Конспект урока истории в 6 классе на тему "Восточные славяне в древности" и урок "Крещение Руси"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Через решение учебной задачи (проблема, противоречие) с опорой на исторические источники проходит изучение темы о восточных славянах. Представленный материал объёмен, поэтому можно отвести на изучение данной темы 2 урока или, по усмотрению учителя, отобрать необходимый материал для проведения одного урока. Урок "Крещение Руси" также построен на решении учебной задачи, где через работу с историческими источниками осуществляется поиск, приобретение новых знаний, даётся оценка деятельности князя Владимира Красное Солнышко.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок решения учебной задачи в 6 классе
Курс: История России с древнейших времён до конца XVI века.
Тема курса: Восточные славяне.
Тема урока: Восточные славяне в древности.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели:
- Сформировать образное представление о восточных славянах: местах расселения, характере, занятиях, укладе жизни, трудовых процессах.
- Развивать умения анализа, абстрагирования, сравнения, обобщения при работе с историческими документами; умения работы с исторической картой; умения слушать собеседника, уважительно относится к его позиции; умения отвергать или поддерживать (обоснованно) утверждения летописцев.
- Вызвать чувство восхищения и гордости за предков.
Оборудование: настенные карты «Византийская империя и славяне» и «Древнерусское государство IX-XII в.в.»; атласы; комплекты учебно-документальных и иллюстративных материалов; иллюстрации из раздаточного материала «История Отечества с древнейших времён до конца XVIII в.» для иллюстративной схемы о занятиях славян; меловая схема «Родовая община, племя, племенной союз»; учебник «Истории России: с древнейших времён до конца XVI века»; задания для контроля; карточки для рефлексии.
I. Информационно-ориентировочный компонент (10 минут)
1). Организационный момент.
Скажите, с чем мы познакомились на прошлом уроке?
- На прошлом уроке мы познакомились с тем, что такое языковая семья и откуда произошли восточные славяне.
2). Проверка домашнего задания.
- Все народы, жившие в далёком прошлом, составляли языковые семьи, которые в свою очередь делились на языковые группы. На Восточно-Европейской равнине проживало три языковые семьи – индоевропейская, урало-самодийская и алтайская. В индоевропейскую языковую семью входило пять языковых групп, в том числе и славянская языковая группа. В славянскую группу входили многие народы: русские, украинцы, белорусы, чехи, словаки, болгары и др. Трудно представить, но когда-то англичане, французы, итальянцы, русские говорили на одном языке и верили в одних и тех же богов.
Примерно 4 тысячи лет назад произошло выделение из индоевропейцев предков славян – праславян.
В 5 веке до н.э. славянские племена освоили земли от среднего течения р. Днепр до р. Одер и от северного склона Карпатских гор до р. Припять.
В 5 веке н.э. славяне мощными потоками двинулись на земли, простиравшиеся от Чёрного до Балтийского моря. В ходе движения они разделились на три ветви: восточную, западную и южную.
Таким образом, в ходе постоянного движения и освоения новых территорий произошло разделение славянских племён на три ветви – восточную, западную и южную. Позже из восточной ветви выделились три братских народа – русские, украинцы и белорусы.
3). Выявление недостающего знания, постановка УЗ урока.
Нам необходимо выяснить, что нового мы узнаем на уроке. Для постановки УЗ урока обращаемся к заданию, которое вы предварительно выполнили дома.
- Какой вывод о характере верований древних славян можно сделать на основе данных источников?
- Что обожествляли славяне?
- Есть ли различия в предназначениях богов в приведённых источниках? Как вы думаете, почему?
- Найдите в источнике подтверждение, что земля у славян считалась родной.
Проблематизация: Может быть, случайно у восточных славян возникли выражения «Матушка-земля», «Матушка – природа»? Или всё-таки это было с чем-то связано?
Учебная задача: Почему большинство богов славянского пантеона были связаны с природными явлениями?
4). Выдвижение предположений.
Попробуйте выдвинуть предположения на учебную задачу урока и записать их в тетради.
- Возможно, что славяне боялись природных явлений.
- Возможно, что они, как и первобытные люди, пытались объяснить непонятное (почему идёт гроза, почему гибнет скот и т.д.)
II. Операционно-исполнительский компонент (25-27 минут)
1). Последовательное решение учебной задачи урока
На уроке мы подтвердим или опровергнем выдвинутые версии. Но для этого нам необходимо найти доказательства. Для того чтобы найти ответ на учебную задачу, нам необходимо ответить на вопросы - что влияло на характер, уклад их жизни и занятия.
Работа по карте. Территория расселения восточных славян.
Определите по карте, в каком веке и какую территорию заселили восточные славяне.
- В 6-8 веках восточные славяне заселили обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на севере до Причерноморья на юге, От карпатских гор на западе до реки Волги на востоке. Таким образом, восточные славяне заняли большую часть Восточно-Европейской равнины.
Определите по карте, заселили ли славяне территорию вологодского края. Кто в 6-8 веках проживал на этой территории?
Славяне осваивали густые леса, где встретились с балтским и угро-финским населением, постепенно смешиваясь с ними. Поэтому, можно сказать, что предками русских, украинцев и белорусов были не только славяне, но и угро-финны и балты.
- Крупнейшие племенные союзы и территории их расселения.
Работа с меловой схемой .
Ячейкой общества у славян был род или родовая община. Что такое родовая община?
- Коллектив родственников, живших и работавших вместе.
Работа с документом (№ 1).
Познакомьтесь с историческим документом и сделайте вывод.
- Важные вопросы в родовой общине решались сообща.
Участие в таких собраниях принимали только мужчины-воины. Здесь же избирались предводитель родовой общины – родовой старейшина, который имел большую власть. Несколько родов объединялись в племя. Несколько племён объединялись в племенной союз или союз племён.
На Восточно-европейской равнине проживало 12, а некоторые учёные считают 15, таких восточнославянских племенных союзов.
Работа с документом (№ 2)
Фиксация: местом расселения славян стали леса, равнины, болотистые места, на территории расселения было много рек.
Класс делится на 3 группы (дифференцированный подход):
1 группа: Характерные черты славян.
Работа с документами (№ 3)
2 группа: Занятия славян
Работа с документами (№ 4)
3 группа: Жилище и одежда славян
Работа с документами (№ 5)
Беседа по вопросам.
К документам № 3:
Опишите внешний облик славян.
Работа с иллюстрациями: Рассмотрите изображения славян разных племенных союзов. Какие сходства и различия вы видите?
Определите, какими чертами обладали славяне?
- Терпеливые, сильные, смелые, неутомимые, способные спокойно переносить голод и всякую нужду.
К документам № 4:
На какие нравственные качества указывают авторы?
- Гостеприимные, преданные.
Ценятся ли в нашем обществе эти нравственные черты? Почему?
Вопрос ко всем учащимся: Как вы думаете, почему у славян сформировались такие черты?
- Климат на этой территории не был тёплым, об этом говорит и летописец «Презирая непогоды, свойственные климату северному, они сносили голод и всякую нужду». Поэтому на черты характера повлияли природные условия.
Фиксация: природные условия влияли на характер славян.
Какие выводы о жилище славян можно сделать на основе данных текстов?
- Селятся в лесах, у рек, озёр и болот. Хижины жалкие со многими выходами для возможности убежать в случае опасности.
Работа с иллюстрациями: Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, какое жилище строили славяне на юге, а какое на севере? Почему? Можно ли согласиться с Прокопием Кесарийским о виде жилищ? Почему?
Что говорит Прокопий Кесарийский об одежде славян?
Одежду ткали из льна и конопли, пряли из шерсти коз и овец нитки и вязали. Зимой носили шубы, сшитые из шкур домашних и диких животных. Любили славяне и украшения (Рассматривание иллюстрации в учебнике).
Почему у славян были такие жилища и одежда?
Фиксация: природные условия влияли на строительство таких типов жилья и шитьё утеплённой одежды.
К документам № 5:
Какой вывод о занятиях восточных славян можно сделать на основании данных источников?
- Занимались земледелием, скотоводством, охотой, пчеловодством.
Работа с иллюстрированной схемой и краткое пояснение учителя.
Занятия славян
Земледелие Скотоводство Охота Бортничество
Системы:
подсечно-огневая Рыболовство Домашнее ремесло
переложная
пашенная
На основании приведённых источников определите, какое занятие было главным у славян?
- Земледелие
Может быть, авторы источников ошибаются? Ведь природные условия не давали возможности получить высокий урожай? Значит, основным занятием могло стать рыболовство, охота или скотоводство.
Высказывание предположений учащимися:
- Охота и рыболовство не всегда могли быть удачными.
Здесь может возникнуть трудность – а почему не скотоводство? Учителю следует объяснить, что северное местоположение страны оказывало сильное воздействие на сельское хозяйство: время для сева и уборки урожая составляло 5,5 мес., в то время как в Европе – 8-9 мес. И не было возможности в достатке запасти корм скоту. Холодная зима вынуждала содержать скот 7-8 мес. в году, что приводило к его истощённости и не давало возможности развить скотоводство.
Вывод: земледелие становится главным занятием, так как хоть и давало скудный урожай, но спасало от голодной смерти.
Что влияло на выбор занятий славян?
- Влияли природные условия
Фиксация: Занятия славян зависели от природных условий
Попробуйте представить себя на месте славян. Какие бы чувства вы испытали, если бы охота и рыболовство приносили скудную добычу или год оказался очень скудным на урожай?
- Боязнь голодной смерти, страх, ужас.
Поэтому славяне искали ответ в природе, смотрели на неё, как на живое существо и представляли её в виде различных божеств. Как называется вера во множество богов?
- Язычество
Знакомство с понятиями «капище», «волхв», «идол».
2). Обобщение результатов, фиксация ответа на УЗ урока
УЗ: Почему большинство богов славянского пантеона были связаны с природными явлениями?
Ответ на УЗ урока:
Местом расселения славян стали леса, равнины, болотистые места, на территории расселения было много рек. Природные условия влияли на характер славян, уклад их жизни и занятия. Это отразилось в религии: были боги плодородия, солнца, грозы, ветра и почвы; низшие божества – духи леса, воды.
Славяне не могли объяснить явления природы, боялись её и поэтом большинство богов славянского пантеона были связаны с природными явлениями.
Удалось ли нам подтвердить выдвинутые в начале урока предположения?
Постепенно славяне расселялись на большие пространства и родовые общины стали распадаться. Её сменила соседская община, в которой люди совместно владели сенокосами, лесами и реками, а пашенные земли были поделены между отдельными семейными хозяйствами. Жизнью соседской общины стало руководить вече – народное собрание. Выбирали и старейшину для ведения общих дел, а на защиту поселения вставали мужчины. О военных хитростях славян и о вооружении вы познакомитесь дома самостоятельно по историческому документу.
III. контрольно-коррекционный компонент (8-10 мин.)
1).Что нового вы узнали сегодня на уроке?
2). Закрепление материала: заполните пропуски.
Местом расселения восточных славян стала _____________________________ - малая ячейка общества у славян и ею управлял ______________. Несколько племён объединялись в ______________________. Поляне получили своё название от _____________________, дреговичи -_______________, вятичи - _____________. Природные условия влияли на _______________, ____________, ____________ славян. Это нашло своё отражение в __________. Например, Хорс был богом _________, Перун - ___________, Даждьбог - __________. Низшими божествами были _________, __________, _____________.
3). Проверка и коррекция.
4). Рефлексия.
Как я усвоил материал?
Получил прочные знания | 9-10 б. | |
Усвоил учебный материал частично | 7-8 б. | |
Мало понял, нужно ещё поработать | 4-6 б. |
Как я работал?
Сам справился с заданиями | 9-10 б. | |
Допускал ошибки | 7-8 б. | |
Сделал много ошибок | 4-6 б. |
Что я буду делать, если допустил ошибки.
Постараюсь разобраться сам | |
Посмотрю материал в дополнительной литературе | |
Попрошу учителя о помощи | |
Попрошу помощи у знающего ученика | |
Поищу другой способ решения проблемы |
Домашнее задание: параграф 1 пункты 2-5, работа по вопросам к историческому документу; по желанию – нарисовать рисунок или написать рассказ на тему «Один день из жизни славянского земледельца (воина, старейшины, женщины).
Предварительное домашнее задание.
О верованиях восточных славян
Карамзин Н.М. История государства Российского
«В России до введения Христианской веры, первую степень между идолами занимал Перун, бог молнии… Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, а в Новегороде над рекою Волховом: был деревянный, с серебряною головою и золотыми усами. Летописец именует ещё идолов Хорса, Дажебога, Стибога, Самаргла и Мокоша, не объявляя, какие свойства и действия приписывались им в язычестве. В договоре Олега с греками упоминается ещё о Волосе, которого именем и Перуновым клялися Россияне в верности, имев к нему особое уважение: ибо он считался покровителем скота, главного их богатства… Бог веселия, любви и согласия и всякого благополучия именовался в России Ладо; ему жертвовали вступающие в союз брачный, с усердием воспевая имя его, которое слышим и ныне в старинных напевах…
Купалу, богу земных плодов, жертвовали перед собиранием хлеба… Молодые люди украшались венками, раскладывали ввечеру огонь, плясали около него и воспевали Купала…
24 декабря язычники русские славили Коляду, бога торжеств и мира. Ещё и в наше время, накануне Рождества Христова, дети земледельцев собираются колядовать под окнами богатых крестьян, величают хозяина в песнях, твердят имя Коляды и просят денег…
Доныне простые люди говорят у нас о Леших, которые видом подобны сатирам, живут будто бы в темноте лесов, равняются с деревьями и с травою, ужасают странников, обходят их кругом и сбивают с пути; о русалках, или Нимфах дубрав… о благодетельных и злых домовых, о Ночных Кикиморах, и проч.»
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.
«Стрибог, повелевавший ветрами, был, по всей вероятности, богом неба; Даждьбог – богом света, тепла и плодородия (подобно античному Апполону); Хорс – бог солнца, как источник света; Семаргл – бог почвы, корней растений, разновидность божеств плодородия. Мокошь (или Макошь) была единственным женским божеством в этом пантеоне и, очевидно, олицетворяла собой женское начало природы и женскую часть хозяйства (стрижку овец, прядение).
Будто бы Владимир (князь киевский) в конце X века установил даже человеческие жертвоприношения этим богам, «И осквернилась кровью земля Русская и холм тот», - говорит по этому поводу летопись»
Орлов А.С. Хрестоматия по истории России. Верования восточных славян
«Род – самый древний славянский бог, отвечавший за единство и продолжение рода; также верховное божество неба и земли, распоряжался стихиями: солнцем, дождём, грозой, водой. Позже, с возникновением первых русских дружин, возник бог Перун – бог грома и грозы, войны и оружия. Изображался в виде старца с бородой. Велес – бог богатства, покровитель домашних животных… Сварог – бог огня, Хорс – бог солнца…
Низшие боги: упыри – души покойников, которые не были сожжены по славянскому обычаю; Берегини – духи-помощницы человека; Леший – хозяин лесов; Домовой – добрый дух, помогающий по хозяйству; Русалки – души девушек-утопленниц».
Блохин В.Ф. Место язычества в древнерусской культуре
«Если княжеские дружинники клялись Перуном, то всё остальное население Руси – Велесом, особо значимым для земледельцев. Велес считался и богом скота… Сварог, вероятно, был богом Солнца и Огня, его имя связано со славянским корнем «свар», означавшим нечто жгучее и лучезарное… Стрибог – бог воздушных стихий (ветров, бурь и т.д.)… Женское божество Мокошь или Макошь, вероятно, было богиней плодородия - Мать Сырая Земля - чей образ до сих пор сохраняется в народных преданиях. Она покровительствовала и женским делам… Славянское происхождение Хорса весьма сомнительно. Хорс образовалось, скорее всего, из иранского «солнце». Фольклорный персонаж Ярила или Ярило соотносился с весной, но в списках богов не значится»
Словарь
Кумир (идол) – изображение божества из камня или дерева.
Язычество – вера в множество богов и духов.
Пантеон – ряд.
Вопросы и задания к источникам:
- Составьте таблицу. Её данные помогут вам ответить на вопросы.
Славянское божество | Его предназначение |
- Какой вывод о характере верований древних славян можно сделать на основе данных источников?
- Что обожествляли славяне?
- Есть ли различия в предназначениях богов в приведённых источниках? Как вы думаете, почему?
- Как вы думаете, случайно ли у восточных славян возникли выражения «Матушка-земля», «Матушка – природа»? Почему?
Документ. № 1
Прокопий Кесарийский. Об общественных отношениях славян.
«…Племена эти, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща. А также одинаково и остальное, можно сказать, всё у тех и у других, и установлено исстари у этих варваров»
Вопрос: как осуществлялось управление в родовых общинах?
Документ. № 2
Повесть временных лет. О расселении славян.
«…Разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели… славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами (от слова «дрягва» - болото), иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от неё и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суде, и назвались северянами. И так разошёлся славянский народ…»
Вопросы и задания к документу:
- Найдите на карте обозначенные в тексте племенные союзы славян. О каких племенных союзах идёт речь в документе?
- Выполните задание: поставьте в правой колонке цифры, соответствующие цифрам левой колонки:
1. Поляне - истоки р. Волги, р. Днепра
2. Ильменские словене - берега р. Припять
3. Кривичи - Киев
4. Уличи - Смоленск
5. Радимичи -Полоцк
6. Вятичи - по р. Оке
7. Полочане - Новгород
8. Дреговичи - Прикарпатье
- В чём особенности названий славянских племён? О каком уровне общественных отношений у славянских народов это свидетельствует?
- Предположите, каково происхождение названий племён, не объяснённое в документе.
- Исходя из данных документа, сделайте вывод о территории расселения славян (Ответ: равнины, леса, болотистые места, много водных путей)
Документы. № 3
Н.М. Карамзин. История государства Российского.
«Обитатель южного пояса, томимый зноем, отдыхает более, нежели трудится, - слабеет в неге и праздности. Но житель полунощных земель любит движение, согревая им кровь свою; любит деятельность; привыкает сносить частые перемены воздуха и терпением укрепляется. Таковы были древние славяне… изображают [славян] бодрыми, сильными, неутомимыми. Презирая непогоды, свойственные климату северному, они сносили голод и всякую нужду; питались самой грубою, сырою пищею; удивляли… свою быстротою; с лёгкостию всходили на крутизны, спускались в расселины; смело бросались в опасные болота и в глубокие рек. Славяне мало пеклись о своей наружности: в грязи, в пыли, без всякой опрятности в одежде. Греки хвалят их стройность, высокий рост и мужественную приятность лица. Загорая от жарких лучей солнца, они казались смуглыми и все без исключения русые…»
Прокопий Кесарийский о славянах и антах
«И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый»
Вопросы к документам:
- Опишите внешний облик славян.
- Определите, какими чертами обладали славяне?
- Как вы думаете, почему у славян сформировались такие черты?
Документы. № 4
Прокопий Кесарийский о славянах и антах
«Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идёт на врага со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский.»
Маврикий Стратег о славянах и антах.
«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково…
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считает смерть мужа своею смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.
Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними… опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую»
Вопросы к документам:
- На какие нравственные качества указывают авторы?
- Какие выводы о жилище славян можно сделать на основе данных текстов?
- Что говорит Прокопий Кесарийский об одежде славян?
- Какой вывод о занятиях восточных славян можно сделать на основании данных источников?
Документы № 5
Маврикий Стратег о славянах и антах
«У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, в особенности проса и пшеницы…»
В.О. Ключевский
«В пустынном лесистом краю пришельцы занялись ловлей пушных зверей, лесным пчеловодством и хлебопашеством. Пространства, удобные для этих промыслов, не шли обширными сплошными полосами… Такие места являлись удалёнными один от другого островками среди моря болот и лесов. На этих островках поселенцы и ставили свои одинокие дворы, окапывали их и расчищали в окрестностях поля для пашни, приспособляя в лесу борти и ловища»
Вопросы к документам:
- Какой вывод о занятиях восточных славян можно сделать на основании данных источников?
- На основании приведённых источников определите, какое занятие было главным у славян?
Иллюстративный материал к уроку.
Внешний облик восточных славян
Тиверцы | Северяне | Кривичи |
Поляне | Дрегович | Вятичи |
Радимичи | ||
Документ к домашнему заданию.
Маврикий Стратег о славянах.
«Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днём и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Опытны они также и в переправах через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно переживают они пребывание в воде, так часто некоторые из числа остающихся дома, будучи настигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лёжа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии). А если случится, что камыши бывают видимы снаружи, неопытные люди считают их за растущие в воде…
Каждый вооружён двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые (с места на место). Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом…
Не имея над собою главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперёд все вместе, и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают; в противном случае обращаются в бегство, не спеша померяться силами в рукопашной схватке. Имея большую помощь в лесах, они направляются у ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают как бы под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу, они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Всё это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами, с целью заманить противника…»
Н.М. Карамзин. История государства Российского.
«Славяне доказали, что храбрость была их природным свойством… Несколько времени славяне избегали сражений в открытых полях и боялись крепостей; но, узнав, как ряды легионов римских могут быть разрываемы нападением быстрым и смелым, уже нигде не отказывались от битвы и скоро научились брать места укреплённые. Они сражались не стеною, не рядами сомкнутыми, но толпами рассеянными, и всегда пешие, следуя не общему велению, а внушению своей особенной, личной смелости и мужества; не зная благоразумной осторожности, которая предвидит опасность и бережёт людей, но бросались прямо в середину врагов. Чрезвычайная отважность славян была столь известной, что хан аварский всегда ставил их впереди своего многочисленного войска, и сии люди неустрашимые, видя иногда измену хитрых аваров, гибли с отчаянием…»
Вопросы к документам:
- Какие сведения о вооружении славян можно получить из данного документа?
- Что мы узнаём о тактике и стратегии славянских воинов?
- С какими военными хитростями восточных славян знакомят нас авторы?
- Опишите славянского воина (внешний облик, вооружение, характер, боевые качества).
- Есть ли расхождения у авторов в оценке боевых качеств славян? Докажите строчками документов.
Предварительный просмотр:
Урок решения учебной задачи в 6 классе
Курс: История России с древнейших времён до конца XVI века.
Тема урока: Правление князя Владимира и крещение Руси
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: познакомить с деятельностью князя Владимира, определить причины и значение принятия христианства.
Формируемые умения: умение отбирать наиболее значимые в жизни князя события и составлять на их основе политический портрет государственного деятеля.
Предварительное домашнее задание: прочитать два документа и сравнить их .
Ход урока:
Анализ документов по вопросам: О чём говорится в первом документе? (Владимир – ревностный язычник). О чём говорится во втором документе? (Владимир принимает христианство).
Проблематизация: по свидетельству летописца на Руси никогда так ревностно не относились к язычеству, как в начале правления Владимира. Но прошло 8 лет, и князь вдруг резко поменял взгляды.
Учебная задача: почему князь Владимир отказывается от язычества и вводит в качестве государственной религии христианство?
Пример выдвижения предположений:
Тема: «Правление князя Владимира и крещение Руси»
- Возможно, что он последовал примеру своей бабушки княгини Ольги
- Возможно, что он хотел таким образом завоевать уважение других стран
- Возможно, что князь хотел укрепить дружбу с Византией.
Последовательность решения УЗ урока
- Приход к власти Владимира I.
Познакомьтесь с историческим документом о приходе Владимира I к власти.
Ответьте на вопросы: Владимира, незаконнорождённого сына Святослава, мало кто хотел видеть князем киевским. Как ему удалось занять престол? Какие черты характера проявил Владимир? Каким образом в нём проявился ревностный язычник?
- Деятельность князя Владимира I.
Проанализируйте содержание исторических источников о деятельности князя. В чём отличие в деятельности князя Владимира и князя Святослава?
- Принятие Русью христианства.
Работа в парах (группах).
1 пара (группа). «Повесть временных лет» о выборе веры.
Вопросы: Какие религиозные верования были отвергнуты Владимиром и почему? Почему религиозный выбор Руси оказался именно таким? Какую реальную ситуацию отражает это предание? Стояла ли в это время Русь перед каким-либо религиозным выбором?
2 пара (группа): Корсунская легенда о крещении Владимира.
Подумайте, какое значение имело то, что Владимир буквально заставил Византию окрестить себя? Найдите в документе свидетельства того, что факт крещения Владимира в Корсуни не является бесспорным.
Учитель: По свидетельству монаха Иакова, жившего в 11 веке, крещение Владимир принял ещё до похода на Корсунь и к этому шагу его подтолкнули варяги-христиане, проживавшие в Киеве.
Вопрос: В чём мы ещё раз убеждаемся, встречаясь с разными точками зрения?
3 пара (группа): «Повесть временных лет» о крещении Руси .
Вопросы: Каков был характер крещения? Подумайте, в чём причина того, что славяне противились принятию христианства? Чем можно объяснить живучесть языческих верований на Руси?
Знакомство с текстом учебника о крещении Руси.
Что общего и различного с «Повестью временных лет»?
- Итоги правления князя Владимира I.
Знакомство с фрагментами исторических трудов и составление перечня итогов по пунктам.
Возвращение к учебной задаче урока: Почему князь Владимир отказывается от язычества и вводит в качестве государственной религии христианство?
Фиксация вывода в тетради: Владимир вводит христианство, так как это объединяло древнерусское общество; помогало создать единое государство на основе общей религии, культуры; христианство принесло смягчение нравов, зарождаются традиции милосердия; Русь включается в европейский христианский мир и на Русь начинают смотреть как на партнёра.
Сравнение вывода с выдвинутыми в начале урока предположениями.
Пакет исторических документов.
Предварительное домашнее задание
Прочитать два документа и сравнить их. О чём говорится в первом документе? О чём говорится во втором документе?
«Повесть временных лет»
И стал Владимир княжить в Киеве, один и поставил кумиров на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм этот… Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы, как богу…»
«Повесть временных лет»
«Владимир отвечал послам императорским: «Скажите царям, что я готов креститься, потому что и прежде испытал ваш закон, и мне нравится ваша вера и богослужение» . Цари, услышав это, обрадовались и послали ко Владимиру сестру свою, именем Анна, которую насилу уговорили идти. Она села на корабль, простилась с родными и с плачем поплыла через море. Когда царевна приехала в Корсунь, Владимир крестился, а после крещенья обвенчался на Анне и пошёл с нею в Киев. Пришёл туда, он велел повестить народу: «Кто не придёт к реке креститься, богатый ли или бедный, тот будет мне противен». Услыхав это, люди шли с радостью, говоря: «Если б эта вера была не хороша, то князь и бояре не приняли бы её». На другой день Владимир вышел с духовенством на Днепр, куда собралось множество людей: все вошли в воду и стояли в ней – одни по шею, другие по грудь, малолетние у берега, возрастные же дальше, и держали на руках младенцев, а священники читали молитвы»
- Приход к власти Владимира
«Повесть временных лет»
В 980 году пришёл Владимир с варягами в Новгород и сказал Ярополковым посадникам: « Ступайте к брату моему и скажите ему: Владимир идёт на тебя; пристроивайся к битве». Отпустив посадников, Владимир сел в Новгороде и послал в Полоцк, к тамошнему князю Рогволоду, свататься на его дочери Рогнеде. Рогволод спросил у дочери: «Хочешь ли выйти за Владимира?». Она отвечала: «Нет, не пойду за сына рабыни, а пойду лучше за Ярополка, великого князя киевского». Послы Владимира, возвратясь, пересказали ему всю речь Рогнедину; тогда Владимир, собрав большое войско, варягов и славян, чудь и кривичей, пошёл на Рогволода. В то время как уже хотели вести Рогнеду к Ярополку, пришёл Владимир в Полоцк, убил Рогволода, двоих сыновей его, а дочь взял за себя и пошёл на Ярополка. Когда Владимир пришёл к Киеву со множеством войска, то Ярополк не мог противиться ему и затворился в городе с людьми своими и воеводою Блудом. К этому Блуду Владимир послал с такими речами: «Возьми мою сторону; если мне удасться убить брата, то ты будешь мне вместо отца и получишь от меня большую честь; ведь не я начал убивать братьев, а он: я же пришёл на него из страха, чтоб он и меня не убил» Блуд отвечал послам Владимировым, что будет помогать их князю… В таких обстоятельствах Блуд начал говорить Ярополку: «Видишь, сколько войска у твоего брата; нам его не пересилить; заключай скорее мир». Ярополк отвечал: «Хорошо». .. а Блуд между тем говорил Ярополку: «Ступай к брату и скажи ему: что мне дашь, тем и буду доволен». Ярополк пошёл, хотя верный слуга его Варяж и говорил ему: «Не ходи, князь, убьют тебя» . Но князь не послушался. Когда Ярополк пришёл к Владимиру и стал входить в двери, то два варяга пронзили его мечами под пазуху, а Блуд между тем захлопнул за ним двери и не дал Ярополковой дружине войти за своим князем. Так был убит Ярополк».
Вопросы: Владимира, незаконнорождённого сына Святослава, мало кто хотел видеть князем киевским. Как ему удалось занять престол? Какие черты характера проявил Владимир? Каким образом в нём проявился ревностный язычник?
2. Деятельность князя Владимира I.
Соловьёв С.М. История России с древнейших времён.
«Деятельность Владимира, как она высказывается в преданиях, отличается от деятельности его предшественников. Он часто ведёт войну, но он ведёт её для того, чтобы подчинить Руси снова те племена, которые воспользовались удалением отца его, усобицами братьев и перестали платить дань: так он воюет с радимичами, вятичами, хорватами. Он пользуется опытом отцовским, советом старика дяди и отказывается от завоевания народов, далёких, сильных своей гражданственностью…
Главная черта деятельности Владимира состоит в защите Русской земли, в постоянной борьбе со степными варварами. Святослав заслужил упрёк, что для чужой земли покинул свою, которую едва было не овладели варвары; Владимир наоборот, стоял всегда сам настороже против этих варваров и устроил сторожевую линию ряда городков и укреплений по близким к степи рекам. Понятно, какое впечатление на народ должна была произвести такая разница между отцом и сыном».
Вопросы: проанализируйте содержание исторического источника о деятельности князя. В чём отличие в деятельности князя Владимира и князя Святослава?
3.Принятие Русью христианства.
Работа в парах (группах)
1 пара (группа)
«Повесть временных лет»
«В год 6497 (986). Пришли болгары магометанской веры, говоря: «Ты, князь, мудр и смыслён, а закона не знаешь. Уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил Владимир: «Какова же ваша вера?» Они же ответили: «Веруем богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина… Даст Магомет каждому по семидесяти красивых жён, и изберёт одну из них красивейшую, и возложит на неё красоту всех. Та и будет ему женой…» Владимир же слушал их… Но вот что было ему не любо: обрезание, воздержание от свиного мяса и от питья; и сказал он: «Руси есть веселие пить, не можем без этого быть!» Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: «Пришли мы, посланные Папой». И обратились к Владимиру: «Так говорит тебе Папа: «Земля твоя такая же, как и наша, а вера наша не похожа на твою, так как наша вера – свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звёзды и месяц, и всё, что дышит, а ваши боги – просто дерево». Владимир же спросил их: «В чём заповедь ваша?» И ответили они: «Пост по силе: если кто пьёт или ест, то всё во славу Божию», - как сказал учитель наш Павел». И сказал же Владимир иноземцам: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Услышав об этом, пришли хазарские евреи и сказали: «Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого бога Авраама, Исаака и Иакова» И спросил Владимир: «Где земля ваша?» Они же сказали: «В Иерусалиме». «Точно ли она там?» И ответили: «Разгневался бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам». Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты богом и рассеяны; если бы бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны; если бы бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?» После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и много говорили, рассказывая от начала мира.. Мудро говорят они, чудно их слушать, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдёт в нашу веру, то умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки…»
Вопрос: Какие религиозные верования были отвергнуты Владимиром и почему?
2 пара (группа)
«Повесть временных лет»
«В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев городских и сказал им: «…Что же вы посоветуете, что ответите?» И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь доподлинно разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, узнай, какая у них служба и кто как служит богу». И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им: «Идите сперва к болгарам и испытайте веру их» . Они же отправились, и, придя к ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир: «Идите ещё к немцам, высмотрите у них всё, а оттуда идите в Греческую землю». Они же пришли к немцам, видели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к царю. Царь же спросил их: «Зачем пришли?». Они же рассказали ему всё. И пошёл с русскими в церковь и поставил их на лучшем месте, показав им красоту церковную, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они были в восхищении, дивились и хвалили службу. И призвали их цари Василий и Константин, и сказали им: «Идите же в землю вашу» и, и отпустили с богатыми дарами великими и с честью. И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же всё, что было с ними», - обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, стоят там распоясанные; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храме их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем мы, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве.» Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И ответил Владимир: «Где примем крещение?». Они же сказали: «Где тебе любо».
Вопросы: Какой религиозный выбор сделал Владимир и почему он оказался именно таким? Какую реальную ситуацию отражает это предание? Стояла ли в это время Русь перед каким-либо религиозным выбором?
3 пара (группа)
«Повесть временных лет». Корсунская легенда.
«И когда прошёл год, в 6496 (988) году Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полёта стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: «Если не сдадитесь, то простою и три года». Они же не послушались. Владимир же, изготовив войско своё, приказал присыпать насыпь к городским стенам. Когда насыпали они, - корсунцы, подкопав стену городскую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили её к себе в город, и сыпали посреди города. Воины же присыпали ещё больше., а Владимир стоял. И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, так написав в ней: «Перекопай и перейми воду, идёт она по трубам, которые за тобою с востока». Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: «Если сбудется это – крещусь!» И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошёл в город с дружиною своей, и послал к царям Василию и Константину сказать: «Вот взял уже ваш город славный. Слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите её за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу.» И, услышав это, опечалились цари. И послали ему весть такую: «Не пристало христианам выдавать жён за язычников; если крестишься, то и её получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя». Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: «Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо ещё прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказывали мне посланные нами мужи». И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анна, и послали к Владимиру, говоря: « Крестись, и тогда пошлём сестру свою к тебе». Ответил же Владимир: « «Придите с сестрою вашей и тогда крестите меня». И послушались цари, и послали сестру свою, сановников и священников. Она же не хотела идти, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть». И сказали ей братья: «Может быть, обратит тобою бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавит от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же, если не пойдёшь, то сделают нам то же, что в Корсуни». И едва принудили её. Она же села в корабль, попрощалась с ближними своими с плачем и отправилась через море. И пришла в Корсунь, и вышли корсунцы навстречу ей с поклоном, и ввели её в город, и посадили её в палате. По божественному промыслу разболелся Владимир в то время глазами и ничего не видел. И скорбел сильно и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: «Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не избудешь недуга своего». Услышав это, Владимир сказал: «Если вправду исполнится это, то поистине велик бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тотчас же прозрел он. Ощутив своё внезапное исцеление, Владимир прославил бога: «Теперь узнал я бога истинного». Многие из дружинников, увидев это, крестились… По крещении Владимира привели царицу для совершения брака. Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят – в Васильеве, а другие и по-иному скажут».
Вопросы: подумайте, какое значение имело то, что Владимир буквально заставил Византию окрестить себя? Найдите в документе свидетельства того, что факт крещения Владимира в Корсуни не является бесспорным.
4 пара (группа)
«Повесть временных лет» о крещении Руси
После всего этого Владимир взял царицу и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Клемента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные, и иконы на благословение себе. Поставил и церковь в Корсуне на горе, которую насыпали посреди города, выкрадывая землю из насыпи; стоит церковь та и доныне. Отправляясь, захватил он и двух медных идолов и четырёх медных коней, что и сейчас стоят за церковью святой Богородицы, и про которые невежды думают, что они мраморные. Корсунь же отдал грекам как откуп за царицу, а сам вернулся в Киев. И когда пришёл, повелел опрокинуть идолов – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боровичеву взвозу до ручья, и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он возмездие от людей… Когда волокли Перуна по ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они ещё святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдёт пороги, тогда только оставьте его». Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошёл он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья Отмель, как и до сих пор зовётся. Затем послал Владимир ко всему городу со словами: «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы это князь и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте… Люди же, крестившись, разошлись по домам… Владимир же … приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры… И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и сёлам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в учение книжное. Матери же этих детей плакали о них, как о мёртвых».
Вопросы: Каков был характер крещения? Подумайте, в чём причина того, что славяне противились принятию христианства? Чем можно объяснить живучесть языческих верований на Руси?
4. Итоги правления князя Владимира I.
Карамзин Н.М. История государства Российского. «Сей князь, названный церковью Равноапостольным, заслужил в истории имя Великого. Истинное ли уверение в святыне христианства или, как повествует знаменитый арабский историк XIII века, одно честолюбие и желание быть в родственном союзе с государями византийскими решило его креститься? Известно Богу, а не людям. Довольно, что Владимир, приняв веру Спасителя, освятился ею в сердце своём и стал иным человеком. Был в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным и – всего ужаснее – братоубийцею, Владимир, наставленный в человеколюбивых правилах христианства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя Великого принадлежит ему и за дела государственные. Сей князь, похитив единовластие, благоразумным и счастливым для народа правлением загладил вину свою; выслав мятежных варягов из России, употребил лучших из них в её пользу; смирил бунты своих данников, отражал набеги хищных соседов; расширил пределы государства на западе; мужеством дружины своей утвердил венец на слабой голове восточных императоров; старался просветить Россию: населил пустыни, основал новые города; любил советоваться с мудрыми боярами о полезных уставах земских; завёл училища и призывал из Греции учёных и художников; наконец, был нежным отцом народа бедного».
Соловьёв С.М. История России с древнейших времён.
«…личный характер Владимира был способен также возбудить сильную народную привязанность. Владимир вовсе не был князем воинственным, не отличался удалью, подобно отцу своему, в крайности решался на бегство перед врагом, спешил укрыться в безопасном месте; предание, сохранившееся в песнях, также не приписывает ему личной отваги, выставляет его вовсе не охотником до проявления дикой силы. Но Владимир имел широкую душу, которая в молодости могла повести его к излишествам, освящённым, впрочем, языческими понятиями, и которая в летах зрелых, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа. Владимир не любил жить один; он любил дружину, говорит летопись, думал с нею о строе земском, о ратях, об уставе земском; любя думать с дружиною, Владимир любил пировать с нею; о пирах его остались предания в летописях, и в песнях». Составьте перечень итогов правления князя Владимира по пунктам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории 5 класса. Прощание с Грецией
Форма урока: "урок игра". Цели: повторить и обобщить изученный материал по истории Древней Греции, привить интерес к самостоятельному изучению истории древности. Урок-игра состоит из 5-и раундов: "Сча...
Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"
Цель урока: формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...
Конспект урока истории 5 класс
Конспект урока истории в 5 классе по образовательной системе «Школа-2100», учебник С.В. Колпаков, В.А. Рогожкин, С.В. Тырин История древнего мира 5 класс М., «Баласс», 2004....
Презентация к уроку истории 7 класс "Жизнь и быт людей в Древней Руси" коррекционная школа 8 вида
В презентации используется материал,необходимый для понимания темы урока по истории 7 класса о жизни наших предков -славян обучающимися коррекционной школы 8 вида.Презентация на тему "Жизнь и быт люде...
Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»
Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...
Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»
Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....
Конспект урока истории 6 класса по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями"
Данный урок расчитан на обучающихся 6 классов .Цель урока: выяснить, какую роль в борьбе с западными завоевателями сыграл Александр Невский.Задачи урока:1....