Технологическая карта по истории в 6 классе " Крестовые походы"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Технологическая карта урока «освоениия» новых знаний и способов действий  к УМК: Е.В.Агибалова, Г.М.Донской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_po_teme_krestovye_pohody.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «освоениия» новых знаний и способов действий  

Туркина Людмила Валентиновна,

учитель истории МБОУ «Ахтырская ООШ»,

 Колпнянский район

 Предмет: история
Класс: 6
Автор УМК: Е.В.Агибалова, Г.М.Донской, История средних веков – М.: «Просвещение», 2014
Тема урока: «Крестовые походы»

 Тип урока: изучение нового материала

  Ресурсы: учебник – автор Е.В.Агибалова, Г.М.Донской, рабочие тетради по истории средних веков, интернет-ресурсы, учебный фильм «Крестовые походы», компьютер, карта №24 «Западная Европа в XI– начале XIII вв. Крестовые походы», Энциклопедический словарь юного историка (стр.229-233),  Хрестоматия по истории средних веков (стр.210),  контурные карты,

Цель урока: формирование представления о причинах, основных событиях, участниках крестовых походов и их особенности и значении для средневекового общества.  

План урока

1. Причины крестовых походов

2. События первых четырех крестовых походов и их последствия

3. Состав участников крестовых походов

Основные понятия: крестовые походы, духовно-рыцарские ордены

Планируемые результаты (связаны с формированием УУД):

Предметные

Метапредметные

Личностные

Формирование представлений о причинах крестовых походов, образа крестоносцев, умения связно рассказывать о крестовых походах и выделять положительные и отрицательные последствия крестовых походов.

Развитие умений работать с историческим документом, текстом учебника, атласом и контурной картой; извлекать и анализировать нужную информацию, работать в малых группах, умение давать определение историческим понятиям

Воспитание чувства толерантности к представителям других вероисповеданий

Ход урока

 Деятельность учителя                                     Деятельность учащихся

1 этап.

Орг. момент

Вы все пришли сегодня в класс, Я очень рада видеть вас.

Пусть в дневник летят пятёрки, и немножечко четвертки.

Тройка, двойка – не друзья. Их в дневнике иметь нельзя.

В классе так заведено, все мы вместе заодно,

Все мы дружна семья, хоть отдельный каждый я.

Сегодня на уроке мы будем работать группами, но и в этой работе вы проявите себя как личность.

2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

1. «Кардиограмма знаний» по материалам КИМам (проверка знаний по изученному материалу)

2. Через просмотр фрагмента учебного фильма «Крестовые походы»  помогает учащимся сформулировать тему урока.

- Посмотрите, кто главный герой этого фильма?

-Предположите, о чём мы сегодня с вами поговорим? Сформулируйте тему урока

-  Вам хотелось побыть сегодня на уроке участником походов? Или наблюдателем?

Самоанализ знаний по диаграмме.

Формулируют тему урока с помощью мотивирующего приёма (ответы: воины, рыцари, крестоносцы.)

 Записывают тему урока в тетрадь: «Крестовые походы»

3 этап. Актуализация знаний

— Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите фразу «крестовые походы»?

— А что говорят о крестовых походах в  Энциклопедии юного историка? ( 229-233).

О каком историческом событии рассказано в Хрестоматии по истории средних веков (стр.210),  

 По представлению христиан, Палестина — Святая земля: здесь жил и был распят Иисус Христос, в Иерусалиме находится главная святыня христиан — Гроб Господень. Люди верили, что Палестина была завещана «своему народу» — христианам. С середины же XI века ею завладели мусульмане турки-сельджуки — «Из выступления папы Римского Урбана II во французском городе Клермон».

Найдите в тексте фразы, которые свидетельствуют об освободительных целях крестоносцев? — А о захватнических? — Увидели ли вы противоречие в словах папы?

Называют ассоциации.

Работают с Хрестоматией  средних веков и Энциклопедией юного историка.

Выделяют противоречие: в своей речи папа Римский Урбан II одновременно призывает к освобождению Иерусалима и захвату богатств народов.

4 этап.

Целеполагание

и планирование

Ставит проблемный вопрос.                                                               Предлагают свои варианты ответов.

? Крестовые походы – освободительные или  

завоевательные?                                                                                         

Создаёт условия для дальнейшей деятельности.

Уточняет понимание учащимися цели урока.

Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

Объясняет план урока с доски

5 этап. «Открытие» нового знания

(изучение новой темы)

Направляет групповую работу учащихся по поиску, анализу и систематизации новых знаний через создание учебных ситуаций с элементами исследовательской деятельности (каждая группа работает с одним из крестовым походов).  

Организует работу с текстом учебника, картой, таблицей.

- Прочитайте текст в учебнике на с. 136, пункт 1 (со слов «хронист сообщает, что речь папы…») до конца

Организует беседы по новому материалу:  

- Почему походы стали называться крестовыми?

- Кто стал участником крестовых походов?

- Какие цели преследовали крестоносцы?

Организует работу по заполнению таблицы о мотивах участия в крестовых походах предложенных групп населения

Организует проверку и самопроверку выполненных учебных заданий.

Всего было предпринято несколько походов. Наиболее значимые — первые четыре.

Просмотр учебного фильма о походе бедноты.

Вопросы классу: а) добрались ли бедняки до Иерусалима?

б) причины неудачи этого похода

Рассказ учителя о строительстве крепостей. Задаёт вопрос: предположите, с какой целью их строили? Сообщение  учащихся о рыцарских орденах

Краткий рассказ учителя о мусульманском государстве Салах ад-Дина.

Исследование 3-го крестового похода

- Какими качествами обладал Саладин?

- Какое событие произошло в 1187 году?

- Как поступил Саладин с крестоносцами?

- Каковы причины третьего крестового похода?

Организует  исследовательскую работу по четвёртому крестовому походу.

 Организация фронтального опроса по карте:

- Сравните территорию владений крестоносцев после 1-го крестового похода и территорию после 3-го крестового похода.

- Какие изменения произошли?

- Из какого города отправились крестоносцы в поход?

- Дошли ли крестоносцы до Иерусалима?

- Где окончился поход?

Краткий рассказ учителя о взятии  Константинополя. Можно ли назвать крестоносцев истинными христианами? Аргументируйте свой ответ

Рассказ учителя об окончании  крестовых походов.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Самостоятельно заполняют таблицу по изучаемому материалу.

Составляют рассказ, кластер.

Заполняют контурную карту

По ходу этапа делают записи в тетради:

Весна 1096 г. — поход бедноты.

1096 — 1099 гг. —  1-й крестовый поход (феодалы). 1099 г. — взятие Иерусалима

Отмечают на контурной карте первый крестовый поход

1147–1149 гг. — 2-й Крестовый поход (короли Франции и Германии). Отмечают на контурной карте второй крестовый поход

Заранее подготовленные учащиеся кратко рассказывают о создании духовно-рыцарских орденов

Запись пункта плана, отмечают на контурной карте третий крестовый поход.  

Записывают даты 3-го крестового похода в тетрадь

1189–1192 -3-й крестовый поход. Итог - попытка вернуть Иерусалим.

На основе работы с картой и источниками отвечают на вопросы учителя, записывают даты похода в тетрадь:

1202–1204 гг. — 4-й крестовый поход.

1204 г. — захват

Константинополя.

Отвечают на вопросы:

- Территория, захваченная крестоносцами, уменьшилась.

- Из Венеции

- Не дошли

- Константинополь

Отвечают на вопрос учителя.

Слушают рассказ учителя, делают запись в тетрадь:

1291 г. — окончание Крестовых походов

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

Направляет учащихся на формулировку решения проблемы

  1. Какая характеристика крестовых походов является наиболее верной?
  2. Думаю, что вы согласитесь со мной в том, что влияние церкви на Средневековую Европу было велико.
  3. Дайте определение крестовых походов. Последствия крестовых походов

Организует работу двух наблюдателей:

1 наблюдатель – выделяет положительные последствия;

2 наблюдатель – выделяет отрицательные последствия.

Каждый наблюдатель представляет свой синквейн.

В процессе урока знаний отвечают на вопросы, используя приём ПОПС- формула.

 Одновременно работают два наблюдателя и составляют синквейн «Крестовые походы» Представление выполненной работы.  

Пример синквейна: Крестоносцы. Самонадеянные, бесстрашные.

Подготовились, совершили, захватили.

На одежде нашивали кресты.

Рыцари

7 этап. Домашнее задание

п.16.

Подготовить сообщение о детских крестовых походах

8 этап. Рефлексия

Организация оценивания и самооценивания – лестница Знаний (обучающиеся ставят себя на соответствующую ступень и одновременно учитель, затем сравнивают оценивание и самооценивание)

Приложение

Из выступления Папы Римского Урбана II  в Клермоне.

 Иерусалим есть пуп (центр) Земли!.. Реки там текут молоком и мёдом, это край плодороднейший — второй рай… Исторгните землю эту у нечестивого народа, покорите её себе <…> спасите братьев, проживающих на востоке!.. Кто здесь горестен и беден, там будет радостен и богат!.. Тому, кто положит свою жизнь в битве, будут отпущены все грехи!  

Мотивы участия в крестовых походах различных групп населения

1. Феодалы - богатства, земля

2. Рыцари - земля

3. Крестьяне - свобода, земля

4. Купцы - торговые связи

5. Церковь - власть, влияние

Страны-участницы: Англия, Германия, Италия

Город, где соединились войска крестоносцев - Адрианополь

Захваченные города: Эдесса, Антиохия, Иерусалим.

Число государств крестоносцев: 5

Сообщение о духовно-рыцарских орденах.

      Орден тамплиеров в 1119 году основали французские рыцари для охраны паломников, путешествовавших по Палестине, но уже через несколько лет орден начинает военные действия в Палестине против мусульман. Штаб-квартира ордена находится в Иерусалиме, близ бывшего храма Соломона. Отсюда происходит название ордена — тамплиеры, или храмовники («тампль» по-французски означает «храм»). Орден тамплиеров ведёт активную боевую деятельность как в Палестине, так и на других театрах военных действий, например в Испании. Орден получает помощь из самых разных стран Европы, имеет многочисленные отделения в Европе, владеет землями, ведёт финансовые операции. Прекратил своё существование в 1312 году.

     Орден иоаннитов-госпитальеров. Братство иоаннитов основывают ещё до 1-го крестового похода при госпитале св. Иоанна Милостивого в Иерусалиме (отсюда и название ордена). Целью братства являлась помощь бедным и больным паломникам. После 1-го крестового похода берёт на себя также функции военной защиты латинских государств от «неверных». В 1530 году император Священной Римской империи Карл V предоставляет госпительерам о. Мальту возле Сицилии. Орден получает новое название — Мальтийский орден. В 1798 году французские войска во главе с Наполеоном Бонапартом захватывают Мальту и изгоняют оттуда госпитальеров. Мальтийский орден под своё покровительство берёт Павел I, который учреждает Мальтийский крест — высшую награду Российской Империи. После смерти Павла I в 1801 году орден лишается покровительства в России, а с 1834 года обретает постоянную резиденцию в Риме. В настоящее время члены ордена занимаются оказанием медицинской и иной помощи больным и раненым.

   Тевтонский орден (тевтоны — один из союзов германских племён в древности). Вырос из братства при германском госпитале. Датой основания ордена считается 1199 год. В 1225 году Тевтонский орден приглашают в Пруссию, куда и переносится его штаб-квартира. Приём рыцарей ведётся, в основном, только с немецких земель. Войска Ордена потерпели сокрушительное поражение от Польши и Великого княжества Литовского в битве при Грюнвальде в 1410 году. Прекратил свою деятельность в 1525 году.

 

Приём ПОПС-формула

1. П — позиция (в чём заключается точка зрения): «Я считаю, что…»

2. О — обоснование (доводы в поддержку пози- ции): «…потому, что…»

3. П — пример (факты, иллюстрирующие довод): «…например…»

4. С  — следствие (вывод, призыв к принятию позиции): «…поэтому…»

Положительные и отрицательные последствия Крестовых походов

Огромные человеческие потери

Страдания, разрушения

Грабежи и насилие

Распад Византийской империи

Оживилась торговля на Средиземном море  

В Европу с Востока завезли ветряные мельницы

В Европе стали выращивать восточные растения: рис, лимоны, абрикосы, арбузы

На Западе стали мыть руки перед едой и мыться в банях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории 10 класс

            Урок – проектТема проекта: создание «Музея русской культуры XVIII века»Задачи проекта: 1. Научить учащихся самостоятельному поиску необходим...

Технологическая карта уроков истории 8 класс

карта составлена  по программе школа-2100 с учетом новых стандартов...

Технологическая карта урока истории 9 класс

Урок истории России ХХ век по теме СССР в системе международных отношений в 1930-е гг....

технологическая карта урока история 9 класс"Коллективизация"

технологическая карта урока история 9 класс"Коллективизация"Тема урока    КоллективизацияТип урока  комбинированный УМК    Учебник  А.А.Данилов, Л.Г.Косулина « Истор...

технологическая карта урока истории 5 класс

quot;В гаванях Афинского порта Пиреи"...

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 16 Военные походы фараонов

Цель урока: создать условия для формирования представления об устройстве древнеегипетской армии, основных родах войск и вооружения...