Орг. момент | 1 | Приветствие. Проверка готовности к уроку. На доске эпиграф к уроку: Отечество наше страдает Под игом твоим, о злодей! Коль нас деспотизм угнетает То свергнем мы трон и царей Свобода! Свобода! Ты царствую над нами! Ах! лучше смерть, чем жить рабами, - Вот клятва каждого из нас…. Павел Катенин. | Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место. |
Мотивация к учебной деятельности |
| Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Знакомит с эпиграфом. Почему на урок выбран именно этот эпиграф? Делит класс на пять групп. Каждой группе задание по картине с разных ракурсов «Выступление на Сенатской площади». 1 группа. Какое действие, событие описывается в картине? 2 группа. Какое время года, возможно месяц? 3 группа. Где на ваш взгляд происходит данное событие? 4 группа. Кто является участником данного события, кого больше? 5 группа. Определите (по памятнику) в каком городе происходит данное событие? Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. | Самостоятельно формулируют тему урока и цель.
Выступление декабристов на Сенатской площади.
Цель: выяснить причины, ход и последствие выступления декабристов. |
Изучение нового материала
Первичное осмысление и закрепление |
| Организуют самостоятельную работу по изучению нового материала. Предлагает, работая с текстом учебника, ответить на вопросы. Вопросы для 1 группы: 1)Почему в 1825 году встал вопрос о преемнике? 6) Что было написано на всех пакетах? 11) Что произошло ранним утром 14.12.1825 года? 16) Кто такой П.Г. Каховский?
Вопросы для 2 группы: 2) При каких обстоятельствах умер Александр Первый? 7) Знал ли о существовании данного документа Николай Павлович? 12) Все ли полки присягнули на верность новому царю? 17) последствия выступления
Вопросы для 3 группы: 3) Кому должен перейти трон после смерти Александра Первого? Сколько детей у него было? 8) Почему члены тайных обществ выбрали этот день 14 декабря 1825? 13) Опишите действия, происходящие на Сенатской площади?
Вопросы для 4 группы: 4) но перешел к Николаю Павловичу, почему? 9) И когда они вообще изначально планировали выступить? 14) Для чего они вышли на площадь? (Серафим и Михаил Павлович)
Вопросы для 5 группы: 5) Сразу же ли был обнародован этот документ? А почему? Где находился все это время документ? 10) Кто был руководителем заговорщиков? 15) Кто такой Михаил Андреевич Милорадович?
Следствие по делу декабристов длилось полгода. К ответственности было привлечено 579 человек осуждено 126. Из них 121 сослали на каторжные работы в Сибирь, а пятерых приговорили к смертной казни. Кто же эти пятеро?
1 группа составить характеристику на П.И. Пестеля 2 группа составить характеристику на С. И. Муравьев-Апостола. 3 группа составить характеристику М.П. Бестужева-Рюмина 4 группа К.Ф. Рылеев 5 группа Каховский. Учитель подводить детей к пониманию того что, это благородный слой офицеров, которые имели все, но ради отечества готовы были на все даже лишиться того, что имели.
Опрос – беседа по пройденному материалу. | Обсуждают вопросы, проблемные задания в группах. По ходу ответов заполняют опорный конспект - Потому что в 1825 году умер Александр Первый.
- 1 сентября 1825 г. он отправился из СПб в Таганрог, куда должна была прибыть императрица Елизавета Алексеевна. Из Таганрога царь поехал в Крым, где простудился 19 ноября 1825 г. Александр скончался.
- У Александра первого не было детей: умерли в младенчестве.
Согласно закону о престолонаследии трон переходил к его брату великому князю Константину. - Константин в 1823 году отказался от престола, о чем письменно уведомил Александра Первого.
- Александр Первый по непонятной причине не захотел обнародовать этот документ и в запечатанном пакете переслал его московскому митрополиту Филарету для секретного хранения в Успенском соборе Московского Кремля. Копии манифеста тоже секретно были помещены на хранение в Государственном совете, Сенате и Синоде.
- Хранить до моего востребования, а в случае моей кончины раскрыть прежде всякого другого действия.
- Нет, распоряжение императора оставалось секретным и для великого князя Николая Павловича
- Члены тайных обществ решили что, сложившаяся обстановку благоприятствуют им, и наметили выступить 14 декабря в день принесения присяги новому императору.
- Летом 1826 года
- С.П. Трубецкой
- Николай Павлович пригласил к себе полковых генералов и ознакомил их с документами о своем праве на престол. Его единодушно признали правителем и присягнули на верность, затем стали присягать на верность другие воинские части и гражданские лица.
Здесь были все члены Сената и Синода. - Нет. Лейб-гвардии московский полк отказался присягать на верность новому царю и в знак протеста вышел на Сенатскую площадь. Сюда же прибыли восставшие части гренадерского и гвардейского полков.
- Как только весть о том что, на Сенатское площади твориться, что то не ладное дошла до Зимнего дворца к бунтовщикам отправились петербургский митрополит Серафим и младший брат Михаил Павлович.
- Они пытались успокоить собравшихся убеждали в необходимости принести присягу.
- Заслуженный генерал герой войны с Наполеоном, которого в войсках знали и уважали, также призвал собравшихся присягнуть Николаю Первому.
- Каховский – один из самых активных заговорщиков.
Составляют характеристику по критериям: 1) с какой семьи 2) род занятий 3) звание 4) к какому тайному обществу относились?
|
Физкультминутка |
| Встали дружно, потянулись И друг другу улыбнулись Декабристам наш поклон Многократным будет он. Ведь на площадь они вышли. Все дворяне молодые Офицеры – удалые. В холодный декабрьский день судьба их навек обрекла. Казнили из них 5-ых Сослали в Сибирь остальных. Глубоко теперь вдохнем и урок опять начнем. | Встали, потянулись. Улыбнулись друг другу. Поклонились несколько раз Ножками топают Честь отдают Показывают как им холодно Дают пять друг другу. Грустно голову опустили Глубоко вдыхают, садятся.
|
Региональный компонент |
| Посмотрите на карту (презентация) скажите, пожалуйста, в какие города Сибири ссылали декабристов? Раздает материал Декабристы в якутской ссылке. Предлагает заполнить таблицу на основе данного материала. Читаем и заполняем таблицу вместе. Учитель подводить к пониманию, какой вклад в развитие Якутии внесли декабристы. | Заполняют таблицу по тексту.
ФИО
декабриста | Место ссылки | Занятие | А.А. Бестужев - Марлинский | Якутск | Изучал иностранные языки, написал балладу Саатырь, около 30 стихов и очерки о якутской жизни «Исыах», «Отрывки о Сибири» | М. И. Муравьев Апостол | Вилюйск | Описал жизнь якутов, открыл школу и обучал детей грамоте, первым начал сажать картошку. | Н.А. Чижов | Олекминск | По мотивам якутского фольклора написал стихи «Нуча» «Воздушная дева», организовал литературный кружок. | П.Ф. Выгодовский | Вилюйск | Зарабатывал на жизнь перепиской и обучением детей грамоте |
|