Учебная технологическая карта на уроке истории в рамках введения ФГОС.
статья по истории (7 класс) на тему

Арсанукаева Вера Владимировна

Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу поделиться своим опытом работы по учебным ТК и рассказать, как я к этому пришла и какие перспективы они обеспечивают в рамках ФГОС.Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу поделиться своим опытом работы по учебным ТК и рассказать, как я к этому пришла и какие перспективы они обеспечивают в рамках ФГОС.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебная технологическая карта на уроке истории в рамках введения ФГОС.

Я учитель истории с 13 стажем. Мой путь к учителю начался сразу после защиты диплома в Барнаульском Государственном Педагогическом университете. Как правило большинство молодых специалистов сталкиваются с одними и теми же проблемами: теория педагогики не совсем совпадает с педагогическими реалиями образовательного учреждения (расчет на то, что сразу дадут 5 класс не всегда оправдан), метание в поиске подходящих методов, технологий и приемов в преподавании истории. Все это и было у меня. Теперь я это расцениваю как профессиональную проверку на пригодность  и верность профессии.

Итак,  что же такое учебная ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА?

В рамках реализации ФГОС учителя поменяли стандартный план урока на новый вид конспекта в виде технологической карты. Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся, эффективное средство конструирования урока, соответствующего требованиям ФГОС. 

Вообще, термин пришел в педагогику из технической сферы науки. И там он описан так: Технологическая карта - форма технологической документации, в который записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, оборудование, инструмент, необходимое время для изготовления изделия и т.д.

С 1 сентября 2015г все школы РФ приступили к реализации ФГОС ОСНОВНОГООБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Вооружив педагога современным конспектом, тем самым выполнив основную задачу - сломать педагогический стереотип планирования учителем прежде всего преимущественно своей деятельности и только потом деятельности учащихся,  мы как раз забыли про учащихся. Что бы взаимодействие было успешным каждый из участников образовательного процесса должен получить свой алгоритм деятельности. У учителя он есть, а что же с учащимися? Для учащихся это может быть та же технологическая карта. В ней учащиеся видят всю деятельность целиком и по содержанию она ни чем не ограниченна.

Технологическая карта для учащихся не должна быть сложной - она должна быть логически понятна любому обучаемому.

Оборачиваясь назад, трудно сказать с чего началась моя работа над учебной ТК. Первоначально она состояла из элементов  опорного конспекта, схем, таблиц, диаграмм, исторических карт, справочной информации, исторических источников и т.д.

Следующим был этап мини-проектов, когда учащимся было предложено дополнить Т.К. своим опорным конспектом. То есть обработать информацию и представить ее в виде любого графического разрешения. С бурным развитием  информационных технологий и образованием профильных информационно-технологических классов стало возможно получать разный формат цифровых ресурсов на основе тех же ТК.

На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения формируются образные представления и понятия об историческом прошлом.

Так был создан электронный ресурс «Роль Династии Романовых в развитии России», программные тестовые редакторы, презентации по различным темам.

В зависимости от умений учащихся, графические мини-проекты были различны по содержанию и форме. Кому – то легче было работать на бумаге, а кому-то на компьютере. Но идея оставалась та же - содержание материала должно быть выражено графически!

Главная особенность этого подхода – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.  Все это позволяет представить исторические события в максимально сжатом виде и без ущерба содержанию.
     Преобразовывая буквенное информацию в числовую или графическую учащиеся зрительно запоминает надолго изучаемый или изученный материал. В последующем многим ребятам достаточно пролистать свой графический проект и с успехом справиться с проверочной работой. Ведь во многих работах есть такое задание – вставьте не достающие понятия, продолжите генеалогическое древо, заполните пропуски в таблице и т.д. Процесс становятся более увлекательным когда начинается групповой проект в который вовлечены все учащиеся и важен каждый.

Сегодня сам  процесс требует вооружить учащегося подробным алгоритмом действий, при этом дать ему полную свободу выражения.

Основа Т.К. на сегодняшний момент представляет собой бумажный носитель информации для учащихся. По сути это план урока для учащегося! Включает в себя все этапы современного урока, будь то урок новых знаний или повторительно-обобщающий, семинар или урок- проект.

В состав моих  технологических карт входят:

1. Этап актуализации (фронтальный или индивидуальный опрос, коллективная дискуссия, работа в малых группах и т.п.)

2. Этап проблематизации (определение темы урока учащимися)

3. Этап целеполагания и планирования (инициативное формулирование целей предстоящей деятельности обучаемыми)

4. Этап моделирования (организация учебного взаимодействия учеников(группы) и следующее обсуждение составленных моделей ответа)

5. Этап конструирования (многоуровневость взаимодействия ученик-ученик, учитель-ученик, ученик – группа)

6. Этап рефлексии (понимание обучающимися критериальной базы оценки личностных, метапредметных и предметных результатов.

   Конечно,  этот сложный состав технологической карты  учащимся не виден, он завуалирован понятными для их восприятия терминами и формами.

   Как правило, процесс работы по учебной технологической карте для учащихся сопряжен с разбивкой на группы и адресацией индивидуального задания.

С введением ФГОС учащиеся начальной школы по итогам обучения аттестуются по предмету «Проектная деятельность». В связи с этим целесообразно использовать знания учащихся по этому предмету.

Как вы знаете, существует множество видов проектов, основные это:

  1. Исследовательский
  2. Конструкторский
  3. Творческий
  4. Информационный

Наложив требования ФГОС на свою практическую деятельность с Т.К, я решила попробовать реализовать метод проектов через Т.К. Первый опыт показал,  что это форма работы продуктивна для учащихся в первую очередь на повторении пройденного материала или актуальной теме. Учащиеся с увлечением работают над изготовлением проектов и результаты бывают очень неожиданные. В старшей школе, например на отлично проходят конструкторские и ролевые проекты, а вот в среднем звене преобладают исследовательские и информационные. Это объясняется тем, что с 5-8 класс  только формируются и отрабатываются до совершенства навыки работы с информацией.  

Таким образом,  учебная Т.К. может иметь множество названий:

рабочий лист, опорный план, алгоритм деятельности, информационный лист, но все таки ФГОС нас ориентирует на применение единого названия – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.  И разделы этой Т.К. в полной мере отображают необходимые условия для выполнения работ и последовательность деятельностных операций, обеспечивающих качественное их выполнение. Чем четче мы пропишем задания, требования, тем лучше мы получим результат!

В моей профессиональной практике учителя истории часто возникал вопрос: Как обеспечить эффективное усвоение учебного материала, сложность и объемность которого затрудняют его целостное восприятие и осмысление? Как преодолеть информационную перенасыщенность и не всегда продуманное структурирование материала?» Поиск ответов на этот вопрос привел меня к пониманию того, что решить эту проблему поможет систематизация материала через структурно-логические схемы и четкий алгоритм Т.К.

В современной жизни значительно больше востребованы мобильные люди с развитым высоким интеллектом. Интеллект человека, как известно, в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому важно добиваться развития у учащихся устойчивой памяти, собственных суждений, высокого уровня восприятия учебного материала, представления о реальном мире, и, конечно же, логического мышления.

В заключении хотелось бы указать на  немаловажный плюс Т.К.

Т.К. позволяет  учащемуся работать в своем ритме (например, ребенок медленно пишет, отвлекся или  вышел из класса), но при этом он видит ритм работы группы и список заданий и поэтому легко может включиться в работу на любом этапе! А это в свою очередь влияет на выработку у учащихся умений фильтровать большой поток информации, умению работать в команде и индивидуально, толерантности каждого ученика, повышению качества образования, т.е. «подготовке детей уже в школе к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире»

И еще я думаю, многие согласятся, что тактильный контакт с бумагой не заменит ни один электронный носитель. Я сама имею богатую электронную библиотеку и приличную электронную книгу, но каждое лето не могу отказать себе в привычке пошуршать страницами в привычной книге.

 Спасибо за внимание!

Готова ответить на интересующие вопросы.

Любая теория остается теорией пока мы не увидим как она работает на практике.  На примере урока истории России в 7 классе хочу вас познакомить с учебной технологической картой по теме «Церковный раскол».

Технологическая карта.

( работа в группах)- количество групп 3.

1. На слайде картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова»

Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины Василия Сурикова?

запись темы урока в тетрадь!

2. Главная цель- Доказать, что раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории России?

1 группа.

1. Проверка домашнего задания. Заполните пропуски.

Вариант 1.

1. Первым русским царём новой династии стал _________________

2. Большое влияние на решения молодого царя оказывала его мать ___________

3. Новый царь любил ___________ и тратил большие деньги на их приобретение.

4 .В народе нового царя прозвали ______________

5. До второго брака с Натальей Нарышкиной у молодого царя  родился сын_________

6. Постепенно свою роль начинает утрачивать _____________

7. Увеличение территорий страны привело  к увеличению числа _________

8. Во главе главных административных единиц царь ставил _____________

Вариант 2.

1. К началу правления Михаила Фёдоровича ему исполнилось _______ лет.

2. Вступая на престол, новый царь обещал не  править без бояр и  _______________

3. После смерти Михаила Романова новым царём стал его сын____________

4. ОТ первого брака с Марией Милославской у Алексея родилось 13 детей, в том числе сыновья __________________ и __________________, и дочь ________________

5. Последний Земский собор был созван в ________ году.

6. Впоследствии из Боярской думы выделилась «____________» дума

7. в XVII веке главными административными единицами оставались __________, которые делились на более мелкие звенья ________ и_________.

8. В 1649 г. был создан новый свод законов, который назывался __________.

2. Работа с учебником. пар.7 стр 63. ( заполните пропуски в тексте таблицы)

До реформы

После реформы

Крещение двумя перстами;
Земной поклон;
Двукратное пение "аллилуйя";
Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу;
Написание имени Христа Исус

Крещение ____перстами;
_______поклон;
_______ пение "аллилуйя";
Движение верующих в церкви вокруг алтаря _______ солнца;
Написание имени Христа: ______

3.  Какими методами осуществлялась реформа?

2 группа.

1. Расскажите,  что вам известно о новом патриархе (Филарет) выбранном в 1613 г на Земском соборе.

2. Работа с учебником пар. 7 стр.61.

   Какие задачи стояли перед новым патриархом? Чего ему удалось добиться?

3. Почему возник  вопрос о реформе?

4. Никон говорил: «как месяц имеет свет от солнца – так царь имеет власть от патриарха».
   Как вы думаете, как отреагировал царь на такое заявление патриарха?  

(своя точка зрения)
Обратитесь  к учебнику стр.63-64 и проверьте ваши высказывания. 

3 группа.

1. Работа  дополнительными информационными источниками (Документ 1.1 и 1.2), составьте сравнительную характеристику Никона и Аввакума по следующему плану:

НИКОН

АВАКУМ

1.Происхождение, родители.

2.Воспитание и образование.

3.Семья.

4.Служебная карьера.

5. Нравственные качества

Документ 1.1.

Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» о Никоне

 Никон, вмиру Никита Минов, родился в 1605 году в селе Вельдеманово (в пределах нынешнего Макарьевского района, Нижегородской области), в семье крестьянина. Рано лишившись матери, он вытерпел много горя от злой мачехи. Впрочем, ему удалось выучиться грамоте, и уже отроком он очень увлекался чтением.

В 1617 году, двенадцати лет от роду, Никита ушёл из семьи в Макарьев-Желтоводский монастырь на Волге, имевший в то время большую библиотеку.

По смерти отца Никита женился. Хорошо умеющий читать и понимать церковные книги, он сначала нашёл себе место причётника, а потом, посвятившись, и священника одной из сельских церквей  …

Семейное счастье  длилось лишь десять лет,  неожиданно умирают дети, Никита уговорил жену уйти в монастырь, а сам принял монашеский постриг на Соловках.

Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил…..

Никон был своенравен и горяч даже до излишества, неуступчив даже до упрямства…». Да, жесткость и даже, порою, жестокость проявляет пастырь к своим неприятелям. Не церемонится он с товарищами, сурово наказывает всех противников…»

Документ1.2

Житие протопопа Аввакума им самим написанное
  Протопоп Аввакум написал житие по благословению инока Епифания, своего духовного отца.
  Родился Аввакум в Нижегородской земле. Его отец был священником, его звали Петром, а мать — Марией, в иночестве — Марфой. Отец любил выпить, а мать была постница и молитвенница. Один раз Аввакум увидел у соседа мертвую скотину и потом ночью плакал о душе своей, думая о смерти. С той поры он привык молиться каждую ночь. Получил домашнее образование и воспитание. Отец Аввакума умер. Мать женила сына на осиротевшей дочери кузнеца Марка, Анастасии. Девица жила в бедности, часто ходила в церковь и молилась о том, чтобы выйти замуж за Аввакума. (в этом браке родилось 8 детей). Потом мать умерла в иночестве.
   В двадцать один год Аввакум был рукоположен в дьяконы, через два года в попы, а еще через восемь лет стал протопопом. Всего у Аввакума было около пятисот или шестисот духовных детей, потому что везде, где он показывался, он учил людей слову Божьему.

2.  Работа с учебником пар.7 стр. 64.

Какое решение о судьбе Никона вынес Церковный собор 1666 -1667г?

ОБЩЕЕ ЗАДАНИЕ

Что же означает выражение «раскол русской православной церкви»? 

Согласны ли вы с высказыванием  историка В.О. Ключевского: « Русским церковным расколом называется отделение значительной части русского православного общества от господствующей православной церкви»? Сравните свое мнение с определением ниже.
 Запись в тетради:
 раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона.

Старообрядцы (раскольники) - люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона).

Боярыня Морозова на картине Сурикова является сторонником или противником церковной реформы ?

ИТОГ

Почему раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории России?

У митрополита Кирилла есть замечательные слова:

« Для человека  главное - жить по совести. Лекарства   смогут продлить наш срок на несколько лет, а праведность и терпимость подарят жизнь вечную»...

А у Сергия Радонежского : «Единством и любовью спасемся…»

 О чем они, ребята? Наш урок имеет к этому отношение?

РЕФЛЕКСИЯ

Оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность урока .По очереди  выскажите  одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного списка:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

П.7 , творческое задание: Можно ли провести параллель между церковным расколом в России в 17 веке и Реформацией и Контрреформацией  в Европе  в 16 веке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в рамках реализации ФГОС

Доклад о формировании УУД на уроках истории в рамках реализации  Федеральных Государственных образовательных стандартов.Дается токование, объяснение, что такое УУД, их функций  и формировани...

Использование квест-технологий на уроке физкультуры в рамках введения ФГОС

Данная разработка поможет учителям физкультуры спланировать образовательный процесс в рамках ФГОС, обеспечить формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью....

Технологическая карта к уроку истории "Походы Александра Македонского" 5 класс ФГОС

Изучение нового материала «Поход Александра Македонского на Восток» Познакомить обучающихся с одним из самых могущественных полководцев древности, дать представление о его личности и завоевательных ...

Технологическая карта урока информатики в рамках введения ФГОС. Информационное моделирование. 6 класс

В данной технологической карте подробно описаны все этапы урока, цели этапов, деятельность учителя и учащихся, УУД каждого этапа. К уроку подготовлена презентация и раздаточный материал....

Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...

Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро

Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...

Мастер - класс «Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Школьный хор» (общекультурное направление). Элементы хоровой культуры с учащимися на уроках музыки в рамках введения ФГОС»

В данном разработанным мною методическом материале Мастер - класс "Результаты освоения курса внеурочной деятельности "Школьный хор" (общекультурное направление). Элементы хоровой культу...