Итоговая работа по курсу "Как преподавать историю в современной школе: теория и методика"
методическая разработка (история) по теме

Пахомова Виктория Георгиевна

Работа позволяет проанализировать сценарий учебного заняттия из рубрики "Я иду на урок" в контексте современных подходов к школьному историческому образованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговая работа

По курсу «Как преподавать историю в современной школе: теория и методика»

Задание 2

«После урока…»

Цель работы: проанализировать методический сценарий учебного занятия из рубрики «Я иду» на урок» в контексте современных теоретико-практических подходов к школьному историческому образованию и предложить способы его усовершенствования.

Е. Дитрих. «Федерация или унитарное государство?» Урок на тему «Образование СССР», 11 класс. Научно-методическая газета для у

Пункты сценария урока

Анализ

Способы усовершенствования

1.Цели урока: продолжить формирование у учащихся исторического представления о развитии советского общества в 1920-1930-е гг.

Задачи урока:

1.Овлвдение знаниями о национальной политике большевиков, принципах построения СССР (проследить изменение позиции большевиков  по национальному вопросу с 1930-го по 1922 г; определить предпосылки, выяснить факты, раскрыть принципы построения СССР);

2.Развитие у учащихся определять причинно-следственные связи, навыки работы с различными видами информации и её источниками.

3.Обратить внимание на нравственные аспекты национального вопроса.

Постановка учителем триединой дидактической цели урока; организация действий учащихся по её принятию. На уроке решаются образовательные задачи, включая формирование общих и специальных навыков учебного труда (формирование понятий, выработка умений, навыков по предмету), задачи формирования мировоззрения, нравственного воспитания, задачи развития интереса к учению, мышления, эмоциональной сферы деятельности.

Цели урока соотносятся с целями ФК ГОС по истории в старшей школе на базовом уровне обучения. В целевой установке урока учитываются возрастные познавательные возможности школьников, особенности класса при планировании и решении задач.

В ней отражаются идеи компетентностного подхода к образованию – личностно-развивающего- ценностно-ориентированного

Формирование дидактической цели вместе с учащимися; активность каждого ученика, т.е. его деятельность по принятию цели.

2. План урока:

1.Сообщение темы урока: «Образование СССР».

2. Задачи урока.

-проследить трансформацию позиции большевиков по национальному вопросу с 1903-го по 1922г.;

- определить предпосылки образования СССР;

- выяснить факторы образования СССР;

- раскрыть принципы построения СССР)

2.Постановка проблемы:

После окончания Гражданской войны возникла необходимость упорядочения национально-государственного устройства страны. Среди большевистского руководства не было единого мнения по этому вопросу. Проблема: необходимо определить форму государственного устройства: федеративное или унитарное государство?

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.

Чёткое формулирование вопросов, их соотнесение с темой и образовательной целью урока. Вопросы акцентируют внимание на главных аспектах содержания нового материала (изменение политики большевиков по национальному вопросу, предпосылки и факторы образования СССР), но не отражают проблемный, дискуссионный характер заявленной темы.

Формулирование темы, постановка учебных задач и проблемы осуществляется учителем, что исключает поиск, исследовательский характер деятельности учащихся на уроке и предполагает усвоение содержания урока на уровне восприятия, осмысления и запоминания, также на уровне применения знаний по образцу (карточки-распечатки, карточки-шпаргалки, карточки-инструкции)

Сочетание индивидуализации обучения с классно-урочной формой коллективной работы. Следует использовать учебный материал различной степени сложности, учитывающий интересы и возможности разных категорий учащихся, поскольку сложный материал может оказаться не под силу некоторым учащимся для активного усвоения, но должен быть понятен всем.

3. Актуализация опорных знаний и умений.

(Вспомним характерные черты форм государственного устройства)

Работа с распечаткой «Словарь урока»

Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов осуществляется через организацию работы со словарём (формирование понятийного аппарата), повторение основных категорий темы.

4. Усвоение новых знаний.

(Учащиеся следят за рассказом учителя по соответствующим распечаткам

Карточка 1. «Трансформация позиции большевиков по национально-государственному вопросу с 1903 по 1918г.

Карточка 2. (шпаргалка)

«Предпосылки образования СССР» .

Карточка 3. (инструкция) «Образования СССР»)

Изложение учебного материала на уроке вариативно по своей структуре. В одних случаях излагается готовая информация учителем, в других случаях – путём прослушивания содержания электронного учебника по теме. В обоих случаях характер изложения объяснительно-иллюстративный. Например, с помощью хронологической таблицы учитель предлагает проследить изменение позиции большевиков по национальному вопросу с 1803г. По 1818 гола (в соответствии с распечаткой, ранее подготовленной учителем). Данная работа позволяет развивать хронологические знания и умения учащихся, но не предусматривает «Какие события повлияли на изменения позиции большевиков по национальному вопросу? Чем обусловленная данная трансформация взглядов на национально-государственное строительство Российской республики?». На уроке осуществляется закрепление знаний посредством воспроизведения знаний учащимися, упражнений в навыках и умениях, путём выполнения заданий на применение знаний в знакомой ситуации. Часть этих знаний учащиеся получают в процессе самостоятельного решения заданий (после прослушивания лекции компьютерного учебника параграфа 21, п.5, ответить на вопросы с помощью памятки «Предпосылки образования СССР», карточки-инструкции «Принципы построения СССР»). С целью определения принципов, которые были положены в основу объединения республик, была организована работа с историческим документом «Из постановления X Всероссийского съезда Советов по докладу об образовании СССР. 27 декабря 1922».

На уроке организовано многократное повторение, формы которого различные: работа с источниками, хронологической таблицей, словарём, картой и иллюстрациями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии на уроках истории в современной школе

Работа содержит обобщение опыта учитель по применению на уроках истории деятельностных технологий. Учитель сформировал  цели, задачи и структуру приведённых методов работы....

Здоровьесберегающие технологии на уроках истории в современной школе

На сегодняшний день необходимы сбрегающие меры по сохранению и укреплению здоровья школьников,созданию здоровьесберегающих условий обучения...

Методология преподавания истории в современной школе

Современны методы преподавания истории в школе....

Итоговая работа "«Биология как наука. Методы научного познания. Клеточная теория» 10 класс

Итоговая работа "«Биология как наука. Методы научного познания. Клеточная теория» 10 класс...

Урок истории в современной школе.

Основные тенденции,проблемы, противоречия в преподавании истории в современной школе...

Особенности преподавания истории в современной школе

Цель моей работы рассмотреть особенности современного обучения истории в старших классах с учетом профильного экономического курса с тем, чтобы решить конкретные задачи, стоящие перед учителем истории...