Технологическая карта урока истории в 6 классе
учебно-методический материал по истории (6 класс)
Технологическая карта урока Русь и Золотая Орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» 6-м классе в соответствии с требованиями ФГОС ОО;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 39.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема Русь и Золотая Орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» 6-м классе в соответствии с требованиями ФГОС ОО;
Этапы урока | Обучаю-щие и развиваю-щие компонен-ты урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимо-действия на уроке | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
I.Организационный момент | Эмоциональное погружение в эпоху древней Руси |
| 1.Опережающее задание: Класс разделен на три творческие группы. / каждая группа готовит костюм/ хана, баскака, русского князя/, работает с толковым словарем , словарем заимствованных и устаревших слов 2.Учащиеся слушают звуки тревожного колокольного перезвона, на фоне которого ученица читает наизусть текст из “Слова о погибели Русской земли”. | Индивидуальная творческая работа по выразитель-ному чтению отрывка | Личностные: проявлять готовность к саморазвитию и творческому самовыражению; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; Коммуникативные развитие опыта работы в группе; умение задавать вопросы, слушать и отвечать, формулировать свою собственную точку зрения, умение высказывать и обосновывать ее. | Вырази-тельное чтение наизусть |
2.Вклю-чение в систему знаний и повторе-ние ранее изучен-ного материа-ла | А)Эмоцио-нальное слово учителя. Б) Работа творческих групп с раздаточным материалом. В) просмотр фрагментов видеофиль-мов Г)Обобще-ние и выводы | 1.Учитель истории: Русь, 1237 год. Дозорный русский воин в полудреме прислушивается к звукам извне. Тишина. Глаза слипаются. Мерное дыхание спящего нарушает вдруг чье-то прикосновение. Воин вздрагивает, не понимая ничего в первую секунду хватает меч. Нет, все спокойно. Просто легкий осенний ветерок принес паутинку, которая и потревожила воина. Но откуда это чувство тревоги? Вглядываясь вдаль до рези в глазах, он пытается отогнать тревогу. Воин вдруг заметил на горизонте черные точки. Они двигались, пребывали, ползли торопливо, точно муравьи на белой холстине. Они уже разделились потоками, отклоняясь в разные стороны. Вскоре можно было различить мчавшихся всадников. «Монголы! Они! Татары! Большим валом валят!» Учитель раздает группам тексты. Учитель истории: У вас на партах лежит раздаточный материал. Давайте на основе приведенных отрывков документов проанализируем те события, участниками которых были монголо-татары, с одной стороны и русичи, с другой. Какие ключевые слова говорят нам о происходящих событиях ? / подготовлены тексты о штурме Владимира, об обороне Киева, о городе Козельске./ Учитель истории: Несмотря на героическое сопротивление, оказываемое русским народом, города один за другим пали перед грозным завоевателем Батыем. Но почему? Разве у нас были плохие воины, а может быть плохое оружие? Какие причины способствовали победам монголо-татар? (тактика монголов, несогласованность действий русских князей, феодальная раздробленность). | 1.Учащиеся отвечают на вопрос: *Кто же такие татары и почему они вызывали ужас у тех, кто уже был с ними знаком? 2. Учащийся одной из творческих групп подтверждает ответы своих товарищей выразительным чтением наизусть фрагментов художественной литературы /стих-е «Стонала земля наша русская …»/ Работа творческих групп с раздаточным материалом. Учащиеся читают тексты, по ключевым словам определяют , о каком историческом событии идет речь в данном тексте, доказывают свою точку зрения. Учащиеся просматривают фрагменты видеофильмов. Учащиеся обобщают учебный материал и делают выводы | Индивидуаль-ная творческая работа по выразительному чтению отрывка Групповая работа После анализа текста и ответа на вопрос каждый текст иллюстрируется просмотром видеофильма. | Личностные: развитие творческих способностей учащихся. Коммуникативные: развитие умений подбирать нужные аргументы для подтверждения собственной позиции в различных источниках. Коммуникативные: развитие умений подбирать нужные аргументы для подтверждения собственной позиции. познавательные: ориентироваться в учебном материале, , обобщать учебный материал, делать выводы. личностные: формирование уважения к историческому прошлому своего народа. личностные: формирование чувства гордости за несокрушимую силу русского духа. познавательные: ориентироваться в учебном материале, , обобщать учебный материал, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. регулятивные : рационально организовывать свое рабочее место, овладевать различными способами решения учебных задач, оценивать свои достижения на уроке. личностные: осознают значимость побед и поражений для исторического развития страны коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой информации о причинах поражений русского войска. | Вырази-тельное чтение наизусть Заслушива-ние ответов каждой творческой группы и их оценка Делятся своими впечатле-ниями о видео-фрагмен-тах Оценивание ответов учащихся учителем, взаимо- оценка ответов учащимися |
3.Изучение нового учебного материала | Актуализация проблемы и целепола-гание Работа учащихся с учебником. Параграф Страница Творческая практическая деятельность учащихся с опережаю-щим домашним заданием по защите группового творческого проекта | Учитель истории: Слово учителя: Не смогли князья объединить свои усилия в тревожные и грозные времена. Русь была разорена Батыевыми полчищами. Выполняя завещание Чингисхана, Батый покорил многие земли и государства и создал свою монгольскую империю, которая получила название Золотая Орда. Как же это произошло? РАБОТА В ТЕТРАДЯХ: - Записать тему урока - Год создания Орды? - Территория Орды (работа в картах)? - особенности хозяйственной деятельности Орды? Учитель истории: Так в чем проявилась зависимость Руси от Орды? Учитель русского языка и литературы: Какое же влияние Золотая Орда оказала на культурное развитие Руси? Сегодня На нашем уроке идет речь о том, какую роль сыграло татаро-монгольское иго в истории нашей. Продолжая этот разговор , мы сейчас поговорим о том, как тюрки изменили русский язык. «Поскреби русского — найдешь татарина», гласит пословица. Изучение того, как иго преобразило Московскую Русь, удобно изучать на конкретном материале — лингвистическом. б) Учитель русского языка. К теме Древней Руси многократно обращаются художники, поэты, музыканты. Работа с репродукцией картины Сергея Иванова «Баскаки» Учитель русского языка: * Как художнику удалось показать на картине особенности эпохи, быта и культуры той поры? * Какими изобразительно-выразительными средствами удалось художнику достичь своих целей? | А)Учащиеся работают с учебным материалом параграфа № 8, стр.30 Б)Индивидуальная работа с учебником в тетрадях В) Работа с атласом и контурными картами /Показать на карте границы Золотой Орды, в контурной карте обозначить границы княжеств, охваченных восстаниями против ордынцев/ а)Защита творческого проекта: театральная постановка сцены вручения ханом Батыем ярлыка на княжение князю Владимиру. а)Сообщение учащихся о результатах предварительной домашней работы учащихся с толковым словарем, словарем заимствованных и устаревших слов/ по группам/ 1 группа: Сообщение о словах « боярин, лошадь, ватага» 2 группа: сообщение о происхождении слов «орда,деньга, сан» 3 группа : Сообщение о происхождении слов «кафтан, караул» б)работа учащихся с толковым словарем и материалом учебника со словами «ярлык, баскак» Работа по развитию речи учащихся : а) сообщение ученицы об истории создании картины «Баскаки» б) учащиеся описывают эпоху, изображенную на картине художника?/ герои картины, ее сюжет, быт русского народа, идея картины/. | Индивиду-альная работа учащихся Фронтальная работа Индивиду-альная работа учащихся Фронтальная работа Групповая работа учащихся Индивиду-альная работа учащихся Групповая работа Групповая работа Индивидуальная работа Индивиду-альное задание учащегося Фронтальная работа с классом | познавательные: ориентироваться в учебном материале, находить необходимый учебный материал. регулятивные : овладевать различными способами решения учебных задач, осознают недостаточность своих знаний, объективно оценивать свои достижения на уроке. личностные: развитие самостоятельности учащихся в отборе учебного материала коммуникативные: построение связного монологического высказывания на основе исторического материала познавательные: формированием умения делать устное сообщение по теме, анализировать письменные источники, работать с картой. познавательные: формирование общего представления о взаимоотношении-ях Руси с ханами Золотой Орды; раскрыть последствия ордынского ига. личностные:воспитание уважительного отношения к духовно-нравственным традициям Отечества, гордость за принадлежность к корням России. коммуникативные: умения публично представить результаты своей творческой работы, развитие образных и логических рассуждений, умения творчески аргументировать позицию от лица участников событий. познавательные: построение связного монологического высказывания на основе лингвистического материала личностные: осознание роли русского языка и литературы как культурной ценности русского народа познавательные: формированием умения делать устное сообщение по теме, анализировать письменные источники, умение работать с различными видами словарей. познавательные: формирование общего представления о взаимоотношении-ях Руси с ханами Золотой Орды; раскрыть последствия ордынского ига. Регулятивные: последовательность работы по описанию картины личностные: формирование чувства гордости и уважительного отношения к историческому и культурному наследию нашей страны. коммуникативные: формирование составлять устный монолог –описание картины | Устные ответы Работа в контурных картах за партой и у доски Защита проекта группой учащихся Сообщения учащихся Сообщения учащихся Сообщения уч-ся Работа над текстом –описанием картины Отвечают на вопросы |
4.Обоб-щение изучен-ного материала | Учитель истории: Последствия ордынского владычества. Стр. 32 п. 8 ( письменное задание работа в группах по материалам учебника и материалов урока) | Работа учащихся с учебником Параграф 8, стр. 32 | Индивидуальная работа учащихся | познавательные: ориентироваться в учебном материале, находить нужную информацию в различных источниках/ словарях, справочниках, в Интернете/; отвечать на вопросы учителя, обобщать учебный материал, делать выводы; личностные: умение объективно оценивать свои способности, развитие интереса к русской истории, формировать собственное отношение к этому периоду развития русской истории и русского языка и литературы. коммуникативные: умение выслушивать точку зрения товарища по группе, принимать свои решения | Отвечают на вопрос | |
5. Реф-лек-сия | Учитель: * Закончите предложения: На уроке мне было интересно…. На уроке я узнал….. На уроке у меня хорошо получилось…… Мне понравились ответы ….. На уроке мне было трудно….. | Учащиеся работают над составлением предложений, оценивают свои знания и умения, полученные на уроке, оценивают работу своих товарищей. | Метод «Микрофон» | личностные: осознавать личностный смысл учения, проявлять готовность к саморазвитию и творческому самовыражению; коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, готовить развернутое устное монологическое высказывание по данной теме, подбирать нужные аргументы для подтверждения собственной позиции. | Делают выводы Подводят итоги работы | |
6. Домашнее задание | Дифференцированное домашнее задание: а)Параграф 18. Используя текст учебника , Интернет и дополнительную литературу, подготовьте сообщение на тему «Последствия ордынского ига для развития Руси» б) творческое задание: составить кроссворд по изученному материалу | личностные: умение объективно оценивать свои способности, формирование готовности к интеллектуальному и творческому росту, осознание значимости учения в жизни человека. | Дифференциация дом/зад | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"
Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"...
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 11 Появление неравенства и знати
Цель урока: способствовать формированию представлений о развитии ремесла, изготовлению новых орудий труда, изменений в социальной сфере, связанных с переходом от родовой общины к соседской....
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 13 Государство на берегах Нила
Цель урока: способствовать формированию представления о природных условиях древнего Египта, возможности и особенности его хозяйственного освоения...
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 14 Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
Цель урока: содействовать ознакомлению с образом жизни сельского населения и горожан Египта...