Рассмотрев иллюстрацию на с. 88, могут сказать, что люди активно боролись за свои права в обществе. Это заставляло правителя чаще создавать новые правила, законы. 2П 3П – Активная борьба между правителем и людьми в одном обществе. 2Р | Словесная оценка учителя. Корректирующая информация со стороны учителя. | Познавательные (П) УУД: 2. Выделять главное. 3. Находить в разных источниках достоверную информацию. Регулятив-ные (Р) УУД: 2. Выдвигать версии. |
4. Актуализа-ция знаний | Актуализировать ранее изученный материал: вспомнить определения, достижения жителей Древнего Междуречья | Словесный, наглядный, фронтальный, диалоговый. Актуализация мыслительных операций. Опора на задания в тексте учебника стр. 85 Показ сайда №3 «Объясни значения слов, назови достижения ». Показ слайда №4 «Распредели признаки по группам: 1. Цивилизация как ступень развития; 2. Цивилизация как общность людей» | Учитель просит выполнить задания из раздела «Вспоминаем то, что знаем» на с. 85. 2П 4П | Во фронтальном диалоге вспоминают изученный материал, который пригодится для решения проблемного вопроса 2 П 4П Ученики работают при помощи словаря на стр.283 Выполняют задания №1 «Распредели признаки» (Приложение №2) и №2 «Достижения жителей» (Приложение №3) 7П | Самоконт-роль по образцу Взаимоконтроль | Познаватель-ные (П) УУД: 2. Выделять главное. 4. Определять понятия: цивилизация, государство, народ, закон, соседская община, граждане 7. Умение группировать общие признаки по группам |
5. Планирова-ние деятельнос-ти | Организовать план действий для проверки версий | Словесный, наглядный, фронтальный, индивидуа-льный, диалоговый. Подводящий диалог | – Вспомните легенду о Вавилонской башне. В чём смысл этой легенды? 2 П – Итак, мы с вами повторили основные понятия и исторические факты, которые необходимы для решения проблемы. – Теперь давайте подумаем, что нам надо узнать, чтобы проверить версии и ответить на главный вопрос урока. Записываем план действий на доске. 1К Надо узнать причины быстрого развития Междуречья. | – Так люди объясняли происхождение разных народов, говоривших на разных языках. 2П – Чтобы узнать, почему Междуречье развивалось быстрее, чем Египет, нам надо знать, что этому способствовало. 3Р | Познаватель-ные (П) УУД: 2. Выделять главное. Регулятивные (Р) УУД: 3. Планировать деятельность. Коммуника-тивные (К): 1. Умение организовать учебное сотрудничест-во с учителем и сверстниками | |
6. Поиск решения проблемы (открытие нового знания) | Найти решение проблемы на основе открытия новых знаний, извлечь информацию из источника, проанализиро-вать, установить причинно – следственные связи, почему Междуречье развивалось быстрее, чем Египет | Поисковый, наглядный, аналитичес-кий, индивидуаль-ная работа, побуждающий диалог, выполнение продуктивных заданий. Слайд №5 «Открываем новые знания», Слайд №6 «Перекрёсток Западной Азии». «Чтение» карты на стр. 79. Слайд №7 . Поиск ответов на вопросы: - Что жители Междуречья должны были покупать у соседей по Западной Азии? - Что жители Междуречья могли продавать соседям по Западной Азии?
Смысловое чтение текста на стр. 85-87. Слайд №8: - Где находись центры расселения семитских племён, индоевропей-ских племён? -Какие типы хозяйственной деятельности были освоены этими племенами? Слайд №11 - Отметь на ленте времени даты Слайд №12 -Подсчитай, сколько тысячелетий назад правил вавилонский царь Хаммурапи Смысловое чтение текста стр. 87-89 Смысловое чтение текста стр. 87- 89, анализ исторического источника – фрагмент из статей законов вавилонского царя Слайды №13 , №14, №15 -В чём ваши представления о справедливос-ти совпадают с представле-ниями царя Хаммурапи, а в чём – нет? - Приведи аргументы. - Оцени справедли-вость этих законов с точки зрения свободных вавилонян – современни-ков Хаммурапи | I. Перекрёсток Западной Азии – Сейчас мы поработаем с картой. – Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте вспомним, как читать карту, извлекая нужную информацию. 3П – По карте на с. 79 определите, по каким торговым путям в Междуречье поступали медь и олово, строительный лес, драгоценные металлы, благовония, пурпурная краска, стеклянные сосуды, вино. 2П Записываем на доске: Торговые пути: из Малой Азии – медь; из Палестины – олово, из Финикии, Палестины- стеклянная посуда. – Теперь продолжайте самостоятельно выполнять задание, делая запись в тетради. – Проверьте себя, прочитав текст на с. 85–87. 2П 5П Продолжаем запись на доске: Торговые пути: из Финикии – строительный лес, пурпурная краска; из Аравии – благовония; из Египта – вино. – Предположите, как торговля с соседями по Западной Азии могла повлиять на развитие Междуречья? 1П – Проверьте свои догадки по тексту на с. 85–87. 5П Записывает на доске: Заимствовали: у семитских племён – новый язык; у индоевропейцев – колёсные повозки. – Чем можно объяснить быстрое развитие Междуречья и всей Западной Азии, исходя из того, что мы узнали? 1П Выполните задание №3 «Причины быстрого развития Междуречья» ( Приложение №4) При проверке данного задания применяем алгоритм самооценки. 5Р Фиксирует на доске: Причины быстрого развития Междуречья: 1) пересечение торговых путей; 2) тесное взаимодействие с другими народами. II. Законы «сияющей справедливости» – В XVIII веке до н.э. всё Междуречье объединил в могущественное государство один из царей Вавилона – Хаммурапи. Он прославился тем, что издал законы, основываясь на которых, управлял государством. Выполните задание №5 (работа с лентой времени) – С помощью текста (с. 87–89) узнайте, зачем Хаммурапи принял эти законы. 1П 2П 3П Продолжает запись на доске: Причины быстрого развития Междуречья: 3) законы Хаммурапи. – Давайте с вами ознакомимся с некоторыми правилами жизни и постараемся определить, насколько справедливы они были. – Внимательно прочитайте текст на с. 87–89, попытайтесь объяснить, в чём ваши представления, людей XXI века, о справедливости и равенстве совпадают с представлениями вавилонского царя, а в чём – нет. Выполним задания №5, №6 1Л 2Л При проверке данного задания применяем алгоритм самооценки. 5Р | Вспоминают правила работы с картой: 1) внимательно изучить легенду карты (условные обозначения); 2) найти необходимые объекты на карте; 3) установить взаимосвязь анализируемых объектов; 4) преобразовать информацию, полученную из карты; 5) сделать вывод на основе анализа карты. 3П Один из учеников отвечает, показывая объекты на настенной карте. Примерный ответ: – Я считаю, что медь поступала в Междуречье из Малой Азии, а олово – из Палестины, так как на карте это отмечено цепочкой из красных точек, обозначающих торговые пути, и условными знаками в виде рисунков. 2П Продолжают выполнять задание. Про себя читают текст на с. 85–87. Один из учеников устно отвечает, показывая объекты на настенной карте. Высказывают свои мнения, выдвигают догадки. Коррекция догадок: – От других народов они могли перенять новые достижения, усовершенствовав их. Например, древние шумеры переняли язык семитских племён, которые переселились на эту землю и образовали там свои города-государства. У индоевропейских племён переняли и усовершенствовали колёсные повозки, сделав из них стремительные колесницы. Сами шумеры тоже могли научить переселявшиеся народы многому для них неизвестному, например, орошаемому земледелию, строительству и письменности. Предлагают варианты ответов по учебной проблеме. – Междуречье находилось на пересечении торговых путей, через которые проходило много торговых караванов разных народов. В результате шумеры активно взаимодействовали с другими племенами, перенимая и совершенствуя их достижения. Это способствовало быстрому развитию Междуречья и всей Западной Азии. 1П Выполняют задания: -отмечают на ленте времени даты, считают, сколько тысячелетий назад правил вавилонский царь Хаммурапи. Выполняют задание №3 «Причины быстрого развития Междуречья» (Приложение №4) При проверке данного задания применяют алгоритм самооценки. Могут сказать, что Хаммурапи считал себя по воле богов признанным установить справедливость, олицетворяя себя богом Шамашем, который озаряет всю страну. Поэтому и были установлены новые правила жизни в обществе. 1П 2П 3П Выполняют задание № 4 (Приложение №5) Работают с текстом и аргументированно высказывают своё мнение. Могут возникать различные мнения: согласятся, что справедливо, когда за причинение вреда имуществу одного человека виновный должен был возместить ущерб; физическое наказание в виде отрубания пальцев, рук, избиение плетью для современных людей неприемлемо; казнь за преступление, приведшее к смерти другого человека, может вызвать дискуссию в классе – главное, чтобы ученики смогли аргументированно обосновать свою точку зрения. Физическое наказание за то, что низший по положению человек нанёс вред знатному, подтверждает, что в обществе существовало неравенство, а значит, не все законы были справедливы. Выполняют задания №№5,6. ( Приложения №6,7) 1Л 2Л При проверке данного задания применяют алгоритм самооценки. 5Р | Словесная оценка учителя. Корректирующая информация со стороны учителя. Самопровер-ка по образцу Самооценка по алгоритму | Познавательные (П) УУД: 1. Анализировать, строить логически обоснованные 2. Выделять главное. 3. Находить в разных источниках достоверную информацию. 5. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуаль-ную информацию. Регулятив-ные (Р) УУД: 3. Планировать деятельность. 4. Работать по плану. 5. Оценивать степень и способы достижения цели. Регулятив-ные (Р) УУД: 5. Оценивать степень и способы достижения цели. Личностные УУД (Л) 1. Оценивать себя с позиции гражданина России, 2. давать оценку деятельности вавилонского царя Хаммурапи и его законам. |
7. Выражение решения проблемы | Сравнить свой вывод с авторским, дать оценку степени достижения цели | Репродуктивный. Слайд №16 - При царе Хаммурапи вавилонское царство стало самой силь-ной и развитой державой Западной Азии | – Итак, мы с вами узнали, почему Междуречье быстро развивалось. – Какой вывод можно сделать по проблеме урока? 6П - Какие версии подтвердились? 5Р | Предполагаемый вывод по проблеме: – Междуречье развивалось быстрее, чем Египет, так как оно располагалось на пересечении нескольких торговых путей, что способствовало активному взаимодействию шумеров с различными народами, тем самым обогащая опыт и достижения местных жителей. Борьба между государством и людьми в одном обществе заставляла правителей чаще придумывать новые правила (законы), что способствовало развитию и укреплению державы Законы Хаммурапи позволяли управлять государством и поддерживать порядок в обществе, что способствовало укреплению самой развитой державы Западной Азии – Вавилонского царства. 6П | Словесная оценка учителя. Корректирующая информация со стороны учителя. Самопровер-ка по образцу | Познавательные (П) УУД: 6. Делать выводы. Регулятив-ные (Р) УУД: 5. Оценивать степень и способы достижения цели. |
8. Примене-ние нового знания | Применить полученные знания при выполнении продуктивных заданий | Репродуктив-ный Индивидуальная работа, работа с текстом учебника, картой Слайд №10 - особый путь финикийцев Слайд №17, 18, 19 - По каким торговым путям в Междуречье поступали медь, олово, строительный лес, драгоценные металлы, пурпурная краска, стеклянные сосуды, вино? - Что могли перевозить финикийцы по важнейшим морским торговым путям? - Какой путь нужно было проделать финикийским кораблям от г. Тира до оловянных рудников в Британии? | – Отличаются ли современные представления о справедливости законов Хаммурапи от представлений свободных вавилонян? 1П 2П – Одним из соседних народов, с которым древние шумеры активно торговали, были финикийцы. Используя текст и карту, определите, чем отличались финикийцы от известных вам жителей Западной Азии. Выполним задание №7, №8 – Подумайте, как они могли повлиять на развитие Междуречья. 1П 2П 3П 4П 5П | Могут сказать, что вавилоняне воспринимали эти законы как должное, что законы Хаммурапи позволяли управлять обществом и поддерживать порядок. Это делало государство сильным и развитым. 1П 2П Индивидуально, самостоятельно выполняют задание, работают с картой, записывают ключевые слова в тетрадь. Выполняют задание №7, №8 ( Приложение №8, 9) 1П 2П 3П 4П 5П | Словесная оценка учителя. Корректирующая информация со стороны учителя. Самопровер-ка по образцу | Познавательные УУД 1. Анализиро-вать, строить логически обоснованные рассуждения. 2. Выделять главное. 3. Находить в разных источниках достоверную информацию. 4. Определять понятия. 5. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуаль-ную информацию. 6. Делать выводы. |
9. Подведение итогов | Подвести итоги, сделать выводы | Словесный, фронтальный. | – Как вы думаете, почему параграф называется «Законы Вавилонского царства»? – Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запишите её в тетрадь. | – Это было самое развитое государство Западной Азии. 6П По-разному формулируют тему урока. Высказывают свои предположения. | Словесная оценка учителя. Корректи-рующая информация со стороны учителя. Самопровер-ка по образцу | Познавательные УУД 6. Делать выводы. Регулятив-ные (Р) УУД: 5. Оценивать степень и способы достижения цели. |
10. Домашнее задание | Объяснить домашнее задание | Словесный | – Прочитайте название следующего параграфа. Как вы думаете, почему Ассирию называли «железным» царством? – Прочитайте дома § 14 и проверьте свои предположения. Чтобы лучше усвоить и понять тему, которую мы будем изучать на следующем уроке, приготовьте ответы на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем». | Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"
Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 22 Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Цель урока: сформировать представление о законах Хаммурапи, ознакомить учащихся с устройством древневавилонского общества, социальными группами...
Технологическая карта урока истории 8 класс по теме "Внешняя политика Екатерины II".
Технологическая карта урока истории 8 класс по теме "Внешняя политика Екатерины II"....
Технологическая карта урока биологии 5 класс по теме "Царства живой природы"
Технологическая карта урока по биологии 5 класс по теме "Царства живой природы"...
Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы", 5 класс. При проведении урока используются технология проблемного обучения и технологи...