Технологическая карта урока Правление князя Владимира. Крещение Руси
план-конспект урока по истории (6 класс)

Сильченко Марина Юрьевна

Технологическая карта урока

Правление князя Владимира. Крещение Руси

(1 час)

 

Цель урока: формирование условий для усвоения знаний о правлении князя Владимира, о причинах и принятии христианства на Руси и его значении.

Планируемые результаты:

- предметные

  1. овладение базовыми историческими знаниями (датами: 980–1015, 988; понятием: митрополит); о причинах принятия христианства, его значении;
  2. развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

- метапредметные

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
  3. умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  4. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  5. смысловое чтение;
  6. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  7. умение ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию источника, анализировать, выделять ее  для решения учебной задачи.

- личностные

  1.  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
  2.  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  3.  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
  4. формирование оценочных суждений о первых русских князьях;
  5.  продолжение формирования познавательного интереса к истории России.

 

Тип урока: комбинированный

Ресурсы: компьютер, проектор, презентация по теме урока, § 6 учебника «История России. 6 класс» под ред. Торкунова, видеофрагмент по ПВЛ, карта «Русь в IX–X вв».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3.docx30.77 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Правление князя Владимира. Крещение Руси

(1 час)

Цель урока: формирование условий для усвоения знаний о правлении князя Владимира, о причинах и принятии христианства на Руси и его значении.

Планируемые результаты:

- предметные

  1. овладение базовыми историческими знаниями (датами: 980–1015, 988; понятием: митрополит); о причинах принятия христианства, его значении;
  2. развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

- метапредметные

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
  3. умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  4. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  5. смысловое чтение;
  6. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  7. умение ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию источника, анализировать, выделять ее  для решения учебной задачи.

- личностные

  1.  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
  2.  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  3.  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
  4. формирование оценочных суждений о первых русских князьях;
  5.  продолжение формирования познавательного интереса к истории России.

Тип урока: комбинированный

Ресурсы: интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация по теме урока, § 6 учебника «История России. 6 класс» под ред. Торкунова, видеофрагмент по ПВЛ, карта «Русь в IX–X вв».

Ход урока:

Дидактическая структура урока / этап урока / цель этапа

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов / методы, приемы, средства

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Личностные

1. Актуализация знаний

Организационный момент.

Организация  подготовки и мотивации  к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»

Приветствие учителя и учеников. Проверка посещаемости.

Подготовка рабочего места.

Проверка д. з. Выявление  пробелов в знаниях детей, затруднения в деятельности каждого обучающегося

Дома вы повторяли § 5. Уберите учебники с тетрадями со стола. Пишем с.р.

Выполнить с.р. по теме «Становление Древнерусского г-ва»

С.р. (приложение 1)

Фиксация имеющихся предметных знаний (умений), известных учащимся способов деятельности. Определение степени усвоения домашнего задания.

Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Умение правильно, грамотно использовать речевые средства: пересказывать, устная и письменная речь

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками;

 продолжение формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

2. Создание проблемной ситуации

Подготовка учащихся к изучению нового материала, формирование появления интереса у учеников к новой теме

Тема урока: «Правление князя Владимира. Крещение Руси». Послушайте, что в летописи говорится о князе Владимире.

 «И послал Владимир к Рогволду, князю полоцкому, говоря: «Хочу взять дочь твою себе в жены». Она же отвечала: «Не хочу разуть раба, а хочу мужа Ярополка». Владимир же собрал воинов многих, пришел к Полоцку, и убил Рогволда и сыновей его, и дочь его взял в жены».

Справочные сведения: 
В русских народных сказаниях- былинах - Владимир именуется «ласковым князем», Красное Солнышко. Русская православная церковь причислила князя Владимира Святославича к лику святых.

Посмотрите, как отличается описание князя в первом и втором случае. Какое событие и почему повлияло на князя Владимира, который из жестокого человека превратился мягкого и доброго, мы узнаем сегодня на уроке.

Каким предстает перед нами князь Владимира, исходя из летописи? (жестоким, грубым) Как справочные сведения характеризуют Владимира? (любил народ, мудрый, добрый)

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Продолжение формирования познавательного интереса к истории России.

3. Целеполагание, версии

Активизация познавательной, учебной деятельности учеников

 Подумайте, что мы сегодня должны будем узнать?

Выдвижение версий целей урока.

Предполагаемые ответы: - внутренняя и внешняя политика Владимира Святославовича;

- в чем заключались причины крещения Руси;

- последствия принятия христианства.

Появление цели урока.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками;

формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению

4. Планирование

Выстраивание логической цепочки освоения новых знаний, освоение первичных знаний

На основе совместно определенных целей урока давайте составим план изучения новой темы.

Составление плана изучения новой темы.

План урока:

1.Начало правления князя Владимира.

2. Причины принятия христианства.

3. Крещение Руси.

4. Значения принятия христианства.

Появление плана урока

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, принятию задач урока

5. Открытие нового знания

Усвоение первичных знаний о начале правлении князя Владимира и его внешней и внутренней политике

Святослав, отправляясь на Дунай в Переяславец, который собирался сделать столицей Руси, оставил в Киеве старшего сына Ярополка. Второго сына Олега он отправил в землю древлянскую, а младшего сына – малолетнего Владимира – с дядей Добрыней отпустил в Новгород. После смерти Святослава между его сыновьями началась усобица – борьба за власть. Победу в этой борьбе одержал Владимир (980–1015).

Рассказ о деятельности Владимира:

1. Окончательное подчинение вятичей, радимичей, Полоцкого княжества.

2. Присоединение польских городов: Червень и Перемышль

3. Заключение торгового договора с Волжской Булгарии.

4. Строительство оборонительных сооружений на южных границах.

С объединением всех восточных славян под властью Киева, укреплением власти князя потребовался главный бог. Как князь являлся единственным властителем на земле, так и верховный бог должен был быть единственным властителем на небе. Это делало необходимой замену разрозненных языческих культов единой государственной религией. Владимир понимал, что удерживать под своей властью все восточнославянские земли, опираясь только на военную силу, нельзя. Нужна была другая сила. Вера. Сначала Владимир попытался изменить языческий культ, приспособить его к нуждам г-ва.

Племена, почитающие других богов, были недовольны возвышением Перуна. Владимиру пришлось отказаться от язычества и выбрать другую веру.

До наших дней дошла легенда о выборе веры Владимиром. По его приглашению стали приезжать на Русь послы-проповедники из разных стран.

Владимир принял решение принять христианство.

Запишите годы правления Владимира.

Покажите на карте территории, присоединенные при Владимире.

Как вы думаете, какой силой можно было бы объединить славян? (верой)

Прочитайте в учебнике на стр. 50–51 о языческой реформе Владимира 980 г.. Кого Владимир сделал главным божеством? (Перуна) Почему он выбрал Перуна? (он был покровителем киевских дружинников) Как Владимир подчеркнул главенство Перуна? (его идол был с серебряной головой и золотыми усами)  Почему языческая реформа была неудачной? (недовольство племен возвышение Перуна и принижением их богов).

На стр. 55 прочитайте документ и подумайте, какие аргументы оказались, по мнению летописца, решающее влияние на выбор веры Владимиром?

Владимир (980–1015).

Работа с картой.

Размышляют, отвечают на вопросы.

Работа с документом. Отвечают на вопросы к нему.

Овладение базовыми историческими знаниями о внешней и внутренней политике Владимира, датой его правления (980–1015). Развитие умений искать, анализировать и оценивать содержащуюся учебнике, документе информацию о событиях и явлениях прошлого, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней.

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания

Формирование знаний о причинах и значении принятия христианства

Князь Владимир решил принять христианство по византийскому образцу.

Крещению Руси предшествовали следующие события. В 987 г. в войсках византийского императора Василия II вспыхнул мятеж. Император обратился за помощью к Владимиру. Князь согласился послать войско, но взамен потребовал руку принцессы Анны. В ответ на это император поставил условие, чтобы Владимир принял христианство и крестил свою страну. Владимир помог подавить мятеж, но Василий II не спешил выполнять свое обещание.  Тогда Владимир захватил Херсонес – центр крымских владений Византии. Император вынужден был уступить. Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе, вернув Корсунь в качестве выкупа за невесту.  Вернувшись домой, Владимир крестил своих сыновей, приказал сокрушить языческих идолов. А затем крестил Руси.

В 988 г. произошло значимое событие – крещение Руси. (запишите эту дату)

Сейчас вы посмотрите небольшой видеофрагмент.

Принятие христианства оказало огромное влияние на дальнейшее развитие Руси и ее жителей.

Прочитайте п.2 учебника и выделите, какие причины побудили Владимира к принятию христианства. Их запишите.

Посмотрите на  картину «Свержение Перуна». Какие чувства испытывали жители Киева, глядя на то, как свергают Перуна? (Отчаяние, пытались его защитить).

Просмотр видеофрагмента. Расскажите, как происходило крещение Руси? Добровольное ли оно было? (нет, например мятеж в Новгороде) В видеофрагменте вы услышали слово митрополит. Что оно означает? Запишите определение.

Прочитайте учебник на стр. 54 и найдите, какое значение имело принятие христианства.

Работа с текстом учебника, слушают учителя, делают записи в тетради.

Причины принятия христианства:

1. сплочение всех восточнославянских племен единой верой.

2. укрепление княжеской власти.

3. возвышение международного авторитета Руси.

Записывают в тетрадь:

988 г. – крещение Руси 

Киевский митрополит – глава церкви на Руси, назначаемый византийским патриархом.

Овладение базовыми историческими знаниями о причинах принятия христианства, датой принятия христианства (988), понятием «митрополит». Развитие умений искать, анализировать содержащуюся в учебнике и видеофрагменте информацию о событиях и явлениях прошлого, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней.

Смысловое чтение. Формирование умений ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию источника, анализировать, выделять ее  для решения учебной задачи.

Формирование навыков речевой деятельности.

Продолжение формирования познавательного интереса к истории России. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Формирование оценочных суждений о личности Владимира.

7. Рефлексия

Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов

Ребята, у себя в тетради выполните следующую работу:

первая строка – название темы (одно существительное);

вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами);

четвёртая строка – это фраза из трёх-четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

последняя строка – синоним, который повторяет суть темы. Объясните свою работу.

Рефлексия в форме синквейна.

Примерный ответ:

1.Владимир

2. Храбрый, жестокий

3. Воевал, покорил, крестил.

4. Владимир крестил Русь.

5. Креститель

Умение систематизировать, обобщать изученное.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Владение основами самоконтроля, самооценки.

Формирование умений оценочных суждений.

8. Домашнее задание

Формулировка д. з.

§ 6, уметь отвечать на вопросы к параграфу (стр. 55).

Записать домашнее задание в дневник.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока 10 кл. "Князь Владимир. Крещение Руси"

Методическая разработка урока  "Князь Владимир. Крещение Руси" для 10 класса...

Князь Владимир. Крещение Руси

Информация о крещении  Рууси, о  деятельности  князя  Владимира...

Князь Владимир. Крещение Руси.

Презентация к уроку истории России в 6 классе....

"Князь Владимир. Крещение Руси."

28 июля Православная церковь чтит память святого равноапостольного князя Владимира, в день его преставления. В этом году Россия отметила памятную дату — День Крещения Руси.  В этом год...

Конспект урока по истории в 6 классе "Правление князя Владимира. Крещение Руси"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной...

Технологическая карта урока "Правление князя Владимира.Крещение Руси"

Технологическая карта урока по истории России 6 класс "Правление князя Владимира.Крещение Руси"...

Технологическая карта урока:"Правление князя Владимира. Крещение Руси"

Открытый урок истории в 6 классе по теме:"Правление князя Владимира. Крещение Руси".     Цели урока: Раскрыть основные направления внутренней и внешней политики князя Вла...