урок истории по теме «ЭПОХА ПЕТРА I», 7 класс (ФГОС)
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
На уроке дети характеризуют нововведения Петра 1 в области культуры и быта, рассматривают достижения в области архитектуры, основываясь на работу с источниками, самостоятельную деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 84 КБ |
путевой лист, задания, источники | 21.52 КБ |
презентация к уроку | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
«ЭПОХА ПЕТРА I»
ФИО (полностью) | Фартушнова Марина Александровна | |
Место работы | МОУ «Гимназия с.Ивантеевка» | |
Должность | Учитель истории и обществознания | |
Предмет | история | |
Класс | 7 | |
Базовый учебник | Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России : конец XVI—XVIII век. М., Просвещение, 2009 |
- Цель урока:
Охарактеризовать нововведения Петра 1 в области культуры и быта, рассмотреть достижения в области архитектуры.
- Задачи:
• формирование основ общественно-политических, гуманитарных знаний об эпохе Петра1;
• вырабатывать умения систематизировать и анализировать полученные знания.
• развитие навыков отбора самого главного и существенного в материале, концентрации внимания, логического мышления;
• через игровые элементы урока и групповую форму его проведения прививать интерес к истории России;
• способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
• формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом, как историческими источниками.
- Тип урока - урок «открытия нового знания».
- Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, парная, экскурсия, самостоятельная работа.
- Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация в MS Power Point, путевой лист, тест, источники, фрагмент видеофильма «Петергоф».
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Универсальные учебные действия | Результаты | ||
Личностные | Метапредмет-ные | Предметные | ||||
I. Мотивация | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. - Добро пожаловать в туристическое агентство “ШТО”, что означает школьное туристическое образование. Города России, Лондон, Нью-Йорк, Париж — любой город мира может пасть к вашим ногам при помощи нашей турфирмы. Сегодня начинается специальная акция — после чего вас ждет розыгрыш туристических путевок. Выиграв путевку, вы сможете сразу же отправиться в путешествие! | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Регулятивные: умение организовывать свою деятельность. | Организация учебной деятельности | ||
II. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы | Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля. Обращение к эпиграфу. «Россия вошла в семью европейских народов как опущенный корабль, при стуке топора и громе пушек»
| Ответы учеников: наша задача: повторить материал о Петровской эпохе (понятия, хронологию, факты). Формулируют вопрос (учебную проблему) в разных вариантах. И ответить на вопрос: Какое историческое значение имели преобразования Петра Великого? Мы в процессе повторения деятельности Петра I должны, наконец, выяснить: кто же был император Петр: - в первую очередь тиран или все-таки великий реформатор. Каковы итоги внутренней политики Петра 1? | Регулятивные умения: Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической, выдвигать версии. Коммуникативные: Планировать учебные действия с учителем. Личностные: осознание себя с судьбой страны, культурой. Познавательные: логические действия - анализ объектов с целью выделения признаков. | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. | Определение цели своего обучения, формулирование для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности, развитие интересов своей познавательной деятельности. | Анализ информации |
III. Актуализация опорных знаний учащихся | Координирует учебную деятельность - Когда, Петр пришел к власти, перед ним стояло множество задач, которые ему необходимо было решить. Давайте их вспомним. (1 мин) - И это лишь небольшая их часть. Как вы думаете, какими же качествами должен обладать человек, чтобы за столь небольшой период времени он смог справится с решением этих и других задач? - . Задание. Составьте кластер из прилагательных, которые охарактеризовали бы личность Петра I. (1 мин) -решительный -волевой и др. Учитель: Я предлагаю пройти тестирование по теме «Море деятельности Петра», задания перед вами, для продуктивности вашей работы можно советоваться с группой. Соотнесите событие и дату, а из полученных букв составьте слово и объясните его значение: | Ученики называют задачи, стоящие перед Петром1, составляют кластер личностных качеств императора, выполняют тест. - Ученики называют:
| Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Регулятивные: Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проекте), сверять действия с целью, Оценивать степень и способы достижения цели. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникатив-ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | Овладение умением вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | Сотрудничество с соучениками, коллективная работа, основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. | Знание исторических фактов, работа с фактами, анализ результатов важнейших исторических событий; группировка фактов по различным признакам. |
IV. Познание нового путём проведения экскурсии, изучения исторических документов | Координирует учебную деятельность Организует самостоятельную работу уч-ся Организует выступление групп, обмен мнениями Учитель: Итак, если вы накопили достаточные знания, вас ждет розыгрыш. Как вы думаете куда скорее всего вам достанется путёвка? Совершенно верно! В прекраснейший уголок мира, замечательный город - Санкт - Петербург. Поздравляю! Путешествие будет осуществляться по следующему плану: 1. Сначала нас ждет обзорная экскурсия по городу с остановками у особо значимых объектов. Как настоящие путешественники вы должны быть очень внимательны и наблюдательны. Все свои заметки о путешествии вы должны на протяжении всей поездки вносить в путевые листы, которые есть у каждого из вас. Когда мы вернемся из поездки, вы их сдадите, и на следующем уроке мы сможем определить самых внимательных туристов. Сейчас у вас есть несколько секунд для ознакомления с вопросами путевого листа, можете уже начать его заполнять. Так как наша турфирма является школьной и образовательной, поездка будет тематической. Тема нашей поездки: “Изменения в культуре и быте при Петре I”. - Экскурсия Видеосюжет Учитель: Обзорная экскурсия закончена. Дальше мы отправляемся в Петербургский центр исследования народных обычаев и традиций. Сейчас в течение нескольких минут ознакомьтесь с соответствующим документом и выпишите все произошедшие при Петре 1 изменения в области быта и культуры. (5 мин) Ну а теперь послушаем рассказ специалистов Центра (после прочтения источников). Туристы, не забывайте про свои путевые листы, ведь вы будете делиться своими впечатлениями с друзьями по прибытии домой. (Работа с источниками, заполнение путевых листов) Выступления представителей групп Ну и последний наш пункт назначения - Модельное агентство. Посмотрим петербургскую моду в коллекции модельера.(выступление учащегося). Учитель: Вот и закончилось наше путешествие, автобус приближается к нашему селу, мы уже дома. Не забудьте сдать путевые листы со своими наблюдениями. | Выступают экскурсоводами (индивидуальная и парная работа дома). Предоставляют классу информацию, самостоятельно добытую Слушают новые сведения. Выделяют для себя главное. Изучают источники, исторические документы, заполняют путевые листы Работают в группах, обсуждают. | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Коммуникатив-ные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность, Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию. Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция. | Культурное многообразие мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.). | Овладение умениями изучения и систематизации информации из различных исторических и современных источников, проведения поиска необходимой информации в одном или нескольких источниках; |
V. Выражение решения проблемы, используя метод дискуссии | Организует диалог с обучающимися. - А теперь подведем итог урока: Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются неоднозначно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Мы в процессе повторения деятельности Петра I должны, наконец, выяснить: кто же был император Петр: - в первую очередь тиран или все-таки великий реформатор. Каковы итоги внутренней политики Петра 1? (Ответы уч-ся) Реформы Петра 1 становятся предметом острых споров всегда, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития. Так было, когда стоял вопрос об отмене крепостного права, и вначале двадцатого столетия, когда правительство опоздало с обновлением общества, а Россия встала на путь революционного развития. И сейчас, когда в нашем обществе происходят огромные перемены. И это вполне естественно: история России продолжается; продолжаются и наши раздумья о ней. | Высказывают свои предположения. Доказывают правильность своего ответа. Вступают в диалог. | Личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Коммуникатив-ные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность, вести диалог | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, определение своей позиции и ответственное поведение в современном обществе. | Организация учебной деятельности; овладение умениями работы с учебной и внешкольной информацией, использования современных источников информации. | Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом. |
VI Рефлексия | Задаёт вопросы о цели занятия. - Учитель: Хочу предоставить слово тому, кто хотел бы оценить свою работу и работу своих товарищей. (Оценки уч-ся) Кто хотел бы внести коррективы? | Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от занятия. | Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения | Соотношение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий в рамках предложенных условий и требований, корректировка своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией;. | ||
VII Домашнее задание | Учитель даёт на выбор учащихся: 1. Написать эссе на тему «Петр I – великий реформатор или великий тиран?» 2. Написать синквейн; 3. Придумать вопросы викторины по теме «Эпоха Петра I» | Личностные: личностное самоопределение |
Предварительный просмотр:
- Путевой лист
Фамилия, имя туриста __________________________________________________________
Маршрут: село Ивантеевка - _______________________________
Тема путешествия: _____________________________________________________________
Обзорная экскурсия
1) Дата основания Санкт-Петербурга_________________________
2) Первая постройка города _________________________________
3) Острова, посещенные в ходе экскурсии: _____________________________________________________________________________
4) Достопримечательности Васильевского острова: _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5) Другие достопримечательности Санкт Петербурга:
1._______________________________________________
2._______________________________________________
3._______________________________________________
4._______________________________________________
5._______________________________________________
6._______________________________________________
7._______________________________________________
6) В честь кого установлен памятник “Медный всадник”? _____________________________
7) Какая из достопримечательностей является загородной? ____________________________
Петербургский центр исследования народных обычаев и традиций
Какие нововведения произошли при Петре 1 в культуре и быте? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Модельное агентство
Какие изменения в моде произошли при Петре? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания
Соотнесите событие и дату, а из полученных букв составьте слово и объясните его значение:
1группа)
- Провозглашение России империей 1714 г.- Л
- Введение нового летоисчисления 1721 г.- Л
- Гангутское сражение 1721 г.- К
- Ништадтский мирный договор 1700 г.- О
- Первый Азовский поход 1699 г.- Я
- Указ о создании российского флота 1695 г.- Е
- Учреждение Сената 1696 г.- Г
- Начало городской реформы 1711 г.- И
2группа)
- Основание Санкт-Петербурга 1724 г. – Н
- Начало Северной войны 1721 г. – А
- Академия наук 1703 г. – С
- Учреждение Синода 1708 г. – Т
5.“…Мать Полтавской баталии…” произошла в … 1700 г – Е
3группа)
1.Провозглашение России империей: 1682-1725гг -К
2.Знаменитое морское сражение в период Северной войны: Петровская эпоха.- Р
3. Годы царствование Петра I: Верховный Тайный Совет; - Т
4.Первую половину XVIII века историки называют: Гангутское; - Е
5.Северная война приходиться на период: 1721 г.;Р
6.В России в период с 1686 по 1711гг существовал государственный орган: 1700-1721гг –У
Работа с источниками, 1 группа
- Познакомьтесь с соответствующим документом и выпишите все произошедшие при Петре 1 изменения в области быта и культуры.
7208 году декабря в 20 день Великий государь и Великий князь Петр Алексеевич, Всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец указал в предь лета счислять и писать с нынешнего генваря с 1-го числа от Рождества Христова 1700 года (по обычаю других европейских христианских областей, а не от сотворения мира, как прежде в России употребляемо было и году начало числилось с 1-го числа сентября). И в знак доброго начинания нового века было приказано в царствующем граде Москве учинить украшения из ветвей еловых, сосновых и можжевеловых на всех больших и проезжих улицах… да генваря ж первый день, в знак веселья, друг друга поздравлять с Новым годом
А также должно быть созданным первый в России общедоступный театр, для него в Москве на окраине города построено быть специальное помещение.
В стране начала издаваться первая печатная газета «Ведомости», положившая начало русской периодической печати. 16 декабря 1702 года Петр I издает указ, в котором раскрываются задачи будущей газеты – сообщать"о воинских и о всяких делах, которыя подлежат для объявления Московского и окрестных Государств людям".
Работа с источниками, 2 группа
- Познакомьтесь с соответствующим документом и выпишите все произошедшие при Петре 1 изменения в области быта и культуры.
Указ об ассамблеях и достоинстве гостевом на оных.
25 ноября 1718 г. Петром I был обнародован указ об ассамблеях
“…Ассамблея - слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно; обстоятельно сказать - вольное в котором доме собрание или съезд делается не только для забавы, но и для дела. Ибо тут может друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава. А каким образом эти ассамблеи отправлять, определяется ниже сего пунктом, покамест в обычай не войдет.
- В котором доме имеет ассамблея быть, то надлежит письмом или другим знаком объявить людям, куда всякому вольно прийти, как мужскому полу, так и женскому.
2. Ранее пяти или четырех часов не начинается и долее десяти полуночи не продолжается.
- Хозяин не должен ни встречать, ни провожать, ни потчевать гостей, но только должен очистить несколько покоев, предоставить столы, свечи, питье для утоления жажды и игры, на столах употребляемые…
ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО, ИЛИ ПОКАЗАНИЕ К ЖИТЕЙСКОМУ ОБХОЖДЕНИЮ, СОБРАННОЕ ОТ РАЗНЫХ АВТОРОВ ПОВЕЛЕНИЕМ ЦАРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА
Было составлено по велению Петра I (в 1717 году), когда в соответствии с духом петровских реформ издавались "полезные" книги - разного рода руководства и наставления.
В первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле них не садитися, и прежде оных не заседать, при них в окно всем телом не выглядывать, но все потаенным образом с великим почтенем, не с ними вряд, но, немного уступи позади оных, в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга. В доме ничего своим именем не повелевать, но именем отца или матере; от челядинцев просительным образом требовать.
Дети не имеют без именнаго приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должны учинить вежливо и учтиво.
У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять; на стол, на скамью или на что иное не опираться и не быть подобным деревенскому мужику, который на солнце валяется, но стоять должны прямо.
Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторые живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакого ожидать можно, кроме дряхлого тела и червоточины, которое с лености точно бывает.
Работа с источниками, 3 группа
- Познакомьтесь с соответствующим документом и выпишите все произошедшие при Петре 1 изменения в области быта и культуры.
О СОБИРАНИИ ВЕЩЕЙ В КУНСТКАМЕРУ:
В изданном в 1718 г. указе Петра о собирании вещей для Кунсткамеры говорится: «Также, ежели кто найдет в земле, или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики или малы перед обыкновенным; также какие старые подписи (надписи. — Д. Л.) на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружье (оружие. — Д. Л.), посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно, — такожь бы приносили за что давана будет довольная дача.
Реформы в области образования и науки
Проведение царем преобразований во всех областях государственной деятельности, требовало реформы образования.
В 1699 году в Москве была основана Пушкарная школа, а 1701 году в здании Сухаревой башни открылась "школа математических и навигацких наук", или просто Навигацкая школа, которая стала не только первым высшим учебным заведением в России, но и явилась предшественницей Морской академии в Санкт-Петербурге, основанной в 1715 году.
В этот же период, в 1707 году была открыта Медицинская школа, а следом за ней кораблестроительные, штурманские, инженерные, горные и ремесленные школы.
Начальное образование в провинции осуществлялось в трех типах школ: епархиальных, готовящих священнослужителей, цифирных - для подготовки местных чиновников, и в гарнизонных школах - для обучения солдатских детей. В Москве начала свою работу особая школа – «гимназия», в которой обучали главным образом иностранным языкам.
Страна нуждалось в новых учебниках, поэтому очень быстро стало развиваться издательское дело. В 1708 году Петр I ввел новый гражданский шрифт с упрощенным начертанием букв, сменивший старый кирилловский полуустав. За время правления Петра было создано большое количество типографий, выпустивших в свет порядка 600 наименований книг, в том числе, учебных пособий.
В 1714 году в Санкт-Петербурге открылась первая государственная общедоступная библиотека.
В Петровские времена снаряжались многочисленные экспедиции в Сибирь, Среднюю Азию и на Дальний Восток. Изучались недра земли, велись поиски полезных ископаемых.
Русские моряки-гидрографы внесли огромный вклад в составление карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей.
Академия наук, открытая в Петербурге в 1725 году уже после смерти Петра Великого, но по его указу от 28 января 1724 года, стала своеобразным олицетворением всех достижений эпохи Петра в области науки и образования .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Туристическая фирма «ШТО» Школьное Туристическое Образование
«Россия вошла в семью европейских народов как опущенный корабль, при стуке топора и громе пушек» А.С. Пушкин Петр Алексеевич Романов 1672-1725 гг.
«Россия вошла в семью европейских народов как опущенный корабль, при стуке топора и громе пушек» А.С. Пушкин Петр Алексеевич Романов 1672-1725 гг.
КОЛЛЕГИЯ СЕНАТ РЕКРУТ
Санкт – Петербург
План путешествия: 1. Обзорная экскурсия по городу 2. Петербургский центр исследования народных обычаев и традиций 3. Петербургское модельное агентство
Изменения в культуре и быте при Петре I
16 Мая 1703 года
Петропавловский собор
Васильевский остров
Дворец А.Д.Меншикова Кунсткамера
Адмиралтейство
Исаакиевский собор
Площадь Декабристов Медный всадник
Петергоф
Петербургский центр исследования народных обычаев и традиций
Культура в эпоху Петра I Искусство Наука и просвещение Образование Учеба дворян за границей Публичная библиотека 1714 г. Театр 1704 г. Газета «Ведомости» 1702-1703 гг. Новое Летоисчисление 1700 г. Гражданский шрифт Кунсткамера 1714 г. Академия наук 1725 г. Морское Артиллерийское Инженерное Открытие школ и училищ Живопись И.Никитин А.Матвеев Архитектура Б.Растрелли Д.Трезини П.Зарудный Европейская одежда Новое в быту «Ассамблеи» Этикет
Петербургское модельное агентство
Допетровская мода
14 января (4 января по старому стилю) 1700 года в Москве был объявлен указ Петра I «О ношении платья на манер венгерского», обязывающий именитых россиян впредь «на Москве и в городах носить венгерские кафтаны... кто успеет сделать, носить с Богоявленьева дня нынешнего года».
Мода после преобразований Петра I
«Петр I – великий тиран или великий реформатор ?» «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» А.С.Пушкин. Петр Алексеевич Романов 1672-1725 гг.
Домашнее задание (на выбор) : 1. Написать эссе. «Петр I – великий реформатор или великий тиран?» 2. Написать синквейн; 3. Придумать вопросы викторины по теме « Эпоха Петра I »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока истории по теме "Эпоха Реформации"
Данный урок поможет учащимся восстановить полученные ранее сведения по темам, полученных ранее....
Урок истории по теме "Роль Петра I в истории"
Урок истории разработан для 10 класса гуманитарного профиля....
Открытый урок по теме "Эпоха Петра I", соответствующий ФГОС
Заключительный урок по главе "Эпоха Петра I" в 10 классе. Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Дана технологическая карта урока....
Открытый урок по теме "Эпоха Петра I", соответствующий ФГОС
Заключительный урок по главе " Эпоха Петра I" в 10 классе. Дана технологическая карта урока...
Открытый урок по теме "Эпоха Петра I", соответствующий ФГОС
Заключительный урок по главе " Эпоха Петра I" в 10 классе. Дана технологическая карта урока...
Урок-игра по истории на тему: "Эпоха Петра Первого"
Урок-игра по истории на тему: "Эпоха Петра Первого"...
Разработка обобщающего урока истории по теме "Реформы Петра Первого"
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.Форма урока: групповая, число участников - 12 – 14 человек.Технологии: World cafe, ИКТ. Рассадка про...