Урок по теме: "Новгородская республика"
план-конспект урока по истории (6 класс)
Технологическая карта к уроку по теме: "Новгородская республика" (географическое положение, система управления, быт и культура). Дополнительный материал: рабочие листы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_novgorodskaya_respublika.docx | 21.42 КБ |
rabochie_listy_novgorod.docx | 450.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока, реализующего ФГОС
(Урок «открытия» нового знания (изучения новой темы))
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | ||||||||
Предмет – история России | Класс - 6 | |||||||
Тема урока – Новгородская республика | ||||||||
Цели – сформировать у учащихся представление об особенностях управления в Новгороде, влиянии природно-климатических условий на хозяйственное развитие. | ||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
- смогут дать характеристику географического положения Новгородской республики; - смогут назвать основные занятия и категории населения Новгорода; - смогут дать определение понятию «республика», назвать отличительные черты; - смогут рассказать о системе управления в Новгороде; - назовут характерные черты культуры Новгородской земли; | Регулятивные УУД: - примут участие в планировании собственной деятельности на уроке; - самостоятельно оценят достигнутые результаты. Познавательные УУД: - научатся находить информацию на исторической карте, в тексте, историческом источнике; - сформулируют и проаргументируют мнение по проблеме; - научатся самостоятельно вести отбор информации и её преобразование; Коммуникативные УУД: - примут участие в обсуждении; -принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; | - продолжить развитие способности к саморазвитию; - смогут применить исторические знания для оценивания роли культурного наследия Руси. | ||||||
Словарь урока: артель, «Иваново сто», республика, посадник, тысяцкий, владыка. | ||||||||
Ресурсы урока: историческая карта «Феодальная раздробленность», компьютер, мультимедийный проектор, рабочие листы. | ||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||||||||
Этап урока (+время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
1 этап. Орг. момент (1 мин.) | - самоконтроль готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности) | |||||||
2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации) (3-4 мин.) | Постановка проблемы: Посмотрите, пожалуйста внимательно на слайд (№ 1). Вашему вниманию представлены экспонаты выставки, учителя ИЗО школы № 38 г. Орла, Проваленовой О. А. Эти прекрасные картины сделаны из бересты. Был ли этот материал известен на Руси? А где наиболее широко его использовали? Где находят большинство берестяных грамот? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? | Анализируют информацию, высказывают свои предположения. (ответ: материал был известен и популярен на Руси. Из него делали предметы быта и использовали для письма. Большое количество берестяных грамот найдено в Новгороде.) | ||||||
Общий вывод: мы будем говорить не только о Новгороде, но и о Новгородской республике, особенностях её развития. | ||||||||
Тема урока: «Новгородская республика». (Слайд № 2) А вы знаете значение всех слов? Какое понятие приводит к затруднению? Проблема: Почему в Новгороде сложилась республиканская система? (Слайд № 3) | Делают записи в тетради. Участвуют в формулировании проблемы урока. | |||||||
3 этап. Актуализация знаний (3 мин.) | Вопросы: -Что такое феодальная раздробленность? -О каком княжестве мы говорили на прошлом уроке? Кто управлял им? -Какие памятники архитектуры на территории этого княжества вы знаете? -Какие княжества образовались на территории Руси? | - вспоминают нужную информацию. (Владимиро-Суздальское княжество, им управлял князь; Покрова на Нерли, Успенский собор; 15 княжеств) | ||||||
4 этап. Целеполагание и планирование (3 мин.) | Вопрос классу: Что нам нужно узнать, чтобы решить проблему? План урока:
В результате урока вы сможете: - охарактеризовать географическое положение Новгородской земли; - назвать занятия жителей и категории населения Новгорода; - рассказать о политическом устройстве; - назвать особенности культуры и архитектурные памятники 12 века. Как вы думаете, какими источниками мы будем пользоваться? Какие источники нам помогут ответить на вопросы? | Участвуют в планировании деятельности на уроке, в постановке целей. Учебник, историческая карта, рассказ учителя, иллюстрации, источники и т.д. | ||||||
5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы) (25 мин) | Этап «открытия» новых знаний. | |||||||
1) Географическое положение. Работа с исторической картой с. 105, учебник п.1, с. 117. Рабочий лист № 1. Для взаимопроверки (слайд №4) Покажите на карте территорию Новгородской земли, город Новгород, озеро Ильмень, р. Волхов. Перечислите племена, проживающие по-соседству? Какой вывод мы можем сделать? 2) Занятия новгородцев. Давайте предположим, чем занималось население? Для того, чтобы точно сказать о занятиях новгородцев обратимся к рабочему листу № 2. Работа с текстом учебника с. 117-118 п.2, РТ №1. Самопроверка. (Слайд № 5) Какими видами деятельности занимались новгородцы? Чем это было обусловлено? Мы решили поставленную задачу? 3) Основные категории населения Новгорода. Теперь мы знаем, чем занимались жители города и всей республики. А мы можем предположить какие социальные слои проживали в городе? Составьте схему «Категории населения Новгорода». Учебник с. 118- 119, п.3. Проверка схемы (1-2 пары у доски). - Что такое артель? - Чем занималось, и кто входил в «Иваново сто»? - Если бы вы были новгородцем, к какой категории хотели бы принадлежать? Почему? 4) Политические особенности Новгородской земли. Какие вы знаете формы правления? (кто может стоять во главе государства, княжества). А кто же управлял Новгородской землей? Заполните в рабочем листе № 3 таблицу с помощью учебника с. 119-120 п.4. А теперь, давайте посмотрим на слайд № 6 (Управление в Новгородской республике), параллельно самопроверка таблицы. Чем же отличалось управление Новгородом? Давайте, сами сформулируем, чем характеризуется республиканская форма правления? А какие современные республики вы знаете? 5) Культура Новгородской земли. В начале урока мы говорили, что в Новгороде находят большое количество берестяных грамот. О чем это свидетельствует? Учебник с. 120-121. Составление кластера «Особенности новгородской культуры». Сравнение с образцом. (Слайд № 7) Какие направления культуры развивались? Почему? Какие архитектурные памятники 12 века можно увидеть в Новгородской земле? | - Работают с разными источниками информации (учебник, рабочие тетради из УМК, специальные рабочие листы, объяснение учителя, карты, схемы и др.) - Осуществляют взаимопроверку, полученных результатов. (работа у доски) Это самое крупное княжество, Новгород находился на пересечении торговых путей и т.д. Делают предположения. Работа с текстом берестяных грамот. Ответы на поставленные вопросы. Перечисляют: охота, рыболовство, торговля, ремесло, ростовщичество. Природными условиями и географическим положением. Делают предположения (купцы, ремесленники, крестьяне). Работа в парах. Составление схемы. Артель- объединение людей для совместной работы. Входили купцы, защита и поддержка купцов. Высказывают свои мнения. Высказывают предположения. Заполняют таблицу. Самопроверка. Записи в тетради схемы. Наличие выборных должностей, верховная власть принадлежала вече. Власть принадлежит выборным лицам. Выписывают определение «республика» в тетрадь с. 123. Высказываются. Люди были грамотные, умели писать, читать. Развитие культуры. Работа в парах, составление кластера. Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение. | |||||||
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) (3 мин.) | Проблемная ситуация. Расскажите от имени немецкого купца о его поездке в Новгород. | |||||||
7 этап. Рефлексия и оценивание (3 мин) | ||||||||
-Какую проблему мы ставили в начале урока? -Удалось ли нам решить поставленную проблему? Все ли удалось выполнить? Рефлексия. Представьте, что есть возможность отправиться в прошлое. Кто из вас хотел бы отправиться в Новгородскую республику 12 в.? Почему? Оценивание учителем, взаимооценка. | - Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, делают выводы.
Предлагают свои размышления Комментирование оценок. | |||||||
8 этап. Домашнее задание (1 мин) | Домашнее задание предполагает - инвариантная часть (§ 14, вопросы № 1,4,6), - вариативная часть (Используя Интернет, подготовьте экскурсию для одноклассников по храмам Новгорода; РТ № 7 Эссе по картине А.М. Васнецова «Новгородское вече.»). |
Предварительный просмотр:
Ф.И._________________________________________, класс _______
Рабочий лист № 1
1)Какая из рек не протекала по территории Новгородской земли: Северная Двина, Волхов, Ловать, Дунай, Онега.
2)В каком веке возник Новгород ______.
3)Какие крупные города находились на Новгородской земле ______________
______________________________________________________________.
4)Новгородцы взимали дань с ______________________.
Рабочий лист № 2
Рабочий лист №3.
Должность (организация) | Функции |
Вече | |
Посадник | |
Тысяцкий | |
Владыка | |
Князь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока английского языка "Моя Республика"
Совершенствование лексико-грамматических навыков по теме "Татарстан"...
План-конспект урока по татарскому языку "Республика Татарстан"
Урок построен в форме путешествия по Республике Татарстан...
Конспект открытого урока по географии "Эстонская Республика: географическое положение, природа, население, города"
Конспект открытого урока по географии в 9 классе...
Урок истории по теме"Новгородская республика"
Предмет: История РоссииКласс: 6 «и»Тип урока: комбинированный с элементами игровой технологииФормы и методы:Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.Методы: наглядный, словесный,...
Конспект по теме "Новгородская республика", 6 класс
В помощь учителю...
Тест № 1(6 класс) по теме: "Новгородская республика"
Тест № 1 «Новгородская республика» (§ 14) по истории России для 6 класса. Автор:Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов,П.С.Стефанович, А.Я.Токарева .Задание – тест – опрос по прочитан...
презентация на тему "Новгородская республика"
Урок для 6 класса по теме: "Новгородская республика"...