Технологическая карта урока "Правление князя Владимира.Крещение Руси"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Шевяхова Евгения Александровна

Технологическая карта урока по истории России 6 класс "Правление князя Владимира.Крещение Руси"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка технологической  карты  урока по истории

Класс, дата, предмет: 6   класс, история России

Тема урока: Правление князя Владимира. Крещение Руси.

Тип урока: комбинированный урок

Вид урока: практическое занятие

Уровень обучения:   базовый

Цель урока: Рассмотрение основных событий, которые способствовали крещению Руси, и выявление последствий этого события.

Задачи:   1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения

-знать причины принятия христианства, определять основные события крещения Руси, понимать значение этого события для русского народа;

-уметь читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий;

-извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста.

        2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения:

– уметь анализировать текстовую, графическую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи;

-создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

    3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:

  •  осознавать историческое значение принятия христианства на Руси, дополнить знания обучающегося  о социально-исторических процессах, сопровождавших принятие   христианства.
  • совершенствовать навыки групповой работы,
  • помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений,
  • создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.

4.Обеспечить социализацию обучающихся: приобретение опыта совместной деятельности и общения со сверстниками.

           Основные   понятия и термины : язычество, пантеон, христианство, церковь

           Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, настенная карта «Древнерусское государство в IX – XI вв.»

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

2.

3.

4.

Мотивация к учебной деятельности

Актуализация знаний

Сегодня мы продолжим разговор о деятельности русских князей.

Для определения темы нашего урока нам нужно вспомнить имена русских князей, с которыми мы познакомились на прошлых занятиях. При      фронтальном опросе       с       помощью загадок   совместно выстраивается  последовательность и годы  правления   первых князей.

Загадки: О ком идет речь? Приложение 1

Мы только что записали первых представителей династии Рюриковичей. Как вы думаете, ребята, о чем мы будет говорить сегодня на уроке?

Правильно. Сегодня речь пойдет о детях князя Святослава, одному из которых было суждено изменить историю Россию, предопределив ее культурное развитие на целое тысячелетие.

Определите тему урока с помощью иллюстраций. Демонстрация иллюстративного ряда по теме «Крещение Руси».

 Как вы думаете,  о чём мы с вами будем говорить?

Учитель: «Совершенно верно, тема сегодняшнего урока…

Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы во всем разобраться?

Учитель помогает, задаёт наводящие вопросы

 Определите цель нашего урока. Поставьте к цели задачи.

Совместно с детьми формулируется план

1.Начало правления князя Владимира.

2.Причины принятия христианства на Руси.

3.Крещение Руси.

4.Значение принятия христианства на Руси

Изучение  нового материала

- Послушайте мнения различных историков о Владимире.

Высказывания историков о князе Владимире:

«Владимир имел широкую душу…, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа». С. М. Соловьёв.

«Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным…, воином кровожадным и - всего ужаснее - братоубийцею…» Н.М. Карамзин

«…Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные…». Н.М. Карамзин.

Проблемный вопрос.

Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?

- Ответ на этот вопрос вы можете дать, когда послушаете рассказ о Владимире, поработаете с историческими источниками, материалом учебника.

Итак, мы отправляемся в Х век во времена Владимира Святославича.

Вспомните при каких обстоятельствах погиб князь Святослав?

Какие сыновья претендовали на киевский престол?

- самостоятельно прочитайте пар.6 п. №1 стр. 49,

- ответьте на вопрос: « Кто из сыновей  победил в борьбе за Киев?»

Вывод: победа Владимира в борьбе за Киев.

Учитель: - Перед князьями стояли задачи:

 1) укрепление обороны государства;

 2) четкой организации сбора налогов;

 3) усиление княжеской власти;

 4) повышение международного авторитета государства с целью ведения более успешной внешней торговли.

Первые киевские князья пытались, но не смогли решить эти задачи.

Более результативной по сравнению с предшествующими была политика Владимира.

Используя материал  учебника пар.  6, п.1, определите и запишите в тетрадь  политику Владимира в начале его правления.

Что нужно было предпринять Владимиру, чтобы удержать под своей властью все славянские земли, потому что опираться на военную силу было нельзя?

Какие религии основываются на единобожии?

При Владимире произошло одно из величайших событий многовековой русской истории, Русь приняла христианство.

В 980 г. князь Владимир предпринял религиозную реформу, которая не выходила за пределы язычества. Был учрежден пантеон высших славянских богов во главе с Перуном, но она не получила всенародной поддержки.

Русь, переходя к новой религии-единобожию, оказалась перед выбором: христианство как в Византии, иудаизм как в Хазарии, ислам как  в Волжской Булгарии.  Знакомство с историческими документами и материалом учебника поможет нам найти ответы на вопросы:

-какую веру выбрал Владимир и почему?

Задания группам:

1 группа.  Внимательно прочитайте документ « Из повести временных лет», учебник, с.55 и стр.  51 и ответьте на вопросы.

2 группа.   П.3 пар.6. , стр.  52. При каких обстоятельствах крестился князь Владимир?

3 группа. П.3 пар.6. , стр. 53-54.     Как       происходило Крещение      Руси?                                                                                              

               

1.Почему князь Владимир, человек жестокий и грубый, после принятия христианства стал добрым, отзывчивым и смиренным?

2.Что стало меняться в жизни Руси после принятия христианства.

Первичное осмысление и закрепление изученного

Задание учащимся: Почитайте текст учебника пар.6, п.4, стр.54 и составьте  схему «Значение принятия христианства на Руси» (политическое, международное, духовное).

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

- Создает условия для актуализации знаний обучающихся

- Организует  проблемную ситуацию;

- Организует мыслительную деятельность обучающихся, ведёт беседу с классом, обеспечивает самостоятельный выбор различных вариантов ответов, создаёт условия для формулирования темы урока,

- Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым  объектам

- Создает учебную ситуацию целеполагания.

- Побуждает обучающихся формулировать цели урока.

- Структурирует предложенные формулировки.

Постановка проблемного вопроса.

Рассказ учителя о Владимире

Создает учебную ситуацию для проявления поисковой активности

 Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД и коммуникативных УУД в процессе выполнения групповой работы

Объяснение задания группам

Корректировка ответов групп, обращение к иллюстративному материалу     учебника.

Беседа с  учащимися

Обсуждение       результатов схемы.

  • Отвечают на поставленные вопросы;
  • Актуализируют свои знания ;

- В результате анализа предлагают свои варианты формулировки темы;

- Определяют тему урока;

Скорее всего, мы будем продолжать изучение династии Рюриковичей.

- Формулируют цели урока,

предлагают пути их достижения, составляют план урока и   фиксируют   его в тетради.

Отвечают на проблемный вопрос.

Отвечают на вопросы

Выполняют задание

Заполняют схему:  Опорный сигнал – схема:

           Святослав

Ярополк (Киев)                    

 Олег (Древлянская земля)

Владимир (Новгород)

Читают учебник, выполняют задание

1.Восстановил выплату дани Киеву      радимичами и вятичами.

2.Успешный поход против Волжской Булгарии.

3.Присоединение  к  территории государства городов Червеня  и Перемышля, отвоеванные                                               у Польши.

4.Возведение оборонительных рубежей на юге для защиты от кочевников.

Слушают учителя и отвечают на вопросы

(принять единую религию)

Христианство, ислам, иудаизм

Группы выполняют полученные задания  и готовят коллективный ответ.

Выступление групп

Отвечают  на вопросы.

1.Изменение                        жизненных                             ориентиров князя под   влиянием христианской морали.

2.При Владимире     началось         строительство                     храмов и монастырей, открытие                         церковных     школ.

Индивидуальная работа  учащихся.

 Заполнение таблицы в тетради

Р: - целеполагание,

- планирование,

- прогнозирование,

- волевая саморегуляция,

- выдвигают версии, определяют проблему. 

П:   - самостоятельное выделение познавательной цели,

- выбор оптимальных способов решения задач,

- умение строить речевое высказывание,

- самостоятельное выделение познавательной цели

- сравнивают объекты, анализируют, обобщают, доказывают и делают выводы.

К: - умение слушать и вступать в диалог,

- участие в коллективном обсуждении проблем,

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

- владение монологической и диалогической речью

П: - поиск информации,

- умение строить речевое высказывание,

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

- смысловое чтение,

- анализ объектов с целью выделения признаков, синтез,

сравнение

- установление причинно-следственных связей,

- доказательство

К: - сотрудничество с учителем и сверстниками

- участие в коллективном обсуждении проблем,

- умение слушать и вступать в диалог,

- умение выражать свои мысли,

- владение монологической и диалогической речью

Р: - волевая саморегуляция,

- работают по плану, сверяясь с целью;

- определяют проблему, выбирают средства достижения, планируют деятельность

П.: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

5.

Итоги урока. Рефлексия.

Проводит беседу по вопросам:

– Время уходит, много загадочного и тайного оставляя в прошлом. Стираются в памяти незначительные события, но имена великих правителей, их величайшие деяния сохранились навеки. Среди тех, кто навсегда вошел в историю нашей великой Родины, князь Владимир. Чем дальше уходит время, тем весомее становится это событие, открывшее для Руси пути дальнейшего продвижения вперед.

- Давайте вспомним наш проблемный вопрос:

Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?

 Учитель обращает внимание на вопросы, поставленные в начале урока, обращает внимание на  то, на все ли  вопросы ответили.

Что мы с вами делали, чтобы получить ответы на эти вопросы, подберите ряд глаголов (работали с источниками, с картой, текстом учебника, составляли схему, рассматривали рисунки, работали в парах, в группах)

 Вернемся к цели урока. Все ли достигнуты теперь?

Предлагает найти ответ на вопрос, используя все полученные на уроке знания

 Создает учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения.

 Создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов,  эмоционального состояния.

Обеспечивает понимание практический значимости полученных знаний и умений

Объясняют и отвечают на вопросы и задачи, используя все введенные на уроке понятия.

 Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с целями урока.

 Осуществляют рефлексию учебной деятельности

Р: - оценка достижения планируемых результатов,

- коррекция планов и способов действий в соответствии с оценкой,

- волевая

саморегуляция

П: - рефлексия способов и условий действий,

- контроль и оценка способов и результатов действий

К: - сотрудничество с учителем и сверстниками,

- участие в коллективном обсуждении проблем,

- умение слушать и вступать в диалог,

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

- владение монологической и диалогической речью

6.

Домашнее задание

Инструкция к выполнению домашнего задания.

§ 6,  

Дополнительно: 1.Подсчитайте, сколько лет существует христианство на Руси?

 2.Информационный проект. Найдите в библиотеке или Интернет-ресурсах изображение первых русских храмов, подготовьте презентацию.        

Учащиеся выбирают домашнее задание по уровням сложности.

Конкретизирует       домашнее задание

Записывают домашнее задание

Приложение 1

Загадки: О ком идет речь?

1.Ходил в поход он на Царьград,

Да только сам тому не рад.

Сожжен был «греческим огнем»,

Древлянами был уничтожен он. (Игорь)

2.Он смел, был и умен без меры,

Он покорил и вятичей и меря.

«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,

При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав)

3.Хитра, княгиня оказалась.

Большую дань взять отказалась.

Потребовав с древлян лишь голубей,

Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)

4.Сел княжить первым в Киев он,

И покорил Царьград потом.

Вез из полюдья в Киев он товары,

И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)

5.Его призвали новгородцы,

Порядок навести в земле словенской.

Сей князь, делами неприметный,

Стал основателем династии навечно. (Рюрик)

                     

Список        использованной       литературы:

  1. История России. 6    класс. В 2. Ч.1;   под. ред.    А.В. Торкунова – М., 2016 г.
  2. Журавлева О. Н.  Поурочные  рекомендации 6 класс – М.,2015г.
  3.  Серов Б. Н.,. Гаркуша Л. М.  Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 16 века. М., 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока 10 кл. "Князь Владимир. Крещение Руси"

Методическая разработка урока  "Князь Владимир. Крещение Руси" для 10 класса...

Князь Владимир. Крещение Руси

Информация о крещении  Рууси, о  деятельности  князя  Владимира...

Князь Владимир. Крещение Руси.

Презентация к уроку истории России в 6 классе....

"Князь Владимир. Крещение Руси."

28 июля Православная церковь чтит память святого равноапостольного князя Владимира, в день его преставления. В этом году Россия отметила памятную дату — День Крещения Руси.  В этом год...

Конспект урока по истории в 6 классе "Правление князя Владимира. Крещение Руси"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной...

Технологическая карта урока Правление князя Владимира. Крещение Руси

Технологическая карта урокаПравление князя Владимира. Крещение Руси(1 час) Цель урока: формирование условий для усвоения знаний о правлении князя Владимира, о причинах и принятии христианства на ...

Технологическая карта урока:"Правление князя Владимира. Крещение Руси"

Открытый урок истории в 6 классе по теме:"Правление князя Владимира. Крещение Руси".     Цели урока: Раскрыть основные направления внутренней и внешней политики князя Вла...