Технологическая карта по истории для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС "Зарождение демократии в Афинах".
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
С помощью данного материала учителю будет легко и просто донести до до ребят, что такое демократия и ее основные признаки, чем демос отличался от аристократии, что такое "долговые камни", почему царя Солона считают основателем демократии в Древнем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zarozhdenie_demokratii_v_afinah.docx | 33.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Авторы | Мантрова Ольга Викторовна, учитель истории МБОУ «Гимназия» города Моршанска Тамбовской области |
Предмет | История |
Класс | 5 класс |
Тема урока | Зарождение демократии в Афинах. |
Тип урока | Комбинированный урок |
Цель урока | Формирование представлений учащихся о причинах и значениях проведения реформ Солона |
Планируемые результаты | Личностные: умение вступать в диалог, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развитие внимания, умение работать в паре и группе; рассуждать и делать выводы; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей. Метопредметные: обучающиеся научатся участвовать в коллективном обсуждении проблем, научаться выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; Предметные: обучающиеся научатся определять хронологические рамки реформ Солона обучающиеся получат возможность научиться: на основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам. |
Техники и технологии | Методы:
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, практическая, ролевая игра Организация деятельности обучающихся на уроке:
- рефлектируют. |
Ресурсы | УМК: В.И. Уколова, Л.П. Маринович (под ред. А.О. Чубарьяна). Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс // М., «Просвещение». 2013., историческая карта «Древняя Греция», атлас, текст исторического документа. |
Этап урока и его цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД | Формы оценивания | ||||
Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | |||||
Организационный Создание благоприятного психологического настроя на работу | Приветствие обучающихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Умение выделять нравственный аспект поведения. | Прогнозирование своей деятельности | Умение слушать и вступать в диалог | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | ||
Актуализация знаний Актуализация опорных знаний и способов действий | Вступительное слово учителя. Организует беседу, работу с картой 1. Ребята, давайте вспомним, где находится Древняя Греции? 2. Какие моря омывают Древнюю Грецию? Покажите на карте. 3. Какие реки текут по территории Древней Греции? Покажите на карте. 4. Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? 5.Кто управлял государством? 6. Что было с теми людьми, которые не могли заплатить арендную плату? 7. Назовите новые понятия, с которыми вы познакомились на предыдущем уроке? | Отвечают устно на вопросы, Работа с настенной исторической картой.
| Самоопределение | Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка учебной задачи на основе известного. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог | Логический анализ объектов с целью выделения признаков. Поиск и выделение необходимой информации. | ||
Мотивация учебной деятельности учащихся . Включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне | Предлагает заранее подготовленным учащимся разыграть сценку. В афинской гавани встретились двое: богатый торговец и аристократ. Между ними завязался спор. - Я богаче тебя, - говорит торговец, - посмотри, вот грузятся мои корабли. Носильщики заполняют их амфорами с маслом и вином, расписными сосудами. Взгляни, прямо перед нами склад с товарами. Он мой. У меня красивый дом в Афинах, рабы. Я тоже хочу управлять Афинами! – раздражённо продолжает он. – Почему только вы, аристократы, судите, избираете из своей среды девять правителей, заседаете в совете старейшин? Я тоже хочу быть правителем и не хуже вас справлюсь с этими обязанностями. Презрительная улыбка чуть тронула губы аристократа: - Ты богаче, это верно, но что с того?! Богатым можно стать, а знатным нужно родиться! Ты забыл, кто был твой дед? Я напомню: он был простым мужиком, подёнщиком и гнул спину на моего деда. А уж кто был твой прадед, ты, верно, и сам того не знаешь. Ха-ха! Мои же предки известны всей Аттике. Мои деды и прадеды, и прапрадеды – все заседали в совете старейшин. А ведём мы род от самих богов. Не смей равняться с нами!- добавил аристократ с чувством превосходства. – Ты простой человек, и твои предки были простыми людьми. А все мои предки были знаменитыми людьми. Вот чем я отличаюсь от тебя. Организует беседу по вопросам, опираясь на сюжет сценки. Вопросы: -Что означают слова: «богатым можно стать, а знатным нужно родиться»? - Чем были недовольны афинские купцы и владельцы кораблей? Чего они требовали? - Кому в Аттике принадлежали лучшие земли и власть? - Как называлось остальное свободное население? - Кем были по своим занятиям люди, составлявшие демос? | 2 ученика разыгрывают сценку. Учащиеся отвечают на вопросы. | Положительное отношение к учебной деятельности. . | Прогнозирование своей деятельности | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение. | ||
Постановка цели и задач урока. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы | Создав у учащихся представление о составе населения Аттики, учитель формулирует проблемный вопрос. «Определите, чем был недоволен афинский демос и каковы его требования?» Создает проблемную ситуацию, для решения которой делит класс на группы. Работа с историческим документом, схемой. Текст документа. Весь простой народ был в долгу у богатых: одни обрабатывали землю, получая шестую часть урожая, другие брали у богатых в долг деньги под залог тела, они могли стать рабами, если не выплачивали долг; при этом одни оставались рабами на родине, других продавали на чужбину. Многие вынуждены были продавать собственных детей (никакой закон не запрещал этого) и бежать из отечества. Огромное большинство людей собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбирать себе одного вожака и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и изменить государственный строй. Организует работу по составлению таблицы на тему: «Требования населения Афин». Контролирует деятельность учащихся, оказывает помощь, при заполнении таблицы. Учитель организует работу с учебником. Прочитайте документ на стр. 139 и ответьте на вопросы: -О каких позорных столбах говорит Солон? Далее учитель демонстрирует схему на доске и просит убрать лишнее слово из схемы. -Отменил ли Солон полностью рабство в Афинах? | В диалоге с учителем определяют цель урока: причины и значение проведения реформ Солона для Афин. Анализируют документ, работают со схемой. Учащиеся заполняют таблицу. Комментированное чтение документа вслух, его анализ, отвечают на поставленный вопрос. Работа со схемой. | Самоопределение | Планирование, прогнозирование | Формулирование собственного мнения и позиции. Умение слушать и вступать в диалог | Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Построение логической цепи рассуждений. | ||
Физкультминутка. Смена вида деятельности. Усвоение новых знаний и способов действий. Установление правильности и осознанности изучения темы. Закрепление новых знаний. Установление правильности и осознанности изучения темы | Организовывает физкультминутку Учитель проводит исторический диктант по новым понятиям встретившимся на уроке: «реформы», «народное собрание» «демократия». На доске прикрепляет таблички с понятиями. Учащимся предлагает соотнести понятие с нужным определением. Предлагает ответить на ряд вопросов - Какие требования выдвигались населением Афин? -Какие требования были выполнены в результате реформ Солона? - Все категории населения были удовлетворены реформами Солона? -Предлагает учащимся разгадать кроссворд. . Как в переводе на греческий «народ»? 7. Какая форма правления установилась в Афинах в результате реформ Солона? | Выполняют команды учителя. Работа с понятиями «реформы», «граждане», «свободные афиняне», «народное собрание» «демократия». Один из учащихся по желанию выходит к доске. Учащиеся записывают себе определения в тетрадь. Отвечают на вопросы. Решают кроссворд | Самоопределение | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата | Формулирование собственного мнения и позиции. Умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов | Оценка учителем лучшей группы после обсуждения с обучающимися (отметка) | |
Подведение итогов урока Самооценка результатов своей деятельности и всего класса | -Какую цель урокам мы ставили? -Добились ли мы этой цели? -Каким способом? -Какие получили результаты? Какие последствия имела реформаторская деятельность Софокла для Греции? | Подводит итоги работы в классе. Вопросы: Какую цель урокам мы ставили? Добились ли мы этой цели? Каким способом? Какие получили результаты? По каким формулам находятся площадь прямоугольника и площадь квадрата? Где можно применить новое знание? Что на уроке у вас хорошо получалось? Над чем еще нужно поработать? | Отвечают на поставленные вопросы. | Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся | Контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция | участие в коллективном обсуждении проблем. | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. | |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Задает дифференцированное домашнее задание | Обучающиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока | Нравственно -этическая ориентация | Управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка | Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности | |||
Рефлексия. Инициирование рефлексии детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Прием « Незаконченное предложение». На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова: Урок мне -------- понравился. Я _____ доволен своей работой на уроке. | Оценивают свою работу и работу одноклассников. | Оценка своей деятельности и деятельности других людей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока истории 10 класс
Урок – проектТема проекта: создание «Музея русской культуры XVIII века»Задачи проекта: 1. Научить учащихся самостоятельному поиску необходим...
Технологическая карта уроков истории 8 класс
карта составлена по программе школа-2100 с учетом новых стандартов...
Технологическая карта урока истории 9 класс
Урок истории России ХХ век по теме СССР в системе международных отношений в 1930-е гг....
технологическая карта урока история 9 класс"Коллективизация"
технологическая карта урока история 9 класс"Коллективизация"Тема урока КоллективизацияТип урока комбинированный УМК Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина « Истор...
технологическая карта урока истории 5 класс
quot;В гаванях Афинского порта Пиреи"...
Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"
Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...
Технологическая карта урока истории. 8 класс. Движение декабристов и восстание на Сенатской площади.
Технологическая карта урока истории. 8 класс. Движение декабристов и восстание на Сенатской площади....