Урок истории в современной школе.
статья по истории на тему

Багаутдинова Елена Александровна

Основные тенденции,проблемы, противоречия в преподавании истории в современной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_urok_istorii_v_sovremennoy_shkole.docx15.25 КБ

Предварительный просмотр:

                         Урок истории в современной школе.

Российское общество переживает сложный период своего становления. Формирование гражданского общества, способность обеспечить гражданам широкий круг демократических прав и свобод, осложняется столкновением ценностей, претендующих на ведущее место в обществе. Смешение мировоззрений, верований, борьба идеологий усугубляется социально-экономической нестабильностью и толкает людей либо к радикализму в попытках решения сложных общественных проблем, либо к социальной адаптации.

В стране идет формирование новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс характеризуется сменной образовательной парадигмы, определяет иные содержание, подходы, педагогический менталитет.

Отечественное образование имеет глубокие исторические традиции, признанные достижения. К примеру, в XX веке Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вошла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру.

Таким образом, образование декларируется в числе приоритетов государственной политики, намеченной Президентом России. Основная задача стратегии его модернизации в России – повышение эффективности и сокращение расходов на него при одновременном учете требований, предъявляемых сегодня рыночной экономикой. То есть школа должна выпускать на свет востребованных учеников.

Курс на гуманитаризацию и гуманизацию образования, преодоление технократических подходов к нему значительно подняли престиж общественных наук и потребовали коренного обновления школьного исторического образования.

История занимает особое место в процессе обучения и воспитания. Как наука она универсальна, поскольку объектом ее изучения является все многообразие событий, явлений, фактов, закономерностей, тенденций, имеющих место в жизни человечества. История формирует личность  школьника, готовит его жить в меняющемся мире с учетом предшествующего опыта, воспитывает патриота своего Отечества и гражданина.

Дискуссия по проблемам преподавания истории в школе длится уже не один год.

Начавшаяся работа по обновлению исторического образования, процессы, происходящие в стране, способствовали появлению новых тенденций в состоянии преподавания, в уровне и качестве знаний обучающихся. Вот некоторые из них: многообразие подходов в освещении исторического прошлого; уход от заостренно-публицистического и дискуссионного характера преподавания истории, свойственного «перестроечным» и первым «постперестроечным» годам; возрождение интереса к общероссийским ценностям, формированию национального самосознания; во всех исторических курсах происходит отказ от жесткого детерминизма, изложения преимущественно социально-экономической истории, более всесторонне и объемно освещаются все стороны общественной жизни, в том числе вопросы духовной жизни, быта, нравов, религии, показывается вклад всех народов в достижениях современной цивилизации, увеличивается объем за счет регионального компонента историко-краеведческого материала.

Перестройка обучения в современной школе связана с реализацией принципа гуманизма, который закреплен как один из главных в законодательстве об образовании в России. Методологическую основу этого принципа составляет установление творческой природы личности каждого ученика. При этом знания, умения и навыки уже сами по себе перестают быть главной целью учебно-воспитательного процесса. Целью обучения становится целостное развитие личности ученика, то есть наиболее полное развитие заложенных в ней активно-творческих возможностей, ее интеллектуально-нравственной свободы. Процесс же приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается из цели в средство развития личности обучаемого. Система образования стремится обеспечить разностороннее развитие обучающихся, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности, трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыков поведения на рынке.

В настоящее время в блоке современных психолого-педагогических наук определяется ряд проблем, требующих комплексного решения. Среди них – переустройство организации учебного процесса с учетом психологических, физических особенностей детей, и совершенствование методики преподавания, связанной с индивидуализацией усвоения знаний, развитием познавательных процессов школьников, реализацией их творческих способностей, рационализация основ обучения, воспитания, позволяющих сделать приоритетным развитие личности школьника.  

Одним из важнейших направлений разрешения этих проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основными признаками которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы.

Утверждается новый стиль педагогического мышления, ориентирующего на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках сжимаемого объема учебного времени, на творческо-поисковую самостоятельность школьников, модернизацию процесса обучения.

Поэтому творчески работающие учителя  и методисты находятся в постоянном поиске путей и способов повышения эффективности процесса обучения истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии на уроках истории в современной школе

Работа содержит обобщение опыта учитель по применению на уроках истории деятельностных технологий. Учитель сформировал  цели, задачи и структуру приведённых методов работы....

Итоговая работа по курсу "Как преподавать историю в современной школе: теория и методика"

Работа позволяет проанализировать сценарий учебного заняттия из рубрики "Я иду на урок" в контексте современных подходов к школьному историческому образованию....

Здоровьесберегающие технологии на уроках истории в современной школе

На сегодняшний день необходимы сбрегающие меры по сохранению и укреплению здоровья школьников,созданию здоровьесберегающих условий обучения...

Методология преподавания истории в современной школе

Современны методы преподавания истории в школе....

«Планирование урока истории в старшей школе с учетом современных методов обучения»

Материал урока по истории представлен в соотвествии с "ФГОС СПО3+"...

Особенности преподавания истории в современной школе

Цель моей работы рассмотреть особенности современного обучения истории в старших классах с учетом профильного экономического курса с тем, чтобы решить конкретные задачи, стоящие перед учителем истории...