Методическая разработка урока "Русь - европейская держава"
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

 

Образовательная цель  урока "Русь - европейская держава"  состоит в том, чтобы обобщить и систематизировать материал по истории Древней Руси, определить ее место и роль в средневековой Европе. Воспитательный и развивающий аспекты урока реализуются через обобщение и систематизацию учебного материала, использование частично-поискового метода, индивидуальные и групповые способы организации познавательной деятельности, всю атмосферу урока.Обобщение и систематизация ранее изученного материала осуществляется  через  создание проблемной ситуации.  На уроке используются различные приемы развития критического мышления: составление кластера, сравнительной таблицы, таблицы ЗХУ,  ПОПС, учебный диалог, учебная дискуссия. У обучающихся формируются умения вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различных теорий, идей и представлений. Они учатся строить умозаключения, логические цепи доказательств и рассуждать по алгоритму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rus_evropeyskaya_derzhava.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по истории России (10 класс)

Тема: «Русь - европейская держава».

Учебные цели: систематизировать материал по истории Древней Руси и определить ее место и роль в средневековой Европе.

Развивающие цели: развивать самостоятельность мышления и совершенствовать учебно-интеллектуальные компетентности обучающихся:

-   обобщать и систематизировать исторический материал;

  1. давать оценку историческим фактам, событиям и роли личности в истории;
  2. доказывать и опровергать;
  3. устанавливать синхронологические временные связи; переносить ранее полученные знания в новую ситуацию; логически осмысливать и излагать информацию.

Воспитательные цели:

- воспитывать у обучающихся чувство любви и гордости за героическое прошлое своей страны;

- стимулировать личностный интерес к предмету;

- воспитывать культуру коллективного общения, ответственность за полученные знания.

Тип урока: урок повторения и систематизации знаний.

Материальное обеспечение урока:

- аудиовизуальная информация в виде презентации (слайды, видеофрагмент);

- интерактивная доска;

- ноутбуки.

Ход урока

  1. Актуализация знаний

2012 г. – год российской истории. Это связано с несколькими историческими датами и, прежде всего, 1150-летием российской государственности.

- Как называется государство, в котором мы живем?

- Как называлось древнерусское государство?

Давайте мысленно заглянем вглубь веков и перенесемся в Древнюю Русь вместе с художником Борисом Ольшанским и поэтом Александром Блоком (слайд-шоу).

Русь опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел.

Где все пути и все распутья

Живой клюкой измождены,

И вихрь, свистящий в голых прутьях,

Поет преданья старины

Из разрозненных исторических сведений и документов встает перед нами Древняя Русь.  Сегодня на уроке мы вспомним наших предков и дела их славные.

Тема урока: «Русь - европейская держава».

- Попробуем разобраться с формулировкой темы. Итак, что нам известно? (Работа с таблицей ЗХУ)

- Что такое Русь?

- Когда появилась европейская цивилизация?

- Какие молодые цивилизации появились в Средние века?

- Назовите хронологические рамки существования Киевской Руси.

- Что такое держава?

2.  Мотивация и целеполагание

- Попробуйте сформулировать цель нашего урока. Что мы сегодня должны выяснить?

Чтобы правильно оценить уровень и темп нашей жизни в определенный исторический момент, надо их сопоставить с одновременным состоянием западноевропейской истории. Так считал известный историк В.О. Ключевский. Но не будем забывать, что Россия и Европа жили и живут в разных условиях, обладают разной ментальностью и поэтому «худо мерить Европу на русский аршин, еще хуже мерить Россию на аршин Европы». И все же попытаемся.

  1. Обобщение и систематизация знаний

На урок выносим 3 проблемы для обсуждения, соответственно работают 3 группы.

1 проблема - происхождение (этногенезис) славян - одна из наиболее дискуссионных проблем исторической науки.

1 группа составляет кластер на интерактивной доске.

Делаем вывод: славяне - это коренные жители Европы, часть индоевропейской общности, имеют единый этнический корень, но нельзя отрицать роли других народов в славянском этногенезе. Таким образом, в результате ассимиляции культуры различных народов на значительной территории Восточной Европы сформировалось своеобразное общество - Древняя Русь. (Рефлексия презентация)

Следующий этап в развитии этого общества принято называть Киевской Русью.

2 проблема - происхождение государства у восточных славян.

Результаты своей деятельности представляет 2 группа.

- Вспомните из курса обществознания, что такое государство?

- Какие теории его происхождения вам известны?

- Сформулируйте теории возникновения государства у восточных славян и вашу точку зрения на этот процесс представьте в виде презентации.

Древнерусское государство, в которое входили восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) называлось Киевская Русь.

-  А сейчас в какое государственное объединение они входят?

Государство не создается одномоментно, в конкретном году. И, разумеется, русская государственность существовала некоторое время и до 862 г. Но именно эта условная  дата считаются точкой отсчета российской государственности. Отсчитывать историю страны с прихода варягов начал полтора века назад Александр I – царь-реформатор, который хотел увязать российскую традицию с европейской.

- Какие государства из ранее изученных вами возникли в это же время в Западной Европе

- Какой вывод можно сделать из этого?

Древняя Русь развивалась аналогично Западной Европе и подошла к образованию государства почти одновременно с другими государствами Западной Европы. (Рефлексия презентация)

3 проблема: Киевская Русь вышла на европейскую арену благодаря деятельности первых русских князей.  Какой вклад в укрепление государства и международного авторитета Руси  они внесли?

3 группа представляет свой кластер «Первые киевские князья».

- Кого считают первым общерусским князем и почему?

- Кто и с какой целью ходил в походы на Византию?

- Представьте себя в роли купца, который плывет «из варяг в греки».                                        

- Кто, когда принял христианство?

- Какое значение для Руси   имело принятие  христианства? 

- Когда Русь достигает расцвета? Почему Ярослава называют Мудрым?

- Какой вывод о международном положении Руси можно сделать на основании тех династических браков, которые были заключены членами семьи Ярослава Мудрого с представителями монархических семейств других стран?  

- Против каких кочевников Русь вела борьбу?

- Кто и зачем строил богатырские заставы? А как они называются сейчас? (Работа с репродукцией с картины В. Васнецова «Три богатыря)

- Кто и когда разгромил хазар, печенегов, половцев?

- Как и почему называют Святослава  современные историки?

- В чем геополитический смысл его походов?        

Все походы Святослава укладываются в несколько лет. Будто одним широким взмахом меча князь разрубил путы и дал государству мировую славу. Даже печенеги считали Святослава образцом воина и молились, чтобы их князья были похожи на него.

В борьбе против половцев успехи Владимира Мономаха гремели по всему миру. Не исключением стал и поход 1111 г. – крестовый поход в степь.

Посмотрите небольшой видеосюжет и ответьте на вопросы:

  1. Почему этот поход получил название крестового похода?
  2. В чем состоит его значение для Руси и Европы?

Итак, подводим итоги и делаем вывод. Какой вклад в укрепление международного авторитета Руси внесли киевские князья?

(Рефлексия)

О ком идет речь? Кто мог бы так сказать?

  1. «Я повесил щит свой на вратах Царьграда, показуя победу, и пошел от греков». (Олег)
  2. «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». (Игорь)
  3. «Любил он книги, читая их часто ночью и днем». (Ярослав Мудрый)

Кому принадлежат слова?

  1. «Это будет мать городам русским» (Олегу)
  1. «Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму не имут» (Святославу)
  1. «Не хочу я лиха, но добрая хочу братии и Русской земле» (Владимиру Мономаху).

Перед нами еще раз предстали первые русские князья - борцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за землю Русскую.

  1.  Рефлексия

- Почему же Киевская Русь - европейская держава? Что сближало её с Европой? Вернемся к нашей таблице (ЗХУ).

- Что мы сегодня узнали? Почему Русь – это Европейская держава? Каково место Киевской Руси в Европе?

Выводы:

  1. Славяне - коренные жители Европы.
  2. Государство Киевская Русь возникает почти одновременно с государствами Западной Европы.
  3. Принятие христианства сблизило Русь с Европой.

5. Династические браки подтверждают высокий авторитет Киевской Руси в Европе.

Киевская Русь в XI веке - одно из сильнейших европейских государств, равноправный партнер в торговых, дипломатических, династических союзах. О Руси IX — X веков уже знали в Багдаде, в Германии и Италии, корреспонденты. Византия постоянно учитывала возросшую мощь Руси в своих внешнеполитических расчетах.

Народам Европы была хорошо известна Киевская Русь. О ней упоминается в древнефранцузском эпосе «Повесть о Роланде», в древнегерманском эпосе «Песнь о Нибелунгах».

Мы можем гордиться нашими предками, а с первых киевских князей брать пример служения Отечеству.

Задание на самоподготовку:

- повторить уроки №1-8 и подготовиться к итоговому тестированию;

- подумать, могла ли Киевская Русь стать великой державой?

Подведение итогов:

«Что знаете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. За это отдают честь (уважают) и в других землях. А леность - мать всему дурному, ленивый, что и знает, то и забудет, а чего не знает, тому не учится; вы же поступайте хорошо, не ленитесь ни на что доброе» (Владимир Мономах).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей"

Урок по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей" разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения....

Методическая разработка урока "Ассирийская держава" 5 класс

Цель урока: познакомить учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, с причинами возникновения и падения могущественной военной державы ассирийцев, их  нравами и обы...

Тест по теме: «Европейские державы во второй половине XIX века» 8 класс

Тест по теме: «Европейские державы во второй половине XIX века» 8 класс...

Методическая разработка темы "Европейский Север"

      Методическая разработка уроков темы «Европейский Север» курса «География России» в  9 классе, составлена в соответствии с планированием учебно-...

Методическая разработка урока "Европейский Юг", 9 класс (ТКУ)

В разработкеодного из уроков предлагается вариант организации самостоятельной познавательной деятельности обучаемых 9 классов при изучении раздела «Регионы России» курса «География Р...

Методическая разработка урока «Европейский Юг» 9 класс

Предмет:  ГеографияКласс:  9Тема урока: Европейский ЮгТип урока: изучения нового материалаЦель урока: Определить особенности экономико – географического положения, природы, н...

Методическая разработка урока «Европейский Юг: общие сведения, население, природные ресурсы и хозяйство»

Цель урока: Определить особенности экономико – географического положения, природы, населения и хозяйства  Европейского Юга; ответить на вопрос «Действительно ли Европейский Юг яв...