Инновационный урок истории 5 класс История Древнего мира «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
методическая разработка по истории (5 класс)
-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_urok_istorii_mkou_bredinskaya_sosh_no_4.docx | 33.45 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 16.27 КБ |
prilozhenie.docx | 16.92 КБ |
kartinki.docx | 186.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение
«Брединская Средняя Школа № 4»
Инновационный урок истории
5 класс
История Древнего мира
«Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
Личные данные:
Станскова Екатерина Алексеевна, учитель истории и обществознания
Рабочий адрес:
Челябинская область, Брединский район, п. Маяк, пер. Школьный 1а, Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение Брединская Средняя Общеобразовательная Школа №4. тел. 75-2-47
Электронный адрес, контактный телефон:
Stanskova83@mail.ru; тел.89193209920
Конструктор – урока
Тема урока: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, на основе ранее изученных.
Цели урока:
Воспитательные: формировать собственное отношение к историческим событиям и явлениям, давать нравственную оценку отдельно взятых законов Хаммурапи.
Развивающие: формировать умения и навыки работы с историческими источниками, умение работать в группе, планировать свою деятельность, представлять результаты своей работы; давать оценку своей деятельности.
Обучающие: формировать представление о царе Вавилонского царства Хаммурапи, годах его правления и законотворческой деятельности, показать особенности законов – их социальную направленность, определить понятие законов.
Планируемые результаты:
Личностные:
Высказывают собственное отношение к законам Хаммурапи, дают им оценку, выслушивают мнение одноклассников.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: самостоятельно формулируют проблему, планируют работу группы, действуют в соответствии с поставленной задачей, контролируют свои действия, оценивают свои достижения с учетом мнения других;
Познавательные УУД: извлекают информацию из исторических источников, анализируют предоставленные материалы, сравнить с действующими законами в РФ, формулируют выводы;
Коммуникативные УУД: овладевают опытом публичных выступлений, распределяют роли и сотрудничают в группе, анализируют деятельность в группе.
Предметные:
Знают и правильно определяют понятие законов как обязательных правил поведения, установленных высшим органом власти, за несоблюдение которых наступает ответственность, приводят примеры законов Хаммурапи, извлекают информацию из текста, умеют использовать разные средства коммуникации (карту, книгу, дополнительные источники данные учителем) для достижения поставленной цели;
Источник информации
Программа ОУ:
* Рабочая программа по всеобщей истории для 5-9 классов разработана к учебно-методическим комплексам линии «Сферы» издательства «Просвещение» 2014г.
Авторы программы: Уколова В.И; Ведюшкин В.А; Бовыкие Д.Ю; Медяков А.С; Белоусов Л.С.
*Предметная линия учебно-методических комплексов "Сферы"по Всеобщей истории
Авторы линии "Сфера": В.И. Уколова; А.А. Данилов; Л.С. Белоусов.
Учебно-методический комплекс по истории
Учебник:
1. История. Древний мир. 5 класс: учеб.для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе/ В.И. Уколова; Рос.акад. наук,Рос.акад.образования, изд-во "Просвещение". - 2-е изд.-М.:Просвещение,2014.(Академический школьный учебник) (Сферы).
Печатные пособия:
1. Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А. И. Немировского. - М., 2012;
2. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. – М, Творческий центр «Сфера», 2014;
3. Петрович В.Г. и др. Уроки истории в 5 классе – М.: Творческий центр, 2014;
4. Брандт М.Ю. Тесты. История древнего мира. 5 класс – М.: Дрофа, 2013;
Экранно-звуковые пособия:
1. Электронное приложение к учебнику «История Древний мир», 5 класс. – М, Просвещение 2014;.
2. Атлас истории Древнего мира.
3. Всеобщая история. Древний мир. 5 класс.
Основные Интернет-ресурсы:
1. http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
2. http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
3. http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»
4. http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)
Название этапа урока | I. Организационно-мотивационный этап | ||||
Основная задача этапа | Подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности. | ||||
Содержание этапа | |||||
Деятельность учителя и основные вопросы содержания | Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, учебных действий) | Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий | |||
Предметные действия | Метапредметные действия | Личностные действия | |||
- приветствие учащихся; - определение отсутствующих; - определение внешней готовности учеников к работе; - эмоциональный настрой на работу; - формирование групп (предварительно готовятся списки) | Формируют группы | - учащиеся приветствуют учителя; - сообщают об отсутствующих; - демонстрируют готовность к уроку. | Формирование групп | ||
Название этапа урока | II. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала (актуализация) | ||||
Основная задача этапа | Обеспечить мотивацию учения школьников, их включение в совместную деятельность, актуализировать знания и личностный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценность отношений) | ||||
Содержание этапа | |||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, учебных действий) | Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий | |||
Предметные действия | Метапредметные действия | Личностные действия | |||
Приём «Фантастическая добавка» Ребята разыгрывают сценку из жизни Древнего Междуречья. (Приложение 1) Актуализация знаний для поиска путей решения проблемы: -фронтальная работа (педагог задает вопросы, обучающиеся отвечают) Фиксирует выдвинутые обучающимися гипотезы, организует их обсуждение. Записываем тему в тетради. Тему урока и проблему мы определили. Сегодня мы познакомимся с Вавилонским царём Хаммурапи, узнаем годы его правления и как были обнаружены его законы, а также вы будете работать с некоторыми законами царя Хаммурапи, и попытаетесь определить, какими же были эти законы: жестокими или справедливыми, необходимыми или ненужными! | Отвечают на вопросы. Определяют тему урока - «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» Обучающиеся воспринимают информацию, которая дана педагогом. | Коммуникативные УУД: Вступают в диалог с учителем - дают ответы на поставленные вопросы, высказывают свои предположения в качестве вывода; устанавливают партнерские отношения Регулятивные УУД: Формулируют проблему; Распределяют роли и обязанности в группе Познавательные УУД: Решают учебные проблемы, возникающие в ходе работы; | Эмоциональная реакция на демонстративно - практическую деятельность педагога. Осознание своей роли в группе во время работы | Вопросы: - О чем мы говорили на прошлом уроке? А о каких государствах упомянули в этой сценке? Кто действующие лица сценки? Чье имя прозвучало? А кто это? Что читал глашатай? Что мы называем законами? Какими они бывают? Что мы должны будем изучить на уроке? Ребята, какая тема урока?
Наводящие вопросы педагога по формулировке проблемы, определение темы и плана учебных действий | |
Название этапа урока | III. Этап изучения нового учебного материала (формирование знаний, формирование умений) | ||||
Основная задача этапа | Создать условия для освоения обучающимися логически и содержательно законченного фрагмента учебного содержания предметного и метапредметного характера, добиться усвоения и осознания учащимися путей, способов, средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность. | ||||
Содержание этапа | |||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, учебных действий) | Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий | |||
Предметные действия | Метапредметные действия | Личностные действия | |||
1.Для начала давайте обратимся к учебнику. Откройте с. 34 , § 11 Прочитайте, и ответьте на вопрос, в какие годы правил царь Хаммурапи? А сейчас отметим на ленте времени даты его правления и узнаем, сколько лет он правил в Вавилоне. (1 человек у доски остальные в тетради) Ответьте на вопросы (хронологические задачи): Сколько лет назад началось правление царя Хаммурапи? Ответ: 1792+2016=3808 лет назад начал править царь Хаммурапи. Сколько лет правил царь Хаммурапи? Ответ: 1792-1750=42 года царь Хаммурапи правил в Вавилоне. Какой год предшествует 1792 году и какой идет за ним? Ответ: 1793 г. до н.э. – предшествует; 1791 г. до н.э. – следующий за 1792 г. Для того чтобы продолжить работу нам необходимо определить понятие закона. Что это такое? Ваше мнение? 2. А чтобы проверить правильность наших гипотез нам необходимо обратиться к словарю. 3. Далее вам предстоит работа в группах, каждая из которых будет выполнять индивидуальные задания. (приложение 2) Организует, корректирует и контролирует работу групп. Организует отчет работы групп и их оценку 4. Приём «Хорошо-плохо» Описание: универсальный приём КЕЙС - технологии, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие. Формирует: умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации; умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»); умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли. Ученики делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»). | Работают с учебником, словарём, историческими источниками. | Познавательные УУД: самостоятельно работают с информацией: историческим документом; проводят коллективное обсуждение. Регулятивные УУД: обдумывают последовательность своих действий, знакомятся с инструкцией по выполнению заданий, организуют работу в группах. Коммуникативные УУД: организуют диалог внутри группы, принимают совместное решение. | Развивают навык самоконтроля, усваивают содержание, исходя из личных и социальных ценностей, развивают волевые качества | Выданы листы с заданиями. Задания группам:
1. Подумайте, кто сможет возглавить группу и четко изложить вывод. 2. Изучите исторический документ, распределив статьи между всеми членами группы 3. Внимательно прочитайте задание и сформулируйте вывод. (В группах назначается эксперт, у каждого эксперта оценочная карта, каждый ребенок в ходе обсуждения ставит себе оценку, затем эксперт оценивает его работу). Представление и анализ работ в группах. Определение: Закон - обязательные правила поведения, установленные высшим органом власти, за несоблюдение которых наступает ответственность.
Группы остаются те же. Жребий определяет, кто какую роль выбрал: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». | |
Название этапа урока | IV. Этап применения знаний и умений, их обобщение | ||||
Основная задача этапа | Создание условий для применения знаний и умений обучающихся | ||||
Содержание этапа | |||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, учебных действий) | Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий | |||
Предметные действия | Метапредметные действия | Личностные действия | |||
Организует, корректирует и контролирует учебную деятельность | Работают с учебником, историческими источниками. | Познавательные УУД: формулирование и аргументация своих действий Коммуникативные УУД: представление результатов. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция | Планируют свои действия, осознают необходимость продуктивной деятельности. | Работа с учебником. Обсуждение результатов всем классом. | |
Название этапа урока | V. Этап проверки понимания закрепление изученного | ||||
Основная задача этапа | Подведение итогов работы на уроке. Проверка усвоенного материала | ||||
Содержание этапа | |||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, учебных действий) | Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий | |||
Предметные действия | Метапредметные действия | Личностные действия | |||
Организует мини - тестирование, (приложение 3) подведение итогов и обобщение по проблеме урока. Ребята, какую цель мы поставили с вами сегодня на уроке? Достигли мы этой цели? Что узнали на уроке нового? | Анализируют предоставленные материалы, сравнивают с действующими законами в РФ, формулируют выводы; Пишут мини - тест | Регулятивные УУД: Делают выводы Коммуникативные УУД: Представляют свою точку зрения. Познавательные УУД: Называют даты правления царя Хаммурапи, определяют понятие законов | Определяют свое отношение к личности и деятельности царя Хаммурапи. | В конце выступления групп обучающиеся приходят к выводу, что не все законы можно считать справедливыми, некоторые очень жесткими, с их точки зрения, но отметили и необходимость законов для защиты некоторых прав человека. Дети выполняют работу на листках и затем проверяют в классе методом взаимопроверки. Обсуждение результатов. | |
Название этапа урока | VI. Инструктаж о выполнении домашнего задания | ||||
Основная задача этапа | Мотивировать обучающихся на важность выполнения домашнего задания и дать четкий инструктаж | ||||
Содержание этапа | |||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, учебных действий) | Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий | |||
Предметные действия | Метапредметные действия | Личностные действия | |||
Домашнее задание: § 11 Вопросы. Объяснять цели, мотивы, результаты законов Хаммурапи. Знать понятия: Двуречье, клинопись, Вавилон, законы, храмы. | Записывают домашнее задание в дневник | Осмысливают, уточняют. | Инструктаж по выполнению домашнего задания | ||
Название этапа урока | VII. Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока) | ||||
Основная задача этапа | Актуализировать знания учащихся. Оценить общий уровень учебных достижений. | ||||
Содержание этапа | |||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, учебных действий) | Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий | |||
Предметные действия | Метапредметные действия | Личностные действия | |||
Приём “Рюкзак” Прием рефлексии. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход". Выставляются итоговые оценки за урок. Урок окончен, всем спасибо! | Учащиеся включаются в беседу с учителем. Делают свои комментарии по работе своей группы и других групп. | Заполнить лист рефлексии: Рефлексия: • Я узнал… • Я разобрался… • Я запомнил… |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Кейс технологии на уроках истории
Скажи мне, я забуду.
Покажи мне, я могу запомнить.
Китайская пословица
Историческая справка:
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г., поэтому нередко ее называют гарвардским методом. Студенты рассматривали сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации в своей практике и обдумывали способы выхода из них. В дальнейшем, оказавшись в аналогичной ситуации, студенты легко находили пути решения проблемы. В 1920 году был издан сборник кейсов, после чего вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на case study – обучение на основе реальных ситуаций. В ведущих школах бизнеса Западной Европы кейсы стали активно использоваться в 60 - е годы. У нас в России кейс - технологии называют ещё методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами. В России данная технология стала внедряться лишь последние 4 - 5 года.
Проблема усвоения знаний давно не дает покоя учителям. Практически любое действие человека в жизни, не только учеба, связана с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, той или иной информации. Научить применять знания, значит, научить ученика набору умственных действий, проделав которые он смог бы выдать готовый продукт. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению. Мы живём и работаем в период инноваций. Для деятельности учителя сегодня представлен широкий выбор эффективных методов и приёмов, позволяющих повысить качество обучения, активизировать деятельность учащихся на уроке, развивать критическое мышление. Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно - ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.
Метод кейс – технологии, это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала ученика и преподавателя. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Мыслить критически – значит проявлять любознательность и использовать исследовательские методы.
Работа с кейсом организованна интерактивно. Учащиеся разбиваются на активные рабочие группы по 4 – 6 человек. В этих маленьких группах изучаются материалы предлагаемого кейса, разрабатываются предложения для решения проблемы, которые потом обсуждаются всем классом. Одна из основных целей на подобном занятии – развитие способностей учащихся к принятию решений, что требует организации процесса обучения как процесса поиска. Следуя этой цели учебный процесс можно поделить на несколько стадий:
Стадии:
1. Деление на группы, чёткое распределение ролей при групповой работе.
2. Знакомство с предложенными документами или конкретным случаем, кейсом. Понять проблемную ситуацию и ситуацию принятия решения.
3. Получение информации, из предоставленных материалов или добытую самостоятельно. Научиться добывать и оценивать информацию, необходимую для поиска решения (у учащихся должны быть развиты навыки критического мышления).
4. Групповое обсуждение. Обсуждение возможностей альтернативных решений. Развитие альтернативного мышления
5. Резолюция. Принятие решения в группах. Сопоставить и оценить варианты решений.
6. Диспут. Отдельные группы защищают своё решение. Аргументировано защищать собственную точку зрения, позицию своей группы
7. Рефлексия. Сравнение решений принятых в группах, подведение итогов. Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения
Таким образом, учебный процесс должен быть ориентирован не на передачу знаний и развитие навыков, а на формирование определённого отношения и стиля поведения в конкретной ситуации. Это изменение в обучении проявилось в смене целей и ценностей образования. Применение в обучении кейс - технологии позволит сформировать у учащихся высокую мотивацию к учебе; развить такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; сформировать основы деловой этики.
Я хочу, чтобы мои ученики….
-Не ожидали готовых знаний, а сами их вырабатывали.
-Чтобы ученики не просто слушали, а слышали друг друга и учителя.
-Чтобы соотносили теорию с реальной жизнью.
-Могли формулировать вопрос и аргументировать ответ.
-Делать собственные выводы и отстаивать своё мнение.
Предварительный просмотр:
Приложение I
Богач: Сиди здесь! (Удар палкой.) Ничтожный раб! Ты годишься только для того, чтобы тебя скормили шакалам. Сегодня ты получишь свои 200 ударов палкой, клянусь Тигром и Евфратом! (Уходит.)
Подходит купец.
Купец: Куда ушел твой хозяин?
Раб: Он ушел к судье, господин.
Купец: Он хочет судить тебя, ты провинился?
Раб: Нет, хозяин хочет обменять меня на собаку судьи. Он говорит, что от нее будет больше пользы. А если обмен не состоится, хозяин снова изобьет меня.
Купец: Да, нелегко тебе живется!
Раб: А вы, господин, из каких мест прибыли? Может быть, вы бывали и на моей родине?
Купец: Я Купец, Мой корабль стоит в гавани. У него на носу золоченая богиня удачи. Такой ни у кого нет. Но и она не спасла меня от несчастий. В бурю у меня смыло трех матросов за борт. А ты, я смотрю, толковый.
Раб: Я знаю три языка. Умею считать...
Купец (перебивая раба): Клянусь богиней правды Маат, я не ошибся в тебе. Бежим со мной, я возьму тебя рулевым на корабль. Ты получишь свободу. Раб: Спасибо тебе, господин!
Богач: Ограбили! Раба украли! Люди! Это был мой лучший раб, и я относился к нему, как к родному сыну!
Начальник стражи: Тихо! Слушайте указ великого и мудрого Вавилонского царя Хаммурапи!
Глашатай (читает): Светоч мудрости, первейший царь, вождь, поставленный богами, повелевает: если кто-либо украдет имущество храма или царя, то будет предан смерти. Такое же наказание полагается тому, кто украдет чужого раба...
Глашатай (продолжает чтение): Я, Хаммурапи, царь справедливый, которому бог Солнца даровал законы. Мои слова превосходны, мои дела бесподобны!
Начальник стражи: А теперь идите и расскажите всем о мудрых законах нашего великого царя!
(Все уходят.)
Приложение II
ГРУППА №1.
Поиск доказательства, что законы Хаммурапи были крайне жестокими. Анализ статей № 1,2,3,14, 229
1. Подумайте, кто сможет возглавить группу и четко изложить вывод
2. Распределите статьи между всеми членами группы
3. Внимательно прочитайте задание и сформулируйте вывод.
§ 1. Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.
§ 2. Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя.
§ 3. Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело — дело о жизни, то человек этот должен быть убит.
§ 14. Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он должен быть убит. § 229. Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.
ГРУППА № 2
Поиск доказательства гипотезы, что законы Хаммурапи были несправедливыми по отношению к рабам и зависимым людям – мушкенумам. Анализ статей № 195,196,197, 198,199,200,201,202,203,204,205,206
МУШКЕНУМ - частично зависимый человек.
1. Подумайте, кто сможет возглавить группу и четко изложить вывод.
2. Распределите статьи между всеми членами группы
3. Внимательно прочитайте задание и сформулируйте вывод.
§ 195. Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку...
§ 196. Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.
§ 197. Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.
§ 198. Если он выколол глаз мушкенуму или переломил кость мушкенуму, то он должен отвесить 1 мину серебра.
§ 199. Если он выколол глаз рабу человека или же переломил кость рабу человека, то он должен отвесить половину его покупной цены.
§ 200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.
§ 201. Если он выбил зуб мушкенуму, то он должен отвесить 1/3 мины серебра.
§ 202. Если человек ударил по щеке человека высшего по положению, чем он сам, то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз.
§ 203. Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить 1 мину серебра.
§ 204. Если мушкенум ударил по щеке мушкенума, то он должен отвесить 10 сиклей серебра.
§ 205. Если раб человека ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо. § 206. Если человек сильно ударил человека в драке и нанес ему рану, то этот человек должен поклясться: «Неумышленно я ударил», — и оплачивать лекаря.
ГРУППА № 3
Поиск доказательства, что законы царя Хаммурапи были необходимыми для жителей Вавилонии, так как они поддерживали порядок и защищали от долгового рабства. Анализ статей №№ 48, 53,54, 117
1. Подумайте, кто сможет возглавить группу и четко изложить вывод
2. Распределите статьи между всеми членами группы
3. Внимательно прочитайте задание и сформулируйте вывод.
§ 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а град побил поле, или половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть зерно своему заимодавцу; он может переписать свою табличку и проценты за этот год не платить.
§ 53. Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что на его земле, не укрепил свою плотину, и в его плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил.
§ 54. Если он не в состоянии возместить зерно, то его самого и его имущество должны продать за серебро, а владельцы полей, зерно которых вода затопила, должны разделить это серебро между собой.
§ 117. Если долг одолел человека, и он продал за серебро свою жену, своего сына и свою дочь или отдал их в кабалу, то три года они должны обслуживать дом их покупателя или их закабалителя, в четвертом году им должна быть предоставлена свобода.
Приложение III
Тест:
1. Укажите годы правления царя Хаммурапи:
а) 1972-1950 гг до н.э.;
б) 1792-1750 гг до н.э.;
в) 1750-1792 гг до н.э..
2. Обязательные правила поведения, установленные высшим органом власти, за несоблюдение которых наступает ответственность – это …
а) законы;
б) мораль;
в) приказы.
3. Все ли были равны перед законом?
а) нет;
б) да;
в) когда как.
4. За убийство чужого раба убийцу
а) изгоняли из страны;
б) заставляли отдать раба;
в) убивали.
5. За оскорбление вельможи или жреца обидчика
а) заключали в тюрьму;
б) наказывали плетью;
в) казнили.
Предварительный просмотр:
Царь Хаммурапи
Клинопись из кодекса царя Хаммурапи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по истории Древнего мира "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Знакомство обучающихся с новым государством, его правителем, его политикой; изучаются основные понятия и значение терминов: «закон», «наказание», « справедливость» ...
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. История Древнего мира, 5 класс
Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира. Презентация содержит задания, наглядный материал....
Урок по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Урок направлен на формирование у обучающихся основ анализа исторического источника....
презентация к уроку истории в 5 классе "Вавилонский царь Хаммурапи"
Презентация "Вавилонский царь Хаммурапи" к уроку истории в 5 классе...
Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира на тему: "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Данная презентация поможет учащимся более наглядно освоить материал по данной теме. В презентации есть дополнительные сведения о жизни великого законодателя древности....
Урок в 5 классе по истории Древнего мира "Царь Хаммурапи и его законы"
Данный урок позволит учащимся в полной мере освоить данный материал и даст представление о появление первых письменных законов в истории....
Конспект по истории на тему "Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" (5 класс)
Цели урока: - познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья;- продолжить формирование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, ...