Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей"
методическая разработка (история, 5 класс) на тему
Урок по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей" разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
persidskaya_derzhava_istoriya_5_klass.docx | 31.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Название журнала «История. Всё для учителя»
Автор: Кузнецова Елена Николаевна, учитель истории и обществознания
МБОУ «Новониколаевская средняя общеобразовательная школа № 3»
Тема урока: Персидская держава «царя царей»
Цель урока: сформировать представление о Персидской державе, показать характерные особенности устройства Персидского государства, обеспечившие ей длительное существование.
Задачи:
- продолжить работу над формированием умения схематизировать материал;
- создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся (работа в группе, паре)
- продолжить формирование умения работать с картой
- способствовать формированию умений читать, писать, слушать и говорить с пониманием
Оборудование: учебник «История Древнего мира» /А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая - М.: «Просвещение» 2012; Хрестоматия по истории древнего мира / Сост.Е.С. Черкасова – М.: Просвещение, 1991; карта «Персидское царство в 6 в. до н.э.»; компьютер, проектор
I. Оргмомент
II. Актуализация предыдущих знаний и умений
1) групповая работа (кроссворд) Приложение 1
III. Постановка проблемы
Государства, созданные с помощью оружия, не могут долго существовать.
Персидская держава просуществовала долго.
В чем противоречие? Какой возникает вопрос?
Почему персам удалось создать мировую державу и оставить о себе хорошую память? Как получилось? Какие возникают предположения? В чём противоречие? Предположите
Для решения проблемы нам предстоит поработать над новой темой, вспомнить изученный материал.
IV. Изучение н/м
1.Вводная мини-лекция учителя: Напомню, что Ассирийская держава после восстания и пожара 612 г. до н.э. распалась и на ее территории возникло три крупных государства
- Нововавилонское царство, включающее Сирию, Палестину и Финикию. Центр - г. Вавилон. (карта учебника с. 91)
- Лидийское царство, включающее территории между Средиземным, Эгейским и Черным морями, имевшее славу «золотой земли». Центр - г. Сарды.
- Мидийское царство, располагавшееся на востоке Междуречья, где тянулось обширное и высокое Иранское нагорье. Большую часть нагорья занимали степи и пустыни. Небольшие реки, протекавшие там, летом обычно пересыхали. В западных долинах Ирана, где с гор текли ручьи, дававшие влагу для орошения земли, было возможно земледелие; в восточной части нагорья преобладала степь – основным занятием населения этих мест было скотоводство. В состав Мидии входили многочисленные иранские племена, постоянно борющиеся за свою независимость. Главную роль среди них играли племена персов, жившие на берегу Персидского залива.
2.Мотивация: Проблема 2
Удивительно, как маленькое мидийское племя персов смогло подчинить себе всю Переднюю Азию и создать огромную Персидскую державу, которую называли «Царство стран», а ее цари носили титул «Царь царей».
Сегодня на уроке мы попытаемся это выяснить.
Оглашение и запись темы урока на доске Персидская держава «царя царей»
3.Первичное предъявление информации:
- Для начала выясним, кто же такие персы, а для этого узнаем, что рассказывал древнегреческий историк Геродот о них.
Персы в отличие от других народов, не придавали своим богам человеческой формы, не воздвигали в их честь ни храмов, ни жертвенников, исполняя религиозные обряды на вершинах гор. Они питают отвращение к мясу, любовь к фруктам и пристрастие к вину; любят удовольствия. Персы проявляют интерес к чужестранным обычаям, ценят воинскую доблесть, серьезно относятся к воспитанию детей, уважают право на жизнь всякого, даже раба. Они терпеть не могут лжи и долгов, презирают прокаженных. Заболевание проказой служит для персов доказательством, что "несчастный согрешил против Солнца".
- Известно, что предводителем персов в борьбе за независимость стал некий Кир. Кто он? Почему персы пошли за ним? Обратимся все к тому же Геродоту.
Работа с документом с 92 учебник, ответы учащихся.
Работа с документами
- Перед началом войны с Персией лидийский царь Крёз обратился к предсказателям. Те дали двусмысленный ответ: «Перейдя реку, ты погубишь великое царство». Крез решил, что речь идёт о Персидском царстве, но погубил своё царство, потерпев поражение от Кира.
Лидийский царь Крез, собираясь войной на персов, получил от лидийца Сандониса следующий совет: «Царь! Ты собираешься в поход на людей, которые носят кожаные штаны и другую одежду из кожи; едят же они не столько, сколько пожелают, а сколько у них есть пищи, так как обитают в земле суровой. Кроме того, они не пьют вина, довольствуясь лишь водой. Нет у них ни смокв и никаких полезных плодов». (Геродот)
1)Что можно сказать об условиях жизни персов, об их занятиях, прочитав этот и предыдущий исторические документы?
2)Какое государство было более развитым и богатым – Лидийское или Персидское?
Учитель добавляет: военным успехам персов способствовал ряд факторов: персы только выходили из состояния первобытности, все мужчины были воины, появилось специальное войско, куда входили хорошо обученные воины. Владение лучшим железным оружием, искусство управлять боевыми колесницами, использование конницы делало персов непобедимыми.
2. Перед битвой с лидийцами Кир поступил вот как: всех вьючных и нагруженных верблюдов, следовавших за войском, он велел согнать, разгрузить и посадить на них воинов в одежде всадников. Затем он поставил верблюдов впереди войска против конницы Креза, а пехоте велел следовать за верблюдами, а позади пехотинцев расположил остальное войско. А верблюдов он поставил потому, что кони боятся верблюдов и не выносят их вида и запаха.
1)Каким предстаёт перед нами военачальник персов?
4.Самостоятельная работа с текстом и картой.
- Прочитайте текст 2-го-3-его абзацев 2 пункта на стр. 91-92.
- Рассмотрите карту на стр. 91
- Какую военную хитрость придумал Кир при овладении Вавилоном?
- Какие древние страны вошли в состав Персидской державы?
Запись в тетрадь:
553 год до н.э.-завоевание Мидии
546 год до н.э -завоевание Лидии
538 год до н.э -завоевание Вавилона
525 год до н.э -завоевание Египта
5.Работа с текстом учебника. Персидская держава при Дарии Первом
В конце царствования сына Кира царя Камбиса в Персии началась смута – борьба за власть. В результате правителем Персидского государства стал Дарий I. При нём Персия ещё больше раздвинула свои границы и достигла наивысшего могущества. Она объединяла множество стран и народов.
Персидскую империю называли «страна стран», а её правителя – «царь царей».
Как вы думаете, почему так называли Персидское государство?
Управление Персидской империей
Дарий I разделил державу на области во главе с наместниками – сатрапами (хранителями царства). Сатрапия – провинция, во главе которой стоял сатрап. Они часто злоупотребляли своей властью – отсюда слово «сатрап» обозначает чиновника, управляющего по произволу; правителя – самодура.
Чтение по абзацам (с. 93-94)
Запись в тетрадь
Персеполь – столица Персидской державы
Царская дорога соединяла важнейшие города(из суз в Сарды) карта с 91
Учитель дополняет: персы терпимо относились к местным богам, не разрушали храмы;
тайная полиция следила, чтобы чиновники не увеличивали налоги
На должности чиновников принимали местную знать
На налоги строили царские дороги и каналы
Единые деньги - монеты с изображением царя (дарики)
Единые указы царя на основе Законов царя Хаммурапи
Религиозная свобода и уважение других религий
V.Закрепление.
Так почему же так называли Персидское государство?
Почему персам удалось создать мировую державу и оставить о себе хорошую память?
Персидские цари создали не только сильнейшую армию, но и более развитую структуру государства, что помогло им удерживать власть во всей Западной Азии. Большое значение в поддержании порядка имели нравственные нормы учения Заратуштры.
VI.Рефлексия. Лист самооценки. Приложение 2
VI. Д/З параграф 19, дополнительный вопрос 1 по выбору
Приложение 1
кроссворд «Ассирийская держава».
1. |
|
| ||||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||||||
5. | ||||||||||||||||||||
6. | ||||||||||||||||||||
| 7. | |||||||||||||||||||
8. | ||||||||||||||||||||
9. | ||||||||||||||||||||
10. |
1.Река, на которой расположен город Ассирии.
2.Металл, из которого ассирийцы изготавливали оружие.
3. Ассирийцы придумали это приспособления для разрушения стен врага.
4.Это финикийский город, захваченный ассирийцами.
5.На севере этой страны и возникла Ассирия.
6. Ассирийцы использовали этот род войск для своих побед.
7. Ассирийский царь, создатель известной библиотеки.
8. Народ, поднявший восстание против ассирийцев.
9. Главный город Ассирии.
10. Народ, принявший участие в разгроме Ассирии.
Приложение 2
ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ
1. На уроке я работал … активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я … доволен / не доволен
3. Урок для меня показался … коротким / длинным
4. За урок я … не устал / устал
5. Материал урока мне понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
6. Домашнее задание мне кажется … легким / трудным
интересным/ неинтересным
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"
Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»
Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...
Методическая разработка урока по истории древнего мира
Цель урока: познакомить учащихся с природой занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии, продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты
Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы взаимного обучения.Имеет целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...
Методические разработки урока по истории древнего мира, по системе ФГОС: "Древний Рим"
Урок разработан с учетом требований стандартов 1 и 2 поколения, содержит рекомендации по практическому воплощению методических установок для достижения заявленных целей....
Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Искусство Древнего Египта"
Методическая разработка содержит материал для проведения медийного урока по истории Древнего Египта 5 класс. В материале содержится материал, характеризующий уровень развития искусства в Древнем Египт...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира, 5 класс . Тема «Персидская держава «царя царей»
Цели: - углубление знаний по теме «Древний Восток» - познакомить учащихся с новой страной и её особенностями...