Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме «Законы Вавилонского царства»
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Верещагина Нина Ивановна

В технологической катре описаны деятельность учителя, деятельность учеников, этапы урока, формирование УУД, планируемые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhkar_2microsoft_office_word_97_-_2003.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме «Законы Вавилонского царства»

Этапы учебного занятия

Задачи этапов

(отражают направленность этапа на получение предметного, метапредметного, личностного результатов)

Формирование УУД

(способы формирования)

Деятельность учителя (методы, приёмы педагогической деятельности)

Деятельность ученика (формы организации УПД)

Формы контроля

Планируемые результаты

1.Органи-зационный

Мотивировать учащихся   к результативной учебной деятельности

Фронтальный

Приветствует учащихся, просит  их проверить  готовность к уроку.

Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

Визульный  контроль учителем.

Самопроверка учащимися.

Позитивный настрой учащихся к уроку

Метапредметные

1) Регулятивные

(Р):

- Самоконтроль учебной деятельности

2) Познавательные (П):

Целеполагание.

Личностные (Л):

-Самоопределение

Смыслообразование

2. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы.

Определить проблему, проанализировать данные таблицы

« Достижения Междуречья и Египта»

Регулятивные УУД

1. Умение определять цель – проблему.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность.

4. Работать по плану.

5. Оценивать степень и способы достижения цели (умение определять степень достижения результатов)

Коммуникатив-ные:

1. Организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Познавательные УУД 

1. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения:

2. Выделять главное.

3. Находить в разных источниках достоверную информацию.

4. Определять понятия.

5. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.

6. Делать выводы.

7. Умение группировать признаки по группам

Личностные УУД

1. Оценивать себя с позиции гражданина России.

2. Давать оценку деятельности вавилонского царя Хаммурапи и его законам, опираясь на нравственные ценности

Словесный, наглядный, аналитический  способы.

Обмен информацией между учителем и детьми.

Показ слайда №1 «Определяем проблему»

- Работа с таблицей,   - вопросы:

-  «Какие выводы можно сделать? Какой возникает вопрос? Сравни его с авторским» 

Показ слайда №2 «Определяем проблему»

– На прошлом уроке мы с вами выяснили, что Египет и Междуречье – разные цивилизации.

– Давайте узнаем, что так удивило Антошку, когда ему стало известно, что Египет появился

раньше Междуречья.

– Открываем с. 80, читаем слова Антошки.

– Какое мнение высказал Антошка

по поводу возникновения и развития цивилизаций Древнего Египта и Междуречья?

Фиксируем на доске:

Мнение Антошки: Египет появился

раньше, значит, развивался быстрее,

чем Междуречье.

– Сравните по таблице время освоения достижений цивилизации в Междуречье и в Египте.      1 П  

Что заметили?

– Следовательно, какая цивилизация развивалась быстрее?

Фиксируем на доске:

Исторический факт: Междуречье

развивалось быстрее.

– Сравните мнение Антошки с данными таблицы. Какое наблюдается

противоречие?    

– Какой возникает вопрос?               1 Р

Фиксируем  проблему урока на доске:

Почему Междуречье развивалось

быстрее, чем Египет?

Участие в беседе

Чтение текста на стр. 80  учебника.                                                                              

                                                                                                               

Примерные ответы:

– Антошка считает, что если Египет появился раньше, значит, развивался быстрее, чем Междуречье.    

Работают по таблице «Достижения жителей Междуречья и Египта»

(Приложение №1)

– В Египте это произошло позже,

чем в Междуречье.

– Междуречье.

Выявляя противоречие, самостоятельно формулируют проблему урока, записывают её в тетради.   1  Р                                                                                                                                                                                                                      

Словесная оценка учителя.

Корректирующая информация со стороны учителя.

Регулятив-ные (Р) УУД:

1. Умение определять цель – проблему.

Познавательные (П) УУД:

1. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения:

- уметь сравнивать  по таблице времени достижения в Междуречье и в Египте;

- анализ данных по таблице.

3. Выдвиже-ние версий

Выявить варианты причин быстрого развития Междуречья, мотивировать  к высказыванию собственных версий

Словесный, наглядный, фронтальный,

дедуктивный, выдвижение предположе-ний.

Работа с картой «Древние цивилизации Азии» на стр. 79  учебника

Работа с иллюстрацией на стр. 88

Проблемные вопросы:

– Рассмотрите карту на с. 79.

Что изображено красными точками?

– Какую особенность заметили?          

– Что можете сказать про Египет?              

– Предположите, могло ли это как-то повлиять на развитие Междуречья?  

2 П  3П

– Сформулируйте кратко первую

версию.          

Фиксируем версию на доске:

1. Пересечение торговых путей.

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 88. Этот столб, на котором были высечены законы вавилонского царя Хаммурапи, нашли археологи. Как вы думаете, что могло заставить царя принять эти законы?          2П   3П

– Сформулируйте вторую версию!

Фиксируем вторую версию на доске:

2. Активная борьба между государством и людьми в одном обществе.

Примерные ответы:

– Торговые пути.

– Через Междуречье проходит много торговых путей.

– Через Египет проходит только один торговый путь.

Могут предположить, что те народы, которые проходили через Междуречье, приносили с собой что-то новое.       

– Междуречье развивалось быстрее

благодаря торговым путям.  

Рассмотрев иллюстрацию на с. 88, могут сказать, что люди активно боролись за свои права в обществе. Это заставляло правителя чаще создавать новые правила, законы.

2П   3П

– Активная борьба между правителем и людьми в одном обществе.          

Словесная оценка учителя.

Корректирующая информация со стороны учителя.

Познавательные (П) УУД:

2. Выделять главное.

3. Находить в разных источниках достоверную информацию.

Регулятив-ные (Р) УУД:

2. Выдвигать версии.

4. Актуализа-ция знаний

Актуализировать ранее изученный материал: вспомнить определения, достижения жителей Древнего Междуречья

Словесный, наглядный, фронтальный, диалоговый.

Актуализация мыслительных операций.

Опора на задания в тексте учебника стр. 85

Показ сайда №3 «Объясни значения слов, назови достижения ».

Показ слайда №4 «Распредели признаки по группам:

1. Цивилизация как ступень развития;

2. Цивилизация как общность людей»

Учитель просит выполнить задания из раздела «Вспоминаем то, что знаем» на с. 85.          2П   4П

Во фронтальном диалоге вспоминают изученный материал, который пригодится для решения  проблемного вопроса    2  П 4П

Ученики работают при помощи  словаря на стр.283

Выполняют задания №1 «Распредели признаки»

(Приложение №2)

и №2 «Достижения жителей» (Приложение №3)

Самоконт-роль по образцу

Взаимоконтроль

Познаватель-ные (П) УУД:

2. Выделять главное.

4. Определять понятия: цивилизация, государство, народ, закон, соседская община, граждане

7. Умение группировать общие признаки по группам

5. Планирова-ние деятельнос-ти

Организовать план действий для проверки версий

Словесный, наглядный, фронтальный, индивидуа-льный, диалоговый.

Подводящий диалог

– Вспомните легенду о Вавилонской башне. В чём смысл этой легенды?         2 П

– Итак, мы с вами повторили основные понятия и исторические факты,

которые необходимы для решения

проблемы.

– Теперь давайте подумаем,

что нам надо узнать, чтобы проверить

версии и ответить на главный вопрос

урока.  

Записываем план

действий на доске.

Надо узнать причины быстрого развития Междуречья.

– Так люди объясняли происхождение разных народов, говоривших на разных языках.  

– Чтобы узнать, почему Междуречье развивалось быстрее, чем Египет, нам надо знать, что этому способствовало.  

Познаватель-ные (П) УУД:

2. Выделять главное.

Регулятивные (Р) УУД:

3. Планировать деятельность.

Коммуника-тивные (К):

1. Умение организовать учебное сотрудничест-во с учителем и сверстниками

6. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

Найти решение проблемы на основе открытия новых знаний,

извлечь информацию из источника, проанализиро-вать, установить причинно – следственные связи, почему Междуречье развивалось быстрее, чем Египет

 Поисковый, наглядный, аналитичес-кий, индивидуаль-ная работа, побуждающий диалог, выполнение продуктивных заданий.

Слайд №5 «Открываем новые знания»,

Слайд №6 «Перекрёсток Западной Азии».

«Чтение» карты на стр. 79.

Слайд №7 .

Поиск ответов на вопросы:

- Что жители Междуречья должны были покупать у соседей по Западной Азии?

- Что жители Междуречья могли продавать соседям по Западной Азии?

 

Смысловое чтение текста на стр. 85-87.

Слайд №8:

- Где находись центры расселения семитских племён, индоевропей-ских племён?

-Какие типы хозяйственной деятельности были освоены этими племенами?

Слайд №11

- Отметь на ленте времени даты

Слайд №12

-Подсчитай, сколько тысячелетий назад правил вавилонский царь Хаммурапи

Смысловое чтение текста стр. 87-89

Смысловое чтение текста стр. 87- 89, анализ исторического источника – фрагмент из статей законов вавилонского царя

Слайды

№13 , №14, №15

-В чём ваши представления о справедливос-ти совпадают с представле-ниями царя Хаммурапи, а в чём – нет?

- Приведи аргументы.

- Оцени справедли-вость этих законов с точки зрения свободных вавилонян – современни-ков Хаммурапи

I. Перекрёсток Западной Азии

– Сейчас мы поработаем с картой.

– Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте вспомним,

как читать карту, извлекая нужную

информацию.

– По карте на

с. 79 определите, по каким торговым путям в Междуречье поступали медь и олово, строительный лес, драгоценные металлы, благовония, пурпурная краска, стеклянные сосуды, вино.    

Записываем на доске:

Торговые пути:

из Малой Азии – медь;

из Палестины – олово,

из Финикии, Палестины- стеклянная посуда.

– Теперь продолжайте самостоятельно выполнять задание, делая запись в тетради.

– Проверьте себя, прочитав текст на

с. 85–87.   2П   5П

Продолжаем запись на доске:

Торговые пути:

из Финикии – строительный лес,

пурпурная краска;

из Аравии – благовония;

из Египта – вино.

– Предположите, как торговля с соседями по Западной Азии могла повлиять на развитие Междуречья?  

– Проверьте свои догадки по тексту

на с. 85–87.

Записывает на доске:

Заимствовали:

у семитских племён – новый язык;

у индоевропейцев – колёсные повозки.

– Чем можно объяснить быстрое развитие Междуречья и всей Западной Азии, исходя из того, что мы узнали?          

Выполните задание №3 «Причины быстрого развития Междуречья»

 ( Приложение №4)

При проверке данного задания применяем алгоритм самооценки.     

Фиксирует на доске:

Причины быстрого развития Междуречья:

1) пересечение торговых путей;

2) тесное взаимодействие с другими народами.

II. Законы «сияющей справедливости»

– В XVIII веке до н.э. всё Междуречье объединил в могущественное

государство один из царей Вавилона –

Хаммурапи. Он прославился тем, что издал законы, основываясь на которых,  управлял государством.

Выполните задание №5 (работа с лентой времени)

– С помощью текста (с. 87–89) узнайте, зачем Хаммурапи принял эти законы.   1П   2П   3П

Продолжает запись на доске:

Причины быстрого развития Междуречья:

3) законы Хаммурапи.

– Давайте с вами ознакомимся с некоторыми правилами жизни и постараемся определить, насколько справедливы они были.

– Внимательно прочитайте текст на с. 87–89, попытайтесь объяснить, в чём ваши представления, людей XXI века, о справедливости и равенстве совпадают с представлениями вавилонского

царя, а в чём – нет.

Выполним задания №5, №6                 1Л 2Л

При проверке данного задания применяем алгоритм самооценки.     

Вспоминают правила работы с

картой:

1) внимательно изучить легенду

карты (условные обозначения);

2) найти необходимые объекты на

карте;

3) установить взаимосвязь анализируемых объектов;

4) преобразовать информацию, полученную из карты;

5) сделать вывод на основе анализа

карты.        

Один из учеников отвечает, показывая объекты на настенной карте.

Примерный ответ:

– Я считаю, что медь поступала в Междуречье из Малой Азии, а олово – из Палестины, так как на карте это отмечено цепочкой из красных точек, обозначающих торговые пути, и

условными знаками в виде рисунков. 2П

Продолжают выполнять задание.

Про себя читают текст на с. 85–87.

Один из учеников устно отвечает, показывая объекты на настенной

карте.

Высказывают свои мнения, выдвигают догадки.

Коррекция догадок:

– От других народов они могли перенять новые достижения, усовершенствовав их. Например, древние шумеры переняли язык семитских племён,

которые переселились на эту землю и

образовали там свои города-государства. У индоевропейских племён переняли и усовершенствовали колёсные повозки, сделав из них стремительные

колесницы. Сами шумеры тоже могли научить переселявшиеся народы многому для них неизвестному, например,

орошаемому земледелию, строительству и письменности.

Предлагают варианты ответов по учебной проблеме.

– Междуречье находилось на пересечении торговых путей, через которые проходило много торговых караванов разных народов. В результате

шумеры активно взаимодействовали

с другими племенами, перенимая и

совершенствуя их достижения. Это

способствовало быстрому развитию

Междуречья и всей Западной Азии.    

Выполняют  задания:

-отмечают на ленте времени даты, считают, сколько тысячелетий назад правил вавилонский царь Хаммурапи.

Выполняют задание №3 «Причины быстрого развития Междуречья»

  (Приложение №4)

При проверке данного задания применяют алгоритм самооценки.     

Могут сказать, что Хаммурапи считал себя по воле богов признанным

установить

справедливость, олицетворяя себя богом Шамашем, который озаряет всю страну. Поэтому и были установлены новые правила жизни в обществе.   1П   2П   3П

Выполняют  задание № 4

(Приложение №5)

Работают с текстом и аргументированно высказывают своё мнение. Могут возникать различные мнения: согласятся, что справедливо,

когда за причинение вреда имуществу одного человека виновный должен был возместить ущерб; физическое

наказание в виде отрубания пальцев,

рук, избиение плетью для современных людей неприемлемо; казнь за преступление, приведшее к смерти другого человека, может вызвать дискуссию в классе – главное, чтобы ученики смогли аргументированно

обосновать свою точку зрения. Физическое наказание за то, что низший по положению человек нанёс вред

знатному, подтверждает, что в обществе существовало неравенство, а

значит, не все законы были справедливы.

Выполняют задания №№5,6.

( Приложения №6,7)

1Л 2Л

При проверке данного задания применяют алгоритм самооценки.     

Словесная оценка учителя.

Корректирующая информация со стороны учителя.

Самопровер-ка по образцу

Самооценка по алгоритму

Познавательные (П) УУД:

1. Анализировать, строить логически обоснованные

2. Выделять главное.

3. Находить в разных источниках достоверную информацию.

5. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуаль-ную информацию.

Регулятив-ные (Р) УУД:

3. Планировать деятельность.

4. Работать по плану.

5. Оценивать степень и способы достижения цели.

Регулятив-ные (Р) УУД:

5. Оценивать степень и способы достижения цели.

Личностные УУД (Л)

1. Оценивать себя с позиции гражданина России,

2. давать оценку деятельности вавилонского царя Хаммурапи и его законам.

7. Выражение решения проблемы

Сравнить свой вывод с авторским,

дать оценку степени достижения цели

Репродуктивный.

Слайд №16

- При царе Хаммурапи вавилонское царство стало самой силь-ной и развитой державой Западной Азии

– Итак, мы с вами узнали, почему

Междуречье быстро развивалось.

– Какой вывод можно сделать по проблеме урока? 6П

- Какие версии подтвердились?

Предполагаемый вывод по проблеме:

– Междуречье развивалось быстрее, чем Египет, так как оно располагалось на пересечении нескольких

торговых путей, что способствовало

активному взаимодействию шумеров

с различными народами, тем самым обогащая опыт и достижения местных жителей.

Борьба между государством и людьми в одном обществе заставляла правителей чаще придумывать новые правила (законы), что способствовало развитию и укреплению державы

Законы Хаммурапи

позволяли управлять государством и

поддерживать порядок в обществе,

что способствовало укреплению самой развитой державы Западной Азии – Вавилонского царства.  

Словесная оценка учителя.

Корректирующая информация со стороны учителя.

Самопровер-ка по образцу

Познавательные (П) УУД:

6. Делать выводы.

Регулятив-ные (Р) УУД:

5. Оценивать степень и способы достижения цели.

8. Примене-ние нового знания

Применить полученные знания при выполнении продуктивных заданий

Репродуктив-ный

Индивидуальная работа, работа с текстом учебника, картой

Слайд №10

- особый путь финикийцев

Слайд №17, 18, 19

- По каким торговым путям в Междуречье поступали медь, олово, строительный лес, драгоценные металлы, пурпурная краска, стеклянные сосуды, вино?

- Что могли перевозить финикийцы по важнейшим морским торговым путям?

- Какой путь нужно было проделать финикийским кораблям от г. Тира до оловянных рудников в Британии?

– Отличаются ли современные представления о справедливости законов Хаммурапи от представлений свободных вавилонян?    

– Одним из соседних народов, с которым древние шумеры активно торговали, были финикийцы. Используя

текст и карту, определите, чем отличались финикийцы от известных вам

жителей Западной Азии.

Выполним задание №7, №8

– Подумайте,

как они могли повлиять на развитие

Междуречья.

1П   2П   3П   4П   5П  

Могут сказать, что вавилоняне воспринимали эти законы как должное,

что законы Хаммурапи позволяли управлять обществом и поддерживать порядок. Это делало государство

сильным и развитым.     1П  2П

Индивидуально, самостоятельно

выполняют задание, работают с картой, записывают ключевые слова в тетрадь.

Выполняют задание №7, №8

( Приложение №8, 9)

1П   2П   3П   4П   5П  

Словесная оценка учителя.

Корректирующая информация со стороны учителя.

Самопровер-ка по образцу

Познавательные УУД 

1. Анализиро-вать, строить логически обоснованные рассуждения.

2. Выделять главное.

3. Находить в разных источниках достоверную информацию.

4. Определять понятия.

5. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуаль-ную информацию.

6. Делать выводы.

9. Подведение итогов

Подвести итоги, сделать выводы

Словесный, фронтальный.

– Как вы думаете, почему параграф

называется «Законы Вавилонского

царства»?

– Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запишите её в тетрадь.

– Это было самое развитое государство Западной Азии. 6П

По-разному формулируют тему урока.

Высказывают свои предположения.

Словесная оценка учителя.

Корректи-рующая информация со стороны учителя.

Самопровер-ка по образцу

Познавательные УУД 

6. Делать выводы.

Регулятив-ные (Р) УУД:

5. Оценивать степень и способы достижения цели.

10. Домашнее задание

Объяснить домашнее задание

Словесный

– Прочитайте название следующего

параграфа. Как вы думаете, почему

Ассирию называли «железным»

царством?

– Прочитайте дома § 14 и проверьте

свои предположения. Чтобы лучше

усвоить и понять тему, которую мы будем изучать на следующем уроке, приготовьте ответы на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем».

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 22 Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Цель урока: сформировать представление о законах Хаммурапи, ознакомить учащихся с устройством древневавилонского общества, социальными группами...

Технологическая карта урока истории 8 класс по теме "Внешняя политика Екатерины II".

Технологическая карта урока истории 8 класс по теме "Внешняя политика Екатерины II"....

Технологическая карта урока биологии 5 класс по теме "Царства живой природы"

Технологическая карта урока по биологии 5 класс по теме "Царства живой природы"...

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы", 5 класс. При проведении урока используются технология проблемного обучения и технологи...