Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в рамках реализации ФГОС
статья по истории (5 класс) по теме
Доклад о формировании УУД на уроках истории в рамках реализации Федеральных Государственных образовательных стандартов.Дается токование, объяснение, что такое УУД, их функций и формирования на уроках в процессе преподавания истории. Рассказывается о программе развития УУД, программе формирования общеучебных умений и навыков. А также о целях, задачах программы, описания ее места и роли в реализации требований стандарта. В качестве примера приводится личный опыт педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в рамках реализации ФГОС
Н.Б. Коннова
УУД – способность к саморазвитию, самосовершенствованию, путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта выжить духовно, сохранение и становление духовного облика. Функции УУД:
1).Обеспечение возможности обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения.
2).Ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства. Установка: моя ценность для достижения цели.
3).Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования направлена на: – реализацию требований стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования; повышение эффективности освоения обучающимися основной образователь-ной программы основного общего образования, усвоения знаний и учебных действий;
– расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, строении и осуществлении учебной деятельности;
– формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой
проблемы. Программа обеспечивает:
– развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию – формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД
– формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
– повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирование компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
– формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, национальные образовательные программы и т.д.);
– овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;
– формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) и сети Интернет.
Цели и задачи программы, описание её места
и роли в реализации требований стандарта.
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения
учиться становятся сегодня всё более востребованными. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В Образовательной системе «Школа 2100» накоплен опыт формирования универсальных учебных действий, который и положен в
основу этой программы.
Цель программы формирования универсальных учебных действий – обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках Образовательной системы «Школа 2100».
Задачи, которые решает программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся:
1) показать связь личностных результатов и универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, используемых технологий и форм работы;
2) определить перечень личностных и метапредметных результатов образования;
3) охарактеризовать систему типовых заданий для формирования
личностных результатов и универсальных учебных действий, опыта
переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях;
4) предложить систему типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий;
5) формирование умений и навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности;
6) формирование ИКТ – компетентности учащихся.
3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История».
Взаимосвязь результатов освоения предмета «История» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение Личностные Результаты указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития –средствами предмета, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В Образовательной системе «Школа 2100» уже накоплен педагогами разных учебных дисциплин, в том числе историками, опыт формирования универсальных учебных действий, который и положен в основу данной программы.
Задачи, которые решает программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках истории и обществознания направлена на то, чтобы ученик, овладев универсальными учебными действиями сумел реализовать требования стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, основного общего образования, требования системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования; а также повышение эффективности освоения обучающимися основной образователь-ной программы основного общего образования, качественное усвоения знаний и учебных действий, а также их практическую направленность и применение в жизненных ситуациях.
На уроках истории дается широкий простор для формирования УУД. Это и работа со схемами, таблицами, диаграммами, работа с документами, персоналиями, понятийным аппаратом. Это всевозможные дидактические игры, которые и позволяют не только формировать, но и развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД. (Презентация прилагается). Самое главное -это обеспечить возможность обучающего самостоятельно осуществлять деятельность учения. Нужно научить детей ставить цели, самостоятельно искать и использовать необходимые средства. И, в первую очередь, речь должна идти на установку мотивационной ценности для достижения цели. Решение всех поставленных задач должно проходить через УУД. Ученик должен научиться самостоятельно обрабатывать любую информацию, работать с источниками, документами и материалами, уметь извлекать информацию из текста, использовать разные виды чтения, анализировать, (схемы, таблицы, диаграммы) проводить анализ, обобщение, группировать и классифицировать факты и явления ( революции, восстания, войны). Выявлять аналогии, (контурная карта, иллюстрации) причинно-следственные связи, выделять общие закономерности, например национально-освободительной борьбы, реформации и т.д.
Таким образом, формирование УУД –это приоритетное направление в результатах освоения учебного предмета «история».
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа с. Новополеводино
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в рамках реализации ФГОС
Конновой Н.Б., учителя
истории и обществознания
МБОУ СОШ с. Новополеводино
Балаково 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка мастер-класса "Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО"
Мастер-класс по теме "Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО" был проведен с учителями математики в рамках районного семинара. Ц...
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в рамках ФГОС
Для успешного обучения у школьников должны быть сформированы четыре вида УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные....
Приказ о проведении районного практико-ориентированного семинара по немецкому языку «Новые подходы к формированию универсальных учебных действий на уроках немецкого языка при реализации ФГОС»
Организатор семинара...
Приказ о проведении районного методического практико-ориентированного семинара по немецкому языку «Новые подходы к формированию универсальных учебных действий на уроках немецкого языка при реализации ФГОС»
Практико-ориентированный семинар...
Статья "Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС ООО"
В статье с презентацией рассказывается о формах и методах формирования УУД на уроках музыки. Из опыта работы....
Формирование универсальных учебных действий на уроках химии в рамках требований ФГОС
Работа даёт понимание о современных вопросах педагогики, которые стоят перед школой и в том числе перед учителем химии. Описывает те универсальные учебные действия которые можно развивать на уроках хи...
Методическая разработка по теме: "Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках физики в рамках реализации ФГОС"
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствован...