Рабочая программа внеурочной деятельности "Я создаю проект", 6 класс
рабочая программа (6 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я создаю проект", 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я создаю проект", 6 класс | 53.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Верхне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО естественно-математического цикла _____________ Л.А. Зарубина Протокол № _____ от «___»_____________2021 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ Т.В. Янжимаева
«___»________________2021 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ» _____________ Т. Ю. Дансарунова Приказ №_____ от «____»______________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Я создаю проект»
6 класс___
класс
на 2021 – 2022 учебный год
срок реализации
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю __2 часа_; всего за год __ 68 часов__
УЧИТЕЛЬ (ФИО)__ Зарубина Лариса Александровна__
КАТЕГОРИЯ __ первая квалификационная категория_
с. Верхняя Иволга
2021 г.
Раздел I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Цель программы: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей и исследовательских навыков обучающихся.
Задачи программы:
- обеспечить теоретическую подготовку обучающихся по вопросам разработки проекта или исследования;
- создать условия для приобретения обучающимися необходимых универсальных учебных действий для продолжения проектной и исследовательской деятельности в различных областях знаний под руководством учителей-предметников;
- сформировать систему начальных научных понятий, исследовательских умений, освоение которых позволит обучающимся ориентироваться в различных образовательных областях;
- создать условия для развития творческих способностей личности, ее самоопределения и самореализации;
- развивать умение самостоятельно и творчески мыслить;
- способствовать социальной адаптации обучающихся.
Формы организации образовательного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, викторин, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
- типовые занятия (объяснения и практические работы),
- групповые исследования,
- игры-исследования,
- творческие проекты.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
В результате работы по программе курса обучающиеся должны знать:
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- правила классификации и сравнения,
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
- правила сохранения информации, приемы запоминания.
Обучающиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
- работать в группе;
- работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
- пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
- работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности.
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
Познавательные:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение. Что такое проект? (2 часа)
Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины. Виды проектов. Этапы работы над проектом.
1. Модуль «Как работать вместе» (11 часов)
Тема 1.1. Что такое команда? (2 часа)
Понятия команды и группы. Приемы установления взаимопонимания и демонстрации готовности к взаимодействию. Определение правил командного поведения. Зона личного комфорта.
Практическая деятельность учащихся: составляют правила работы в команде. Тема 1.2. «Кто со мной?» (2 часа)
Роль договора при эффективном взаимодействии. Принятие правил совместной работы. «Ведущий» и «ведомый» во взаимодействии. Роль «ярлыков» в общении. Практическая деятельность учащихся: создают кроссворд по ПДД, распределение роли, работают в команде, анализируют работу.
Тема 1.3. Творческий проект «Визитная карточка класса» (3 часа)
Практическая деятельность учащихся: разрабатывают сценарий, распределяют обязанности и репетируют, представляют проект-выступление.
Тема 1.4. «За» и «против» (2 часа)
Конфликтное и бесконфликтное общение. Спор и его роль в общении. Причины возникновения конфликтов. Можно ли совершенно избежать конфликтов в общении? Поиск консенсуса.
Практическая деятельность учащихся: анализируют и разбирают конфликты ситуаций в популярных фильмах и художественных произведениях.
Тема 1.5. Как работать вместе? (2 часа)
Методы ведения продуктивного группового взаимодействия. Причины неудач и способы их ликвидации. Ответственность за результат.
Практическая деятельность учащихся: участвуют в играх «Переправа» и «Самооценка включенности».
2. Модуль «От проблемы к цели» (11 часов)
Тема 2.1.Описание ситуации. Постановка проблемы (3 часа)
Что такое ситуация. Описание ситуации от имени вымышленного героя. Что такое признак ситуации. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Практическая деятельность учащихся: описывают и анализируют ситуацию в рамках текущего проекта
Тема 2.2. От проблемы к цели (3 часа)
Противоречия и проблема. Что такое цель. Как сформулировать цель. Реальные способы достижения цели. Свидетельства достижения цели. Риски.
Практическая деятельность учащихся: описывают актуальность и цель в рамках текущего проекта.
Тема 2.3.Планирование деятельности (3 часа)
Постановка задачи, разбиение задачи на шаги. Составление плана деятельности.
Практическая деятельность учащихся: формулируют задачи и составляют план работы над текущим проектом.
Тема 2.4. Ресурсы (2 часа)
Что такое ресурсы. Виды ресурсов (информационные, трудовые, материальные). Планирование ресурсов.
Практическая деятельность учащихся: описывают ресурсы текущего проекта.
3. Модуль «Работа со справочной литературой» (4 часа)
Тема 3.1. Знакомство с видами справочной литературы и со способами размещения информации в справочной литературе (3 часа)
Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Особенности словарных статей в разных источниках информации. Поиск информационных лакун. Оформление ссылок. Составление справочника по теме. Поиск не достающей информации.
Практическая деятельность учащихся: организуют информацию, предоставленную учителем, в справочник; презентация созданного учащимися справочника.
Тема 3.2. Индивидуальный алгоритм работы со справочной литературой(1 ч.) Практическая деятельность учащихся: составляют индивидуальный алгоритм работы со справочной литературой.
4. Модуль «Способы первичной обработки информации» (7 часов)
Тема 4.1. Чтение текста с маркированием (5 часов)
Стратегии работы с информационным текстом: чтение текста с маркировкой, составление кластера, денотатный граф, коллажирование.
Практическая деятельность учащегося: маркируют текст, определяют противоречия между имеющейся и новой информацией, отсутствие (недостаток) информации, представляют информацию в табличной форме; составляют и представляют денотантный граф; создают коллаж, организуют выставку коллажей. Тема 4.2. Работа с терминами и понятиями (2 часа)
Что такое «ключевое понятие», «объем понятия», как соотносятся понятия друг с другом («уже», «шире»), что такое «лестница сужения и расширения понятий». Практическая деятельность учащихся: составляют понятийно-терминологические карты, обсуждают в группе; презентация полученных результатов.
5. Модуль «Наблюдение и эксперимент» (8 часов)
Тема 5.1. Наблюдение как способ сбора первичной информации (4 часа)
Наблюдение и эксперимент (отличия и разновидности). Статистическое наблюдение, измерение, динамическое изменение.
Практическая деятельность учащихся: составляют сравнительное описание предмета или изображения, измеряют простейшие параметры объектов, обрабатывают результаты статических наблюдений.
Тема 5.2. Эксперимент (краткосрочный и длительный) (3 часа)
Прогноз, краткосрочный эксперимент, длительный эксперимент.
Практическая деятельность учащихся: выбирают и планируют длительное наблюдение.
Тема 5.3. Выбор способа сбора данных (1 час)
Практическая деятельность учащихся: применяют освоенные способы деятельности на материалах текущего проекта.
6. Модуль «Создание проекта» (6 часов)
Тема 6.1. Работа над основной частью группового (индивидуального) проекта (3 часа)
Распределение материала по главам и рубрикам. Композиция проекта. Что такое паспорт проекта.
Практическая деятельность учащихся: создают паспорт проекта.
Тема 6.2. Общие правила оформления проекта (3 часа)
Требования к оформлению проекта.
Практическая деятельность учащихся: компьютерная вёрстка проекта.
7. Модуль «Основы риторики и публичного выступления» (10 часов)
Тема 7.1. Планирование публичного выступления (4 часа)
Разработка плана публичного выступления. Этапы речи и их задачи. Примеры в выступлении. Заключительная часть выступления. Вопросы. Советы психолога. Практическая деятельность учащихся: разработка плана и текста публичного выступления текущего проекта.
Тема 7.2. Публичное представление проекта (1 час)
Практическая деятельность учащихся: публичное представление проекта.
Тема 7.3. «Как слово наше отзовется» (5 часов)
Отличие письменной и устной речи. Абстрактные и конкретные слова. Взаимодействие с аудиторией. Целевая аудитория. Невербальные средства. Наглядные материалы.
Практическая деятельность учащихся: разрабатывают выступление по проблеме, составляют «языковой паспорт говорящего».
8. Модуль «Сам себе эксперт» (7 часов)
Тема 8.1. Оценка по эталону (1 час)
Эталон. Оценка. Отметка.
Практическая деятельность учащихся: составляют эталон по предложенному заданию, проверяют работы по эталону.
Тема 8.2. Критерии оценки. Оценка продукта деятельности(4 часа)
Субъективная оценка. Критерии оценки. Критерии оценки продукта проектной деятельности. Способ оценки.
Практическая деятельность учащихся: оценивают по критериям проект.
Тема 8.3. Самооценка (2 часа)
Собственная оценка жизненной позиции. Оценка продвижения в рамках проекта. Сильные и слабые стороны и их причины. Способы преодоления трудностей. Практическая деятельность учащихся: самооценка своей деятельности и её результатов.
Резервное время (2 часа)
Раздел III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Темы уроков | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Введение (2 часа) | ||||
1 | Что такое учебный проект. Виды проектов. | 1 | ||
2 | Этапы работы над проектом. | 1 | ||
1. Модуль «Как работать вместе» (11 часов) | ||||
3 | Что такое команда? Определение правил командного поведения. | 1 | ||
4 | Команда и зона личного комфорта. | 1 | ||
5 | Кто со мной? | 1 | ||
6 | Практическая работа в команде. | 1 | ||
7 | Творческий проект «Визитная карточка класса». | 1 | ||
8 | Творческий проект «Визитная карточка класса». | 1 | ||
9 | Творческий проект «Визитная карточка класса». | 1 | ||
10 | «За» и «против». Роль конфликта в общении. | 1 | ||
11 | Практическая работа «Способы разрешения конфликтов». | 1 | ||
12 | Стратегия группового взаимодействия. | 1 | ||
13 | Как работать вместе. | 1 | ||
2. Модуль «От проблемы к цели» (11 часов) | ||||
14 | Ситуация и проблема. Практическая работа «Описание ситуации». | 1 | ||
15 | Желаемая ситуация. Практическая работа «Признаки желаемой ситуации». | 1 | ||
16 | Анализ реальной ситуации. Постановка проблемы. | 1 | ||
17 | Практическая работа «Постановка цели». | 1 | ||
18 | Способ достижения цели. | 1 | ||
19 | Свидетельства достижения цели. Риски. | 1 | ||
20 | Постановка задачи, разбиение задачи на шаги. | 1 | ||
21 | Практическая работа «Составление плана деятельности» | 1 | ||
22 | Практическая работа «План работы над текущим проектом» | 1 | ||
23 | Виды ресурсов. | 1 | ||
24 | Практическая работа «Планирование ресурсов». | 1 | ||
3. Модуль «Работа со справочной литературой» (4 часа) | ||||
25 | Виды справочной литературы. | 1 | ||
26 | Размещение информации в справочной литературе. | 1 | ||
27 | Практическая работа «Поиск информационных лакун. Оформление ссылок» | 1 | ||
28 | Практическая работа «Индивидуальный алгоритм работы со справочной литературой». | 1 | ||
4. Модуль «Способы первичной обработки информации» (7 часов) | ||||
29 | Чтение текста с маркированием. Прием «инсерт». | 1 | ||
30 | Практическая работа «Маркировка текста». | 1 | ||
31 | Правила составления денотатного графа. | 1 | ||
32 | Практическая работа «Графическое представление информации». | 1 | ||
33 | Коллажирование. Практическая работа «Коллажирование текста» | 1 | ||
34 | Работа с терминами и понятиями. | 1 | ||
35 | Практическая работа «Лестница понятий: от простого к сложному». | 1 | ||
5. Модуль «Наблюдение и эксперимент» (8 часов) | ||||
36 | Статические и динамические наблюдения. Измерительные приборы. | 1 | ||
37 | Практическая работа «Сравнительное описание предмета или изображения» | 1 | ||
38 | Практическая работа «Измерение параметров предмета» | 1 | ||
39 | Практическая работа «Обработка результатов статических наблюдений» | 1 | ||
40 | Эксперимент и его особенности. Наблюдение и измерение | 1 | ||
41 | Практическая работа «Качественный и количественный краткосрочные эксперименты» | 1 | ||
42 | Практическая работа «Обработка и обсуждение результатов длительных наблюдений» | 1 | ||
43 | Выработка гипотезы и составление плана по характеру задачи. Отбор инструментов, приборов и материалов | 1 | ||
6. Модуль «Создание проекта» (6 часов) | ||||
44 | Распределение материала по главам и рубрикам. | 1 | ||
45 | Композиция проекта. | 1 | ||
46 | Практическая работа «Оформление паспорта проекта». | 1 | ||
47 | Требования к оформлению проекта. | 1 | ||
48 | Практическая работа «Компьютерная вёрстка проекта». | 1 | ||
49 | Практическая работа «Компьютерная вёрстка проекта». | 1 | ||
7. Модуль «Основы риторики и публичного выступления» (10 часов) | ||||
50 | Разработка плана выступления. | 1 | ||
51 | Примеры в выступлении. Смысловые части выступления. | 1 | ||
52 | Этапы речи и их задачи. Практическая работа «Вступительная часть выступления». | 1 | ||
53 | Заключительная часть выступления. Вопросы. Практическая работа «Составление заключительной части выступления». | 1 | ||
54 | Практическая работа «Публичное представление проекта». | 1 | ||
55 | Отличие письменной и устной речи. Абстрактные и конкретные слова. | 1 | ||
56 | Взаимодействие с аудиторией. Целевая аудитория. Практическая работа «Как увлечь аудиторию». | 1 | ||
57 | Невербальные средства. Наглядные материалы | 1 | ||
58 | Практическая работа «Языковой паспорт говорящего». | 1 | ||
59 | Публичная защита проекта. Взаимооценка выступлений. | 1 | ||
8. Модуль «Сам себе эксперт» (7 часов) | ||||
60 | Эталон. Оценка. Отметка. Практическая работа «Составление эталона». | 1 | ||
61 | Субъективная оценка. Критерии оценки. | 1 | ||
62 | Характеристики продукта. | 1 | ||
63 | Критерии оценки продукта проектной деятельности. Практическая работа «Оценка деятельности по критериям» | 1 | ||
64 | «Формула успешной деятельности». | 1 | ||
65 | Собственная оценка жизненной позиции. Оценка продвижения в рамках проекта. | 1 | ||
66 | Сильные и слабые стороны и их причины. Способы преодоления трудностей. | 1 | ||
67 | Резерв | 1 | ||
68 | Резерв | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...
Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба"
Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба" Социальное направление...
Интеллект. Интерес. Исследование. Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов
В современной образовательной практике, на наш взгляд, выявляется противоречие между возросшими требованиями к уровню подготовки выпускника, с одной стороны, и нарастающими трудностями в усвоении учеб...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"
В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...
Рабочая программа внеурочной деятельности. Метапредметный проект "Увлекательная математика каждому", 7класс (ФГОС).
Программа позволит увлекательно и с удовольствием изучать серьезные научные вещи.Темы , предложенные в программе, позволят не только развить кругозор учащихся, но и найти предметы для исследования. Чт...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь»
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской надпредметной программе «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь», которая прошла апробацию на Всерос...
Индивидуальная (адаптированная) рабочая программа внеурочной деятельности "Мой проект" для ученицы 9 класса
Данная программа разработана для индивидуальных занятий по проектной деятельности, адаптирована для детей - сирот (1 человек). Проектная деятель...
- Мне нравится (1)