технологическая карта урока истории 5 класс
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

"В гаванях Афинского порта Пиреи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_tehnologicheskaya_karta_5_kl.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет

        История

Класс

5

Тема урока

« В гаванях афинского порта Пирей»

Тип урока

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Цель и задачи

1. Контроль качества знаний учащихся по теме «Полисы Греции и их Борьба с персидским нашествием»

2. Показать роль Афин в истории Древней Греции, углубить знания учащихся об античной демократии.

3. Продолжить формировать умение обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Характеризовать положение граждан, переселенцев,  рабов в греческих полюсах. Используя информацию презентации составить собственный рассказ о гаванях.

Объяснять исторические явления, процессы, связи отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

        формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Пирей, верфь, Совет пятисот.

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

Цель

Деятельность

УУД

Время

мин

учителя

обучающихся

1

Мотивация

Понимание учащимися замысла предстоящего занятия

Ребята, нам на уроке предстоит вспомнить о самых важных событиях произошедших в Древней Греции, и познакомиться с новой темой урока «В гаванях афинского порта Пирей», но самым важным вопросом урока станет – почему именно Афины становятся самым могущественным полисом Древней Греции.

Приветствие, знакомство со слов учителя с предстоящей работой на уроке

Воспитывать у уч-ся культуру поведения на уроке, культуру общения; прививать чувство уважения к истории и культуре других стран

3

2

Актуализация субъективного опыта

Большая степень заинтересованности учащихся

- Ребята, давайте вспомним какие  события произошли в Элладе в 490г до н.э.?

- Давайте более подробно вспомним эту битву, помогут нам в этом вопросы на карточке:

Карточка 1:

- Почему в начале 5 века до н.э. Дарий Первый решил завоевать Элладу?

- Как действовали многие греческие полисы, когда к ним прибыли послы Дария Первого?

- Кого назначило на должность стратега Народное собрание в Афинах?

- Как повели себя жители Спарты?

- Какую помощь оказали жители города Платеи?

- Как построились войска Греков? Как они сражались?

- Покажи на карте место Марафонского сражения!

- Какое значение имела победа греков при Марафоне?

- Закончились ли войны на этом с персами?

Давайте вспомним как развивались события в 480г до н.э., поможет нам в этом карточка.

Карточка 2:

- Кто предвидел новые сражения с персами? В чем убедил афинян?

- Каким путем вторгся в Элладу персидский царь Ксеркс со своей армией? Какие полисы он подчинил себе?

Покажи на карте путь следования персидской армии!

- Почему греки сразились с армией персов в Фермопильском проходе?

- Покажи на карте Фермопилы!

- Когда Ксеркс со своей армией пришел в Аттику, то почему она была безлюдна?

- Почему греки дали генеральное сражение в Саламинском проливе?

- Покажи на карте место сражения!

- Почему Греция сумела дать отпор могущественной Персидской державе?

- На Элладу напали персы, которые захватили всю Малую Азию.

В 490г до н.э. произошла Марафонская битва афинян с персами.

Устный ответ учащегося по карточке, зачитывает вслух вопрос и отвечает. В случае недостаточного раскрытия дополняют учащиеся.

- В 480г до н.э сын Дария Первого Ксеркс, решил покорить Элладу и отправился в поход.

Устный ответ учащегося по карточке, зачитывает вслух вопрос и отвечает. В случае недостаточного раскрытия дополняют учащиеся.

Объяснять исторические явления, процессы, связи отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

12

3

Восприятие и осмысление обучающимися нового материала

Получение учащимися подробной информации о Афинской гавани Пиреи

После изгнания персов греками были отстроены города. Для того, чтобы бороться с персами они создали союз греческих государств, который назывался Афинским морским союзом. По договору с персами их военным кораблям было запрещено плавать в Эгейском море. В греческих городах устанавливалась власть демоса- демократия.

- Что в переводе с греческого означает – «демос», «демократия»?

Значит городом управлял народ, наибольшей демократии достигли Афины.

Давайте на нашем уроке заглянем в этот город. Если бы мы были странниками и плавали по морям, время от времени приближались к суше, то наш корабль должен был бы зайти в гавань. Познакомиться с жизнью в порту, в порту Афинского города.

Порт в Афинах назывался Пирей, располагался в 5-6 км от самого города.

Самостоятельное чтение.

Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

5

4

Первичная проверка понимания

. Осознание учащимися значимости рассматриваемой темы

Откройте с. 167 рассмотрите план  расположения порта, ознакомьтесь с легендой плана.

- Что означает красная линия с зубчиками?

- Как они расположены на плане?

- Что показывают две параллельные линии на плане?

- Ребята у греков до основания порта Пирей, корабли причаливали в порт Фалер, почему его перенесли в Пирей? Посмотрите на план внимательней.

В порте Пирей располагались не одна а 3 гавани, 2 военных и одна торговая.

Познакомьтесь с Презентацией Королева Егора

-- стены укреплений.

- Стены укреплений располагались вокруг порта, загораживали его со всех сторон.

- важнейшие дороги из порта в Афины, их было две.

- Удачное расположение, удобные гавани, бухты, дальше от самого города, безопаснее.

Развитие у уч-ся умение работать с учебником и тетрадью, с историческими документами,  умение выделять главное, анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;

10

5

Первичное закрепление

Осознание понятий верфь, гавань, совет пятисот

Вопросы по прочитанному:

- Что мог увидеть странник в военной гавани?

- Что означают слова: верфь, Совет пятисот.

Учащиеся составляют рассказ по картине

- верфь-место где чинили суда

- Совет пятисот- граждане, избирав шиеся по жребию из народа, которые следили за порядком в военных гаванях и взымали плату за право торговли в Афинах

. Осознание учащимися значимости рассматриваемых проблем

5

6

Анализ

Анализирование и обобщение полученной информации

- Вы узнали, что богатые граждане вынуждены были снаряжать боевые корабли за свой счет. Предположите на основе этого факта кому принадлежала власть в Афинах?

- Рассмотрите иллюстрацию. Представьте мы с вами приплыли на корабле Пирей, сошли на берег, глядя на картину, скажите в какой гавани мы оказались?

- Теперь давайте оглядимся по сторонам, поодаль, на заднем плане, что увидели?

- На пристани чем заняты люди?

- Корабль на переднем плане готовится к отплытию или только что прибыл?

- Чем купец мог его загрузить?

- Не далеко стоит еще один корабль, он зашел в гавань, что мог с собой привезти, что так ценилось в греками?

- Ребята, ознакомьтесь с п 2, и ответьте на вопрос за счет чего пополнялась казна Афинского государства?

- Как делилось население Афин? Чем отличались в своих правах?

П.3 зачитает вслух один из учащихся.

- Где применялся труд рабов?

- Кто мог быть рабом в Древней Греции?

Зачитайте исторический документ с 168.

-Все ли свободные афиняне могли владеть рабами?

- власть в Афинах принадлежала богатым людям, знати.

- в торговой гавани.

- стены, огораживающие порт.

Ответы учащихся.

------------

- за счет налогов, взимались с купцов, торговавших в Афинах, переселенцев за право жить в Афинах.

- граждане, переселенцы, рабы.

Один из учащихся зачитывает текст вслух, отвечаем на вопросы, анализируем на основании исторического документа

Характеризовать положение граждан, переселенцев,  рабов в греческих полюсах. Используя информацию презентации составить собственный рассказ о гаванях.

5

7

Рефлексия

Обсуждение итогов работы

Оценивание учащихся за работу на уроке по изучению нового материала в виде

устных ответов по карточке №3

Карточка 3:

Порт Пирей

- Какой город был соединен с портом Пирей специальной укрепленной дорогой?

- Какие гавани были в порту?

- Что ты мог увидеть в военной гавани, в торговой?

- На какие группы делилось население порта?

- Какая из групп была самой бесправной?

- Где использовали труд людей этой группы?

- Почему именно Афины становятся могущественным полисом Древней Греции?

Подведем итог урока!

-Что Вас особенно заинтересовало во время урока?

-Что нового Вы узнали на уроке?

 Продолжите предложение:

-Меня удивило…

-Мне пришлось по душе…

-Меня поразило….

-Оцените себя и дайте оценку товарищам!

Запишите домашнее задание п. 36 читать. Используя информацию презентации и текста учебника составить собственный рассказ о гаванях.

Спасибо за урок, до свидания!

- здесь развивается торговля, есть военные корабли, четкие законы, накапливаются богатства

Ответы учащихся

Объяснять исторические явления, процессы, связи отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала

формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

5

                                                     структура занятия

этап

Методы и формы проведения

время

Ожидаемые результаты

Введение учебная мотивация

Объяснение  темы и цели урока

1-3мин

Понимание учащимися замысла предстоящего занятия

1 этап изучение  условий, в которых жили древние греки

Проверка домашнего задания а)работа над текстом с ошибками б)ролевая игра: взаимоотношения бедных и богатых

12

Большая степень заинтересованности учащихся

 2этап:изучение нового материала понятия

Работа всем классом над понятием «демократия» Работа в малых группах над основной проблемой «зарождение демократии в Афинах. Законы Солона»

20

Получение учащимися подробной информации о законах Солона, осознание понятия «демократия»

3этап итоговая дискуссия заключение

Обсуждение итогов работы

10

. Осознание учащимися значимости рассматриваемых проблем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по ФГОС Тема урока: “ Древний Рим ”

Форма урока: Урок -практикум Тип урока:Урок  отработки умений и рефлексии.Цели для ученика:·          уметь обобщать и систематизировать зна...

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая" по ФГОС

Подробная технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая"7 Цель урока: Формирование  представлений о Древнем Китае, его географическом положении, пр...

Технологическая карта урока истории "Что изучает история", 5 класс

Технологическая карта урока истории "Что изучает история" (по учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И. и Свенцицкой И.С. "История Древнего мира", 5 класс ) составлен в соответствии с ФГ...