Аналитический отчет
материал по теме

Шишкина Алена Викторовна

Представлен аналитический отчет учителя за межаттестационный период

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_otchet_analiticheskiy.docx145.87 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

            Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития личности, формированием социально компетентного человека. В федеральный стандарт введены понятия "коммуникативная компетентность", "лингвистическая компетентность", "языковая компетентность", что нашло свое отражение в современных подходах к обучению речи. Коммуникативная компетентность-это способность человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Таким образом, развитие речи обучающихся – одно из важнейших направлений в работе учителя-словесника по реализации требований, стоящих перед современной школой. Формирование необходимых знаний, мировоззрения, жизненной позиции обучающихся, способности выражать и отстаивать её с помощью слова происходит на уроках русского языка и литературы посредством работы с текстом. В связи с этим тему по самообразованию в межаттестационный период я определила так: «Работа с текстом в системе обучения жанровым формам речи».

 Вместе с тем работа по развитию речи – одно из самых сложных направлений в деятельности учителя. Так, количество уроков развития речи, определенных программой по русскому языку в каждом классе, явно недостаточно для того, чтобы обучающиеся овладели конкретными речевыми умениями и навыками, определенными ГОС. Школьная программа по литературе не предусматривает специальных уроков по формированию текстовых умений и отработке навыков по созданию устных и письменных текстов разных жанров, что также требует ГОС. Кроме того, обучающиеся затрудняются с само- и взаимооценкой устных и письменных высказываний.  Этим определяется необходимость поиска новых путей речевого развития обучающихся. Таким образом, вышла на противоречия:

  1. между требованиями ГОС (НРК) к уровню образованности обучающихся и уровнем сформированности речевых умений и навыков;
  2. между необходимостью обеспечения речевой компетентности обучающихся требованиями стандарта и отсутствием конкретных методик по развитию речи;
  3. между разработанными в образовательном процессе технологическими подходами и необходимостью их пересмотра при работе с текстом.

На основе противоречий определила проблемы, над которыми работала в межаттестационный период:

  1. проблема обучения восприятию текста и созданию собственного текста на основе наблюдений за функционированием языковых средств;
  2. проблема использования функционально-стилистического аспекта обучения русскому языку для развития речевой компетентности обучающихся;
  3. проблема отбора и систематизации методов и приемов обучения.

      Объект анализа: деятельность учителя.

      Предмет анализа: условия, способствующие формированию профессионально-личностных новообразований, продуктивности деятельности учителя в межаттестационный период.

      Целью аналитического отчета является самоанализ и самооценка педагогической деятельности за межаттестационный период с 2006 по 2011 годы по реализации на практике системы обучения сочинениям разных жанров с целью развития речевой и коммуникативной компетентности обучающихся.

      Задачи:

  1. анализ и оценка результатов педагогической деятельности по развитию речевой компетентности обучающихся;
  2. установление причинно-следственных связей между результатом образования и условиями применения функционально-стилистического подхода к обучению;
  3. выявление проблем и проектирование путей их решения в следующий межаттестационный период;
  4. самооценка эффективности собственной деятельности по формированию и развитию речевой компетентности обучающихся.

Аналитическая часть.

Работа с текстом в системе обучения жанровым формам речи, 

её влияние на развитие речевой компетентности обучающихся.              

     Степень развития речевой компетентности определяется уровнем сформированности таких общих умений, как:

  1. умение раскрывать тему и основную мысль текста(осмысливать объём и границы темы, вычленять основную мысль и подчинять всё этой мысли);
  2. умение собирать и систематизировать материал, делать рабочие заготовки (конспектировать, выписывать, правильно цитировать, аннотировать), что предполагает составление плана, набросков, подготовку рабочих материалов, написание тезисов;
  3. умение строить высказывание в определенной композиционной форме (повествование, описание, рассуждение);
  4. умение совершенствовать написанное (редактировать черновой вариант)

и типовых коммуникативных умений:

  1. устанавливать и согласовывать значения слов (конструировать словосочетания);
  2. объединять слова и словосочетания в предложения (конструировать предложения с учетом их типов и роли в тексте, оптимально использовать возможности прямого и обратного порядка слов-членов предложения);
  3. варьировать различные средства связности (в соответствии с определенной коммуникативной задачей);
  4. членить текст на смысловые куски, фрагменты, абзацы;
  5. исправлять написанное (совершенствовать, дополнять, изменять, сокращать, аргументировать, приводить необходимые факты);
  6. выбирать языковые средства в соответствии с требованиями ситуации общения – единство стиля, познавательная ценность, эстетическая установка, разумное соотношение информации, оценки и образности).

      Таким образом, центральной единицей обучения является текст как речевое произведение, в котором «каждую грамматическую форму можно осветить с точки зрения заложенных в ней изобразительных и выразительных возможностей, то есть осветить и оценить стилистически» (М.Т.Баранов). В межаттестационный период акцент был сделан на практическую направленность обучения жанровым формам речи, в соответствии с чем были обозначены следующие задачи:

  1.  разработать систему уроков развития речи с учетом существующего в современной коммуникативно-ориентированной лингвистике подхода к оценке связного высказывания (текста) с обязательным учетом сферы общения – области речевой практики, в которой будет функционировать данный текст;
  2.  подобрать дидактический материал для практикумов по созданию текстов разных стилей и жанров с включением в задания элементов речевой ситуации (тексты, упражнения, ситуативные задачи);
  3.  разработать систему мониторинга (критериально-оценочную систему) достижений обучающихся;
  4.  организовать работу по использованию критериев оценивания результатов различных видов коммуникативной и речевой деятельности обучающихся для само- и взаимооценки;
  5.  определить планируемый результат деятельности и сроки реализации проекта.

       Работая над реализацией проекта, я провела диагностику: выявила и классифицировала текстовые ошибки и речевые недочеты, наиболее часто встречающиеся в устных и письменных высказываниях обучающихся. Исходя из реальных  показателей уровня речевой компетентности и творческого потенциала речи обучающихся, определила главное направление своей направление  своей деятельности: приобщение к опытам создания устных и письменных высказываний различных стилей стилей и жанров, обеспечивающих речевую практику человека в определенных сферах общения.

        В связи с вышеизложенным, на следующем этапе пересмотрела традиционную систему уроков развития речи с акцентом на использование специальных упражнений  по предупреждению текстовых ошибок и формированию необходимых умений в речевой практике обучающихся при создании высказываний различных стилей и жанров.

       В процессе обучения речеведческие понятия о традиционных типах сочинений дополняются сведениями по жанровой стилистике, что дает обучающимся возможность приобщиться к опыту создания устных и письменных высказываний разных жанров и стилей (дружеское письмо или дневниковая запись, реферативное сообщение или научный доклад, интервью или репортаж, публицистическое эссе, рецензия или дискуссионное выступление), которые обеспечивают успешную речевую практику человека в определенной сфере общения (разговорно-бытовой, общественно-политической, научной, официально-деловой). Большим подспорьем для организации работы стали научные работы известных методистов: М.М.Бахтина, Т.М.Пахновой, С. И.Львовой, Н.Л.Карнаух, пособие Г.А.Шипицыной «Теория и практика написания сочинений разных жанров», материалы брошюры Т.А.Долининой «Формирование коммуникативной и речевой компетентности при подготовке выпускника к итоговой аттестации. Дидактические и контрольно-измерительные материалы для учителя-словесника и любознательных учащихся».

         Система работы по развитию речи выстраивается таким образом, чтобы овладение навыками связной речи происходило в процессе обучения опыту создания определенного речевого жанра, закрепленного за той или иной сферой общения, с учетом особенностей жанра отбираются упражнения для совершенствования конкретных умений текстообразования. ( Приложение 1)

В основе педагогической деятельности лежат  технологии: проектный метод,  обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, технология развития критического мышления через чтение и письмо, которые требуют использовать в образовательном процессе активные методы и формы работы, развивающие познавательную активность и мыслительную деятельность учащихся, различные формы работы с текстом на уроках русского языка и литературы с  акцентом  на групповые формы работы с использованием компьютерных технологий.

             В качестве дидактического материала используются образцовые тексты различных стилей и жанров, юмористические и ущербные тексты. Включение в задания элементов речевой ситуации поднимает работу по развитию речи на уровень современных требований к речевой компетентности обучающихся. В центре внимания – проблемы общения: общающийся человек всегда должен осознавать, какова цель его высказывания, кому оно адресовано. Ориентация на другого человека (реального или предполагаемого, такого, как я сам) формирует  устойчивую мотивацию в общении, желание поделиться с другими тем, как воспринимается и оценивается та или иная ситуация, событие. Кроме того, специальные ситуативные задания позволяют включить каждого в самостоятельную творческую деятельность, сугубо индивидуальную и имеющую множество вариантов решения, что является стимулирующим фактором при обучении жанровым формам речи. Представленная методическая разработка позволяет судить о практике реализации материала по конкретной теме урока (Приложение 2).

Анализ результатов использования различных видов работы с текстом

 на уроках развития речи.

          В своей педагогической деятельности  ориентируюсь на достижение результата образования, понимаемого как социальная компетентность личности обучающихся, проявляющаяся в трех составляющих образованности: предметно-информационной, деятельно-коммуникативной и ценностно-ориентационной. Требования к достижению выпускниками результатов образованности через указанные выше три составляющих представлены в ГОС НРК общего образования Свердловской области.

Отслеживая качество достижений учащихся, применяю разнообразные методики и контрольно-измерительные материалы. В качестве диагностического инструментария  предметных компетенций используются диктанты разных видов, изложения разных видов, сочинения разных жанров, комплексный анализ текста,  эссе. В связи  с вводом такой формы итоговой аттестации как ГИА и ЕГЭ, активно используются в процессе  мониторинга тестовые задания: с несколькими вариантами ответа, альтернативные задания,  на поиск ошибки, на перегруппировку, на преобразование по аналогии.

В целях формирования и определения языковой, лингвистической компетенций учащихся использовались приёмы: составление обобщённых таблиц, схем, составление алгоритмов, опережающие задания.

Для диагностики уровня речевой компетентности применяю модели оценивания результатов коммуникативной и речевой деятельности учащихся, рекомендованные кафедрой русского языка и литературы ИРО. (Приложение 3)   О результативности использования различных форм работы с текстом в системе обучения жанровым формам речи можно судить на основании мониторинга качества образования:

  1. достижение высокого  уровня  познавательной мотивации обучающих ся к изучению преподаваемых дисциплин (100% выбор факультатив ных курсов);
  2. положительная  динамика  формирования коммуникативной компетен ции обучающихся,  о чем свидетельствуют:
  1. стабильный уровень образованности и повышение  качества образования  (с 43% до 45% по русскому языку и с 44% до 45% по литературе) в меж- аттестационный период    (Приложение 4, 5);
  2. высокий уровень результатов на итоговой аттестации  (Приложение 6, 7):
  1. результаты ИА по русскому языку в 2008-2009 учебном году в 11 классе (форма ЕГЭ) – при 100% успеваемости максимальное  количество баллов составило 76 баллов;
  2. результаты ИА по русскому языку (изложение с элементами сочинения) в 2010-2011 учебном году в 9-х классах - качество образования составило 45%  при 100% успеваемости, максимально высокий  балл - 5;
  3. результаты ГИА по русскому языку в 2010-2011 учебном году в 9-х классах – качество образования составило 73% при 100% успеваемости, максимально высокий балл – 39 баллов. Из 15 учащихся, выбравших данную форму экзамена, 2 человека получили «5»(13%), 9 – «4»(60%), 4 –«3»(27%);
  4. результаты ИА по литературе в 9 классе в 2006-2007 учебном году –       2 человека выбрали экзамен по литературе в форме реферата. Качество образования составило 100%, средний балл  -  5, что  соответствует среднему годовому баллу;  результаты ИА по литературе в 9 классе в 2010-2011 учебном году  - 1 ученица выбрала экзамен по литературе в форме реферата,  качество образования составило 100%;
  1. ежегодное  результативное участие обучающихся  в Муниципальном туре олимпиад по русскому языку и литературе:  I мест – 1(по русскому языку), II мест – 1(по литературе), III мест – 2(по русскому языку и литературе) ( Приложение 8)
  2. ежегодное результативное участие в районных мероприятиях по предмету – 7 победителей в литературном  конкурсе «Серебряное перышко» (2008 –2011гг.);
  3. призовые места в интеллектуальных играх (I мест – 2, II – 3), в районных фестивалях и познавательных конкурсах (I мест - 3)(Приложение 9)

3)  самодостаточность и социальная компетентность выпускников 2008-2009 года:  5 человек (33 %) поступили в ВУЗы,   10 человек (67%) – в средние специальные учебные заведения (техникумы, колледжи).

          Одним из условий, обеспечивающих эффективность образовательного процесса, является постоянное повышение учителем уровня своей профессиональной компетентности через методическое самообразование, активное участие в течение межаттестационного периода  в  работе школьных педагогических советов и методических семинаров,  в работе РМО учителей русского языка и литературы;  курсы повышения квалификации по образовательным программам:

  1. «Обучение тьюторов по подготовке педагогов к проведению ЕГЭ по литературе» (80 часов)   ГБОУ ДПО СО «ИРО» г. Екатеринбург (2010 год)
  2. «Речевые технологии педагогической коммуникации. Речевая и коммуникативная компетентность выпускника» (144 часа) ГБОУ ДПО СО «ИРО» г. Екатеринбург (2006 год)

В марте 2010 года приняла  участие в  районном конкурсе учителей русского языка и литературы «Профессионализм – Творчество – Успех» (2010 г) - победитель  в номинации «Учитель-мастер»; в июне 2011 года  участвовала в заочном конкурсе педагогической продукции «Мои лучшие уроки». В настоящее время повышаю свою квалификацию по образовательной программе: «Обучение тьюторов по подготовке педагогов к проведению ГИА по русскому языку» (80 часов)   ГБОУ ДПО СО «ИРО» г. Екатеринбург.

Противоречия, возникшие в процессе реализации проекта.

          Работа по теме в межаттестационный период явилась одним из условий профессионального роста. Эффективности педагогической деятельности способствовали личная ответственность за результат образования, социальная активность, коммуникативная культура. Результаты, динамика продуктивности педагогической деятельности отражают её эффективность, свидетельствуют о создании положительной мотивации у учащихся. Вместе с тем, анализируя свою деятельность в межаттестационный период, отмечаю такие проблемы, как:

  1. недостаточный уровень сформированности базисных коммуникативных умений (умение обмениваться/получать информацией/-ю, умение задавать вопросы, умение высказывать свои мысли точно и ясно, умение убеждать и т.п.);
  2. недостаточный уровень сформированности  общих коммуникативных умений на межпредметном уровне (умение раскрывать тему и доказывать основную мысль, умение собирать и систематизировать материал, умение конспектировать, умение делать выводы и т.п.);
  3. недостаточный уровень типовых коммуникативных умений (устанавливать и согласовывать значение слов, варьировать средства связи в соответствии с коммуникативной задачей, членить текст на абзацы, выбирать языковые средства в соответствии с требованиями ситуации и т.п.);
  4. частичное нарушение учениками нормативности речи;
  5. недостаточный уровень творческого потенциала речи учащихся.

Причины этих недостатков кроются в проблемном поле:

- на уровне моей личной компетенции (недостаточность компетенции в области современных образовательных технологий)

- на уровне организации образовательного процесса (непроработанность УМК в плане формирования качеств хорошей речи, а также непроработанность в мониторинге КИМов коммуникативной компетентности обучающихся).

Проектная часть

Планируемый результат использования деятельностного подхода

в образовательном процессе с целью развития

коммуникативной компетентности обучающихся

           Исходя из вышеизложенного, в межаттестационный период планируется  продолжить работу по созданию условий для формирования на уроках русского языка и литературы различных аспектов одной из ключевых компетенций обучающихся – коммуникативной – с использованием современных образовательных технологий.  В связи с этим, определяю тему по самообразованию: «Реализация деятельностного подхода в образовательном процессе как эффективное условие формирования коммуникативной компетентности обучающихся» и ставлю перед собой следующие задачи:

  1. изучить и проанализировать состояние проблемы  в педагогической теории и   практике; 
  2. провести диагностику среди учащихся на выявление уровня  сформированности различных аспектов одной из ключевых компетенций-коммуникативной;
  3. осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию коммуникативной компетенции конкретно с учётом специфики предмета;
  4. разработать систему компетентностно – ориентированных и творческих заданий; 
  5. определить способы диагностики и показатели достижения результатов;
  6. спрогнозировать ожидаемые результаты.      

        Такой подход позволяет  точно оценить уровень сформированности коммуникативной компетенции обучающихся, выявив, какие из аспектов уже сформированы, а освоение каких требует дополнительной работы. Это во многом определяет выбор индивидуальной траектории движения и совершенствования ученика.    Реализация такого подхода требует тщательного отбора эффективных методов и технологий обучения.

       Базовыми моделями  системы работы  по формированию коммуникативной компетенции планирую сделать  деятельностный подход в обучении и технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо», так как,  имея интегративный характер, они позволяют сочетать традиционный подход к обучению и  различные элементы  передовых технологий и в наибольшей степени способствует развитию универсальных учебных действий.  Реализация данной модели предполагает также использование ИКТ, метода  проблемного обучения и эвристического метода. Приёмы, используемые в рамках данных технологий, удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных аспектов коммуникативной  компетенции. 

       Полагаю, что если названные задачи будут реализованы, то сложится такая система работы, которая позволит осуществлять целенаправленное формирование коммуникативной компетентности у учащихся и в конечном счёте   повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной  социализации личности.  

Этапы реализации проекта в межаттестационный период

Первый этап – диагностический: изучение необходимой литературы по данной  проблеме,  выявление уровня  сформированности различных аспектов коммуникативной компетенции (см критерии оценки в приложении).

Второй этап – отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию коммуникативной компетенции конкретно с учётом специфики предмета, разработка  системы компетентностно – ориентированных и творческих заданий, определение способов диагностики и показателей достижения результатов.

Третий этап – анализ результатов применения деятельностного подхода в образовательном процессе для формирования коммуникативной компетентности обучающихся.

Заключение

          Развивая речевую компетентность учащихся, я разработала систему уроков развития речи с учётом существующего в современной коммуникативно-ориентированной лингвистике подхода к оценке связного высказывания (текста) с обязательным учётом сферы общения – области речевой практики, в которой будет функционировать данный текст. Исходя из реальных показателей уровня речевой компетентности и творческого потенциала речи обучающихся, определила главное направление своей деятельности: приобщение к опытам создания устных и письменных высказываний различных стилей и жанров, обеспечивающих речевую практику человека в определенных сферах общения. Система работы по развитию речи выстроена таким образом, чтобы овладение навыками связной речи происходило в процессе обучения опыту создания определенного речевого жанра, закрепленного за той или иной сферой общения, с учетом особенностей жанра отбираются и упражнения для совершенствования умений текстообразования.  Включение в задания элементов речевой ситуации поднимает работу по развитию речи на уровень современных требований к речевой компетентности обучающихся.

В своей педагогической деятельности использовала  технологии: проектный метод,  обучение в сотрудничестве, технология развития критического мышления через чтение и письмо, которые требуют использовать в образовательном процессе активные методы и формы работы, развивающие познавательную активность и мыслительную деятельность учащихся, различные формы работы с текстом на уроках русского языка и литературы, делая  акцент  на групповые формы работы с использованием компьютерных технологий.

Считаю, что данная система работы позволила мне повысить продуктивность своей педагогической деятельности, о чем свидетельствует аналитический отчет.

Список литературы

  1. Антонова Л.Г. Обучение старшеклассников жанровым формам речи/ Русский язык в школе. – 1994. – 6.
  2. Бахтин М.М. Вопрос стилистики на уроках русского языка в средней школе/ Русская словесность. – 1994. – 2.
  3. Долинина Т.А. Формирование коммуникативной и речевой компетентности при подготовке выпускника к ИА. Дидактические и КИМ для учителя-словесника и любознательных учащихся. – Екатеринбург, ИРО,2006.
  4. Львова С.И. Уроки словесности 5-5 классы. – М.: Дрофа,1997.
  5. Модели оценивания результатов коммуникативной и речевой деятельности учащихся / авт.-сост. Т.А.Долинина – Екатеринбург, ИРО,2006.
  6. Маранцман В.Г. Речевые способности школьников и их развитие в процессе обучения / Русский язык в школе. – 1994. – 6.
  7. Обернихина Г.А. Как писать сочинение. – М.: Просвещение,1990.
  8. Письменные работы по литературе. 9-11 классы/ Н.Л.Карнаух, И.В.Щербина. – М.:Дрофа,2002.
  9. Попова Т.В., Калашникова И.В. Совершенствование текстовых умений учащихся (на материале школьных сочинений) (Филологический класс. – 2002. – 7.
  10. Развивайте дар слова: Факультатив. Курс «Теория и практика сочинений разных жанров (7-8 классы)». Пособие для учащихся. Сост. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. – М.: Просвещение,1982.
  11. Теория и практика сочинений разных жанров /Сост.: Шипицына Г.А. –Камышлов,2005.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – 2010.
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование (проект)


Приложение  1

Упражнения

для совершенствования конкретных умений текстообразования

  1. осмысление темы будущего текста (определите тему текста, выберите предложение, которое может быть заголовком текста, какой из предложенных заголовков более всего подходит по смыслу к данному тексту, придумайте заголовок к данному тексту);
  2. собирание материалов к сочинению на заданную тему;
  3. систематизация собранных материалов(составление плана, простого и сложного в соответствии с типом речи и темой, исправление ошибок в предложенных планах);
  4. составление рабочих материалов(отбор соответствующего содержания к каждому пункту плана;
  5. подбор языковых средств в соответствии с темой, замыслом, адресатом и стилем будущего текста;
  6. создание текста на заданную тему в виде пересказа(изложения) или  сочинения;
  7. редактирование написанного текста (нахождение и исправление указанных  недочётов и ошибок.

Приложение  2

План реализации материала по теме  
«Обучение высказываниям разговорного стиля»
Урок  развития речи в 5классе «Невыдуманный рассказ о себе»

Речеведческие    понятия

Речевые (коммуникативные) умения учащихся

Речевые (коммуникативные) умения учащихся

1.Повествование как тип речи; композиция рассказа

2.Сюжет и внесюжетные элементы (диалог, описание природы)

3.Тема и

основная мысль

4.Вступление

5.Заключение

6.Описательный оборот

Определять тип текста-повествования, его основные структурно-смысловые части и характерные языковые приметы

Выделять сюжет и внесюжетные элементы в рассказе

Составлять и обоснованно включать в него внесюжетные элементы

Определять тему

Формулировать основную мысль текста

Озаглавливать текст

Подчинять отбор содержательных элементов  и языковых средств основной мысли рассказа

        

Осуществлять выбор основного назначения вступления в соответствии с основной мыслью рассказа

Создавать вступление, воздействующее на читателя

Создавать концовку повествовательного текста

Использовать в речи описательные обороты с целью предупреждения лексических повторов и нарушения связности текста

Докажите, что данный текст соответствует жанру рассказа, используя схему:

  1. Вступление
  2. Завязка
  3. Развитие действия
  4. Кульминация
  5. Развязка
  6. Заключение

Укажите в тексте части, соответствующие   завязке, кульминации, развязке

Составьте свой сюжет по рисунку, включите описание природы, диалог

Определите, о чём говорится в тексте. Какова его тема? В чём должен убедиться читатель, прочитав рассказ? Над чем должен задуматься читатель? Какова основная мысль рассказа? Из чего исходил автор при отборе элементов содержания? Укажите выразительные средства языка в тексте, их роль.

Укажите вступление в тексте, определите его назначение

Создайте вступление к своему сочинению «Как я однажды…» и проверьте, отвечает ли оно требованиям, соотнесено ли с ОМ, заглавием, основной частью по объёму, соответствует ли стилю, нет ли стандартных фраз

Укажите ту часть рассказа, которая соответствует развязке

Прочитайте часть текста, следующую за развязкой

Даёт ли автор прямую оценку описанных событий ?

Какая концовка оказывает более сильное впечатление на читателя (прямая оценка события или с внесюжетными элементами)?

Составьте два варианта концовки своего рассказа

Какая удачнее раскрывает ОМ?

Укажите описательные обороты в тексте, определите их роль

Устраните повторы в предложенном тексте, не нарушая его связности

Подберите описательные обороты для своего рассказа

Задание

Представьте, что вы рассказываете эту историю  своим друзьям (в лагере, в походе, сидя у костра).  Напишите рассказ

    Как я однажды… (ходил на рыбалку, чуть не заблудился,  опоздал в школу…).

Примерные  ситуативные задания

  1. Используя данные фотографии, постарайтесь воссоздать атмосферу события, отражённого на снимке, оцените поведение участников в данной обстановке. Обратите внимание на то, как поза, выражение лица, жест свидетельствуют о душевном состоянии человека в конкретной ситуации, запечатлённой на фотографии.

    «Прочитайте» фотографию; дайте портретную характеристику человека, группы людей, изображённых на снимке.

     Оформите текст как запись в личном дневнике.  

  1. Опишите какие-либо действия, используя наречия (например, как ремонтируют телевизор, пекут пироги, шьют фартук и т.д.).

      Напишите репортаж для школьной стенгазеты или возьмите интервью у человека, выполняющего какое-либо действие.

  1. Рассмотрите репродукцию картины. Какие мысли и чувства она вызвала у вас? Оформите свои впечатления о картине в форме отзыва в книге для посетителей картинной галереи, выставки.
  2. Запишите свои размышления о рассказе (повести) в форме письма автору.   Не забудьте об этикетных правилах письма, будьте заинтересованным собеседником.

Приложение 3

Модель критериальной оценки устного публичного выступления

       №

Показатели

    Баллы

1.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

2.

2.1.

2.1.1.

2.1.2.

2.1.3.

2.1.4.

2.2.

2.2.1.

2.2.2.

2.2.3.

2.2.4.

2.3.

2.3.1.

2.3.2.

2.3.3.

3.

3.1.

3.2.

3.3

Предметно-информационная составляющая

Эрудированность в рассматриваемой проблеме

Понимание проблемы и глубина её раскрытия

Уровень необходимых предметных и межпредметных знаний по проблеме

Уровень знаний общественной, культурной жизни

Владение специальной терминологией

Деятельностно-коммуникативная составляющая

Владение навыками создания текста

Текст отличается тематическим единством, ОМ сохраняется на протяжении всего текста

Тезисно-аргументативная структура текста убедительна и корректна, примеры и цитаты уместны

Композиция текста отражает логику раскрытия темы. и направлена на раскрытие ОМ

Выбранные языковые средства целесообразны (отражают позицию, отношение автора)

Умение донести информацию до слушателей, умение воспринимать информацию

Умение наладить со слушателями деловой и эмоциональный контакт

Умение слушать вопросы и понимать их, умение в соответствии с вопросами давать ответы

Умение задавать вопросы

Умение оценивать выступление другого (участвовать в обсуждении)

Владение нормой и правилами общения

Умение владеть собой

Умение грамотно организовать  пространство и время, правильно использовать невербальные средства общения

Соблюдение норм и правил успешного общения

Ценностно-ориентационная составляющая

Активная личностная позиция при осмыслении проблемы

Умение давать оценку фактам, событиям, явлениям

Умение оценивать результаты своей деятельности

10

2

2

2

2

2

22

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

6

2

2

2

Всего 38

Модель критериальной оценки письменного высказывания

Показатели

Баллы

1.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

2.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

3.

3.1.

3.2.

3.3.

Предметная составляющая: эрудированность автора (уровень литературной образованности)

Знание текста художественного произведения

Знание социокультурного контекста произведения

Владение литературоведческой терминологией

Владение специальными навыками анализа художественного произведения

Деятельностно-коммуникативная составляющая (уровень сформированности речевых и коммуникативных умений

Текст отличается тематическим единством, ОМ сохраняется на протяжении всего текста

Композиция текста отражает логику раскрытия темы. и направлена на раскрытиеОМ

Текст отличается целеположенностью, то есть обобщения различного уровня связаны между собой и нацелены на раскрытие основной мысли

Выбранные языковые средства целесообразны (отражают позицию, отношение автора) и полностью отвечают нормам правильной и хорошей речи (точной, ясной, богатой, выразительной)

Ценностно-ориентационная составляющая (уровень сформированности личностной позиции)

Активное личностное отношение к осмыслению проблемы

Мотивированность собственного отношения к событиям и героям произведения

Умение корректно выразить себя речевыми, художественно-эстетическими средствами

8

2

2

2

2

8

2

2

2

2

6

2

2

2

     Всего22

Приложение 4

Педагогический мониторинг качества образования

и успеваемости по русскому языку

Предмет

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Русский язык

43

43

44

45

45

Приложение 5

Педагогический мониторинг качества образования

и успеваемости по литературе

Предмет

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Литература

44

44

44

45

45

Вывод: Наблюдается стабильный уровень учебных результатов по итогам учебного года. Качество обучения по русскому языку повысилось с 43 до 45%, по литературе – стабильно на уровне 44%.

Приложение  6

Результаты итоговой аттестации

Предмет

Класс

Качество образования

2006-2007

уч.год

2008-2009 уч.год

2010-2011 уч.год

Русский язык (изложение

 с элементами

сочинения)

9

41%

45%

Русский язык (ГИА)

9

73%

Литература

 (реферат)

9

100%

100%

Русский язык и литература

(изложение

с элементами сочинения)

11

51%

Русский язык

(ЕГЭ)

11

средний балл 55, максимально высокий балл 76

        Результаты ИА по русскому языку в 2008-2009 учебном году в 11 классе (форма ЕГЭ): при 100% успеваемости среднее количество баллов составило 55 баллов.  Выпускница Лаврова Ксения закончила школу с серебряной медалью (количество баллов на ЕГЭ по русскому языку – 76 (80%).

      Результаты ИА по русскому языку (изложение с элементами сочинения) в 2010-2011 учебном году в 9-х классах: качество образования составило 45% при 100% успеваемости, средний балл -3,7, что  соответствует среднему годовому баллу.

      Результаты ИА по литературе в 9 классе в 2006-2007 учебном году: 2 человека выбрали экзамен по литературе в форме реферата. Качество образования составило 100%, средний балл  -  5.  Результаты ИА по литературе в 9 классе в 2010-2011 учебном году  - 1 ученица выбрала экзамен по литературе в форме реферата. Качество образования составило 100%.  

Предмет\форма

Количество учащихся

Качество образования

Средний балл

ИА

Средний годовой балл

Русский язык –

изложение

29

45

3,7

3,7

Русский язык

ГИА

15

73

3,9

3,9

         Результаты ГИА по русскому языку в 2010-2011 учебном году в 9-х классах: качество образования составило 73% при 100% успеваемости, средний балл – 3,9, что соответствует среднему годовому баллу. Из 15 учащихся, выбравших данную форму экзамена, 2 человека получили «5»(13%), 9 – «4»(60%), 4 –«3»(27%)

Приложение 7

Результаты ЕГЭ по русскому языку
2008-2009 учебный год

        


Приложение 8

Результаты участия в районном туре предметных олимпиад

(в рамках Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала»)

Учебный год

Ф.И. участника

Класс

Предмет

Место

2006-2007

 

Русский язык

2007-2008

Лаврова Татьяна

10

Русский язык

2

2008-2009

Лаврова Ксения

Лаврова Татьяна

11

Русский язык

2009-2010

Томилова Татьяна

Потапова Анна

8-а

Русский язык

5

1

2010-2011

Новикова Ирина

Фуфарова Светлана

8-а

9-б

Русский язык

2

3

2006-2007

 

Литература

2007-2008

Литература

2008-2009

Лаврова Ксения

Лаврова Татьяна

Литература

2009-2010

Томилова Татьяна

Потапова Анна

8-а

Литература

4

4

2010-2011

Мельникова Надежда

9-а

Литература

3

Вывод: количество участников стабильно; имеются призовые места.

Приложение 10

Социальная зрелость выпускников

Год выпуска

Основная школа

Средняя школа

кол-во выпускников

количество выпускников, продолжающих образование

трудоустройство

кол-во выпускников

количество выпускников, продолжающих образование

трудоустройство

10й

кл.

НПО

СПО

всего

%

СПО

ВУЗ

всего

%

2006-2007

100%

2008-2009

-

-

-

-

-

-

2010-2011

29

15

-

-

-

-

-

-

Приложение 9

Результаты участия в интеллектуальных играх,

исследовательской деятельности и творческих конкурсах

Мероприятие

Тема

Организатор, уровень

Год

Результат

1

Интеллектуальная игра

«Знакомые незнакомцы»

ЦВР «Эльдорадо», район

2007

1 место

2

Литературный конкурс

«Самый лучший папа-2008»

ТОИОГВ СО-УСЗН, район

2008

2 диплома,

благодарность

3

Конкурс детского поэтического творчества «Серебряное перышко»

ЦВР «Эльдорадо», район

2007

5 грамот  

4

Интеллектуальная игра

«Язык родной, дружи со мной»

ЦВР «Эльдорадо», район

2008

2 место

5

Конкурс детского поэтического творчества «Серебряное перышко»

ЦВР «Эльдорадо», район

2008

2 диплома, благодарность

6

Выставка ИЗО и ДПИ

«Тепло родного очага»

ЦВР «Эльдорадо», район

2008

благодар-ность

7

Конкурс детского поэтического творчества «Серебряное перышко»

ЦВР «Эльдорадо», район

2009

10 грамот

8

Литературная игра

«Пока в России Пушкин длится…»

ЦВР «Эльдорадо», район

2009

2 место

9

Выставка ИЗО и ДПИ

«А я маме подарю…»

ЦВР «Эльдорадо», район

2009

1 место

10

Краеведческий конкурс

«Юные знатоки Урала»

ЦВР «Эльдорадо», район

2009

1 грамота

11

Конкурс детского поэтического творчества «Серебряное перышко»

2010

3 грамоты, 1 диплом

12

Конкурс чтецов

ЦВР «Эльдорадо», район

2010

благодарность

13

Литературная игра

«Приключения Робинзона»

ЦВР «Эльдорадо», район

2010

1 место

14

Литературная игра

«Маугли»

ЦВР «Эльдорадо», район

2010

2 место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аналитический отчет по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних

Анализ работы педагогов по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних, попавших в ТЖС...

Аналитический отчет директора

Анализ организационной, контрольно-инспекционной, методической, инструктивно-информационной деятельности заместителя директора по УВР  за 2010-2011 учебный год...

Презентация аналитического отчета

Презентация аналитического отчета учителя за межаттестационный период...

Аналитический отчет о применении в профессиональной деятельности Куркиной Инны Павловны современных образовательных технологий.

В своей педагогической деятельности широко использую технологии личностно-ориентированного обучения, что обеспечивает высокий уровень обучения.Всегда осуществляю оптимальный отбор методов,...

Аналитический отчет моей работы за последние 3 года

Аналитический отчет моей работы за последние 3 года. Включает в себя достижения учеников, проведенные мероприятия, планы работы на будущее....

Аналитический отчет

Аналитический отчет о своей работе...