История 5 класс 28 урок: Древняя Индия.
презентация к уроку по истории (5 класс) на тему

Пелых Валерия Николаевна

Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авторской программой по всеобщей истории для 5 классов (Вигасин А.А., Годер Г.И., И.С. Свиницкая. "Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс»)

Материал о первобытных людях, возникновении и развитии древних цивилизаций   ( Египет, Западная Азия, Индия, Китай, Греция и Рим) вводит школьников в мир истории. Результатом изучения данного материала является формирование целостного представления об изучаемой эпохе.

Рассказывать о местоположении Ин­дии, особенностях её ландшафта и кли­мата.

Показывать на карте основные гео­графические объекты Древней Индии.

Объяснять, каких животных почита­ли индийцы и почему.

Выделять ключевые понятия, харак­теризующие индийскую историю и куль­туру

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древняя Индия Учитель истории МАОУСОШ № 2 им. Ю.А. Гагарина муниципального образования Успенский район Пелых Валерия Николаевна

Слайд 2

Цели урока Познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии. Развивать умения работать с исторической картой Индии. Воспитывать интерес к историческому прошлому.

Слайд 3

В Индии и Китае первые государства возникли в древности, хотя и позже, чем Египет и Двуречье. В III в. до н.э все индийские царства объединил под своей властью Ашока. В III в. до н.э первым властителем Китая стал Цинь Шихуан.

Слайд 4

План урока 1.Природа и люди Древней Индии 2.Джунгли 3.Вера и бог 4. Мифы о кастах 5.Брахманы 6.Неприкасаемые.

Слайд 5

1.Природа и люди Древней Индии Индия расположена в Южной Азии . Берега ее с запада, востока и юга омывает Индийский океан . Граница ее Гималаи – это самые большие горы . Большую часть года в Индии жарко. Гималаи не дают проникнуть холодным ветрам с севера.

Слайд 6

Единственное время года, когда в Индии льют дожди – это июль и август, дожди проливные, поэтому реки часто выходят из берегов. В остальное время года в Индии дожди бывают редко. 1.Природа и люди Древней Индии

Слайд 7

Самые широкие и полноводные реки в Индии – Инд и Ганг . На берегах рек селились в древности индейцы. Они считали эти реки священными, дающие жизнь. Они верили, что на заснеженных вершинах Гималаев живут боги. 1.Природа и люди Древней Индии

Слайд 8

Самые широкие и полноводные реки Индии – Инд и Ганг. Они берут начало в Гималаях. На берегах этих рек и селились в древности индийцы. Они считали реки священными, дающими жизнь.

Слайд 9

Основные занятия населения Индии Земледелие Скотоводство Ремесла Выращивали: Разводили: Занимались: Ячмень Коров Гончарством Пшеницу Коз Кузнечным делом Рис Овец Ювелирным делом Хлопок Верблюдов Ткачеством Буйволов

Слайд 10

Задание На каком полуострове расположена Индия? Назовите две крупнейшие реки, которые протекают на полуострове. В какой части полуострова они находятся? Назовите географические объекты, ограничивающие полуостров со всех сторон.

Слайд 12

2.Джунгли Джунгли располагались на берегах Ганга. В долинах Ганга было жарко и влажно. Ее покрывали густые, труднопроходимые леса – джунгли . Некоторые деревья в них вырастали необычайной толщины. От густой листвы даже днем было темно. В лесу распускались душистые цветы, можно было слышать пение птиц. Питаться можно было бананами, плодами манго, кокосовыми орехами и разными сладкими корешками. Но не все было там так прекрасно, т.к в джунглях было много опасностей – хищные звери, ядовитые насекомые, и змеи.

Слайд 13

2.Джунгли Так же в джунглях были и деревни. Чтобы подготовить поселения, индейцам приходилось выжигать лес, корчевать огромные пни. Эта работа стала легче, когда появились железные топоры, мотыги, лопаты. Произошло появление железа в Индии приблизительно за тысячу лет до нашей эры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

2.Джунгли В джунглях жили тигры, львы, леопарды. По веткам деревьев прыгали обезьяны, а по земле ползали змеи: огромны питоны, ядовитые кобры и гадюки. Индейцы очень боялись змей и поэтому их всячески пытались задабривать. Они раскладывали вокруг своих домов кочки варенного риса молили: « Угощайтесь змеи, а нас не трогайте».

Слайд 2

3.Вера и бог В Индии был приручен слон. Он переносил тяжести и участвовал в сражениях. Сидя на спине у слона, воины сверху осыпали противника стрелами. Индейцы поклонялись слону: одним из главных богов в Индии был Ганеша с головой слона .

Слайд 3

С особым уважением они относились к коровам. Она давала людям молоко, из которого они делали простоквашу, масло. Позже корову называли матерью , божественной кормилицей. Самые благочестивые индейцы не ели мяса, а того, кто убивал корову считали страшным преступником, с которым разговаривать никто не смел. 3.Вера и бог

Слайд 4

3.Вера и бог Индейцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой, совсем как люди. Когда кто – нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек может после смерти родиться животным, а животное – человеком.

Слайд 5

4.Мифы о кастах Каста - группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству. Каждый из индейцев самого рождения принадлежал к какой – нибудь из каст: 1)Жрецов 2)знатных воинов 3)земледельцев 4)слуг

Слайд 6

4.Мифы о кастах Они верили, что каждая каста произошла из какой – либо части тела бога Брахмы Жрецы Брахманы появились из его рты и поэтому он знают как произносить молитвы. Воины – произошли из могучих руки Брахмы и поэтому они умеют сражаться. Земледельцы – те, кто пашет землю и пасет скот, возникли из его бёдер. Слуги – находятся ниже всех, поэтому они созданы из ступней ног Брахмы.

Слайд 7

4.Мифы о кастах Индейцы так же верили, что люди и разных каст еще и отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород, т. е, если человека родители были земледельцами, то он никогда не мог стать жрецом или знатным воином. Дети брахманов, вырастая, становились жрецами, а дети слуг – слугами.

Слайд 8

4.Мифы о кастах Самыми мудрыми и почетными в Индии считались брахманы . Их приглашали в каждый дом, где хотели принести жертву богам. Хозяин дома предлагал за это богатый подарок, обычно корову Если боги будут сыты и довольны, они в благодарность даруют людям хороший урожай на полях. Так и кормили друг друга люди и боги.

Слайд 9

5. Группы людей с определёнными правами и обязанностями в Древней Индии. 1. Б Р А Х М А 3. И Н Д 1. Бог, согласно верованиям индийцев, создавший людей из разных частей своего тела. 2. Один из периодов в жизни брахмана. 3. Большая река, на берегах которой возникли древнейшие в Индии города. 4. Густые, труднопроходимые леса по берегам Ганга. 2. У Ч Е Н И Е 5. К А С Т А 4. Д Ж У Н Г Л И

Слайд 10

Буддизм VI – V века до нашей эры Основатель религии - Будда - принц Гаутама, жил в VI в. до н.э. Покинул дом и семью, чтобы постичь суть жизни и найти путь к преодолению человеческих страданий. Создал свое учение Будда

Слайд 11

Не делайте зла, творите добро, очищайте ум от дурных мыслей. Кто сам не делает зла, тот не подвержен злу Самая великая победа – над собой Гнев побеждается отсутствием гнева , недоброе – добрым, скупость - щедростью, ложь – правдой ИЗРЕЧЕНИЯ БУДДЫ Будда

Слайд 12

Неприкасаемые находились вне кастового деления общества. Неприкасаемые жили вне деревень и выполняли самые грязные и тяжелые работы

Слайд 13

Домашнее задание Параграф 20 и 21



Предварительный просмотр:

Урок 28.Древняя Индия.

Дата

Цель урока

-способствовать ознакомлении. С природными условиями долины Инда и Ганга, жизнью и занятиями населения;

-создать условия для выявления особенностей религии Древней Индии;

-способствовать формированию представлений кастовом делении индийского общества, его влиянии на жизнь общества;

-создать условиями для ознакомления с культурными  достижениями Индии.

Тип и вид урока

Изучение нового материала. Урок – путешествия

Планируемые результаты (предметные)  

Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и знания событий и явлений прошлого и современности

Личностные результаты

Осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов мира; готовность  и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопомощи      

Метапредметные результаты

Владение умением работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации.

Основные содержания темы, понятия, термины

Местоположение и природные условия Индостана. Занятие жителей Древней Индии, сельскохохозяйсвенные культуры и одомашненные животные. Древние города – государства. Бог Ганеша. Вера в переселение душ. Джунгли, рис, хлопчатник, сахар. Кастовое деление, жрецы-брахманы, воны, земледельцы, слуги, религиозные верования, легенды, сказания. Бог Брахма. Легенды о принце Гаутаме, возникновение буддизма. Будда -  основатель буддизма. Особенности буддизма, отшельник, «неприкасаемые».

Образовательные ресурсы

Учебник. Учебная карта «Индия в древности», документы, презентация.

План урока

1.Природа и люди Древней Индии

2.Джунгли

3.Вера и бог

4. Мифы о кастах

5.Брахманы

6.Неприкасаемые.

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы и методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы контроля

Характеристика основных видов деятельности

Формирование УУД

1.Организационный момент

Фронтальный, словесный. Слово учителя  

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

2.Актуализация знаний

Фронтальная, индивидуальная, беседа. Словесный

Сообщение учителя, беседа

Проверяет домашнее задание

Рассказывают о Ассирийской державе

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию

Устные ответы

3.Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный

Сообщение учителя

Сообщает тему урока. Предлагает сформулировать учебную задачу.

Слушают учителя, формулируют учебную задачу

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

4.Усвоение новых знаний и способов действия.

Рассказ учителя о природе и людях Древней Индии

Фронтальная. Словесный проблемный. Рассказ учителя, беседа

Рассказывает о природе и людях в Древней Индии

(Приложение 1)

Слушаю учителя. О природе и людях в древней Индии

Познавательные: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию изпрослушанного рассказа, делают вывод

Коммуникативные:  высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Беседа по вопросам,

Работа с картой на стр.96

Групповая.

Словесный практический, работа с картой и иллюстрациями  

Предлагает работу с с картой «Индия в древности»

-

Находят на карте территории Индии

Познавательные :

Осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач; овладевают навыками  смыслового чтения

Коммуникативные: принимают участие в работе группами; высказывают свое мнение

Работа с картой

Рассказ учителя. Джунгли

Фронтальная. Словесный проблемный. Рассказ учителя, беседа,

Рассказывает о Джунглях в Индии, о деревнях.

(Приложение 2)

Слушаю учителя. Узнают о джунглях и деревнях

Познавательные: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию изпрослушанного рассказа, делают вывод

Коммуникативные:  высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Беседа по вопросам,

Рассказ учителя о животных, богах и переселение души.

Фронтальная. Словесный проблемный. Рассказ учителя, беседа,

Рассказывает о животных, богах и переселение души.

(Приложение 3)

Слушают учителя, узнают о животных, богах и переселении души

Познавательные: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию изпрослушанного рассказа, делают вывод

Коммуникативные:  высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Беседа по вопросам

Работа с документами на стр.98-99 «Древние города Индии» и «Сказание о Раме»

Групповая.

Словесный практический, беседа

Предлагает работу с документами  «Древние города Индии» и «Сказание о Раме»

Работают с документами, выделяют основную информацию, узнают о древних городах в Индии и сказании о Раме.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество  уровень усвоения

Работа с учебником

Рассказ учителя о мифах происхождениях четырех каст.

Фронтальная. Словесный проблемный. Рассказ учителя, беседа,

Рассказывает о мифах происхождениях четырех каст.

(приложение 4)

Слушаю учителя. Узнают о кастах

Познавательные: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию изпрослушанного рассказа, делают вывод

Коммуникативные:  высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Беседа по вопросам,

Работа с учебником на стр. 100-104

«Брахмы»

Групповая.

Словесный практический, беседа

Предлагает работу с учебником   и прочитать о Брахмах

Работают с учебником, выделяют основную информацию, узнают о Брахмах

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество  уровень усвоения

Работа с учебником

Рассказ учителя. «Неприкасаемые»

Фронтальная. Словесный проблемный. Рассказ учителя, беседа,

Рассказывает  о «Неприкасаемые»

(приложение 5)

Слушаю учителя. Узнают о неприкасаемых

Познавательные: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию изпрослушанного рассказа, делают вывод

Коммуникативные:  высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Беседа по вопросам,

5.Закрепление знаний и способов действия

Групповая.

Словесныйтворческий

Беседа, рассказ, работа с картой

Предлагает ответить на вопросы учебника на стр.100 и 195, показать на карте территории Древней Индии

Ответить на поставленные вопросы в учебнике

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество  уровень усвоения 

Беседа по вопросам, работа с картой

6.Рефлексия

Фронтальная.Словесный. Беседа

-Закончите предложения:

+На уроке я работал…

+Своей работой на уроке я…

+Урок для меня показал

+За урок я..

+Материал на уроке мне был…

Заканчиваю предложения: активно/пассивно доволен/недоволен коротким/длинным не устал/устал понятен/непонятен полезен/неполезен интересен/скучен легким/трудным интересно/ неинтересно

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способами саморегуляции и сотрудничества

Беседа по вопросам

7.Инормация о домашнем задании

Фронтальная, словесный, сообщение учителя

Комментирует задание: параграф 20 и 21

Задание на выбор, сообщение на тему « Великая Китайская стена», «Великий шелковый путь»

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу.

ВопросыЗадания

Ресурсный материал к уроку.

Приложение 1

«Природа и люди Древней Индии»

Индия расположена в Южной Азии. Берега ее с запада, востока и юга омывает Индийский океан, Граница ее Гималаи. Гималаи – это самые высокие горы. Большую часть года Индии очень  жарко. Гималаи не дают проникнуть холодным ветрам  с севера. Единственное время года, когда в Индии льют дожди- это июль и август, дожди проливные, поэтому реки часто выходят из берегов. В остальное время в Индии дожди бывают редко.

Самые широкие и полноводны реки в Индии Инд и Ганг. На берегах этих рек селились в древности индейцы. Они считали эти реки священными, дающие жизнь. Они верили, что на заснеженных вершинах Гималаев живут боги.

Работа с картой на стр.96 «Индия в древности»

Приложение  2

«Джунгли»

Джунгли располагались на берегах Ганга. В долинах Ганга было жарко  и влажно. Ее покрывали густые, труднопроходимые леса – джунгли. Некоторые деревья в них вырастали необычайной толщины. От густой листвы даже днем было темно. В лесу распускались душистые цветы, можно было слышать пение птиц. Питаться можно было бананами, плодами манго, кокосовыми орехами и разными сладкими корешками. Но не все было там так прекрасно, т.к в джунглях было много опасностей – хищные звери, ядовитые насекомые, и змеи.

Так же в джунглях были и деревни. Чтобы подготовить поселения, индейцам приходилось выжигать лес, корчевать огромные пни. Эта работа стала легче, когда появились железные топоры, мотыги, лопаты. Произошло появление железа в Индии приблизительно за тысячу лет до нашей эры.  

В заболоченных долинах рек индейцы сажали рис – т.к это растение любит влагу и его побеги растут прямо из воды. Выращивали сахарный тростник, хлопчатник. С кустов хлопчатника собирали пушистые и мягкие белые волокна, похожие на вату. Из них пряди нити и ткали хлопковые ткани. Там, где было суше, сеяли пшеницу и ячмень. Деревни и поля были окружены джунглями. Индейцы ходили туда за плодами и дровами для очага, на лесных опушках пасли коров и коз. Вооружившись луком они охотились в джунглях на оленей, ланей, сетями ловили птиц.

Приложение 3

«Животные, боги и вера в переселение души»

В джунглях жили тигры, львы, леопарды. По веткам деревьев прыгали обезьяны, а по земле ползали змеи: огромны питоны, ядовитые кобры и гадюки. Индейцы очень боялись змей и поэтому их всячески пытались задабривать. Они раскладывали вокруг своих домов кочки варенного риса молили: « Угощайтесь змеи, а нас не трогайте».

           Некоторых богов представляли в виде диких животных – могучего льва или хитроумной обезьяны.

В Индии  был приручен слон. Он переносил тяжести и участвовал в сражениях. Сидя на спине у слона, воины сверху осыпали противника стрелами. Индейцы поклонялись слону: одним из главных богов в Индии был Ганеша с головой слона. (см.на рис.на стр.98).

С особым уважением они относились к коровам. Она давала людям молоко, из которого они делали простоквашу, масло. Позже корову называли матерью, божественной кормилицей. Самые благочестивые индейцы не ели мяса, а того, кто убивал корову считали страшным преступником, с которым разговаривать никто не смел.

Индейцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой, совсем как люди. Когда кто – нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек может после смерти родиться животным, а животное – человеком. Ну а кем человек станет после смерти, это зависит от его поведения при жизни. За дурные дела он может после смерти превратится четвероногим или насекомым. Пьяница станет червяком, а вор – крокодилом. Тот кто зарежет козу, сам будет снова рождаться козленком. Лишь, тот, кто полностью искупит свою вину, сможет при первом рождении стать человеком.  Индейцы с любовью относились ко всем животным, они верили, что  если ты причинишь  боль какому – нибудь зверьку, а в нем, возможно, душа твоего отца. Некоторые индейцы ходили со специальной палочкой, чтобы случайно не раздвоить на дороге червяка или букашку.

Приложение 4

«Миф о происхождение четырех каст»

Каста- группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству..

Каждый из индейцев самого рождения принадлежал к какой – нибудь из каст:)

1)Жрецов

2)знатных воинов

3)земледельцев

4)слуг

Они верили, что каждая каста произошла из какой – либо части тела бога Брахмы (см.рис.на стр.101).

Жрецы Брахманы появились из его рты и поэтому он знают как произносить молитвы.

Воины – произошли из могучих руки Брахмы и поэтому они умеют сражаться.

Земледельцы – те. Кто пашет землю и пасет скот, возникли из его бёдер.

Слуги – находятся ниже всех, поэтому они созданы из ступней ног Брахмы.

        Индейцы так же верили, что люди и разных каст  еще и отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород, т. е, если человека родители были земледельцами, то он никогда не мог стать жрецом или знатным воином. Дети брахманов, вырастая, становились жрецами, а дети слуг – слугами.

        Самыми мудрыми и почетными в Индии считались брахмы. Их приглашали в каждый дом, где хотели принести жертву богам. Хозяин дома предлагал за это богатый подарок, обычно корову. Брахмы сначала разжигали огонь с помощью трением деревянных палочек. Потом они пели хвалебную песнь богам  и звали их в гости. Индейцы задабривали богов, бросали в этот огонь зерна риса, ячменя, масло, молоко, думая, что это все не сгорает, а с дымом уносится на небеса – к богам. Если боги будут сыты и довольны, они в благодарность даруют людям хороший урожай на полях. Так и кормили  друг друга люди и боги.

Работа с учебником на стр. 102-103 «Периоды жизни брахманы» и документом «Легенда о Будде»

Приложение 5

«Неприкасаемые»

Хуже всего приходилось тем из слуг, которых называли «неприкасаемыми». Им даже не разрешалось жить в деревне. Спали они в лачугах, питались отбросами. С ними никто не садился за один стол. «Неприкасаемые» носили особые одежды, чтобы никто случайно к ним не подошел  и не прикоснулся. И когда они входили в деревню убирать мусор или сделать черную работу, то люди старались уйти с улицы, чтобы не видеть этих презренных существ.

Если человек из низшей касты осмелился поднять руку на брахмана, царь приказывал отрубить ему руку. Если он не обращался к брахману с почитаниями, ему лили в глотку кипящее масло или пронизали зык раскаленным железом.

Но некоторые древнеиндийские мудрецы не придавали большого значения кастовым различиям. Так, Будда , основатель религии буддизма, учил, что главное – это личные достоинства человека, а  не его происхождение.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация и конспект урока "Древняя Индия"

презентация и конспект урока по теме "Природа и люди древней Индии" для 5 класса...

Методическая разработка урока. Тема: Древняя Индия. 5 класс . История древнего мира.

Разработка урока по теме Древняя Индия для 5 класса. Цель урока научить составлять вопросы к тексту. развивать умение работать в группе. решать кроссфорды....

конспект урока Древняя Индия

конспект урока Древняя Индия для 5 класса...

Интегрированный урок истори и информатики "Древняя Индия"

Цель: Познакомиться с историей Древней Индии посредством информационных технологий....

Технологическая карта урока Древняя Индия

Технологическая карта урока Древняя Индия...

Задания к уроку "Древняя Индия"

Задания к уроку "Древняя Индия"...

Конструктор урока "Древняя Индия 5 класс

Конструктор урока в соответствии с ФГОС...