Урок истории по теме"Новгородская республика"
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Предмет: История России

Класс: 6 «и»

Тип урока: комбинированный с элементами игровой технологии

Формы и методы:

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы: наглядный, словесный, частично –поисковый.

Технология: критического мышления

Приёмы: письменно – графический, работа с документом, текстом учебника, с электронной презентацией.

Цель: выяснить, в чем отличия Новгородской земли от других русских княжеств

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новгородская республика

Автор: Тойбахтина Валентина Юрьевна

учитель истории и обществознания,

МАОУ СОШ №7

Предмет: История России

Класс: 6 «и»

Тип урока: комбинированный с элементами игровой технологии

Формы и методы:

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы: наглядный, словесный, частично –поисковый.

Технология: критического мышления

Приёмы: письменно – графический, работа с документом, текстом учебника, с электронной презентацией.

Цель: выяснить, в чем отличия Новгородской земли от других русских княжеств

Задачи:

  • образовательные –определить географическое положение Новгородского княжества;определить связь между географическим положением княжества и его политическим развитием; показать учащимся, что в период раздробленности в политическом развитии русских земель формируется новый тип государственности – Новгородская республика;дать понятие республика, узнать о деятельности новгородского вече, правах и обязанностях в Новгородской республике, особенностях его управления, роли князя;
  • развивающие – продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемой теме; развитие навыков работы с картой, документами;  развитие навыков сравнения, выделения общего и отличного; развитие коммуникативных умений и навыков через диалог и элементы дискуссии;
  • воспитательные - развитие культуры командной работы; воспитание толерантности к самобытности истории каждого государства, к его традициям; выработка нравственных ценностей во время урока

Планируемые результаты:

Формирование универсальных учебных действий (УУД) по ФГОС:

  • Личностные - развитие способностей к выделению, описанию и объяснению существенных признаков исторических явлений; самооценке на основе наблюдения за собственной речью устной – в части выстраивания диалога с учителем и одноклассниками; формирование границ собственного знания и «незнания»;формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;
  • Регулятивные – планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действий;
  • Познавательные – самостоятельно выделяют и формируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
  • Коммуникативные – формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

Материалы и оборудование:

  1. Проектор, компьютер, интерактивная доска;
  2. Презентация «Новгородская республика»
  3. Учебник Арсентьев Н.М, Данилов А.А.,. и др. История Россия.  6 класс. Учебник в 2-х частях, Часть 1. – М.: Просвещение, 2016
  4. Тетради, карточки с заданиями (Приложение 2), набор карточек с текстом документов (Приложение 3).
  5. Диск История России. 6 класс. Повторение и контроль знаний. Электронный тренажер. Издательство «Планета»
  6. Карта «Феодальная раздробленность на Руси в XII-XIII вв.»

Оформление доски:

Эпиграф: Город древний, город славный,

Страж границы православной,

Здесь исток души славян

И свободы россиян.

Карта “Феодальная раздробленность Руси XII-XIII в.”

В центре - таблица (Приложение 1).

На оборотных сторонах – итоги диктанта шифра, слово НОВГОРОД

Карточки для игры «Торговля» (Приложение 2)

Справа новые термины и понятия: (по ходу урока отмечаем карандашом, дома записывают в словарь) Государственная раздробленность, Вече, Посадник, Тысяцкий, Совет господ, Республика, Монархия, Архиепископ

Ход урока.

  1. Организационный момент. (Приветствие, отмечаем отсутствующих)
  2. Актуализация. Целеполагание.

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока предлагаю Вам взять  листочки для диктанта – шифра.  Вам предстоит выполнить сразу два задания: 1)ответить мне на 8 вопросов .         ( Напоминаю – да – 1, нет – 0) и 2)записать в каждом вопросе первую букву, на которую вопрос начинается

Н – Наше мнение, что распад Древнерусского государства в 12 веке был неизбежен.

О – Ослабление обороноспособности – одно из отрицательных последствий государственной раздробленности

В – Всеволод Большое Гнездо получил свое прозвище из-за того, что имел большую семью

Г – Город Москва впервые упоминается в летописи в 1280 году

О – Отдельным княжеством легче и удобнее управлять

Р – Раздробленность мешала экономическому и культурному подъему отдельных княжеств

О – Отрицательным последствием государственной раздробленности были продолжающиеся междоусобные войны

Д – Даже в условиях государственной раздробленности сохранилось единство православной церкви на Руси и культурное единство Руси

- Внимание, какое слово мы получили?

- НОВГОРОД

- Правильно, сегодня мы продолжим свое знакомство с центрами самостоятельного развития на Руси, нам предстоит сравнить два центра Владимиро-Суздальское княжество и Новгородскую вечевую республику.

Но сначала мы проверим наш диктант-шифр, передайте свой листочек соседу, сравните с шифром на доске и поставьте оценку.

На доске запись:

111 010 11

«5» - 8 + ответов

«4» - 7-6 + ответов

«3» - 5-4 + ответа

- Спасибо, передайте листочки с последней парты на первую.

- Кто мне скажет, что мы повторили с помощью диктанта?

- Правильно, последствия государственной раздробленности.

- Что такое феодальная раздробленность? ---

-Какую дату принято считать окончательной  датой  начала феодальной раздробленности? (1132г. - смерть Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха)

  1. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы

Вернемся к получившемуся слову. Это слово  НОВГОРОД. Слово Новгород означает «новый город». Археологи установили, что Новгород возник иначе, чем большинство городов. Новгород сложился как объединение 3-х отдельных разноплеменных поселений, именно по отношению к ним он и являлся «новым городом». Новгород, впервые упомянут в источниках в 859 году. К концу X века он имел значение второго центра Руси после Киева. Ярослав Мудрый выделил владения для своих сыновей, но оставил Новгород под руководством старшего сына - Великого Киевского князя. Лишь в 1136 году боярство и купечество Новгорода добилось политической независимости от Киева. Новгород стал столицей Новгородской земли до 1478 года.

Тема урока «Новгородская республика» (запись в тетради).

 Обратите внимание на название параграфа «Новгородская республика» Не княжество, а республика! Почему?  Предлагаю вам в конце урока ответить на вопрос: Почему Новгородское княжество называют республикой? Оказывает ли географическое положение влияние на развитие княжества?

Используя метод мозгового штурма, предложите вопросы, которые нам следует рассмотреть на уроке, чтобы характеристика княжества была достаточно полной.

(Учащиеся отвечают, а учитель записывает схему)

-Географическое положение

-Климатические условия

-Природа

-Основные занятия

-Правители

-Система управления

Учащиеся проводят исследовательскую работу с текстом учебника и карточками. Каждая группа получает задания. Результаты фиксируют в таблицу.

I группа – работает с картой и учебником §14. Сравнивает географическое положение Новгорода и Владимиро-Суздальского княжества, природные условия.

II группа – работает с текстом учебника, картой и делает вывод об основных занятиях новгородцев и жителей Владимиро-Суздальского княжества.

III группа – работает с документами (различные тексты распределяются внутри группы) определяет роль и положение князя в Новгороде, сравнивает с князем Владимиро-Суздальской земли.

Через 5-8 мин. подводятся итоги исследований. Заполняется таблица

Выслушиваются результаты работы групп.

Ответ 1 группы. Работа с картой. Первичное закрепление при помощи презентации

Ответ 2 группы.

       

 Первичное закрепление материала. Игра «Торговля»

Игра «Торговля». Работает один у доски, остальные по карточкам:

Набор слов на доске и у каждого ученика на столе:  пушнина, мед, воск, хлеб, ткани, вино, предметы роскоши, выделанные кожи, гончарные и кузнечные изделия, строевой лес. Итог:

  • Вывоз (экспорт):  пушнина, мед, воск, выделанные кожи, гончарные и кузнечные изделия, строевой лес.
  • Ввоз (импорт): хлеб, ткани, вино, предметы роскоши.

 Физкультминутка.

Ответ 3 группы.

Далее учитель предлагает учащимся открыть учебник на стр. 109 и по учебнику и по документам, ознакомиться с управлением в Новгороде.

 

Учащиеся читают учебник, I группа рассказывает о функциях вече, о совете господ, II группа посаднике, тысяцком; III группа о роли духовенства. В результате обсуждения один из учащихся отображает управление Новгородской республикой в виде схемы на доске, остальные фиксируют в тетради.

Сравнительная таблица

Вопросы для сравнения

Владимиро-Суздальское княжество

Новгородская вечевая республика

Результаты сравнения

1 Географическое положение

Северо-Восточная Русь.

Земли расположенные в междуречье Оки и Верхней Волги

От побережья Белого моря на севере до половецких степей на юге, от верховьев Волги на Востоке до новгородских земель на западе

Северо –Западная Русь.

От Финского залива до Уральских гор, от Северного ледовитого океана до верховьев Волги

Озеро Ильмень, река Волхов

Княжества занимают обширные  территории на севере, что позволяет им быть защищенными от набегов кочевников

2.Природные условия

Пригодные для

хлебопашества земли (ополье),

наличие рек и лесов        

Неблагоприятный климат, заболоченные земли, множество лесов

Климат и почвы Новгорода мало пригодны для земледелия, поэтому Новгород его привозил из Владимиро –Суздальской земли

3.Население

Земледельцы, ремесленники, промысловики

Ремесленники(самая многочисленная категория населени)

Купечество (весьма влиятельные, состоятельные)

Бояре (имели самый большой вес)

Духовенство

Географическое положение определяет состав и занятия населения

4. Занятия

Земледелие, скотоводство, рыболовство,

добыча соли, бортничество, бобровый промысел,

ремесла, торговля

Ремесла

Торговля

5.Политический строй

А) роль князя в управлении

Б) особенности управления

Сильная княжеская власть

Слабая княжеская власть (Князь не имел права вмешиваться в дела городского управления)

Республиканская форма правления. Верховная власть – вече. Символ народовластия – вечевой колокол. Высшее должностное лицо – посадник. Помощник посадника – тысяцкий. Глава церкви – владыка (архиепископ,  архимандрит)

Князя с дружиной приглашало вече

Отсутствие собственной княжеской династии позволяло Новгородской земле избежать дробления и сохранить свое единство.

6Культура

Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли.

Икона Владимирской

Божьей Mатери.

Многочисленные монастыри —

центры образования

и составления летописей

Особенность: простота и доступность.

Каменное зодчество

Летописание

Общий вывод: Политическая раздробленность Руси способствовала экономическому и политическому развитию Руси, появлению многовариативности системы управления.

5. Первичное закрепление нового знания. Работа с диском История России. 6 класс. Повторение и контроль знаний. Электронный тренажер. Распечатанные задания лежат у каждого учащегося на столе. После выполнения всеми идет взаимоконтроль по образцу.   Один из учащихся выполняет у доски.

Задания:

  1. Выберите из предложенного

Выберите из словосочетаний те, которые характеризуют Новгородское государство

  • А) основное занятие населения – земледелие
  • Б) малое плодородие почвы и суровые климатические условия
  • В) реальная власть принадлежит боярству и купечеству
  • Г) широкое развитие промыслов: солеварение, производство железа, рыболовство, охота
  • Д) неограниченная власть князя
  • Е) активная торговля с другими государствами
  • Ж) борьба за главенство на Руси и овладение Киевом
  • З) особое государственное устройство
  1. Заполните пропуски в предложениях, используя слова в скобках

Главой новгородского войска был ___________, но его власть была ______________, его приглашало _________(главный орган государственной власти города) и заключало с ним - ______- договор. Так же избирались из _______ - ______________ (городской глава, имеющий право вести дипломатические переговоры и возглавить войско); из _________ - ________________, который контролировал налоги и возглавлял народное _____________; ______________, выбираемый пожизненно и утверждаемый киевским _________________, помимо церковных дел ведал казной, эталонами мер и весов, скреплял печатью международные договоры. Оставаясь _____________ Новгород был боярской аристократической ______________.

(бояр, республикой, князь, княжеством, ополчение, купцов, ряд, тысяцкий, вече, митрополит, не наследственной, посадник, архиепископ)

  1. Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока

7. Обсуждение домашнего задания

Домашнее задание:

 1)для всех: Прочитайте п. 14, завершите заполнение таблицы по разделу культура.

2) по желанию: а) написать сочинение на тему «Новгород глазами иностранного купца»

б)индивидуальные сообщения по теме «Культура Древней Руси».

 Приложение 1.

Сравнительная таблица Владимиро – Суздальского и Новгородского княжеств.

Вопросы для сравнения

Владимиро – Суздальское  княжество

Новгородская земля

  1. Географическое положение

  1. Природные условия

  1. Занятия населения

  1. Группы населения

  1. Положение князя

  1. Культура

Вывод:

Приложение 2

Игра «Торговля»

ВЫВОЗ

товары

ВВОЗ

  1. пушнина

  1. мед

  1. воск

  1. хлеб

  1. ткани(сукно)

  1. вино

  1. предметы роскоши

  1. выделанные кожи

  1. гончарные и кузнечные изделия

  1. строевой лес

 Приложение 3.

Договорная грамота Новгорода с великим князем тверским Ярославом Ярославовичем.

1270 год

“…Целуй, князь крест ко всему Новгороду на том, на чем целовали деды и отец твой Ярослав. Новгород тебя держать по старине, по тому, как пошло искони. Все волости новгородские держать тебе, князь, не своими дружинниками, а держать мужами новгородскими.

Без посадника тебе, князь, суда не судить. Во всей земле новгородской ни тебе, князь, ни твоих боярам сил не держать, не покупать и в подарок не брать.

Гнев твой, князь, на посадниках и всех новгородцев отложить и никому не мстить.

На Руси тебе, князь, ездить в третью зиму, а летом ездить на Озвало зверей ловить.

В Ладогу, князь, посылать медовара.

В немецком дворе торговать через нашу братию. На всем этом целуй, князь, ко всему Новгороду.

Вопросы:

  1. На каких условиях приглашали новгородцы князя?
  2. О чем говорит тот факт, что договор заключался с тверским князем?
  3. Кто в Новгороде имел настоящую власть?

Приложение 3

Ключевский В. О. Курс русской истории. М., 1987

Управление Новгорода Великого

Вече

По происхождению своему новгородское вече было городским собранием... Оно не было постоянно действующим учреждением, созывалось, только когда являлась в нем надобность. Вече собиралось по звону вечевого колокола... обыкновенно на площади, называвшейся Ярославовым двором. Вече не было по составу своему представительным учреждением, не состояло из депутатов: на вечевую площадь бежал всякий, кто считал себя полноправным гражданином. Вече обыкновенно состояло из граждан одного старшего города; но иногда на нем являлись и жители младших городов земли, впрочем, только двух, Ладоги и Пскова.

Вопросы, подлежавшие обсуждению веча, предлагались ему со степени князем или высшими сановниками, степенным посадником либо тысяцким. Вече ведало всю область законодательства, все вопросы внешней политики и внутреннего устройства, а также суд по политическим и другим важнейшим преступлениям, соединенным с наиболее тяжкими наказаниями, лишением жизни или конфискацией имущества и изгнанием. Вече постановляло новые законы, приглашало князя или изгоняло его, выбирало и судило главных городских сановников, разбирало их споры с князем, решало вопрос о войне и мире и т.п.

На вече по самому его составу не могло быть ни правильного обсуждения вопроса, ни правильного голосования. Решение составлялось на глаз, лучше сказать на слух, скорее по силе криков, чем по большинству голосов. Когда вече разделялось на партии, приговор вырабатывался насильственным способом, посредством драки: осилившая сторона и признавалась большинством.

Вопросы и задания к документу

1. Что такое вече? Кто участвовал в вече?

2. Какие вопросы обсуждались на новгородском вече?

З. Как принимались решения? Согласны ли вы с подобным путем принятия решений? Свой ответ поясните.

Ключевский В. О. Курс русской истории. М., 1987

Управление Новгорода Великого

Посадник и тысяцкий

Исполнительными органами веча были два высших выборных сановника, которые вели текущие дела управления и суда, — посадник и тысяцкий. Пока они занимали свои должности, они назывались степенными, т. е. стоящими на степени, а покинув степенную службу, получали звание посадников и тысяцких старых. Довольно трудно разграничить ведомство обоих сановников: посадники степенные и старые в походах командуют новгородскими полками; тысяцкие делают одни дела с посадниками. Кажется, пособник был собственно гражданским управителем города, а тысяцкий — военным и полицейским... Оба сановника получали свои правительственные полномочия на неопределенное время: одни правили год, другие меньше, иные по нескольку лет.

Посадник и тысяцкий правила с помощью целого штата подчиненных им низших агентов, называвшихся приставами, биричамиподвойскими, половниками, изветниками, которые исполняли разные судебные и административно-полицейские распоряжения, объявляли решение веча, призывали к суду, извещали суд о совершенном преступлении, производила обыски и т. п.

Вопросы и задания к документу

1. Какими органами управления осуществлялась исполнительная власть в Новгороде? Как они формировались?

2. Какие вопросы находились в ведении исполнительных органов власти?

Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1987

Управление Новгорода Великого

Совет господ

По характеру своему вече не могло обсуждать предлагаемые ему вопросы, а тем менее возбуждать ах, предлагать законодательный почин. …Подготовительным и распорядительным. учреждением был новгородский совет господ.

Постоянным председателем этого совета остался местный владыка— архиепископ, в палатах которого он и собирался. Новгородский совет... состоял из княжеского наместника и городских властей:  из степенных посадника и тысяцкого, из старост кончанских и сотских. Рядом с степенными на совете сидели и старые посадники и тысяцкие. Совет... подготовлял и вносил на вече законодательные вопросы, представлял новые проекты законов, не имея своего собственного голоса в законодательстве; но по характеру социально-политического строя Новгорода этот совет на деле имел более важное значение. Состоя из представителей высшего новгородского класса, имевшего могущественное экономическое влияние на весь город, этот подготовительный совет часто и предрешал вносимые им на вече вопросы, проводя среди граждан подготовленные им самим ответы... это была скрытая, но очень деятельная пружина новгородского управления.

Вопросы и задания к документу

1. Охарактеризуйте состав и основные функции Совета господ. Каково его политическое значение?

Ключевский В. О. Курс русской истории. М., 1987

Князь

Новгородскими рядами, в которых излагались принимаемые выбранным князем обстоятельства, и определялось его значение в местном управлении. Князь был в Новгороде высшей правительственной и судебной властью, руководил управлением и судом, определял частные гражданские отношения согласно с местным обычаем и законом, скреплял сделки и утверждал в правах. Но все эти судебные и административные действия он совершал не один, а в присутствии и с согласия новгородского посадника: “…без посадника ти, княже, суда не судити, ни волостей раздавати, ни грамот тидати” На низшие должности, замещаемые не по вечевому выбору, князь избирал людей из новгородского общества, а не из своей дружины. Все такие должности, волости, раздавал он с согласия посадника. Князь не мог отнять без суда должности у выборного или назначенного на нее лица.

Всеми... доходами и угодьями он пользовался по правилам, точно определенным, в урочное время и в условленных размерах. Князь, по договорам, не мог иметь в Новгородской земле своих источников дохода, независимых от Новгорода. В договорных грамотах особым условием запрещалось князю с его княгиней, боярами и дворянами приобретать или заводить села и слободы в Новгородской земле и принимать людей в заклад, т. е. в личную зависимость.

По договорным грамотам князь мог участвовать в торговле города с заморскими купцами только через новгородских посредников; он не мог затворять немецкого торгового двора, ни ставить к нему своих приставов.

Князь должен был стоять около Новгорода, служа ему, а не во главе его, правя им. Он для Новгорода или наемник, или враг; в случае вражды к нему, как к враждебной державе, посылали с веча на городище ультиматум, грамоту, “исписавше всю вину его”, с заключением: . . .поеди от нас, а мы собе князя промыслим”.

Вопросы и задания к документу

1. Какие функции в управлении Новгородом выполнял князь? Определите его место в системе управления Новгородской землей.

2. В чем состояло отличие полномочий княжеской власти в Новгородской земле от положения князя в Северо-Восточной Руси?

3. Какие ограничения на свободу княжеской власти налагал договор (ряд)?

4. Подумайте, почему новгородцы не отказались окончательно от княжеской власти?

…В 1136 году новгородцы призвали псковичей и задумали изгнать князя своего Всеволода. А вот в чем обвиняли его:

1). не бережет смердов;

2). Бежал с поля битвы впереди всех.

Договорная грамота Новгорода с великим князем тверским Ярославом Ярославовичем.

1270 год

“…Целуй, князь крест ко всему Новгороду на том, на чем целовали деды и отец твой Ярослав. Новгород тебя держать по старине, по тому, как пошло искони. Все волости новгородские держать тебе, князь, не своими дружинниками, а держать мужами новгородскими.

Без посадника тебе, князь, суда не судить. Во всей земле новгородской ни тебе, князь, ни твоих боярам сил не держать, не покупать и в подарок не брать.

Гнев твой, князь, на посадниках и всех новгородцев отложить и никому не мстить.

На Руси тебе, князь, ездить в третью зиму, а летом ездить на Озвало зверей ловить.

В Ладогу, князь, посылать медовара.

В немецком дворе торговать через нашу братию. На всем этом целуй, князь, ко всему Новгороду.

Вопросы:

На каких условиях приглашали новгородцы князя?

О чем говорит тот факт, что договор заключался с тверским князем?

Кто в Новгороде имел настоящую власть?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Новгородская республика

Слайд 2

Герб Новгорода Новгородский Кремль

Слайд 3

Почему Новгородское княжество называют республикой ?

Слайд 5

Новгородская земля расположена на северо-западе Руси, от Финского залива до Уральских гор, от Северного ледовитого океана до верховьев Волги, т.е. весь север Европейской части современной России

Слайд 6

Основные занятия: животноводство, огородничество, охота, в т.ч. на пушного зверя, рыболовство, ремёсла , бортничество, собирательство, торговля , в т.ч. с иностранными странами

Слайд 7

. Новгородский торг художник Васнецов А.М

Слайд 8

Новгородское вече х удожник Васнецов А.М

Слайд 9

Управление в Новгороде Вече – народное собрание Князь в оеначальник, судебный арбитр совместно с посадником Посадник г лава города, вел дипломатические переговоры; суд Тысяцкий с обирал налоги, в озглавлял ополчение, защищал интересы купцов Владыка г лава городской церкви, хранил казну

Слайд 10

Почему Новгородское княжество называют республикой ?

Слайд 11

Новгородское государство – боярская республика с системой городского самоуправления .

Слайд 12

Особенности новгородской культуры

Слайд 14

Образование

Слайд 15

Домашнее задание : 1.)для всех Прочитайте параграф 14, завершите заполнение таблицы по разделу культура 2.) по желанию -написать сочинение на тему «Новгород глазами иностранного купца »; -индивидуальные сообщения по теме « Культура Новгородской земли»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Новгородская республика"

Технологическая карта к уроку по теме: "Новгородская республика" (географическое положение, система управления, быт и культура). Дополнительный материал: рабочие листы....

Тест № 1(6 класс) по теме: "Новгородская республика"

Тест № 1 «Новгородская республика» (§ 14) по истории России для 6 класса. Автор:Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов,П.С.Стефанович, А.Я.Токарева .Задание – тест – опрос по прочитан...

Разработка урока истории на тему: "Освободительная война в Нидерландах. Рождение республики Соединенных провинций"

В работе представлена разработка урока для 7 класса по теме "Освободительная война в Нидерландах. Рождение республики Соединенных провинций". Урок разработан по ФГОС. Имеет разнообразие деят...

презентация на тему "Новгородская республика"

Урок для 6 класса по теме: "Новгородская республика"...

Урок история 6 класс. Новгородская республика

Параграф учебника по данной теме...

«Современный урок истории как способ повышения образовательных результатов (на примере урока истории по теме “Освобождение Москвы в 1612 г.”)»

laquo;Современный урок истории как способ повышения образовательных результатов (на примере урока истории по теме “Освобождение Москвы в 1612 г.”)»...