Аналитический отчет
статья по истории

Шацких Юлия Васильевна

Аналитический отчет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нижнекаменская средняя общеобразовательная школа –

филиал МБОУ Алтайской СОШ №1

Алтайского района Алтайского края

Аналитический отчёт

Шацких Юлии Васильевны,

учителя истории и обществознания

высшей квалификационной категории

2019 год

Алтайский район

Информационная справка:

Шацких Юлия Васильевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории. Образование высшее профессиональное, окончила Бийский педагогический государственный университет, 2002г.; история и юриспруденция; учитель истории и права. Стаж педагогической работы – 20 лет, 10 месяцев, в данной школе – 14 лет.

Основные достижения в профессиональной деятельности:

наличие наград 2014-2019гг.:

Почётная грамота Администрации Алтайского района Алтайского края (21.08.2014г.); Диплом комитета по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского района Алтайского края III степени муниципального этапа конкурса «Учитель года Алтая - 2015» (27.11.2014г.); Благодарственное письмо КГБПОУ «Бийский педагогический колледж» (2016г.); Благодарность комитета по образованию и делам молодёжи Администрации Алтайского района Алтайского края (07.12.2016г.); Благодарность комитета по образованию и делам молодёжи Администрации Алтайского района Алтайского края (28.03.2017г.); Свидетельство Министерства образования и науки Алтайского края, КГБУ ДО «КЦИТР» за высокий уровень руководства исследовательской деятельностью школьников при подготовке научных работ в рамках Краевой программы для одаренных школьников и молодежи «Будущее Алтая» (05.05.2019г.); Свидетельство Общероссийской Малой Академии наук «Интеллект будущего» за подготовку лауреата I степени Всероссийского конкурса исследовательских работ конкурса «Юность. Наука. Культура» (27.03.2018г.); Свидетельство Общероссийской Малой Академии наук «Интеллект будущего»  за подготовку лауреата III степени Всероссийского конкурса исследовательских работ на Всероссийскую конференцию учащихся «Шаги в науку» (12.04.2018г.); Почетная грамота Министерства образования и науки Алтайского края (Приказ № 141-н от 28.06.2019г.)

Аналитический отчёт

При проектировании своей педагогической  деятельности я, как и многие другие педагоги,  задаю себе вопрос:  «Каким бы я хотела видеть ученика, заканчивающего школу». Ответить на него я хотела бы словами  Ж.Ж. Руссо «Жить - вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет не судьей, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего, человеком ...»

И от себя добавить, человеком, отвечающим требованиям современного общества. Исходя из этого запроса, образовательное сообщество в последние годы обратилось к деятельностному подходу в обучении. Для меня данная методология также актуальна.

Поэтому  я работаю по методической  теме: «Реализация  деятельностного подхода в обучении истории и обществознанию».  

 Это требование времени, так как развитие нового века будут обеспечивать мобильные люди, умеющие легко ориентироваться в нарастающем объёме информации, владеющие способами действия, социально-активные и нравственно относящиеся к миру.

Это особенно актуально для такого школьного предмета, как история.

Происходит осознание того, что история – это не только и не столько зазубривание фактов, событий, дат, но и развитие исторического мышления, умения встать на позицию человека прошлого, понять, чем она обусловлена. И самое главное, учитывая опыт предшествующих поколений, уметь ориентироваться в современном информационном, социально-экономическом и политическом пространстве.

А. Н. Леонтьев, как один из ярких личностей, внесших вклад в развитие деятельностного подхода,  подчеркивал, что деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему.

Деятельностный подход на практике находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способности  брать на себя ответственность. Он  также способствует развитию  навыков совместной деятельности, способности к саморазвитию; личностному целеполаганию; самоактуализации  и  воспитанию в себе толерантности.

Исходя из этого, целью своей педагогической деятельности считаю - создание условий для  развития у обучающихся навыков самостоятельного добывания знаний при направляющей деятельности учителя.

Современный урок должен отличаться от традиционного тем, что при его проведении учитель должен владеть самыми разнообразными  современными методами и приёмами.

В своей деятельности я использую следующие инновационные педагогические технологии:

  • Личностно-ориентированная
  • Игровые технологии
  • Технология развития «критического мышления»
  • Информационно-коммуникационные
  • Технология проблемного обучения
  • Технология проектирования
  • Технология исследовательской работы

Используя их, я пытаюсь содействовать развитию личности с активной гражданской позицией, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.  

  • На мотивационно-целевом этапе урока мною используются разнообразные методы и приёмы обучения.

Основные этапы урока

Методы, приемы

Деятельность учащихся

Деятельность  учителя

Мотивационно-целевой

Методы стимулирования мотивации учения;

догадка, дополнение сведений; ответы на вопросы; построение логической цепи; выделение главного

Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения; проявляют познавательную инициативу, обнаружив возникшие интеллектуальные затруднения, противоречия, дефицит знаний. Осознают цель предстоящей деятельности

Предоставляет  материал, позволяющий осуществить переход к приобретению новых знаний, создает готовность к предстоящей деятельности

Фрагмент урока, который показывает один из способов  мотивирования учащихся на осуществление учебной деятельности:

Сколько вам лет? Если вам от 11 до 15 лет, то ваш возраст в психологии и педагогике принято называть как? (подростковый) Значит вы кто? (подростки)

А где сейчас находится каждый из вас относительно других? (в группе)

Итак, сегодня на уроке мы поговорим о вас. Тема нашего урока «Подросток в группе»

  • Целеполагание  является важным составляющим компонентом деятельностного подхода. Фрагмент урока, этап  целеполагания:

Какие цели поставим, исходя из темы урока? Что уже знаем? А что могли бы узнать? Мы уже можем определить,  кто является подростком. Изучая социальную среду подростка,  вы уже встречались с примерами групп в обществе, но четко понятие социальной группы не рассматривали. Попробуем поставить цели нашей деятельности на уроке.

Мы можем узнать:

  1. Что такое социальная группа?
  2. Какие они бывают? Классификация социальных групп.
  3. Какое влияние оказывает группа на подростка?

Это и будет нашим планом работы на уроке.

  • Для организации деятельности во время реализации содержательного этапа урока мной используются следующие приёмы: самостоятельная работа с книгой, объектами труда, поиск информации, ответы на вопросы, выделение главного, обобщение.

Основные этапы урока

Методы, приемы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Содержательный

Самостоятельная работа с книгой, объектами труда.

Поиск информации, ответы на вопросы, выделение главного, обобщение

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий.  Фиксируют на бумаге, доске свои достижения. Представители от групп сообщают о результатах коллективной работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

Предлагает задания на добывание знаний, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества – работы в парах, группах; ситуации успеха для каждого. Осуществляет индивидуальную работу по устранению ошибок. Стимулирует доброжелательное взаимодействие учащихся.

Фрагмент урока:

6 ГРУППА Какое влияние может оказывать группа на подростка? (работа с фрагментами мультфильмов и учебником с.80-81)

Задания:

1. Прочитайте текст учебника на с.80-81

2.Посмотрите фрагмент мультфильма «Три богатыря и Шамаханская царица»  3.Что за явление, присущее малой социальной группе, продемонстрировали богатыри?

4. Где оно проявляется в жизни подростков?

7 ГРУППА Какое влияние может оказывать группа на подростка? (работа с фрагментами мультфильмов и учебником с.80-81)

Задания:

1. Прочитайте текст учебника на с.80-81

2.Посмотрите фрагмент мультфильма «Дюймовочка»

3.Как и почему изменилось поведение Майского жука по отношению к Дюймовочке после того, как он представил её своим друзьям?

ВОПРОС:  Что за явление показано в этом фрагменте?

ОТВЕТ учеников:….

После ответов учеников вводятся понятия групповое давление и конформизм – изменение своего поведения или мнения под влиянием другого человека или группы людей.

  • В деятельностном подходе обучения  важную роль играют методы самоконтроля и взаимоконтроля.

Основные этапы урока

Методы, приемы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Рефлексия

Самоконтроль. Взаимоконтроль. Оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку  критериям.

Оценить работу одноклассников, участников группы на уроке по этим критериям.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы 

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Предлагает заполнить лист самооценки.

Проводя  рефлексию деятельности, ребёнок должен задуматься над такими вопросами: "Что я успел сделать на уроке? Чего достиг? Что осталось для меня нерешенным?"  и оценить свою работу по специально продуманным к этому уроку  критериям. При  проведении рефлексии содержания учебного материала он может  понять, насколько усвоен учебный материал.

  • Деятельностный подход реализуется мной как на уроках, так и во внеурочной деятельности по предметам.

Мои ученики участвуют в  олимпиадах, занимаются исследовательской деятельностью, создают учебные проекты.  Проекты защищаются учащимися в рамках проведения уроков, конференций, конкурсов, круглых столов.  

Учебный  год

Уровень

Наименование мероприятия

Форма участия (очная, очно-заочная некоммерческая)

Результат участия (грамота, диплом, сертификат и др.)

2015-2016

Муниципальный

Районный фестиваль детско-педагогических идей «Сам себе архитектор» в области проектно-исследовательских работ

Очная

Грамота I место

2016-2017

Муниципальный

III муниципальная предметная олимпиады младших школьников           (2-6 классов),

обществознание

Очная

Грамота II место

Муниципальный

ВОШ, обществознание

Очная

Грамота II место 10 класс,

Грамота II место

9 класс,

грамота III место 9 класс

Муниципальный

ВОШ,

история

Очная

Грамота II место

8 класс

2017-2018

Муниципальный

ВОШ, обществознание

Очная

Грамота I место 10 класс,

грамота III место 11 класс

ВОШ,

история

Очная

Грамота I место 10 класс,

грамота I место

11 класс

ВОШ, право

Очная

2 грамоты 2 место 10 класс,

грамота 2 место 11 класс

Муниципальный

Фестиваль науки «Наследники Ползунова сегодня»

Очная

Сертификат участника

Муниципальный

IV открытая муниципальная предметная олимпиада младших школьников (2-6 классов), посвященная Году добровольца и волонтера в России, обществознание

Очная

Грамота II место

2018-2019

Муниципальный

ВОШ, обществознание

Очная

Грамота II место

8 класс,

грамота II место

9 класс

Муниципальный

ВОШ,

история

Очная

Грамота III место  11 класс

Муниципальный

ВОШ, право

Очная

Грамота I место

11 класс,

грамота II место 11 класс

Муниципальный

V открытая муниципальная предметная олимпиада младших школьников (2-6 классов),

обществознание

Очная

Грамота III место 6 класс,

грамота III место  5 класс

2015-2016

Региональный

III краевой фестиваль детско-педагогических идей «Сам себе архитектор»

Очная

Диплом

2017-2018

Региональный

Установочная сессия программы для одаренных школьников и молодежи «Будущее Алтая»

Очная

2 свидетельства участника

Региональный

Краевая научно-практическая конференция одаренных школьников и молодежи «Будущее Алтая»

Очная

Свидетельство

2018-2019

Региональный

Краевая научно-практическая конференция одаренных школьников и молодежи «Будущее Алтая»

Очная

2 свидетельства

Региональный

ВсОШ,

 право

Очная

Участие

2017-2018

Всероссийский

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Юность. Наука. Культура»

Заочная

Диплом, лауреат I степени

Всероссийский

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Шаги в науку»

Заочная

Диплом, лауреат III степени

О результативности моей деятельности в рамках методической темы можно судить по успехам учеников.

Предмет

Учебный год

Успеваемость

(%)

Качество знаний

(%)

1.

История

2016-2017

100%

62,1%

2.

История

2017-2018

100%

64%

3.

История

2018-2019

100%

60%

4.

Обществознание

2016-2017

100%

63,37%

5.

Обществознание

2017-2018

100%

70,4%

6.

Обществознание

2018-2019

100%

52,28

С каждым годом возрастает количество обучающихся, сдающих историю и обществознание в форме ОГЭ и ЕГЭ  и показывающих хорошие результаты.

История

Год 

Форма ГИА

Мин. балл 

Средний балл по:

краю 

району 

школе 

2017 - 2018 

ЕГЭ

32 

47.92 

46.83 

54

 Обществознание

Год 

Форма ГИА

Мин. балл 

Средний балл (отметка) по:

краю 

району 

школе 

2016 - 2017 

ОГЭ

15

3.39 

3.19 

3.70

2017 - 2018 

ОГЭ

15 

3.41 

3.26 

3.67

2018-2019

ОГЭ

15

3.34

3.33

4.00

2017-2018

ЕГЭ

42

53.98

49.31

55.00

Выводы

В своей работе применяю опыт инновационной деятельности, включая современные информационные технологии и методики и технологии деятельностного подхода в учебно-образовательном процессе. Особое внимание уделяю проектной и исследовательской деятельности.

Применяемые мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие у учащихся умственных и индивидуальных творческих способностей, умений самостоятельно ставить учебную проблему, контролировать учебный процесс и оценивать полученный результат.

Применение современных педагогических технологий способствует совершенствованию моих профессиональных умений, развивает творческое отношение к учебному процессу, основанному на высокой методологической культуре.

Ознакомиться с моими методическими наработками и практическими результатами  можно на личной странице на сайте  МБОУ Нижнекаменской СОШ (режим доступа http://nsportal.ru/shatskih-yuliya-vasilevna)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аналитический отчет по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних

Анализ работы педагогов по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних, попавших в ТЖС...

Аналитический отчет директора

Анализ организационной, контрольно-инспекционной, методической, инструктивно-информационной деятельности заместителя директора по УВР  за 2010-2011 учебный год...

Аналитический отчет

Представлен аналитический отчет учителя за межаттестационный период...

Презентация аналитического отчета

Презентация аналитического отчета учителя за межаттестационный период...

Аналитический отчет о применении в профессиональной деятельности Куркиной Инны Павловны современных образовательных технологий.

В своей педагогической деятельности широко использую технологии личностно-ориентированного обучения, что обеспечивает высокий уровень обучения.Всегда осуществляю оптимальный отбор методов,...

Аналитический отчет моей работы за последние 3 года

Аналитический отчет моей работы за последние 3 года. Включает в себя достижения учеников, проведенные мероприятия, планы работы на будущее....