Технологическая карта по истории в 6 классе " Крестовые походы"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Технологическая карта урока «освоениия» новых знаний и способов действий к УМК: Е.В.Агибалова, Г.М.Донской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_teme_krestovye_pohody.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «освоениия» новых знаний и способов действий
Туркина Людмила Валентиновна,
учитель истории МБОУ «Ахтырская ООШ»,
Колпнянский район
Предмет: история
Класс: 6
Автор УМК: Е.В.Агибалова, Г.М.Донской, История средних веков – М.: «Просвещение», 2014
Тема урока: «Крестовые походы»
Тип урока: изучение нового материала
Ресурсы: учебник – автор Е.В.Агибалова, Г.М.Донской, рабочие тетради по истории средних веков, интернет-ресурсы, учебный фильм «Крестовые походы», компьютер, карта №24 «Западная Европа в XI– начале XIII вв. Крестовые походы», Энциклопедический словарь юного историка (стр.229-233), Хрестоматия по истории средних веков (стр.210), контурные карты,
Цель урока: формирование представления о причинах, основных событиях, участниках крестовых походов и их особенности и значении для средневекового общества.
План урока
1. Причины крестовых походов
2. События первых четырех крестовых походов и их последствия
3. Состав участников крестовых походов
Основные понятия: крестовые походы, духовно-рыцарские ордены
Планируемые результаты (связаны с формированием УУД):
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Формирование представлений о причинах крестовых походов, образа крестоносцев, умения связно рассказывать о крестовых походах и выделять положительные и отрицательные последствия крестовых походов. | Развитие умений работать с историческим документом, текстом учебника, атласом и контурной картой; извлекать и анализировать нужную информацию, работать в малых группах, умение давать определение историческим понятиям | Воспитание чувства толерантности к представителям других вероисповеданий |
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся | ||
1 этап. Орг. момент | Вы все пришли сегодня в класс, Я очень рада видеть вас. Пусть в дневник летят пятёрки, и немножечко четвертки. Тройка, двойка – не друзья. Их в дневнике иметь нельзя. В классе так заведено, все мы вместе заодно, Все мы дружна семья, хоть отдельный каждый я. Сегодня на уроке мы будем работать группами, но и в этой работе вы проявите себя как личность. | |
2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации) | 1. «Кардиограмма знаний» по материалам КИМам (проверка знаний по изученному материалу) 2. Через просмотр фрагмента учебного фильма «Крестовые походы» помогает учащимся сформулировать тему урока. - Посмотрите, кто главный герой этого фильма? -Предположите, о чём мы сегодня с вами поговорим? Сформулируйте тему урока - Вам хотелось побыть сегодня на уроке участником походов? Или наблюдателем? | Самоанализ знаний по диаграмме. Формулируют тему урока с помощью мотивирующего приёма (ответы: воины, рыцари, крестоносцы.) Записывают тему урока в тетрадь: «Крестовые походы» |
3 этап. Актуализация знаний | — Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите фразу «крестовые походы»? — А что говорят о крестовых походах в Энциклопедии юного историка? ( 229-233). О каком историческом событии рассказано в Хрестоматии по истории средних веков (стр.210), По представлению христиан, Палестина — Святая земля: здесь жил и был распят Иисус Христос, в Иерусалиме находится главная святыня христиан — Гроб Господень. Люди верили, что Палестина была завещана «своему народу» — христианам. С середины же XI века ею завладели мусульмане турки-сельджуки — «Из выступления папы Римского Урбана II во французском городе Клермон». Найдите в тексте фразы, которые свидетельствуют об освободительных целях крестоносцев? — А о захватнических? — Увидели ли вы противоречие в словах папы? | Называют ассоциации. Работают с Хрестоматией средних веков и Энциклопедией юного историка. Выделяют противоречие: в своей речи папа Римский Урбан II одновременно призывает к освобождению Иерусалима и захвату богатств народов. |
4 этап. Целеполагание и планирование | Ставит проблемный вопрос. Предлагают свои варианты ответов. ? Крестовые походы – освободительные или завоевательные? Создаёт условия для дальнейшей деятельности. Уточняет понимание учащимися цели урока. Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? Объясняет план урока с доски | |
5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы) | Направляет групповую работу учащихся по поиску, анализу и систематизации новых знаний через создание учебных ситуаций с элементами исследовательской деятельности (каждая группа работает с одним из крестовым походов). Организует работу с текстом учебника, картой, таблицей. - Прочитайте текст в учебнике на с. 136, пункт 1 (со слов «хронист сообщает, что речь папы…») до конца Организует беседы по новому материалу: - Почему походы стали называться крестовыми? - Кто стал участником крестовых походов? - Какие цели преследовали крестоносцы? Организует работу по заполнению таблицы о мотивах участия в крестовых походах предложенных групп населения Организует проверку и самопроверку выполненных учебных заданий. Всего было предпринято несколько походов. Наиболее значимые — первые четыре. Просмотр учебного фильма о походе бедноты. Вопросы классу: а) добрались ли бедняки до Иерусалима? б) причины неудачи этого похода Рассказ учителя о строительстве крепостей. Задаёт вопрос: предположите, с какой целью их строили? Сообщение учащихся о рыцарских орденах Краткий рассказ учителя о мусульманском государстве Салах ад-Дина. Исследование 3-го крестового похода - Какими качествами обладал Саладин? - Какое событие произошло в 1187 году? - Как поступил Саладин с крестоносцами? - Каковы причины третьего крестового похода? Организует исследовательскую работу по четвёртому крестовому походу. Организация фронтального опроса по карте: - Сравните территорию владений крестоносцев после 1-го крестового похода и территорию после 3-го крестового похода. - Какие изменения произошли? - Из какого города отправились крестоносцы в поход? - Дошли ли крестоносцы до Иерусалима? - Где окончился поход? Краткий рассказ учителя о взятии Константинополя. Можно ли назвать крестоносцев истинными христианами? Аргументируйте свой ответ Рассказ учителя об окончании крестовых походов. | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Самостоятельно заполняют таблицу по изучаемому материалу. Составляют рассказ, кластер. Заполняют контурную карту По ходу этапа делают записи в тетради: Весна 1096 г. — поход бедноты. 1096 — 1099 гг. — 1-й крестовый поход (феодалы). 1099 г. — взятие Иерусалима Отмечают на контурной карте первый крестовый поход 1147–1149 гг. — 2-й Крестовый поход (короли Франции и Германии). Отмечают на контурной карте второй крестовый поход Заранее подготовленные учащиеся кратко рассказывают о создании духовно-рыцарских орденов Запись пункта плана, отмечают на контурной карте третий крестовый поход. Записывают даты 3-го крестового похода в тетрадь 1189–1192 -3-й крестовый поход. Итог - попытка вернуть Иерусалим. На основе работы с картой и источниками отвечают на вопросы учителя, записывают даты похода в тетрадь: 1202–1204 гг. — 4-й крестовый поход. 1204 г. — захват Константинополя. Отвечают на вопросы: - Территория, захваченная крестоносцами, уменьшилась. - Из Венеции - Не дошли - Константинополь Отвечают на вопрос учителя. Слушают рассказ учителя, делают запись в тетрадь: 1291 г. — окончание Крестовых походов |
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) | Направляет учащихся на формулировку решения проблемы
Организует работу двух наблюдателей: 1 наблюдатель – выделяет положительные последствия; 2 наблюдатель – выделяет отрицательные последствия. Каждый наблюдатель представляет свой синквейн. | В процессе урока знаний отвечают на вопросы, используя приём ПОПС- формула. Одновременно работают два наблюдателя и составляют синквейн «Крестовые походы» Представление выполненной работы. Пример синквейна: Крестоносцы. Самонадеянные, бесстрашные. Подготовились, совершили, захватили. На одежде нашивали кресты. Рыцари |
7 этап. Домашнее задание | п.16. Подготовить сообщение о детских крестовых походах | |
8 этап. Рефлексия | Организация оценивания и самооценивания – лестница Знаний (обучающиеся ставят себя на соответствующую ступень и одновременно учитель, затем сравнивают оценивание и самооценивание) |
Приложение
Из выступления Папы Римского Урбана II в Клермоне.
Иерусалим есть пуп (центр) Земли!.. Реки там текут молоком и мёдом, это край плодороднейший — второй рай… Исторгните землю эту у нечестивого народа, покорите её себе <…> спасите братьев, проживающих на востоке!.. Кто здесь горестен и беден, там будет радостен и богат!.. Тому, кто положит свою жизнь в битве, будут отпущены все грехи!
Мотивы участия в крестовых походах различных групп населения
1. Феодалы - богатства, земля
2. Рыцари - земля
3. Крестьяне - свобода, земля
4. Купцы - торговые связи
5. Церковь - власть, влияние
Страны-участницы: Англия, Германия, Италия
Город, где соединились войска крестоносцев - Адрианополь
Захваченные города: Эдесса, Антиохия, Иерусалим.
Число государств крестоносцев: 5
Сообщение о духовно-рыцарских орденах.
Орден тамплиеров в 1119 году основали французские рыцари для охраны паломников, путешествовавших по Палестине, но уже через несколько лет орден начинает военные действия в Палестине против мусульман. Штаб-квартира ордена находится в Иерусалиме, близ бывшего храма Соломона. Отсюда происходит название ордена — тамплиеры, или храмовники («тампль» по-французски означает «храм»). Орден тамплиеров ведёт активную боевую деятельность как в Палестине, так и на других театрах военных действий, например в Испании. Орден получает помощь из самых разных стран Европы, имеет многочисленные отделения в Европе, владеет землями, ведёт финансовые операции. Прекратил своё существование в 1312 году.
Орден иоаннитов-госпитальеров. Братство иоаннитов основывают ещё до 1-го крестового похода при госпитале св. Иоанна Милостивого в Иерусалиме (отсюда и название ордена). Целью братства являлась помощь бедным и больным паломникам. После 1-го крестового похода берёт на себя также функции военной защиты латинских государств от «неверных». В 1530 году император Священной Римской империи Карл V предоставляет госпительерам о. Мальту возле Сицилии. Орден получает новое название — Мальтийский орден. В 1798 году французские войска во главе с Наполеоном Бонапартом захватывают Мальту и изгоняют оттуда госпитальеров. Мальтийский орден под своё покровительство берёт Павел I, который учреждает Мальтийский крест — высшую награду Российской Империи. После смерти Павла I в 1801 году орден лишается покровительства в России, а с 1834 года обретает постоянную резиденцию в Риме. В настоящее время члены ордена занимаются оказанием медицинской и иной помощи больным и раненым.
Тевтонский орден (тевтоны — один из союзов германских племён в древности). Вырос из братства при германском госпитале. Датой основания ордена считается 1199 год. В 1225 году Тевтонский орден приглашают в Пруссию, куда и переносится его штаб-квартира. Приём рыцарей ведётся, в основном, только с немецких земель. Войска Ордена потерпели сокрушительное поражение от Польши и Великого княжества Литовского в битве при Грюнвальде в 1410 году. Прекратил свою деятельность в 1525 году.
Приём ПОПС-формула
1. П — позиция (в чём заключается точка зрения): «Я считаю, что…»
2. О — обоснование (доводы в поддержку пози- ции): «…потому, что…»
3. П — пример (факты, иллюстрирующие довод): «…например…»
4. С — следствие (вывод, призыв к принятию позиции): «…поэтому…»
Положительные и отрицательные последствия Крестовых походов
Огромные человеческие потери
Страдания, разрушения
Грабежи и насилие
Распад Византийской империи
Оживилась торговля на Средиземном море
В Европу с Востока завезли ветряные мельницы
В Европе стали выращивать восточные растения: рис, лимоны, абрикосы, арбузы
На Западе стали мыть руки перед едой и мыться в банях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока истории 10 класс
Урок – проектТема проекта: создание «Музея русской культуры XVIII века»Задачи проекта: 1. Научить учащихся самостоятельному поиску необходим...
Технологическая карта уроков истории 8 класс
карта составлена по программе школа-2100 с учетом новых стандартов...
Технологическая карта урока истории 9 класс
Урок истории России ХХ век по теме СССР в системе международных отношений в 1930-е гг....
технологическая карта урока история 9 класс"Коллективизация"
технологическая карта урока история 9 класс"Коллективизация"Тема урока КоллективизацияТип урока комбинированный УМК Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина « Истор...
технологическая карта урока истории 5 класс
quot;В гаванях Афинского порта Пиреи"...
Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"
Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 16 Военные походы фараонов
Цель урока: создать условия для формирования представления об устройстве древнеегипетской армии, основных родах войск и вооружения...