Рабочая программа по истории России в 6 классах (Включая календарно-тематическое планирование)
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) на тему
Рабочая программа по истории России для 6 класса разработана на основе Примерной программы Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской общеобразовательной программы А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. Программа рассчитана на 42 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_rossii._6_klass.docx | 50.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №477
УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
ПУШКИНСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАССМОТРЕНА: на заседании ШМО Протокол № __ от «__» _______201 г. Руководитель __________ /______________/ | РЕКОМЕНДОВАНА Педагогическим советом Протокол № от « » 201 г. | |
УТВЕРЖДАЮ: приказ №____от ______201 г. Директор __________/В.М. Кобзев/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ИСТОРИИ РОССИИ в 6 А, Б классах
с 01 сентября 2015 года по 25 мая 2016 года
Рабочая программа по истории России для 6 класса разработана на основе Примерной программы Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской общеобразовательной программы А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной.
Разработчик программы: Демчук Данил Владимирович, учитель истории и обществознания, без категории
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МОиН РФ 2004 г., Программы основного общего образования по истории // Сборник нормативных документов. История / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007; и авторской программы: Данилов, А.А. История России / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2008.
Рабочая программа разработана на основе:
- Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент).// Сборник нормативных документов. История./ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. С. 3-11.
- Государственный образовательный стандарт общего образования (компонент образовательного учреждения).
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3226-1 с изменениями и дополнениями.
- Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
- Примерная (типовая) образовательная программа по истории, рекомендованные к использованию Министерством образования и науки РФ. // Сборник нормативных документов. История./ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.
Основной целью курса является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины. Задачей курса истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления.
Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками (они используются с учетом познавательных возможностей школьников и лишь в отрывках). На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей.
Ученик должен овладеть законченным систематизированным комплексом социально значимой информации по истории изучаемого периода, необходимой для ориентации в историческом и жизненном пространстве и в то же время являющейся базой для наращивания исторических и обществоведческих знаний в следующем классе
Общая характеристика учебного предмета
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3.Историческое движение:
- эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие
- материального производства, техники;
- формирование и развитие человеческих общностей – социальных,
- этнонациональных, религиозных и др.,
- образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
- история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.
Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.
Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 5-9 классах. В 6 классе - 34 учебных недели (68 часов).
Учебно-методический комплекс
Учебник: Данилов, А.А. История России / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2008.
Рабочая тетрадь к учебнику / А. А. Данилова, Л. Г, Косулиной «История России с древнейших времен до конца ХVIв.» - М.: Просвещение, 2011.
Тесты по истории России с древнейших времен до конца ХVI в. / под ред. Т. П. Андреевской, - М., 2008
Основные цели и задачи курса:
выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом; развитие способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей; формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма; развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны; изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине.
Содержание курса
Введение
Что изучает история Отечества. История России - часть всемирной истории. История региона - часть истории России. Исторические источники о прошлом нашей Родины. Заселение нашей страны.
Тема 1. Восточные славяне
Восточные славяне и их соседи. Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.
Тема 2. Русь в IХ - первой половине ХII в.
Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности - Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.
Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.
Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия.
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. «Русская Правда». Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого.
Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.
Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.
Быт и культура Древней Руси. Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.
Тема 3. Русь во второй половине XII-ХIII в.
Раздробление Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства. Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и Политического устройства Новгородской земли. Галицко-волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.
Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.
Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.
Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.
Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».
Тема 4. Образование единого русского государства
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.
Московское княжество и его соседи в конце XIV - cepeдине XV в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель.
Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.
Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва Третий Рим».
Культура и быт в ХIV- начале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в ХIV - начале ХVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва - центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература. «Хождение ... » Афанасия Никитина. Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.
Основные социальные слои Российского государства в ХIV-начале XVI в. «Знатные люди» Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов.
Тема 5. Московское государство в ХVI в.
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в. Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.
Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливанской войны. Борьба с набегами крымского хана. Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака: Покорение Западной Сибири.
Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х п. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики.
Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны.
Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».
Итоговое повторение и обобщение.
В результате изучения курса ученик 6 класса должен знать/понимать:
• основные этапы и ключевые события истории России и мира в средние века; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории этого периода;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
• изученные виды исторических источников;
Уметь:
• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми разных культур, национальной и религиозной принадлежности.
Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и рассчитана на 42 часа.
Календарно-тематическое планирование
по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.»
(6 класс) 42 часа
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока, форма | Обязательный минимум содержания образования | Знания, умения | Формы контроля | Учебное оборудование | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Введение. | 1 | Изучение нового материала, учебная лекция | История России как часть всемирной истории. Что изучает Отечества. Источники знаний о прошлом. | Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Беседа. | |||
Тема 1. Восточные славяне (2 ч.) | |||||||||
2. | Восточные славяне и их соседи. | 1 | Изучение нового материала | Восточные славяне и их соседи. | Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; умение работать по карте, заполнять контурные карты. | Блиц опрос, проверка карты. | Диафильм славяне в VI – X вв. Картина «Славянский поселок» (№3). | ||
3. | Восточные славяне и их соседи. | 1 | Комбинированный урок | Занятия, быт, верования, общественный строй. | Умения и навыки работать с исторической картой; правильно отвечать на поставленные вопросы; устанавливать причинно-следственные связи; | Тестирование + защита индивидуально творческой работы. | |||
Тема 2. Русь в IX – первой половине XII в. (11 ч.) | |||||||||
4-5 | Формирование Древнерусского государства. | 2 | Изучение нового материала | Формирование Древнерусского государства; Новгород, Киев | Выделять главное в тексте учебника; умение работать с картой; развивать умение составления схем. | Проверка схемы, исторический диктант. | Карта «Древнерус-ское государство в IX – XI вв.». | ||
6-7 | Первые русские князья. | 2 | Комбинированный урок | Население деревень и городов; княжеская власть. | Продолжать развивать умение работать с исторической картой; учиться сравнивать, анализировать, делать выводы. | Проверка карты, блицопрос. | Карта «Древнерус-ское государство в IX – XI вв.». | ||
8-9 | Владимир Святославович Принятие христианства | 2 | Изучение нового материала | Крещение Руси. | Умение сравнивать (языческая религия и христианство); умение выделять причины, ход, значение исторического события (принятие христианства). | Устно о Владимире Красное Солнышко. | Карта «Древнерус-ское государство в IX – XI вв.». | ||
10-11 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. | 2 | Комбинированный урок | Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». | Уметь определять предпосылки для расцвета государства. Уметь раскрывать социальную сущность «Русской правды». | Анализ документа карточки. | Карта «Древнерус-ское государство в IX – XI вв.». | ||
12-13 | Культура и быт Древней Руси. | 2 | Комбинированный урок | Культура и быт Древней Руси. | Уметь выделять главное (истоки и особенности древнерусской культуры). | Обсуждение сообщения, кроссворды. | Карта (№7) «Ремесло в Древней Руси». | . | |
14 | Обобщение и повторение | 1 | Урок повторения | Тестовая работа, доклады, сообщения | |||||
Тема 3. Русь во второй половине XII – XIII в. (12 ч.) | |||||||||
15 | Начало раздробление Древнерусского государства. | 1 | Изучение нового материала | Политическая раздробленность Руси; экологические и политические причины раздробленности; формы земледелия. Князья и бояре. | Уметь определять социально-экономические причины раздробленности. Выделять последствия раздробленности, развивать умение работать с картой, сводить знания в таблицы. | Проверка карты, проверка таблицы. | Карта «Русские княжества в XII–нач.XIIIв.» | ||
16-17 | Главные политические центры. | 2 | Комбинированный урок | Географическое положение, хозяйство, политический строй. | Уметь выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии удельных земель, уметь работать в паре. | Защита работ. | Карта «Русские княжества в XII–нач.XIIIв.» | ||
18-19 | Монгольское нашествие на Русь. | 2 | Изучение нового материала | Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям. | Уметь работать по карте, определять причины завоевательных походов монголо-татар. | Проверка карты. | Карта «Борьбы народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.». Картина «Оборона Владимира от монголо-татар» (№16). | ||
20-21 | Борьба русских земель с западными завоевателями. | 2 | Комбинированный урок | Борьба Руси против экспансии с запада; Александр Невский сражение на Неве и Ледовое побоище. | Уметь работать с текстом учебника, выделять главное; причинно-следственные связи, роль личности. | Карточки, сообщения, проверка карты | Карта «Борьбы народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.». | ||
22 | Русь и Орда. | 1 | Комбинированный урок | Русь и Орда. | Уметь определять сущность и последствия монголо-татарского ига, работать с документами. | Устные ответы на вопросы. | Карта «Борьбы народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.». | ||
23 | Тверское княжество | 1 | Комбинированный урок | Возвышение | Уметь работать с картой | Интеллектуальная разминка, устные ответы на вопросы. | |||
24 | Русь и Литва. | 1 | Комбинированный урок | Обособление Юго-Западной Руси. Русь и Великие княжества Литовские в XI – XIII вв. | Уметь работать с картой. | Интеллектуальная разминка, устные ответы на вопросы. | Карта «Борьбы народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.». | ||
25 | Культура русских земель. | 1 | Комбинированный урок | Развитие культуры. | Уметь выделять общее и особенное в произведениях культуры каждого удельного княжества, учиться анализировать исторические истоки, делать выводы. | Викторина. | |||
26 | Урок обобщения | 1 | Тестовая работа, доклады, сообщения | ||||||
Тема 4. Образование единого Русского государства (7 ч.) | |||||||||
27 | Предпосылки объединения земель Усиление Московского княжества. | 1 | Комбинированный урок | Москва-центр собирания русских земель. Восстание хозяйства на Руси. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. | Уметь анализировать историческую карту; определять территории крупнейших княжеств и территории, утраченные Русью. Выделять предпосылки объединения русских земель. | Устные ответы, сообщение «Иван Калита». | Карта «Образование русского централизо-ванного государства». | ||
28 | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. | 1 | Комбинированный урок | Куликовская битва, Дмитрий Донской. | Уметь выделять главное, выводить «уроки» из события, определять роль личности в истории. | Сообщение, устные ответы. | Картина №11 «Утро на Куликовом поле». | ||
29 | Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV в. | 1 | Изучение нового материала | Московское княжество и его политика. Иван III, Василий III. | Уметь кратко излагать исторический материал. | Блицопрос, карточки. | Карта «Образование русского централизован. государства». | ||
30-31 | Создание единого Русского государства. | 2 | Комбинированный урок | Объединение русских земель, конец зависимости русских от орды. Распад Золотой Орды. | Уметь устанавливать причинно-следственные связи: изменения в жизни страны; уметь выделять исторические закономерности. | Устный развернутый ответ на вопрос. | Карта «Образование русского централизован. государства». | ||
32 | Церковь и государство. | 1 | Комбинированный урок | Церковь в Русском государстве. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. | Уметь определять причины изменения в положении Русской православной церкви. Причины появления ереси. | Устный опрос. | |||
33 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Тестовая работа, доклады, сообщения | ||||||
Тема 5. Московское государство в XVI в. (9 ч.) | |||||||||
34 | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVIв. | 1 | Изучение нового материала | Условия развития страны в XVI в. Территория, население, характер экономики. Становление самодержавной власти. Иван Грозный. Реформы 50-60 гг. XVI в. Земские соборы. | Уметь устанавливать причинно-следственные связи, роль личности в истории; Умение кратко и развернуто давать ответы, оперировать понятиями. | Таблица. | Картина Иван Грозный, Художник Васнецов. | ||
35-36 | Внешняя политика Ивана IV. | 2 | Изучение нового материала | Московские государства и Великое княжество Литовское. Расширение территории государства. Завоевание Поволжья и Западной Сибири. Ливонская война. | Уметь выбирать главное. Видеть причинно-следственные связи. Уметь оперировать терминами и понятиями. | Устный блицопрос, проверка карты. | Карта. | ||
37 | Опричнина. | 1 | Комбинированный урок | Опричнина. | Уметь выделять главное, причинно-следственные связи, итоги. Уметь анализировать исторические источники, осмысление их. Давать оценки историческим явлениям. | Тест. | Карта. | ||
38-39-40 | Просвещение, архитектура, живопись Культура и быт в XVI в. | 3 | Комбинированный урок, Изучение нового материала, Беседа | Развитие культуры в XVI в. Публицистика. Летописные своды. Начало русского книгопечатанья. Иван Федоров. Зодчество. Строительство шатровых храмов. | Изучать, сравнивать, анализировать, описывать, писать краткие сообщения. | Сообщения, кроссворд (тест). | Репродукция «Троица», художник А.Рублев. | ||
41 | Московское государство в XVI в. (повторительно-обобщающий урок) | 1 | Тестирование. Работа с документами. | Тест «Московское государство в XVI в. | |||||
42 | Итоговое повторение и обобщение | 1 | Доклады, сообщения, конкурсы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по истории для 5 классов с календарно-тематическим планированием
Авторская программа рассчитана на 68 часов в год и 2 часа в неделю, включая 1 час на итоговый контроль и 3 – на промежуточный. Программа конкретизирует...
рабочая программа по истории для 6 классов с календарно-тематическим планированием
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год и 2 часа в неделю. Изучение истории в 6 классе производится по модулям:История Средних веков - 32 часа (включая 2 часа на промежуточный и 1 ч...
рабочая программа по истории для 10 классов с календарно-тематическим планированием
Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год и 2 часа в неделю. Изучение истории в 10 классе производится по модулям: Всеобщая история. С древнейших времён до конца 19 века - 32 часа (вк...
Рабочая программа по обществознанию в 6 классах (Включая календарно-тематическое планирование)
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса разработана на основе Примерной программы Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской общеобразовательн...
Рабочая программа по обществознанию в 8 классах (Включая календарно-тематическое планирование)
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса разработана на основе Примерной программы Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской общеобразовательн...
Рабочая программа по обществознанию в 9 классах (Включая календарно-тематическое планирование)
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса разработана на основе Примерной программы Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской общеобразовательн...