Мастер - класс «Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Школьный хор» (общекультурное направление). Элементы хоровой культуры с учащимися на уроках музыки в рамках введения ФГОС»
методическая разработка по музыке
В данном разработанным мною методическом материале Мастер - класс "Результаты освоения курса внеурочной деятельности "Школьный хор" (общекультурное направление). Элементы хоровой культуры с учащимися на уроках музыки в рамках введения ФГОС" я обобщила опыт работы с вокальными и хоровыми коллективами и поделилась с коллегами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.docx | 589.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №7
имени Героя России Марка Евтюхина
г. Североморска Мурманской области
Мастер – класс
Тема: «Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Школьный хор»
Элементы хоровой культуры с учащимися на уроках музыки в рамках введения ФГОС»
3
САМОХВАЛОВА Ю.А.
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ МБОУСОШ №7 имени Героя России Марка Евтюхина
План:
- Вступительная часть
- Основная часть
- Практическая часть (нотное приложение).
- Заключение.
- Список используемой литературы
ВСТУПЛЕНИЕ
Хоровое пение – это один из увлекательнейших видов детского искусства.
Хоровым пение развивает национальные хоровые традиции, вводит в мир большого музыкального искусства, воспитывает в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.
Хор – это коллектив поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы.
Основная часть.
Актуальность
Актуальностью Школьного хора является воспитание и формирование духовного мира детей через образы музыкальной, художественной и эстетической культуры посредством вокальных музыкальных произведений.
Педагогическая целесообразность
Занятия хоровым пением способствуют развитию дыхательной системы ребенка и является профилактикой простудных заболеваний. Занятия хоровым пением способствуют воспитанию чувства коллективизма и согласованности в действиях и являются источником положительных эмоций.
Моя основная задача, как учителя музыки предполагает такие задачи, методы и приемы, которые помогли бы увлечь детей, заинтересовать их хоровым пением, приблизить к ним это прекрасное искусство, таящее в себе возможности духовного обогащения человека.
Цель работы
Создание условий для развития музыкально-эстетических способностей детей посредством занятий хоровым пением на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Основные задачи
Организационные:
Создание хорового коллектива на уроках музыки в общеобразовательной школе
Создание благоприятных условий на уроке для хорошего усвоения материала
Создание внеурочной деятельности (проектная деятельность, военно –патриотическое воспитание (юнармия)
Создание концертно - просветительской деятельности для учащихся в общеобразовательной школе.
Образовательные:
Научить основам музыкальной грамоты
- Научить хоровому пению в унисон
- Научить владеть основам звукоизвлечения
- Научить работать с текстом (содержание, выучивать слов)
- Научить понимать дирижёрский жест
- Научить слушать аккомпанемент
Развивающие:
- Развить кругозор, воображение, артистизм
- Развить ответственность, дисциплинированность
- Развить уверенность при выступлении
Воспитательные:
- Воспитать интерес к музыке и музыкальной культуре
- Воспитать единство хорового коллектива
- Воспитать умение слышать друг друга
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
- Групповая
- Индивидуальная
- Ансамблевая
Форма работы
- Изучение материала
- Работа над репертуаром
- Репетиции
- Концерты
- Фестивали
- Конкурсы
Методы обучения
В своей работе я использует следующие методы и приёмы:
- Словесные: беседы, лекции, рассказы, инструктажи, объяснения.
- Практические: упражнения, распевка, работа над дикцией, над произведением: разучивание песенного репертуара, выучивание текстов, вместе произносить текст, умение слышать друг друга, работа над динамикой, выступления на сцене.
- Наглядные: демонстрация иллюстративного материала, показ, прослушивание музыки
- Методы формирования чувств: одобрение, похвала, поощрение.
План урока Как я выстраиваю свой урок:
- организация детей (сбор, дисциплина)
- учебно – тренировочные хоровые упражнения
- настройка на пение
- распевка (упражнения вокальные, дикционные, работа над дыханием)
- беседа о произведении (история создания, содержание песни, рассказ о авторе, о композиторе)
- работа над произведением (разучивание мелодии, разбор текста)
- интонирование
Ожидаемые результаты
К концу первого года обучения учащиеся научились:
правильно держать осанку;
- основным вокальным навыкам (чистота интонации, дыхание);
- дикции – чётко произносить текст;
- улавливать дирижёрский жест;
- правильно формировать звук;
- пению в унисон (более точно интонировать);
знать основы музыкальной грамоты;
- петь со штрихами (плавно, на легато или декламационно);
- петь с кульминацией (с динамическими оттенками)
учащиеся научились представлять художественно – образное исполнение произведения:
искренне и эмоционально выражать содержание музыки
- передавать музыкальный образ и характер произведений
- аккуратности исполнения, ответственности
- уверенно чувствовать себя на сцене
- чувствовать единство творческого коллектива
- организованности и добросовестности
девиз: от простого – к сложному
К концу 1 года обучения дети смогли качественно исполнять
9 – 10 песен.
Требование к себе:
- организовать творческую хоровую деятельность на уроке музыки и в школе
- создать хоровой коллектив
- заинтересовать детей в хоровом коллективе разными способами:
интересным репертуаром, выступлениями на сцене
- выбрать наиболее интересный и разнообразный репертуар
- совместить в себе работу как учителя, дирижёра и концертмейстера
- максимально слажено научить реагировать на минимальный жест дирижёра
- активно участвовать в фестивалях и конкурсах
- качественно исполнять аккомпанемент (музыкальное сопровождение)
Режим занятий в хоре:
Занятия проводятся:
- I год обучения 1 раз в неделю по 2 часа
- II год обучения 2 раза в неделю по 2 часа
Практика
Выступления на тематических концертах:
«День учителя»
«День матери»,
«Новогодний концерт»
«Рождество Христово»»
«День защитника Отечества»
«8 марта»
«День города»
«День Победы»
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Школьный хор
Хор – как инструмент со многими голосами, он может выразить еле слышное эхо человеческих переживаний, ликование победы или величие бессмертной человеческой души.
За весь период, начиная с начала 2018/19 учебного года у меня сформировалось несколько хоровых коллективов:
Хор начальной школы 2 – 4 классы
Хор «Светлячки» 4 класс
Хор «Рождество» 2 класс
Хор юнармейцев 6 класс
Хор мальчиков «Камертон»
Юношеский хор «Созвучие»
Особенности работы с хором:
-работа с детьми начальной школы
- работа с подростками
- работа с мальчиками
- работа с юношами и девушками
Брать во внимание их возрастные особенности, диапазон, интонирование, основы звукоизвлечения
Пение в ансамбле:
Произведение репертуара должны отличатся по стилистической и жанровой направленности. Успешный концертирующей хоровой коллектив имеет в перечне исполняемых произведений, сочинения различных эпох и композиторских школ:
-Хоры старинных мастеров (период до И.С. Баха)
-Хоры композиторов – полифонистов (включая И.С. Баха)
-Венских классиков
-Композиторов – романтиков
-Представителей современных зарубежных композиторских школ
-В русской музыке – произведения композиторов до Глинки (духовная и светская музыка, канты)
-Русских композиторов – классиков
-Произведения композиторов советского периода
- Обработки народных песен, выполненные выдающимися дирижерами и композиторами. Обработки народных песен разных стран.
- Песенные сочинения: М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А.С. Аренский, П.Т. Гречанинов, В.С. Калинников, а также произведения – композиторов – песенников: И.О. Дунаевского, А.Н. Пахмутовой, В. Я. Шаинского, Е.П. Крылатова.
Репертуар
У меня в работе сложился определённый репертуар. В этот репертуар входит:
- духовная музыка
- казачья песня
- песни военных лет
- революционные песни
- песни советских композиторов
На мой взгляд, репертуар должен быть разнообразным, содержательным и поучительным. Песни должны воспитывать, прежде всего, личность. Эстетически развивать, чтобы дети смогли в жизни отличать и разбираться в разнообразии музыкальных жанров, которые существуют в настоящее время. Понять и отличить лёгкую музыку от серьёзной.
Например, песни о Родине, о школе, о дружбе, о родном городе, о природе воспитывают патриотические чувства и любовь к школе и родной земле посредством музыки.
Основными критериями оценки результатов освоения репертуара являются:
- Умение грамотно и чётко произносить слова, растовляя акценты на начало и конец слога;
- Умение чисто интонировать мелодию (это сложный путь, непростой и долгий)
- Умение эмоционально и артистично выразить музыкальный образ с использованием динамических оттенков;
- Овладение различными приемами звукоизвлечения;
- Умение грамотно пользоваться певческой установкой;
Умение чувствовать гармонию музыкального произведения
Внимательно слушать аккомпанемент
Проектная деятельность
В неурочное время я занимаюсь со своим классом проектной деятельностью.
Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Основной целью проекта является формирование творческого мышления учащихся.
Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся для получения новых знаний.
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Всероссийское военно – патриотическое движение «Юнармия»
Мы нашли, чем заинтересовать детей!
Патриотическое воспитание молодёжи – это сейчас очень важная задача нашего государства.
На сегодняшний день нужно вернуть в школы патриотическое воспитание, и мы постепенно возвращаем для того, чтобы наши дети бережно относились к истории нашей страны, историческим датам. Знали и помнили о подвигах наших фронтовых героев, чтобы они ни в коем случае их не забывали! знали историю своего родного края и трудовые подвиги наших земляков. Юнармия — путевка в жизнь
Юнармия позволяет увидеть и понять то главное, что действительно важно в юном возрасте: любовь к Родине, любовь к своей семье, творческая самореализация, добровольчество, ведь решение о вступлении в ряды Всероссийского военно-патриотического движения — сугубо добровольное. У нас в отряде проходит масса мероприятий: экскурсии и концерты на больших десантных кораблях и воинских частях, в музее города и флота, в полку связи, в части военной полиции, строевая подготовка. Вахты памяти: юнге – мотористу Саши Ковалёву (09.05), Детям Беслана (03.09), Герою России Александру Отраковскому (06.03)
Хор юнармейцев сформировался после вступления учащихся в ряды юнармии. В ходе работы с отряд был определён музыкальный репертуар на военно – патриотическую тематику. От репетиции к репетиции коллектив хора становился всё дружнее, у учащихся стал проявляться не поддельный интерес к пению, и уже после первого выступления дети поняли, что они выполняют очень важную задачу возрождения военных традиций нашей страны.
Такие песни как «Песня о Щорсе», «по долинам и по взгорьям», «Крейсер Аврора», «крейсер Варяг», «орлята учатся летать» поднимают чувство патриотизма и гордости не только у участников хора, но и у аудитории, которые их слушают – а это военнослужащие воинских частей.
Часть II
Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:
· Слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного;
· Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
· Введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта учащихся;
· Использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма;
· Повторения отдельных звуков за инструментом с целью научится выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента;
· Подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голосу учителя или группы детей с наиболее развитым слухом;
Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения:
· представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведён вслух;
· вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;
· вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;
· выработка активного pianoкак основы воспитания детского голоса;
· при пение восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении нисходящих – напротив: нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего;
Сборник предназначен для учителей музыки общеобразовательных организаций, педагогов организаций дополнительного образования, занимающихся вокально-хоровой работой с детьми младшего и среднего школьного возраста.
В данном сборнике показана возможность использования дидактических материалов для развития вокально-хоровых навыков, четкого звукопроизношения, певческого дыхания.
В сборнике представлены следующие дидактические приемы и упражнения: точечный массаж, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие дикции, распевание.
Роль музыки в нашей жизни огромна. В одних случаях она просто улучшает настроение, в других – расслабляет и умиротворяет. Положительные эмоции, которые мы испытываем, слушая приятные мелодии, концентрируют внимание, активизируют работу центральной нервной системы и стимулируют интеллектуальную деятельность.
Настоящее целительное действие оказывает песня – музыка и положенные на нее слова. Медики давно обратили внимание: пение, в особенности занятия вокалом, оказывает самое благотворное влияние на здоровье.
Для детей пение особенно важно. Переоценить его влияние на здоровье и развитие ребенка невозможно. Занятия вокалом – действенная профилактическая мера в предупреждении, прежде всего, простудных заболеваний.
Трудно переоценить роль занятий вокалом при совершенствовании речевых функций. Исполнение любимых песен улучшает произношение и практику разговорной речи. Тренируя дикцию, можно справиться с таким дефектом как заикание.
Детский голос, когда он тренирован, способен охватить диапазон частот приблизительно 70-3000 колебаний в секунду. Эти вибрации благотворно влияют на здоровье, они как бы пронизывают организм поющего ребенка, способствуя очищению клеток и их регенерации. Столь широкий диапазон колебаний человеческого голоса также улучшает кровообращение: высокие частоты благоприятствуют микроциркуляции крови в капиллярах, а низкие – ее току в артериях и венах.
С давних времен известно положительная роль пения – и сольного, и хорового – при лечении нервных и психических недугов.
У вас плохое настроение? Испытываете напряженность и усталость? Часто болеете? Посоветовать можно только одно – пойте! Главное, делайте это от всей души.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.
Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично. Каждое задание выполняется по 8-10 раз.
Артикуляционная гимнастика включает в себя упражнения для активизации мышц шеи, гортани; упражнения для мышц мягкого неба и глотки; упражнения для нижней челюсти; упражнения для щек; упражнения для губ и языка.
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика — это определенная последовательность дыхательных упражнений. При ее помощи лечатся заболевания бронхов, легких, а также улучшается общее состояние организма.
Певческое дыхание — процесс, происходящий осознанно. Певческое дыхание отличается от жизненного - выдохом, его большей продолжительностью. Чтобы этому научиться, необходимо ежедневно сознательно дышать при помощи диафрагмы.
Дыхательные упражнения, используемые вокалистами, формируют навык диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, лучше обогащают организм кислородом. Во время дыхательных упражнений происходит естественный массаж внутренних органов.
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой эффективна для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
Упражнения на развитие дикции
Дикция – правильное произношение звуков и слов. Для развития правильного произношения существуют упражнения, тексты и скороговорки, которые составлены по принципу постановки и сочетаний различных звуков:
постановка гласных звуков, постановка согласных звуков, сочетание согласных звуков.
Распевание
Распевание (разогревание) голосового аппарата служит цели приведения его в готовность для выполнения сложных певческих заданий.
Любое вокальное занятие должно начинаться с распевания, потому что в формировании звука задействованы многие группы мышц. Распевание разогревает голосовые связки, подготавливая их к работе. Распевание у певцов сходна с разминкой у спортсменов. Как и спортсменам, вокалистам необходимо разогреть мышцы, тем самым подготовив их к дальнейшим профессиональным нагрузкам.
Распевка – это неширокое по диапазону вокальное упражнение, которым открывают занятие.
Первые распевки носят разогревающий разминочный характер. Вокалисты должны разминаться на «середине» своего диапазона, чтобы не травмировать голосовой аппарат.
Вторая часть вокальных распевок (на уже разогретом голосовом аппарате) направлена на расширение диапазона и развитие хорошей дикции.
Третья часть распевок направлена на освоение различных технических приемов: скачки, отрывистое голосоведение, украшения.
Распевание занимает большую часть занятия. На начальном и среднем уровне обучения – 30-40 минут. Однако, в дальнейшем, по мере укрепления голосового аппарата и освоения основных вокальных приёмов, время на распевание сокращается до 15 минут. Остальное время на занятиях отдаётся работе над репертуаром.
Распевание преследует три основные задачи: разогревание голосового аппарата, психологический настрой для вокально-хоровой работы и совершенствование певческих приёмов и навыков.
Предлагаемые методы, приемы и упражнения помогут сформировать у обучающихся общие, а также узкоспециальные, предметные компетенции.
Работа с данными дидактическими материалами апробирована в течение ряда лет, многие упражнения адаптированы для детского восприятия и понятны школьникам младшего и среднего школьного возраста, что позволяет говорить об универсальности, полезности и удобности предлагаемого сборника.
Упражнение для постановки гласных звуков
Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на долю секунды и на выдохе произносите согласные звуки, делая небольшую паузу после каждого: «а», «и», «о», «у», «ы», «э». Сначала артикулируйте звуки беззвучно, затем шепотом, тихо, громче и громко. Так же тренируйтесь и с йотированными звуками «е», «ё», «ю» и «я».
Упражнение для постановки согласных звуков
Согласные отрабатываются в слогах с гласными: «ба», «би», «бо», «бу». Принцип тот же: сделайте глубокий вдох, после короткой задержки дыхания на выдохе произносите слоги, делая между ними небольшие паузы. Постепенно присоединяйте к слогам второй и третий согласный: «бом», «бам», «бум» и так далее. Наконец, выпишите и проговаривайте по такому же принципу слова со сложными сочетаниями звуков. Сложные сочетания – это, например, три согласных подряд: взлет, брандспойт.
Упражнение для улучшения дикции со сложными сочетаниями согласных
Есть несколько вариантов упражнений со сложными сочетаниями звуков. Кроме того, что они тренируют дикцию, они развивают певческий голос. Вы возразите, что не собираетесь заниматься вокалом, но дело не в пении: чем лучше развиты ваши голосовые навыки, тем лучше звучат ваши выступления. И тем интереснее аудитории вас слушать. Поэтому тренируйтесь, например, с такими сочетаниями звуков:дли-тли-А тли-дли-А лилл–А (Будь внимательны, тяните второй звук «л» в сочетании). ли-лилл-А гли-А дли тли зжд (Произносите слитно, как слово, а не набор звуков). зжди-А зждр зждрр зждррр зждри-А
Скороговорки
В отличие от упражнений на постановку правильного направления звука, чтобы улучшить дикцию, нужно проговаривать скороговорки так же, как и отдельные звуки: сначала беззвучно, затем шепотом, тихо, громче, громко. Темп наращивайте постепенно: сначала читайте скороговорку преувеличенно медленно, затем медленно, в естественном темпе, быстрее и быстро. Прорабатывайте скороговорки на все согласные звуки. Упражнения Э. Саратьян
1. Артикуляция звуков «Ш - Ж»
Шар - жар, ваш - важный, шутка - жутко, ширь - жир, жить - шить.
Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.
2. Артикуляция звуков «К - Г, X»
Качели - газели, кол - гол, кость - гость, код - год, кнут - гнут, клуб - глуп, Кеша - Геша.
Идет с козой косой козел. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!
3. Отработка звука «Ц»
Цапля - сабля, цок - сок, цель - сель, цвет - свет, цирк - сыр, улица - лиса.
Молодец против овец, а против молодца сам овца. Цапля чахла, цапля сохла.
4. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:
Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.
5. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:
Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.
6. Тренировка произношения согласных:
К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть.
Верх — вверх, ведение — введение, толкнуть — оттолкнуть, держать — поддержать, тащить — оттащить, водный — вводный, сорить — ссорить.
7. Отработка сочетаний звуков в форме игры:
Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!
8. Произнесите фразы сначала медленно, затем быстро:
В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск — брызг блеск! Сто верст вскачь.
9. Отработка звуков:
Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
Волховал волхв в хлеву с волхвами.
Рододендроны из дендрария даны родителями.
Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
Интервьюер интервента интервьюировал.
Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
Четверть четверика гороха без червоточинки.
Яшма в замше замшела.
Распевание
1. «Андрей-воробей»
Упражнения на примарных звуках петь «сердито», с напором, на опоре, чётко, звонко, близко, посылая звук вперёд.
2. «Чеботуха»
3. «Долина»
4. «Рыл колодец»
Петь в темпе, переносить согласные с конца слога к следующему слогу.
5. «Уж как шла лиса»
6. «Пойду, пойду, да я молоденька»
7. «Ах, ты, совушка-сова»
Чисто интонировать терцовый звук, посылая звук вперёд, не спешить но петь в темпе.
8. «Пошёл кот»
9. «У меня квашня»
Петь сердито, с напором.
10. «На мели»
Следить за тем, чтобы «И» приблизилось «Е». Чисто интонировать терцовый звук.
11. «Трава зелена»
Петь кварту, не «выталкивая» звук.
12. «Зайка на речке»
Развивает лёгкость, подвижность голоса. Следить за чистым интонированием сексты.
13. «Лебедин»
Исполнять связно, как бы раскачивая голосом мелодию. Следить, чтобы звук не был плоским, для этого петь с «сердитым» настроением. Открытые гласные помогают найти близкий, светлый звук.
14. «Плыла лебедь»
15. «Ульянушка»
16. «Соловей»
Петь близко, собранно, без толчков, посылая звук вперёд. Следить за светлым звуком. Развивает подвижность голоса.
Вариант 1
Вариант 2
17. «Вылетала лебедь белая»
Следить за тем, чтобы «А» формировалась по принципу предыдущей «Е». Петь в единой манере: близко, высоко и «сердито». Упражнение развивает диапазон голоса, его подвижность.
18. «Лебедь серая»
Петь в единой манере: близко, высоко, «сердито». Упражнение развивает диапазон голоса вверх, помогает тренировать удержание, развивает продолжительность дыхания. Его желательно петь на одном дыхании. Если поначалу не хватает, то можно дыхание «перехватить».
19. «Ясен то ли сокол»
Упражнение развивает диапазон голоса вниз.
Повторите медленно, а затем быстро сложные слова:
(В, ш) - воспользовавшемуся
(К) - мелкокалиберными
(П, в) - опубликовывать
(П, р) - опосредованному субсидированию
(Р, т, с) - территориальная целостность
(Р, т) - проиллюстрировала
(Р, в) - ревербератор
(С, ф) - средств
(Ч, в) - четырехсотдолларового
(Ч, ф, р) - фантасмагорический
Заключение
Хоровое пение в эстетическом воспитание детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философами, мыслителями всех времён и стран. В России идея первичности, т.е. основополагающей роли хорового пения, заключается в самобытном складе российской музыкальной культуры, культуры по преимуществу вокальной. Поддержание лучших отечественных традиций вокально – хорового исполнительства всегда обусловлено школьным обучением, так как именно в школах на самом раннем образовательном уровне детей существует возможность целенаправленного вокально – хорового воспитания с одновременным решением задач музыкально – эстетического развития.
Понимание методологии репетиционно – исполнительского процесса с хором основано прежде всего на доскональном знании хороведческих проблем, на осознанном применении незыблемых методов хоровой работы. Классификация приёмов работы с хором в этом смысле не случайна. Каждый момент репетиционной работы, будь то знакомство с произведением или его художественная отделка, имеет собственное место в последовательности действий дирижера. Смещение моментов репетиционного хода выучивания репертуара, но и, как следствие, ставит в зависимость от непродуманных решений музыкально – воспитательный процесс, который, безусловно, важен в эстетическом развитии детей.
Методические принципы в работе с детским хором, как известно, имеют специфику. Главное заключается в том, что необходимо учитывать возраст детей, их интересы. Отзывчивость души ребенка столь непосредственна и непредсказуема, что выходить на репетицию с детским хором, имея некие «готовые рецепты», просто немыслимо. Пожалуй, более чем в работе со взрослыми певцами, с детской исполнительской аудиторией хормейстеру следует работать с большей отдачей, с пониманием психологических, физических особенностей детей, быть им учителем, воспитателем и просто другом одновременно. Чрезвычайно сложно дирижеру найти такую форму общения с детьми, при которой выполнялись бы профессионально – технологические, т.е. вокально – хоровые задачи, постоянно строился фундамент последующей работы, поддерживался интерес детей, на репетициях существовал бы особенный эмоциональный тонус, сообразных художественным задачам. Радость детского творчества уникальна и неповторима по своей сути.
Хоровое искусство как средство воспитания в детской и юношеской среде.
В применении к детской психологии, к детям значение хорового пения как фактор воспитывающего, поднимающего уровень всех их занятий, возрастает неимоверно. В отличие от взрослых, умудренных жизненным опытом, воспринимающих искусство не только эмоционально, но и на основе своего жизненного опыта, дети, с самых ранних лет входящие в мир искусства, впитывает эстетические впечатления одновременно с восприятием окружающего мира. Дети, поющие в хорошем хоре, где ставятся определенные художественно – исполнительские задачи, выполняют их параллельно с выполнением пусть маленьких, но для них очень важных «детских» жизненных задач. Какая же огромная ответственность ложится на педагога – музыканта, на руководителя детского хора, которому вверено музыкальное просвещение детей, следовательно, и воспитание маленького человека – будущего полноправного гражданина своей страны!
Прямая обязанность руководителя детского хора так усовершенствовать методы работы с хоровым коллективом, чтобы они служили не только целям музыкально-образовательным, но и воспитательным в самом широком смысле слова.
Хоровое пение – искусство массовое, оно предусматривает главное – коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей.
Осознание детьми того, что когда они поют вместе, дружно, то получается хорошо и красиво, осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении и что песня, спетая хором, звучит выразительней и ярче, чем если бы он спел её один, - осознание этой силы коллективного исполнения оказывает на юных певцов колоссальное воздействие.
Подводя итоги своего выступления хотелось сказать, что:
Хоровое пение существует в России издавна, оно присуще человеку, как часть жизни. Люди пели за работой – когда сеяли и убирали урожай, шили и вязали… Пели за столом, в моменты отдыха и в праздник, во время богослужения и в походе. Во время торжеств все пели огромным хором, даже цари пели в хоре.Пела вся Россия. Пели хором бурлаки и плотники, студенты и учёные, пели на заводах и фабриках, в университетах и дворцах, в городе и деревне, пели везде.
Голос в России — это основной музыкальный инструмент.
Возможность раскрыть свой голос – это настоящее счастье.
Виктор Сергеевич Попов, дирижер, народный артист СССР
Список используемой литературы:
1. В. Г. Соколов. Работа с хором – М., 1967г.
2. Г. П. Стулов. Теория и практика работы с детским хором. – М., 2002г.
3. Л. Андреева, М. Бондарь, В. Локтев, К. Птица. Искусство хорового пения – М., 1963г.
4. Живов. Хоровое исполнительство. Теория Методика Практика. – М., 2003г.
5. К. Тигров. Руководство хором. – М., 1964г.
6. К.Ф. Никольская-Береговская Русская вокально хоровая школа от древности до ХХIв. – М., 2003г.
7. М. С. Осеннева, В. А. Самарин, Л. И. Уколова. Методика работы с детским вокальным коллективом – М., 1999г.
8. В. Г. Соколов – редактор. Работа с детским хором – М., 1981г. Сборник статей.
9. Теория и практика работы с детским хором. Г.П. Стулова. М, 2002г.
10. Редукция – ослабление артикуляции звука. Неясно произношение гласных звуков. – редуцированный гласный.
11. Лашперти Ф. Искусство хорового пения – М., 1899г.
12. Егоров А. Теория и практика работы с хором – М., 1951 – с.226
13. Виноградов К. методика работы русских мастеров хоровой культуры XIXи начала XX столетий – Машинописная рукопись.
14. К.Ф. Никольская – Береговская. Русская вокально – хоровая школа от древности до ХХIвека – М., 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Весёлые нотки» (общекультурное направление) 6-7 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Веселые нотки» для 6-7 классов, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Весёлые нотки» (общекультурное направление) 8 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Веселые нотки» для 8 классов, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего о...
Технологическая карта урока информатики в рамках введения ФГОС. Информационное моделирование. 6 класс
В данной технологической карте подробно описаны все этапы урока, цели этапов, деятельность учителя и учащихся, УУД каждого этапа. К уроку подготовлена презентация и раздаточный материал....
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Уровень достижений спортивных результатов к концу учебного курсаСодержание курса внеурочной деятельностиТематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности учащихся...
ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Весёлый карандаш» Общекультурное направление В 1 классе
. Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Веселый карандаш» разработана для занятий с обуч...
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках музыки в рамках ФГОС
Тема индивидуального самообразования "Развитие творческого потенциала учащихся на уроках музыки в рамках ФГОС".Цель самообразования: освоить новые формы и методы работы на уроках музыки, пов...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шаги творчества" (общекультурное направление) 4 класс
Программа расчитана на один год обучения....