Технологическая карта урока Крещение Руси
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
На уроке обучающиеся изучать основные события, способствующие крещению Руси и выявять последствия этого события
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologcheskaya_karta_kreshchenie_rusi.docx | 66.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта уроков истории России
Тема урока | Крещение Руси | ||
Тип урока | Комбинированный | ||
Цель урока | Рассмотреть основные события, способствующие крещению Руси и выявить последствия этого события | ||
Образовательные | Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания. | ||
План урока |
| ||
Личностно значимая проблема | |||
Методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
Основные понятия | Оборонительные рубежи, патриарх, митрополит, епископ, церковный устав, ересь, 988 год. | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Акту-ализация знаний | 7 | Беседа Формулировка темы задания «Мозговой штурм»: Запись предположений учащихся на доске - формирование «корзины идей» Целеполагание и определение путей достижения цели | Организует беседу по вопросам: –Напомните, пожалуйста, о чём мы говорили на прошлом уроке? - Какую большую тему мы изучаем? - Вспомним, что мы знаем о верованиях восточных славян. Дорогие ребята, сегодня мы продолжим путешествие по страницам нашей Родины, знакомство с правлением первых русских князей. Давайте вспомним тех князей, с которыми мы уже познакомились? Загадки: О ком идет речь? Приложение 1 - Определите тему урока с помощью иллюстраций. Демонстрация иллюстративного ряда по теме «Крещение Руси». - Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить? Учитель: «Совершенно верно, тема сегодняшнего урока… Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы во всем разобраться? Учитель помогает, задаёт наводящие вопросы - Определите цель нашего урока. Поставьте к цели задачи. Совместно с детьми формулируется план. | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение - Организует проблемную ситуацию; - Организует мыслительную деятельность обучающихся, ведёт беседу с классом, обеспечивает самостоятельный выбор различных вариантов ответов, создаёт условия для формулирования темы урока, - Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым объектам | Фронтальная работа | Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | 1. Устные ответы. 2. Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | Побуждает обучающихся. Структурирует предложенные формулировки Решение проблемного вопроса Беседа с классом Задание классу Вопросы учащимся Работа текстом учебника: составьте план ответа на вопрос Работа в группах. Беседа с учащимися по вопросам Работа в группах Разбор схемы Просмотр отрывка к/ф | - Послушайте мнения различных историков о Владимире. Высказывания историков о князе Владимире: «Владимир имел широкую душу…, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа». С. М. Соловьёв. «Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным…, воином кровожадным и - всего ужаснее - братоубийцею…» Н.М. Карамзин «…Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные…». Н.М. Карамзин. Проблемный вопрос. Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире? - Ответ на этот вопрос вы можете дать, когда послушаете рассказ о Владимире, поработаете с историческими источниками, материалом учебника. Итак, мы отправляемся в Х век во времена Владимира Святославича. 1.Вспомните при каких обстоятельствах погиб князь Святослав? 2.Какие сыновья претендовали на киевский престол? - самостоятельно прочитайте пар.5 п. №1, рассмотрите схему княжения сыновей Святослава в русских землях; - ответьте на вопрос: « Кто из сыновей победил в борьбе за Киев?» Вывод: победа Владимира в борьбе за Киев. Учитель: - Перед князьями стояли задачи: 1) укрепление обороны государства; 2) четкой организации сбора налогов; 3) усиление княжеской власти; 4) повышение международного авторитета государства с целью ведения более успешной внешней торговли. Рассказ учителя о Владимире - Что нужно было предпринять Владимиру, чтобы удержать под своей властью все славянские земли, потому что опираться на военную силу было нельзя? - Какие религии основываются на единобожии? При Владимире произошло одно из величайших событий многовековой русской истории, Русь приняла христианство. -внимательно прочитайтеп.5, с.38, объясните, «Почему князя перестали устраивать языческие боги, каковы причины принятия христианства на Руси?» Русь, переходя к новой религии-единобожию, оказалась перед выбором: христианство как в Византии, иудаизм как в Хазарии, ислам как в Волжской Булгарии. Знакомство с историческими документами поможет нам найти ответы на вопросы: -какую веру выбрал Владимир и почему? Задания группам: Группа №1. Внимательно прочитайте документ « Из повести временных лет», учебник, с.42 и ответьте на вопросы. Группа №2. Внимательно прочитайте текст №2 «Из истории государства Российского» Н.Карамзина и ответьте на вопросы. Группа № 3. Внимательно прочитайте текст №3 «Сквозь глубину веков» Б. Раушенбаха и ответьте на вопросы. Группа №4. Внимательно прочитайте текст №4 «Политический фон крещения Руси» А. Поппэ и ответьте на вопросы. Группа №5. Внимательно прочитайте текст №5 «Из повести временных лет» и ответьте на вопросы: -где и как крестили киевлян? -как поступил князь Владимир с языческими идолами? Охотно ли расстались киевляне с языческими идолами? Группы №№ 1-5 представляют выполненные задания. Ответы на вопросы командиров групп (назначают сами; командиры записывают участников группы, активность работы и отвечают). Учитель: После принятия христианства сложилась чёткая церковная организация. Разбор схемы. - Нам предстоит определить результаты и значение принятия христианства на Руси. Посмотрим небольшой видеофрагмент. (Учебный фильм) – В ходе просмотра, сформулируйте вопросы по содержанию фильма, которые вы зададите соседу по парте. 1.Почему князь Владимир, человек жестокий и грубый, после принятия христианства стал добрым, отзывчивым и смиренным? 2.Что стало меняться в жизни Руси после принятия христианства. 3.Что построено при князе Владимире? | Учащиеся слушают и отвечают на вопросы, структурируют предложенные формулировки Отвечают на проблемный вопрос и заполняют опорную схему правления до князя Владимира Отвечают на вопросы Выполняют задание Заполняют схему: Опорный сигнал – схема: Святослав Ярополк Олег Владимир (Киев) (Древл. земля) (Новгород) Слушают учителя и отвечают на вопросы: - принять единую религию христианство, ислам, иудаизм Составляют план ответа на вопрос Внимательно изучают документы и отвечают на вопросы ученики, работая в группах, изучают 3 вопрос плана самостоятельно Разбирают схему и записывают в тетрадь результаты Просматривают к/ф и отвечают на вопросы | 1. Индивидуальная работа. 2. Работа в группах. 3. Фронтальная работа. 4. Индивидуальная работа. 5. Фронтальная работа 6. Групповая работа | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно Познавательные: извлекают необходимую информацию Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | 1. Устные ответы. 2. Устные ответы. 3. Устные ответы. 4. Письменные задания. 5. Устные ответы 6. Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Заполнение схемы | Организует работу с учащимися Почитайте текст № 6, заполните таблицу «Значение принятия христианства на Руси» (политическое, международное, духовное). | Заполнение таблицы в тетради - Объясняют и отвечают на вопросы и задачи, используя все введенные на уроке понятия. | Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации | Устные ответы и письменные записи |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений Рефлексия. | Проводит беседу по вопросам: – Время уходит, много загадочного и тайного оставляя в прошлом. Стираются в памяти незначительные события, но имена великих правителей, их величайшие деяния сохранились навеки. Среди тех, кто навсегда вошел в историю нашей великой Родины, князь Владимир. Чем дальше уходит время, тем весомее становится это событие, открывшее для Руси пути дальнейшего продвижения вперед. - Давайте вспомним наш проблемный вопрос: Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире? Учитель обращает внимание на вопросы, поставленные в начале урока. Уточняет, на все ли вопросы ответили. Что мы с вами делали, чтобы получить ответы на эти вопросы, подберите ряд глаголов (работали с источниками, с картой, текстом учебника, составляли схему, рассматривали рисунки, работали в парах, в группах) Вернемся к цели урока. Все ли достигнуты теперь? - Как думаете, что еще можно узнать о крещении Руси из дополнительной литературы? -Проанализируйте результаты своей работы. Что выполнено верно? Над чем еще предстоит поработать? Приложение 3 | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; анализируют результаты своей деятельности и дают оценку качества усвоения. Обеспечивают понимание практический значимости полученных знаний и умений | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 5. | Конкретизирует домашнее задание: самостоятельно дать оценку принятия христианства Инструкция к выполнению домашнего задания. § 5, учить термины по истории Древней Руси. Дополнительно: 1.Подсчитайте, сколько лет существует христианство на Руси? 2. Составить кроссворд на тему: «Принятие Русью христианства» 3.Информационный проект. Найдите в библиотеке или Интернет-ресурсах изображение первых русских храмов, подготовьте презентацию. Учащиеся выбирают домашнее задание по уровням сложности. | Записывают домашнее | Индивидуальная работа |
Приложение 1
Загадки: О ком идет речь?
1.Ходил в поход он на Царьград,
Да только сам тому не рад.
Сожжен был «греческим огнем»,
Древлянами был уничтожен он. (Игорь)
2.Он смел, был и умен без меры,
Он покорил и вятичей и меря.
«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,
При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав)
3.Хитра, княгиня оказалась.
Большую дань взять отказалась.
Потребовав с древлян лишь голубей,
Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)
4.Сел княжить первым в Киев он,
И покорил Царьград потом.
Вез из полюдья в Киев он товары,
И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)
5.Его призвали новгородцы,
Порядок навести в земле словенской.
Сей князь, делами неприметный,
Стал основателем династии навечно. (Рюрик)
Приложение 2
Текст № 1 Адаптированный перевод фрагмента « Повести временных лет» (Михельсон Т. Рассказы русских летописей М.; 1989.)
« В лето 986. пришли болгары - мегометане и иноземцы от папы из Рима, а после них хазарские евреи, и хвалили каждый закон свой. Затем прислали греки к Владимиру философа. Он много говорил о жизни и смерти, о бытие всего мира. И запала на сердце Владимиру мысль креститься, но он хотел еще разузнать обо всех верах…
В лето 987. созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: « Вот приходили ко мне болгары, говоря, прими закон наш. Затем приходили немцы от папы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой- восхваляя. Что же вы посоветуете, что ответить?» И сказали бояре и старцы:- « Если хочешь в самом деле разузнать, то пришли своих мужей, пусть разузнают, у кого какая служба». Избрали мужей славных и умных и сказали: « Идите к болгарам, к немцам и грекам и испытайте их веру». Пошли русские послы к болгарам, к немцам и грекам. Когда они вернулись, созвал князь бояр своих и старцев и обратился к послам: « Говорите перед дружиною». Они же сказали: « Ходили к болгарам, смотрели как они молятся в мечети, и нет у них веселья, только печаль великая. Не добр их закон. И пришли мы к немцам и видели в храмах различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греки и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали- на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знали, как лучше рассказать об этом. Знаем мы только, что служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той».
Текст № 2 («Из истории государства Российского» Н. Карамзина).
« Собрав многочисленное войско, великий князь Владимир пошел на судах к греческому Херсону…. Великий князь грозил им стоять три года под стенами, ежели сдадутся, но граждане отвергли его предложения, старались уничтожить все работы осаждающих…
К счастью, нашелся в городе доброжелатель Владимиру, именем Анастас, сей человек пустил к россиянам стрелу с надписью: « За вами, к востоку, находятся колодези, дающие воду херсонцам чрез подземные трубы, вы можете отнять ее». Великий князь спешил воспользоваться советом и велел перекопать водоводы. Тогда граждане, изнуряемые жаждою, сдались россиянам. Завоевав, славный и богатый город…. российский князь… чрез послов объявил императорам Василию и Константину, что он желает быть супругом сестры их Анны и в случае отказа возьмет Константинополь. Сии обстоятельства принудили императоров забыть обыкновенную надменность и призрение к язычникам. Василий и Константин, надеясь помощью сильного князя российского спасти трон и венец, ответствовали ему, что « приняв веру христианскую, он получит и руку царевны и Царство Небесное». Владимир…. С радостью изъявил согласие креститься.
Текст № 3 (Из книги Раушенбаха Б. Сквозь глубину веков )
« В немалой мере выбор Владимира был обусловлен исторически….С Византией уже сложились достаточно тесные экономические отношения, она была близко расположена… На решение Владимира могло повлиять и то, что в православной церкви в отличие от католической богослужение можно было вести на понятном языке… Византийский вариант христианства отвечал нуждам феодального общества и поэтому вполне соответствовал замыслам Владимира. Ни Русь, ни Византия не расценивали предстоящее крещение как чисто религиозный акт…. Точка зрения Византии сводилась к следующему: поскольку Русь обращалась в православную веру, а православную Церковь возглавляли патриарх и император, то Русь автоматически становилась вассалом Византии…. Точка зрения Владимира и его окружения была иной. По мысли князя, Русь превращалась бы в дружественное Византии, но вполне суверенное государство. Как друг Византии, она оказывала бы ей военную помощь».
Текст № 4. (Из книги А. Поппэ « Политический фон крещения Руси»).
« Тяжелое военное поражение, еще более болезненная потеря престижа в битве с болгарами 17 августа 986 года, побудили Василия III пересмотреть политику Византии по отношению к Руси. Контакты с Киевом были установлены вскоре после отступления из Болгарии. Во время переговоров между Василием и Владимиром ,обсуждались три проблемы: принятие христианства Русью и ее правителем, его брак с багрянородной Анной и военная помощь Византийской империи… Выбор даты крещения Владимира и его подданных не представлял особого труда…. Некоторые византийские послы оставались в Киеве, чтобы подготовить и совершить обряд крещения… до прибытия в Киев багрянородной Анны. Самое раннее, это могло произойти летом 988 года».
Текст № 5. Адаптированный перевод фрагмента из « Повести временных лет».
« Владимир… повелел опрокинуть идолы- одних- изрубить, а других - сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочь его с горы по Боричеву ввозу к Ручью, приставил12 мужей колотить его жезлами…. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, т.к. полностью не приняли еще они святого крещения. И притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, только тогда оставьте его». Они исполняли, что им было приказано. И когда пустили Перуна, и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, как зовется оно и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: « Если не придет кто завтра на реку, будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, пошли с радостью люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы это князь наш и бояре». На следующий день вышел Владимир с попами царицынами и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасенных душ».
Текст № 6. Адаптированный перевод фрагмента из « Повести временных лет».
« Владимир приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя Святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие…. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное…. Когда отданы были в обучение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: « В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык косноязычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по божьему усмотрению и по милости своей помиловал их Бог, как сказал пророк: « Помилую, кого хочу».
Приложение 3
В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов. | |
1. На уроке я работал | активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3.Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. За урок я | не устал / устал |
5. Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
6.Домашнее задание мне кажется | легким / трудным интересным / неинтересным |
Анализ конспекта урока.
Тема: « Владимир Святославич. Принятие христианства».
Тип урока и его структура: формирование новых знаний
Место урока: в теме «Древняя Русь» - 5 час.
Цель: подведение учащихся к пониманию причин и последствий крещения Руси.
Цель личностно значима, реальна, конкретна. Достигается через решение задач урока, поставленные вопросы, учебные ситуации, применение жизненного опыта обучающихся. Цель достигнута во всех аспектах.
Формы работы: Фронтальная - на этапе целеполагания
Групповая – на этапе работы с новым материалом (т.к. ведущий вид деятельности подростков – общение, построение отношений со сверстниками)
Индивидуальная - на этапе рефлексии.
Метод: Проблемно – исследовательский.
Время: Рационально распределено на все этапы урока.
Рефлексия: Проведена.
Проведенный урок соответствует требованиям ФГОС. Это характеризуется:
1. Наличие системно-деятельностного подхода.
- Присутствуют необходимые компоненты учебной деятельности: ценностно-смысловой, операционально-познавательный, рефлексивно-оценочный, что обеспечивает ее целостность.
- При отборе содержания и формулировании заданий учитываются возрастные особенности, уровень достигнутых на предыдущем этапе предметных и метапредметных результатов обучения. Урок направлен на развитие УУД.
- Большое внимание уделяется развитию теоретического мышления обучающихся: операциям анализа, синтеза, сравнения, классификации, установлению причинно-следственных связей, доказательству, работе с понятиями
- На уроке неоднократно создается учебная ситуация, направленная на разрешение возникшего затруднения или проблемы, совместно с учителем или самостоятельно организуется поиск способа решения учебной задачи.
- В целом форма представления заданий предполагает самостоятельность обучающихся при формулировке целей урока, планировании, осуществлении учебной деятельности, контроле и оценке полученных результатов.
- Роль педагога сводится к роли организатора познавательного процесс. Общение учителя и обучающихся происходит в форме диалога.
- Структура и содержание урока предполагает использования различных форм обучения с преобладанием групповой, предполагающей совместную деятельность, распределение ролей, эффективную коммуникацию.
2. Направленность на формирование универсальных учебных действий.
Предметное содержание урока насыщено деятельностью обучающихся по формированию УУД: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных. Связь содержания заданий и разновидностей формируемых УУД отражена в конспекте урока.
3. Технологичность структуры урока.
Урок имеет четкую логичную структуру. Цель и задачи урока сформулированы диагностично. Компоненты содержания соответствуют цели и задачам, деятельность учителя и обучающихся направлена на их достижение.
4. Оптимальный отбор содержания.
Содержание урока оптимально для изучения данной темы. Материал характеризуется научностью, доступностью, практической направленностью, оптимальным объемом. В представленном конспекте заложена возможность сместить акценты при изучении темы, сократив одни содержательные элементы и усилив другие в зависимости от уровня подготовки обучающихся, особенностей класса, обеспеченности ОУ средствами обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории в 6 классе на тему "Восточные славяне в древности" и урок "Крещение Руси"
Через решение учебной задачи (проблема, противоречие) с опорой на исторические источники проходит изучение темы о восточных славянах. Представленный материал объёмен, поэтому можно отвести на изучение...
Технологическая карта урока "Борьба Руси с западными завоевателями"
Изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, персонификаци я Александра Невского....
Технологическая карта урока по истории "Крещение Руси. Основные события, причины, значение"
Технологическая карта урока соответсвует современным стандартам СПО....
Технологическая карта урока по истории Древней Руси на тему: Главные политические центры Руси
План-конспект урока по стандартам ФГОС...
Технологическая карта урока "Правление князя Владимира.Крещение Руси"
Технологическая карта урока по истории России 6 класс "Правление князя Владимира.Крещение Руси"...
Технологическая карта урока Правление князя Владимира. Крещение Руси
Технологическая карта урокаПравление князя Владимира. Крещение Руси(1 час) Цель урока: формирование условий для усвоения знаний о правлении князя Владимира, о причинах и принятии христианства на ...
Технологическая карта урока:"Правление князя Владимира. Крещение Руси"
Открытый урок истории в 6 классе по теме:"Правление князя Владимира. Крещение Руси". Цели урока: Раскрыть основные направления внутренней и внешней политики князя Вла...