Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения".
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему
Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата 16.03.2016 | Урок № 73 | Класс 7 | Предмет алгебра | МБОУ Шерекинская СОШ | |||
Тема урока: Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения | УМК Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник /А.Г.Мордкович. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник /[А.Г.Мордкович и др.]; | ||||||
Место урока в системе уроков по теме (всего уроков на тему/номер урока по теме: 5/1 | |||||||
Тип урока: урок «открытия» нового знания | |||||||
Понятия, утверждения, алгоритмы, методы, которыми ученик должен владеть для успешной работы на уроке | Понятия, утверждения, алгоритмы, методы, которые ученик изучит на уроке | ||||||
Понятие многочлена, понятие разложения на множители, знать формулы сокращенного умножения. | Метод разложения на множители с помощью формул сокращенного умножения | ||||||
Планируемые результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Формирование представления о различных способах разложения многочлена на множители | Владение общепредметными понятиями многочлен, разложение многочлена на множители, формулы сокращенного умножения. | Использование различных приемов проверки правильности выполнения задания (опора на изученные правила, алгоритм выполнения арифметических действий). | |||||
Технология обучения | Форма обучения | Метод обучения | |||||
Проблемное обучение | Семинар-практикум | Проблемный | |||||
Средства обучения | |||||||
Презентация, тетрадь, карточки индивидуальных заданий | |||||||
Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, экран | |||||||
Источники информации: | |||||||
для учителя | для обучающихся | ||||||
учебник, книга для учителя | учебник, задачник, презентация урока, сайт http://prezentacii.com/matematike/211 | ||||||
Цель урока: (определяется планируемыми результатами и способами их достижения) | Задачи урока: (конкретизация цели) | ||||||
формирование умений и навыков разложения многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения | Узнать: Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности; разложение разности квадратов на множители; способы разложения многочлена на множители Научиться: Навыкам работы с формулами сокращенного умножения; применять способы разложения многочлена на множители. |
Характеристики этапов урока | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Этап урока, время | Цель этапа | Формируемые УУД | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Продукт деятельности учащихся | Используемые на этапе СО |
Организационный этап | Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания | самоопределение, настраиваются на урок | ф | Обеспечивает благоприятный настрой. | Настраиваются на работу | Тетради, учебники, канцелярские принадлежности | |
Актуализация опорных знаний | Создать ситуацию успеха путем проверки владения материала прошлых уроков | умение оформлять свои мысли в устной речи, планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; корректирует свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность | ф, к | Организует работу по актуализации опорных знаний | Устный счет с проговариванием; Взаимопроверка и самооценка. | презентация | |
Определение совместной цели деятельности | Обеспечить деятельность по определению целей урока | постановка и формулирование проблемы, | ф, г | Создает проблемную ситуацию, объясняет учебную задачу. | Выполняют задание, отвечают на вопросы, формулируют цель урока | Записанная тема урока, число | |
Изучение нового материала | Способствовать развитию умения применять формулы сокращенного умножения при разложении многочленов на множители | выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально. | г, г | Организует работу учащихся по различным способам разложения многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения в группах | Отвечают на вопросы, записывают различные способы в таблицу | Заполненная таблица | презентация |
Первичное применение знаний | Установить правильность применения различных способов разложения многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения и убедиться в понимании изучаемого материала | умение находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно. | и | Предлагает выполнить индивидуальные задания по различным вариантам. Предлагает проверить задания | Выполняют задания Проверяют задания | Запись выполненного задания | презентация |
Подведение итогов. | Дать оценку работы класса | ф | Подводит итого урока, ставит задачи на следующий урок | Анализируют, выбирают соответствующую своим ощущениям карточку, высказывают своё мнение.Заполняют листы самоконтроля | Лист самоконтроля | ||
Информация о домашнем задании | Обеспечить понимание содержания домашнего задания | ф | Поясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание | Запись о домашнем задании в дневнике |
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте! Ребята, сегодняшний урок хочу начать словами Н.Е. Жуковского-отца русской авиации: «В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии». Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
Устный счет.
Представьте в виде квадрата одночлена
25a2 =(5a) 2 36c2 =(6c) 2 9c4=(3c2) 2 121b2=(11b) 2
Представьте в виде многочлена
(a – 6)2 = a2 -12a+36 (-a - 6)2 = a2+12a+36
(-a +6)2 =a2 -12a+36 (a +6)2 = a2 +12a+36
Разложите многочлен на множители
6m + 6n =6(m+n) 4 – 12x =4(1-3x)
mn –mp= -m(n-p) -2a + 3ab=a(3b-2)
10x – 5y =5(2x-y) 5ab - 5ac=5a(b-c)
Математический диктант
- Квадрат суммы двух выражений (1)
- Квадрат разности двух выражений (2)
- Разность квадратов двух выражений (3)
- Разность кубов двух выражений (4)
- Сумма кубов двух выражений (5)
Поднимите руки те, кто допустил ошибки в математическом диктанте.
-Скажите, где применяются формулы сокращенного умножения? (для быстрого счета при упрощении выражений)
2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном действии
Перед вами на столах «Карта урока». Впишите свою фамилию и имя.
В первом пункте «Устный счет» за правильные ответы поставьте «+», а при наличии ошибок «-».
Выбери верное утверждение. В средней колонке галочкой отметьте верное утверждение
Разложение на множители - это | Представление многочлена в виде произведения двух или нескольких многочленов |
Представление многочлена в виде произведения одночлена и многочлена |
Какие способы разложения многочленов на множители вы знаете? Впишите в таблице способы разложения многочлена на множители.
3. Определение совместной цели деятельности
Распределите многочлены по способам разложения на множители
Вынесение общего множителя за скобки | Способ группировки | Формулы сокращенного умножения | |
1 ряд | 10a+25b | a²+ab-2a- 2b | х²-25 |
2 ряд | 5a²-5a | ax-3x-4a+12 | х²+8х+16 |
3 ряд | -2х²у+6ху² | 6mx-2m+9x-3 | a2-4ab+4b2 |
Проверяем выполнение задания
Какие многочлены вы разложили с помощью вынесения общего множителя за скобки?
Какие многочлены вы разложили с помощью способа группировки?
Каким способом разложили на множители многочлены под №1,2,2?
-В чем возникло затруднение (проблема)?
-Почему большинство справились с разложением на множители предыдущих многочленов?
-Что мы использовали при разложении этих многочленов на множители?
- Какую особенность вы заметили у многочленов третьей группе?
1.Двухчлен является разностью квадратов
2. Трехчлен является полным квадратом суммы
3. Трехчлен является полным квадратом разности
-Какая из известных формул может быть использована? ((а-в)(а+в)=а2-в2). (3)
-Какая из известных формул может быть использована? ((a + b)2 = a2 + 2ab + b2). (1)
-Какая из известных формул может быть использована? ((a - b)2 = a2 - 2ab + b2). (2)
-Как мы называем операцию замены многочлена произведением? (Разложением на множители)
- Сформулируйте тему нашего урока. (Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения)
– Молодцы! Запишите тему.
4. Изучение нового материала
х²-25 =x2-52= (x-5)(x+5)
Алгоритм разложения разности квадратов на множители:
1.Представить двучлен в виде разности квадратов.
2.Выполнить разложение по формуле (3)
а2-в2= (а-в)(а+в).
х²+8х+16= х²+2*х*4 +42= (x+4)2= (x+4)(x+4)
Алгоритм разложения трехчлена на множители:
1.Убедимся, что трехчлен является полным квадратом и содержит сумму квадратов одночленов х и 4, а также удвоенное произведение этих одночленов.
2.Выполнить разложение по формуле (1)
a2-4ab+4b2= a²-2*a*2b +4b2 =(a-2b) 2=(a-2b)(a-2b)
Алгоритм разложения трехчлена на множители:
1.Убедимся, что трехчлен является полным квадратом и содержит сумму квадратов одночленов a и 2b, а также удвоенное произведение этих одночленов.
2.Выполнить разложение по формуле (2)
№33.2 (а, б) №33.3 (а, б)
Двучлены представим в виде разности квадратов.
Во всех примерах воспользуемся формулой (3)
№33.19 (а, б)
В первом примере воспользуемся формулой (2)
Во втором примере воспользуемся формулой (1)
5. Первичное применение знаний
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1 вариант. x²-81= x²-9²=( x-9) (x+9) m²-20m+100=(m-10)² 25x²+40x+16=(5x+4)² a²-10a +25=(a-5)² | 2 вариант. x²-25= x²-5² =(x-5)(x+5) x²-16x+64=(x-8)² 49x²+56x+16=(7x+4)² a²+10a +25=(a+5)² |
-Какие ошибки допущены? В чем причина?
После самопроверки проводится анализ и исправление допущенных ошибок.
Включение в систему знаний и повторение
№33.9 (а, б)
1.Представить двучлен в левой части уравнения в виде разности квадратов.
2.Выполнить разложение по формуле (3)
3.Произведение равно нулю, если один из множителей равен нулю. Задача свелась к решению двух более простых уравнений.
Итак, разложение на множители с помощью формул сокращённого умножения может пригодиться нам для решения уравнений.
№33.29 (а, б)
Резервные задания №33.26 №33.27
6. Рефлексия деятельности на уроке
-В начале урока я спрашивала, где применяются формулы сокращенного умножения, и вы мне ответили «для быстрого счета при упрощении выражений»
Если я повторно задам этот же вопрос, что вы мне ответите? (для быстрого счета при упрощении выражений, при решении уравнений, при разложении многочленов на множители)
7. Информация о домашнем задании
Запишите д/з
№33.3 №33.4 №33.19 №33.20 №33.9 №33.26 (в.г)
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока «Преобразование многочленов с помощью формул сокращённого умножения», алгебра 7 класс
Проект урока по теме «Преобразование многочленов с помощью формул сокращённого умножения» в 7 классе. Урок применеия знаний. Предполагается использовать для актуализации знаний компьтеры, диск "...
Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения
- закрепить знания учащихся о формулах сокращенного умножения, отработать умения и навыки применять их при разложении многочлена на множители; - способствовать разви...
Разработка урока к муниципальному этапу конкурса "Лучшее электронное приложение к уроку" по теме "Формулы сокращённого умножения" Алгебра - 8 класс, Ю.Н.Макарычев
Цели урока:*систематизировать и обобщить знания, умения и навыки применения формул сокращенного умножения при преобразовании выражений;*формирование логического мышления, любознательности, разви...
План-конспект урока по алгебре (7 класс) .Урок по теме: "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения."
Урок обобщения и закрепления по теме:"Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения." На уроке отрабатываются навыки применения формул при решении уравнений , а так ...
Урок для 7 класса "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения"
Данный урок является заключительным при изучении темы "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения" и построен в игровой форме....
"Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения"
Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения"...
Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения
Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения. 7 класс...