Развитие творческих и исследовательских способностей учащихся через краеведческий кружок
статья по истории на тему
программа занятий краеведческого кружка по изучению истории родного края для учащихся 5-9классов на материале темы «История семьи Ксенофонтовых», будет наиболее эффективной при учете следующих педагогических условий:
- взаимосвязи содержания занятий кружка с основной учебной программой по истории Якутии;
- разработки циклов занятий кружка, объединенных общей темой «История родного края»;
- выбора оптимального сочетания методов, форм и средств дополнительного обучения;
- применении дифференцированного подхода к учащимся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedchtenie_titary.docx | 48.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «III Мальжагарская основная общеобразовательная школа им. И.А.Федорова»
Развитие творческих и исследовательских способностей учащихся через краеведческий кружок
Работу выполнила : Архипова Роза Егоровна ,
учитель истории и обществознания
Актуальность: обусловлено, тем. что новые подходы к содержанию образования, его перестройка с учётом главной цели учебно-воспитательного процесса, отражающего социальный заказ нашего общества: формирование всесторонне развитой личности, обладающей не только знаниями и умениями, усвоенными на репродуктивном уровне, но и опытом исследовательской деятельности, требует эффективных способов её формирования. Эта задача тем более важна в свете необходимости воспитания личности, главным свойством которой будет изучение и распространение знаний по истории своей местности.
Коренные изменения жизни российского общества обусловили необходимость изменения национальной системы образования, создания новых образовательных программ, реконструкции программно-методического обеспечения прошлых лет, в том числе и программ дополнительного исторического образования детей.
Основная причина недостаточно эффективного решения этой задачи состоит в слабой разработанности теоретико-методологических основ дополнительного краеведческого образования, в том числе и образовательных программ краеведческих кружков. Задача осложняется тем обстоятельством, что и профессиональных педагогов никто никогда этому не учил. В лучшем случае их учили методике преподавания по государственным образовательным программам. И тем не менее, многие педагоги дополнительного образования предпринимают попытки создания собственных программ, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал с максимальной эффективностью.
Объект исследования: процесс исторического образования учащихся на занятиях краеведческого кружка в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: теоретико-методологические основы программного обеспечения краеведческого кружка по изучению истории родного края для учащихся 5-9 классов
Цель исследования: на основе изучения теоретико-методологических основ программного обеспечения дополнительного образования разработать программу занятий краеведческого кружка «Мое село – наше будущее» на примере изучения истории семьи Ксенофонтовых
Достижение целей реализуется путем решения следующих задач:
- Выявить сущность и функции школьного исторического краеведения.
- Обобщить методики разработки программного обеспечения занятий краеведческого кружка.
- Проанализировать содержание программ краеведческих кружков школ Якутии.
- Ознакомить с проспектом истории семьи Ксенофонтовых
- Выявить уровень знаний учащихся по истории родного края.
- Разработать программное содержание занятий.
- Проанализировать результаты опыта работы и разработать методические рекомендации преподавателям дополнительного образования.
Гипотеза исследования: программа занятий краеведческого кружка по изучению истории родного края для учащихся 5-9классов на материале темы «История семьи Ксенофонтовых», будет наиболее эффективной при учете следующих педагогических условий:
- взаимосвязи содержания занятий кружка с основной учебной программой по истории Якутии;
- разработки циклов занятий кружка, объединенных общей темой «История родного края»;
- выбора оптимального сочетания методов, форм и средств дополнительного обучения;
- применении дифференцированного подхода к учащимся.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической, специальной литературы;
- наблюдение;
- диагностика знаний учащихся;
- математическая обработка полученных данных.
Новизна исследования:
- Обобщены методики разработки программного обеспечения занятий краеведческого кружка, проанализированы результаты опыта работы, разработано программное содержание занятий краеведческого кружка «Мое село- наше будущее» и представлены методические рекомендации преподавателям дополнительного образования.
Методические разработки программы краеведческого кружка « Мое село- наше будущее»
- Построена согласно принципам дидактики: принцип доступности и последовательности; принцип научности; учёт возрастных особенностей детей; принцип наглядности; принцип связи теории с практикой; принцип межпредметности
- Выполняет общецелевые требования, отражающие стратегию развития современного образования: актуальность; прогностичность; рациональность; реалистичность; целостность; контролируемость; корректируемость.
требования концептуально-содержательного плана. Эти требования подразумевают тщательную проработку концепции с учётом перспектив развития детского объединения, соблюдение логики выбранной темы.
- Технология разработки предполагает последовательные действия, которые условно можно разбить на 3 блока научно-аналитический (замысел автора), научно-методический (составление программы), утверждение программы.
- Включает следующие структурные элементы: Титульный лист, Пояснительную записку, Учебно-тематический план, Содержание изучаемого курса, Методическое обеспечение, Список литературы.
- Предусматривает как лекционно-практическую систему, так и использование личностно-ориентированных педагогических технологий. На занятиях используется фронтальная, групповая, индивидуальная формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Занятия проводятся в форме экскурсий, практикумов, семинаров, игр, конференций.
- Используются методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного обучения, частично-поисковые, исследовательские (беседы, наблюдения, эксперименты, интервью).
Программа краеведческого кружка « Мое село- наше будущее»
Цель программы: развитие исследовательских умений обучающихся в процессе знакомства с историей семьи Ксенофонтовых
Задачи программы:
- развитие познавательного интереса обучающихся к истории семьи Ксенофонтовых, своего края;
- формирование деятельности, интегрирующей специальные историко-краеведческие знания с умениями и навыками организации коллективной творческой деятельности;
- воспитание у обучающихся активной жизненной позиции путём привлечения их к организации коллективных творческих дел среди школьников различных возрастных групп.
В соответствии с данными задачами в содержании программа «Мое село – наше будущее» выделяются три раздела. Раздел «история нашего села», направлен на расширение знаний по изучению истории сел за счёт занимательных фактов и сведений. Разделы «Танара сатыылаабыт сирэ » и « Недолгое время существовала счастливая семья гражданина Ксенофонтова , после революции распалась» направлен на формирование исследовательских умений и навыков школьников.
В современной России крайне актуальна проблема возрождения патриотизма, как одной из важнейшей духовно-нравственной ценности, формирование в подрастающем поколении активной гражданской позиции, социально значимых качеств. В связи с этим неуклонно возрастает роль исторического краеведения в учебной и внеурочной работе.
На вопрос «что такое краеведение, какое место оно занимает в системе научных знаний и воспитании подрастающего поколения?», можно найти ответ в многочисленных современных публикациях учёных, преподавателей, политических деятелей. Понятие «краеведение» как «совокупность знаний (географических, исторических и т.п.) об отдельных частях страны, преимущественно силами местного населения» впервые появилось в издании «Академического словаря русского языка» в 1916 году. Однако, как система научных знаний, как метод приобретения опыта, наконец, как направление в науке и комплекс специфических приёмов в овладении теоретическими знаниями, это – древнейшее изобретение человека. Оно появилось, когда человек, обретя способность к познанию окружающего мира, стал систематизировать, анализировать и обобщать информацию, полученную эмпирическим путём.
Краеведение во все времена оказывало грандиозное влияние на судьбу человеческой цивилизации. В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественно-научного цикла. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с введением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования. Применительно к истории, как к учебному предмету, это означает: историческое краеведение стало его обязательной составляющей.
Понятия «Родина», «Отчизна» в детском возрасте ассоциируются с тем местом, где находится родной дом, школа, то есть с конкретным городом, поселком. От того, насколько они хорошо знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства. У учащихся разных регионов России конкретные знания о своем крае будут различными, но они должны войти (в определенном объеме) в состав обязательных базисных знаний по истории Отечества, в ряде случаев – по истории ближнего и дальнего зарубежья. Это отвечает требованиям государственного стандарта школьного исторического образования. История края («малой родины») рассматривается как часть истории России, республики, входящие в состав Российской Федерации, более крупного региона, всемирной истории.
Важным условием развития краеведения, в первую очередь исторического, являются современные социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль «провинции», когда возрастает интерес россиян, молодежи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.
Большое значение для совершенствования исторического краеведения и в целом исторического образования в школе имеют новые труды по истории. Исследования ученых-историков оказали значительную помощь в преодолении старых подходов к содержанию учебных программ, учебников истории, в том числе по истории родного края, содействовали в применении на практике многофакторного подхода к истории и ее преподаванию.
Значителен вклад и методистов историков. Разработаны федеральный и региональные учебные планы для школ, предусматривающие реализацию национально-регионального компонента и использование материалов краеведения. Составлены учебные программы с краеведческим содержанием, в том числе углубленных и факультативных курсов по истории края, местных этносов, их культуре, интегрированных курсов краеведения и т.д. Практически во всех субъектах Российской Федерации изданы краеведческие учебники и методические руководства. Создаются хрестоматии, рабочие тетради, карты, пособия на электронных носителях. В ряде регионов появились новые книги по истории, экономике и культуре отдельных районов. Эти краеведческие издания успешно используются в работе со школьниками. Материалы краеведения систематически публикуются в средствах массовой информации. В творчески работающих школьных коллективах исследуются вопросы содержания и организации краеведения. Больше внимания стало уделяться краеведческой подготовке и переподготовке педагогов.
В настоящее время больше внимание уделяется внеклассной работе в образовательных учреждениях, цель которых – формирование личности ребенка, развития его творческой активности, интереса к познанию.
Основанное на принципе добровольности, объединения по интересам, с учетом возраста детей, кружковая работа может и должна стать основой для воспитания нового поколения, творчески мыслящего, бережно относящегося к наследию предков, способного создавать новые ценности.
Кружковая работа охватывает все сферы интересов – музыка и спорт, изобразительное искусство и история, техника и поэзия, экскурсии по родному краю и археологические раскопки, всего не перечесть
Для решения проблемы становления и развития кружковой работы используется внеурочные формы развития организация занятий: факультативы, кружки, станция юных техников, клубы, спортивные и художественные школы. Их главная задача – активизировать процесс познавательной деятельности учащихся посредством их приобщения к нетрадиционному изучению учебного материала. В рамках школы наиболее подходящей формой дополнительного образования является факультатив или кружки.
Наиболее значительным мотивом занятия в краеведческом кружке является познавательный процесс учащихся, стремление к знанию, возникающие из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности. Чем активнее деятельность, тем больше связей между вещами, фактами, оттенками, свойствами событий. Наша задача заключается в том, чтобы активная деятельность каждого ребенка превратилась в неудержимую потребность к познаниям. Единственный путь к этому - труд. Речь идет о труде мыслителя; детский труд - это активное видение мира.
Проблема познавательной активности одна из величайших проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?
Познавательная активность как педагогическое явление - это двухсторонний взаимосвязанный процесс; с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащихся; с другой - результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащихся. При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную активность. Таким образом, оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны друг с другом.
Весь процесс развития познавательной активности учащихся можно разделить на три этапа:
1. Накопление информации.
2. Искусственное навязывание интереса.
3. Самостоятельная познавательная активность.
Существует множество форм внеурочной познавательной деятельности учащихся:
- конкурсы и олимпиады
- лекторий
- предметные кружки
- факультативные занятия
- художественная самодеятельность
- экскурсии
- кружковая работа
Рассмотрим кружковую работу в общеобразовательной школе и других учебных заведениях, а также внешкольных учреждениях проводится с целью расширения общих и углубления специальных знаний учащихся, удовлетворения их индивидуальных интересов и склонностей, развития творческих способностей, а также с целью организации их досуга.
Кружковая работа служит средством профессиональной ориентации учащихся, в ней тесно переплетаются образовательные и воспитательные задачи.
Кружки организуются в общеобразовательных и профессиональных школах, высших и средних специальных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях, при клубах и библиотеках на добровольных началах. Обычно в кружке занимаются 15-20 человек, при этом каждый учащийся посещает 1-2 кружка, не более.
Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации. В общеобразовательных школах в кружковую работу вносятся элементы игры, соревнования, исследования. Она проводится в занимательных формах и не имеет ярко выраженной специализации. Тематика и содержание кружковых работ обычно отражают новейшие достижения науки, техники, искусства, краеведения. Занятия в кружках проводятся в форме бесед, рефератов, докладов, экскурсии и походов, лабораторных и практических работ, изготовления моделей и приборов, опытов и наблюдении, соревновании, участия в конкурсах и массовых выступлениях.
Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в кружках становились достоянием всей школы, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, находила отражение в организации школьных вечеров, конкурсов и олимпиад, диспутов, школьных выставок, выставок детского творчества, школьных музеев, используется в метапредметных связях. Высшей формой кружковой работы являются разнообразные детские и юношеские клубы.
В заключение вернемся к необходимости становления и развития дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, мы обязаны сохранить богатейший опыт внеурочной работы с учащимися, строить новые образовательные пространства, где бы ребенок мог передвигаться свободно, развиваясь и воспитывая в себе эстетическое восприятие окружающего мира, одновременно развивая творческие способности, уверенность в своих силах, что обязательно для учащихся современной школы. В некоторых кружках (художественных, спортивных) объединение происходит по интересам, занимаются учащиеся различных классов.
Таким образом, в процессе становления и развития дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, мы обязаны сохранить богатейший опыт внеурочной работы с учащимися, строить новые образовательные пространства, где бы ребенок мог передвигаться свободно, развиваясь и воспитывая в себе эстетическое восприятие окружающего мира, одновременно развивая творческие способности, уверенность в своих силах, именно занятие в краеведческом кружке воспитывает любовь к Родине, гордость за свой народ, замечательных людей настоящего и прошлого, становится ближе с историей развития жизни села.
Программа краеведческого кружка «Мое село-наше будущее»»
Программа составлена на основе «Федерального компонента государственного стандарта общего образования».
Тематическое планирование краеведческого кружка «Мое село- наше будущее» рассчитана на 34 часа, реализуется в течении 1 года. . В процессе изучения курса осуществляется тесная взаимосвязь с историей, обществознанием, литературой, географией, изобразительным искусством.
Пояснительная записка.
Программа имеет следующие цели:
-воспитание патриотизма, чувства гражданственности, уважения к истории и традициям родного края;
-освоение системы знаний об историческом развитии малой родины;
-формирование личности выпускника как достойного представителя своего народа, хранителя и продолжателя его историко-культурных ценностей и традиций;
-овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками информации по краеведению;
-применение знаний и представлений об исторически сложившихся нормах и ценностях для эффективного взаимодействия, духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, социальной адаптации выпускников.
Предусмотрен следующий порядок изучения краеведческих тем:
«Танара сатыылаабыт сирэ»; и « Недолгое время существовало счастливая семья гражданина Ксенофонтова , после революции распалась»
Изучение истории своего села призвана дать:
- дать представление о прошлом истории нашего села;
- об основных археологических памятниках и культурах;
- формировать представление об административных границах и системе управления наслега в разные периоды истории;
- формировать у школьников знания основных фактов и событий истории села, предоставление о роли и месте Хангаласского улуса в истории Республики;
- расширить интерес к субрегиональному материалу (истории района, села, улицы, семьи), формировать представление о значимости «малых дел и событий», из которых складывается история всей страны.
Общие принципы отбора содержания материала программы:
- системность;
- целостность;
- научность;
- доступность.
Полнота содержания: программа включает основные сведения, необходимые для реализации запланированных в стандарте «История края» цели обучения.
Вариативность: программа может быть использована при работе с разными группами обучающихся, учитель вправе самостоятельно отбирать в каждом тематическом блоке наиболее важный материал, исключать некоторые вопросы и дополнительно включать иные в зависимости от уровня подготовки и возрастных особенностей обучающихся, не нарушая при этом логику изучаемого курса инвариантную часть содержания.
Практическая направленность: реализация программы способствует вовлечению школьников в практическую деятельность по изучению истории родного края через работу с различными историческими источниками, справочной и иной литературой, проведению ученических исследований, пониманию своего места в разрешении проблем края, участию в работе по сохранению материальных и культурных памятников края.
Программа содержит материал, позволяющий учителю показать роль и место Хангаласского улуса в истории Республики, типичное и специфическое в его социально-экономическом, политическом и культурном развитии. В содержании программы включены также вопросы проблемного характера, что способствует пониманию учащимся сложностей и противоречивости процесса развития края, формирование умений критического мышления, определения и аргументации собственной позиции в отношении к событиям и личностям прошлого и настоящего. Данные темы и проблемы могут впоследствии стать основой для организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
При изучении краеведческого материала необходим творческий подход к организации обучения, широкое применение современных образовательных технологий, активизирующих мыслительную деятельность обучающихся, поощряющих их самостоятельность и инициативу. Лучшему решению образовательно-воспитательных задач способствует использование различных форм организации занятий, дискуссий, лекций, собеседований, экскурсий, встреч, диалоговых форм занятий, сочетание общеклассных, групповых и индивидуальных форм учебной работ, сочетание учебной и внеклассной работы, способствующей вовлечению обучающихся в исследовательскую и проектную работу, в изучение источников различного характера: законодательных актов, систематических материалов, делопроизводственной документации, мемуаров, писем, устных рассказов, литературных произведений, периодической печати, фотодокументов, архитектурных сооружений.
Предполагаемые результаты: усвоенные на основе данного курса исторические знания, сформированные умения и навыки должны стать основой для последующего обучения в старшей школе; формирование самоактуализирующейся личности, обладающей системными знаниями, способной понимать и оценивать происходящие события и принимать ответственные решения. Изучение истории родного края способствует развитию творческих способностей учащихся и повышению эффективности исторического образования. Нельзя забывать о том, что история родного края должна быть умело вписана в контекст всей истории якутского. Учащиеся должны осознавать её как часть общего, а не как отдельно развивающееся явление.
Требования к уровню подготовки учеников.
В результате работы краеведческого кружка «Мое село-наше будущее» учащийся должен:
Знать/понимать
- основные этапы и важнейшие события истории села с прошлых лет и до наших дней; выдающихся деятелей; земляков, внесших весомый вклад в отечественную историю;
- основные достижения культуры и систему ценностей, сформировавшихся в ходе развития региона, вклад края в становление отечественной материальной и духовной культуры;
- изученные виды исторических источников, в том числе документы, карты, иллюстрации, статистические данные и др.
Уметь:
- соотносить даты важнейших событий истории края с веком, определять длительность, последовательность, синхронность ключевых событий и процессов региональной и отечественной истории; свободно оперировать датами при характеристике важнейших процессов и явлений;
- показывать на карте древнейшие поселения на территории села, улуса на различных этапах его развития
- объяснять происхождение названий местностей связывать название и историю родных мест с историей наслега.
- характеризовать социальный и сословный состав населения и его эволюцию на отдельных этапах развития, описывать их образ жизни, особенности быта и нравов; *рассказывать о важнейших региональных событиях и их участниках, демонстрируя знания ключевых фактов, дат, терминов; выявлять поворотные события и явления в социально-экономической, политической, культурной и духовной жизни родного края.
- использовать приобретенные знания при выполнении творческих работ, отчетов об экскурсиях, написании рефератов и тд.
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты истории родного края; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории родного края, достижениям культуры;
- применять навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, справочной и краеведческой литературой, данными СМИ, архивными и музейными фондами; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении проблемных задач, сравнивать свидетельства разных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и значения событий и явлений современной жизни региона;
- высказывания собственных обоснованных суждений об историческом наследии родного края и его роли в становлении и развитии российской цивилизации;
- использования знаний об истории края, традициях и поведении людей в ходе межкультурного взаимодействия, толерантного отношения к представителям иной национальной и религиозной принадлежности.
Содержание программы работы кружка состоит из 2 разделов.
1 раздел:
«Танара сатыылаабыт сирэ.»
Тема 1.
История нашего острова до 1940г. Территория, население, места компактного проживания родов Чабылык, Бытык.
Тема2.
Первые колхозы промартели .Первые председатели, производственные показатели.
Тема 3.
Наводнение 1937года.
Тема 4.
Развитие сельско-хозяйственного производства. Колхоз Молотов, колхоз Ворошилов, колхоз Певздняк. Участники выставки ВДНХ в Москве. Первая электростанция, опытно-производственное хозяйство.
Тема 5
Наши земляки на фронтах ВОВ. Дети войны, работники тыла.
Тема 6.
Наше село в настоящее время. « Мое село- наше будущее.»
Распределение учебного времени по 1 разделу.
«Танара сатыылаабыт сирэ» 12ч
№ | Тема занятий | Форма, методы | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки учащихся | |
История нашего острова | Беседа, ролевая игра, дискуссии, встречи, экскурсии | 2 | - знать особенности изучаемого материала; уметь пользоваться ране изученным материалом; - уметь описывать, объяснять основные этапы истории села; - составлять краткую географическую характеристику местности; - находить по карте местоположения заброшенных поселений. | ||
1 | История нашего острова | Практикум беседа | 2 | ||
2 | Первые колхозы | Практикум, Встречи, диалог | 2 | ||
3 | Наводнение 1937г | Беседа, встреча | 1 | ||
4 | Развитие с/х производства | Экскурсия. встреча | 1 | ||
5 | Наши земляки на фронтах ВОВ | Диспут, просмотр х/ф | 2 | ||
6 | Мое село-наше будущее | Проектирование, творчество, лекция | 2 |
Использованная литература:
- Д.Д. Петров. Якутия в годы ВОВ. – Якутск, 1992. – С.320.
- Вспоминания ветеранов тыла и труда.
- М. Николаев. Глубина памяти. – Якутск, 1990. – С.160.
- Музей семьи Ксенофонтовых.
Распределение учебного времени по 2 разделу:
«Недолгое время существовала счастливая семья гражданина Ксенофонтова , после революции распалась», рассчитана на 22 часа.
Тема 1.
Род Бытык, откуда берет начало история семьи Ксенофонтовых.
Тема 2.
. Местность Бултэгир – прообраз спектакля «Комуол»
Тема 3.
История семьи: счастливая семья, дети,культура быта,взаимоотношений, сыновья, дочери.
Тема 4.
Образование детей В.Н. Ксенофонтова.
Тема5.
Начало трудовой деятельности детей: Г.В.Ксенофонтова, П.В.Ксенофонтова, А.В.Ксенофонтова, К.В.Ксенофонтова (отрочество, юность Г.В. Ксенофонтова)
Тема 6.
Сталинская репрессия.
Тема7.
Реабилитация.
Тема 8.
Научно- исследовательская работа Г.В.Ксенофонтов. Работа в русском географическом обществе
Тема 9.
Общественно- политическая деятельность. Г.В.Ксенофотов и Первая Мировая война.
Тема 10.
Прямые потомки рода Ксенфонтовых, в наше время.
Тема 11.
Практические занятия
№№ | Название темы | Форма работы (групповая) | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки учащихся | |
1.1 | Род Бытык, откуда берет начало история семьи Ксенофонтовых | Лекция, работы с картой | 2 | - знать, понимать изученные виды источников краеведческой информации;
- выделять, описывать основные события; - знать особенности изучаемого материала; уметь пользоваться ранее изученным материалом; - уметь описывать, объяснять основные этапы истории села; - составлять краткую географическую характеристику местности; - находить по карте местоположения заброшенных поселений. | |
1.2 | Местность Бултэгир – прообраз спектакля «Комуол» | Экскурция в местность Бултэгир | 2 | ||
1.3 | История семьи: счастливая семья быт,культура взимоотношений, дети, сыновья, дочери | Работа с фотоальбомом | 2 | ||
14 | Образование детей В.Н. Ксенофонтова | Посещение музя | 2 | ||
15 | Начало трудовой деятельности Г.В.Ксенофонтова, П.В.Ксенофонтова, А.В.Ксенофонтова, К.В.Ксенофонтова | Посещение музея | 3 | ||
.6 | Сталинская репрессия | Работа с историческими, архивными документами | 2 | ||
17 | Реабилитация | Работа с историческими, архивными документами | 2 | ||
28 | Работа в русском географическом обществе | Работа с картами | 1 | ||
2.4 | Г.В.Ксенофотов и Первая Мировая война | Лекция | 1 | ||
2.5 | Семья Г.В.Ксенофонтова. Прямые потомки рода Ксенофонтовых | Исследовательско-поисковая работа Работа с музеями, встреча с представителями рода Ксенофонтовых | 2 | ||
2.6 | Практические занятия | Обобщение информации. анализ собственного изучения темы, составление презентации на данную тему. практикум: работа с фотографиями. Умение находить нужную информацию работа над проектом. Защита творческих мини проектов, общешкольная конференция. | 3 |
Использованная литература:
- Антонов Е.П. Из истории семьи Г.В. Ксенофонтова. – Г.В. Ксенофонтов: Возвращение к себе, Якутск, С.90.
- Дьячкова А.Н. Г.В. Ксенофонтов – ученый и общественно-политический деятель. Якутск, 2000 - с.203.
- Пестеров В.И. История Якутии в лицах. – Якутск: Бичик, 2001
- Окладников АП. Эллэйада и ее создатель – Г.В. Ксенофонтов. Сибирские огни. 1978г. №6, с.191.
- Муниципальное образование «Тит-Арынский наслег» Хангаласский улус РС(Я). Гавриил Васильевич Ксенофонтов. – Якутск: Бичик, 2009
Через универсальные учебные действия привить:
Регулятивные УУД:
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
• составлять план и последовательность действий;
Познавательные УУД:
• находить и выделить основную идею, поиск информации;
• делать выводы в результате совместной работы;
Коммуникативные УУД:
• уметь планировать учебное сотрудничество, управление поведением;
• умеет достаточно и точно выразить свои мысли.
Заключение:
Положительным результатом работы является то, что учащиеся кружка написали интересные рефераты, статьи, эссе, провели исследования , участвовали с различными докладами на НПК , чтениях. Материалы и разработки , которых легли в основу таких книг, как : «Торообут туолбэм», «IV-V Ксенофонтовские чтения: сборник статей
В результате работы кружка « Мое село- наше будущее» учащиеся ознакомились и узнали:
- основные этапы важнейших событий истории села;
- основные достижения культуры, производства;
- изучили и ознакомились с историческими источниками, документами, картами, статистическими данными (запись в амбарной книге).
- узнали историю жизни семьи Ксенофонтовых;
- ознакомились с общественно-политической и просветительской деятельностью Г.В.Ксенофонтова;
- установили контакт с прямыми потомками рода Ксенофонтовых по мужской линии, проживающими в настоящее время;
- принимали участие в НПК различного уровня (кустовые, улусные, республиканские)
- выпустили брошюру исследовательских работ, принимали участие в сборе музейных экспонатов.
Целенаправленная и систематическая поисково- исследовательская деятельность учащихся занимающихся в краеведческом кружке способствует их самоутверждению, повышает теоретический уровень знаний, развивает практические навыки, творчество, познавательную активность, умение излагать и защищать свои мысли.
Проведенное исследование позволило выявить основные педагогические условия эффективной разработки образовательной программы краеведческого кружка « Мое село- наше будущее»: по изучению истории родного края для учащихся 5-9 классов.
- взаимосвязи содержания занятий кружка с основной учебной программой по истории Якутии;
- разработки циклов занятий кружка, объединенных общей темой «История родного края»;
- выбора оптимального сочетания методов, форм и средств дополнительного обучения;
- применении дифференцированного подхода к учащимся.
Практика работы по данной программе позволила выработать практические рекомендации педагогам по оптимизации дополнительных образовательных программ по краеведению.
Для успешной работы исторического краеведения необходимо:
- подготовленность учителя;
- продуманная методика изучения родного края;
- систематичность использования местного материала, необходимость пересмотра перспективного планирования;
- научная основа изучения истории края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.
Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...
Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики
В статье описано педагогическое исследование по развитию творческих способностей через исследовательскую деятельность на уроках физики....
Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность на уроках географии».
Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность на уроках географии».Информационно – педагогический модуль....
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В данной работе представлен опыт работы по использованию технологий проектной деятельности на уроках английского языка в средней и старшей школе и развитие через них способностей учащихся...
Развитие творческих способностей учащихся через проектно- исследовательскую деятельность
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ермекеевомуниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан...
«Развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность во внеурочное время»
презентация...
"Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность"
Формирование и развитие творческих способностей часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования творческих способностей в школе имеет социльное,педа...