конспект урока Древняя Индия
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

конспект урока Древняя Индия для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_po_istorii_5_klass.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспекта урока

Аттестуемый педагог:  Видюкова Юлия Михайловна

Предмет:  история      класс 5 В

Тема урока:  Древняя Индия

Цель урока: Сформировать представление о Древней Индии, о природно-климатических условиях, о первых городах, о местных жителях и                  особенностях устройства индийского общества.

Задачи урока: -вовлечь учащихся в познавательную деятельность;

-формировать умение высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения;

-формировать навыки индивидуальной работы.

Этапы

работы

Цели

Методы

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность  уч-ся

1.

Орг.

момент

Настроить учеников на учебную деятельность

словесный

-Здравствуйте, ребята. Все приготовились к уроку, проверили наличие всех необходимых принадлежностей. Садитесь.

Полная готовность к уроку, на парте приготовлены: учебник, тетрадь, контурная карта, дневник, пенал.

2.

Опрос учащихся по д/з

Проверить

качество усвоения

домашнего

материала пр.15;поверить знание раннее изученных дат.

1.инд. письм. опрос;

2. работа по сигнальным карточкам (с  датами)

3. фронтальный опрос

-Сейчас мы проверим Д/З. На дом  был пр.15 + повторить даты.

-Кто желает выполнить индивидуальное задание по карточкам?

Историческая разминка Показ карточек с датами:

1)40 тыс. лет назад;  2)1792-1750 гг. до н.э. 3) X век.до н.э.

1) Когда существовало Нововавилонское царство?

3) Когда возникло Персидское государство?

4) Какова роль Кира в образовании Персидского государства?

6)  Как управлялась Персидская держава при  Дарии I?

-Молодцы!

       

3 уч-ка работают с карточками( см. приложение №1)

примерн. ответы уч-ся:

1)появление  человека разумного;  2) правление царя Хаммурапи; 3) начало обработки железа.

1) с VII-VI века до н.э.;              3) Середина VI века до н.э.        4) именно он сумел объединить все персидские племена и объявил себя их царем. Создал сильное и преданное войско, основу которого составляли пешие и конные лучники, усовершенствованные колесницы .

6) Персидская держава со временем оказалась столь велика, что Дарию I пришлось разделить ее на 20 провинций-сатрапий. Каждой провинцией управлял назначаемый царем наместник-сатрап. За ним , в свою очередь, наблюдали царские слуги «уши царя».

3.

Изучение нового материала

1. рассмотреть природные условия Индии.

2.         познакомить с географическим положением Древней Индии, природными условиями, населением;

рассмотреть археологические данные по истории Древней Индии

охарактеризовать структуру индийского общества.

                2.Развивающие:продолжить формирование картографических умений.

продолжить развивать воображение;  

развитие аналитических способностей.  

        3. Воспитательная:рассмотреть, почему государства, созданные при помощи силы являются непрочными

Диалог

Работа с картой

Решение задач;

работа с текстом

Комментированное чтение

самостоятельная работа с текстом учебника;

работа над таблицей

-Ребята,  сегодня мы начинаем знакомство с древней историей страны, которая называется... Впрочем, что это за страна - вы назовете мне сами после музыкальной подсказки.

-Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке?  

-Тема нашего урока « Древней Индия» Сегодня работаем не в тетрадях, а на листочках, которые я каждому раздала. Потом вклеите их в тетради. Записали на них тему урока.                                            

На доске - схема. Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?

-Сегодня нам предстоит разобрать такие вопросы.

1.Географическое положение и природные условия Индии.

2.Древнейшие города Индии.

3.Арийские племена в Индии.

4.Индийские варны.

1. Для рассмотрения первого пункта нашего плана нам необходима карта. Слайд №1 Она находится в учебнике на стр.75 . Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте. Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами.

-Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия?

-Берега полуострова омываются теплыми водами Индийского океана. Климат в Индии очень жаркий и влажный. Два месяца в году здесь идут проливные тропические дожди.

 -В Индии протекают две больших реки, посмотрите на карту, как они называются?... Свое название страна получила от названия реки Инд.

-Какие еще вы знаете древние государства, расположенные на берегу рек? Почему?

-Где берут свое начало эти реки?

-Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово "Гималаи" означает "жилище снега". В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Она называется Джомолунгма- "поднебесное жилище богов". Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера.

-Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями.

- Кто знает что такое джунгли?

                           Слайд №2 Джунгли не похожи на наши леса, в которых каждый из вас побывал: в джунглях деревьев, густота растительности - здесь всегда темно и душно. Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую очень трудно пройти. В вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц.

-                 - -     -Как  вы думаете, ребята, чем опасны были джунгли?

-Как использовал человек джунгли?

2. Древнейшие города Индии. Решение задач. : а)Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейшего  индийского города Мохенджо-

даро («Холм мертвых»), датированные III тыс. до н.э.  Он был  застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но кроме двух-, трехэтажных домов со множеством комнат и небольших помещений (возможно для слуг), а также домов средних размеров, где находились многие инструменты и остатки мастерских, в других районах городов располагались жалкие лачуги, канализации там не было.

-Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?  --Что такое неравенство?

б) - О чём говорил путешественник?

- Чем кроме ремесла и торговли ещё занимались древние индийцы?

Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину. Вот что он поведал: Индия удивительная страна. Там на кустах растёт белая шерсть…Индийцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из неё ткани…. А из тростника выжимают сок, уваривают его на огне, и он становится твёрдым и более сладким, чем пчелиный мёд.

3. Арийские племена в Индии. Откройте учебники стр. 76.Давайте прочитаем текст микротемы и ответим на вопросы.

- Какие племена проникли на территорию Индии в первой половине II тыс. до н.э.?

-Каковы были основные занятия ариев до прихода в Индию?

- Кто такие кочевники?

-Кто составлял большую часть населения Индии к тому времени?

- Из каких племен образовался индийский народ?

-Кто такой раджа?

- Кто смог объединить множество сложившихся царств на территории Индии в IIIвеке до н.э.?

- Как вы считаете, почему  государство, объединенное под властью царя Ашоки оказалось непрочным?

4. Индийские варны.

-Варны – это группы людей со строго определенными занятиями, правами и обязанностями. Всего было 4 варны: жрецов воинов, земледельцев и слуг. По легенде, на варны людей разделил главный индийский Бог Брахма. Каждый индиец принадлежал  к той же варне, что и его отец, дед и т. д. Люди из разных Варн различались не только занятиями, но и своими домами, покроем и цветом одежды.

А сейчас откройте пожалуйста свои учебники на стр. 77. заполните самостоятельно следующую таблицу по группам  1 вариант -жрецы; 2- вариант воины; 3-вариант земледельцы; 4 вариант- слуги.

Деление индийского общества на варны

название

из чего по легенде их сделал Будда

Цвет одежды

Жрецы

брахманы

уста

белый

Войны

кшатрии

руки

красный

Земледельцы

вайшии

бедра

желтый

Слуги

шудры

ступни

черный

Вместе с классом озвучиваются итоги работы.

 Вне варн -парии-неприкасаемые.

Прослушивание  индийской музыки

-Индия

Дети сами высказывают предположения: Где находится Индия, какие главные реки протекают по территории Индии, чем занимались жители Древней Индии, древнейшие города Индии, жители Древней Индии.

Запись в тетрадях темы урока.

Работа с картой.

-Индийского океана.

-Инд и Ганг.

-Древнеегипетское , Вавилонское, города государства Междуречья. Вода дает жизнь всему живому и растительному и живому миру.

-В Гималаях.

- Густые , труднопроходимые леса.

-Ядовитые насекомые, змеи, хищные звери.

- Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Охота.

а) -Люди в Древней Индии строили города по специальным планам, следовательно, обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремёсел. Наличие гирь говорит о развитии торговли. Разные жилищные условия – о неравенстве между людьми.

-Появление в обществе бедных и богатых.

Запись в тетрадях: III тыс. до н.э.-Возникновение городов в долине р. Инд.

б) Приблизительные ответы учеников: Хлопок, сахар. Земледелие.

Чтение  текста учебника стр. 76-77 «по цепочке»

- арии;

- скотоводы, кочевники;

-Люди не имеющие постоянное место жительства, переходящие с одного места на другое;

 -Дравиды.

- Из ариев и дравидов;

- Вначале вождь арийского племени, позже царь.

- царь Ашока.

- Так как Ашока присоединил племена насильственным путем.

.

-запись в тетрадь определения Варны – это группы людей со строго определенными занятиями, правами и обязанностями

-Заполнение таблицы.

4.

Закрепление учебного материала

игра

учебная задача

игры «Крестики – нолики

1

2

3

4

5

6

7

8

9

                              Задания:

  1. Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан. (Х)
  2. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи. (Х)
  3. Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана. (О)
  4. Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан. (О)
  5. Джунгли – это густой, труднопроходимый лес. (Х)
  6. Основные занятия древних индийцев сводились к земледелию, скотоводству, ремеслу и торговле. (Х)
  7. Варна-это группа людей со строго определенными занятиями, правами и обязанностями. (Х)
  8. В отличие от Египта и стран Западной Азии в Древней Индии отсутствовали неравенство. (О)
  9. В III веке до н.э. почти все индийские царства объединил под своей властью Ашока. (Х)

(Если остаётся время, то у доски решается задача).

Условие задачи:

        В 268 году до нашей эры индийский престол занял могущественный царь Ашока. Сколько веков прошло с тех пор?

Учащиеся открывают заранее приготовленное игровое поле с девятью клетками. Если они соглашаются с высказыванием учителя, то ставят в очередной клетке «Х», если нет, то «0».

Ответы:1-х;2-х;3-о;4-о;5-х;6-х;7-х;8-о;9-х.

Решение:

(На доске чертится лента времени, где отмечаются данные условия задачи и что необходимо найти)

        268 г. до н.э. – это третий век. Следовательно, от занятия индийского престола царём Ашокой до рождения Иисуса Христа прошло три века. От рождения Иисуса Христа до наших дней прошло полных двадцать веков. Таким образом, всего получается 23 века (3 + 20 = 23).

        Ответ: 23 века.

5.

Задание на дом

Дать уч-ся задание на дом

- Итак, сегодня мы начали разговор о Древней Индии. Вы узнали много интересного об этой сказочной, волшебной стране и её жителях. Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она многому учит и сегодня. Откройте дневники, запишите д/з: пр.16, на выбор: 1) составить рассказ от имени путешественника по Древней Индии, используя полученные на уроке знания; 2) составить кроссворд по пр.16

                   

 Оценивается работа учеников в ходе урока, выставление оценок.

Запись в дневнике: д/з: пр.16, на выбор: 1) составить рассказ от имени путешественника по Древней Индии, используя полученные на уроке знания; 2) составить кроссворд по пр.16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация и конспект урока "Древняя Индия"

презентация и конспект урока по теме "Природа и люди древней Индии" для 5 класса...

Технологическая карта урока Древняя Индия

Технологическая карта урока Древняя Индия...

Конспект урока "Средневековая Индия"

ФИО учителяКостычева Анастасия ДмитриевнаПредметИстория СредневековьяКласс 6Номер урока№ 26 в разделе III «Многоликое Средневековье»Тип урокаУрок-изучение нового материала.Тема«Средн...

Задания к уроку "Древняя Индия"

Задания к уроку "Древняя Индия"...

История 5 класс 28 урок: Древняя Индия.

Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто...

Конструктор урока "Древняя Индия 5 класс

Конструктор урока в соответствии с ФГОС...

конспект урока "Касты. Индия"

конспект урока "Касты. Индия"...