Урок-игра по истории на тему: "Эпоха Петра Первого"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок-игра по истории на тему: "Эпоха Петра Первого"
Игра для учащихся по образцу телеигры “Счастливый случай” В игре участвуют две команды или от одного класса или из разных классов. Каждая команда придумывает себе название, девиз.
Игра состоит из геймов, за каждый из которых команда получает очки. В конце игры подводятся итоги, вручаются награды и призы “Лучшей команде”, “Лучшему игроку” (призами могут служить книги).
Цели игры:
- обобщение и углубление знаний учащихся по теме “Эпоха Петра I”;
- развитие творческих способностей учащихся, умения применять знания в нестандартных ситуациях;
- развитие умения учащихся работать в группе;
- воспитание интереса к предмету и чувства патриотизма;
- реализация межпредметных связей;
Оформление:
- Портрет или портреты Петра I.
- Выставка рисунков учащихся по данной теме.
- Набор открыток “Петра творенье...”
- Книжная выставка, посвященная Петру I и его времени.
- Картины зданий, сооружений петровской эпохи.
I ГЕЙМ
“Географические названия”.
1 команде:
- Вы знаете, что Санкт-Петербург в разное время носил разные имена. В честь кого он был назван первоначально? Когда и как менялось название города?
Ответ: Санкт-Петербург был назван в честь апостола Петра. С 1703 по 1914 годы город носил это название. С 1914 по 1924 годы был переименован в Петроград, так как Германия была противником России в Первой мировой войне, а слово “бург” (крепость) немецкого происхождения. После смерти В.И. Ленина город стал называться Ленинградом. Сейчас ему вернули первоначальное название.
2 команде:
- В 1702 году русскими войсками была взята крепость Нотебург (позже переименованной в Шлиссельбург). Какие названия этой крепости вам известны? Назовите факты из истории этого города.
Ответ: Основан этот город новгородцами как крепость на Ореховом острове отсюда и его русское название - Орешек. В 1611 году был захвачен шведами и назван Нотебург. Во время Северной войны взят русскими и переименован в Шлиссельбург (дословно “ключ-замок, ключ-крепость”). Долгое время здесь была политическая тюрьма. Современное название города - Петрокрепость с 1944 года. Название русское.
II ГЕЙМ
“Чьи это строки?”
1 команде:
- То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник.
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник. (А.С.Пушкин)
2 команде:
- “Кого хороним? Петра Великого хороним. Закатилось солнце земли русской”. (Феофан Прокопович).
Ведущий: А автора следующих строк вы узнаете без труда. Когда и при каких обстоятельствах появились эти указы?
1 команде:
- “Когда прилучиться тебе с другими за столом сидеть, то сиди прямо, благочинно. Не облизывай перстов и не грызи костей. Зубов ножом не чисти, не зубочисткою. Хлеба, приложа к грудям, не режь. Не чавкай, ако свинья, и головы не чеши”.
Ответ: “Юности честное зерцало” - наставление Петра Первого для юношества о правилах поведения в обществе.
2 команде:
- “В знак доброго начинания по большим улицам перед воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, а как начнется пальба, по всем дворам стрелять из небольших пушечек или из ружей троекратно и пускать ракеты”.
Ответ: Указ Петра Первого от 15 декабря 1699 года о праздновании Нового года с 1 января.
III ГЕЙМ
“Птенцы гнезда Петрова”.
Ведущий: Все мы знаем, что в окружении Петра I было немало интересных личностей, о которых написано много книг и статей. Давайте познакомимся с некоторыми из них прямо сейчас.
1 команде:
Расскажите об Александре Даниловиче Меншикове.
2 команде:
Расскажите о Франце Яковлевиче Лефорте.
IV ГЕЙМ
“Реформы Петра Первого”.
Ведущий: А теперь посмотрим, чего успел достичь Петр, находясь на российском престоле. Перечислите основные его реформы и начинания. За каждое названное мероприятие команда получает по одному очку.
- Создал регулярную армию.
- Установил обязательное обучение дворянских детей.
- Ввел массовое обучение дворян за границей.
- Создал новый вид вооруженных сил - флот.
- Введен гражданский шрифт.
- Добился выхода в Балтийское море.
- С 1703 года стала выходить первая печатная газета “Ведомости”.
- Создан первый общедоступный театр.
- Основан город Таганрог.
- Созданы математические школы.
- Введено новое летосчисление от Рождества Христова.
- Установил начало Нового года с 1 января 1700 года.
- Созданы органы городского самоуправления.
- Провел налоговую реформу.
- Открыл Морскую Академию.
- Осуществил денежную реформу.
- 1703 год - основание Санкт-Петербурга.
- 1711 год - основание Сената.
- Создал “Табель о рангах”.
- Проведена губернская реформа.
- Изучение новых земель.
- Организовал поиск руд и полезных ископаемых.
- Вместо приказов организованы коллегии.
- Основал офицерские военные школы.
- Созданы Устав воинский (1716) и Устав морской (1720).
- Основал первый русский орден святого Андрея Первозванного.
- Учредил первый музей — кунсткамеру.
- Основал первую публичную библиотеку.
- Учредил Академию наук (1724).
- Были введены ассамблеи.
- Введена европейская одежда.
V ГЕЙМ
“Гости из прошлого”
Входят переодетые Петр I и Александр Данилович Меншиков.
Ведущий: К нам пожаловали сам государь Петр I со своим другом, президентом Военной коллегии, Александром Даниловичем Меншиковым. Что привело Вас сюда?
Петр Первый:
Ведомо нам стало, отроки и отроковицы, что вы в спор о нас вступили, и зело любопытно нам, что вы о делах наших говорить станете.
Меншиков:
Сдается мне, мин Херц, что не ведают они, какую ты державу принял. Ничего ведь не было. Сонное царство. А как все изменилось потом!
Петр Первый:
Да, воистину Россия выдвинулась в ряд передовых стран, и я по праву этим горжусь, хотя многие меня ругают...
Меншиков:
А давай, мин Херц, устроим сим любознательным отрокам экзамен.
1 команде:
- Петр I: “Во второй половине 18 века был издан указ о том, чтобы дворяне и бояре иноземных обычаев не перенимали, волос не стригли, одежды иностранные не носили. Как должен был я, Петр, отнестись к этому указу?
2 команде:
- Петр I: “ Нами был установлен порядок, согласно которому офицерами должны были становиться дворяне, но допускалось, чтобы выходцы из нижних слоев населения производились в офицеры, если они проявляли необходимые способности. Таким офицерам давали потомственное дворянство. Почему мы ввели такой порядок? В каком документе он был закреплен?”
1 команде:
- Меншиков: “Иностранцев поражало, что наш государь занимал на флоте небольшую должность и беспрекословно подчинялся командирам, начальникам. Так, работая на верфи, Петр снял шапку перед адмиралом, попросил разрешения начать работу и потом только стал давать распоряжения нижним чинам. Каков, по-вашему, смысл такого поведения царя, имевшего неограниченную власть над своими подданными, в том числе и над адмиралом?”
2 команде:
- Меншиков: “В Петре совмещались любовь к парадной архитектуре, живописи и скромность в быту, неприхотливость в одежде и еде. Чем это можно объяснить?”
Петр Первый:
Довольно, друг Алексашка, зело познаниями сих отроков остался я доволен. Жаль, что в мое время с трудом удавалось побудить ребят науками заниматься... Теперь нам пора идти...
VI ГЕЙМ
(последний)
- Блиц-турнир, во время которого участники команд за определенное время должны дать как можно больше правильных ответов. За каждый правильный ответ начисляется одно очко.
1 команде:
- Когда был основан Санкт-Петербург? (в 1703 году)
- Как фамилия Петра I? (Романов)
- Против какой страны был создан “Северный союз”? (Швеция)
- Как назывался первый естественно - научный музей? (Кунсткамера)
- Какое море называли Шведским озером? (Балтийское)
- Чем занималась Адмиралтейств-коллегия? (Делами морского флота)
- Что такое галеры? (Гребные легкие суда)
- Куда сослали царевну Софью? (В Новодевичий монастырь)
- Сколько лет шла Северная война? (21 год)
- Какую битву назвали “Матерью Полтавской баталии”? (У деревни Лесной)
- Какой род войск назывался инфантерией? (Пехота)
- Как переводится слово “парадиз”? (Рай)
- С какого месяца начинался год в допетровской Руси? (С сентября)
- Как называлась первая печатная газета? (“Ведомости”)
- Что такое Синод? (Духовная коллегия)
- Где была построена первая верфь? (В Воронеже)
- Сколько было Азовских походов? (Два)
- Какая главная улица Санкт-Петербурга? (Невский проспект)
- Что такое “ревизия”? (Правильность проверки переписи мужского населения)
- Кто обучал молодого Петра? (Никита Зотов)
2 команде:
- Какого роста был Петр Первый? (2 метра 4 сантиметра)
- В каком году была Полтавская битва? (В 1709 году)
- Что такое “верфь”? (Мануфактура по строительству кораблей)
- Где был подписан мирный договор со Швецией об окончании Северной войны? (В финском городе Ништадте)
- Кто стоял во главе коллегии? (Президент)
- Вместо чего появился Сенат? (Вместо Боярской Думы)
- Во сколько лет Петр Первый был провозглашен царем? (В десять)
- Как стала именоваться Россия после окончания Северной войны? (Российская империя)
- С каким шведским королем воевал Петр Первый? (С Карлом XII)
- Что такое политика меркантилизма? (Покровительство отечественной промышленности и торговли)
- Как назывался первый русский корабль? (“Штандарт”)
- Что такое ассамблеи? (Общественные собрания)
- Когда перенесли столицу из Москвы в Санкт-Петербург? (В 1712 году)
- Кто ведал посольской службой при Петре? (Гавриил Иванович Головнин)
- Назовите одно из восстаний во время правления Петра? (Астраханское, стрельцов, под руководством Кондратия Булавина)
- “Зло”, пришедшее на Русь при Петре? (Табакокурение, винопитие)
- С какой постройки начался Санкт- Петербург? (С Петропавловской крепости)
- Какая школа находилась в Сухаревской башне в Москве? (Навигацкая)
- Какую турецкую крепость не удалось взять русским войскам с первого раза? (Азов)
- Какой новый налог был введен при Петре? (Подушная подать)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока истории по теме "Эпоха Реформации"
Данный урок поможет учащимся восстановить полученные ранее сведения по темам, полученных ранее....
урок истории по теме «ЭПОХА ПЕТРА I», 7 класс (ФГОС)
На уроке дети характеризуют нововведения Петра 1 в области культуры и быта, рассматривают достижения в области архитектуры, основываясь на работу с источниками, самостоятельную деятельность...
конспект урока истории в 7 классе "Петр Первый. Россия на рубеже веков"
Подробный конспект урока по истории 7 класс "Петр Первый. Россия на рубеже веков"...
презентация к уроку истории в 7 классе Петр Первый. россия на рубеже веков"
презентация к уроку истории Петр Первый. россия на рубеже веков"...
План урока по истории на тему " Реформы Петра Первого. Абсолютизм."
Урок предназнчен для 7 класса. Урок составлен в соответствии с ФГОС, а так же включены элементы Сингапурской методики обучения....
Разработка обобщающего урока истории по теме "Реформы Петра Первого"
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.Форма урока: групповая, число участников - 12 – 14 человек.Технологии: World cafe, ИКТ. Рассадка про...
Повторительно-обобщающий урок по теме «Эпоха правления Петра I»
Конспект урока для 8 класса по Истории России по теме «Эпоха правления Петра I»...