Технологическая карта урока по истории "Крещение Руси. Основные события, причины, значение"
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
Технологическая карта урока соответсвует современным стандартам СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта "Крещение Руси" | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по истории: «Крещение Руси: причины, основные события, значение.»
Группа №16, 16 апреля 2018 года
Цели для ученика: Выяснить историческую необходимость крещения Руси. Понять историческое значение этого события для государства того времени. | Цели для учителя: Познакомить учащихся с личностью князя Владимира. Сформировать представления о предпосылках и причинах введения христианства на Руси. Способствовать развитию информационной культуры учащихся. Содействовать воспитанию уважения к истории России. Развитие навыков анализа документов, умения сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия. |
Тип урока: комбинированный | Технология: проблемного обучения |
Опорные понятия, термины: пантеон, язычество, монотеистическая религия, христианство, крещение Руси, двоеверие. | Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Ожидаемый результат |
Орг. момент 2 мин. | Приветствие, выявление отсутствующих студентов | ||
1.Актуализация изученного материала на прошлом уроке 13 мин. | Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. Назовите предпосылки появления Древнерусского государства? Какие крупные территориально – политические племенные союзы восточных славян вы знаете? Отгадайте загадки? Его призвали новгородцы, Порядок навести в земле словенской. Сей князь, делами неприметный, Стал основателем династии навечно. (Рюрик) Кто такой Рюрик? Сел княжить первым в Киев он, И покорил Царьград потом. Вез из полюдья в Киев он товары, И «Вещим» прозван был недаром. (Олег) Что произошло в 882 году? В 907 г.? В каком году был подписан договор Олега с Византией? (911) Ходил в поход он на Царьград, Да только сам тому не рад. Сожжен был «греческим огнем», Древлянами был уничтожен он. (Игорь) Годы правления Игоря? Как закончились походы Игоря на Византию? Хитра, княгиня оказалась. Большую дань взять отказалась. Потребовав с древлян лишь голубей, Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга) Почему Ольгу считают подлинной устроительницей государства? Он смел, был и умен без меры, Он покорил и вятичей и меря. «Иду на вы» он обращался к недругу всегда, При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав) | Студенты отвечают на вопросы. | Актуализированы знания с прошлого урока. Студенты готовы сформулировать тему урока и цели. |
1.Целевой 5 мин. | Назовите, какие условия уже реализовывались для существования государства Древней Руси? Почему князья не могли обеспечить полную защиту от внешнего врага? Почему между племенами все еще отсутствовало единство? Почему отношения с Византией ухудшились? Как вы думаете, что сделал следующий правитель чтобы укрепить государство? В истории его еще прозвали Красное солнышко? Давайте подведем итоги сформулируем тему урока: Итак, после смерти Святослава после 2 лет междоусобной борьбы между его сыновьями власть захватил Владимир в 980 году и правление его продлилось до 1015 года Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы во всем разобраться? «Мозговой штурм»: формирование «корзины идей» - Определите цель нашего урока. Поставьте к цели задачи. Совместно с детьми формулируется план. План изучения новой темы: 1.Начало правления князя Владимира. 2.Причины принятия христианства на Руси. 3.Крещение Руси. 4. Значение Итак, мы отправляемся в Х век во времена Владимира Святославича. | Активные формы Отвечают на вопрос В результате анализа предлагают свои варианты формулировки темы; ФОРМУЛИРУЮТ ТЕМУ Крещение Руси: причины, основные события, значение Записывают в тетрадь годы правления Владимира | Определение индивидуальных и коллективных учебных задач, выявление существенных признаков объекта, формулирование проблемы |
2.Содержательный 7 мин. | Перед князьями стояли задачи: 1) укрепление обороны государства; 2) четкой организации сбора налогов; 3) усиление княжеской власти; 4) повышение международного авторитета государства с целью ведения более успешной внешней торговли. - Первые киевские князья пытались, но не смогли решить эти задачи. Более результативной по сравнению с предшествующими была политика Владимира. - Он начал свое княжение с наведения порядка в собственном государстве. - После гибели Святослава дань Киеву перестали платить не только дальние вятичи , но и ближние радимичи. Три года потребовалось Владимиру, чтобы подавить сопротивление восставших племен и снова возвратить их под начало Киева. - Вместо далеких походов Владимир главное внимание сосредоточил на организации обороны и сплочении огромной державы под своей властью. Еще раньше он покорил Полоцкое княжество на Западной Двине. - После этого Владимир возглавил поход в Волжскую Булгарию (чинила препятствия русской торговли). Одержав победу, Владимир заключил мир с булгарами на выгодных для России условиях. - При Владимире произошло первое столкновение Руси с Польшей. В 981г. Владимир отвоевал города Червень и Перемышль, которые польский король захватил в годы борьбы сыновей Святослава за власть. Вопросы учащимся: - Что нужно было предпринять Владимиру, чтобы удержать под своей властью все славянские земли, потому что опираться на военную силу было нельзя? ( принять единую религию) Один Бог на небе,- один государь на земле. Запишем предпосылки принятия христианства. 1) необходимость укрепления обороны государства; 2) необходимость четкой организации сбора налогов; 3) усиление княжеской власти; 4) повышение международного авторитета государства | Активно-пассивные формы (активное слушание) Отвечают на вопросы Активные формы Высказывают предположения. Записывают предпосылки | Выявление существенных признаков объекта, классификация информации. Получены знания о Владимире. Определена тема и цель урока. Поставлена проблемная задача перед студентами. |
Итак, при Владимире произошло одно из величайших событий многовековой русской истории, Русь приняла христианство. П теперь об этом событии мы с вами попробуем восстановить картину принятия христианства , основываясь на изучении источников. | Активные формы Высказывают предположения. | Выслушивание мнения других, владение культурой речи, установление причинно-следственных связей. Систематизированы знания о предпосылках и причинах введения христианства, сформированы предпосылки введения христианства | |
3.Операционно-деятельностный 10 мин. | Работа в группах. Задания группам: Группа №1. Внимательно прочитайте документ « Из повести временных лет», и ответьте на вопросы. Группа №2. Внимательно прочитайте текст №2 «Из истории государства Российского» Н.Карамзина и ответьте на вопросы. Группа № 3. Внимательно прочитайте текст №3 «Из повести временных лет» и ответьте на вопросы: -как выбирал князь Владимир веру. -где и как крестили киевлян? -как поступил князь Владимир с языческими идолами? -охотно ли расстались киевляне с языческими идолами? Работа в группах (студенты работая в группах, изучают 3 вопрос плана самостоятельно). | Деятельностные формы Работают с историческими источниками | Установление причинно-следственных связей, организация совместной деятельности. Сформировано понимание необходимости крещения Руси |
Группы №№ 1-5 представляют выполненные задания Ответы на вопросы командиров групп (назначают сами; командиры записывают участников группы, активность работы и отвечают). Командирам групп нужно оценить работу каждого участника в группе по источнику. Презентация результатов работы с источниками Обобщение материала, формирование картины событий принятия крещения Видеоролик Митрополита Всея Руси о Крещении | Активные формы Высказывают мнения презентуют результаты | Владение компонентами доказательства выслушивание мнения других, классификация информации, работа с документом Выявлены историческое значение принятия христианства | |
Домашнее задание 1 мин. | учить термины и даты по истории Древней Руси. Записать значение христианства на Руси. Дополнительно: 1.Подсчитайте, сколько лет существует христианство на Руси? | ||
4.Рефлексивный 2 мин. | Проанализируйте результаты своей работы. Что выполнено верно? Над чем еще предстоит поработать? В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов. 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок я не устал / устал 5. Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен 6.Домашнее задание мне кажется легким / трудным интересным / неинтересным | Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с целями урока. - Осуществляют рефлексию учебной деятельности | Выявление существенных признаков объекта, установление причинно-следственных связей Сформировано представление о христианизации Руси |
5. Оценочный 2 мин. | |||
Текст № 1 Адаптированный перевод фрагмента « Повести временных лет» (Михельсон Т. Рассказы русских летописей М.; 1989.)
« В лето 986. пришли болгары - мегометане и иноземцы от папы из Рима, а после них хазарские евреи, и хвалили каждый закон свой. Затем прислали греки к Владимиру философа. Он много говорил о жизни и смерти, о бытие всего мира. И запала на сердце Владимиру мысль креститься, но он хотел еще разузнать обо всех верах…
В лето 987. созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: « Вот приходили ко мне болгары, говоря, прими закон наш. Затем приходили немцы от папы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой- восхваляя. Что же вы посоветуете, что ответить?» И сказали бояре и старцы:- « Если хочешь в самом деле разузнать, то пришли своих мужей, пусть разузнают, у кого какая служба». Избрали мужей славных и умных и сказали: « Идите к болгарам, к немцам и грекам и испытайте их веру». Пошли русские послы к болгарам, к немцам и грекам. Когда они вернулись, созвал князь бояр своих и старцев и обратился к послам: « Говорите перед дружиною». Они же сказали: « Ходили к болгарам, смотрели как они молятся в мечети, и нет у них веселья, только печаль великая. Не добр их закон. И пришли мы к немцам и видели в храмах различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греки и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали- на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знали, как лучше рассказать об этом. Знаем мы только, что служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той».
О чем говорится в этом источнике?
Текст № 2 («Из истории государства Российского» Н. Карамзина).
« Собрав многочисленное войско, великий князь Владимир пошел на судах к греческому Херсону…. Великий князь грозил им стоять три года под стенами, ежели сдадутся, но граждане отвергли его предложения, старались уничтожить все работы осаждающих…
К счастью, нашелся в городе доброжелатель Владимиру, именем Анастас, сей человек пустил к россиянам стрелу с надписью: « За вами, к востоку, находятся колодези, дающие воду херсонцам чрез подземные трубы, вы можете отнять ее». Великий князь спешил воспользоваться советом и велел перекопать водоводы. Тогда граждане, изнуряемые жаждою, сдались россиянам. Завоевав, славный и богатый город…. российский князь… чрез послов объявил императорам Василию и Константину, что он желает быть супругом сестры их Анны и в случае отказа возьмет Константинополь. Сии обстоятельства принудили императоров забыть обыкновенную надменность и призрение к язычникам. Василий и Константин, надеясь помощью сильного князя российского спасти трон и венец, ответствовали ему, что « приняв веру христианскую, он получит и руку царевны и Царство Небесное». Владимир…. С радостью изъявил согласие креститься.
Проанализируйте данный исторический источник. Что вы узнали из этого источника?
Текст № 3. Адаптированный перевод фрагмента из « Повести временных лет».
« Владимир… повелел опрокинуть идолы- одних- изрубить, а других - сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочь его с горы по Боричеву ввозу к Ручью, приставил12 мужей колотить его жезлами…. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, т.к. полностью не приняли еще они святого крещения. И притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, только тогда оставьте его». Они исполняли, что им было приказано. И когда пустили Перуна, и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, как зовется оно и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: « Если не придет кто завтра на реку, будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, пошли с радостью люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы это князь наш и бояре». На следующий день вышел Владимир с попами царицынами и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасенных душ».
Проанализируйте данный исторический источник. Что вы узнали из этого источника?
Текст № 6. Адаптированный перевод фрагмента из « Повести временных лет».
« Владимир приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя Святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие…. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное…. Когда отданы были в обучение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: « В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык косноязычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по божьему усмотрению и по милости своей помиловал их Бог, как сказал пророк: « Помилую, кого хочу».
Проанализируйте данный исторический источник. Что вы узнали из этого источника?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС
Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...
Технологическая карта урока и презентация "Общая характеристика, многообразие и значение грибов"
План-конспект урока в 6 классе по учебнику «Биология. 5-6 классы" Авторы: Сухова Т. С., Строганов В. И. (технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС). Тема урока: Царство Гриб...
Технологическая карта урока по теме: "Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные".
Цели урока:1. Организовать наблюдение за семантико-грамматическими особенностями качественных прилагательных;2. Учить опознавать качественные прилагательные на основе их семантико-гр...
Технологическая карта урока Культура Древней Руси
На уроке обучающиеся изучать особенности культуры Древнерусского государства и ответят на вопрос "Можно ли считать культуру Древней Руси самобытной?"...
Технологическая карта урока по истории по теме: События октября 1917 года и их последствия.
Тип урокаУрок изучения нового материалаЦель урокаформирование у обучающихся представления о событиях октября 1917 год, а как о переломных в истории России.Задачи урока1. Рассмотреть р...
Технологическая карта урока "Культура Древней Руси"
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о культуре Древнерусского государства...
Технологическая карта урока истории в 6 классе "Ереси причины возникновения и распространения"
Технологическая карта урока истории в 6 классе...