Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 22 Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Цель урока: сформировать представление о законах Хаммурапи, ознакомить учащихся с устройством древневавилонского общества, социальными группами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_22_vavilonskiy_tsar_hammurapi_i_ego_zakony.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 22. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Учитель истории и обществознания: Базунова Олеся Владимировна

УМК: «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.

Цель урока: Способствовать формированию представлений о законах Хаммурапи как уникальном источнике по социально-политическим отношениям в древневавилонском обществе, создать условия для ознакомления учащихся с устройством древневавилонского общества, социальными группами, положениями рабов.

Тип и вид урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-исследование

Планируемые результаты (предметные):

1. Научатся определять понятия: законы ростовщик.

2. Получат возможность научиться давать характеристику законам Хаммурапи, рассказывать о важнейших исторических событиях их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, используя текст исторического источника и отвечая на вопросы

Личностные результаты: Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения их учетом

Метапредметные результаты:

Познавательные: структурируют знания, самостоятельно выделяют и формулируют цели, ориентируются в учебнике, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания.

Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной и не успешной деятельности на уроке.

Основные понятия и термины: Образование Вавилонского царства. Вавилон – центр ремесла и торговли. Правление Хаммурапи (1792-1750 г.д.н.э.). Появление законов Хаммурапи. Устройство вавилонского общества по законам Хаммурапи. Законы, ростовщик, раб-должник

Образовательные ресурсы: Учебник. Карты «Междуречье и Восточное Средиземноморье»,  «Вавилонское царство в XVIII в.н.э. Ассирийская держава в VIII – VII вв.д.н.э.». Схемы: «Вавилон – центр ремесла и торговли», «Виды преступлений, названные в законах Хаммурапи». Рабочая тетрадь №1. АРМ учителя.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

Характеристика основных видов деятельности

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

1. Организационный момент

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Быстрое включение в деловой ритм.

2. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Сообщение учителя.

Сообщает тему урока.

- Вы – историки-исследователи, предположите, что вам предстоит сегодня на уроке

Слушают учителя. Формулируют учебные задачи

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

Образование Вавилонского царства. Вавилон – центр ремесла и торговли

Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Рассказ учителя, работа с картой, схемой, беседа

В ходе рассказа о возвышении Вавилона в Двуречье организует работу с картой. Предлагает, вспомнив природные условия, предположить, что покупали и продавали купцы в Вавилоне.

Организует работу со схемой (см. Приложение 1)

Находят на карте Вавилон, описывают его местонахождение. Называют природные условия Вавилона, выдвигают предположения продаваемых и покупаемых товаров

Регулятивные: осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи

Работа с картой, беседа по вопросам

Вавилонский царь Хаммурапи

Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, работа с текстом, иллюстрацией, беседа

Знакомит с царем Вавилона Хаммурапи и его временем правления.

Организует работу с текстом (п. 2 § 14), иллюстрацией. Предлагает составить план текста.

Под руководством учителя характеризуют вавилонского царя Хаммурапи. Составляют план текста.

Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Работа с текстом, беседа по вопросам, план текста

Законы Хаммурапи

Фронтальная, групповая, коллективная. Словесный. Исследовательский, практический. Работа с документом, таблицей, беседа

Формулирует задания для работы с текстом § 14 (п. 3-5), документами «Из законов Хаммурапи», «Из вавилонской таблички». Проводит беседу, организует заполнение таблицы (см. Приложение 2)

Проводят поиск необходимой информации в текстовых источниках

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; осуществляют анализ; строят логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: высказывают свое мнение

Работа с документом, беседа по вопросам

4. Закрепление знаний и способов действий

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Рассказ учителя, работа с текстом, «линией времени», иллюстрацией, беседа, работа с контурной картой

- Подсчитайте, что было раньше, - правление Хаммурапи в Вавилоне или Тутмоса в Египте? На сколько лет раньше? Отметьте на линии времени даты правления Хаммурапи и Тутмоса.

Организует работу с контурной картой (№ 53) в рабочей тетради, беседу по вопросам в конце § 14

Отмечают на линии времени даты правления царей, правильно устанавливают последовательность и длительность исторических событий. Показывают на карте Вавилонское царство

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Работа с линией времени, беседа по вопросам, контурная карта

5. Рефлексия

Фронтальная. Практический. Тест

Предлагает проанализировать свою деятельность, работая с тестом

Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке

Письменный тест

6. Информация о домашнем задании.

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя.

Комментирует задание.

§ 14, задания 54-60 в р/т

Воспринимают задания, уточняют

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения д/з

задание в р/т


Рабочий лист к уроку

Приложение 1.

Вавилон – центр ремесла и торговли

Привозное сырье: камень, металлы (железо, золото, элект, серебро, свинец, олово, бронза, медь), строевой лес (кедр, кипарис, дуб, бук и др.)

Местное сырье: глина, тростник, кожа, шерсть, лен, нефть

Вавилон – торговый и ремесленный центр Древнего Востока

(здесь можно было купить и продать любой товар, известный древнему миру)

Вывозили: полированную мебель с инструкциями из золота и серебра, слоновой кости, драгоценных камней; косметику, парфюмерию, вино, изделия, украшенные стеклянной глазурью (бирюзовой, синей, желтой, белой, зеленой, коричневой, красной и др.), флаконы и другие изделия из стекла, поделки из синего стекловидного сплава, имитировавшего лазурит, шерстяные и льняные ткани, зерно

Использовали: сырую нефть для заправки святильников, асфальт и битум, как растворы для закладки кирпича и средство для придания водонепроницаемости, циновки, ковры, корзины, сумки, сосуды из тростника и пальмовых волокон, обувь, кожаные предметы вооружения (колчаны, щиты, панцири, шлемы), и конской упряжи (уздечки, ремни, вожжи, хомуты, шлеи, поводья, бичи), кожаные мехи для хранения жидкости и бурдюки, надувавшиеся воздухом, на которых переправлялись через реку, глиняную посуду

Приложение 2.

  1. Почему за кражу вещи, скотины или раба наказывали одинаково?
  2. Что означает выражение «око за око, зуб за зуб»?
  3. Согласно законам Хаммурапи бежавшему от хозяина рабу отрезали ухо, оставляя ему возможность трудиться и отвечать на вопросы господина. Подумайте, остановило ли такое жестокое наказание рабов от желания бежать из неволи? Обоснуйте свой ответ.
  4. В Древнем Вавилоне преступников заставляли испытывать то же самое, сто они причинили своей жертве. Подумайте, мог ли данный метод наказания остановить преступников? Обоснуйте свой ответ.

Виды преступлений, названные в законах Хаммурапи

Государственные

Против царя, измена

Должностные

Взятка, изменение судебного режима

Религиозные

Чародейство, святотатство, колдовство

Воинские

Дезертирство, отказ от воинской повинности и присвоения имущества война

Против семьи

Браки между родственниками, измена жены

Против личности

Ложное обвинение, умышленное и неумышленное убийство, оскорбление, лжесвидетельство

Против собственности

Кража, укрывательство и кража чужого раба, снятие с раба знака его рабства, повреждение или уничтожение чужого имущества, плохое качество работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории Древнего мира "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Знакомство обучающихся с новым государством, его правителем, его политикой; изучаются основные понятия и значение терминов: «закон», «наказание», « справедливость» ...

Урок истории 5 класс "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Урок раскрывает особенности личности царя Хаммурапи, его законы...

Урок по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Урок направлен на формирование у обучающихся основ анализа исторического источника....

Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира на тему: "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Данная презентация поможет учащимся более наглядно освоить материал по данной теме. В презентации есть дополнительные сведения о жизни великого законодателя древности....

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы", 5 класс. При проведении урока используются технология проблемного обучения и технологи...

Технологическая карта урока по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" 5 класс

Технологическая карта разработана к уроку по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы". Цель данного урока сформировать представления обучающихся об организации общества и хозяйства Меж...