Методическая разработка урока по истории Древнего мира, 5 класс . Тема «Персидская держава «царя царей»
план-конспект урока по истории (5 класс)

Цели:  -  углубление знаний по теме «Древний Восток»

         - познакомить учащихся с новой страной и её особенностями

         -  совершенствование умений и навыков работы с картой у доски, контурной картой.     

         -  воспитание уважения, терпимого отношения к людям любой национальности и культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_istorii_drevnego_mira.docx939.94 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Шарнутовская школа им.Б.С. Санджарыкова»

Методическая разработка урока по истории Древнего мира,

5 класс

Тема урока: «Персидская держава «царя царей»

                                Учитель: Лиджиева Л.П.

Тема урока: «Персидская держава «царя царей»

                                        

Цели:  -  углубление знаний по теме «Древний Восток»

        - познакомить учащихся с новой страной и её особенностями

        -  совершенствование умений и навыков работы с картой у доски, контурной картой.         

        -  воспитание уважения, терпимого отношения к людям любой национальности и культуры.

Оборудование: учебник, презентация, мультимедийная установка, проектор.

Материал «Калмыцкая степь в древности» (документальные материалы археологических раскопок)

                                Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания

Тест по истории Ассирийская держава 5 класс

1 вариант

Часть 1.

1. Наивысшее могущество Ассирийской державы приходится на период:

1) XI-X (11-10) века до н.э.
2) X-VIII (10-8) века до н.э.
3) VIII-VII (8-7) века до н.э.

2. К последствиям ассирийских завоеваний относится

1) создание в захваченных государствах храмов и обсерваторий
2) подъём науки и культуры на завоёванных территориях
3) разрушение захваченных городов и массовые казни их жителей

3. Какой город Ассирийской державы называли «логовищем львов» и «городом крови»?

1) Ниневию             2) Вавилон              3) Библ

4. К достижениям и изобретениям ассирийцев относится

1) колесо                    2) таран                   3) алфавит

5. Одна из причин военных успехов ассирийцев

1) стремление захватить чужие территории
2) широкое применение колесницы
3) личное участие царя в походах

Часть 2.

В1. Установите соответствие между государствами и их правителями.

Государства                                                              Правители

А) Ассирийская держава                                    1) Ашшурбанапал
Б) Древнееврейское царство                              2) Соломон
В) Вавилонское царство                                     3) Хаммурапи



Тест по истории Ассирийская держава 5класс

2 вариант

Часть 1.

1. Таран предназначался для

1) переправы через реку
2) штурма городов
3) строительства царских дворцов

2. Столицей Ассирийской державы был город

1) Иерусалим           2) Библ                3) Ниневия

3. Какое из государств — древнейшее в перечне?

1) Египетское государство   2) Ассирийская держава  3) Вавилонская держава

4. В Ассирии была создана

1) царская дорога   2) царская глиняная библиотека      3) царская почта

5. Какое событие произошло позже?

1) гибель Ассирийской державы
2) правление вавилонского царя Хаммурапи
3) возведение пирамиды Хеопса в Египте

Часть 2.

В1. Установите соответствие между событиями и датами.

События                                                                                          Даты

А) начало широкого использования железа                  1) Х (10-й) век до н.э.
Б) гибель Ассирийской державы                                    2) VIII (8-й) век до н.э.
В) ассирийская армия становится самой                       3) VII (7-й) век до н.э.

сильной в мире

3. Сообщение темы и целей урока.

Удивительно, как маленькое мидийское племя персов смогло подчинить себе всю Переднюю Азию и создать огромную Персидскую державу, которую называли «Царство стран», а ее цари носили титул «Царь царей». Сегодня на уроке мы попытаемся это выяснить.

        План урока ( сл. 3)

1. Три великих царства в Западной Азии.

2. Завоевания персов.

3. Персидская держава при Дарии Первом.

- Сегодня на уроке мы должны будем узнать:

        - Какие древние страны вошли в состав Персидской державы

        - Поупражняемся показывать эти страны на карте

        - познакомимся с завоеваниями персов

        - а так же выясним, кто такой царь Дарий и каким было государство в годы его правления.

4. Изучение нового материала.

        1. Три великих царства в Западной Азии.

- На прошлом уроке мы говорили с вами о том, что некогда великое государство- Ассирия- покорилась вавилонскому царю, который становится самым большим и знаменитым городом в Западной Азии.

- найдите его на карте ( сл.4)

-( сл. 5) Купцы привозили сюда товар. Обнесённый мощными стенами, он казался неприступной крепостью. Вавилонские войска захватили финикийские города, Сирию и Палестину. Не выдержал осады Иерусалим. Разрушен был храм, построенный некогда Соломоном, а население уведено в плен вавилонский. Вавилонское царство стало почти таким же огромным, как прежде Ассирия.

( сл. 6)

- В западной части полуострова Малая Азия располагалось Лидийское царство.

- Найдите его на карте.

- На песчаных берегах рек Малой Азии можно было найти крупицы золота – песок здесь золотоносный. Именно в Лидии в 7-м веке до н. э. начали чеканить первую в мире монету из сплава золота с серебром. Богатство лидийского царя Креза вошло в поговорку.( сл. 7)

- Давайте выясним, почему же Креза считали самым богатым царём - К востоку от ( сл. 8) Лидии простиралось третье великое царство – Мидия. Её территория была обширна, но жившие здесь племена не всегда подчинялись мидийскому царю. Одним из таких племён были персы, населявшие земли неподалёку от Персидского залива.

- Найдите и покажите его карте.

                2. Завоевания персов.

- Как мы выяснили, что персы были очень хорошими воинами и завоевали огромные территории. Но для того, чтобы эти завоевания были успешными, необходим хороший предводитель.

Известно, что предводителем персов в борьбе за независимость стал некий Кир. Кто он?

(работа с текстом: учебник с.91, Легенда о происхождении Кира с. 92) ответы учащихся. ( сл. 9)

Чтобы кого-то покорить, надо самим быть свободными, независимыми. Попытаемся выяснить, каким образом персы получили свободу

(работа с текстом учебник с.91) ответы учащихся. ( сл. 10)

Физкультминутка «Золотые монеты»  

(перед уроком наклеить под крышки парты «золотые монеты» -«дарики»)

Дарий ввел монету,

не простую – золотую!

Ловким, быстрым

Будет тот,

Кто их больше соберет.

Продолжаем работу: Давайте представим себе, что мы с вами войско великого Кира. Каждая группа пойдет в военный поход, а потом мы друг другу расскажем об успехах этого  похода

Направления для каждой группы:

 1 ряд – Лидия, Мидия

 2 ряд – Вавилон,

3 ряд – Египет

(работа с раздаточным материалом и текстом учебника с.91- 92, запись в тетрадь)

Работа в тетради.( сл. 11)

550 г. до н. э. – восстание персов против мидийкого царя и завоевание Мидии.

547 г. до н. э. – поражение лидийского царя Креза и завоевание персами Лидии.

538 г. до н. э. – захват Вавилона и подчинение персам всей Вавилонской державы.

525 г. до н. э. – сын Кира Камбиз продолжил завоевания отца и захватил Египет.

Завоевания персов: обмен информацией между группами

-ребята,  посмотрите на карте какой обширной территорией завладел Кир великий.

В результате завоеваний было создано огромное государство: все страны, с которыми мы недавно познакомились, оказались под властью персидского царя.

- Давайте покажем водные границы этого государства. Что вы о них можете сказать? (  водные границы Персидского царства – пять морей: Каспийское, Чёрное, Эгейское, Средиземное, Красное и Персидский залив)  

- Таких больших государств, как Персидское царство, в начале VI в. до н. э. прежде не существовало. Недаром оно именовалось «царство стран», а его властитель носил титул «великий царь, царь царей».

        3. Персидская держава при Дарии Первом.

- Прочитайте материал самостоятельно и будьте готовы ответить на вопросы:

        1) Докажите, что Дарий пользовался неограниченной властью.

( Только он один носил одежды, выкрашенные пурпуром. Перед ним падали ниц даже главные вельможи. Ни один царь, правивший до Дария I, не был так богат, как он. Ни у кого не было столько золота, дворцов, столиц, как у Дария)

- Что такое «царская дорога» и для чего она была создана?

- С какой целью в Персеполь ежегодно весной прибывали гонцы?

5. Учитель сообщает обучающимся о сведениях археологических раскопок в калмыцкой степи: о древних племенах, живших на данной территории – скифы, сарматы.

6. Подведение итога урока.

( сл. 13)

1) работа в тетрадях на печатной основе – задание № 78 на стр. 59-61

 2)  работа с картой

- Найдите на карте и назовите три крупнейших государства Западной Азии в начале 6-го века до н. э.

- Какие древние страны вошли в состав Персидской державы? Покажите эти страны на карте.

- До какой реки доходили владения персов на востоке, до какого моря – на западе?

- Почему Персия получила название «царства стран», а ее правитель титул «царя царей»

7. Домашнее задание: ( сл. 13)

§19 , вопросы, записи

Список используемой литературы:

  1. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира. 5 класс. -2-е изд..-М: ВАКО, 2017г
  2. Вагасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений/А.А. Вагасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искандерова.- М.: «Просвещение», 2017
  3. Годер Г.И. всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. –М: Просвещение ,2018

Приложение.

Ответы на тест по истории «Ассирийская держава»

1 вариант:                

1-3

2-3

3-1

4-2

5-2

В1-123

2 вариант:

1-2

2-3

3-1

4-2

5-1

В1-132


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты

Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы  взаимного обучения.Имеет  целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей"

Урок по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей" разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения....

Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира на тему: "Персидская держава"

Данная презентация внесет в школьный урок элемент новизны, повысит интерес учащихся к приобретению знаний....

Разработка урока по истории Древнего мира по теме: "Персидская держава "Царя царей".

Изучить географическое положение Персии. Установить взаимосвязь природы и климата, их влияние на характер хозяйственной деятельности персов....