№ | Дата | Тема урока | Количество часов | Основные понятия | Домашнее задание |
История. Введение в историю (пропедевтический модуль) (10 часов)
|
|
1 |
| Что и как изучает история. Периодизация всеобщей истории. Вспомогательные исторические дисциплины (ВИД) | 1 | История, раскопки, Древний мир, история России, этнография, древнейшие люди, исторические источники, хазары, сарматы | Написать рассказ об известных источниках древности на территории нашего края. |
2 |
| Лента времени. Практикум. Решение задач на хронологию. Понятие хронологии. Исторический факт и дата | 1 | Лента времени, столетие, век, тысячелетие, история н.э., до н.э., Рождество Христово, исторический факт | Сочинить рассказ с использованием терминов урока. |
3
|
| Моя родословная. Я и мое имя. Генеалогия как вспомогательная историческая дисциплина (ВИД). Практикум. Составление генеалогического древа
| 1
| Родословная, генеалогическое древо, род, поколения, предки, семья, именины, отчество, прозвище, фамилия | Составить генеалогическую таблицу своей семьи. Узнать значение собственного имени. |
4 |
| История на карте. Картографическая информация. Виды карт. Условные знаки | 1 | Историческая карта, стороны света, условные знаки | Составить таблицу: общее и различие исторической и географической карт. |
5 – 6 |
| История в архитектурных памятниках. Зодчество и архитектура | 2 | Архитектурный памятник, сфинкс, фараон, саркофаг, бальзамирование, барельеф, портал, фреска, изба, арка, купол, акведук, портик | Перечислить архитектурные памятники вашего города. Составить рассказ об истории построения вашего села, города или дома. |
7 |
| История вещей и одежда в разные времена. Понятие быта. Одежда как памятник культуры | 1 | Трапеза, керамика, сундук, буфет, гардероб, хитон, туника, тога, порты, кафтан. | Нарисовать одежду разных народов, используя Дополнительную литературу. |
8 |
| История письменности. Материал для письма. Древние алфавиты. Палеография | 1 | Иероглифы, клинопись, папирус, глиняные дощечки, пергамент, берестяные грамоты, палеография. | Составить сравнительную таблицу различных видов письменности. |
9 |
| Гербы, флаги, гимны государств. Геральдика. Практикум. Герб моей семьи | 1 | Герб, флаг, гимн, штандарт | Составить герб совей семьи. |
10 |
| Россия – многонациональное государство. Народы России в их прошлом и настоящем. Этнография. Народ как источник власти. Конституция – основной закон государства | 1 | Государство, страна, народ, конституция, закон |
|
Раздел 2. Жизнь первобытных людей (4 часа)
|
11 – 12
|
| Первобытные собиратели и охотники. Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Занятия и орудия труда. Возникновение искусства и религиозных верований. Понятие религии: тотемизм, анимизм, фетишизм. Магия | 2 | Собирательство, стадо, родовая община, сородичи, люди разумные, сородичи, первобытные люди. | § 1 – 3 |
13 |
| Первобытные земледельцы, скотоводы. Соседская община. Переход от собирательства на земледелие и скотоводство. Развитие ремесла. Обмен производственными продуктами. Зарождение неравенства и знаний. | 1 | Западная Азия, старейшина, совет старейшин, дух, жертва, знать, племя, молитва, раб, ремесленники, мотыга, гончарный круг | § 4, 5 |
14 |
| Обобщение по теме «Жизнь первобытных людей». Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе первобытности к цивилизации. | 1 | Все понятия и значения темы 1 | Повторить § 1 – 5 |
Раздел 3. Древний Восток ( 16 часов)
|
Древний Египет (6 часов)
|
15 |
| Древний Египет: географическое местоположение и природные условия, население. | 1 | Государство, фараон, оазис, шадуф. | § 6 |
16 |
| Древний Египет. Труд, быт и жилище ремесленников и земледельцев. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. | 1 | Налог, каномы, амулет. | § 7 |
17 |
| Возникновение и управление государством в Древнем Египте. Фараон – повелитель Египта. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. | 1 | Фараон, вельможа, кораблестроители, колесница. | § 8, 9, сообщения «Жизнь фараона», «Жизнь египетского вельможи» |
18 |
| Религия древних египтян. Боги и жрецы. Мифы. Анимизм | 1 | Храмы, миф. | § 10 |
19 |
| Культура Древнего Египта. Храмы и пирамиды. Письменность и научные познания. Искусства. Древнеегипетская школа. | 1 | Мумия, саркофаги, пирамида, статуя, рельеф, астрономия. | § 11, 12 (читать, отвечать на вопросы); доклады: «Храмы и пирамиды Древнего Египта», «Письменность древних египтян», «Искусство Древнего Египта», «Древнеегипетская школа». |
20 |
| Обобщение по теме «Древний Египет» | 1 | Все понятия данной темы | Повторить § 6 – 12 |
|
|
|
|
|
|
Западная Азия в древности (7 часов)
|
21 |
| Древнее Двуречье. Местоположение, природные условия, климат. Население и его занятия. Мифы и боги. | 1 | Двуречье, клинопись. | § 13 |
22 |
| Древний Вавилон. Хаммурапи и его законы. Научные знания и литература. | 1 | Вавилония, законы. | §14 |
23 |
| Восточное Средиземноморье. Финикия и Палестина. Население и его занятия. Ремесла, торговля. Религия. | 1 | Оливки, колонии, алфавит, буква. | § 15 |
24 |
| Ассирийская держава. Местоположение. Военное искусство. Ассирийское искусство, библиотеки. | 1 |
| § 18 |
25 |
| Персидская держава «Царя Царей». Три великих царства в западной Азии. Завоевания персов. Персидская держава при Дарии Первом | 1 |
| § 19 |
26 |
| Культура народов Западной Азии в древности. Письменность. Мифы. Библия, храмы | 1 | Библия, Ветхий Завет. | Сообщения о развитии письменности, о храмах |
27 |
| Обобщение по теме «Западная Азия в древности» | 1 | Все понятия данной темы. | Повторить § 13 – 19 |
Индия и Китай в древности (3 часа)
|
28 |
| Древняя Индия. Природные условия. Занятия населения. Религиозные верования, легенды, сказания. Касты. | 1 | Джунгли, хлопчатник, тростник, каста, бамбук, гунны, буддизм, индуизм. | § 20, 21 |
29 |
| Древний Китай. Природные условия. Занятия населения. Империя Цинь. Император и подданные. Религиозно-философские учения. Конфуций. | 1 | Конфуцианство, компас, бумага, шелк, император. | § 22, 23, сообщение о Конфуции |
30 |
| Обобщение по теме «Индия и Китай в древности» | 1 | Все понятия данной темы | Повторить § 20 – 23 |
Раздел 4. Древняя Греция. Эллинизм (19 часов)
|
Древнейшая Греция (5 часов)
|
31 |
| Природные условия Древней Греции. Население и его занятия | 1 | Эллины, Илиада. | § 24 |
32 |
| Древнейшие государства: Крит, Микены. Троянская война | 1 | Ахейцы, дорийцы, мифология | § 25 |
33 |
| Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» как источник информации по истории Древнего мира и как литературное произведение | 1 |
| § 26, 27 |
34 – 35 |
| Религия древних греков. Сказания о богах и героях | 2 | Титаны, фрески | § 28, составить список греческих богов |
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (6 часов)
|
36 |
| Местоположение и природные условия Аттики. Развитие ремесла и земледелия Афин | 1 | Полис, колонии, варвары, колонизация, скифы | § 29 |
37 |
| Зарождение демократии в Афинах. Демос и знать. Реформы Солона. Свободные рабы | 1 | Демос, знать, Ареопаг, гражданин, демократия | § 30 |
38 |
| Спарта – военный лагерь. Спартанцы и илоты. Спартанское воспитание | 1 | Лаконизм | § 31 |
39 |
| Греческие колонии. Причины колонизации. Северное Причерноморье. Эллинизм | 1 | Космополитизм, Эллада | Сообщения про греческие колонии: Ольвию, Херсонес |
40 |
| Греко-персидские войны: причины, основные события, итоги, значение. Марафонская битва. Бой в Фермопильском ущелье. Саламинское сражение | 1 | Захватнический характер войн | § 34, 35, составить таблицу «Основные сражения в ходе греко-персидских войн» |
41 |
| Олимпийские игры в древности: причины, организация, набор соревнований. Олимпийские игры в Сочи 2014 года | 1 | Олимпийские игры | § 33, сообщения по выбору учащихся, презентации |
Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (4 часа)
|
42 |
| В гаванях афинского порта Пирей. Состав населения Афин: патриции, плебеи | 1 | Морской союз | § 36 |
43 |
| Город Афины. Архитектура Афин. В афинских школах и гимнасиях. Образование афинян: начальная школа, гимнасии, взгляды древних ученых. | 1 | Парфенон | § 37, § 38, сообщение об образовании афинян |
44 |
| Возникновение театра: трагедия, комедия | 1 | Театр, орхестра, комедия, трагедия | § 39, сообщение об афинском тетаре |
45 |
| Афинская демократия при Перикле. Народное собрание. Друзья и соратники Перикла | 1 | Демократия, Народное собрание, исторический портрет | § 40 |
Македонские завоевания в IV в. до н.э. (4 часа)
|
46 |
| Возвышение Македонии. Македонское войско. | 1 | Междоусобица, фаланга, осадная башня | § 41 |
47 |
| Поход Александра Македонского на Восток. Потеря Грецией независимости. Держава Александра Македонского и ее распад | 1 |
| § 42, сообщение об Александре Македонском |
48 |
| В Древней Александрии Египетской. Торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья, музеи, библиотеки | 1 | Амфора, музей, пирос, портик, Агора, Акрополь, колонна, Парфенон, фронтоны, гиназии, стиль, палестра, Фаросский маяк, Александрийская библиотека | § 43, сообщения |
49 |
| Обобщение по теме «Древняя Греция» | 1 | Все понятия данной темы | Повторить § 24 – 43 |
Раздел 5. Древний Рим (17 часов)
|
Рим: его возникновение до господства над Италией (3 часа)
|
50 |
| Древнейший Рим. Природа и население Древней Италии. Легенда об основании Рима. Управление в древнейшем Риме | 1 |
| § 44 |
51 |
| Возникновение Римской республики. Военные победы римлян. Устройство Римской республики. Консулы. Сенат. Занятия и положение жителей. Патриции и плебеи | 1 | Востама, ликторы, патриции, плебеи, сенат, консул, республика, право вето, народные трибуны | § 45 – 46 |
52 |
| Религиозные верования: тотемизм, анимизм, фетишизм | 1 | Тотемизм, анимизм, фетишизм | Сообщения по выбору учащихся |
Рим: сильнейшая держава и гражданские войны (7 часов)
|
53 |
| Римское войско. Войны Рима с Карфагеном: причины, основные события, итоги. Битва при Каннах | 1 |
| § 47 |
54 |
| Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Поражение Македонии. Разгром Сирии и конец Македонского царства | 1 |
| § 48 |
55 |
| Рабство в Древнем Риме. Положение рабов. Гладиаторы. Источники рабства. Применение рабского труда | 1 | Гладиаторы, амфитеатр | § 49, сообщение о положении рабов в Древнем Риме |
56 |
| Гражданские войны: причины, основные события, итоги, значение. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака | 1 | Гражданская война, восстание | § 50, 51, таблица «Восстание Спартака» |
57 |
| Кризис управления республикой. Единовластие Цезаря | 1 | Император, меценат | § 53, сообщение о Гае Юлии Цезаре |
58 |
| Установление империи в Риме. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Единовластие Октавиана Августа | 1 |
| § 54 |
59 |
| Обобщение по теме «Рим: сильнейшая держава и гражданские войны» | 1 | Все понятия темы | Повторить § 47 – 54 |
Римская империя в первые века н.э. и разгром западной Римской империи (7 часов)
|
60 |
| Территория Римской империи. Соседи Римской империи. Управление Римской империей | 1 |
| § 54, 55 |
61 |
| Распространение христианства. Сущность религии. Причины возникновения. Отношение власти к религии | 1 | Христианство | § 56, сообщение об основных догматах христианства |
62 |
| Расцвет Римской империи во II в. Правление Траяна | 1 |
| § 57 |
63 |
| Разделение Римской империи на западную и восточную. Причины падения Римской западной империи | 1 | Рим и варвары. Готы и гунны | § 59, 60 |
64 – 65 |
| Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура Древнего Рима. Римская литература. Развитие наук | 2 | Ораторское искусство | Сообщения: «Архитектура и скульптура Древнего Рима», «Римская литература», «Развитие наук» |
66 |
| Обобщение по теме «Римская империя в первые века н.э. и разгром западной Римской империи» | 1 | Все понятия темы |
|
67 |
| Повторительно-обобщающий урок. Особенности цивилизации Греции и Рима. Вклад народов дрвености в мировую культуру | 1 | Семь чудес света | с. 294 – 295, записи в тетради |
68 – 69 |
| Итоговое повторение: знание истории Древнего мира
| 2 |
| С. 296 – 298, с. 298 – 299 (вопросы) |
70 |
| Историческое наследие древности. Кино-урок «Древний мир» | 1 |
|
|