3. | Изучение нового материала | 1. рассмотреть природные условия Индии. 2. познакомить с географическим положением Древней Индии, природными условиями, населением; рассмотреть археологические данные по истории Древней Индии охарактеризовать структуру индийского общества. 2.Развивающие:продолжить формирование картографических умений. продолжить развивать воображение; развитие аналитических способностей. 3. Воспитательная:рассмотреть, почему государства, созданные при помощи силы являются непрочными |
Диалог
Работа с картой
Решение задач; работа с текстом Комментированное чтение
самостоятельная работа с текстом учебника; работа над таблицей
| -Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с древней историей страны, которая называется... Впрочем, что это за страна - вы назовете мне сами после музыкальной подсказки. -Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? -Тема нашего урока « Древней Индия» Сегодня работаем не в тетрадях, а на листочках, которые я каждому раздала. Потом вклеите их в тетради. Записали на них тему урока. На доске - схема. Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке? -Сегодня нам предстоит разобрать такие вопросы. 1.Географическое положение и природные условия Индии. 2.Древнейшие города Индии. 3.Арийские племена в Индии. 4.Индийские варны. 1. Для рассмотрения первого пункта нашего плана нам необходима карта. Слайд №1 Она находится в учебнике на стр.75 . Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте. Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами. -Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия? -Берега полуострова омываются теплыми водами Индийского океана. Климат в Индии очень жаркий и влажный. Два месяца в году здесь идут проливные тропические дожди. -В Индии протекают две больших реки, посмотрите на карту, как они называются?... Свое название страна получила от названия реки Инд. -Какие еще вы знаете древние государства, расположенные на берегу рек? Почему? -Где берут свое начало эти реки? -Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово "Гималаи" означает "жилище снега". В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Она называется Джомолунгма- "поднебесное жилище богов". Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. -Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями. - Кто знает что такое джунгли? Слайд №2 Джунгли не похожи на наши леса, в которых каждый из вас побывал: в джунглях деревьев, густота растительности - здесь всегда темно и душно. Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую очень трудно пройти. В вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. - - - -Как вы думаете, ребята, чем опасны были джунгли? -Как использовал человек джунгли? 2. Древнейшие города Индии. Решение задач. : а)Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейшего индийского города Мохенджо- даро («Холм мертвых»), датированные III тыс. до н.э. Он был застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но кроме двух-, трехэтажных домов со множеством комнат и небольших помещений (возможно для слуг), а также домов средних размеров, где находились многие инструменты и остатки мастерских, в других районах городов располагались жалкие лачуги, канализации там не было. -Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? --Что такое неравенство?
б) - О чём говорил путешественник? - Чем кроме ремесла и торговли ещё занимались древние индийцы? Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину. Вот что он поведал: Индия удивительная страна. Там на кустах растёт белая шерсть…Индийцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из неё ткани…. А из тростника выжимают сок, уваривают его на огне, и он становится твёрдым и более сладким, чем пчелиный мёд.
3. Арийские племена в Индии. Откройте учебники стр. 76.Давайте прочитаем текст микротемы и ответим на вопросы. - Какие племена проникли на территорию Индии в первой половине II тыс. до н.э.? -Каковы были основные занятия ариев до прихода в Индию?
- Кто такие кочевники?
-Кто составлял большую часть населения Индии к тому времени? - Из каких племен образовался индийский народ?
-Кто такой раджа?
- Кто смог объединить множество сложившихся царств на территории Индии в IIIвеке до н.э.?
- Как вы считаете, почему государство, объединенное под властью царя Ашоки оказалось непрочным?
4. Индийские варны. -Варны – это группы людей со строго определенными занятиями, правами и обязанностями. Всего было 4 варны: жрецов воинов, земледельцев и слуг. По легенде, на варны людей разделил главный индийский Бог Брахма. Каждый индиец принадлежал к той же варне, что и его отец, дед и т. д. Люди из разных Варн различались не только занятиями, но и своими домами, покроем и цветом одежды. А сейчас откройте пожалуйста свои учебники на стр. 77. заполните самостоятельно следующую таблицу по группам 1 вариант -жрецы; 2- вариант воины; 3-вариант земледельцы; 4 вариант- слуги. Деление индийского общества на варны
| название | из чего по легенде их сделал Будда | Цвет одежды | Жрецы | брахманы | уста | белый | Войны | кшатрии | руки | красный | Земледельцы | вайшии | бедра | желтый | Слуги | шудры | ступни | черный |
Вместе с классом озвучиваются итоги работы. Вне варн -парии-неприкасаемые.
| Прослушивание индийской музыки
-Индия Дети сами высказывают предположения: Где находится Индия, какие главные реки протекают по территории Индии, чем занимались жители Древней Индии, древнейшие города Индии, жители Древней Индии.
Запись в тетрадях темы урока.
Работа с картой.
-Индийского океана.
-Инд и Ганг. -Древнеегипетское , Вавилонское, города государства Междуречья. Вода дает жизнь всему живому и растительному и живому миру. -В Гималаях.
- Густые , труднопроходимые леса.
-Ядовитые насекомые, змеи, хищные звери. - Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Охота. а) -Люди в Древней Индии строили города по специальным планам, следовательно, обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремёсел. Наличие гирь говорит о развитии торговли. Разные жилищные условия – о неравенстве между людьми. -Появление в обществе бедных и богатых. Запись в тетрадях: III тыс. до н.э.-Возникновение городов в долине р. Инд.
б) Приблизительные ответы учеников: Хлопок, сахар. Земледелие.
Чтение текста учебника стр. 76-77 «по цепочке» - арии; - скотоводы, кочевники; -Люди не имеющие постоянное место жительства, переходящие с одного места на другое; -Дравиды. - Из ариев и дравидов; - Вначале вождь арийского племени, позже царь. - царь Ашока. - Так как Ашока присоединил племена насильственным путем. . -запись в тетрадь определения Варны – это группы людей со строго определенными занятиями, правами и обязанностями -Заполнение таблицы. |