Технологическая карта урока истории древнего мира «Рим при императоре Нероне». (5кл)
план-конспект урока по истории (5 класс)
На данном уроке планируется познакомить обучающихся с личностью Нерона, выяснить основные черты его правления, расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности в истории; развивать уменя работать с учебником и другими источниками информации; учиться излагать свои мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_-rim_pri_imperatore_nerone_-_istoriya_drevnego_mira_-_5kl.docx | 28.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока истории древнего мира (5 класс).
Тема урока «Рим при императоре Нероне».
ХОД УРОКА
ХОД УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ | УУД |
1.Орг. момент | Приветствие учащихся. | Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. | |
2.Мотивация учебной деятельности | Предлагает обучающимся выполнить задание на карточке (Слайд 1). Знакомит с критериями оценивания и предлагает провести взаимопроверку по образцу (Слайд 2). Предлагает разгадать ребус для определение темы урока (Слайд 3). Беседа с учащимися: - что мы должны узнать сегодня на уроке? Результаты беседы учитель формулирует в план урока и записывает его на доске. | Обучающиеся выполняют задания Осуществляют взаимопроверку Разгадывают ребус, формулируют тему урока (Слайд 4) Беседуют с учителем, формируют цель и задачи урока. Делают записи в тетрадь. | Регулятивные УУД: демонстрируют знания по пройденному материалу, осуществляют взаимопроверку; демонстрируют знания, формулируют тему урока, цели и задачи. Коммуникативные УУД: ведут диалог с учителем. Личностные УУД: Рассуждают, доказывают свою точку зрения |
3.Изучение нового материала | Рассказ учителя: Начиная с Октавиана Августа, Рим становится империей. Власть сосредотачивается в руках императоров, которым поклоняются теперь в Риме, как божествам. В 54 г. римским императором становится Нерон – приемный сын императора Клавдия (Слайд5) . Нерон получил власть незаконным путем. Его мать Агрипина уговорила своего мужа, императора Клавдия, усыновить Нерона. Вскоре Клавдий был отравлен, а Агрипина сделала все, чтобы ее сын, которому не было еще и 17 лет возглавил империю. Чем же прославился Нерон, пребывая у власти? Может быть, как Юлий Цезарь успешными походами или мудрыми законами как Солон или Перикл? Об этом вы узнаете, просмотрев видеофрагмент и прочитав документ в рабочем листе. Физминутка. Предлагает обучающимся посмотреть видеофрагмент и поработав в парах, выполнить задание 2 на рабочем листе. Учитель выдвигает проблему: в 64 году в Риме произошел страшный пожар. Посмотрите на картину (слайд 6). На ней изображен преступник, который поджег Рим. Чтобы узнать кто он, вам необходимо провести расследование в группах. На рабочем листе записан список подозреваемых , вам необходимо определить возможные мотивы преступления и найти виновного. Задание №3 на рабочем листе. Имя Нерон на сабинском языке означает «Храбр, силен». Соответствовало ли оно поступкам Нерона? Почему императора Нерона считали « наихудшим» правителем Рима? | Слушают учителя. Записывают в тетради годы правления Нерона Слушают учителя. Читают документ №1, отвечают на вопросы к документу. Смотрят видеофрагмент, обсуждают в парах полученную информацию, сравнивают. Работают в группах, выполняют задание №3, представляют свои ответы. Приходят к выводу, что виновным в поджоге мог быть Нерон Учащиеся анализируют личность Нерона на основании Памятки: 1.Имя, дата жизни 2.Главные черты характера 3.Раскройте важнейшие события жизни и поступки. 4.Определите, что нравится в личности, а что неприемлемо в его характере, поступках 5.Значение деятельности правителя. | Познавательные УУД: извлекают информацию из рассказа учителя, работают с текстом документа. Коммуникативные УУД: ведут диалог. Регулятивные УУД: рассуждают, доказывают свою точку зрения, Регулятивные УУД: планируют и контролируют свою деятельность. Коммуникативные УУД: совместная деятельность, управление поведением партнера. доказывают свою точку зрения Познавательные УУД: извлекают информацию из видеофрагмента. Познавательные УУД: анализируют учебный материал урока, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные УУД: планируют и контролируют свою деятельность. Коммуникативные УУД: Ведут диалог. |
4. Первичное осмысление и закрепление | - Поступки, деяния Нерона подвели к логическому концу. Восстали провинции, недовольные налоговым гнетом. Сенаторы воспользовались возможностью избавиться от мстительного, коварного императора, низложили его и принудили покончить с собой. Такова учесть многих диктаторов. Каковы же итоги правления императора Нерона? О чем вы узнали сегодня на уроке? Учитель предлагает обучающимся составить синквейн на тему «Нерон», используя подсказку в рабочем листе. | Учащиеся выделяют итоги правления императора Нерона. Составляют синквейн и представляют результаты своей работы. | Регулятивные УУД: формулируют ответ, применяя полученные знания |
6. Рефлексия | Учитель возвращает обучающихся к плану урока, сформулированному на этапе постановки целей и задач. Все ли задачи, поставленные на сегодняшний урок, выполнены? Достигнута ли цель нашего урока? Комментированное выставление отметок за урок. | Сравнивают полученные знания с поставленными целями. Самооценивание и взаимооценивание. | Познавательные УУД: делают анализ полученных знаний. Регулятивные УУД: оценивают свою работу на уроке и работу всего класса. |
7. Домашнее задание | § 55, ответить на вопросы на стр. 268. Творческое задание – подготовить сообщение о философе Сенеке. | Запись домашнего задания в дневник. |
Приложение 1.
Рабочий лист к уроку «Рим при императоре Нероне».
Задание 1. Прочтите текст документа и дайте ответы на вопросы к нему.
Документ. «Отрывок из сочинений современника Нерона, писателя Светония»
… Трех месяцев Нерон потерял отца; … На одиннадцатом году он был усыновлен императором Клавдием и отдан на воспитание Сенеке, тогда уже сенатору… В день совершеннолетия он был представлен народу и обещал плебеям раздачу, а воинам подарки;
…Нерон объявил, что править будет по начертаниям Августа, и не пропускал ни единого случая показать свою щедрость, милость и мягкость. Обременительные подати он или отменил или умерил.
… Когда ему предложили на подпись указ о казни какого-то уголовного преступника, он воскликнул: "О если бы я не умел писать!" Когда сенат воздавал ему благодарность, он сказал: "Я еще должен ее заслужить".
... В гладиаторской битве, устроенной в деревянном амфитеатре близ Марсова поля - сооружали его целый год, - он не позволил убить ни одного бойца, даже из преступников…
…. Правя суд, он отвечал на жалобы только на следующий день и только письменно. Следствия вел он обычно так, чтобы вместо общих рассуждений разбиралась каждая частность в отдельности с участием обеих сторон.
1. Каким был молодой император Нерон?
2. Найдите в тексте предложения, подтверждающие вашу точку зрения.
(Возможные ответы:
- Нерон хотел быть хорошим правителем, как Август. Он даже облегчил жизнь народа, сократив налоги.
- Он не был жестоким: не хотел подписывать смертные приговоры. Он любил мать, значит, был способен любить и других людей.
- Нерон стремился быть честным: сократил награды доносчикам.
- Император заботился о народе: устраивал для него развлечения, игры.
- Нерон должен быть мудрым правителем, ведь его воспитывал и помогал ему управлять философ Сенека.)
Задание 2.
- Посмотрите видеофрагмент «Нерон» и сравните его содержание с характеристикой Нерона, оставленной историком Светонием.
(Возможные ответы:
- Император изменился в худшую сторону. Он стал жестоким – расправился с матерью …
- Он растрачивал казну по своей же вине на зрелища и завоевание любви у народа, а теперь ищет незаконные способы её пополнения.
- Он стал подозрительным, казнил невиновных людей, как в случае с рабами..
- Нерон не терпел советов, принудил к самоубийству Сенеку.)
- Чем же можно объяснить противоречия в его поступках и деятельности?
(Возможные ответы:
- Нерон стал императором не вполне законно и боялся быть свергнутым или убитым, как и его предшественники. Отсюда и подозрительность, и коварство.
- Император оказался слабым хозяином, и он пытается пополнить казну за счёт убийств богатых людей.
- Нерон со временем почувствовал вкус к власти, и ему доставляло удовольствие решать судьбы людей, как бы быть Богом.
- Полюбив власть, он разлюбил советчиков и всех, кто его хотя бы немного критиковал, Нерон казнил.
- Само время, эпоха Нерона были жестоким. Нравы римлян были жестокие, развлечения – кровавые. Даже римские боги участвовали в кровопролитии, воюя друг с другом. Чему же удивляться: Рим получил «достойного» правителя.)
- Портит ли неограниченная власть правителя государства?
(Возможные ответы:
- Власть всегда портит человека. Даже талантливый полководец Юлий Цезарь, получив ту самую власть над людьми, государством стал называть себя императором, восседал по-царски и на царском троне.
- Власть отрицательно влияет на человека. А. Македонский и «Илиаду» читал, и у Аристотеля учился, а как только завоевал огромные территории, так и стал называть себя Богом, требуя почестей, поклонения.
- Я не согласен. Не всегда власть портит политика. Солон, афинский архонт, всегда был честным. Он убрал долговые камни с полей бедняков, не о себе заботясь. А народные трибуны братья Гракхи погибли за дело плебса, пытаясь вернуть ему землю.
- Во время Нерона коварство, интриги были нормой жизни государственных лиц. Не один Нерон был жесток, даже Сенека (философ) плёл кровавые интриги.)
Задание 3. Определите виновного в поджоге, объясните свою точку зрения.
1. Варвар, вождь варваров.
2. Царь парфян.
3. Раб.
4. Христиане.
(Возможные ответы:
- Варвар, вождь варваров. Варвары могли поджечь безуспешно осаждаемый город, теперь радоваться его гибели.
- Царь парфян, ведь известно то, что римляне долгое время сражались с Парфянским царством.
- Раб. Горящий город уничтожил его тюрьму, и он, раб, теперь свободен.
- Христиане - верили в своего Бога – Спасителя.)
Задание 4. Синквейн. 1Нерон
2. ________________________________________________
3. ________________________________________________
4. _________________________________________________
5. _________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс с применением технологии критического мышления
Предмет: историяКласс: 5Тема урока: Древнейшая Греция.Тип урока: комбинированный урокДлительность: 40 минутТехнология – Технология критического мышления через чтение и письмо....
технологическая карта урока История древнего мира
примерный вариант технологической карты обобщающего урока "Древний Египет"...
технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс "Жизнь в Древнем Египте"
Технологическая карта урока составлена с учетом требований ФГОС ООО, выделены этапы урока, предполагаемые результаты, определены действия учителя и учащихся....
Технологическая карта урока История древнего мира 5 класс ФГОС "Финикийские мореплаватели".
Уважаемые коллеги. Предлагаю ознакомиться с моей авторской разработкой. Надеюсь она будет для Вас полезной....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В 5 КЛАССЕ "ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В 5 КЛАССЕ "ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ" СОДЕРЖИТ МАТЕРИАЛ ПО ДПННОЙ ИЕМЕ, ТЕРМИНЫ, РЕФЛЕКСИЮ....
Технологическая карта урока истории древнего мира "Древняя Спарта" (5кл)
В рамках урока истории сформировать историко-географический образ Древней Спарты как полиса Древней Греции, охарактеризовать особенности культуры и обычаи. Развивать навыки работы с информацией (отбир...