Методическая разработка урока по теме "Ассирийская держава"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Цель:
- систематизировать знания учащихся по данной теме;
- познакомиться с историческими источниками по данной теме;
- умение решать исторические задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_assiriyskaya_derzhava.docx | 30.74 КБ |
razdat_material.docx | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по истории Древнего мира «Ассирия - военная держава»
Цель:
- систематизировать знания учащихся по данной теме;
- познакомиться с историческими источниками по данной теме;
- умение решать исторические задачи.
Задачи:
обучающие:
- умение работать с историческим материалом;
развивающие:
- навык работы с историческими источниками;
- умение работать над проблемными вопросами исторического материала;
воспитательная:
- воспитывать чувство сопричастности и сочувствия к угнетённым народам.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-практикум.
Оборудование: раздаточный материал, компьютерная презентация.
Ход урока
- Организационный момент
- (Слайд 1) Тема нашего урока «Ассирия – «военная держава».
- Как вы думаете, почему Ассирия была названа «железной державой»? (показ образца железной руды)
(Ответ: Ассирийцы одними из первых овладели способом добычи и обработки железа около X века до н.э. Это позволило им изготовлять новые орудия труда и оружие, которые были прочнее медных).
- Вам предстоит глубже познакомиться с удивительной страной – Ассирией, которой уже много веков нет на исторической карте.
Эта страна – яркая, но мимолетная вспышка на историческом небосклоне. Полагаю, что вам будет интересно самим разгадать тайну взлета и исчезновения этой загадочной страны.
Главный вопрос урока: «Почему Ассирия стала военной державой, но не смогла при этом сохранить её?».
В ходе изучения темы мы постараемся ответить на этот вопрос. А для этого нам помогут исторические источники.
(Слайд 2) Раскопки на территории, где существовала Ассирия, велись французскими и английскими археологами в XIX веке. Их столицу нашел ученый и дипломат, неутомимый Лэйард, с детства влюбленный в Древний Восток.
Археологи нашли многочисленные источники, рассказывающие о жизни страны, которую мы изучаем.
- Какие это источники, вы угадайте сами. На каждом столе в файле есть обломки древнего предмета. Соединив все его части, вы узнаете, о каком историческом источнике идет речь. (Глиняная табличка – письменный исторический источник). Мы сегодня будем работать с письменными историческими источниками.
(Слайд 3) При раскопках на территории Ассирии была найдена древнейшая библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала, состоявшая из глиняных «книг».
(Слайд 4) Библиотека Ашшурбанапала
Основное место в библиотеке занимали книги религиозного и научного содержания, главным образом, по математике и астрономии.
Писцы Ашшурбанапала увековечили его боевые походы и подвиги, начертав их на больших глиняных призмах. Найдены также аналогичные надписи о военных подвигах других выдающихся ассирийских царей
Важное значение имели донесения военачальников о продвижениях войск, о покорении городов и областей, о судьбах плененных врагов; обращения о подвозе оружия и продовольствия; сообщения о потерях в своей армии и в армии врагов
(Слайд 5) На стенах древних городов Ассирийской державы сохранились надписи о сокрушительных победах ассирийских царей. Об одном из таких царей написал стихотворение Валерий Брюсов в 1897 году.
(Слайд 6)
Я - вождь земных царей и царь, Ассаргадон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.
Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.
Египту речь моя звучала, как закон,
Элам читал судьбу в моем едином взоре,
Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе…
Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоен,
Я, вождь земных царей и царь - Ассаргадон.
(Слайд 7)
- Определите, кому принадлежала власть в Ассирии. (Ассаргадону)
- Какие города завоевал Ассаргадон? (Сидон, Элам)
- К какому периоду истории Ассирии относится правление Ассаргадона? (7 в. до н.э.)
- Как следует понимать фразу «Египту речь моя звучала, как закон». (Египет оказался под властью Ассирии)
(Слайд 8) Власть в Ассирии принадлежала царям. Ассаргадон правил в период могущества Ассирии – VII в. до н.э.
Это было время завоеваний Ассирией других стран.
(Слайд 9) Какие территории и города завоевали ассирийские цари? (карта в учебники на стр. 82)
(Вавилон, Библ, Тир, Сидон, часть Палестины, походы на юг в Египет и горное царство Урарту).
(Слайд 10) А сейчас самостоятельно прочитайте текст, в котором Современные учёные описывают ассирийское войско, и выполните задание, которое приводится в конце текста.
Ассирийцы создали хорошо организованную армию, которая считалась лучшей на Востоке. Кроме пехоты и конницы в неё входили сапёрные (то есть военно – строительные) войска и отряды разведки. Ассирийцы первыми ввели железное вооружение, намного превосходящее медные и бронзовые мечи и наконечники копий.
В ассирийской армии применялось большое количество подручных средств, необходимых для успешного ведения военной операции. Сапёры имели средства для наведения переправы через реки, а каждый воин – специальный мешок из бычьей шкуры: надутый воздухом, он хорошо держал человека на воде.
Задание: Подчеркните в тексте военные достижения ассирийцев, которые обеспечивали успех в их завоеваниях?
(Слайд 11) Так выглядел штурм города.
Рассмотрите рисунок, и назовите, что использовали ассирийцы для штурма.
(Слайд 12) Из надписи ассирийского царя о походе в Урарту: «Кровь я их заставил течь, как реки; селения я запалил, как костры; свежую воду канала превратил я в болото; прекрасные сады вырубили мои воины… ни колоса я не оставил».
- Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии?
(Слайд 13) Древнюю столицу Ассирии, город Ниневию, называли логовищем львов и городом крови. И этот город крови стал самым красивым и богатым городом Междуречья. Казалось, могуществу Ассирии не будет конца.
(Слайд 14) Покоренные народы люто ненавидели Ассирию. Один за другим они отказывались ей повиноваться. В 612 году до н.э. против Ассирии восстали вавилоняне.
(Слайд 15) Из Библии – древней книги еврейского народа
«Поднимается на тебя разрушитель. Щит героев его красен; воины его в одеждах багряны; огнем сверкают их колесницы и лес копий волнуется.
Царь ассирийский вызывает храбрых своих, но осада уже устроена. Речные ворота отворяются, и дворец разрушается. Где теперь логовище львов? Разграблена, опустошена и разорена Ниневия! Кто пожалеет о ней? Где я найду утешителей для тебя?
Спят защитники твои, царь Ассирийский, покоятся вельможи твои; народ твой рассеялся по горам и некому собрать его.
Все, услышавшие весть о гибели твоей, будут рукоплескать, ибо на кого не распространялась беспрестанно злоба твоя?»
(Слайд 16) К кому обращен текст?
Кто имеется ввиду под словом «разрушитель»?
Почему люди будут рукоплескать в гибели Ниневии?
Вавилоняне заключили союз с мидийцами. Союзники вторглись в Ассирию. После долгой осады Ниневия была взята и разрушена, а царский дворец сожжен. Это произошло в 612 году до н.э.
(Слайд 17) вернемся к главному вопросу урока и постараемся на него ответить. «Почему Ассирия стала военной державой, но не смогла при этом сохранить её?».
- Благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную державу? (Они научились обрабатывать железо, изготовлять из железа грозное оружие, создали сильную армию, широко начало применять конницу, жестоко подавляли восстание)
- Почему такая мощная и сильная держава в 612 г. до н.э. распалось? (Силу ее подточили восстания народов покоренных территорий)
(Слайд 18) Рефлексия:
Продолжить предложение:
Я находил …
Я определял …
Я узнал…
Я научился…
(Слайд 19) Итоговый тест:
Условия: 5 вопросов с выбором одного ответа;
За правильное выполнение 5 вопросов – оценка 5, 4 вопросов - 4, 3 – вопроса - 3.
1. Где впервые стали широко использовать железо?
А) Ассирии; Б) в Египте; В) в Финикии.
2. Кто первым стал широко использовать конницу?
A) евреи; Б) ассирийцы; B) египтяне..
3. Столица Ассирийской державы, которую называли “городом крови” была:
A) Ниневия; Б) Вавилон; B) Сидон.
4. Почему погибла Ниневия?
А) её разрушило землетрясение; Б) её разрушили враги; В) её покинули жители по непонятным причинам.
5. В каком году Ниневия была захвачена и сожжена врагами?
А) 600 г. до н.э.; Б) 608 г. до н.э.; В) 612 г. до н.э.;
Как в русских народных сказках добро всегда торжествует, так и в Ассирии зло было наказано.
Д/З:
Итак, друзья мои, пора
Нам оценивать самим себя.
А также в целом весь урок.
Чтоб это сделать каждый смог
В портрете важную деталь дорисовать необходимо
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей"
Урок по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей" разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения....
Методическая разработка урока "Русь - европейская держава"
Образовательная цель урока "Русь - европейская держава" состоит в том, чтобы обобщить и систематизировать материал по истории Древней Руси, определить ее место и роль в средневековой...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока "Ассирийская держава" 5 класс
Цель урока: познакомить учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, с причинами возникновения и падения могущественной военной державы ассирийцев, их нравами и обы...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира, 5 класс . Тема «Персидская держава «царя царей»
Цели: - углубление знаний по теме «Древний Восток» - познакомить учащихся с новой страной и её особенностями...
Методическая разработка урока истории в 5 классе "Персидская держава царя царей"
Заключительный урок раздела «Западная Азия в древности». Знакомит учащихся с историей создания одного из крупнейших государств Западной Азии. Разработка урока ис...