Урок история 6 класс. Новгородская республика
методическая разработка по истории (6 класс)
Предварительный просмотр:
Новгородская республика. Социальная структура.
Вопросы и задания: Ребята, предлагаем вам, разделившись на группы, познакомиться с различными источниками и выполнить следующие задания: 1) дополнить схему политического устройства Новгородской республики.
2) выделить функции посадника, тысяцкого, владыки
3) рассказать о роли князя в Новгородской республике
4) перечислить вопросы, которые решались на новгородском вече.
Мнение ученых. Группа 1. Большая Российская энциклопедия.
Основы государственного устройства Новгородской республики были заложены при заключении новгородцами с призванным ими князем Рюриком «ряда» (договора), ограничивавшего князя в получении доходов. В 1-й пол. 11 в. новгородское боярство добилось неподсудности князю, а затем подтверждения права приглашать и изгонять князя. В нач. 12 в. возникло второе важнейшее ограничение княжеской власти – запрещение приглашённому князю владеть землями на правах частной собственности на всей подвластной Новгороду территории.
После Новгородского восстания 1136 высшим органом власти стало вече, которое избирало посадника, тысяцкого и архиепископа (с 1156). Функции главы государства выполнял посадник. В конце 12 в. учреждена должность республиканского тысяцкого (глава купечества и свободного ремесленного населения). В результате личное участие великих князей в новгородских делах свелось к минимуму, что способствовало укреплению республиканского строя.
Мнение ученых. Группа 2. В.Ф Андреев. «Северный страж Руси»
Высшим органом власти в республике являлось вече. На вече решались самые существенные вопросы внешней и внутренней политики республики: приглашение и изгнание князей, вопросы войны и мира, союза с другими государствами. Вечевые собрания — одновременно высшая судебная инстанция Новгорода. Обычным видом казни преступников было низвержение виновного с Великого моста в Волхов. Руководил вечевым собранием, скорее всего, посадник. Для принятия решения требовалось согласие подавляющего большинства присутствующих.
Бояре соперничали за обладание должностью главы новгородского правительства — посадника. С конца XIII века устанавливается годичный срок для нахождения в должности. Посадников, тысяцких и, по всей видимости, других должностных лиц республики новгородцы избирали по жребию из определенного круга кандидатов. Вместе с князем или его наместниками посадник осуществлял суд, вместе с князем назначал и сменял тех должностных лиц государства, которые не избирались на вече.
Вторым по значению после посадника был избиравшийся на вече тысяцкий. Новгородские тысяцкие неоднократно участвовали в переговорах с иностранными государствами и в посольствах к русским князьям, участвовали в составлении от имени Новгорода грамот. Важное место в системе новгородского судопроизводства занимал суд тысяцкого, разбиравший тяжбы по торговым делам, а также все споры русских с иностранцами в Новгороде.
Наряду с вечем в период расцвета республиканских порядков в Новгороде существовал Совет господ. Сведения о нем содержатся лишь в документах Ганзы и Ливонского ордена первой половины XIV века. Совет господ собирался на Владычном дворе и состоял из архиепископа, который, судя по тому, что совет заседал в его резиденции, был председателем, а также посадника, тысяцкого, пяти кончанских старост и «старых» (то есть тех, которые раньше были степенными) посадников и тысяцких. По-видимому, главной функцией новгородского Совета было предварительное рассмотрение важных государственных вопросов, выносившихся затем на вече. Совет стоял во главе веча, и его решения имели первостепенное значение для внутренней и внешней политики Новгородского государства.
Во главе новгородской церкви стоял архиепископ (до 1165 года — епископ). Владыка возглавлял не только церковь, но являлся и главой новгородского государства. С середины XIV века все договоры Новгорода с русскими князьями и иностранными государствами заключались исключительно «по благословению владыки», имя которого помещалось в грамотах первым, раньше имен посадника и тысяцкого.
Избрание архиепископа проводилось в два приема. Сначала на Ярославовом дворе, новгородцы называли трех кандидатов на пост архиепископа. Их имена записывались на листах пергамена («жребиях») и запечатывались посадником. Затем новгородцы собирались у стен Софийского собора, в котором служилась литургия. «Жребии» во время службы находились на престоле собора, а после ее окончания слепец или ребенок наугад брал один из жребиев с престола, и имя, написанное на нем, немедленно оглашалось собравшимся.
Богатейшая казна новгородских владык не раз использовалась для общегосударственных нужд. Например, владыка Василий, правивший в 1331-—1352 годах, на деньги софийской казны построил первые каменные стены новгородского кремля, сооружал каменные укрепления Торговой стороны, построил новый мост через Волхов. Деньги из казны шли на строительство церквей, выплату контрибуций, выкуп взятых в плен новгородцев, на содержание архиепископского двора. Немалые доходы приносил владычный суд, который разбирал преступления против морали и нравственности, любые проступки, совершенные духовенством, а также все преступления против церкви.
Мнение ученых. Группа 3. О.В. Мартышин. Вольный Новгород. Общественно-политический строй и право феодальной республики.
Вече. Вот наиболее важные и часто встречающиеся в источниках полномочия веча: заключение и расторжение договора с князем; избрание и смещение посадников, тысяцких, владык; назначение новгородских воевод, посадников и воевод в провинции; контроль за деятельностью князя, посадников, тысяцких, владыки и других должностных лиц; законодательство, примером которого служит Новгородская судная грамота; решение вопросов войны и мира, торговые соглашения с Западом; распоряжение земельной собственностью Новгорода. Вече собиралось по звону колокола. Большинство исследователей полагают, что обычным его местом была площадь перед сохранившимся по сей день Никольским собором на Ярославовом дворе, на Торговой стороне. Созывали вече князь, посадник, тысяцкий, владыка или рядовые горожане по своей инициативе.
Князь. После утверждения за вечем к середине XII века права на изгнание князей, их положение подчас бывало столь незавидным. Князь, прежде всего, был нужен Новгороду как военачальник. Частые угрозы нападения со стороны Швеции, Литвы, Польши, Ливонского ордена, усобицы в русских землях, захватнические войны на севере и северо-востоке требовали от Новгорода постоянной боевой готовности. Князь должен был безоговорочно служить Новгороду в случае нападения, но князь не имел права объявлять войну от имени Новгорода. Задание: дополните схему, вписав должностных лиц и их функции после обсуждения в классе.
Социальная структура новгородского общества
Вопросы и задание: ребята, что вам известно по изучаемой теме?
Начертите в тетради схему «Социальная структура новгородского общества» на основе имеющихся у вас знаний.
Верхушкой новгородского общества являлось боярство, которое было образовано влиятельными родами. Бояре были не только крупными землевладельцами, они поставляли новгородским купцам товары, которые служили предметом торговли с другими странами, активно занимались ростовщичеством. Наиболее влиятельные боярские роды контролировали всю систему высших должностей республики, а должность посадника занимали представители только пяти боярских родов.
Следующее место в социальной иерархии занимали житьи люди – средние землевладельцы, они могли участвовать в вечевых собраниях, однако, не имели доступа к высшему управлению, нередко занимали должности старост улиц, участвовали в посольствах, видимо, составляли основу новгородского ополчения.
Торговое население Новгорода именовалось купцами, они играли важную роль в жизни Новгородской республики. Купечество подразделялось на «сотни" в зависимости от размера капиталов. Для вступления в самую влиятельную купеческую организацию "Иванское сто" (купеческое общество при церкви св. Иоанна Предтечи) требовался вклад в размере 50 гривен серебра. Купеческие общества получали широкие права самоуправления и суда, избирали своих старост.
Основное население Новгорода составляли черные (молодшие) люди, мелкие торговцы и ремесленники, несшие на своих плечах основную тяжесть налогов и повинностей (по строительству городских укреплений, церквей, дорог и мостов, участию в ополчении). Несмотря на то что молодшие люди имели право участвовать в вечевых собраниях, их представители не могли быть избраны на высшие государственные должности.
Основную массу сельского населения Новгородской земли составляли крестьяне-общинники – смерды, несшие обязанности перед государством (подати и повинности). Новгородские крестьяне были лично свободными, а отношения с феодалами строились на договорной основе.
Наибольшими ограничениями отличалось правовое положение холопов, они не были полностью лишены личной свободы, а после смерти господина, как правило, освобождались.
Духовенство делилось на черное (монашествующее) и белое (приходское). Во главе черного духовенства стоял новгородский архимандрит — второй по значению деятель церкви после владыки. Резиденцией новгородского архимандрита был один из наиболее древних и самый богатый Юрьев монастырь. В отличие от других русских земель, в новгородском княжестве белые (приходские) священники приглашались общиной на основании договора, если же он не устраивал прихожан, на его место призывался другой.
Вопросы и задания:
- После прочтения текста заполните следующую таблицу, используя метод активного чтения («пометки на полях»):
«v» уже знал | «+» новое | «-« думал иначе | «?» есть вопросы |
- Ребята, дополните схему «Социальная структура новгородского общества» на основе полученных знаний, внесите изменения, если это необходимо.
- Составьте в тетради словарь из новых понятий занятия.
- Придумайте рассказ «Один день из жизни...» выбрав представителя из категорий населения о которой вы узнали на занятии.
- Напишите главу «Новгородская республика, особенности управления».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории. Класс: 5. Тема урока: Жизнь египетского вельможи.
Урок: историяКласс: 5 Тема урока: Жизнь египетского вельможи.Цель и задачи урока: 1. Познакомить учащихся с жизнью египетских ве...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»
Урок история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...
Интерактивный тест по истории России "Новгородская республика"
Интерактивный тест по истории России "Новгородская республика" 6 класс...
Урок по теме: "Новгородская республика"
Технологическая карта к уроку по теме: "Новгородская республика" (географическое положение, система управления, быт и культура). Дополнительный материал: рабочие листы....
Конспект урока 6 класс "Боярские республики Северо-Западной Руси"
Тема урока: Боярские республики Северо-Западной РусиТип урока: комбинированныйЦели урока:1.Завершить формирование представления обучающихся о процессе политического обособления русских земел...
Урок истории Франция: Третья республика.
Учебник: Всеобщая история. История нового времени, 1800 – 1900. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. – 17-е изд. – М.: Про...