Технологическая карта урока Древняя Индия
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «СШ № 34»
г. Нижневартовск ХМАО-Югра
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
Хохлова Ирина Анатольевна
Предмет: ИСТОРИЯ
Класс: 5
Технологическая карта урока
Тема урока: «Древняя Индия»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Применяемая технология: технология проблемного диалога.
Информационно-методическое обеспечение:
- История Древнего мира, 5 кл., Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С., 2013.
- Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Просвещение, 2003.
- Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2013.
Цели урока:
- Сформировать представление учащихся о географическом положении Древней Индии, познакомить с растительным и животным миром и основными занятиями ее жителей.
- Развивать умение работать с историческим документом, умения систематизировать информацию, умение извлекать информацию из исторической карты.
- Приобщить к достижениям древнеиндийской цивилизации, воспитывать уважительное отношение к истории, культуре и обычаям других народов.
Планируемые образовательные результаты:
Обучающиеся научатся: | Обучающиеся получат возможность научиться: |
· осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; | · пониманию культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантности. |
♦ планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми; ♦ формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам, вести конструктивный диалог (на уровне возраста); ♦ проводить поиск основной информации в учебной литературе, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в, схеме (кластере); ♦♦ работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т. д.). | ♦ выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); ♦ развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями; ♦ выделять главное в тексте и второстепенное; ♦ организовывать свою деятельность; |
♦ локализовать во времени становление и развитие Древней Индии; ♦ использовать историческую карту как источник информации о географическом положении, о природных условиях и климате, о занятиях жителей Древней Индии; ♦ проводить поиск информации в исторических текстах и учебнике; ♦ составлять описание природных условий и занятий жителей Древней Индии; ♦ раскрывать характерные черты религиозных воззрений и представлений о мире жителей Древней Индии. | ♦ сопоставлять развитие Древней Индии и других стран в период Древнего мира, показывать общие черты и особенности; ♦ сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; ♦ изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам. |
Структура урока:
- Организационный этап.
- Подготовка к активному усвоению знаний.
- Изучение новой темы (план урока):
- Местоположение Древней Индии.
- Природные условия Древней Индии.
- Занятия жителей Древней Индии.
- Подведение итогов. Рефлексия.
- Объяснение домашнего задания.
I. Организационный этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Приветствие учеников | |||
II. Подготовка к активному усвоению знаний Слайд 1 шахматы | Готовит к усвоению нового знания: Что изображено на слайде? Кто знает где (в какой стране?) появилась эта игра? Кроме шахмат, эта страна является родиной цифр и Маугли | Отвечают на вопросы: -Шахматы, игра - Индия | |
Слайд 2 | Так что мы будем изучать сегодня? | Древнюю Индию (запись темы урока в тетрадь) | |
Слайд 3 | Вопрос урока Древние греки называли Индию «сказочной» страной. Почему? Что мы должны узнать об Индии, чтобы ответить на этот вопрос? | - Где она находится? - природные условия - климат - занятия жителей - религию | |
III. Изучение новой темы: местоположение и природные условия Древней Индии Слайд 4 – географическая карта | Откройте учебник на с.96 и посмотрите на карту:
| 4 ученика показывают объекты на карте и называют их: - Индостан Южная Азия - Индийский океан и Аравийское море. - Гималаи – самые высокие горы в мире - это реки Инд и Ганг. | |
Слайд 5 к/карта | Давайте заполним вашу к/карту Вывод: Что было общего в природных условиях Древнего Египта, Междуречья и Древней Индии? | Заполняют к/карту был жаркий климат, наличие больших рек: в Древнем Египте – Нил, в Междуречье – Тигр и Евфрат. | |
Проблема | Тогда если все одинаково, почему греки называли Индию «сказочной» страной? Чем же она отличалась от изученных стран? Давай опять посмотрим на карту. Что означает зеленый цвет на карте, с чем ассоциируется? Действительно, часть Индии была покрыта зеленью – джунглями. Что это такое? 1 отличие – «сказочный лес» - джунгли | Выявляют отличия: Зеленью, лесами Читают текст учебника П.2 параграфа 20 | |
Слайд 6 | А какие животные жили в Индии? 2 отличие – необычные животные | Называют животных: Слоны, змеи, тигры, буйвол, рысь, пантера, обезьяны, крокодилы, попугаи. | |
Физминутка | Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения: | Выполняют физминутку | |
Слайд 7 Боги Слайд 8 (после чтения) | Необычными в Индии были не только животные, но и боги. Некоторых богов индийцы представляли в виде диких животных – могучего свирепого льва, хитроумной обезьяны. Индийцы поклонялись слону – одним из главных богов был мудрый Ганеша с головой слона. Прочитайте текст учебника, какому домашнему животному поклонялись индийцы? | Читают п.4 пар.20 «С особой любовью …» и отвечают на вопрос: - Корове. | |
III. Изучение новой темы: занятия жителей Древней Индии | Можем ли мы назвать одно из занятий древних индийцев? | Отвечают на вопрос: - Да. Это – скотоводство. | |
Слайд 9 Карта Слайд 10 кластер | Чем занимались еще жители Древней Индии? Какому занятию индийцев способствовали географическое положение и климат Индии? - вода - тепло - плодородная почва - горы, защищавшие от ветра | Заполняют кластер: 1).Большие реки создавали возможность для развития орошаемого земледелия; 3)Горы на севере защищали от холодных ветров и вражеских набегов. Делают вывод: - Всё это способствовало занятию земледелием. | |
Проблема | Но ведь в занятии земледелием нет ничего необычного и сказочного, тогда почему греки назвали Индию сказочной страной? | ||
Слайд 11 с текстом | Может вам поможет ответить на вопрос рассказ одного путешественника «Индия удивительнейшая страна. Там на кустах растет белая шерсть... Что же необычного выращивали индийцы? | Читают рассказ путешественника и называют растения | |
Слайд 12 С растениями | Что же необычного выращивали индийцы? | 3 отличие – выращивание хлопчатника, сахарного тростника и риса. | |
Закрепление Слайд 13 с проблемным вопросом | Мы много узнали сегодня об Индии. И теперь мы можем ответить на вопрос Древние греки называли Индию «сказочной» страной. Почему? | Отвечают на вопрос, выявляя различия Индии от других изученных стран: 1 отличие – «сказочный лес» - джунгли 2 отличие – необычные животные 3 отличие – выращивание хлопчатника, сахарного тростника и риса. | |
IV. Подведение итогов. Рефлексия Слайд 14 вопросы | Давайте проверим, как вы усвоили новую тему, ответив на вопросы Если верно +, если неверно –
| Отвечают на вопросы | |
Взаимопроверка Слайд 15 ответы | Обменяйтесь с соседом работами и проверьте работы друг друга Кто получил 5, 4, 3? Всем спасибо за урок, вы отлично поработали. | Осуществляют взаимопроверку и выставляют оценки | |
V. Домашнее задание Слайд 16 | Объясняет домашнее задание:
- обведите границы древнеиндийского государства - отметьте места раскопок
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока "Древнее Двуречье"
технологическая карта урока "Древнее Двуречье"...
Технологическая карта урока "Древняя Спарта". ФГОС
Урок - семинар, основанный на изучении источников....
Технологическая карта урока "Древние Олимпийские игры"
Разработка урока физической культуры по теме "Древние Олимпийские игры". Расчитана на учащихся 5 классов, обучающихся в системе ФГОС....
Технологическая карта урока "Древнейший Рим"
Технологическая карта урока истории 5 класс тема: "Древнейший Рим"...
Технологическая карта урока "Древний Египет и Междуречье"
Обобщающий урок-сравнение Египта и Междуречья...
Технологическая карта урока "Древняя Спарта"
В данном технологической карте урока "Древняя Спарта" учащиеся знакомятся с географическим положением, категориями населения Древней Спарты, управлением и воспитанием спартанцев...
Технологическая карта урока Древнее Двуречье. 5 класс.
Технологическая карта урока Древнее Двуречье и раздаточный материал к уроку....