«Современный урок истории как способ повышения образовательных результатов (на примере урока истории по теме “Освобождение Москвы в 1612 г.”)»
статья по истории
«Современный урок истории как способ повышения образовательных результатов (на примере урока истории по теме “Освобождение Москвы в 1612 г.”)»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Казённое общеобразовательное учреждение Воронежской области «Школа № 1»
структурное подразделение (филиал № 4)
на территории ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области
структурное подразделение (филиал № 5)
на территории ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Воронежской области
Педагогический совет на тему:
«Современный урок как способ повышения образовательных результатов в условиях реализации новых ФГОС ООО и обновленных ФГОС СОО по единым ФОП»
Тема выступления
«Современный урок истории
как способ повышения образовательных результатов
(на примере урока истории по теме
“Освобождение Москвы в 1612 г.”)»
Подготовил:
учитель истории и обществознания
Беспалов Павел Владимирович, ВКК
Воронеж, 2024 г.
«Урок истории состоится лишь тогда, когда на основе исторических знаний, суждений, обобщений возникает душевное волнение, а в иных случаях – и потрясение. Подлинный урок интеллектуален и эмоционален одновременно» – Т.И. Гончарова.
С 2023-2024 учебного года КОУ ВО «Школа №1» начала работать по новым ФГОС ООО и обновлённым ФГОС СОО по единым ФОП. Для современной образовательной концепции целью является развитие личности, способной к самообразованию. Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Современные уроки истории в условиях реализации ФГОС должны не только обеспечивать передачу знаний, но и способствовать развитию у учащихся ключевых компетенций, таких как умение работать с информацией, критически её осмысливать, анализировать исторические факты и делать выводы. Модель современного урока истории в рамках ФГОС строится на деятельностном подходе, где учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса. Учитель же выступает не просто источником знаний, а организатором учебной деятельности, который помогает учащимся осваивать материал через активное участие, проектную деятельность и проблемное обучение.
На уроке учащиеся не только воспринимают информацию, но и активно взаимодействуют с ней: анализируют, обсуждают, формулируют выводы. Это развивает критическое мышление и умение работать с историческими данными. Современный урок обязательно предполагает коммуникацию, это может быть работа в парах или группах, диалог учителя и ученика. Современный урок – это метапредметный урок, который способствует целостному восприятию мира.
Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело, использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Современный урок отличается гармоничным сочетанием учебной и творческой деятельности учащихся. Для того чтобы урок был интересным и результативным, педагогу тоже необходимо учиться и открывать для себя новые возможности.
Требования к современному уроку:
- четкое формулирование цели;
- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля и их оптимального воздействия на каждом этапе урока;
- выбор оптимального сочетания различных форм работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения, обеспечивающий познавательную активность,
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- создание условий успешного учения учащихся.
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль выполнения учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Алгоритм проектирования урока:
1. Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
2. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
3. Определить формы контроля учебной деятельности учащихся.
4. Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
5. Продумать форму подведения итогов урока.
Типы современных уроков истории в зависимости от цели:
1. Уроки изучения нового материала (традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум).
2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков (практикум, виртуальные экскурсия, собеседование, консультация.).
3. Уроки обобщения и систематизации изученного материала (семинар, конференция, круглый стол и т.д.).
4. Уроки контроля и оценки знаний, умений и навыков (контрольная работа, зачет и т. д).
5. Комбинированные уроки (практикум, семинар и т.д.).
Структура урока по ФГОС:
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап 1-2 минуты).
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут.
3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут.
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут.
5. Реализация построенного проекта 4-5 минут.
6. Первичное закрепление 4-5 минут.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут.
8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.
9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.
Современный урок будет результативным, если:
1.На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик.
2.Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся и их мотивацию к учебной деятельности.
3.Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
4.Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися.
5.Учитель применяет дифференцированный подход в обучении.
6.Учитель обучает учащихся осуществлять рефлексию своей деятельности.
7.Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет и поддерживает даже маленькие успехи.
8. На уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и учениками.
Роль учителя на современном уроке:
Учитель сегодня – организатор процесса обучения, т.е. процесса взаимодействия ученика с объектом культуры. Он – консультант, помощник, управленец. В основе деятельности – управление – лежит рефлексивный подход. В этом учителю помогут различные игровые методики, включающие как короткие дидактические игры, так и игры на весь урок (игровые оболочки), а также игровые разминки. Эти разминки и коротенькие игры, очень важны для установления атмосферы непринуждённости, снятия напряжения, помогают быстро сконцентрировать внимание или наоборот, расслабиться и отдохнуть. А в результате учащиеся учатся общаться, помогать друг другу и просить о помощи, учатся жить вместе.
Все вышеперечисленное можно проиллюстрировать на примере урока истории по теме «Освобождение Москвы в 1612 г.».
В начале урока в качестве мотивирования к учебной деятельности, учащимся предлагается прослушать фрагмент оратории С.А. Дегтярева «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы».
Пойдем Отечество спасать...
Беда, беда постигнет нас,
Ещё ли будем медлить мы, х2
Кичливый враг готов вступить, х2
Готов вступить(!)
В поля, в поля, что окружают град, х2
Окружают град!
Пойдём Отечество спасать.
Мечи, знамёна есть у нас.
Вождём-вождём кого избрать?
Кого-кого избрать!?
Пожарского! Достойнее он всех,
герой Отечества в победах знаменитый,
Недавно он разил противных средь Москвы.
Его вождём мы изберём
Ему вручим мы жребий свой,
он будет предводитель наш. х2
Пойдём Отечество спасать,
Мечи, знамёна есть у нас.
Прослушивание данной композиции должно развить у учащихся музыкальный вкус и сформировать чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Для осмысления изученного материала можно использовать прием сингапурской методики ЭЙ АР ГАЙД (anticipation-reaction guide) - обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме в начале и в конце урока для активизации мышления. Примером выступает таблица к уроку истории по теме «Освобождение Москвы в 1612 г.», §18:
В начале урока | УТВЕРЖДЕНИЯ | В конце урока |
да/нет | 1. Центром Второго ополчения был город Нижний Новгород | да/нет |
да/нет | 2. В ходе Второго ополчения, ополченцев поделили на шесть разрядов | да/нет |
да/нет | 3. Низшим разрядом у ополченцев была «посоха» | да/нет |
да/нет | 4. К. Минин имел мясную лавку | да/нет |
да/нет | 5. Д. Пожарский был ранен в ходе Первого ополчения | да/нет |
да/нет | 6. Д. Пожарский вел переговоры со Швецией о выдвижение на Земский собор шведского принца на русский престол | да/нет |
да/нет | 7. Праздник День народного единства и согласия связан со Смутным временем | да/нет |
В ходе уроков часто использую прием "Да – нет". Обучающиеся должны ответить верят они или нет в то или иное утверждение. Этот прием позволяет проверить домашнюю и самостоятельную работу, а так же развить у учащихся естественнонаучную грамотность, глобальные компетенции, а так же критическое мышление. Примеры вопросов:
1. Сын Ивана Грозного Дмитрий был рожден от 7 жены Марфы Нагой? (ДА)
2. Оборона Смоленска длилась 16 месяцев? (НЕТ)
3. При В.Шуйском Боярская дума стала самой большой в истории России? (ДА)
4. По приказу В.Шуйского была затоплена Тула? (ДА)
5. По приказу В.Шуйского И. Болотников был четвертован? (НЕТ)
6. Д. Пожарский признал Лжедмитрия II? (НЕТ)
7. Официально Речь Посполитая не признавала Лжедмитрия II? (ДА)
В начале урока учащимся раздаются рабочие листы по теме урока «Освобождение Москвы в 1612 г. », которые заполняются в ходе урока.
Ходе заполнения рабочего листа учащиеся развивают свою функциональную грамотность, в частности: читательскую и информационную грамотность, глобальные компетенции и критическое мышление.
Также важным приемом в организации современного урока является решение практико-ориентированных задач. Для облегчения запоминания дат нужно, чтобы дата обязательно сочеталась с событием, чтобы учащиеся могли от чего-то оттолкнуться. Причем задачи построены так, что, не зная то или событие, можно оттолкнуться от другого, призвать на помощь математику и решить. Решив задачу, у учащихся складывается алгоритм действия, выявляется причинно-следственная связь, и учащиеся легко запомнят даты. Для примера приведу следующую задачу.
В 1612 г. К. Минин и Д. Пожарский освободили Москву от польской интервенции, которая была основана за 465 лет до этого времени. А за 159 лет до основания Москвы Русь приняла христианство.
Вопросы к задаче:
1. В каком году была основана Москва?
2. Назовите князя, который является основателем Москвы?
3.В каком году Русь приняла христианство?
4. Назовите имя князя, который крестил Русь?
Решение задачи:
1. 1612-465=1147
2. Юрий Долгорукий
3. 1147-159=988
4. Владимир
Данная задача позволит запомнить не только, что Москва основана в 1147 году, но и её основателя Юрия Долгорукого. А также вычислить дату крещения Руси 988 г. и вспомнить имя князя крестителя. Такие задания-задачи помогают развивать математическую, информационную и читательскую грамотность, а также повторить материал за 6 класс.
На этапе закрепления учебного материала чаще всего использую прием «Час редактора». Этот прием помогает развить у учащихся читательскую, информационную грамотность, а так же критическое мышление.
Учащиеся получают исторический текст по изучаемому материалу, в котором имеются пропуски. Необходимо вставить пропущенные слова, имена, даты. Используя на уроке данное задание, можно не только проверить знания учащихся, как в группе, так и индивидуально, развить функциональную грамотность, но и подготовить учеников к выполнению аналогичных заданий на ГИА.
Задание: заполните пропуски в тексте, предварительно прочитав текст учебника на стр. 173.
Россия и её .......... заплатили высокую цену за потрясения начала .......... в.: хозяйственное разорение, огромные людские потери, утрата территорий на ..... направлении и выхода к .......... морю. Переломом в .......... стало избрание .......... собором .......... г. на царский престол .......... , который явился основателем .......... династии.
Россия и её народ заплатили высокую цену за потрясения начала XVII в.: хозяйственное разорение, огромные людские потери, утрата территорий на западном направлении и выхода к Балтийскому морю. Переломом в Смуте стало избрание Земским собором 1613 г. на царский престол Михаила Федоровича Романова, который явился основателем новой династии.
На уроках мы не должны забывать о здоровьесберегающих технологиях, некоторые из них нам помогут настроиться и на коллективный успех. И опять мы обращаемся к сингапурским приемам: ТИМ ЧИР (Team Cheer) – кричалка, девиз. ТИМ ЧИР - это короткое и веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности. Например:
Ни шагу назад,
Ни шагу на месте!
А только вперед!
И только все вместе!
Важной частью (этапом) современного урока является рефлексия, она играет большую роль при построении урока в соответствии с новыми ФГОС ООО и обновленными ФГОС СОО. Учитель обучает учащихся осуществлять рефлексивные действия, необходимые для формирования умения понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности, корректировать процесс своего обучения, формулировать получаемые результаты. Для данного этапа урока эффективными являются рефлексивные вопросы, построенные по принципу незаконченного предложения: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.». Можно отметить, что рефлексия может быть применена не только в конце урока, но и в начале.
Например, на уроке учащиеся могут заполнить анкету.
На уроке я работал | активно /пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
Урок мне показался | коротким / длинным |
За урок я | не устал / устал |
Материал на уроке | понятен / не понятен |
полезен / бесполезен | |
интересен / скучен | |
Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
Домашнее задание мне кажется | легким / трудным |
интересным / неинтересным |
Домашнее задание должно быть ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.
Использование данных или ряда других методов и приемов - это не самоцель. Важен результат. Учитель должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Разнообразные методы и приемы повышают мотивацию обучения и интерес учащихся к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества, воспитывают в учащихся чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость от уроков.
Список использованной литературы
- Антропова М.С. Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания// Высшая школа. 2020. №10. С.34-38
- Войченко Е.Д.Формирование функциональной грамотности на уроках истории // Международный научный журнал «Вестник науки» № 12 (57) Т.1 декабрь 2022 г. – С. 133-136.
- Гин А.А.Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя - изд.13-е. - М.:ВИТА - ПРЕСС,2013.
- Гин А.А., М. Баркон. Фактор успеха. Учим нестандартно мыслить.- М.:ВИТА - ПРЕСС,2016.
- История. История России. XVI – конец XVII века: 7-й класс: учебник / Т.В. Черникова, Р.В. Пазина; под общ. ред. В.Р. Мединского. – 4-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2024.
- Камардина Н. В., Колесникова В. В. Игровая деятельность на уроках истории: традиции и новации – Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2017. № 1. С. 95–98
- Кинякина О.Н. и др. Мозг на 100%. Интеллект. Память. Интуиция. Креатив. Интенсив - тренинг по развитию суперспособностей. - М.: Эксмо, 2009.
- Корнеева, Е. А. Функциональная грамотность как основа для развития навыков коммуникации на уроках истории и обществознания / Е. А. Корнеева. — Текст: непосредственный // Исследования молодых ученых: материалы LXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2023 г.). — Казань: Молодой ученый, 2023. — С. 43-48.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку истории по теме "Освобождение СССР"
Презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны 194101945 гг., связанным с полным освобождением территории Советского Союза от немецко-фашистских захватчиков. Иллюстрации и текс...
Методическая разработка "Деятельностный подход как способ формирования обязательных результатов обучения на уроках математики на примере темы «Окружность"
Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих по учебнику «Геометрия 7-9» авторы Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф.В методической разработке представлены материалы по теме «Окружность...
Статья на тему "ЭОР НП как способ повышения эффективности процесса обучения на уроках истории, реализация деятельностного подхода"
В настоящее время актуальны вопросы применения в педагогической деятельности электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Из опыта работы....
Методическая разработка на тему "Использование проблемных методов обучения на примере урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"".
Данная методическая разработка содержит полный комплект материалов для проведения урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"....
Использование интерактивных педагогических технологий, обеспечивающих достижение и оценку метапредметных образовательных результатов обучающихся на уроках истории
Активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.Интерактивное обучение – это погружение в общение. Интерактивное обучение...
Конспект урока истории по теме «Возвышение Москвы» (6 класс)
Конспект урока истории по теме «Возвышение Москвы» (6 класс)...
Презентация «Современный урок истории как способ повышения образовательных результатов (на примере урока истории по теме “Освобождение Москвы в 1612 г.”)»
Презентация «Современный урок истории как способ повышения образовательных результатов (на примере урока истории по теме “Освобождение Москвы в 1612 г.”)»...