Открытый урок с технологической картой по биологии ФГОС
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
griby_5_klass_fgos.docx | 40.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока по биологии
Тема урока: Грибы.
Цели урока:
Обучающие:
• раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные)
Развивающие:
• развивать понятия о многообразии живых организмов;
• продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе;
• развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.
Ожидаемые результаты:
- Личностные:
- Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
- Ответственно относятся к выполнению учебных задач;
- Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
- Метапредметные:
- Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
- Выдвигают простейшие гипотезы;
- Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
- Работают с информацией и преобразуют её;
- Находят причинно-следственные связи;
- Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
- Предметные:
- Знают отличительные признаки грибов, умеют находить грибы на рисунках, таблицах, муляжах, гербарных экземплярах в сравнении с представителями других царств;
- Имеют представление о распространении грибов на Земле, особенностях их строения;
- Называют примеры значения грибов в природе и в жизни человека
- Тип урока:
- По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;
- По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
- По ведущему методу обучения:проблемно-поисковый.
- Методы:
- Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);
- Дополнительные:
- словесные (беседа, диалог);
- наглядные (работа с рисунками, схемами);
- практические (поиск информации, работа с интерактивной системой голосования);
- дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
- Средства обучения:
- Учебник Пономарева И. Н. Биология.. 5 класс. М.: Вента-Граф, 2015;
- Дополнительный текстовый материал;
- Гербарии, муляжи, таблицы
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Грибы»
Этап урока | Содержание | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Организационный момент | - Доброе утро, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и искать. Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодняшний день нам позволит подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач! Будет трудно, я помогу. | Организация рабочих мест, приветствие Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
Актуализация знаний | Повторим, что мы изучали на прошедших уроках: -Давайте вспомним, на какие царства делится живая природа? Давайте вспомним отличительные признаки животных ТЕСТ Ученики совместно с учителем вспоминают признаки царства растений Ответы: Сейчас мы проверим как вы сможете распознать представителей этих царств. Посмотрите, пожалуйста, на парту. Выберите представителей царства животных и представителей царства растений. (работа с гербариями, экспонатами (грибы) | Отвечают на вопросы Выполняют тест Проводят самопроверку, используя текст учебника вспоминают признаки царства растений работают с гербарными материалами и муляжами | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя |
Целеполагание и мотивация | У вас остались лишние организмы . Что за загадочные существа остались на парте? - Скажите, как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (О грибах) Какую цель мы поставим перед собой. Что бы вам хотелось узнать о грибах? | Решая предложенные задания, появляется проблема, на основе которой выдвигают предположение о теме урока. | Регулятивные: Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале. Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия. |
Создание проблемной ситуацииУсвоение новых знаний | Грибы считали травами и кустарниками без цветов и плодов, относили даже к морским животным или к минералам. Французский ученый-ботаник Себастьян Вайян сказал о грибах: «Грибы — это дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы, чтобы смущать самых талантливых исследователей и приводить в отчаяние молодых ботаников». Карл Линней называл всю эту группу хаосом, в котором невозможно найти никакой системы. Почему же столь противоречивы мнения ученых о грибах? В какую систематическую категорию объединяются грибы? - что это за организмы? (Эукариоты) -Что это значит? (В клетках грибов есть ядра) Рассмотрим некоторые факты из характеристики этого царства Факт 1: Грибы похожи ни на растения, ни на животных, они могут расти в отсутствие света, но не могут двигаться, как животные Факт 2: Грибы растут в течение всей жизни, как растения, но питаются только готовыми органическими веществами Обсудите в парах, что вас удивило? Какие вопросы у вас возникли? Что такое гриб? Почему грибы выделили в отдельное царство? В настоящее время учёные насчитывают 100 тысяч видов грибов, среди них очень маленькие и крупные экземпляры. Чтобы более подробно познакомиться с грибами давайте поработаем в группах. Каждая группа получает своё задание, на выполнение которого отводится 15 минут. В конце указанного времени группа должна предоставить отчет о проделанной работе. Физкультминутка Работа в группах 1 группа Внимательно прочитайте текст учебника на стр.58 и с помощью цветной бумаги сделайте аппликацию строения шляпочных грибов, указав все составляющие гриба. А затем расскажите о строении вашего гриба. (работа с цветной бумагой, клеем, ножницами) 2 группа Рассмотреть вопрос о питании грибов, используя данные учебника, Представить в виде схемы, используя прием «Ментальная карта»то ) Вывод: Грибы выделяют в отдельное царство органического мира. Тело и грибница гриба образованы мицелием, представленным тонкими ветвящимися трубчатыми нитями, – гифами. Клетки грибов имеют ядра, все грибы относятся к эукариотам. Грибы питаются готовыми органическими веществами, по способу питания относятся к гетеротрофам. По типу питания грибы могут быть сапрофитами, паразитами, симбионтами и хищниками. | Высказывают свое мнение Отвечают на вопрос учителя Для грибов характерны следующие признаки растений: Самостоятельная работа с учебником По истечении 15 минут каждая группа представляет свою работу перед классом. | Личностные: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; · саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; · разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; · управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; · умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Первичное закрепление учебного материала | Подведем итог нашего урока, проверим усвоение материала. Выполнить тест: г) плодовым телом. а) автотрофы а) симбиоз; б) грибокорень; в) грибница; г)автотроф. 5.К грибам паразитам относится: а) способны к фотосинтезу б) питаются готовыми органическими веществами в) поглощают пищу путём всасывания | Выполняют тест Оценивают себя
| Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще нужно; элементы волевой саморегуляции. Познавательные: логические: анализ и синтез информации. |
Рефлексия | Итак, завершился наш урок Подводит итог урока, предлагает поработать по шаблону: О чём мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Свои ответы начинайте со слов Я узнал… Я смогу… Я удивился… | Высказывают мнение об уроке. | - оценка процесса и результатов деятельности, - рефлексия способов и условий действий; -уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи4 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом |
Домашнее задание | П.13., ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания в рабочей тетради. Творческое задание. Подготовить сообщение о грибах, встречающихся в нашей местности, используя дополнительную литературу и средства Интернет. | Записывают домашнее задание в дневники |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока "СОВРЕМЕННОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТУМЕНТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ МЕХАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РЕЗКИ МЕТАЛЛА"
Урок по дисциплине "Подготовка металла к свариванию" 1 курс . Специальность "Сварщик" (электросварочные и газосварочные работы"...
Открытый урок (с технологической картой) по математике "Сложение и вычитание десятичных дробей"
цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме сложение и вычитание десятичных дробей при решении задач «на движение по реке»...
Открытый урок с технологической картой по теме «Строение растительной клетки».
Задачи урока:1 –образовательные: определить уровень знаний по теме «Строение растительной клетки»; способствовать выработке умений применять полученные знания при работе со схемами, карточками – задан...
Разработка открытого урока с технологической картой на тему "Степени сравнения имен прилагательных"
Урок проводился 22 января 2015 года для обучающихся 6 класса в рамках окружного семинара «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на стандарты ...
Технологическая карта открытого урока по английскому языку по ФГОС 2 класс по теме " Мишка Тедди замечательный".
Учебный предмет: английский язык Класс: 2Тема урока: “ Мишка Тедди замечательный. Игрушки. Отрицательные предложения с глаголом «иметь» &rdquo...
Технологическая карта открытого урока по английскому языку по ФГОС 2 класс по теме "Мой дом"
Тема урока: Проект "Мой дом"Тип урока:комбинированный урокЦель урока:научить детей описывать комнаты дома.Задачи:Практическая:Овладение английским языком как средством общения по теме «...
Технологическая карта открытого урока по английскому языку по ФГОС 3 класс по теме « Меню для ланча в школе»
Цель урока повторить лексику по теме: «Еда», учить разделять еду на «Фрукты», «Овощи» и «Напитки», развивать навыки аудирования, чтения, говорения и пис...