Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 22 Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Цель урока: сформировать представление о законах Хаммурапи, ознакомить учащихся с устройством древневавилонского общества, социальными группами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_22_vavilonskiy_tsar_hammurapi_i_ego_zakony.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 22. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Учитель истории и обществознания: Базунова Олеся Владимировна
УМК: «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.
Цель урока: Способствовать формированию представлений о законах Хаммурапи как уникальном источнике по социально-политическим отношениям в древневавилонском обществе, создать условия для ознакомления учащихся с устройством древневавилонского общества, социальными группами, положениями рабов.
Тип и вид урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-исследование
Планируемые результаты (предметные):
1. Научатся определять понятия: законы ростовщик.
2. Получат возможность научиться давать характеристику законам Хаммурапи, рассказывать о важнейших исторических событиях их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, используя текст исторического источника и отвечая на вопросы
Личностные результаты: Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения их учетом
Метапредметные результаты:
Познавательные: структурируют знания, самостоятельно выделяют и формулируют цели, ориентируются в учебнике, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания.
Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной и не успешной деятельности на уроке.
Основные понятия и термины: Образование Вавилонского царства. Вавилон – центр ремесла и торговли. Правление Хаммурапи (1792-1750 г.д.н.э.). Появление законов Хаммурапи. Устройство вавилонского общества по законам Хаммурапи. Законы, ростовщик, раб-должник
Образовательные ресурсы: Учебник. Карты «Междуречье и Восточное Средиземноморье», «Вавилонское царство в XVIII в.н.э. Ассирийская держава в VIII – VII вв.д.н.э.». Схемы: «Вавилон – центр ремесла и торговли», «Виды преступлений, названные в законах Хаммурапи». Рабочая тетрадь №1. АРМ учителя.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
Характеристика основных видов деятельности | Формируемые УУД | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. | Быстрое включение в деловой ритм. | |
2. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя. | Сообщает тему урока. - Вы – историки-исследователи, предположите, что вам предстоит сегодня на уроке | Слушают учителя. Формулируют учебные задачи | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | |
3. Усвоение новых знаний и способов действий. Образование Вавилонского царства. Вавилон – центр ремесла и торговли | Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Рассказ учителя, работа с картой, схемой, беседа | В ходе рассказа о возвышении Вавилона в Двуречье организует работу с картой. Предлагает, вспомнив природные условия, предположить, что покупали и продавали купцы в Вавилоне. Организует работу со схемой (см. Приложение 1) | Находят на карте Вавилон, описывают его местонахождение. Называют природные условия Вавилона, выдвигают предположения продаваемых и покупаемых товаров | Регулятивные: осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи | Работа с картой, беседа по вопросам |
Вавилонский царь Хаммурапи | Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, работа с текстом, иллюстрацией, беседа | Знакомит с царем Вавилона Хаммурапи и его временем правления. Организует работу с текстом (п. 2 § 14), иллюстрацией. Предлагает составить план текста. | Под руководством учителя характеризуют вавилонского царя Хаммурапи. Составляют план текста. | Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану. Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях | Работа с текстом, беседа по вопросам, план текста |
Законы Хаммурапи | Фронтальная, групповая, коллективная. Словесный. Исследовательский, практический. Работа с документом, таблицей, беседа | Формулирует задания для работы с текстом § 14 (п. 3-5), документами «Из законов Хаммурапи», «Из вавилонской таблички». Проводит беседу, организует заполнение таблицы (см. Приложение 2) | Проводят поиск необходимой информации в текстовых источниках | Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; осуществляют анализ; строят логическую цепь рассуждений Коммуникативные: высказывают свое мнение | Работа с документом, беседа по вопросам |
4. Закрепление знаний и способов действий | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Рассказ учителя, работа с текстом, «линией времени», иллюстрацией, беседа, работа с контурной картой | - Подсчитайте, что было раньше, - правление Хаммурапи в Вавилоне или Тутмоса в Египте? На сколько лет раньше? Отметьте на линии времени даты правления Хаммурапи и Тутмоса. Организует работу с контурной картой (№ 53) в рабочей тетради, беседу по вопросам в конце § 14 | Отмечают на линии времени даты правления царей, правильно устанавливают последовательность и длительность исторических событий. Показывают на карте Вавилонское царство | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | Работа с линией времени, беседа по вопросам, контурная карта |
5. Рефлексия | Фронтальная. Практический. Тест | Предлагает проанализировать свою деятельность, работая с тестом | Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке | Письменный тест |
6. Информация о домашнем задании. | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя. | Комментирует задание. § 14, задания 54-60 в р/т | Воспринимают задания, уточняют | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения д/з | задание в р/т |
Рабочий лист к уроку
Приложение 1.
Вавилон – центр ремесла и торговли | ||
Привозное сырье: камень, металлы (железо, золото, элект, серебро, свинец, олово, бронза, медь), строевой лес (кедр, кипарис, дуб, бук и др.) | Местное сырье: глина, тростник, кожа, шерсть, лен, нефть | |
Вавилон – торговый и ремесленный центр Древнего Востока (здесь можно было купить и продать любой товар, известный древнему миру) | ||
Вывозили: полированную мебель с инструкциями из золота и серебра, слоновой кости, драгоценных камней; косметику, парфюмерию, вино, изделия, украшенные стеклянной глазурью (бирюзовой, синей, желтой, белой, зеленой, коричневой, красной и др.), флаконы и другие изделия из стекла, поделки из синего стекловидного сплава, имитировавшего лазурит, шерстяные и льняные ткани, зерно | Использовали: сырую нефть для заправки святильников, асфальт и битум, как растворы для закладки кирпича и средство для придания водонепроницаемости, циновки, ковры, корзины, сумки, сосуды из тростника и пальмовых волокон, обувь, кожаные предметы вооружения (колчаны, щиты, панцири, шлемы), и конской упряжи (уздечки, ремни, вожжи, хомуты, шлеи, поводья, бичи), кожаные мехи для хранения жидкости и бурдюки, надувавшиеся воздухом, на которых переправлялись через реку, глиняную посуду |
Приложение 2.
- Почему за кражу вещи, скотины или раба наказывали одинаково?
- Что означает выражение «око за око, зуб за зуб»?
- Согласно законам Хаммурапи бежавшему от хозяина рабу отрезали ухо, оставляя ему возможность трудиться и отвечать на вопросы господина. Подумайте, остановило ли такое жестокое наказание рабов от желания бежать из неволи? Обоснуйте свой ответ.
- В Древнем Вавилоне преступников заставляли испытывать то же самое, сто они причинили своей жертве. Подумайте, мог ли данный метод наказания остановить преступников? Обоснуйте свой ответ.
Виды преступлений, названные в законах Хаммурапи | |
Государственные | Против царя, измена |
Должностные | Взятка, изменение судебного режима |
Религиозные | Чародейство, святотатство, колдовство |
Воинские | Дезертирство, отказ от воинской повинности и присвоения имущества война |
Против семьи | Браки между родственниками, измена жены |
Против личности | Ложное обвинение, умышленное и неумышленное убийство, оскорбление, лжесвидетельство |
Против собственности | Кража, укрывательство и кража чужого раба, снятие с раба знака его рабства, повреждение или уничтожение чужого имущества, плохое качество работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по истории Древнего мира "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Знакомство обучающихся с новым государством, его правителем, его политикой; изучаются основные понятия и значение терминов: «закон», «наказание», « справедливость» ...
Урок истории 5 класс "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Урок раскрывает особенности личности царя Хаммурапи, его законы...
Контрольная работа на курсах повышения квалификации: технологической карты урока по теме: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы», в соответствии с ФГОС ООО
технологическая карта урока...
Урок по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Урок направлен на формирование у обучающихся основ анализа исторического источника....
Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира на тему: "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Данная презентация поможет учащимся более наглядно освоить материал по данной теме. В презентации есть дополнительные сведения о жизни великого законодателя древности....
Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы", 5 класс. При проведении урока используются технология проблемного обучения и технологи...
Технологическая карта урока по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" 5 класс
Технологическая карта разработана к уроку по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы". Цель данного урока сформировать представления обучающихся об организации общества и хозяйства Меж...