Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС по истории Древнего мира 5 класс по теме " Олимпийские игры в древности".
план-конспект урока по истории (5 класс)

Урок по Древнему миру по теме " Олимпийский игры в древности" проводился в рамках муниципального конкурса " Лучший современный урок  истории ФГОС", где занял 2 ( второе) место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока38.42 КБ
Файл урок38.42 КБ
Файл tkuk.docx38.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      Технологическая карта урока        

                                                       

                                                                                                 Предмет:  история

                                                                                                             5 класс.

                                        Тема урока

                     Место урока по теме.

                      Олимпийские игры в древности.

                          Урок 10 из  21.

                                         Тип урока.

                  Формы , приемы, методы.

         Урок открытия нового знания, комбинированный.

 Форма урока, проблемно- диологический, системно- деятельностный,  «Мозговой штурм», словесный, наглядный, составление таблицы.

                                         Цель урока.

                          Задачи урока.

 Формирование представления об истории возникновения Олимпийских игр

  1. На основе работы с текстом и презентацией узнать историю возникновения Олимпийских игр, сформировать  у обучающихся представление о любимом общегреческом празднике – Олимпийских играх.

  1. Дать  представление  о том,  где и когда  состоялись первые Олимпийские игры, в честь кого они проводились, как шла подготовка и проведение игр.

  1. Познакомить с основными видами спортивных состязаний и их связью с жизнью древнего человека.

  1. На основе анализа полученной информации подвести учащихся к пониманию  значения  Олимпийских игр для эллинистического  и  современного  обществ.

                                                                                 Предполагаемый

  результат.

                                      Предметный    

                        Компетенции / УУД            

    Предметные:   узнать   историю возникновения Олимпийских игр в Греции, когда и где они состоялись, формировать  умения  систематизировать информацию из различных исторических и современных источников;    

    Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные.

    Применять понятийный  аппарат  исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения Олимпийских игр; атлет, пятиборье, ипподром.

Метапредметные:

   

                                         

Личностные:                                                                                            . . . формирование устойчивой мотивации к обучению. Осмысление роли и значения олимпийского движения в Греции.  Понимать культурное многообразие мира, уважать историю других народов

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий, овладевать навыками самостоятельной работы, получать информацию в результате смыслового чтения.

Коммуникативные:  формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и парной работы, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: : осуществлять поиск информации в учебнике, объяснять причины возникновения и дату Олимпийских игр, почему Олимпийские игры – любимый общегреческий праздник, как связаны между собой жизнь человека  и виды состязаний, включенных в программу Олимпийских игр.

Обеспечить смысловую ориентацию обучающихся  на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

 

 

                                                                   

                  Компетенции / УУД

 Педагогические    технологии

                     Оборудование

Учебно – познавательная, информационная, коммуникативная, личностно- смысловая.

Технология  деятельностного  подхода, развивающего обучения, критического мышления, педагогики сотрудничества, здоровьесбережения.

УМК А.А. Вигасин, Г.И.Годер,  И.С. Свенцицкая;  учебник « История Древнего мира», 5 класс, « Рабочая тетрадь» % класс  , карта « Древний Восток», мультимедийная презентация, гимн Олимпийских игр в Сочи, оценочные листы,  языки пламени,  вырезанные из бумаги и разукрашенные в разные цвета.  

                                                                                           

                                                                                                 ХОД  УРОКА

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

 1 этап. Организационный момент. Время -  1  мин.

Включение в работу, эмоциональный настрой на урок.

-Здравствуйте, ребята! Какое у нас настроение?  Я предлагаю принять нам соглашение, которое будет помогать нам всем на уроке . Итак ,мы работать будем:

 Дружно       ( три  хлопка)

 Активно      ( три  хлопка)

 Творчески   ( три  хлопка).

- приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку;

- настраиваются на предстоящую работу в классе.

Личностно-смысловая-я пришел на урок, чтобы…

Развитие мотивов учебной деятельности

Не оценивается

Включение в учебный процесс

2 этап. Постановка учебной проблемы.  Определение темы и целей урока – 7 мин.

Определять тему и цели урока , мотивация  учебной деятельности на личностно значимом уровне.

- Ребята, историю какого государства мы изучаем?

- Где расположена Греция, покажите на карте?

-  Что больше всего вам запомнилось из истории Греции?

- А сейчас для вас прозвучит мелодия, а вы должны подумать  о чем пойдет речь на уроке               ( звучит гимн олимпиады в Сочи)

- Итак,  тема сегодняшнего нашего урока « Олимпийские игры в древности».

А что вы знаете и хотели бы узнать про Олимпийские игры?

Ребята, у вас есть оценочные листы в которых мы сейчас и поработаем.

На основе анализа вопросов формулируется цель урока.

Цель урока: Формирование представления об истории возникновения Олимпийских игр.

Отвечают на вопросы, показывают месторасположение  Греции на карте.

- Это гимн Олимпиады в Сочи  и речь пойдет об Олимпийских играх.

                                                                                                                   

Фиксируют тему урока в тетради.

Обучающиеся работают в оценочных листах, отвечая на вопросы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

- Почему игры названы олимпийскими?

- Кто принимал участие в олимпийских играх?

-Какие виды спорта входили в программу олимпийских игр?

( вопросы могут быть самые разные)

Регулятивные:

Ставят цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, что еще неизвестно.

 Познавательные: самостоятельно выделение  и формулирование темы и цели урока.

Коммуникативные:

 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, слушают одноклассников.

Молодцы!

Замечательно!

Вы большие умнички.!

Индивидуальное оценивание.

Появление темы и  цели урока. Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение, умение ставить цели, планировать свою работу.

 3 этап.  Этап усвоения новых знаний. – 10 мин.

Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося.

Вступительное слово учителя:

Слайд № 1.  

Олимпийские игры посвящались главному богу греков – Зевсу. Примечательным является то, что олимпийские игры проходили не на горе Олип, где по преданию жили боги Греции , а в городе Олимпия, на юге Греции( показать на карте)

Слайд № 2.

Кроме Олимпийских проводились еще и игры в других городах Греции; Пифийские в Дельфах, Истмийские в Коринфе, Немейские в тех местах,  где Геракл когда- то убил  каменного льва.                                        Но Олимпийские игры были – любимым общегреческим празднеством.

Слайд № 3

Впервые Олимпийские игры были проведены в 776 году до н.э . К играм готовились за год до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там.

А сейчас , ребята, мы разделимся на пары для дальнейшей работы, чтобы отправиться  к месту проведения Олимпийских игр.

Но прежде, попробуем вспомнить, какие качества были необходимы древнему человеку?

-Кроме этого он должен был быть сильным, выносливым и т.д.

- А вы себя относите к сильным и выносливым?

- Какими видами спорта вы занимаетесь?

Конечно, любой большой спорт начинается с малого. Хотя бы с выполнения  физминутки

Слайд № 3.  Проведение физкультминутки под ритмичную музыку. ( 1 мин).

Учащиеся слушают рассказ учителя и фиксируют в тетради основные знания               ( год проведения первых игр, атлет)

Фиксируют информацию в оценочных листах.

Древний человек должен был хорошо бегать, прыгать , метать копье, стрелять из лука.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные : учебно-познавательная компетенция:

установление соответствия, анализ. Продуктивная коммуникация: учитель – ученик.

 Не оценивается.

Замечательно!

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности.

Мотивация к занатиям спортом.

Спорт- сильный, выносливый.

4 этап. Усвоение новых знаний. Построение проекта выхода из затруднения. Время 10 мин.

  Организация работы для  для определения средств и способов решения проблемы.  Новое знание обучающиеся получают в результате фиксации своего внимания на объяснении , и на объяснении сверстников, последующей рефлексии.. работа с материалами параграфа.

Итак, первая пара  у нас работает с текстом в учебнике на стр.155»Праздник, объединявший эллинов» и отвечает на вопрос: Как олимпийские игры объединяли греков?

2- пара ответить на вопрос:         « Как греки готовились к играм.?»

3- пара представит нам программу Олимпийских игр,   прочитав текст на стр. 156 – 157.

Организовывает самостоятельную работу обучающихся и представление  результатов самостоятельной работы.

Опираясь на ключевые слова, учащиеся отвечают на вопрос.

- составляют план достижения цели и определяют средства решения поставленного вопроса.

- определяют способы получения новых знаний, необходимых для решения проблемы.

Учебно-познавательная – установление причинно-следственных связей, соответствий. Информационная - извлечение информации, соотношение знакомого и незнакомого,  ключевыми словами.

Коммуникативная – высказывания учащихся, умение слушать других.

Личностно-смысловая– ценностное отношение к содержанию читаемого,

Участие в диалоге.

Представление работ.  Самооценивание  по заданным критериям. Работа с оценочными листами.

Умение ориентироваться в содержании предмета

Умение использовать информацию    источника, выделять ее  для решения учебной задачи.

освоение способов совместной деятельности.

Формирование навыков речевой деятельности.

 

5 этап. Реализация построенного проекта. Время 5 мин.

Выполнение самостоятельной работы с последующей самооценкой.

Наглядный пример   степени усвоенности  вновь изученного материала.

Молодцы, ребята!.

А сейчас попробуем  выяснить насколько хорошо вы усвоили данную тему.

Слайд № 6.

На слайде появляется кластер, а обучающиеся заполняют пробелы на интерактивной доске и выполняют самостоятельную работу.

1.Олимпийские игры устраивались в ----------------------, расположенной -----------------------------------------------------------------2.Первые Олимпийские игры состоялись ------------ году до н.э.

3.Олимпийские игры продолжались ------------дней.

4.Победители Олимпийских игр получали ------------------------------

5. Олимпийские игры посвящали богу ---------------.

А теперь пере

Молодцы, ребята! Вы замечательно справились с заданием

- анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата, оформляет результат своей деятельности с помощью ИКТ

Корректируют свои предположения на основе работы с источником (при необходимости). После этого ответы сверяют с образцом и оценивают.

Осознанное, продуктивное чтение учебника, структурирование учебного материала, соотнесениение с планом. Взаимооценивание.

 6 этап. Рефлексия. (  3 мин.)

Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.

Обучающимся предлагается оценить свой вклад в урок.

В начале урока детям раздаются языки пламени, вырезанные из бумаги желтого, красного и серого цветов.

- желтый цвет- я доволен, выполнил все задания;

- красный-  мог бы и лучше;

- серый -  мог бы лучше.

Замечательно! Вот и загорелся у нас Олимпийский огонь.!

Ребята комментируют свой вклад в урок и выставляют себе оценки.

Самооценка и взаимооценка.

Умение систематизировать, обобщать изученное. Соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения.

Соединять части в целое.

Высказывать суждения свои суждения.  

Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Речевая культура

Анализирует достижение цели, описывает способ достижения ее. Анализирует личностное изменение в процессе учения.

7 этап. Домашнее задание.

Осознание обучающимися значимости своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

- Наш урок заканчивается.

 Запишите домашнее задание: параграф 33 , прочитать, ответить на после текстовые вопросы .

Выполнить задания в рабочей тетради к параграфу 33.

Оценочная деятельность по количеству набранных баллов.

Записывают домашнее задание.

Учебно-познавательная – соотносят учебные задачи с результатом деятельности на уроке.

Личностно-смысловая – осознание учащимися значимости своей деятельности,  осознание успехов/неуспехов, их причин.

Самооценка (по шкале) Оценка педагогом

Логическая завершенность урока.



Предварительный просмотр:

                                                                                      Технологическая карта урока        

                                                       

                                                                                                 Предмет:  история

                                                                                                             5 класс.

                                        Тема урока

                     Место урока по теме.

                      Олимпийские игры в древности.

                          Урок 10 из  21.

                                         Тип урока.

                  Формы , приемы, методы.

         Урок открытия нового знания, комбинированный.

 Форма урока, проблемно- диологический, системно- деятельностный,  «Мозговой штурм», словесный, наглядный, составление таблицы.

                                         Цель урока.

                          Задачи урока.

 Формирование представления об истории возникновения Олимпийских игр

  1. На основе работы с текстом и презентацией узнать историю возникновения Олимпийских игр, сформировать  у обучающихся представление о любимом общегреческом празднике – Олимпийских играх.

  1. Дать  представление  о том,  где и когда  состоялись первые Олимпийские игры, в честь кого они проводились, как шла подготовка и проведение игр.

  1. Познакомить с основными видами спортивных состязаний и их связью с жизнью древнего человека.

  1. На основе анализа полученной информации подвести учащихся к пониманию  значения  Олимпийских игр для эллинистического  и  современного  обществ.

                                                                                 Предполагаемый

  результат.

                                      Предметный    

                        Компетенции / УУД            

    Предметные:   узнать   историю возникновения Олимпийских игр в Греции, когда и где они состоялись, формировать  умения  систематизировать информацию из различных исторических и современных источников;    

    Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные.

    Применять понятийный  аппарат  исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения Олимпийских игр; атлет, пятиборье, ипподром.

Метапредметные:

   

                                         

Личностные:                                                                                            . . . формирование устойчивой мотивации к обучению. Осмысление роли и значения олимпийского движения в Греции.  Понимать культурное многообразие мира, уважать историю других народов

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий, овладевать навыками самостоятельной работы, получать информацию в результате смыслового чтения.

Коммуникативные:  формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и парной работы, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: : осуществлять поиск информации в учебнике, объяснять причины возникновения и дату Олимпийских игр, почему Олимпийские игры – любимый общегреческий праздник, как связаны между собой жизнь человека  и виды состязаний, включенных в программу Олимпийских игр.

Обеспечить смысловую ориентацию обучающихся  на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

 

 

                                                                   

                  Компетенции / УУД

 Педагогические    технологии

                     Оборудование

Учебно – познавательная, информационная, коммуникативная, личностно- смысловая.

Технология  деятельностного  подхода, развивающего обучения, критического мышления, педагогики сотрудничества, здоровьесбережения.

УМК А.А. Вигасин, Г.И.Годер,  И.С. Свенцицкая;  учебник « История Древнего мира», 5 класс, « Рабочая тетрадь» % класс  , карта « Древний Восток», мультимедийная презентация, гимн Олимпийских игр в Сочи, оценочные листы,  языки пламени,  вырезанные из бумаги и разукрашенные в разные цвета.  

                                                                                           

                                                                                                 ХОД  УРОКА

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

 1 этап. Организационный момент. Время -  1  мин.

Включение в работу, эмоциональный настрой на урок.

-Здравствуйте, ребята! Какое у нас настроение?  Я предлагаю принять нам соглашение, которое будет помогать нам всем на уроке . Итак ,мы работать будем:

 Дружно       ( три  хлопка)

 Активно      ( три  хлопка)

 Творчески   ( три  хлопка).

- приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку;

- настраиваются на предстоящую работу в классе.

Личностно-смысловая-я пришел на урок, чтобы…

Развитие мотивов учебной деятельности

Не оценивается

Включение в учебный процесс

2 этап. Постановка учебной проблемы.  Определение темы и целей урока – 7 мин.

Определять тему и цели урока , мотивация  учебной деятельности на личностно значимом уровне.

- Ребята, историю какого государства мы изучаем?

- Где расположена Греция, покажите на карте?

-  Что больше всего вам запомнилось из истории Греции?

- А сейчас для вас прозвучит мелодия, а вы должны подумать  о чем пойдет речь на уроке               ( звучит гимн олимпиады в Сочи)

- Итак,  тема сегодняшнего нашего урока « Олимпийские игры в древности».

А что вы знаете и хотели бы узнать про Олимпийские игры?

Ребята, у вас есть оценочные листы в которых мы сейчас и поработаем.

На основе анализа вопросов формулируется цель урока.

Цель урока: Формирование представления об истории возникновения Олимпийских игр.

Отвечают на вопросы, показывают месторасположение  Греции на карте.

- Это гимн Олимпиады в Сочи  и речь пойдет об Олимпийских играх.

                                                                                                                   

Фиксируют тему урока в тетради.

Обучающиеся работают в оценочных листах, отвечая на вопросы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

- Почему игры названы олимпийскими?

- Кто принимал участие в олимпийских играх?

-Какие виды спорта входили в программу олимпийских игр?

( вопросы могут быть самые разные)

Регулятивные:

Ставят цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, что еще неизвестно.

 Познавательные: самостоятельно выделение  и формулирование темы и цели урока.

Коммуникативные:

 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, слушают одноклассников.

Молодцы!

Замечательно!

Вы большие умнички.!

Индивидуальное оценивание.

Появление темы и  цели урока. Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение, умение ставить цели, планировать свою работу.

 3 этап.  Этап усвоения новых знаний. – 10 мин.

Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося.

Вступительное слово учителя:

Слайд № 1.  

Олимпийские игры посвящались главному богу греков – Зевсу. Примечательным является то, что олимпийские игры проходили не на горе Олип, где по преданию жили боги Греции , а в городе Олимпия, на юге Греции( показать на карте)

Слайд № 2.

Кроме Олимпийских проводились еще и игры в других городах Греции; Пифийские в Дельфах, Истмийские в Коринфе, Немейские в тех местах,  где Геракл когда- то убил  каменного льва.                                        Но Олимпийские игры были – любимым общегреческим празднеством.

Слайд № 3

Впервые Олимпийские игры были проведены в 776 году до н.э . К играм готовились за год до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там.

А сейчас , ребята, мы разделимся на пары для дальнейшей работы, чтобы отправиться  к месту проведения Олимпийских игр.

Но прежде, попробуем вспомнить, какие качества были необходимы древнему человеку?

-Кроме этого он должен был быть сильным, выносливым и т.д.

- А вы себя относите к сильным и выносливым?

- Какими видами спорта вы занимаетесь?

Конечно, любой большой спорт начинается с малого. Хотя бы с выполнения  физминутки

Слайд № 3.  Проведение физкультминутки под ритмичную музыку. ( 1 мин).

Учащиеся слушают рассказ учителя и фиксируют в тетради основные знания               ( год проведения первых игр, атлет)

Фиксируют информацию в оценочных листах.

Древний человек должен был хорошо бегать, прыгать , метать копье, стрелять из лука.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные : учебно-познавательная компетенция:

установление соответствия, анализ. Продуктивная коммуникация: учитель – ученик.

 Не оценивается.

Замечательно!

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности.

Мотивация к занатиям спортом.

Спорт- сильный, выносливый.

4 этап. Усвоение новых знаний. Построение проекта выхода из затруднения. Время 10 мин.

  Организация работы для  для определения средств и способов решения проблемы.  Новое знание обучающиеся получают в результате фиксации своего внимания на объяснении , и на объяснении сверстников, последующей рефлексии.. работа с материалами параграфа.

Итак, первая пара  у нас работает с текстом в учебнике на стр.155»Праздник, объединявший эллинов» и отвечает на вопрос: Как олимпийские игры объединяли греков?

2- пара ответить на вопрос:         « Как греки готовились к играм.?»

3- пара представит нам программу Олимпийских игр,   прочитав текст на стр. 156 – 157.

Организовывает самостоятельную работу обучающихся и представление  результатов самостоятельной работы.

Опираясь на ключевые слова, учащиеся отвечают на вопрос.

- составляют план достижения цели и определяют средства решения поставленного вопроса.

- определяют способы получения новых знаний, необходимых для решения проблемы.

Учебно-познавательная – установление причинно-следственных связей, соответствий. Информационная - извлечение информации, соотношение знакомого и незнакомого,  ключевыми словами.

Коммуникативная – высказывания учащихся, умение слушать других.

Личностно-смысловая– ценностное отношение к содержанию читаемого,

Участие в диалоге.

Представление работ.  Самооценивание  по заданным критериям. Работа с оценочными листами.

Умение ориентироваться в содержании предмета

Умение использовать информацию    источника, выделять ее  для решения учебной задачи.

освоение способов совместной деятельности.

Формирование навыков речевой деятельности.

 

5 этап. Реализация построенного проекта. Время 5 мин.

Выполнение самостоятельной работы с последующей самооценкой.

Наглядный пример   степени усвоенности  вновь изученного материала.

Молодцы, ребята!.

А сейчас попробуем  выяснить насколько хорошо вы усвоили данную тему.

Слайд № 6.

На слайде появляется кластер, а обучающиеся заполняют пробелы на интерактивной доске и выполняют самостоятельную работу.

1.Олимпийские игры устраивались в ----------------------, расположенной -----------------------------------------------------------------2.Первые Олимпийские игры состоялись ------------ году до н.э.

3.Олимпийские игры продолжались ------------дней.

4.Победители Олимпийских игр получали ------------------------------

5. Олимпийские игры посвящали богу ---------------.

А теперь пере

Молодцы, ребята! Вы замечательно справились с заданием

- анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата, оформляет результат своей деятельности с помощью ИКТ

Корректируют свои предположения на основе работы с источником (при необходимости). После этого ответы сверяют с образцом и оценивают.

Осознанное, продуктивное чтение учебника, структурирование учебного материала, соотнесениение с планом. Взаимооценивание.

 6 этап. Рефлексия. (  3 мин.)

Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.

Обучающимся предлагается оценить свой вклад в урок.

В начале урока детям раздаются языки пламени, вырезанные из бумаги желтого, красного и серого цветов.

- желтый цвет- я доволен, выполнил все задания;

- красный-  мог бы и лучше;

- серый -  мог бы лучше.

Замечательно! Вот и загорелся у нас Олимпийский огонь.!

Ребята комментируют свой вклад в урок и выставляют себе оценки.

Самооценка и взаимооценка.

Умение систематизировать, обобщать изученное. Соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения.

Соединять части в целое.

Высказывать суждения свои суждения.  

Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Речевая культура

Анализирует достижение цели, описывает способ достижения ее. Анализирует личностное изменение в процессе учения.

7 этап. Домашнее задание.

Осознание обучающимися значимости своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

- Наш урок заканчивается.

 Запишите домашнее задание: параграф 33 , прочитать, ответить на после текстовые вопросы .

Выполнить задания в рабочей тетради к параграфу 33.

Оценочная деятельность по количеству набранных баллов.

Записывают домашнее задание.

Учебно-познавательная – соотносят учебные задачи с результатом деятельности на уроке.

Личностно-смысловая – осознание учащимися значимости своей деятельности,  осознание успехов/неуспехов, их причин.

Самооценка (по шкале) Оценка педагогом

Логическая завершенность урока.



Предварительный просмотр:

                                                                                      Технологическая карта урока        

                                                       

                                                                                                 Предмет:  история

                                                                                                             5 класс.

                                        Тема урока

                     Место урока по теме.

                      Олимпийские игры в древности.

                          Урок 10 из  21.

                                         Тип урока.

                  Формы , приемы, методы.

         Урок открытия нового знания, комбинированный.

 Форма урока, проблемно- диологический, системно- деятельностный,  «Мозговой штурм», словесный, наглядный, составление таблицы.

                                         Цель урока.

                          Задачи урока.

 Формирование представления об истории возникновения Олимпийских игр

  1. На основе работы с текстом и презентацией узнать историю возникновения Олимпийских игр, сформировать  у обучающихся представление о любимом общегреческом празднике – Олимпийских играх.

  1. Дать  представление  о том,  где и когда  состоялись первые Олимпийские игры, в честь кого они проводились, как шла подготовка и проведение игр.

  1. Познакомить с основными видами спортивных состязаний и их связью с жизнью древнего человека.

  1. На основе анализа полученной информации подвести учащихся к пониманию  значения  Олимпийских игр для эллинистического  и  современного  обществ.

                                                                                 Предполагаемый

  результат.

                                      Предметный    

                        Компетенции / УУД            

    Предметные:   узнать   историю возникновения Олимпийских игр в Греции, когда и где они состоялись, формировать  умения  систематизировать информацию из различных исторических и современных источников;    

    Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные.

    Применять понятийный  аппарат  исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения Олимпийских игр; атлет, пятиборье, ипподром.

Метапредметные:

   

                                         

Личностные:                                                                                            . . . формирование устойчивой мотивации к обучению. Осмысление роли и значения олимпийского движения в Греции.  Понимать культурное многообразие мира, уважать историю других народов

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий, овладевать навыками самостоятельной работы, получать информацию в результате смыслового чтения.

Коммуникативные:  формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и парной работы, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: : осуществлять поиск информации в учебнике, объяснять причины возникновения и дату Олимпийских игр, почему Олимпийские игры – любимый общегреческий праздник, как связаны между собой жизнь человека  и виды состязаний, включенных в программу Олимпийских игр.

Обеспечить смысловую ориентацию обучающихся  на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

 

 

                                                                   

                  Компетенции / УУД

 Педагогические    технологии

                     Оборудование

Учебно – познавательная, информационная, коммуникативная, личностно- смысловая.

Технология  деятельностного  подхода, развивающего обучения, критического мышления, педагогики сотрудничества, здоровьесбережения.

УМК А.А. Вигасин, Г.И.Годер,  И.С. Свенцицкая;  учебник « История Древнего мира», 5 класс, « Рабочая тетрадь» % класс  , карта « Древний Восток», мультимедийная презентация, гимн Олимпийских игр в Сочи, оценочные листы,  языки пламени,  вырезанные из бумаги и разукрашенные в разные цвета.  

                                                                                           

                                                                                                 ХОД  УРОКА

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

 1 этап. Организационный момент. Время -  1  мин.

Включение в работу, эмоциональный настрой на урок.

-Здравствуйте, ребята! Какое у нас настроение?  Я предлагаю принять нам соглашение, которое будет помогать нам всем на уроке . Итак ,мы работать будем:

 Дружно       ( три  хлопка)

 Активно      ( три  хлопка)

 Творчески   ( три  хлопка).

- приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку;

- настраиваются на предстоящую работу в классе.

Личностно-смысловая-я пришел на урок, чтобы…

Развитие мотивов учебной деятельности

Не оценивается

Включение в учебный процесс

2 этап. Постановка учебной проблемы.  Определение темы и целей урока – 7 мин.

Определять тему и цели урока , мотивация  учебной деятельности на личностно значимом уровне.

- Ребята, историю какого государства мы изучаем?

- Где расположена Греция, покажите на карте?

-  Что больше всего вам запомнилось из истории Греции?

- А сейчас для вас прозвучит мелодия, а вы должны подумать  о чем пойдет речь на уроке               ( звучит гимн олимпиады в Сочи)

- Итак,  тема сегодняшнего нашего урока « Олимпийские игры в древности».

А что вы знаете и хотели бы узнать про Олимпийские игры?

Ребята, у вас есть оценочные листы в которых мы сейчас и поработаем.

На основе анализа вопросов формулируется цель урока.

Цель урока: Формирование представления об истории возникновения Олимпийских игр.

Отвечают на вопросы, показывают месторасположение  Греции на карте.

- Это гимн Олимпиады в Сочи  и речь пойдет об Олимпийских играх.

                                                                                                                   

Фиксируют тему урока в тетради.

Обучающиеся работают в оценочных листах, отвечая на вопросы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

- Почему игры названы олимпийскими?

- Кто принимал участие в олимпийских играх?

-Какие виды спорта входили в программу олимпийских игр?

( вопросы могут быть самые разные)

Регулятивные:

Ставят цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, что еще неизвестно.

 Познавательные: самостоятельно выделение  и формулирование темы и цели урока.

Коммуникативные:

 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, слушают одноклассников.

Молодцы!

Замечательно!

Вы большие умнички.!

Индивидуальное оценивание.

Появление темы и  цели урока. Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение, умение ставить цели, планировать свою работу.

 3 этап.  Этап усвоения новых знаний. – 10 мин.

Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося.

Вступительное слово учителя:

Слайд № 1.  

Олимпийские игры посвящались главному богу греков – Зевсу. Примечательным является то, что олимпийские игры проходили не на горе Олип, где по преданию жили боги Греции , а в городе Олимпия, на юге Греции( показать на карте)

Слайд № 2.

Кроме Олимпийских проводились еще и игры в других городах Греции; Пифийские в Дельфах, Истмийские в Коринфе, Немейские в тех местах,  где Геракл когда- то убил  каменного льва.                                        Но Олимпийские игры были – любимым общегреческим празднеством.

Слайд № 3

Впервые Олимпийские игры были проведены в 776 году до н.э . К играм готовились за год до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там.

А сейчас , ребята, мы разделимся на пары для дальнейшей работы, чтобы отправиться  к месту проведения Олимпийских игр.

Но прежде, попробуем вспомнить, какие качества были необходимы древнему человеку?

-Кроме этого он должен был быть сильным, выносливым и т.д.

- А вы себя относите к сильным и выносливым?

- Какими видами спорта вы занимаетесь?

Конечно, любой большой спорт начинается с малого. Хотя бы с выполнения  физминутки

Слайд № 3.  Проведение физкультминутки под ритмичную музыку. ( 1 мин).

Учащиеся слушают рассказ учителя и фиксируют в тетради основные знания               ( год проведения первых игр, атлет)

Фиксируют информацию в оценочных листах.

Древний человек должен был хорошо бегать, прыгать , метать копье, стрелять из лука.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные : учебно-познавательная компетенция:

установление соответствия, анализ. Продуктивная коммуникация: учитель – ученик.

 Не оценивается.

Замечательно!

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности.

Мотивация к занатиям спортом.

Спорт- сильный, выносливый.

4 этап. Усвоение новых знаний. Построение проекта выхода из затруднения. Время 10 мин.

  Организация работы для  для определения средств и способов решения проблемы.  Новое знание обучающиеся получают в результате фиксации своего внимания на объяснении , и на объяснении сверстников, последующей рефлексии.. работа с материалами параграфа.

Итак, первая пара  у нас работает с текстом в учебнике на стр.155»Праздник, объединявший эллинов» и отвечает на вопрос: Как олимпийские игры объединяли греков?

2- пара ответить на вопрос:         « Как греки готовились к играм.?»

3- пара представит нам программу Олимпийских игр,   прочитав текст на стр. 156 – 157.

Организовывает самостоятельную работу обучающихся и представление  результатов самостоятельной работы.

Опираясь на ключевые слова, учащиеся отвечают на вопрос.

- составляют план достижения цели и определяют средства решения поставленного вопроса.

- определяют способы получения новых знаний, необходимых для решения проблемы.

Учебно-познавательная – установление причинно-следственных связей, соответствий. Информационная - извлечение информации, соотношение знакомого и незнакомого,  ключевыми словами.

Коммуникативная – высказывания учащихся, умение слушать других.

Личностно-смысловая– ценностное отношение к содержанию читаемого,

Участие в диалоге.

Представление работ.  Самооценивание  по заданным критериям. Работа с оценочными листами.

Умение ориентироваться в содержании предмета

Умение использовать информацию    источника, выделять ее  для решения учебной задачи.

освоение способов совместной деятельности.

Формирование навыков речевой деятельности.

 

5 этап. Реализация построенного проекта. Время 5 мин.

Выполнение самостоятельной работы с последующей самооценкой.

Наглядный пример   степени усвоенности  вновь изученного материала.

Молодцы, ребята!.

А сейчас попробуем  выяснить насколько хорошо вы усвоили данную тему.

Слайд № 6.

На слайде появляется кластер, а обучающиеся заполняют пробелы на интерактивной доске и выполняют самостоятельную работу.

1.Олимпийские игры устраивались в ----------------------, расположенной -----------------------------------------------------------------2.Первые Олимпийские игры состоялись ------------ году до н.э.

3.Олимпийские игры продолжались ------------дней.

4.Победители Олимпийских игр получали ------------------------------

5. Олимпийские игры посвящали богу ---------------.

А теперь пере

Молодцы, ребята! Вы замечательно справились с заданием

- анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата, оформляет результат своей деятельности с помощью ИКТ

Корректируют свои предположения на основе работы с источником (при необходимости). После этого ответы сверяют с образцом и оценивают.

Осознанное, продуктивное чтение учебника, структурирование учебного материала, соотнесениение с планом. Взаимооценивание.

 6 этап. Рефлексия. (  3 мин.)

Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.

Обучающимся предлагается оценить свой вклад в урок.

В начале урока детям раздаются языки пламени, вырезанные из бумаги желтого, красного и серого цветов.

- желтый цвет- я доволен, выполнил все задания;

- красный-  мог бы и лучше;

- серый -  мог бы лучше.

Замечательно! Вот и загорелся у нас Олимпийский огонь.!

Ребята комментируют свой вклад в урок и выставляют себе оценки.

Самооценка и взаимооценка.

Умение систематизировать, обобщать изученное. Соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения.

Соединять части в целое.

Высказывать суждения свои суждения.  

Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Речевая культура

Анализирует достижение цели, описывает способ достижения ее. Анализирует личностное изменение в процессе учения.

7 этап. Домашнее задание.

Осознание обучающимися значимости своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

- Наш урок заканчивается.

 Запишите домашнее задание: параграф 33 , прочитать, ответить на после текстовые вопросы .

Выполнить задания в рабочей тетради к параграфу 33.

Оценочная деятельность по количеству набранных баллов.

Записывают домашнее задание.

Учебно-познавательная – соотносят учебные задачи с результатом деятельности на уроке.

Личностно-смысловая – осознание учащимися значимости своей деятельности,  осознание успехов/неуспехов, их причин.

Самооценка (по шкале) Оценка педагогом

Логическая завершенность урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории в 5 классе на тему: "Олимпийские игры в древности"

Цели урока:1. Сформировать представление учащихся о том, как стремление греков в воспитании сильных и мужественных защитников родины повлияло на массовое развитие гимнастики, увлечение Олимпийскими иг...

Презентация к уроку истории в 5 класс на тему "Олимпийские игры в древности".

Презентация к уроку истории в 5 класс на тему "Олимпийские игры в древности"....

Урок истории в 5 классе на тему: "Олимпийские игры в древности"

Цели урока:1.Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции.2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями,...

Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме: «Олимпийские игры в древности»

Конспект  урока по теме:«Олимпийские игры в древности» .Урок истории в 5 классе.Учитель : Бохан О. С.Тип урока: комбинированныйЦель: познакомить учащихся с историей Олимпийс...