Интегрированный урок истории - МХК - ОПК "Русская православная церковь. Православная архитектура"
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Учебно-методический комплект  к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», "Святыни моего города"), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание  темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

Презентация №1 «Православные святыни России. Золотое кольцо России» предназначена для изучения курса «История России» в 8 классе раздел «Культура».

Презентация №2 «Храмы Донского края» и презентация №3 «Святыни моего города» - для реализации регионального компонента с целью создания целостного представления по изучаемой теме.

Методические рекомендации содержат краткую характеристику и основное содержание урока.

Рабочая тетрадь для учащегося содержит задания и вопросы на закрепление изученного материала, иллюстративный материал для лучшего запоминания темы, а также карту России для выполнения практического задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межпредметные связи:  

  1. литература;
  2. изобразительное  искусство;
  3. МХК

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы урока:

  1. Объяснительно-иллюстративный;
  2. Частично-поисковый;
  3. Исследовательский;
  4. Метод эмоциональной драматургии.

Средства обучения на уроке:

  1. Словесные (характеристика периода, описание памятников архитектуры, рассказ учителя и учащихся)
  2. Художественно-словесные (использование произведений поэтов)
  3. Наглядные (репродукции, презентации, таблица, историческая карта)

Время проведения:  1 академический час (40 минут)

Цели урока:

1. Образовательная:

  1. Обеспечить в ходе урока усвоение основного материала по изучаемой теме;

2. Развивающая:

  1. Развивать навыки использования справочной и дополнительной литературы;
  2. Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
  3. Развивать творческие способности учащихся в ходе подготовки к уроку и выполнения самостоятельных заданий;
  4. Развивать навыки использования информационных технологий для решения познавательных задач;

3. Смысловая:

  1. Создание для учащихся ситуации эмоциональной сопричастности изучаемому периоду;

4. Предметно-практическая:

  1. Совершенствование умения работать с историческими источниками;

5. Воспитывающая:

  1. На материале урока воспитывать чувство патриотизма, интереса к культуре родного края.

Материалы и оборудование:

  1. Персональный компьютер;
  2. Сканер;
  3. Мультимедийный проектор;
  4. Экран;
  5. Карта России;
  6. Флажки с названиями городов (на булавке)
  7. Сообщения учащихся;
  8. Выставка книг;
  9. Рабочая тетрадь для учащихся;
  10. Презентации;
  11. Макет церкви;
  12. Маркеры или цветные ручки у учащихся (для работы с картой)

Характеристика учебных материалов к уроку:

Учебно-методический комплект  к данному уроку состоит из двух презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края»), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание  темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

Презентация №1 «Православные святыни России. Золотое кольцо России» предназначена для изучения курса «История России» в 8 классе раздел «Культура».

Презентация №2 «Храмы Донского края» и презентация №3 «Святыни моего города» - для реализации регионального компонента с целью создания целостного представления по изучаемой теме.

Обе презентации содержат учебную информацию в доступной для освоения учащимися форме.

Презентация №1 содержит ______  слайдов.

Презентация №2 - ______ слайдов.

Презентация №3 - ______ слайдов.

Методические рекомендации содержат краткую характеристику и основное содержание урока.

Рабочая тетрадь для учащегося содержит задания и вопросы на закрепление изученного материала, иллюстративный материал для лучшего запоминания темы, а также карту России для выполнения практического задания.

ХОД  УРОКА:

I этап

Подготовка к уроку:

  1. Учащиеся получают задание подобрать дополнительный материал по теме урока;
  2. Отдельные учащиеся совместно с учителем занимаются созданием творческого проекта (презентации);
  3.  Группа «оформители» занимаются подготовкой  кабинета к уроку;
  4. Учителем разрабатывается макет рабочей тетради для учащегося.

 

Знать и уважать свою историю, свое прошлое - значит смело и уверенно шагать в будущее.

II этап

Проведение урока:

  1. Организационный момент

 

  1. Учитель ставит перед учащимися цели работы на уроке, создает эмоциональную обстановку.

     

        Душный день догорал,

       Дальний звон меня звал,

       И ,как в рай, в Божий храм

       Запросилась душа...

       

        Крест на храме сиял,

       Он один затмевал

       Сотни наших свечей,

       Весь в багрянце лучей.

  1. Изучение нового материала:

  1. Слово учителя

Актуальность изучаемой темы в наши дни велика: нельзя быть «Иванами, не помнящими родства». В современном, очень сложном и противоречивом мире особенно важно вернуться к духовным истокам своей культуры, чтобы не потерять своей индивидуальности, своего исторического лица, чтобы быть по-настоящему образованным человеком, чтобы воспринять самим и передать своим детям  моральные и нравственные основы, которыми всегда была богата русская земля.

«Знать и уважать свою историю, свое прошлое - значит смело и уверенно шагать в будущее»

  1. Историческая справка

= Русская церковь в XIX веке (с.136-137 учебник  П.Н.Зырянов «История России» М. «Дрофа» 2005г)

На протяжении XIX века положение русской православной церкви определялось законами, принятыми еще при Петре великом, в которых православие объявлялось «первенствующей и господствующей» в России верой. Император провозглашался «верховным защитником и хранителем догматов господствующей церкви и блюстителем православия и всякого в церкви благочиния». Это давало самодержавию право распоряжаться церковными делами и преследовать религиозное инакомыслие. Закон разрешал исповедовать в России все религии, если их вероучение признает самодержавие и не вступает в противоречие с законами. Но православие имело ряд важных привилегий.

В середине XIX века численность православного духовенства доходила до 60 000 человек.  Оно делилось на черное и белое. Черное духовенство составляли монахи и монахини. Белое - приходские священники.

Высшим органом церковного управления являлся Синод.

Значительно возросло в XIX веке количество соборных и приходских церквей: к 1860г в России было около 38 000 церквей. Росло и количество монастырей. Одними из крупнейших были Троице - Сергиева лавра, Киево - Печерская лавра, Соловецкий монастырь.

  1. Слово учителя

= явление старчества на Руси:

Еще в конце  XVIII  века русская церковь переживает период возрождения. Символом этого становится появление особенно важного явления – старчества, которое затем необыкновенно распространяется, и увеличение количества русских православных святых, которое также приходится на XIX век.

  1. Историческая справка

= Одним из великих старцев Русской Земли становится преподобный Серафим Саровский, которому, как и Сергию Радонежскому, было явление Матери Божьей. За духовной помощью, советом, утешением к преподобному Серафиму стекались сотни людей со всех концов России. Для всех он находил доброе слово, всем оказывал помощь и утешение. Преподобный Серафим, как известно, много пророчествовал о будущем России, предупреждал о полосе бедствий. Но пророчества его не были вовремя поняты.

После его смерти Саровская пустынь продолжала привлекать богомольцев. А через 70 лет после своей смерти Серафим Саровский был причислен к лику святых.

= в XIX веке также прославился своими трудами митрополит Московский Филарет. При нем в России было основано Библейское общество, занимавшееся исследованием текстов Священного Писания и заложившего основу для первого в России издания Библии на русском языке. При нем также была основана Русская Духовная Миссия в Иерусалиме.

= Во второй половине XIX века в Петербурге становится широко известна в народе блаженная Ксения Петербургская. В течение многих лет ходила она по улицам Петербурга, нередко снося насмешки, принося духовную радость и утешение верующим. После ее смерти и погребения над могилой Ксении стали, по словам очевидцев, происходить чудеса и исцеления. Позднее блаженную Ксению причислили к лику святых и стали считать покровительницей Петербурга.

= Всеобщим почитанием пользовался старец Амвросий из Оптиной пустыни . В монастырь он ушел совсем молодым, к 4о годам еле ходил и был слаб здоровьем, и тем не менее ежедневно принимал толпы людей, которые приходили к нему за советом и утешением. Встречался с ним Лев Толстой. Довелось встретиться со старцем и Федору Достоевскому, который черты Амвросия запечатлел в образе старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы».

Огромный вклад внес старец Амвросий в идею открытия при монастырях хорошо оборудованных больниц, детских приютов, школ и училищ.

5) Микроитог

- Какова была роль русской православной церкви?

6) Слово учителя

= Православная архитектура.

Есть красота несказанная, светлая,

Та, что святою не зря называется…

Тихо раскроется тайна заветная.

Русь белой лебедью в сердце останется.

Сном благодатным, радостью сбывшейся –

Час созерцания, Богом подаренный,

Будто бы чудом с Небес опустившийся –

Песней беззвучною – Храм белокаменный.

Посмотрите на макет храма. На Руси  все они строились по образу и подобию человека: у храма была глава, барабан-шея, тулово и подошва.

/одновременно с показом на макете, дети отмечают эти части храма на рисунке в рабочей тетради/

Сегодня мы с вами можем совершить заочное путешествие по основным центрам архитектуры России. Я покажу вам одни из лучших памятников, расскажу необычные истории, связанные с ними, а в конце моего рассказа мы попробуем сделать вывод об особенностях стилей зодчества.

Не забывайте, что необходимо заполнять страницы рабочей тетради: отмечайте на карте те города, о которых пойдет речь.

7)Презентация №1 и работа с картой

= кратко комментируются слайды презентации, на карте у доски флажками отмечаются города, о которых рассказывает учитель. Дети на контурной карте также отмечают эти города.

8) Презентация №2

- Нельзя говорить о культурных духовных традициях России, не сказав хотя бы несколько слов о наследии Донского края.

/просмотр презентации с кратким комментарием /

9) Презентация №3

- И, конечно, наиболее близко и важно знать о духовном наследии нашего города.

Некоторые из вас, объединившись в творческую группу, выполнили проект «Храмы моего города». Представьте свою работу.

/просмотр презентации с кратким комментарием /

  1. Подведение итогов урока

  1. Вывод о значении духовного православного наследия для современности.

  1. Выставление оценок за устные ответы, работу на уроке и творческий проект.

  1. Домашнее задание
  1. § 14,35
  2. Выполнить задания №5, №6 и №7 в рабочей тетради
  3. Написать мини-сочинение (в рабочей тетради)
  4. Задание творческого характера:
  1. составить путеводитель по местам России, имеющим духовное значение (например «Монастыри России», «Центры православного зодчества» и.т.д.)
  2. составить биографический справочник (например «Великие зодчие России», «Знаменитые иконописцы», «Святые Земли Русской» и.т.д.)

                                                       : Тема урока:«Русская православная                                                         церковь в XIX веке.                                                          Православная архитектура»

  1. Перечислите имена святых, о которых вы услышали на уроке:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Подпишите названия частей церкви:

  1. Отметьте на контурных картах города Золотого Кольца, о которых идет речь в презентации.

  1. Подпишите названия церквей и соборов, где они находятся?

                   

_________________________              ____________________

_________________________              ____________________

           

________________________      ___________________________

________________________      ___________________________

  1. Каковы ,на ваш взгляд, особенности русской православной архитектуры? ________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как вы понимаете слова «духовное наследие»_____________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему города Золотого Кольца имеют такое название? Каково их значение для истории и культуры?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Напишите мини-сочинение  на тему «Мое знакомство с городами Золотого Кольца России» или составьте описание одного из соборов, о которых вам рассказали.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                    

                                                       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 8 кл. "Православная церковь в I половине XIX века"

Архивный файл содержит конспект урока, презентацию, тест и сообщения....

Разработка интегрированного урока истории и литературы "Власть и церковь"

Разработка интегрированного урока истории и литературы "Власть и церковь" предназначена для учащихся 7 класса. Урок направлен на формирование умений работы с источниками информации разного типа – исто...

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол.

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол. под ред.Торкунова...

Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...

ТК урок истории "Раскол в русской православной церкви XVII век".

Представляю Вам технологическую карту, данный вид карты разработан педагогами и методистами ГБОУ средней общеобразовательной школы № 638 Пушкинского района Санкт-Петербурга: Антипорович Г.О., Артушник...

Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро

Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...

Разработка урока по истории на тему "Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол"

Цель урока: сформировать представления учащихся о причинах церковного раскола, его содержании и последствиях; показать роль Алексея Михайловича,  патриарха Никона, протопопа Аввакума и боярыни Мо...