Методическая разработка урока "Русь - европейская держава"
методическая разработка по истории (10 класс) по теме
Образовательная цель урока "Русь - европейская держава" состоит в том, чтобы обобщить и систематизировать материал по истории Древней Руси, определить ее место и роль в средневековой Европе. Воспитательный и развивающий аспекты урока реализуются через обобщение и систематизацию учебного материала, использование частично-поискового метода, индивидуальные и групповые способы организации познавательной деятельности, всю атмосферу урока.Обобщение и систематизация ранее изученного материала осуществляется через создание проблемной ситуации. На уроке используются различные приемы развития критического мышления: составление кластера, сравнительной таблицы, таблицы ЗХУ, ПОПС, учебный диалог, учебная дискуссия. У обучающихся формируются умения вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различных теорий, идей и представлений. Они учатся строить умозаключения, логические цепи доказательств и рассуждать по алгоритму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus_evropeyskaya_derzhava.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по истории России (10 класс)
Тема: «Русь - европейская держава».
Учебные цели: систематизировать материал по истории Древней Руси и определить ее место и роль в средневековой Европе.
Развивающие цели: развивать самостоятельность мышления и совершенствовать учебно-интеллектуальные компетентности обучающихся:
- обобщать и систематизировать исторический материал;
- давать оценку историческим фактам, событиям и роли личности в истории;
- доказывать и опровергать;
- устанавливать синхронологические временные связи; переносить ранее полученные знания в новую ситуацию; логически осмысливать и излагать информацию.
Воспитательные цели:
- воспитывать у обучающихся чувство любви и гордости за героическое прошлое своей страны;
- стимулировать личностный интерес к предмету;
- воспитывать культуру коллективного общения, ответственность за полученные знания.
Тип урока: урок повторения и систематизации знаний.
Материальное обеспечение урока:
- аудиовизуальная информация в виде презентации (слайды, видеофрагмент);
- интерактивная доска;
- ноутбуки.
Ход урока
- Актуализация знаний
2012 г. – год российской истории. Это связано с несколькими историческими датами и, прежде всего, 1150-летием российской государственности.
- Как называется государство, в котором мы живем?
- Как называлось древнерусское государство?
Давайте мысленно заглянем вглубь веков и перенесемся в Древнюю Русь вместе с художником Борисом Ольшанским и поэтом Александром Блоком (слайд-шоу).
Русь опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,
Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.
Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины
Из разрозненных исторических сведений и документов встает перед нами Древняя Русь. Сегодня на уроке мы вспомним наших предков и дела их славные.
Тема урока: «Русь - европейская держава».
- Попробуем разобраться с формулировкой темы. Итак, что нам известно? (Работа с таблицей ЗХУ)
- Что такое Русь?
- Когда появилась европейская цивилизация?
- Какие молодые цивилизации появились в Средние века?
- Назовите хронологические рамки существования Киевской Руси.
- Что такое держава?
2. Мотивация и целеполагание
- Попробуйте сформулировать цель нашего урока. Что мы сегодня должны выяснить?
Чтобы правильно оценить уровень и темп нашей жизни в определенный исторический момент, надо их сопоставить с одновременным состоянием западноевропейской истории. Так считал известный историк В.О. Ключевский. Но не будем забывать, что Россия и Европа жили и живут в разных условиях, обладают разной ментальностью и поэтому «худо мерить Европу на русский аршин, еще хуже мерить Россию на аршин Европы». И все же попытаемся.
- Обобщение и систематизация знаний
На урок выносим 3 проблемы для обсуждения, соответственно работают 3 группы.
1 проблема - происхождение (этногенезис) славян - одна из наиболее дискуссионных проблем исторической науки.
1 группа составляет кластер на интерактивной доске.
Делаем вывод: славяне - это коренные жители Европы, часть индоевропейской общности, имеют единый этнический корень, но нельзя отрицать роли других народов в славянском этногенезе. Таким образом, в результате ассимиляции культуры различных народов на значительной территории Восточной Европы сформировалось своеобразное общество - Древняя Русь. (Рефлексия презентация)
Следующий этап в развитии этого общества принято называть Киевской Русью.
2 проблема - происхождение государства у восточных славян.
Результаты своей деятельности представляет 2 группа.
- Вспомните из курса обществознания, что такое государство?
- Какие теории его происхождения вам известны?
- Сформулируйте теории возникновения государства у восточных славян и вашу точку зрения на этот процесс представьте в виде презентации.
Древнерусское государство, в которое входили восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) называлось Киевская Русь.
- А сейчас в какое государственное объединение они входят?
Государство не создается одномоментно, в конкретном году. И, разумеется, русская государственность существовала некоторое время и до 862 г. Но именно эта условная дата считаются точкой отсчета российской государственности. Отсчитывать историю страны с прихода варягов начал полтора века назад Александр I – царь-реформатор, который хотел увязать российскую традицию с европейской.
- Какие государства из ранее изученных вами возникли в это же время в Западной Европе
- Какой вывод можно сделать из этого?
Древняя Русь развивалась аналогично Западной Европе и подошла к образованию государства почти одновременно с другими государствами Западной Европы. (Рефлексия презентация)
3 проблема: Киевская Русь вышла на европейскую арену благодаря деятельности первых русских князей. Какой вклад в укрепление государства и международного авторитета Руси они внесли?
3 группа представляет свой кластер «Первые киевские князья».
- Кого считают первым общерусским князем и почему?
- Кто и с какой целью ходил в походы на Византию?
- Представьте себя в роли купца, который плывет «из варяг в греки».
- Кто, когда принял христианство?
- Какое значение для Руси имело принятие христианства?
- Когда Русь достигает расцвета? Почему Ярослава называют Мудрым?
- Какой вывод о международном положении Руси можно сделать на основании тех династических браков, которые были заключены членами семьи Ярослава Мудрого с представителями монархических семейств других стран?
- Против каких кочевников Русь вела борьбу?
- Кто и зачем строил богатырские заставы? А как они называются сейчас? (Работа с репродукцией с картины В. Васнецова «Три богатыря)
- Кто и когда разгромил хазар, печенегов, половцев?
- Как и почему называют Святослава современные историки?
- В чем геополитический смысл его походов?
Все походы Святослава укладываются в несколько лет. Будто одним широким взмахом меча князь разрубил путы и дал государству мировую славу. Даже печенеги считали Святослава образцом воина и молились, чтобы их князья были похожи на него.
В борьбе против половцев успехи Владимира Мономаха гремели по всему миру. Не исключением стал и поход 1111 г. – крестовый поход в степь.
Посмотрите небольшой видеосюжет и ответьте на вопросы:
- Почему этот поход получил название крестового похода?
- В чем состоит его значение для Руси и Европы?
Итак, подводим итоги и делаем вывод. Какой вклад в укрепление международного авторитета Руси внесли киевские князья?
(Рефлексия)
О ком идет речь? Кто мог бы так сказать?
- «Я повесил щит свой на вратах Царьграда, показуя победу, и пошел от греков». (Олег)
- «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». (Игорь)
- «Любил он книги, читая их часто ночью и днем». (Ярослав Мудрый)
Кому принадлежат слова?
- «Это будет мать городам русским» (Олегу)
- «Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму не имут» (Святославу)
- «Не хочу я лиха, но добрая хочу братии и Русской земле» (Владимиру Мономаху).
Перед нами еще раз предстали первые русские князья - борцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за землю Русскую.
- Рефлексия
- Почему же Киевская Русь - европейская держава? Что сближало её с Европой? Вернемся к нашей таблице (ЗХУ).
- Что мы сегодня узнали? Почему Русь – это Европейская держава? Каково место Киевской Руси в Европе?
Выводы:
- Славяне - коренные жители Европы.
- Государство Киевская Русь возникает почти одновременно с государствами Западной Европы.
- Принятие христианства сблизило Русь с Европой.
5. Династические браки подтверждают высокий авторитет Киевской Руси в Европе.
Киевская Русь в XI веке - одно из сильнейших европейских государств, равноправный партнер в торговых, дипломатических, династических союзах. О Руси IX — X веков уже знали в Багдаде, в Германии и Италии, корреспонденты. Византия постоянно учитывала возросшую мощь Руси в своих внешнеполитических расчетах.
Народам Европы была хорошо известна Киевская Русь. О ней упоминается в древнефранцузском эпосе «Повесть о Роланде», в древнегерманском эпосе «Песнь о Нибелунгах».
Мы можем гордиться нашими предками, а с первых киевских князей брать пример служения Отечеству.
Задание на самоподготовку:
- повторить уроки №1-8 и подготовиться к итоговому тестированию;
- подумать, могла ли Киевская Русь стать великой державой?
Подведение итогов:
«Что знаете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. За это отдают честь (уважают) и в других землях. А леность - мать всему дурному, ленивый, что и знает, то и забудет, а чего не знает, тому не учится; вы же поступайте хорошо, не ленитесь ни на что доброе» (Владимир Мономах).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей"
Урок по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей" разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения....
Методическая разработка урока "Ассирийская держава" 5 класс
Цель урока: познакомить учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, с причинами возникновения и падения могущественной военной державы ассирийцев, их нравами и обы...
Тест по теме: «Европейские державы во второй половине XIX века» 8 класс
Тест по теме: «Европейские державы во второй половине XIX века» 8 класс...
Методическая разработка темы "Европейский Север"
Методическая разработка уроков темы «Европейский Север» курса «География России» в 9 классе, составлена в соответствии с планированием учебно-...
Методическая разработка урока "Европейский Юг", 9 класс (ТКУ)
В разработкеодного из уроков предлагается вариант организации самостоятельной познавательной деятельности обучаемых 9 классов при изучении раздела «Регионы России» курса «География Р...
Методическая разработка урока «Европейский Юг» 9 класс
Предмет: ГеографияКласс: 9Тема урока: Европейский ЮгТип урока: изучения нового материалаЦель урока: Определить особенности экономико – географического положения, природы, н...
Методическая разработка урока «Европейский Юг: общие сведения, население, природные ресурсы и хозяйство»
Цель урока: Определить особенности экономико – географического положения, природы, населения и хозяйства Европейского Юга; ответить на вопрос «Действительно ли Европейский Юг яв...