РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
опыты и эксперименты по английскому языку на тему

В данной работе представлен опыт работы по использованию технологий проектной деятельности на уроках английского языка в средней и старшей школе и развитие через них способностей учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_zakharova.docx38.49 КБ

Предварительный просмотр:

 РАЗВИТИЕ  СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ю.В. Захарова, М.Л. Кардаильская

МБОУ гимназия № 23, г. Краснодар, Краснодарский край

В данной работе представлен опыт работы по использованию технологий проектной деятельности на уроках английского языка в средней и старшей школе и развитие через них способностей учащихся

В XXI веке на смену традиционной когнитивной парадигме образования пришла развивающая. В современных условиях, когда количество новой информации постоянно возрастает, подход  механического наращивания объема знаний становится ограниченным. В чём видится главное отличие предлагаемой концепции образования  от того, как мы живём и учим детей сегодня? В том, что учителю необходимо свыкнуться с неизбежностью существенного изменения своего статуса и роли в учебном процессе. Новый федеральный Закон об образовании  предоставляет учителю  широкие возможности для поиска новых форм организации всего учебного процесса в целом.

Мы глубоко убеждены в том, что нам так или иначе придется идти по пути индивидуализации обучения. Соответственно, в определенной степени должно поменяться и место ученика, потому что современного подростка уже попросту невозможно держать в строгой узде вчерашних представлений о дисциплине и о том, что является нормой в отношениях учителя и ученика.

Не быть просто ретранслятором положенных по программе сведений, но вовлечь учащегося в совместный творческий процесс не просто обучения чему-то, а знакомства с нашим большим и таким интересным миром. В этой связи приходит на память изречение древнегреческого философа Аристиппа Киренейского: «Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут». Собственно,  именно в этом и состоит суть нового федерального стандарта образования, тем более в той мере, в какой это относится к школьному курсу иностранного языка, в частности нашего  любимого английского.

Увлечь детей изучением не одних только правильных и неправильных форм глаголов, но заинтересовать богатейшим культурным наследием другой страны, другого образа жизни, пробудить желание с  помощью учителя самим понять, как много надо знать и уметь сегодня, чтобы в полной мере соответствовать критериям современного образованного человека.

Сейчас есть большой общественный запрос на более глубокое изучение иностранных языков, запрос, в том числе, со стороны родителей по отношению к школе.  Сегодня уже мало кто сомневается в том, что мы живем в то время, когда человек без знания иностранного языка хорошо образованным считаться не может. Он должен знать иностранный язык, чтобы соответствовать требованиям современного конкурентного рынка труда. А для этого нам придется переосмыслить всю программу по английскому языку. Только тогда мы сможем в школе обеспечить хорошую, качественную подготовку.

Но всё это означает, что и нам,  учителям, предлагается широкий выбор возможностей в поиске новых форм и методов обучения.  Английский язык, как учебный предмет, может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся.

В стандарте второго поколения говорится  о новом образовательном результате – развитии личности. Способы стимулирования творческих способностей огромны: обеспечение благоприятной атмосферы, обогащение окружающей ребенка среды разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности; обеспечение возможностей для практики; поощрение высказывания оригинальных идей; личный пример творческого решения проблем; предоставление детям возможности активно задавать вопросы. Вызвать интерес к изучению иностранного языка и постоянно его поддерживать – вот какова цель уроков в современной школе. Знание становится средством, а не целью. Человек с развитым мышлением является не рабом знания, а его хозяином. Таким образом, ключевой вопрос новой школы не  в том,  каков объём усвоенных учеником учебных знаний, а то, как знания сформировали у ученика способность мыслить, вести продуктивную исследовательскую деятельность. Но ведь для этого, прежде всего, и сам учитель должен стать исследователем.
        И у нас уже есть свои практические наработки в этом направлении и планы их реализации в дальнейшей работе. В своей педагогической деятельности мы применяем следующие технологии.

- проблемное обучение;

- технологию развития «критического мышления»;

- информационно-коммуникационные технологии;

- технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр;

- проектные и исследовательские методы в обучении;

- обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа).

Остановимся  подробнее на проектных и научно-исследовательских методах в обучении.

 Исследовательскую деятельность можно рассматривать как один из путей реализации компетентностного подхода в обучении школьников. Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, дает толчок развитию творческих способностей, способствует развитию удовлетворенности собой и свои результатом, обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации. Эта работа и участие ребят в проекте позволяет им видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к учебному предмету, к исследовательской работе в процессе добывания знаний, сознательное применение этих знаний в различных иноязычных речевых ситуациях, что способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их личности, высокой мотивированности обучаемых.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую и проектную деятельность, закладывающим фундамент  дальнейшего овладения ею. Одна из задач работы в начальной школе – применение знаний, полученных на уроке,  на практике.  Ребенок этого возраста по природе своей исследователь: он должен все попробовать сделать сам,  поэкспериментировать,  сам найти ответы на интересующие его вопросы.

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной и исследовательской деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках.

Так, например, ученики 1-2 классов выполняют следующие мини-проекты: «Моя коллекция», «Я на отдыхе», «Разрешите представиться – это я», «Дом, где я живу». Дети получают задание не только высказаться на заданную тему, а также подготовить рисунки, фотографии и видео материалы. На этом этапе метод исследования и проектной деятельности тематически связан с самим ребенком, с жизнью его и его семьи, а также с тем, что интересно и близко ребенку этого возраста.

Во время изучения грамматики ребятам часто нужно проанализировать примеры и вывести правила. Эта работа имеет достаточно успешные результаты. Это доказывает, что уже на начальном этапе при создании условий для формирования активной позиции учащихся в учении, ребята могут сами добывать знания, узнавать что-то новое и делиться своими знаниями с другими.

Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности работа выстраивается от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебного предмета или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется проблема, знакомая младшим школьникам и значимая лично для них. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

К 3 – 4 классу под руководством учителя учащиеся способны выполнять довольно сложные долгосрочные проекты, рассчитанные на месяц, четверть, полугодие. Примером подобного долгосрочного проекты являлась работа, выполненная учащимися  4 «Б» класса «Сравнительный анализ возникновения и развития английского и русского алфавитов». Предметом исследования стали буквенные и звуковые системы английского и русского языков на примерах 75 английских и русских стихотворных форм. Учащиеся с удовольствием исследовали русские и английские буквы, выявляя сходство и различия. Итогом данного проекта стало участие в городской конференции «Эврика-ЮНИОР».

К проектно-исследовательской работе учащихся необходимо привлекать родителей. Однако важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности  со стороны родителей очень важны для ребенка.

Учащиеся средних и старших классов создают культуроведческие проекты:

  • создание мини-путеводителей по городам и странам,
  • проведение экскурсий по музеям и галереям,
  • подготовка викторин по странам изучаемого языка,
  • виртуальное путешествие по городам и странам;

 литературно - творческие проекты:

  • теле-  или радиопередача,
  • телемост,
  • «живая» газета,
  • клуб фанатов,
  • литературная гостиная,
  • путешествие в прошлое,
  • виртуальный зоопарк,
  • клуб детективов,
  • книга рекордов,
  • показ мод;

а также исследовательские проекты.

Все вышеперечисленные проекты создают условия для реальной языковой среды и формируют потребность общения на иностранном языке. Работа с проектами – наиболее удачный, оптимальный вариант обучения иностранному языку. Трудоемкость при подготовке окупается результатом: школьникам интересна такая форма работы, поэтому легко создается мотивация к изучению иностранного языка. Кроме того, существует огромное количество материала, который можно использовать при подготовке к проекту: таблицы, иллюстрации, фильмы. Но опыт показал, что проведение целостной проектной деятельности требует значительной затраты времени. Исходя из этого, приорететным направлением в нашей работе с методикой проектов стала групповая проектная работа.

Смысл обучения в группе: все обучают каждого, каждый обучает всех; то, что знает один, должны знать все; то, что знает коллектив, становится достоянием каждого. Преимущества групповой проектной работы:

  • “совмещение приятного с полезным”: ученики продолжают общаться, но учитель направляет это общение в нужное русло;
  • ‘смена амплуа’: лидеры и аутсайдеры получают возможность снять с себя эти ярлыки и попробовать себя в новой роли;
  • открытие нереализованных ранее способностей учащихся, и развитие уже известных им способностей;
  • развитие чувства ответственности за других и осознание собственной значимости в коллективе: ученик понимает, что цель, поставленную перед группой, без него не так просто достичь.

Практика показывает, что групповая проектная деятельность легко организуется как в урочное, так и во внеурочное время. Повышая мотивацию, работа в проектах наполняет досуг ребят занятием по интересам, позволяет развивать себя, свои возможности, организовывать свое самообразование, удовлетворять потребность в общении в рамках учебной программы и получении большего объема знаний.

Важнейшую роль при организации проектной деятельности играет сам учитель, деятельность которого на разных этапах меняется. Преподаватель при общем руководстве проектом должен постоянно  переключаться от выполнения одной функции к другой или совмещать их, в этом и состоит сложность руководства проектом.

Наиболее удачными, на наш взгляд, стали проекты «Настоящий Шекспир» и «Виртуальная экскурсия в лучшие музеи мира». Проект «Настоящий Шекспир» состоял из нескольких этапов. Ребят заинтересовала личность Шекспира, и они решили найти свой ответ на часто звучащий в наши дни вопрос: кто же на самом деле создавал гениальные произведения под именем Шекспира. На начальном этапе ребята собирали информацию о Шекспире и разных легендах написания его работ, затем анализировали материал, обсуждали его в группах, обобщали, делали презентации и защищали. Финальным этапом стал просмотр фильма на английском языке «Аноним» о самой знаменитой версии жизни и творчества Шекспира. Позже мы смогли побывать на родине Шекспира, увидеть дом, где он жил; школу, где он учился; церковь, где он покоится, прочитать великую надпись на его надгробии. Мы слушали лекции профессиональных гидов на английском языке и, конечно, нас переполняла гордость, что ребята не только понимали английский, но и принимали участие в обсуждении проблемы.  Конечно, тайна все-таки осталась неразгаданной.  И кем бы ни был Уильям Шекспир, кто бы ни скрывался за его именем, в любом случае этот гениальный человек определил развитие театра и литературы на века вперед.

«Виртуальная экскурсия в лучшие музеи мира» также включала в себя несколько этапов. Детям предлагалось посетить на выбор несколько знаменитых музеев мира, составить путеводитель, найти самые знаменитые работы, выбрать одну понравившуюся и рассказать о ней. Этому проекту предшествовала большая подготовительная работа. Знакомство в интернет–кабинете с музеями и галереями, ознакомление и активизацией лексики, обучение описанию картины, знакомство с великими мастерами и их шедеврами. После работы над всеми этапами, ребята делали свой выбор в пользу понравившейся галереи или музея. В дальнейшем мы посетили  Лувр, Уффици, Дрезденскую галерею, Национальную галерею, Эрмитаж, Русский музей, Британский музей, всего не перечислишь. Мы ходили по тем самым залам, в которых еще вчера выстраивали виртуальную  экскурсию, подходили к тем самым знаменитым картинам, чтобы почувствовать незабываемую энергию бессмертных произведений великих мастеров.

Учащиеся средних и старших классов были вовлечены в долгосрочные научно-исследовательские проекты:

«Особенности перевода английских компаративных фразеологических единиц с зоонимами на русский язык»,

«Сопоставительный анализ пословиц и поговорок с зоонимами на материале английского и русского языков»,

«Английские фразеологизмы, содержащие в своей семантике элемент цветообозначения и особенности их перевода на русский язык»,

«Отражение специфики национальной культуры Англии в пословицах и поговорках (лингвострановедческий аспект)».

Именно такие темы были выбраны, поскольку в университете много внимания уделялось  лексикологии,  и даже, как оказалось, наши  дипломные работы тоже были по этой дисциплине.

Со всеми этими проектами ребята выступали на научно-практической конференции «Эврика». Наиболее удачной была работа Шелудько Анны «Отражение специфики национальной культуры Англии в пословицах и поговорках (лингвострановедческий аспект)», которая получила второе место.

Большим достижением в  использовании  метода проектов и исследований можно считать участие учащихся в международном экологическом проекте по спасению тропических лесов, проводимым под эгидой ООН. Ученицы Писаревская Татьяна и Миклашевская Елизавета стали Лауреатами конкурса и были приглашены на международные дебаты в Великобританию, а за год до их победы в этом же конкурсе стала лауреатом другая  ученица  Вербова Алевтина.

Таким образом, исследовательская и проектная деятельность учащихся  необходима. Опыт погружения в языковую среду становится опытом социализации:  позволяет  ученикам  комфортно чувствовать себя во многих ситуациях, как в родной стране, так и за рубежом. Хорошие владение языком помогает ребятам успешно сдавать ЕГЭ.

Но проектная методика не может и не должна подменять собой содержательное предметное обучение, Она должна быть построена на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной системе, она не вступает в конфликт ни с системами развивающего обучения, ни с личностно-ориентированным обучением. Оно, наоборот, вооружает учащихся, помогает решать проблему выбора профиля и профориентации.

С гордостью можно сказать, что наши ученики поступают в самые престижные вузы страны и мира. Сейчас они являются студентами МГУ, МГИМО, РУДН, СПбГУ, МВТУ имени Баумана, а также учебных заведений Великобритании, США, Швейцарии, Германии.

Обучая детей,  мы растем сами, обогащаясь их переживаниями, каждый раз  открывая что-то новое. У успешного ученика должен быть успешный учитель. Лишь увлеченный делом учитель может увлечь других, научить учащихся творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к организации их деятельности. Надо помнить, что наше отношение к делу передается детям. Исследовательская работа с детьми  побуждает нас продолжать сотрудничество с Кубанским госуниверситетом. Преподаватели кафедры английской филологии  являются нашими научными консультантами, дают возможность участвовать в научно-практических конференциях и семинарах.

Таким образом, исследовательская и проектная деятельность учащихся возможна и необходима. Организация научно-исследовательской работы школьников и приобщение их к работе в групповых проектах является одним из наиболее важных путей развития творческого потенциала личности школьника.  Обучение приемам научно-исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов.

Но самое важное  - это, что метод проектной деятельности способствует объединению учащихся, педагогов. Основной принцип технологии проектного обучения – это сотрудничество и сотворчество. Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся значимых личностных качеств: стремление к социальному партнерству, милосердия, ответственности.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Tessa Woodward  Planning Lessons and Courses. -  Cambridge University Press, 2009
  3. Colleen MacDonell  Project-Based Inquiry Units for Young Children. -  Linworth Books, 2007
  4. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: ЗАО «Издательство ИКАР»,2009
  5. Diana L Fried-Booth  Project Work. -   Oxford University Press, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В методическом пособие рассматриваются формы и методы формирования исследовательских навыков обучающихся....

«Включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность как один из путей повышения учебной мотивации»

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение –средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Степное...

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

В этом плане исследовательская и проектная деятельность учащихся, является особенно актуальной, а главное результативной. Конечно, это не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих ли...

«Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся на уровне основного общего образования через исследовательскую и проектную деятельность»

Приоритетным направлением, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, фо...

Презентация "Формирование ключевых компетенций у учащихся через исследовательскую и проектную деятельность"

Формирование ключевых компетенций у учащихся через исследовательскую и проектную работу является приоритетным направлением в профессиональной деятельности учителя.Успех ученика в исследовании или прое...

Применение интерактивных тетрадей, как метод, активизирующий познавательный интерес учащихся к исследовательской и проектной деятельности.

На уроках в современной школе необходимо активизировать познавательный интерес учащихся. В данной работе представлене материал для активизации познавательных интересов учащихся при помощи использовани...