Повторительно-обобщающий урок по теме «Эпоха правления Петра I»
план-конспект урока по истории (8 класс)

Конспект урока для 8 класса по Истории России по теме «Эпоха правления Петра I»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ist_8_kl_petr_obobshchenie.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок по теме «Эпоха правления Петра I»

План урока:

I. Оценки деятельности

2. направления деятельности

1. Повторение событий, дат по блокам

Акутализация

На предыдущих уроках истории мы с вами изучили как менялась Россия в I четверти XVIII века. Чье правление мы изучали? - Эпоха правления Петра I.

В 2008 год, Аналитический Центр Юрия Левады или просто Левада Центр после опроса граждан установил, что по мнению россиян выдающейся личностью всех времен и народов является Петр 1.

Как вы думаете почему?

Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля. Но оценки деятельности Петра 1 чаще всего противоречивы.

А. с. Пушкин пишет о нем…

Эпиграфы, написанные на доске

То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник.

(А.С. Пушкин)

Начало славных дел Петра мрачили мятежи и казни.

(А.С. Пушкин)

Как в этих строчках представлен Петр?

Эту двойственность можно объяснить тем, что все реформы и новшества проводились с помощью жесточайшей эксплуатации простого народа, насильственными методами, усилением налогового бремени

Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания, проанализируем основные события этого периода, ответим на вопрос: какое историческое значение имели преобразования Петра I.

Но чтобы сформулировать свое мнение давайте перечислим основные направления деятельности

Внутренняя политика- реформы управление

- экономич реф

- реформы социальные

- военные

- культурные

Внешняя политика

- выход к Балтике

- создние империи

1 Задание . Как вы думаете, какими же качествами должен обладать человек, чтобы за столь небольшой период времени он смог сделать так много?

Ответ: - сильный – любознательный – трудолюбивый, - энергичный, дальновидный, решительный, волевой и др

И вначале давайте вспомним приход к власти Петра.

Перед вами текст. Вставьте УСТНО! в текст пропущенные имена и даты (2мин)

После смерти в _____году царя Федора Алексеевича новыми правителями стали малолетние ________ и _________. Однако фактически власть оказалась в руках их сестры ___________. В ______ году царевна _________ была свергнута. В 1696 году скончался ________ и Петр стал единоличным правителем. Первым самостоятельным деянием Петра стал поход в __________ году на Азов.

КЛЮЧ.

После смерти в 1682 году царя Фёдора новыми правителями стали малолетние Иван и Пётр . Однако фактически власть оказалась в руках их сестры Софьи . В 1689 году царевна Софья была свергнута. В 1696 году скончался Иван и Пётр1 стал единоличным правителем. Первым самостоятельным деянием Петра стал поход в 1695 году на Азов.

2. Задание повтор Внешней Политики

Первая попытка выйти к Черному морю и захватить Азов закончилась неудачно, но когда же Петр смог взять эту крепость? (в 1696 г. – второй поход на Азов)

Однако дальнейшее продвижение грозило началом войны с Турцией, а для этого необходимо было найти союзников. Где и когда Петр будет это делать?

(Великое посольство в Европу в 1697-1698 г)

Не найдя союзников против Турции Петр решит начать войну со Швецией, как будет называться эта война? Когда она проходила?

(Северная война 1700-1721 г.)

Давайте с вами вспомним основные события этой войны по датам? И найдем их на карте на с. 24 в учебнике.

Кто может сказать, с чем связаны эти даты?

2)Нарва(1700г)

3)Лесная(1708г)

4)Полтава(1709г)

5)Гангут(1714г)

6)Ништадт(1721г)

Каковы были итоги Северной войны для России?

Но такой успех был обусловлен тем, что Петр во время войны начал серьезные реформы в стране, давайте вспомним основные термины

3 Задание. Соотнести понятия и определения (работа по карточкам на столах) (2мин)

Термины на доске, а определения напечатаны, но терминов значительно больше!
а) рекрут;
б) коллегии;
в) губернии;
г) подушная подать;
д) работные люди.

МАНУФАКТУРА, МЕРКАНТИЛИЗМ, АССАМБЛЕЯ, РЕГЕНТСТВО,

1) общее название рабочих на промыслах и в промышленности;
2) административно-территориальная единица, установленная в России по указу Петра I от 18 декабря 1708 г.;
3) центральные государственные учреждения в России XVIII в., учрежденные Петром I вместо приказов;
4) лицо, принятое на военную службу по найму или по воинской повинности;
5) налог, который взимался с мужского населения податных сословий, вне зависимости от возраста

А кто может сказать определения оставшихся терминов?

4 Задание В ходе реформ Петр значительно изменил облик не только страны, но и ее граждан. Сейчас я зачитаю вам небольшой текст, а вы постарайтесь найти и исправить не менее 5 ошибок

Текст: Вернувшись из первой поездки за границу, Петр стал рьяно бороться за введение одежды русского покроя. Горожанам было запрещено брить бороды и носить одежду западноевропейского образца. Лишь крестьяне и священнослужители могли брить бороды. Портным запрещалось шить западноевропейскую одежду.

Итак, какие вы услышали ошибки?
Правильный ответ:
Вернувшись из первой поездки за границу, Петр стал рьяно бороться за введение одежды
русского (западноевропейского) покроя. Горожанам (всем) было запрещено (приказано) брить бороды и носить одежду западноевропейского образца. Лишь крестьяне и священнослужители могли не брить бороды. Портным запрещалось (велено) шить западноевропейскую одежду.

Все реформы и новшества проводились крайне быстро и радикально, что вызывало многочисленные недовольства людей, народные выступления

5. Задание. Перед вами выступления XVIII века. Определить, какое восстание здесь лишнее и почему (объяснить устно)
1. Астраханское восстание(1705-1706гг)
2. Восстание Кондратия Булавина(1707-1708гг)
3. Башкирское восстание(1705-1711гг)
4. Восстание Степана Разина(1670-1671гг)
Ответ: 4. Восстание Степана Разина. Это восстание XVII века, все остальные – это выступления XVIII века.

А давайте вспомним даты всех указанных восстаний при Петре?

Молодцы, ну и в завершении, повторим ключевые даты основных событий правления Петра

6. Задание. « Знаешь ли ты даты».(4 мин)

1682-начало правления Петра

1696- второй Азовский поход: взятие Азова

1697-1698-Великое посольство

1703- основание Санкт-Петербурга

1705 -1706-Астраханское восстание

1707- 1708- восстание под предводительством К. А. Булавина

1708- сражение у деревни Лесной

1708- областная реформа: страна была разделена на 8 губерний

1709-Полтавское сражение

1711- создан Сенат(высшее правительственное учреждение) и Прутский поход

1714- Указ о единонаследии: поместье приравнивалось к вотчине и Гангутское сражение

1720- сражение у острова Гренгам

1721- Ништадский мир и Пётр1 получил титул «Великого» и «Отца Отечества».

+ создан Синод

1722 – Табель о рангах

1724-Указ об учреждении Академии наук и художеств


Благодаря реформам Петра I Россия стала Великой державой и полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. И сам Пётр стал для многих образцом государя – реформатора, хотя его действия далеко не все считают правильными, потому что приводили к напряжению людских сил, ресурсов.

Д/З: Подготовка к контрольной работе! Учить даты, термины, определения по параграфам № 1-7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Эпоха Петра Великого" (с применением ЭОР)

  Данный урок – урок-обобщение изученного материала. По форме – урок-игра с применением ИКТ. Цель урока игры – повторение пройденного материала с применением игровых заданий и развитие навыков пользов...

Конспект повторительно-обобщающего урока по теме: "Россия при Петре 1"

Данный урок дает возможность закрепить знания учащихся по теме петровского периода правления, урок проводится в 7 классе. К конспекту прилагается презентация....

Конспект открытого урока истории в 8 классе коррекционной школе VIII вида Тема: Начало правления Петра I.

В материале представлен конспект открытого урока по истории в 8 классе коррекционной школе VIII вида. Во время урока на разных его этапах используется интерактивная доска и презентация по теме данного...

Презентация к уроку по теме "Эпоха дворцовых переворотов: правление Анны Иоановны"

Презентация к уроку по теме "Эпоха дворцовых переворотов: правление Анны Иоановны"...

Эпоха правления Петра I

Игра для учащихся по образцу телеигры “Счастливый случай” В игре участвуют две команды или от одного класса или из разных классов. Каждая команда придумывает себе название, девиз. Представ...

Урок истории по теме "Начало правления Петра 1"

Презентация к 3 параграфу учебника "История России. Ч.1" под ред. Торкунова А.В....

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Эпоха Петра"

Игровые технологии на уроке.Урок содержит элемент игры на этапе закрепления пройденногго материала....