Методическая разработка урока по теме "Ассирийская держава"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Илясова Олеся Валериевна

Цель:

  • систематизировать знания учащихся по данной теме;
  • познакомиться с историческими источниками по данной теме;
  • умение решать исторические задачи.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_assiriyskaya_derzhava.docx30.74 КБ
Файл razdat_material.docx1.17 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по истории Древнего мира «Ассирия -  военная держава»

Цель:

  • систематизировать знания учащихся по данной теме;
  • познакомиться с историческими источниками по данной теме;
  • умение решать исторические задачи.

Задачи:

обучающие:

  • умение работать с историческим материалом;

развивающие:

  • навык работы с историческими источниками;
  • умение работать над проблемными вопросами исторического материала;

воспитательная:

  • воспитывать чувство сопричастности и сочувствия к угнетённым народам.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-практикум.

          Оборудование: раздаточный материал, компьютерная презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. (Слайд 1) Тема нашего урока «Ассирия – «военная держава».

- Как вы думаете, почему Ассирия была названа «железной державой»? (показ образца железной руды)

 (Ответ: Ассирийцы одними из первых овладели способом добычи и обработки железа около X века до н.э. Это позволило им изготовлять новые орудия труда и оружие, которые были прочнее медных).

  1. Вам предстоит глубже познакомиться с удивительной страной – Ассирией, которой уже много веков нет на исторической карте.

Эта страна – яркая, но мимолетная вспышка на историческом небосклоне. Полагаю, что вам будет интересно самим разгадать тайну взлета и исчезновения этой загадочной страны.

Главный вопрос урока: «Почему Ассирия стала военной державой, но не смогла при этом сохранить её?».

В ходе изучения темы мы постараемся ответить на этот вопрос. А для этого нам помогут исторические источники.

(Слайд 2) Раскопки на территории, где существовала Ассирия, велись французскими и английскими археологами в XIX веке. Их столицу нашел ученый и дипломат, неутомимый Лэйард, с детства влюбленный в Древний Восток.

Археологи нашли многочисленные источники, рассказывающие о жизни страны, которую мы изучаем.

- Какие это источники, вы угадайте сами. На каждом столе в файле есть обломки древнего предмета. Соединив все его части, вы узнаете, о каком историческом источнике идет речь. (Глиняная табличка – письменный исторический источник). Мы сегодня будем работать с письменными историческими источниками.

          (Слайд 3) При раскопках на территории Ассирии была найдена древнейшая библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала, состоявшая из глиняных «книг».

(Слайд 4) Библиотека Ашшурбанапала

           Основное место в библиотеке занимали книги религиозного и научного содержания, главным образом, по математике и астрономии.   

     Писцы Ашшурбанапала увековечили его боевые походы и подвиги, начертав их на больших глиняных призмах. Найдены также аналогичные надписи о военных подвигах других выдающихся ассирийских царей

     Важное значение имели донесения военачальников о продвижениях войск, о покорении городов и областей, о судьбах плененных врагов; обращения о подвозе оружия и продовольствия; сообщения о потерях в своей армии и в армии врагов

(Слайд 5) На стенах древних городов Ассирийской державы сохранились надписи о сокрушительных победах ассирийских царей. Об одном из таких царей написал стихотворение Валерий Брюсов в 1897 году.

(Слайд 6)
       Я - вождь земных царей и царь, Ассаргадон.
      Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
      Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.
      Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.

      Египту речь моя звучала, как закон,
      Элам читал судьбу в моем едином взоре,
      Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.
      Владыки и вожди, вам говорю я: горе…

       Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
       И вот стою один, величьем упоен,
       Я, вождь земных царей и царь - Ассаргадон.

(Слайд 7)

  1. Определите, кому принадлежала власть в Ассирии. (Ассаргадону)
  2. Какие города завоевал Ассаргадон? (Сидон, Элам)
  3. К какому периоду истории Ассирии относится правление Ассаргадона? (7 в. до н.э.)
  4. Как следует понимать фразу «Египту речь моя звучала, как закон». (Египет оказался под властью Ассирии)

(Слайд 8) Власть в Ассирии принадлежала царям. Ассаргадон правил в период могущества Ассирии – VII в. до н.э.

Это было время завоеваний Ассирией других стран.

(Слайд 9) Какие территории и города завоевали ассирийские цари? (карта в учебники на стр. 82)

(Вавилон, Библ, Тир, Сидон, часть Палестины, походы на юг в Египет и горное царство Урарту).

(Слайд 10) А сейчас самостоятельно прочитайте текст, в котором Современные учёные описывают ассирийское войско, и выполните задание, которое приводится в конце текста.

Ассирийцы создали хорошо организованную армию, которая считалась лучшей на Востоке. Кроме пехоты и конницы в неё входили сапёрные (то есть военно – строительные) войска и отряды разведки. Ассирийцы первыми ввели железное вооружение, намного превосходящее медные и бронзовые мечи и наконечники копий.

     В ассирийской армии применялось большое количество подручных средств, необходимых для успешного ведения военной операции. Сапёры имели средства для наведения переправы через реки, а каждый воин – специальный мешок из бычьей шкуры: надутый воздухом, он хорошо держал человека на воде.

 Задание: Подчеркните в тексте военные достижения ассирийцев, которые обеспечивали успех в их завоеваниях?

(Слайд 11) Так выглядел штурм города.  

Рассмотрите рисунок, и назовите, что использовали ассирийцы для штурма.

(Слайд 12) Из надписи ассирийского царя о походе в Урарту: «Кровь я их заставил течь,  как реки; селения я запалил, как костры; свежую воду канала превратил я в болото; прекрасные сады вырубили мои воины… ни колоса я не оставил».

- Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии?

 (Слайд 13) Древнюю столицу Ассирии, город Ниневию, называли логовищем львов и городом крови. И этот город крови стал самым красивым и богатым городом Междуречья.  Казалось, могуществу Ассирии не будет конца.

(Слайд 14) Покоренные народы люто ненавидели Ассирию. Один за другим они отказывались ей повиноваться. В 612 году до н.э. против Ассирии восстали вавилоняне.

(Слайд 15) Из Библии – древней книги еврейского народа

«Поднимается на тебя разрушитель. Щит героев его красен; воины его в одеждах багряны; огнем сверкают их колесницы и лес копий волнуется.

Царь ассирийский вызывает храбрых своих, но осада уже устроена. Речные ворота отворяются, и дворец разрушается. Где теперь логовище львов? Разграблена, опустошена и разорена Ниневия! Кто пожалеет о ней? Где я найду утешителей для тебя?

Спят защитники твои, царь Ассирийский, покоятся вельможи твои; народ твой рассеялся по горам и некому собрать его.

Все, услышавшие весть о гибели твоей, будут рукоплескать, ибо на кого не распространялась беспрестанно злоба твоя?»

(Слайд 16) К кому обращен текст?

Кто имеется ввиду под словом «разрушитель»?

Почему люди будут рукоплескать в гибели Ниневии?

Вавилоняне заключили союз с мидийцами. Союзники вторглись в Ассирию. После долгой осады Ниневия была взята и разрушена, а царский дворец сожжен. Это произошло в 612 году до н.э. 

(Слайд 17) вернемся к главному вопросу урока и постараемся на него ответить. «Почему Ассирия стала военной державой, но не смогла при этом сохранить её?».

- Благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную державу? (Они научились обрабатывать железо, изготовлять из железа грозное оружие, создали сильную армию, широко начало применять конницу, жестоко подавляли восстание)

- Почему такая мощная и сильная держава в 612 г. до н.э. распалось? (Силу ее подточили восстания народов покоренных территорий)

(Слайд 18) Рефлексия:
Продолжить предложение:
Я находил …
Я определял …
Я узнал…
Я научился…
(Слайд 19) Итоговый тест:
Условия: 5 вопросов с выбором одного ответа; 
За правильное выполнение 5 вопросов – оценка 5, 4 вопросов - 4, 3 – вопроса - 3.
1. Где впервые стали широко использовать железо?
А) Ассирии; Б) в Египте; В) в Финикии.
2. Кто первым стал широко использовать конницу?
A) евреи; Б) ассирийцы; B) египтяне..

3. Столица Ассирийской державы, которую называли “городом крови” была:
A) Ниневия; Б) Вавилон; B) Сидон.
4. Почему погибла Ниневия? 
А) её разрушило землетрясение; Б) её разрушили враги; В) её покинули жители по непонятным причинам.

5. В каком году Ниневия была захвачена и сожжена врагами?

А) 600 г. до н.э.; Б) 608 г. до н.э.; В) 612 г. до н.э.;

Как в русских народных сказках добро всегда торжествует, так и в Ассирии зло было наказано.

Д/З:

Итак, друзья мои, пора

Нам оценивать самим себя.

А также в целом весь урок.

Чтоб это сделать каждый смог

В портрете важную деталь дорисовать необходимо


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей"

Урок по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей" разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения....

Методическая разработка урока "Русь - европейская держава"

Образовательная цель  урока "Русь - европейская держава"  состоит в том, чтобы обобщить и систематизировать материал по истории Древней Руси, определить ее место и роль в средневековой...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Ассирийская держава" 5 класс

Цель урока: познакомить учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, с причинами возникновения и падения могущественной военной державы ассирийцев, их  нравами и обы...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира, 5 класс . Тема «Персидская держава «царя царей»

Цели:  -  углубление знаний по теме «Древний Восток»         - познакомить учащихся с новой страной и её особенностями...

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Персидская держава царя царей"

     Заключительный урок раздела «Западная Азия в древности». Знакомит учащихся с историей создания одного из крупнейших государств Западной Азии. Разработка урока ис...