Итоговая работа по курсу "Как преподавать историю в современной школе: теория и методика"
методическая разработка (история) по теме
Работа позволяет проанализировать сценарий учебного заняттия из рубрики "Я иду на урок" в контексте современных подходов к школьному историческому образованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Итоговая работа по курсу "Как преподавать историю в современной школе" | 16.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая работа
По курсу «Как преподавать историю в современной школе: теория и методика»
Задание 2
«После урока…»
Цель работы: проанализировать методический сценарий учебного занятия из рубрики «Я иду» на урок» в контексте современных теоретико-практических подходов к школьному историческому образованию и предложить способы его усовершенствования.
Е. Дитрих. «Федерация или унитарное государство?» Урок на тему «Образование СССР», 11 класс. Научно-методическая газета для у
Пункты сценария урока | Анализ | Способы усовершенствования |
1.Цели урока: продолжить формирование у учащихся исторического представления о развитии советского общества в 1920-1930-е гг. Задачи урока: 1.Овлвдение знаниями о национальной политике большевиков, принципах построения СССР (проследить изменение позиции большевиков по национальному вопросу с 1930-го по 1922 г; определить предпосылки, выяснить факты, раскрыть принципы построения СССР); 2.Развитие у учащихся определять причинно-следственные связи, навыки работы с различными видами информации и её источниками. 3.Обратить внимание на нравственные аспекты национального вопроса. | Постановка учителем триединой дидактической цели урока; организация действий учащихся по её принятию. На уроке решаются образовательные задачи, включая формирование общих и специальных навыков учебного труда (формирование понятий, выработка умений, навыков по предмету), задачи формирования мировоззрения, нравственного воспитания, задачи развития интереса к учению, мышления, эмоциональной сферы деятельности. Цели урока соотносятся с целями ФК ГОС по истории в старшей школе на базовом уровне обучения. В целевой установке урока учитываются возрастные познавательные возможности школьников, особенности класса при планировании и решении задач. В ней отражаются идеи компетентностного подхода к образованию – личностно-развивающего- ценностно-ориентированного | Формирование дидактической цели вместе с учащимися; активность каждого ученика, т.е. его деятельность по принятию цели. |
2. План урока: 1.Сообщение темы урока: «Образование СССР». 2. Задачи урока. -проследить трансформацию позиции большевиков по национальному вопросу с 1903-го по 1922г.; - определить предпосылки образования СССР; - выяснить факторы образования СССР; - раскрыть принципы построения СССР) 2.Постановка проблемы: После окончания Гражданской войны возникла необходимость упорядочения национально-государственного устройства страны. Среди большевистского руководства не было единого мнения по этому вопросу. Проблема: необходимо определить форму государственного устройства: федеративное или унитарное государство? | Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока. Чёткое формулирование вопросов, их соотнесение с темой и образовательной целью урока. Вопросы акцентируют внимание на главных аспектах содержания нового материала (изменение политики большевиков по национальному вопросу, предпосылки и факторы образования СССР), но не отражают проблемный, дискуссионный характер заявленной темы. Формулирование темы, постановка учебных задач и проблемы осуществляется учителем, что исключает поиск, исследовательский характер деятельности учащихся на уроке и предполагает усвоение содержания урока на уровне восприятия, осмысления и запоминания, также на уровне применения знаний по образцу (карточки-распечатки, карточки-шпаргалки, карточки-инструкции) | Сочетание индивидуализации обучения с классно-урочной формой коллективной работы. Следует использовать учебный материал различной степени сложности, учитывающий интересы и возможности разных категорий учащихся, поскольку сложный материал может оказаться не под силу некоторым учащимся для активного усвоения, но должен быть понятен всем. |
3. Актуализация опорных знаний и умений. (Вспомним характерные черты форм государственного устройства) Работа с распечаткой «Словарь урока» | Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов осуществляется через организацию работы со словарём (формирование понятийного аппарата), повторение основных категорий темы. | |
4. Усвоение новых знаний. (Учащиеся следят за рассказом учителя по соответствующим распечаткам Карточка 1. «Трансформация позиции большевиков по национально-государственному вопросу с 1903 по 1918г. Карточка 2. (шпаргалка) «Предпосылки образования СССР» . Карточка 3. (инструкция) «Образования СССР») | Изложение учебного материала на уроке вариативно по своей структуре. В одних случаях излагается готовая информация учителем, в других случаях – путём прослушивания содержания электронного учебника по теме. В обоих случаях характер изложения объяснительно-иллюстративный. Например, с помощью хронологической таблицы учитель предлагает проследить изменение позиции большевиков по национальному вопросу с 1803г. По 1818 гола (в соответствии с распечаткой, ранее подготовленной учителем). Данная работа позволяет развивать хронологические знания и умения учащихся, но не предусматривает «Какие события повлияли на изменения позиции большевиков по национальному вопросу? Чем обусловленная данная трансформация взглядов на национально-государственное строительство Российской республики?». На уроке осуществляется закрепление знаний посредством воспроизведения знаний учащимися, упражнений в навыках и умениях, путём выполнения заданий на применение знаний в знакомой ситуации. Часть этих знаний учащиеся получают в процессе самостоятельного решения заданий (после прослушивания лекции компьютерного учебника параграфа 21, п.5, ответить на вопросы с помощью памятки «Предпосылки образования СССР», карточки-инструкции «Принципы построения СССР»). С целью определения принципов, которые были положены в основу объединения республик, была организована работа с историческим документом «Из постановления X Всероссийского съезда Советов по докладу об образовании СССР. 27 декабря 1922». | На уроке организовано многократное повторение, формы которого различные: работа с источниками, хронологической таблицей, словарём, картой и иллюстрациями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии на уроках истории в современной школе
Работа содержит обобщение опыта учитель по применению на уроках истории деятельностных технологий. Учитель сформировал цели, задачи и структуру приведённых методов работы....
Здоровьесберегающие технологии на уроках истории в современной школе
На сегодняшний день необходимы сбрегающие меры по сохранению и укреплению здоровья школьников,созданию здоровьесберегающих условий обучения...
Методология преподавания истории в современной школе
Современны методы преподавания истории в школе....
Итоговая работа "«Биология как наука. Методы научного познания. Клеточная теория» 10 класс
Итоговая работа "«Биология как наука. Методы научного познания. Клеточная теория» 10 класс...
Урок истории в современной школе.
Основные тенденции,проблемы, противоречия в преподавании истории в современной школе...
Особенности преподавания истории в современной школе
Цель моей работы рассмотреть особенности современного обучения истории в старших классах с учетом профильного экономического курса с тем, чтобы решить конкретные задачи, стоящие перед учителем истории...