аналитический отчет по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних
материал по теме
Анализ работы педагогов по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних, попавших в ТЖС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
An_.otchet_po_pedagogicheskoy_reabilitacii_nesovershennoletnih.zip | 53.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУСО СРЦН г.Н.Салда, Свердловской области, является местом временного пребывания детей, оказавшихся в сложной социальной ситуации. Категории детей, поступающих в стационарное отделение разнообразны по возрастным группам, по психологическому статусу и по уровню личного развития. Дети, в силу многих причин, в большинстве своем имеют комплекс проблем, затрагивающих ту или иную сферу человека - эмоциональную, познавательную, мотивационную и сферу подсознания. Для восстановления или компенсации определенных личностных качеств детей необходим курс реабилитации, включающий систему психолого-педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушений личностного и социального статуса несовершеннолетних.
Основной целью деятельности отделения является:
оказание комплексной социально-реабилитационной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Для достижения цели отделение:
- обеспечивает временное проживание несовершеннолетних с предоставлением полного государственного обеспечения;
- оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, месту жительства;
- формирует у детей навыки общения, здорового образа жизни, навыки внимательного отношения к окружающим, воспитания чувства дружбы, товарищества, коллективизма;
- обучает правильному поведению в быту и общественных местах;
- содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности.
Число несовершеннолетних, прошедших реабилитацию в стационарном отделении
за I квартал 2011 года в сравнении с I кварталом 2010 года.
Фактическое выполнение койко-дней
Фактическое выполнение койко-дней | 2010 год | 2011 год |
Январь | 90% | 88% |
Февраль | 95% | 105% |
Март | 106% | 115% |
всего | 97% | 103% |
Вновь принятые несовершеннолетние
Вновь принятые несовершеннолетние | 2010 | 2011 год |
Январь | 7 | 2 |
Февраль | 9 | 3 |
март | 6 | 5 |
всего | 22 | 10 |
Из 10 несовершеннолетних поступило по:
По направлению УСЗН – 1 чел;
По рапорту органов внутренних дел – 8 чел;
По ходатайству ОУ – 1 чел;
По ходатайству ТКДН и ЗП – 0
Обслуженные клиенты
Клиенты | 2010 год | 2011 |
Январь | 63 | 52 |
Февраль | 44 | 92 |
март | 68 | 150 |
всего | 175 | 346 |
Количество оказанных услуг
месяц | педагогические | психологические | бытовые | правовые | ||||
2010 | 2011 | 2010 | 2011 | 2010 | 2011 | 2010 | 2011 | |
январь | 3092 | 5286 | 248 | 444 | 4277 | 840 | 0 | 25 |
февраль | 3876 | 5483 | 291 | 636 | 4561 | 833 | 0 | 70 |
март | 5427 | 5365 | 289 | 504 | 4631 | 964 | 0 | 34 |
итого | 12395 | 16134 | 828 | 1584 | 13469 | 2637 | 0 | 129 |
Информация по жизнеустройству несовершеннолетних
Число несовершеннолетних выбывших
Устройство детей | 2010 год | 2011 год |
Возвращены в родные семьи | 13 | 9 |
Передано в приемную семью | 1 | 0 |
Направлено в УГВ | 4 | 0 |
Личное заявление | 2 | 0 |
Иное (Совершен-е) | 1 | |
итого | 20 | 10 |
Показатели самовольных уходов
За 1 квартал 2011 года самовольных уходов не было.
Число детей, находящихся свыше 1 года.
Меры, принятые администрацией для их дальнейшего жизнеустройства.
На конец года в стационарном отделении проживают свыше года:
1. ФИ, 24.01.1999 г.р.
ФИ поступила 07.10.2008 года по Акту ПДН ОВД: в дневное время находиться в социально-опасном положении. Диана поступила с синяками и ушибами.
1.10.2008 года (имя) свозили на судебно-медицинское освидетельствование: девочке были причинены телесные повреждения.
10.11.2008г направлено ходатайство о контроле за жильем.
25.11.2008 года в законную силу вступил ПРИГОВОР от 12.11.08 года: признать виновной ФИО и назначить наказание в виде исправительных работ сроком на 3 месяца с удержанием заработка в доход государства.
06.02.2009 года получена справка с места работы ФИО
16.01.2009 года получена справка форма №25.
28.02.09г получено ИНН.
27.04.09г получено страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.
21.05.09г сделан запрос на работу ФИО, 22.05. получен ответ, что Ильенко Е.В. с 20.04.09г на работу не является.
27.01.10г написано представление на ФИО в ТКДН и ЗП.
10.03.2010 года отправлено исковое заявление о лишении родительских прав.
26.04.2010г. ФИО лишена родительских прав.
Июнь – отдых на детской оздоровительной площадке
21.07.10 г. направлен запрос о взыскании алиментов с матери воспитанницы, по которому получен ответ о том , что данная гражданка не имеет личных счетов, зарегистрированного имущества не имеет (18.08.10)
07.07.10 в еженедельной газете г. Н. Салда «Городской вестник» размещена информация о детях «Счастье на двоих», по местному телевидению г. Н. Салда, показан сюжет о сестрах 06.07.10 в 19.00 ., с повтором 12.07.10 в 08.30. ч
02.09.10 в еженедельной газете г. В. Салда «Орбита+ТВ» №35(441) размещена информация о детях в рубрике «Дети - наше будущее» «Диана и Алина всегда вместе», по телевидению г. В.Салда, показан сюжет о сестрах 31.08.10 в 19.30., с повтором 01.09.10 в 13.30, повтор сюжета 07.09.10 в 19.30 и 08.09 10 в 13.30
26.10. 10 обследована Областным ПМПК , по заключению которого воспитаннице рекомендовано обучение по общеобразовательной программе.
01.11.10 г. ответ приставов о взыскании алиментов
19.01 2011 в еженедельной газете г. Н, Салда «Городской вестник» №535 размещена информация о девочке в рубрике семья и общество.
2. ФИО, 23.04.02 года рождения
Поступила в Центр 22.07.09 года по акту ОВД пос.Свободный как безнадзорная, находилась в условиях. Опасных для жизни и здоровья.
27.01.10г написано представление на ФИО в ТКДН и ЗП и ходатайство Центра на о контроле за жильем в ТП УФМС по Свердловской области.
10.03.2010 года отправлено исковое заявление о лишении родительских прав.
26.04.2010г. ФИО лишена родительских прав.
25.05.10 г. ходатайство Центра в УСЗН о закреплении жилья
Июнь – отдых на детской оздоровительной площадке
08.06.10 приказ УСЗН о сохранении права пользования несовершеннолетней жилым помещением
18.06.10 года постановление о возбуждении исполнительного производства
07.07.10 в еженедельной газете г. Н. Салда «Городской вестник» размещена информация о детях «Счастье на двоих», по местному телевидению г. Н. Салда, показан сюжет о сестрах 06.07.10 в 19.00 ., с повтором 12.07.10 в 08.30. ч
21.07.10 г. направлен запрос о взыскании алиментов с матери воспитанницы, по которому получен ответ о том , что данная гражданка не имеет личных счетов, зарегистрированного имущества не имеет (18.08.10)
02.09.10 в еженедельной газете г. В. Салда «Орбита+ТВ» №35(441) размещена информация о детях в рубрике «Дети - наше будущее» «Диана и Алина всегда вместе», по телевидению г. В.Салда, показан сюжет о сестрах 31.08.10 в 19.30., с повтором 01.09.10 в 13.30, повтор сюжета 07.09.10 в 19.30 и 08.09 10 в 13.30
01.11.10 г. ответ приставов о взыскании алиментов
19.01 2011 в еженедельной газете г. Н, Салда «Городской вестник» №535 размещена информация о девочке в рубрике семья и общество.
На обеих воспитанниц готовы документы для УГВ.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
В первом квартале 2011 года разработаны и реализуются следующие программы:
Программы:
1. программа стационарного отделения «Счастливый мир»
2. программа «Адаптация детей и подростков»»
3. программа « Мы и профориентация»
4.программа «Педагогической диагностики изучения и развития личности»
5. программа «Природа и мы»
6. программа «Путь к слову»
7. программа «Коррекция эмоционального состояния детей в повседневном общении»
8. программа «Коррекция познавательных процессов у детей и подростков»
9. программа экологической направленности «Мы»
10. программа патриотического воспитания «Мой край»
Реабилитационная работа с несовершеннолетними ведется после помещения ребенка в реабилитационное учреждение. Организация реабилитационного процесса осуществляется комплексно.
Комплексный подход реабилитации основывается на ряде принципов:
- выявление и экспертная оценка реабилитационного потенциала каждого ребенка;
- выделение приоритетного направления реабилитации;
- дифференцированный подход к организации и реализации реабилитационных мероприятий;
- последовательность реабилитационного воздействия; преемственность методов реабилитации при комплексном воздействии.
При поступлении несовершеннолетнего в стационарное отделение специалистами Центра проводится его комплексное психолого-медико-педагогическое обследование и разработка индивидуальной программы его социальной реабилитации.
В отделении действует консилиум (ПМПК), который состоит из 8 человек: заместитель директора по воспитательной работе, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель, зав. отделением профилактики безнадзорности, зав.консультативным отделением, зав.приемным отделением зав. стационаром - председатель. За отчетный период проведено согласно протоколов, проведено 13 заседаний консилиума.
Работа стационарного отделения строится на основе индивидуальных программ реабилитации несовершеннолетних, куда входят индивидуальные педагогические карты по работе с детьми, карты индивидуальной диагностики, карты воспитанников с психологической программой реабилитации.
За отчетный период разработано 10 ИПРСН.
Программы включают в себя мероприятия по защите прав несовершеннолетних, их возвращении в семью или дальнейшему жизнеустройству, психолого-педагогическую коррекцию, медико-социальную реабилитацию.
Консилиум устанавливает срок реализации программы и определяет ответственного за координацию и контроль реализации данной программы. По истечению срока реализации программы также на консилиуме рассматриваются результаты реализации проведенных мероприятий, принимается решение о необходимости продолжения социальной реабилитации, продления срока реализации данной программы или разработке новой. Всего проведено 6 консилиумов.
Социально-педагогическую реабилитацию воспитанников осуществляют 11 воспитателей в 3 воспитательных группах, педагог-психолог, социальный педагог, логопед, специалист по соц.работе , педагоги дополнительного образования. Из 20 специалистов отделения – 11 имеют высшее педагогическое образование, 9 - средне-специальное педагогическое образование, 4 - имеют 1 кв. категорию, 1 - 2 кв. категорию.
Важнейшим направлением деятельности стационарного отделения является организация эффективного сопровождения развития ребенка:
- работа с микросредой, в которой постоянно проживает ребенок,
- оказание помощи в интеллектуальном и личностном развитии,
- снятие психологических барьеров, страхов и т.д.
Анализ по работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию выявил следующую закономерность: дети, не имеющие возможности наблюдать вокруг себя взрослых успешно работающих, занимающихся любимым делом, зачастую не могут правильно сориентироваться, выбрать в соответствии со своими возможностями то направление деятельности, которое было бы для них успешным. Включение педагогами детей и подростков в разнообразные виды деятельности через программы социально-педагогической реабилитации способствует развитию сотрудничества между взрослыми и детьми, дают возможность для восстановления социальных потребностей и социальных инициатив у несовершеннолетних.
Основные направления в работе педагогов и психологов
Изучение социально-психологических ценностей личности воспитанников, социально-психологических влияний микросреды, индивидуальных способностей воспитанников |
Организация воспитательно-развивающих взаимодействий с воспитанниками |
Социально-психологическая и педагогическая помощь и поддержка личности, помощь несовершеннолетним в ликвидации трудной жизненной ситуации. |
Коррекция отношений, способов социального действия, посредничество в творческом развитии личности и группы, организация мониторинга. |
В своей работе педагоги отделения используют следующие методы
Методы социально-педагогической реабилитации:
Основные методы социально-психолого-педагогической реабилитации |
Наблюдение, беседы, опрос экспертов, интервьюирование, анкетирование, тестирование, невербальный анализ, изучение документов, разработка и реализация ИПСПРН |
Отношения участия, поддержка детей из семей риска, содействие в решении проблем, сотрудничество с семьей, школой, учебными заведениями, посредничество в личной самореализации, побуждение личности к самореализации самостоятельности |
Прояснение проблемы, решение проблемы, выбор программы и плана действия ,обсуждение путей решения проблемы, помощь в организации выхода из проблемы, координация условий ближайшего окружения личности, создание группы поддержки. |
Моделирование ситуаций для нового опыта, моделирование сфер успешной деятельности, организация диалога сотрудничества, организация микросреды с измененными отношениями, помощь в разблокировке позитивных эмоций, создание и оценка ситуаций успеха, изменение представлений личностного о своем «Я», поддержка инициатив, создание условий для творчества. |
Реабилитационная работа с ребенком в учреждении строится по следующим основным этапам:
- подготовительный - это сбор информации: знакомство с ребенком, с семьей, социальным окружением и условиями среды, обследование и социальная диагностика физического и психического состояния; (по программе «Адаптация»
- организационный - анализ информации, выявление возможностей, дифференциация проблем и нужд, разработка программы индивидуальной работы ;
- практический - реализация индивидуальной программы, непосредственно реабилитационная деятельность.
Работа воспитателей строится на основе разработанных индивидуальных программ социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних. Отслеживание реализации программ происходит после адаптационного периода нахождения ребенка в Центре, по истечению половины реабилитационного периода и в конце. На каждом этапе проводится коррекция программ.
Диагностика, проводимая воспитателями, социальным педагогом по методике М.И. Шиловой позволяет определить процесс развития личности, динамический аспект ее становления. Исходя из анализа, воспитателями определяются ведущие направления коррекционной деятельности, по которым разрабатывалась циклограмма месячного планирования психолого-педагогической реабилитации воспитанников.
В отделении разработан План реализации социально-педагогической реабилитации воспитанников, приоритетными направлениями которого является
Гражданско-патриотическое;
Спортивно-оздоровительное;
Духовно-нравственное;
Экологическое;
Изучение личности;
Индивидуальная работа с детьми "группа риска";
Циклограмма
социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних на месяц
Понедельник
* Социально-нравственная деятельность
Вторник
* Обще-интеллектуальная деятельность
Среда
* Обще-культурная деятельность
Четверг
* Социально-правовая деятельность
Пятница
*Спортивно-оздоровительная
деятельность
Суббота- воскресенье
* Работа по программам воспитателей
Серьезное внимание в реабилитации несовершеннолетних уделяется развитию навыков культуры поведения. Специалисты стационарного отделения корректируют взаимодействие детей в совместной деятельности, прививают им навыки культуры принятия пищи, приучают к выполнению правил поведения в общественных местах.
Одним из приоритетных направлений является педагогическая реабилитация, включающая в себя
- формирование положительной мотивации и активизации познавательной деятельности.
Как правило, у большей части несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, утрачены связи со школой, имеются большие пробелы в знаниях. Поэтому восстановление статуса ученика осуществляется при прямом участии специалистов СРЦН. Специалистами отделения (психологом, социальным педагогом, воспитателем) проводится диагностика педагогической запущенности ребенка, в программу социальной реабилитации включаются мероприятия по ее устранению. Проводятся занятия по развитию памяти, мышления, внимания. Формы занятий различные: игры, тренинги, беседы. Цель таких занятий - содействие психическому и интеллектуальному развитию детей, формирование положительной мотивации к учебной деятельности.
Домашние задания дети выполняют под контролем воспитателя, который не только оказывает помощь, объясняя непонятный материал, но и постепенно приучает ребенка к самостоятельности, активности. Все это создает оптимальные условия и способствует возвращению каждого ребенка в школу, восстановлению статуса ученика. Все дети, которые на конец прошлого года находились в центре, были переведены в следующий класс.
Это направление педагогической реабилитации успешно реализуется в программе воспитателя ФИО
Программа «Коррекция познавательных процессов у детей младшего школьного возраста и подростков».
В ходе реализации программы педагогом решались следующие задачи:
- Создать благоприятные условия для наиболее полной реализации потенциальных возможностей личности воспитанника, проведение анализа.
- Использовать демонстрационный, наглядный материал в практике работы по коррекции для обеспечения максимальной эффективности в развитии детей.
- Определить уровень развития познавательных процессов у детей для проведения коррекционной работы.
В отчетный период педагогом проводилась работа по определению уровня личностного развития вновь поступивших детей. Организовывались коллективные мероприятия по коррекции внимания. Ребята с удовольствием выполняли все предложенные задания.
Педагогическая диагностика показала, мто воспитанники группы мальчиков пытаются самостоятельно задавать вопросы, анализировать ту или иную ситуацию, приводятпримеры. Т.О. педагогом достигнуты результаты по рефлексии несовершеннолетних. У 50 % воспитанников группы мальчиков улучшилась учебная мотивация, память. Под руководством воспитателя был проведен конкурс стихов, посвященных Дню защитника Отечества.
На духовно-нравственное воспитание несовершеннолетних был направлен цикл мероприятий, организованных воспитателями «По страницам народного календаря». «Церковные и календарные праздники.
5 воспитанников посещали занятия при церковно-приходской школе, в которой получали знания по основам нравственности и основам веры.
.
Большое внимание в коррекционно-развивающей работе педагогов отделения направлено на организацию работы по воспитанию гражданственности и патриотизма.
Работа по программе «Мой край» формирует интерес к изучению истории родного края, воспитывает национальное самосознание, бережное отношение к историко-культурному наследию.
Программа «Мой край».
Цель программы:
- воспитание патриотических чувств, формирование понятия «Малая Родина».
Задачи,
решаемые воспитателем в отчетный период:
- расширение знаний о мужестве воинов в годы ВОВ;
- забота о ветеранах;
- чтение памяти павших бойцов;
- расширение знаний об истории родного города
- формирование умений и навыков исследовательской работы.
Основные формы работы:
1. Экскурсии в Рощу, в парк , к памятникам.
2. Экскурсии по улицам города;
3. Установление связи с другими музеями;
4. Оформление выставки;
5. Сбор поисковых материалов, их оформление.
6. Участие в областной Программе «Родники»
Воспитателем Федотовой Т. И. проведена следующая работа:
- разработан месячник посвященный Защитнику Отечества:
- проведен ряд бесед по патриотическому воспитанию: « Блокадный Ленинград», «Несломленный Сталинград», «Боль моя Афган, Чечня…»
- проведено 3 трудовых десанта по уборке снега у ветеранов войны ;
- проведена операция «Поздравь ветерана» (10 человек);
- проведено 4 встречи с ветеранами войны и труда
Основополагающим моментом реабилитационной работы в центре является создание новой среды обитания, отличной от той, в которой до сих пор был ребенок. Это достигается не богатой обстановкой, а созданием удобств, чтобы ребенок мог чувствовать себя комфортно, не стесненно и получил бы возможность удовлетворять свои интересы.
Работа воспитателей по программе «Эстетика быта» направлена на развитие творческих способностей и формированию художественного вкуса у детей.
Программа«Эстетика быта»
Цель: обеспечение подросткам возможности развивать свои физические и психические способности в целях приспособления к социальной среде, подготовка к трудовой деятельности, самообслуживанию и семейной жизни, то есть подготовка к самостоятельной жизни, их адаптация в современных социально-экономических условиях.
Программа позволила наиболее оптимально проводить социально-бытовую реабилитацию несовершеннолетних и развивать у воспитанников креативность.
Во время работы решались следующие задачи:
1.Формирование умений творческого преобразования творческой среды и действительности;
2.Укрепление мотивации к самообслуживанию, установка на максимально возможную самостоятельность и независимость;
3.Закрепление правил этикета.
Во время работы педагог использовал наглядно-демонстративные методы:
показ,
объяснение,
дискуссии.
В течении года были проведены следующие мероприятия, занятия:
Работа с гофрированной бумагой, изготовление поделок |
Конкурс космических поделок |
Конкурсы тематических рисунков, апликаций. |
Беседы по культуре одежды, дизайну, личной гигиене, о хороших, плохих манерах, культуре еды |
Занятия по квиллингу. |
Работа с бросовым материалом «Парусник» |
Работа с бисером. Составление узора на стекле. |
Выставка рисунков и стихов «Мой родной город». |
Воспитатель ФИО заняла 2 место в муниципальном конкурсе «Женщина года», где выступала с программой «Социально-бытовая реабилитация несовершеннолетних на занятиях ДПИ с использованием техники «квиллинга».
Большую роль в социальной реабилитации воспитанников центра играет включение их в трудовую деятельность с целью не только самообеспечения, но и формирования качеств личности, необходимых для их подготовки к самостоятельной жизни. С целью формирования интереса к труду, привития навыков и создания условий для творческой деятельности, воспитанники вовлекаются в работу кружков и творческих мастерских.
Большую роль в социальной реабилитации воспитанников центра играет включение их в трудовую деятельность с целью не только самообеспечения, но и формирования качеств личности, необходимых для их подготовки к самостоятельной жизни. Систематическое участие ребенка в труде вместе с воспитателями и воспитанниками дает ему опыт участия в позитивно-преобразующей деятельности, налаживании взаимоотношений в коллективе, формировании навыков трудового общения и отношений товарищеской взаимопомощи, ответственности, помогает осукществлять бытовую реабилитацию.
Воспитателями отделения определено содержание деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, совместному труду детей и взрослых, труду, связанному с живой природой.
Общественно-полезная деятельность организована как в стенах социально-реабилитационного центра (организация стирки , дежурство по группе), так и вне его (в микрорайоне). С целью формирования интереса к труду, привития навыков и создания условий для творческой деятельности, воспитанники вовлекаются в работу по программам воспитателей «Природа и мы», «Умелые ручки», «Мы»
Программа «Природа и мы»,
Цель программы:
- обеспечить элементарную эрудированность ребенка в понимании роли природы, формировать навыки социального поведения через расширение взаимодействия с объектами окружающего мира и эмоционального осознания взаимосвязанности и взаимозависимости человека и природы.
Работа воспитателя проводилась согласно программе.
Педагог создавала благоприятные условия для наиболее полной реализации потенциальных возможностей личности воспитанника.
Для достижения цели педагогом использовались следующие формы работы:
- индивидуальные беседы;
- индивидуальные игры;
- беседы об окружающей природе в зимнее время , викторины о природе;
- составление и разгадывание кроссвордов;
- использование методов сказкотерапии, игротерапии;
Практическая деятельность заключалась в ухаживание за комнатными цветами, работе на участке при ЦРСН.
Педагогическая диагностика выявила следующее:
- улучшился эмоциональный и психологический комфорт в группе, общение;
- новые воспитанницы (Шолохова Ю. и Шолохова Т.) научились строить свои отношения в группе, приобрели навыки межличностных отношений .
Программа «Мы».
Цель:
Создание условий для формирования у воспитанников ответственного отношения к окружающему миру, выработка навыков грамотного и безопасного поведения в природе и быту.
Организация деятельности воспитанников опиралась на принципы создания успеха и творчества.
Большое место в работе по реабилитации отводится педагогом для организации практической деятельности воспитанников.
В ходе реализации программы педагогом решались следующие задачи:
1. Создание условий для формирования ответственного отношения к окружающему миру, к своему здоровью,
2. Развитие познавательных интересов, трудолюбия, наблюдательности, творчества.
Создание благоприятной, для детей, обстановки позволило добиться следующих результатов:
- расширились границы мировоззрения воспитанников;
- создание ситуации «успеха» позволило выявить и развить творческие способности детей;
- расширились познавательные интересы, творческая активность, навыки;
- воспитанники овладели новыми практическими умениями по уходу за Зимним садом.
Анализ работы показывает, что чрезвычайно высок реабилитационный потенциал труда, связанного с живой природой.
Программа «Коррекция эмоционального состояния детей в повседневной жизни» являлась одной из используемых технологий коррекции поведения детей.
Цель программмы:
-создание условий для коррекции эмоционального состояния воспитанников.
Задачи,
решаемые педагогом в результате реализации программы:
- развитие у воспитанников умений, необходимых для успешного общения в различных жизненных ситуациях;
- обучение воспитанников приемам и методам осознания своего эмоционального состояния и мотивов поведения
В своей работе воспитатель широко использует индивидуальную работу с применением современных технологий и методов, таких как:
- Дидактическое упражнение на выбор социально-приемлемых позиций по схеме предложенной воспитателем.
- Занятия на эмоциональное состояние с помощью бесед.
- Ролевые игры ,способствующие общению.
- Дидактические упражнения на выбор социально-приемлемых позиций, самовыражения, смооценки.
Отслеживание эффективности программы фиксируется воспитателем в дневниках наблюдений, в таблице мониторинга (общем и индивидуальном).
Педагоги, используя и закрепляя приобретенные навыки общения, работая над коррекцией эмоционального состояния, помогает детям быть более раскрепощенными, вырабатывает у них положительные черты характера: уверенность, доброту, изживает невротические проявления. Анализ педагогического мониторинга показал, что воспитанницы отделения не всегда могут найти правильный выход из конфликтных ситуаций, правильно выразить свои эмоции. По результатам диагностики «Какая я» воспитанницы показали - 6 ч. средний уровень, 4 - низкий, Поэтому воспитатель корректирует свою программу по этому направлению.
Система работы педагога-психолога, работающего в отделении включала 4 блока:
Блок 1: психолого-педагогическая диагностика ребенка и семейной системы.
Первичное обследование ребенка осуществляется психологом в первые дни пребывания несовершеннолетнего в Центре. Цель обследования ребенка - диагностика психо-эмоционального и функционального состояния ребенка на момент поступления в СРЦН.
Основными формами работы психолога на данном этапе были:
1. Беседа с несовершеннолетним, помещенным в Центр.
Цель - знакомство с несовершеннолетним, выстраивание позитивных, доверительных взаимоотношений.
2. Экспресс – диагностика.
Основная задача данного этапа диагностики - изучение эмоционального состояния несовершеннолетнего на данный момент, выяснение особенностей взаимоотношений в родительской семье (второй, третий день пребывания).
Углубленное психологическое обследование несовершеннолетнего осуществляется в течение 2-х недель с момента помещения ребенка в СРЦН.
Цель: Изучение когнитивной и эмоционально-волевой сфер, диагностика характерологических и поведенческих особенностей, особенностей темперамента и мотивационной сферы, уровня общей осведомленности ребенка во время пребывания в СРЦН, а так же особенностей детско-родительских отношений. На этом же этапе осуществляется обобщение результатов обследования, разработка рекомендаций воспитателям, планирование индивидуальной программы реабилитации воспитанника.
Блок 2: планирования индивидуальной программы психологического блока реабилитации (ИПР) несовершеннолетнего
Основными задачами психологической составляющей реабилитационных программ стали:
Снижение состояния психического дискомфорта, стабилизация эмоционального состояния;
Проработка травматического опыта (в игровой форме);
Развитие психической произвольности и саморегуляции;
Когнитивность и психические процессы;
Развитие двигательных навыков, сенсомоторной координации (схемы тела, мелкой, крупной моторики);
Развитие социального интеллекта (развитие коммуникативных навыков, регуляции социальных отношений со сверстниками и взрослыми);
Развитие познавательной активности;
Блок 3: реализации индивидуальной программы психологического блока реабилитации (ИПР) несовершеннолетнего
Цель: Устранение выявленных с помощью диагностического исследования причин, лежащих в основе дезадаптации несовершеннолетнего из семьи, находящейся в СОП, адаптация несовершеннолетнего к социуму с опорой на сохранные функции. Создание позитивной среды жизнедеятельности для дезадаптированного несовершеннолетнего, с целью его дальнейшего жизнеустройства.
Блок 4: работа с родителями, воспитателями
Направления деятельности психологов и воспитателей СРЦН на данном этапе:
1.Коррекционно-развивающие занятия с несовершеннолетними, воспитанниками СРЦН
Цель: коррекция и устранение выявленных причин дезадаптации несовершеннолетнего из семьи, находящейся в СОП. Устранение факторов, затрудняющих успешную адаптацию ребенка в социальной среде, восстановление успешного функционирования несовершеннолетнего в социуме.
2.Консультативно-методическая работа с родителями несовершеннолетнего и воспитателями СРЦН;
Цель:
повышение психолого-педагогической компетентности специалистов СРЦН в работе с несовершеннолетними из семей в СОП. Повышение родительской компетенции родителей (опекунов, законных представителей) несовершеннолетних, с целью восстановления и поддержки конструктивных связей родителей со своим ребенком.
Формы работы психолога:
Консультативная помощь воспитателям СРЦН;
Консультативная помощь родителям воспитанников СРЦН;
Консультативная помощь несовершеннолетним, включенным в коррекционную работу;
Методическая помощь воспитателям СРЦН;
Разработка индивидуальных рекомендаций, адресованных воспитателям СРЦН и родителям несовершеннолетним, помещенных в СРЦН;
В ходе реализации психологического блока реабилитационных мероприятий достигнуты следующие результаты:
- Стабилизация психофизического, психо-эмоционального состояния несовершеннолетних у 78% воспитанников;
- Развитие социального интеллекта (развитие коммуникативных навыков, регуляция социальных отношений со сверстниками и взрослыми) у 45%;
- Коррекция агрессивных тенденций, тревожности ребенка у 82%;
Для оказания практической работы воспитанникам с расстройствами речи и предупреждения дисграфии в стационарном отделении работает логопед. Работа носит как индивидуальный, так и групповой характер. В результате работы логопеда, повысился уровень речевого развития у детей с низким уровнем развития.
Специалисты отделения уделяют повышенное внимание воспитанию здорового образа жизни, ценностного отношения к своему здоровью, организации активного отдыха.
Работа инструктора по физкультуре реализуется по программе физкультурно-оздоровительной работы «Мое здоровье»
Цель программы направлена на социализацию и интеграцию детей с особенностями психофизического развития со средой нормального детства и воспитание нравственных, морально – волевых качеств личности: настойчивости, смелости, навыков культурного поведения.
Решая задачи физического воспитания, деятельность педагога была ориентирована на формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Воспитанников учили способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
Под руководством инструктора дети занимаются в тренажерном зале, совершают лыжные прогулки на природе, участвуют в городских и областных спортивных соревнованиях.
Программа педагогической реабилитации дошкольников.
За отчетный период прошли реабилитацию 10 дошкольников
Большинство детей, поступающих в группу, педагогически запущены, они никогда не посещали детский сад, не имели игрушек.
При поступлении детей, воспитатели проводят диагностику, которая помогает выявить уровень их развития. На основании диагностики воспитатели составляют индивидуальные программы социально-педагогической реабилитации детей.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому в реабилитационной работе с детьми используется игровая терапия. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Чтобы игра стала действительно развивающей для ребенка, воспитатели учат его играть. Сначала просто оперировать игрушками, подражая реальным действиям, затем осваивать науку сюжетно-ролевой игры.
Социальным педагогом отделения и воспитателями подобран комплекс подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, которые они применяют на занятиях и в свободной деятельности.
Одним из основных методов работы является индивидуальный подход, потому что дети разного возраста и разного уровня развития. В свободное время воспитатели устраивают вместе с детьми праздники, концерты и драматизацию сказок.
Логопедическая работа ведется в основном с малышами (дошкольниками). По наблюдениям логопеда все детки поддаются коррекции. Кроме коррекционного воздействия ведется и развивающее воздействие на речь.
Воспитатели постоянно работают с родителями детей, которые проживают в центре, ведут разъяснительную работу, дают консультации.
В программе педагогической реабилитации дошкольников большое внимание уделялось нравственному воспитанию.
Нравственное воспитание рассматривается в программе дошкольного возраста как одна из важнейших сторон общего развития. В процессе нравственного воспитания формируются этические представления, навыки культурного поведения, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться.
Дети накопили опыт деятельности по самообслуживанию, связанные с правилами поведения в быту (в раздевалке, столовой, умывальной комнате, спальне).
Воспитатели стараются складывать образ «Я», одной из составляющей – внешний вид, чистота лица и рук, опрятность. Воспитатели учат детей вежливости, в этом помогает сказкотерапия.
Педагогическая диагностика показала, что дети научились слушать сказки, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведений. Воспитанники , которые уже длительное время находятся на реабилитации могут рассказывать и показывать сказочные сюжеты с использованием настольного театра. Воспитанников Давудов Саша (16.07.05 г. р.) овладел счетом до 5 и обратно. Дети знают и различают геометрические фигуры (20%), Соломатов Сережа (25.07.06) научился группировать предметы по цвету, размеру, форме.
Воспитатели формируют у детей положительное отношение к природе, используя следующие методы:
- наблюдения за природой
- посильная работа в уголке природы.
Большая работа проводится воспитателями по развитю речи и формированию у летей познавательных способностей. Анализ уровня связной речи показал, что дети умеют отвечать на простые вопросы, составлять небольшие рассказы по картинке, драматизировать знакомые сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». В конце каждого месяца воспитателями проводится итоговое занятие в форме литературного калейдоскопа, с помощью различных приемов: «узнай книжку по обложке», по рисунку и т.д.
Для силы пальчиков и кисти рук воспитатели используют пластилин, глину, бумагу. Результатами такой работы стали более точные движения пальцев рук воспитанников, руки стали более сильными. Эта работа всем детям нравится, они выполняют ее с удовольствием.
Коррекционные занятия проводятся педагогами в игровой форме, с применением дидактических игр, с использованием различных сюрпризных моментов (появление гостей, игрушек).
В достаточной мере воспитатели работают по сенсорному развитию детей. Детям интересны игры с разрезными картинками: «Накроем стол», «Одежда», «Животные», любят игры со словами.
Культурно-досуговая деятельность малышей направлена на развитие деятельности по интересам, стимулирование желания самостоятельно действовать, проявление своего «Я». В группе создаются ситуации, при которых дети хотят делать то, что и воспитатель. В данном случае взрослый является единомышленником малышей, искренне желая доставить детям радость, но основная цель: формирование различных интересов у детей, творческое развитие, закрепление знаний о различных видах деятельности.
Деятельность социальных педагогов отделения реализовывалась в виде комплекса
профилактических,
реабилитационных,
коррекционно-развивающих мероприятий,
а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности воспитанников.
В отделении социальные педагоги работают по следующим программам:
1. «Программа по адаптации»
Цель:
-- создание социально-педагогических условий для успешной адаптации личности в условиях стационара.
В ходе реализации программы социальным педагогом выявляются источники и причины социальной дезадаптации несовершеннолетних, поступивших в Центр, осуществляется первичная педагогическая диагностика, по результатам которой определяется необходимость проведения и объем мероприятий социально-педагогической реабилитации детей и подростков. 10 воспитанников успешно прошли адаптацию и их реабилитация строится, согласно разработанным ИПСР. Ход реабилитации несовершеннолетних отслеживаются воспитателями, социальными педагогами, результаты, полученные в процессе, аккумулируются в личные дела воспитанников.
2. «Программа по профориентации.
Цель:
- Оказание социально-педагогической помощи подросткам в профессиональном самоопределении
ОБЪЕКТОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в этой программе выступали
старшие подростки – воспитанники Центра.
ПРЕДМЕТОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Формы и методы социально-педагогической помощи подросткам в условиях ГОУСО СРЦН.
2. Программа «Педагогической диагностики изучения и развития личности»
Цель:
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации и отслеживание результатов педагогической коррекции воспитанников
В результате реализации программы социальным педагогом была проведена следующая работа:
* определены критерии, показатели развития личности;
- подобраны методы и методики диагностик;
- выделены уровни развития детей;
- разработаны методические рекомендации для проведения успешной диагностики
Программа предназначена для определения перспективных направлений для развития ребенка в соответствии с ИПСПРН.
Исполнителями Программы стали воспитатели, педагоги дополнительного образования.
Основными показателями изменений в личности детей стали:
- развитие и закрепление санитарно-гигиенических и бытовых навыков;
- формирование отношения взаимного доверия и понимания в коллективе;
- развитие коммуникативных способностей, кругозора, познавательной активности;
- улучшение эмоционально-психологического состояния ребенка.
Социальным педагогом ежедневно осуществлялось сопровождение школьников в ОУ, еженедельно осуществлялся школьный патронаж.
Большая работа проводится специалистами социально-реабилитационного центра и социальным педагогом отделения по воссозданию социального статуса ребенка и его семьи: оказывается помощь в оформлении документов, получении пособий, установлении личности воспитанника, поиску его родственников. Все документы подшиваются социальным педагогом в личном деле несовершеннолетних.
Особое место в успешной социализации безнадзорного ребенка отводится сохранению родственных отношений с семьей. С этой целью специалисты отделения работают по трем основным направлениям:
- возвращение подростка в родную семью,
-поиск для него попечительской семьи,
- создание атмосферы в самом учреждении.
С родителями воспитанников проводится еженедельная профилактическая работа, которая способствует возвращению детей в родную семью. Так за отчетный период 10 воспитанников вернулись в родной дом. _____10______ родителей прошли лечение у нарколога города.
В результате проделанной работы социальными педагогами достигнуты следующие результаты:
- повысился профессиональный уровень воспитателей в организации коррекционно-развивающей сферы.
- результаты программы «Адаптация» позволили определить более объективные мероприятия социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних.
- в результате проведения социально-педагогической реабилитации, согласно ИПСР дети приобрели новые ЗУН, у них сформировалась адекватная самооценка, расширились «границы мира воспитанников», их познавательные интересы, бытовые навыки и навыки самообслуживания.
Составляющим элементом коррекционно-реабилитационной работы стационара стало создание условий для организации досуга детей, которые были организованы в течение отчетного периода
Досуговые мероприятия :
№ | Досуговая деятельность |
1 | Турнир « В гостях у сказки» |
2. | Конкурс «Пословицы и поговорки» |
3. | Беседы о народном фольклоре |
4. | Вечер славы, посвященный Ленинградской и Сталинградской битве |
5. | Вечер мужества «Пароль-Афган!» с просмотром фильма |
6. | Игровая программа «Русский солдат умом и силой богат!» |
7. | Месячник по эстетическому воспитанию6 - знакомство с основами этикета; - блиц-конкурс «Светский этикет» ; -звездный час «Домашняя кулинария» |
8. | Участие в городском конкурсе творческих работ Весенняя капель» |
Также анализ выявил следующие проблемы.
проблема | причины | Методы решения |
Недостаточный уровень работы с семьями воспитанников | Отсутствие комплексной программы | Разработка программы работы стационарного отделения с семьей |
Комплексная диагностика н/с, планирование реабилитационных мероприятий. | Отсутствие единого методического сопровождения работы реабилитационных центров по вопросам организации комплексной диагностики, планирования реабилитационных мероприятий, монитируемых показателей, критериев оценки качества услуг | Методические рекомендации Базового Центра «Рябинушка» |
Методика подсчета оказываемых услуг | Отсутствие единого подхода и методики подсчета оказываемых услуг, учета количества клиентов | |
Обучение и повышение педмастерства на курсах, отсутствие аттестации | Нет аттестации специалистов и заведующих отделений | Организация курсов повышения педмастерства, разработка аттестации |
Главные итоги:
- эффективность использования койко-мест – 1.2
- количество воспитанников в группах -22,3 чел.
- план по услугам специалистами отделения выполняется
- количество новых клиентов – 29 человек
- самовольных уходов воспитанников нет
- воспитатели отделения стали работать по единой комплексной программе реабилитации несовершеннолетних
- улучшился мониторинг оказания услуг, согласно ИПРСН
Цели на 2 квартал:
- разработка комплексной программы по работе с семьями воспитанников;
- создание оптимальных условий для успешной социальной реабилитации несовершеннолетних путем развития новых форм педагогической реабилитации
Исполнитель:
Заведующая стационарным отделением _____________ Н.В.Семкова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности за межаттестационный период Опрышко Наталии Алексеевн ы преподавателя спецдисциплин Г(О)БОУ НПО ПУ №14 г. Грязи...
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности мастера призводственного обучения
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности за межаттестационный период Опрышко Наталии Алексеевны мастера производственного обучения Г(О)БОУ НПО ПУ №14 г. Грязи...
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности
отчет о результатах работы...
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности Хертек А-Х.В 2013г
аналитический отчет о результатах педагогической деятельности Хертек Анай-Хаак Викторовны 2013г...
ОПТИМИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НАХОДЯЩИХСЯ В ГКУ РХ «ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» г. ЧЕРНОГОРСКА
Социально – педагогическая реабилитация бывает не достаточно эффективна, когда ребенок не проходит полный курс программы социально – педагогической реабилитации и постреабилитационный период не ...
Программа по психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних "Удивительные превращения"
В реабилитации несовершеннолетних особое место занимает реабилитация через творческий процесс. Включение ребенка в творческий процесс – будь то рисование, ...
Технология Плейбек+ как средство социокультурной адаптации и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра
Проблема межличностных коммуникаций особенно остро стоит в подростковом возрасте, не дает гармонично развиваться и усугубляет подростковые проблемы, ее проявления могут вылиться в кризис внутрисемейны...