Интегрированный урок истории - МХК - ОПК "Русская православная церковь. Православная архитектура"
методическая разработка по истории (8 класс) по теме
Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», "Святыни моего города"), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся.
Презентация №1 «Православные святыни России. Золотое кольцо России» предназначена для изучения курса «История России» в 8 классе раздел «Культура».
Презентация №2 «Храмы Донского края» и презентация №3 «Святыни моего города» - для реализации регионального компонента с целью создания целостного представления по изучаемой теме.
Методические рекомендации содержат краткую характеристику и основное содержание урока.
Рабочая тетрадь для учащегося содержит задания и вопросы на закрепление изученного материала, иллюстративный материал для лучшего запоминания темы, а также карту России для выполнения практического задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_pravoslavnaya_cerkov_v_XIXveke._Pravoslavnaya_arhitektura.doc | 465 КБ |
urok_Zolotoe_kolco_Rossii.ppt | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Межпредметные связи:
- литература;
- изобразительное искусство;
- МХК
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы урока:
- Объяснительно-иллюстративный;
- Частично-поисковый;
- Исследовательский;
- Метод эмоциональной драматургии.
Средства обучения на уроке:
- Словесные (характеристика периода, описание памятников архитектуры, рассказ учителя и учащихся)
- Художественно-словесные (использование произведений поэтов)
- Наглядные (репродукции, презентации, таблица, историческая карта)
Время проведения: 1 академический час (40 минут)
Цели урока:
1. Образовательная:
- Обеспечить в ходе урока усвоение основного материала по изучаемой теме;
2. Развивающая:
- Развивать навыки использования справочной и дополнительной литературы;
- Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
- Развивать творческие способности учащихся в ходе подготовки к уроку и выполнения самостоятельных заданий;
- Развивать навыки использования информационных технологий для решения познавательных задач;
3. Смысловая:
- Создание для учащихся ситуации эмоциональной сопричастности изучаемому периоду;
4. Предметно-практическая:
- Совершенствование умения работать с историческими источниками;
5. Воспитывающая:
- На материале урока воспитывать чувство патриотизма, интереса к культуре родного края.
Материалы и оборудование:
- Персональный компьютер;
- Сканер;
- Мультимедийный проектор;
- Экран;
- Карта России;
- Флажки с названиями городов (на булавке)
- Сообщения учащихся;
- Выставка книг;
- Рабочая тетрадь для учащихся;
- Презентации;
- Макет церкви;
- Маркеры или цветные ручки у учащихся (для работы с картой)
Характеристика учебных материалов к уроку:
Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из двух презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края»), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся.
Презентация №1 «Православные святыни России. Золотое кольцо России» предназначена для изучения курса «История России» в 8 классе раздел «Культура».
Презентация №2 «Храмы Донского края» и презентация №3 «Святыни моего города» - для реализации регионального компонента с целью создания целостного представления по изучаемой теме.
Обе презентации содержат учебную информацию в доступной для освоения учащимися форме.
Презентация №1 содержит ______ слайдов.
Презентация №2 - ______ слайдов.
Презентация №3 - ______ слайдов.
Методические рекомендации содержат краткую характеристику и основное содержание урока.
Рабочая тетрадь для учащегося содержит задания и вопросы на закрепление изученного материала, иллюстративный материал для лучшего запоминания темы, а также карту России для выполнения практического задания.
ХОД УРОКА:
I этап
Подготовка к уроку:
- Учащиеся получают задание подобрать дополнительный материал по теме урока;
- Отдельные учащиеся совместно с учителем занимаются созданием творческого проекта (презентации);
- Группа «оформители» занимаются подготовкой кабинета к уроку;
- Учителем разрабатывается макет рабочей тетради для учащегося.
Знать и уважать свою историю, свое прошлое - значит смело и уверенно шагать в будущее.
II этап
Проведение урока:
- Организационный момент
- Учитель ставит перед учащимися цели работы на уроке, создает эмоциональную обстановку.
Душный день догорал,
Дальний звон меня звал,
И ,как в рай, в Божий храм
Запросилась душа...
Крест на храме сиял,
Он один затмевал
Сотни наших свечей,
Весь в багрянце лучей.
- Изучение нового материала:
- Слово учителя
Актуальность изучаемой темы в наши дни велика: нельзя быть «Иванами, не помнящими родства». В современном, очень сложном и противоречивом мире особенно важно вернуться к духовным истокам своей культуры, чтобы не потерять своей индивидуальности, своего исторического лица, чтобы быть по-настоящему образованным человеком, чтобы воспринять самим и передать своим детям моральные и нравственные основы, которыми всегда была богата русская земля.
«Знать и уважать свою историю, свое прошлое - значит смело и уверенно шагать в будущее»
- Историческая справка
= Русская церковь в XIX веке (с.136-137 учебник П.Н.Зырянов «История России» М. «Дрофа» 2005г)
На протяжении XIX века положение русской православной церкви определялось законами, принятыми еще при Петре великом, в которых православие объявлялось «первенствующей и господствующей» в России верой. Император провозглашался «верховным защитником и хранителем догматов господствующей церкви и блюстителем православия и всякого в церкви благочиния». Это давало самодержавию право распоряжаться церковными делами и преследовать религиозное инакомыслие. Закон разрешал исповедовать в России все религии, если их вероучение признает самодержавие и не вступает в противоречие с законами. Но православие имело ряд важных привилегий.
В середине XIX века численность православного духовенства доходила до 60 000 человек. Оно делилось на черное и белое. Черное духовенство составляли монахи и монахини. Белое - приходские священники.
Высшим органом церковного управления являлся Синод.
Значительно возросло в XIX веке количество соборных и приходских церквей: к 1860г в России было около 38 000 церквей. Росло и количество монастырей. Одними из крупнейших были Троице - Сергиева лавра, Киево - Печерская лавра, Соловецкий монастырь.
- Слово учителя
= явление старчества на Руси:
Еще в конце XVIII века русская церковь переживает период возрождения. Символом этого становится появление особенно важного явления – старчества, которое затем необыкновенно распространяется, и увеличение количества русских православных святых, которое также приходится на XIX век.
- Историческая справка
= Одним из великих старцев Русской Земли становится преподобный Серафим Саровский, которому, как и Сергию Радонежскому, было явление Матери Божьей. За духовной помощью, советом, утешением к преподобному Серафиму стекались сотни людей со всех концов России. Для всех он находил доброе слово, всем оказывал помощь и утешение. Преподобный Серафим, как известно, много пророчествовал о будущем России, предупреждал о полосе бедствий. Но пророчества его не были вовремя поняты.
После его смерти Саровская пустынь продолжала привлекать богомольцев. А через 70 лет после своей смерти Серафим Саровский был причислен к лику святых.
= в XIX веке также прославился своими трудами митрополит Московский Филарет. При нем в России было основано Библейское общество, занимавшееся исследованием текстов Священного Писания и заложившего основу для первого в России издания Библии на русском языке. При нем также была основана Русская Духовная Миссия в Иерусалиме.
= Во второй половине XIX века в Петербурге становится широко известна в народе блаженная Ксения Петербургская. В течение многих лет ходила она по улицам Петербурга, нередко снося насмешки, принося духовную радость и утешение верующим. После ее смерти и погребения над могилой Ксении стали, по словам очевидцев, происходить чудеса и исцеления. Позднее блаженную Ксению причислили к лику святых и стали считать покровительницей Петербурга.
= Всеобщим почитанием пользовался старец Амвросий из Оптиной пустыни . В монастырь он ушел совсем молодым, к 4о годам еле ходил и был слаб здоровьем, и тем не менее ежедневно принимал толпы людей, которые приходили к нему за советом и утешением. Встречался с ним Лев Толстой. Довелось встретиться со старцем и Федору Достоевскому, который черты Амвросия запечатлел в образе старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы».
Огромный вклад внес старец Амвросий в идею открытия при монастырях хорошо оборудованных больниц, детских приютов, школ и училищ.
5) Микроитог
- Какова была роль русской православной церкви?
6) Слово учителя
= Православная архитектура.
Есть красота несказанная, светлая,
Та, что святою не зря называется…
Тихо раскроется тайна заветная.
Русь белой лебедью в сердце останется.
Сном благодатным, радостью сбывшейся –
Час созерцания, Богом подаренный,
Будто бы чудом с Небес опустившийся –
Песней беззвучною – Храм белокаменный.
Посмотрите на макет храма. На Руси все они строились по образу и подобию человека: у храма была глава, барабан-шея, тулово и подошва.
/одновременно с показом на макете, дети отмечают эти части храма на рисунке в рабочей тетради/
Сегодня мы с вами можем совершить заочное путешествие по основным центрам архитектуры России. Я покажу вам одни из лучших памятников, расскажу необычные истории, связанные с ними, а в конце моего рассказа мы попробуем сделать вывод об особенностях стилей зодчества.
Не забывайте, что необходимо заполнять страницы рабочей тетради: отмечайте на карте те города, о которых пойдет речь.
7)Презентация №1 и работа с картой
= кратко комментируются слайды презентации, на карте у доски флажками отмечаются города, о которых рассказывает учитель. Дети на контурной карте также отмечают эти города.
8) Презентация №2
- Нельзя говорить о культурных духовных традициях России, не сказав хотя бы несколько слов о наследии Донского края.
/просмотр презентации с кратким комментарием /
9) Презентация №3
- И, конечно, наиболее близко и важно знать о духовном наследии нашего города.
Некоторые из вас, объединившись в творческую группу, выполнили проект «Храмы моего города». Представьте свою работу.
/просмотр презентации с кратким комментарием /
- Подведение итогов урока
- Вывод о значении духовного православного наследия для современности.
- Выставление оценок за устные ответы, работу на уроке и творческий проект.
- Домашнее задание
- § 14,35
- Выполнить задания №5, №6 и №7 в рабочей тетради
- Написать мини-сочинение (в рабочей тетради)
- Задание творческого характера:
- составить путеводитель по местам России, имеющим духовное значение (например «Монастыри России», «Центры православного зодчества» и.т.д.)
- составить биографический справочник (например «Великие зодчие России», «Знаменитые иконописцы», «Святые Земли Русской» и.т.д.)
: Тема урока:«Русская православная церковь в XIX веке. Православная архитектура»
- Перечислите имена святых, о которых вы услышали на уроке:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Подпишите названия частей церкви:
- Отметьте на контурных картах города Золотого Кольца, о которых идет речь в презентации.
- Подпишите названия церквей и соборов, где они находятся?
_________________________ ____________________
_________________________ ____________________
________________________ ___________________________
________________________ ___________________________
- Каковы ,на ваш взгляд, особенности русской православной архитектуры? ________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как вы понимаете слова «духовное наследие»_____________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Почему города Золотого Кольца имеют такое название? Каково их значение для истории и культуры?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Напишите мини-сочинение на тему «Мое знакомство с городами Золотого Кольца России» или составьте описание одного из соборов, о которых вам рассказали.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 8 кл. "Православная церковь в I половине XIX века"
Архивный файл содержит конспект урока, презентацию, тест и сообщения....
Разработка интегрированного урока истории и литературы "Власть и церковь"
Разработка интегрированного урока истории и литературы "Власть и церковь" предназначена для учащихся 7 класса. Урок направлен на формирование умений работы с источниками информации разного типа – исто...
Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол.
Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол. под ред.Торкунова...
Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Данный интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...
ТК урок истории "Раскол в русской православной церкви XVII век".
Представляю Вам технологическую карту, данный вид карты разработан педагогами и методистами ГБОУ средней общеобразовательной школы № 638 Пушкинского района Санкт-Петербурга: Антипорович Г.О., Артушник...
Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро
Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...
Разработка урока по истории на тему "Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол"
Цель урока: сформировать представления учащихся о причинах церковного раскола, его содержании и последствиях; показать роль Алексея Михайловича, патриарха Никона, протопопа Аввакума и боярыни Мо...