Особенности преподавания истории в современной школе
статья
Цель моей работы рассмотреть особенности современного обучения истории в старших классах с учетом профильного экономического курса с тем, чтобы решить конкретные задачи, стоящие перед учителем истории: • Определить оптимальный вариант изучения истории в старших классах на базисном с учетом профильного изучения курса экономики • Изучить новые образовательные технологии в обучении истории и найти оптимальный вариант их применения в старших классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_izucheniya_istorii_v_sovremennoy_shkole.docx | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности преподавания истории в современной школе
В процессе обучения истории учитель обязан выполнить образовательный стандарт, но при этом сталкивается с серьёзными проблемами в преподавании истории:
- Ограничение количества часов.
- Увеличение объёма изучаемого материала.
- Проблема распределения учебного времени на усвоение фактического материала, теоретических знаний и практической работы школьников. Стремление учителя, с одной стороны, сохранить фундаментальность исторического образования, с другой – внедрение компетентностного подхода в преподавании истории.
- Проблема подготовки учащихся к итоговой аттестации. Введение ЕГЭ (столкновение между «знаньевым» подходом, отраженным в заданиях ЕГЭ, и требованиями в стандарте).
В связи с этим перед учителем стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории? Кроме того, введение единого государственного экзамена по истории сегодня повышает требования к учителю истории, особенно в старших классах.
Достичь цели и решить задачи в обучении истории традиционными методами невозможно, поэтому учителя истории ведут поиск наиболее оптимальных методов обучения.
Цель моей работы рассмотреть особенности современного обучения истории в старших классах с учетом профильного экономического курса с тем, чтобы решить конкретные задачи, стоящие перед учителем истории:
- Определить оптимальный вариант изучения истории в старших классах на базисном с учетом профильного изучения курса экономики
- Изучить новые образовательные технологии в обучении истории и найти оптимальный вариант их применения в старших классах.
Современные цели и задачи в обучении истории традиционными методами решить невозможно, поэтому учителя ведут поиск наиболее оптимальных методов обучения. Как показывает опыт работы в старших классах, для того, чтобы обучение было успешным, значительное внимание должно уделяться не только содержанию образования, но и формам и методам работы с учащимися. Наиболее эффективным методом в данном случае является технология модульного обучения.
Но одним из главных условий осуществления эффективной модульной технологии обучения является нарастание внутренней мотивации к учению, связанное с предоставлением ученику возможности саморазвития и самореализации в соответствии с его интересами и склонностями. Важно правильно организовать обучение на подготовительном этапе модульного обучения. Проведение уроков на основе проблемного обучения в качестве подготовительного этапа, наиболее эффективно
Модульная технология.
Как показывает опыт работы в профильных классах, для того, чтобы обучение было успешным, значительное внимание должно уделяться не только содержанию образования, но и формам и методам работы с учащимися. Наиболее эффективным методом в данном случае является технология модульного обучения.
Анализ педагогической литературы свидетельствует о существовании самых разных взглядов на ключевое понятие МО – “модуль” и технологию его построения, как в плане структурирования содержания, так и разработки форм и методов обучения. Этот термин, пришедший из информатики, обозначает конструкцию, применяемую к различным информационным структурам и обеспечивающую их гибкость.
Возможно модульное конструирование по следующим принципам:
- проблемному (например, целостное изучение экономических вопросов развития одой страны или группы стран);
- по хронологическому (историческое прошлое изучается последовательно по этапам);
- по проблемно-хронологическому (в единой целостно завершенной системе рассматривается с различных сторон определенный период жизни общества, выявляются существенные взаимосвязи в его развитии, характерные черты, особенности).
Модульное обучение в условиях профилизации в частности, обладает целым рядом преимуществ. Оно обеспечивает учащимся возможность работы в индивидуальном темпе, а также работы в парах и группах, делового общения с товарищами. Кроме того, модульное обучение обеспечивает и «мягкие» формы контроля в процессе усвоения содержания учебного материала.
К ведущим принципам модульного обучения можно отнести: структуризацию содержания обучения; динамичность; деятельность; гибкость; осознанную перспективу; разносторонность методического консультирования; паритетность .
Принцип модульности предполагает построение учебного курса по предмету в виде совокупности блоков – модулей. Внутри каждого из них материал структурируется в виде системы учебных элементов, которые взаимозаменяемы и подвижны.
Остановимся на характеристике двух важнейших компонентов модульной технологии обучения.
Модульная программа составляется учителем. В ней прописываются цели обучения и последовательность изучения каждой темы (последовательность уроков). Модульная программа – не конспект урока или планирование учебного материала учителем, это программа деятельности учащегося по изучению определенной темы.
Представим последовательность действий учителя по составлению модульной программы:
1. Определение комплексной цели обучения и ее формулирование.
2. Отбор содержания учебного материала и приемов учебной деятельности, направленных на его освоение.
3. Распределение содержания по урокам с учетом: исходного уровня владения материалом (входной контроль); блока информации (теоретического материала темы); необходимости отработки содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные работы и т.п.); необходимости контроля усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекции ошибок в усвоении содержания обучения.
4. Подбор литературы для учащихся с указанием перечня обязательных и дополнительных источников.
5. Написание модульной программы и ее распечатка для каждого ученика.40
Вторым компонентом модульной технологии является модульный урок как составной элемент модульной программы (это не значит, что все уроки в модульной программе должны быть модульными). Приступая к разработке модульного урока, необходимо помнить, что он должен продолжаться не менее двух академических часов. (В условиях профильного обучения практически все уроки сдвоенные.) При составлении плана модульного урока, учитель, на мой взгляд, может придерживаться следующего алгоритма:
1. Формулировка темы урока.
2. Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.
3. Разбивка учебного материала на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них.
4. Подбор необходимого фактического материала.
5. Определение способов учебной деятельности учащихся.
6. Выбор форм и методов преподавания и контроля.
7. Составление модуля данного урока, его распечатка.41
- УЭ-0 – направлен на определение интегрирующей цели по достижению результатов обучения;
- УЭ-1 – включает задания по выявлению уровня знаний по теме, задания, направленные на овладение новым материалом и т.д;
- УЭ-2 (и т.д.) – отработка учебного материала;
Завершающий УЭ – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным – с учетом успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку своей работы с учетом оценки окружающих).
Таким образом, в ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь – средство для достижения целей этого важнейшего процесса.
Технология проблемного обучения
Проблема (греч.) - задача, вопрос, загадка, что предложено на разрешение, на научное решение; задача, для нахождения неизвестного по данному. В широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит её правильная постановка.
Цель проблемного обучения - усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания). Она включает еще формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных способностей, то есть в проблемном обучении акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции учащимися готовых выводов науки.
Проблемное обучение даёт возможность учащимся приобрести следующие умения и навыки:
1. Сформулировать проблему, определить цель работы.
2. Провести самостоятельную работу по подбору научного, исторического, биографического материала, критических статей.
3. Выявить разные точки зрения на проблему, сопоставить их, дать анализ.
4. Уметь дать собственную оценку изученной проблеме.
В ходе усвоения человек должен, во-первых, увидеть, принять и разрешить объективную проблему, продуктом решения которой и является это знание, во-вторых, реконструировать отложившуюся в нем логику породившей его человеческой мысли. Благодаря этому «готовое» знание воспринимается как закономерный продукт исторического творчества людей, как явление культуры; процесс усвоения знания наполняется гуманистическим смыслом. Для человеческого мышления возникновение противоречия - его пусковой пункт, исходная точка. Само размышление направлено на совмещение, сопряжение, отождествление полюсов- противоположностей диалектического противоречия, благодаря чему и происходит разрешение проблемы. 44
Проблемное обучение состоит из нескольких уровней: проблемная задача, проблемный вопрос, проблемная ситуация и проблемный урок.
При объяснении нового материала используются две формы проблемного обучения: проблемное изложение и поисковая беседа.
-
- Ситуация конфликта построена на противоречии новых фактов и теоретических обобщений, сложившихся в науке, обществе, индивидуальном сознании. Например: «В период великой депрессии Ф. Рузвельт отказался принять концепцию Кейнса о вмешательстве государства в экономику, однако «новый курс Рузвельта» - это практическая реализация концепции Кейнса. Почему позиция Рузвельта оказалась столь противоречивой?
МС Горбачев предложил профессору Абалкину разработать программу перехода СССР к рыночной экономике, но так и не решился реализовать данную программу . Почему?
- Ситуация версионного характера содержит в условии два и более противоречивых мнения о причинах, характере, последствиях исторических событий и явлений. Школьникам нужно определиться в собственном отношении к ним, обосновав справедливость одной из версий или выдвинув свою. Например: «Многие обвиняют И.В. Сталина в насильственном проведении индустриализации, но именно достижения в период индустриализации позволили обеспечить военную мощь страны в период Великой отечественной войны? Почему? Коллективизация Сталина – это пример деспотичных методов создания общественной собственности, но именно она является основой успешной и быстрой модернизации промышленности. Почему?
- Ситуация прогнозирования альтернативных путей развития исторических событий: и тех, которые уже состоялись, и тех, последствия которых ещё никому неизвестны. Например: «Представьте, что программа «500 дней» увенчалась бы успехом. Подумайте, как этот документ был бы принят. Всеми ли одинаково? Директорами предприятий? Работниками торговли? Малоквалифицированными рабочими? Сложились бы в России в начале 90 х годов XX века предпосылки для победы рыночной экономики?». Представьте, что НЭП не был бы свернут в 20 е годы 20века. Имел ли бы он перспективы для дальнейшей реализации?
В заключение хочется сказать, что успех в использовании проблемного метода во многом зависит от желания и интереса педагога и высокой внутренней мотивации учащихся.
Проблемное обучение ориентировано на формирование и развитие способности к творческой деятельности и потребности в ней, то есть оно более интенсивно, чем непроблемное обучение.
Практическое применение проблемного обучения
1.Малые группы
Учащимся предлагается разбиться на малые группы «приверженцев» того или иного мнения. После короткой работы в группах лидеры защищают свою точку зрения. Педагог делает анализ выступлений и излагает новый материал. Данный метод может применяться в аудитории, где учащиеся хотят высказать свое мнение.
Этот вариант применяю следующим образом. При изучении в девятом классе истории России темы «Новая экономическая политика» я даю после ознакомления с сутью НЭПа следующий вопрос для обсуждения: «Назовите отрицательные и положительные стороны новой политики в стране?» Разделяю класс на две группы. Одна группа - это те, кто думает, что НЭП - положительное явление, другая - наоборот.
После обсуждения между собой, одни пытаются доказать, что НЭП - это позитивное явление в истории, и приводят ряд примеров, которые характеризуют его с данной позиции. Другая группа находит отрицательные моменты НЭПа (авантюра, спекуляция, стремление сорвать временный куш и т. д.).
Затем, делаю анализ приведенных аргументов и приходим к какому-либо выводу
Заключение
В заключении необходимо отметить следующее:
- Перед современным образованием общество поставило сложнейшие задачи: – формировать высокообразованную, нравственную личность, способную принимать решение в ситуации выбора. Учителю истории необходимо осознание особенностей социального заказа общества школе на современном этапе и уяснение цели обучения истории.
- Государственные образовательные стандарты по истории и Базисный учебный план требуют от современного учителя истории искать новые методы и формы обучения.
- В поиске нового учитель истории не может отказаться от традиционных методов обучения, так как они дают систему знаний. Но продуктивные, активные методы обучения должны занять в обучении истории достойное место, так как они позволяют формировать у учащихся умения, которые должны перерасти в компетенции. Современные методы и технологии обучения должны оптимально сочетаться с традиционными.
- Для учителя истории обучении истории на профильном уровне представляет сегодня наибольшую трудность, это связано с тем, что цели и задачи обучения, умения и навыки, которые должны быть сформированы в процессе обучения на профильном уровне гораздо более сложные, чем на базовом уровне. Учитель истории должен быть готов к этим трудностям и владеть современными методиками, значение которых на профильном уровне существенно возрастает.
- Наиболее перспективными современными технологиями в обучении истории сегодня являются технология проблемного обучения и модульная технология. В практике современной школы они должны сочетаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности преподавания истории и обществознания в вечерней школе в условиях исправительной колонии".
Общеобразовательные школы при тюрьмах, исправительных колониях всегда являлись особенным звеном системы вечернего образования.В вечернюю школу при исправительной колонии поступают ученики ...
Презентация к педсовету "Особенности преподавания истории и обществознания в вечерней школе в условиях исправительной колонии".
Общеобразовательные школы при тюрьмах, исправительных колониях всегда являлись особенным звеном системы вечернего образования. Контингент обучающихся существенно отличается от обучающихся ...
Методология преподавания истории в современной школе
Современны методы преподавания истории в школе....
Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС
Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС...
Особенности преподавания физики в современной школе
Физика как наука о природных явлениях находится в центре естественно-научного блока дисциплин и формирует общую картину мира в сознании человека....