Аналитический отчет
статья по истории
Аналитический отчет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нижнекаменская средняя общеобразовательная школа –
филиал МБОУ Алтайской СОШ №1
Алтайского района Алтайского края
Аналитический отчёт
Шацких Юлии Васильевны,
учителя истории и обществознания
высшей квалификационной категории
2019 год
Алтайский район
Информационная справка:
Шацких Юлия Васильевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории. Образование высшее профессиональное, окончила Бийский педагогический государственный университет, 2002г.; история и юриспруденция; учитель истории и права. Стаж педагогической работы – 20 лет, 10 месяцев, в данной школе – 14 лет.
Основные достижения в профессиональной деятельности:
наличие наград 2014-2019гг.:
Почётная грамота Администрации Алтайского района Алтайского края (21.08.2014г.); Диплом комитета по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского района Алтайского края III степени муниципального этапа конкурса «Учитель года Алтая - 2015» (27.11.2014г.); Благодарственное письмо КГБПОУ «Бийский педагогический колледж» (2016г.); Благодарность комитета по образованию и делам молодёжи Администрации Алтайского района Алтайского края (07.12.2016г.); Благодарность комитета по образованию и делам молодёжи Администрации Алтайского района Алтайского края (28.03.2017г.); Свидетельство Министерства образования и науки Алтайского края, КГБУ ДО «КЦИТР» за высокий уровень руководства исследовательской деятельностью школьников при подготовке научных работ в рамках Краевой программы для одаренных школьников и молодежи «Будущее Алтая» (05.05.2019г.); Свидетельство Общероссийской Малой Академии наук «Интеллект будущего» за подготовку лауреата I степени Всероссийского конкурса исследовательских работ конкурса «Юность. Наука. Культура» (27.03.2018г.); Свидетельство Общероссийской Малой Академии наук «Интеллект будущего» за подготовку лауреата III степени Всероссийского конкурса исследовательских работ на Всероссийскую конференцию учащихся «Шаги в науку» (12.04.2018г.); Почетная грамота Министерства образования и науки Алтайского края (Приказ № 141-н от 28.06.2019г.)
Аналитический отчёт
При проектировании своей педагогической деятельности я, как и многие другие педагоги, задаю себе вопрос: «Каким бы я хотела видеть ученика, заканчивающего школу». Ответить на него я хотела бы словами Ж.Ж. Руссо «Жить - вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет не судьей, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего, человеком ...»
И от себя добавить, человеком, отвечающим требованиям современного общества. Исходя из этого запроса, образовательное сообщество в последние годы обратилось к деятельностному подходу в обучении. Для меня данная методология также актуальна.
Поэтому я работаю по методической теме: «Реализация деятельностного подхода в обучении истории и обществознанию».
Это требование времени, так как развитие нового века будут обеспечивать мобильные люди, умеющие легко ориентироваться в нарастающем объёме информации, владеющие способами действия, социально-активные и нравственно относящиеся к миру.
Это особенно актуально для такого школьного предмета, как история.
Происходит осознание того, что история – это не только и не столько зазубривание фактов, событий, дат, но и развитие исторического мышления, умения встать на позицию человека прошлого, понять, чем она обусловлена. И самое главное, учитывая опыт предшествующих поколений, уметь ориентироваться в современном информационном, социально-экономическом и политическом пространстве.
А. Н. Леонтьев, как один из ярких личностей, внесших вклад в развитие деятельностного подхода, подчеркивал, что деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему.
Деятельностный подход на практике находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способности брать на себя ответственность. Он также способствует развитию навыков совместной деятельности, способности к саморазвитию; личностному целеполаганию; самоактуализации и воспитанию в себе толерантности.
Исходя из этого, целью своей педагогической деятельности считаю - создание условий для развития у обучающихся навыков самостоятельного добывания знаний при направляющей деятельности учителя.
Современный урок должен отличаться от традиционного тем, что при его проведении учитель должен владеть самыми разнообразными современными методами и приёмами.
В своей деятельности я использую следующие инновационные педагогические технологии:
- Личностно-ориентированная
- Игровые технологии
- Технология развития «критического мышления»
- Информационно-коммуникационные
- Технология проблемного обучения
- Технология проектирования
- Технология исследовательской работы
Используя их, я пытаюсь содействовать развитию личности с активной гражданской позицией, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.
- На мотивационно-целевом этапе урока мною используются разнообразные методы и приёмы обучения.
Основные этапы урока | Методы, приемы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Мотивационно-целевой | Методы стимулирования мотивации учения; догадка, дополнение сведений; ответы на вопросы; построение логической цепи; выделение главного | Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения; проявляют познавательную инициативу, обнаружив возникшие интеллектуальные затруднения, противоречия, дефицит знаний. Осознают цель предстоящей деятельности | Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к приобретению новых знаний, создает готовность к предстоящей деятельности |
Фрагмент урока, который показывает один из способов мотивирования учащихся на осуществление учебной деятельности:
Сколько вам лет? Если вам от 11 до 15 лет, то ваш возраст в психологии и педагогике принято называть как? (подростковый) Значит вы кто? (подростки)
А где сейчас находится каждый из вас относительно других? (в группе)
Итак, сегодня на уроке мы поговорим о вас. Тема нашего урока «Подросток в группе»
- Целеполагание является важным составляющим компонентом деятельностного подхода. Фрагмент урока, этап целеполагания:
Какие цели поставим, исходя из темы урока? Что уже знаем? А что могли бы узнать? Мы уже можем определить, кто является подростком. Изучая социальную среду подростка, вы уже встречались с примерами групп в обществе, но четко понятие социальной группы не рассматривали. Попробуем поставить цели нашей деятельности на уроке.
Мы можем узнать:
- Что такое социальная группа?
- Какие они бывают? Классификация социальных групп.
- Какое влияние оказывает группа на подростка?
Это и будет нашим планом работы на уроке.
- Для организации деятельности во время реализации содержательного этапа урока мной используются следующие приёмы: самостоятельная работа с книгой, объектами труда, поиск информации, ответы на вопросы, выделение главного, обобщение.
Основные этапы урока | Методы, приемы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Содержательный | Самостоятельная работа с книгой, объектами труда. Поиск информации, ответы на вопросы, выделение главного, обобщение | Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий. Фиксируют на бумаге, доске свои достижения. Представители от групп сообщают о результатах коллективной работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. | Предлагает задания на добывание знаний, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества – работы в парах, группах; ситуации успеха для каждого. Осуществляет индивидуальную работу по устранению ошибок. Стимулирует доброжелательное взаимодействие учащихся. |
Фрагмент урока:
6 ГРУППА Какое влияние может оказывать группа на подростка? (работа с фрагментами мультфильмов и учебником с.80-81)
Задания:
1. Прочитайте текст учебника на с.80-81
2.Посмотрите фрагмент мультфильма «Три богатыря и Шамаханская царица» 3.Что за явление, присущее малой социальной группе, продемонстрировали богатыри?
4. Где оно проявляется в жизни подростков?
7 ГРУППА Какое влияние может оказывать группа на подростка? (работа с фрагментами мультфильмов и учебником с.80-81)
Задания:
1. Прочитайте текст учебника на с.80-81
2.Посмотрите фрагмент мультфильма «Дюймовочка»
3.Как и почему изменилось поведение Майского жука по отношению к Дюймовочке после того, как он представил её своим друзьям?
ВОПРОС: Что за явление показано в этом фрагменте?
ОТВЕТ учеников:….
После ответов учеников вводятся понятия групповое давление и конформизм – изменение своего поведения или мнения под влиянием другого человека или группы людей.
- В деятельностном подходе обучения важную роль играют методы самоконтроля и взаимоконтроля.
Основные этапы урока | Методы, приемы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Рефлексия | Самоконтроль. Взаимоконтроль. Оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку критериям. Оценить работу одноклассников, участников группы на уроке по этим критериям. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы | Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Предлагает заполнить лист самооценки. |
Проводя рефлексию деятельности, ребёнок должен задуматься над такими вопросами: "Что я успел сделать на уроке? Чего достиг? Что осталось для меня нерешенным?" и оценить свою работу по специально продуманным к этому уроку критериям. При проведении рефлексии содержания учебного материала он может понять, насколько усвоен учебный материал.
- Деятельностный подход реализуется мной как на уроках, так и во внеурочной деятельности по предметам.
Мои ученики участвуют в олимпиадах, занимаются исследовательской деятельностью, создают учебные проекты. Проекты защищаются учащимися в рамках проведения уроков, конференций, конкурсов, круглых столов.
Учебный год | Уровень | Наименование мероприятия | Форма участия (очная, очно-заочная некоммерческая) | Результат участия (грамота, диплом, сертификат и др.) |
2015-2016 | Муниципальный | Районный фестиваль детско-педагогических идей «Сам себе архитектор» в области проектно-исследовательских работ | Очная | Грамота I место |
2016-2017 | Муниципальный | III муниципальная предметная олимпиады младших школьников (2-6 классов), обществознание | Очная | Грамота II место |
Муниципальный | ВОШ, обществознание | Очная | Грамота II место 10 класс, Грамота II место 9 класс, грамота III место 9 класс | |
Муниципальный | ВОШ, история | Очная | Грамота II место 8 класс | |
2017-2018 | Муниципальный | ВОШ, обществознание | Очная | Грамота I место 10 класс, грамота III место 11 класс |
ВОШ, история | Очная | Грамота I место 10 класс, грамота I место 11 класс | ||
ВОШ, право | Очная | 2 грамоты 2 место 10 класс, грамота 2 место 11 класс | ||
Муниципальный | Фестиваль науки «Наследники Ползунова сегодня» | Очная | Сертификат участника | |
Муниципальный | IV открытая муниципальная предметная олимпиада младших школьников (2-6 классов), посвященная Году добровольца и волонтера в России, обществознание | Очная | Грамота II место | |
2018-2019 | Муниципальный | ВОШ, обществознание | Очная | Грамота II место 8 класс, грамота II место 9 класс |
Муниципальный | ВОШ, история | Очная | Грамота III место 11 класс | |
Муниципальный | ВОШ, право | Очная | Грамота I место 11 класс, грамота II место 11 класс | |
Муниципальный | V открытая муниципальная предметная олимпиада младших школьников (2-6 классов), обществознание | Очная | Грамота III место 6 класс, грамота III место 5 класс | |
2015-2016 | Региональный | III краевой фестиваль детско-педагогических идей «Сам себе архитектор» | Очная | Диплом |
2017-2018 | Региональный | Установочная сессия программы для одаренных школьников и молодежи «Будущее Алтая» | Очная | 2 свидетельства участника |
Региональный | Краевая научно-практическая конференция одаренных школьников и молодежи «Будущее Алтая» | Очная | Свидетельство | |
2018-2019 | Региональный | Краевая научно-практическая конференция одаренных школьников и молодежи «Будущее Алтая» | Очная | 2 свидетельства |
Региональный | ВсОШ, право | Очная | Участие | |
2017-2018 | Всероссийский | Всероссийский конкурс исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» | Заочная | Диплом, лауреат I степени |
Всероссийский | Всероссийский конкурс исследовательских работ «Шаги в науку» | Заочная | Диплом, лауреат III степени |
О результативности моей деятельности в рамках методической темы можно судить по успехам учеников.
№ | Предмет | Учебный год | Успеваемость (%) | Качество знаний (%) |
1. | История | 2016-2017 | 100% | 62,1% |
2. | История | 2017-2018 | 100% | 64% |
3. | История | 2018-2019 | 100% | 60% |
4. | Обществознание | 2016-2017 | 100% | 63,37% |
5. | Обществознание | 2017-2018 | 100% | 70,4% |
6. | Обществознание | 2018-2019 | 100% | 52,28 |
С каждым годом возрастает количество обучающихся, сдающих историю и обществознание в форме ОГЭ и ЕГЭ и показывающих хорошие результаты.
История
Год | Форма ГИА | Мин. балл | Средний балл по: | ||
краю | району | школе | |||
2017 - 2018 | ЕГЭ | 32 | 47.92 | 46.83 | 54 |
Обществознание
Год | Форма ГИА | Мин. балл | Средний балл (отметка) по: | ||
краю | району | школе | |||
2016 - 2017 | ОГЭ | 15 | 3.39 | 3.19 | 3.70 |
2017 - 2018 | ОГЭ | 15 | 3.41 | 3.26 | 3.67 |
2018-2019 | ОГЭ | 15 | 3.34 | 3.33 | 4.00 |
2017-2018 | ЕГЭ | 42 | 53.98 | 49.31 | 55.00 |
Выводы
В своей работе применяю опыт инновационной деятельности, включая современные информационные технологии и методики и технологии деятельностного подхода в учебно-образовательном процессе. Особое внимание уделяю проектной и исследовательской деятельности.
Применяемые мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие у учащихся умственных и индивидуальных творческих способностей, умений самостоятельно ставить учебную проблему, контролировать учебный процесс и оценивать полученный результат.
Применение современных педагогических технологий способствует совершенствованию моих профессиональных умений, развивает творческое отношение к учебному процессу, основанному на высокой методологической культуре.
Ознакомиться с моими методическими наработками и практическими результатами можно на личной странице на сайте МБОУ Нижнекаменской СОШ (режим доступа http://nsportal.ru/shatskih-yuliya-vasilevna)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
аналитический отчет по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних
Анализ работы педагогов по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних, попавших в ТЖС...
Аналитический отчет директора
Анализ организационной, контрольно-инспекционной, методической, инструктивно-информационной деятельности заместителя директора по УВР за 2010-2011 учебный год...
Аналитический отчет
Представлен аналитический отчет учителя за межаттестационный период...
Презентация аналитического отчета
Презентация аналитического отчета учителя за межаттестационный период...
Аналитический отчет о применении в профессиональной деятельности Куркиной Инны Павловны современных образовательных технологий.
В своей педагогической деятельности широко использую технологии личностно-ориентированного обучения, что обеспечивает высокий уровень обучения.Всегда осуществляю оптимальный отбор методов,...
Итоговый аналитический отчет Первого Международного научно-практического заочного (дистанционного) семинара по теме: "Ключевые компетенции директора школы как фактор повышения качества образования" ( 09-23 апреля 2012 года)
В данном материале содержится итоговый аналитический отчет по результатам моей научно-исследовательской работы....
Аналитический отчет моей работы за последние 3 года
Аналитический отчет моей работы за последние 3 года. Включает в себя достижения учеников, проведенные мероприятия, планы работы на будущее....