"Русская православная церковь в XVIIвеке. Церковный раскол"
план-конспект урока по истории по теме
Цели урока:
- Выяснить роль православной церкви в период Смуты и в преодолении ее итогов;
- Раскрыть причины церковного раскола , содержание церковной реформы; особенности взаимоотношений царя и патриарха;
- Продолжить работу по развитию умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
- Работать с историческими документами; давать характеристику историческим деятелям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
les_hist02.doc | 37 КБ |
tehnologiya_deyatelnostnogo_metoda_na.ppt | 277 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
Русская православная церковь
в XVIIвеке. Церковный раскол.
Учителя истории МОУ СОШ № 72
Кокоревой Ольги Михайловне
Липецк – 2009г.
Цели урока:
-Выяснить роль православной церкви в период Смуты и в преодолении ее итогов;
-
-Раскрыть причины церковного раскола , содержание церковной реформы; особенности взаимоотношений царя и патриарха;
-Продолжить работу по развитию умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; работать с историческими документами; давать характеристику историческим деятелям.
Оборудование урока:
Портреты царя Алексея Михайловича,
-патриарха Никона
-протопопа Аввакума
Репродукция картины В.Сурикова
«Боярыня Морозова»
Памятка-алгоритм составления характеристики исторических деятелей
Дидактические задания для учащихся
1.Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: мотивировать уч-ся к учебной деятельности;
-выделение содержательной области: реформа церкви.
«Источник подлинного знания в фактах».
П.Буаст, франц. Ученый
-Как эти слова могут быть применены к нашему уроку?
-История изучается по фактам.
-В самом деле, история без фактов невозможна.
- Откуда мы черпаем факты?
-Из исторических источников.
-Что служит источником на уроках?
-Учебник, исторические документы, портреты, репродукции.
-По представленным источникам определите, чему будет посвящен наш урок?
-Реформе церкви.
-Все ли мы об этом знаем?
-Значит нам нужны новые факты. Итак, отправляемся за новыми фактами.
2.Актуализация.
Цель: готовность мышления и осознания потребности к выявлению причин затруднения в деятельности.
1.Работа у доски. Дать определение каждому хронологическому ряду.
1.1604-1605 2.1648 3. 1632-1634
1606-1607 1662 1654-1667
1608-1610 1670-1671 1687,1689
1612-1618
4.1653-1655
1666-1667
1668-1678
2.Составить логическую цепочку и объяснить ее (церковь, Смута, самодержавие, сословно-представительная монархия, патриарх Филарет).
3.С помощью проектора представлены отрывки сочинений историка С.М.Соловьева по которым надо определить, о каких органах государственной власти XVIIв идет речь.
Проверяются самостоятельные работы.
-Сделайте вывод о роли церкви в период Смуты и после нее.
(Церковь помогла преодолеть Смуту, призывая к борьбе против поляков-Гермоген. После Смуты патриарх Филарет практически управлял страной).
-Каких знаний нам не хватает, чтобы узнать о положении церкви в середине XVIIв.
3.Постановка проблемы.
Цель: выявление места затруднения и уточнение темы и целей урока.
Учащиеся читают учебник, где приводится отрывок из «Жития протопопа Аввакума» о событиях 1653г.
-учащиеся определяют проблему:
-Почему поссорились Аввакум и Никон. Что означала эта ссора для истории России?
-значит, наш урок будет посвящен, какой теме?
- Учащиеся называют тему: Раскол в русской православной церкви.
Учащиеся называют цели урока, которые заключаются в выяснении причин раскола, основном содержании церковной реформы, взаимоотношении царя и патриарха и последствий всех этих событий для церкви.
4.Построение проекта решения проблемы урока.
Цель: построение проекта решения проблемы и формирование способности к его выполнению.
Учащиеся предлагают вопросы, ответ на которые поможет решить проблему.
-1.Причины реформы церкви.
-2.Содержание реформы (сравнительная таблица положения в церкви до и после Реформы).
-3.Личность патриарха Никона, царя Алексея Михайловича, протопопа Аввакума и их роль в проводимой реформе.
5.Реализация построенного проекта.
Цель: Найти необходимые факты для выхода на решение поставленной проблемы.
Работа происходит в группах. Учащиеся ищут факты в учебнике, отрывках из сочинений историков. Работают с памяткой – алгоритмом составления характеристики исторических деятелей.
6.Обобщение затруднения во внешней речи.
Цель: с помощью полученных фактов решить поставленную проблему.
-Почему произошла ссора между Патриархом Никоном и протопопом Аввакума?
В 1653г началась реформа церкви, которая изменила обряды в церкви, порядок ведения церковной службы, правила написания икон.
-Докажите на фактах, что произошел церковный раскол.
Часть православных христиан не приняла реформу, отказывалась исполнять новые обряды, уходила в леса, строила скиты, в качестве протеста шла на самосожжение.
-Как изменинились отношения православной церкви и гос-ва?
Алексей Михайлович не потерпел стремления патриарха Никона поставить церковь выше государства, что и привело к падению Никона.
Учащиеся от первого лица (царя Алексея Михайловича, протопопа Аввакума, патриарха Никона, боярыни Морозовой) высказывают отношение к церковной реформе.
-Какие качества необходимы гражданам современной России, чтобы избежать конфликтов подобных церковному расколу?
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель: Индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.
Учащиеся выполняют двухуровневые задания, каждый выбирает свой уровень.
Проверяют правильность по образцу.
8.Включение в систему знаний.
Цель: Включение используемых способов действий в систему знаний (работа с историческими источниками),выделение границ применения знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
9.Рефлексия деятельности.
Цель: Самооценка результатов деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности.
-Что мы сегодня узнали нового?
-Каким образом нам помог в этом девиз урока?
-Кто работал лучше всех?
-Как вы оцениваете свою работу?
Мы сегодня узнали не только исторические факты, но думаю, что вы поняли, какие личные качества Никона и Аввакума опасны в людях, имеющих власть над другими.
Д/З.параграф 14.
*Сравнить реформу церковных обрядов в России и Реформацию в Западной Европе: цели, ход, результаты.
*Составить текст с историческими ошибками по данной теме.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок истории - МХК - ОПК "Русская православная церковь. Православная архитектура"
Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», "Святыни моего города"), методических реком...
Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол.
Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол. под ред.Торкунова...
Урок для 7 класса на тему "Русская православная церковь в 17 веке. Реформа патриарха Никона. Церковный раскол"
Цели и задачи:-познакомить с положением Русской православной церкви после Смутного времени-объяснить причины и последствия церковной реформы-развивать умение работать с информацией, анализировать адап...
Разработка урока по истории на тему "Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол"
Цель урока: сформировать представления учащихся о причинах церковного раскола, его содержании и последствиях; показать роль Алексея Михайловича, патриарха Никона, протопопа Аввакума и боярыни Мо...
Презентация к уроку по истории «Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол», 7 класс
Презентация к уроку по истории «Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол» к учебнику Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Курукина И.В. и других; под редакцией Т...
Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол
Конспект урока по истории России в 7 классе...
Характеристика учебной темы "Русская Православная Церковь в XVII веке. Реформы патриарха Никона и раскол"
Приметой обновления содержания школьного исторического образования стало появление многообразия альтернативных программ. С одной стороны, это своеобразная научно-методическая реакция на новые подходы ...