Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики
статья по физике по теме

Рязанова Наталья Михайловна

В статье описано педагогическое исследование по развитию творческих способностей  через исследовательскую деятельность на уроках физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_uchashchihsya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики»

Мною проводится педагогическое исследование по теме «Развитие творческих способностей через исследовательскую деятельность на уроках физики».

Проблема исследования заключается в выявлении условий для проявления и формирования черт творческой деятельности. Поэтому главная цель моей деятельности заключается в создании системы работы, выборе содержания, форм и методов, таких которые формируют творческую личность. В соответствии с проблемой и целью я решаю следующие задачи:

  1. изучить   психологические   особенности   детей   и   провести   анализ
    развития индивидуальных познавательных способностей учащихся;
  2. определить    содержание,     формы    и    методы,     способствующие
    формированию творческой личности;
  3. разработать систему диагностики эффективности процесса развития
    личности;
  4. выявить    роль    индивидуальных    программ    развития    личности
    старшеклассника;
  5. помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться,
    а не формировать заранее заданные свойства.

 Качество   и   успешность   моего   труда   определяется,   прежде   всего,
имеющимся в школе необходимыми условиями. Имеется кабинет физики, в
котором накоплен и систематизирован достаточный дидактический материал,
имеется   методическая    и    справочная    литература,    ТСО,    физическое
оборудование.  Основой информационного обеспечения, осуществляемого
мною педагогического процесса, является программа Министерства общего и
профессионального образования РФ, учебные пособия, учебники (7,8,9 класс
под редакцией  А.В. Перышкина, 10-11 класс под редакцией Г
.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева).

Мною разработана система творческих заданий и лабораторных исследований, создана карточка изобретательских, исследовательских, творческих задач, задач - оценок, задач - открытий, домашних лабораторных работ.

  За основу работы была взята классноурочная деятельность, в процессе которой   была   отработана   система   организации   учебного   процесса, базирующаяся на следующих принципах:

  1. научность (от наблюдений - к выдвижению гипотезы, от гипотезы к
    творческому обобщению  и  практическому  применению,  учитывая
    индивидуальные особенности уровня развития каждого ученика);
  2. доступность;
  3. системность (стараюсь достичь единства и завершения процесса);
  4. осознанность     (предоставление     свободы    для    саморазвития    и
    самоопределения);
  5. наглядность;

В организации своей деятельности я опираюсь на следующие методики:

  1. проблемное развивающееся обучение;
  2. работа в модульных группах;
  3. решение нестандартных задач;
  4. диалогов (учитель - ученик, группа - учитель - ученик)

•   творческие, исследовательские работы.

Исследования по выявлениям творческих способностей экспериментального 7а класса были начаты в 2008г. В начальной школе они обучались по системе развивающего обучения (Л.В.Занкова), у них уже были сформированы общеучебные навыки: работа с учебником, с дополнительной литературой, справочником, умение сравнивать, наблюдать, обобщать, оценивать результаты своих действий. Проведенные контрольные работы и тестирования показали высокий уровень усвоения учебного материала. Психологические исследования позволили выявить интеллектуальные способности, творческую активность школьников.  Обновление системы работы мною осуществлялось в 3 этапа:

На первом этапе я провела анализ психологических особенностей детей. Протестирован интеллектуальный уровень учащихся, слуховая и зрительная память, развития мыслительных процессов (входная психодиагностика)

По методике независимых характеристик (ученик - одноклассник - учитель) обследованы интеллектуально - логические способности, мотивационно -творческая активность, способность личности к самоуправлению творческой деятельности, познавательные интересы.  Диагностика уровней сформированности учебно-познавательного интереса, учебных действий, действий контроля и оценки, целеполагания  проведена по критериям, разработанным авторами Репкиным и Заика в пособии «Оценка уровня сформированности учебной деятельности».

На втором этапе проходила подготовительная работа: изучались потребности учащихся, родителей, разработана система работы, показана роль самообразования, разработана система контроля, стимулирования.

На третьем этапе осуществлено внедрение новшеств в практику работы в, гимназические классы с расширенным изучением физики. Система работы рассматривает обучение по двум направлениям:

  1. единая базовая программа,
  2. творческая деятельность обучающихся.

Полученные мною высокие показатели обученности достигнуты в результате проведения:

  1. уроков- лекций;
  2. уроков- семинаров;
  3. уроков самостоятельной работы;
  4. уроков- практикумов по решению стандартных и нестандартных задач;
  5. уроков- исследований (переоткрывания уже открытого в науке);
  6. уроков- зачетов (комплексная проверка знаний);
  7. уроков-обобщений (систематизация изученного).  
    Особенности моей методики:

блочная система подачи материала;

опорные конспекты, схемы;

многократные проговаривания на начальном этапе обучения;

творческий характер обучения;

дифференциация и индивидуализация учебного процесса;

решения задач с использованием алгоритма на I ступени обучения и решение исследовательских, творческих, конструкторских на II ступени обучения;

поэтапное включение домашних исследований;

игровая деятельность.

Главные формы учебно-воспитательного процесса, которые я использую в своей деятельности следующие:

лекции, семинары,

групповые и индивидуальные,

дискуссии,

постоянный эксперимент,

наблюдения,

выработка гипотезы и её решение,

зачёты.

Внеклассная работа по предмету — неотъемлемая часть моей деятельности, способствующая развитию творческого потенциала школьников. Это конкурсы эрудитов, интеллектуальные игры, физические олимпиады, предметные недели, игры, работа в предметном кружке (обучение основам моделирования и конструирования).

Большое внимание уделяю проблеме мотивации. Для этого использую методические приёмы, которые максимально стимулируют развитие творческой активности. Потребность в самореализации удовлетворяется возможностью свободы выбора творческой деятельности через вариативное обучение (углубленное изучение, факультатив) и успешное обучение через построение классно - урочной системы.

Составляю индивидуальные программы развития и саморазвития одарённых детей, в которые включена методика развития творческого воображения, эрудиции, ассоциативного мышления. Провожу анкетирование среди учащихся по вопросу удовлетворения качеством знаний, полученных на уроках физики, и своевременно корректирую свою деятельность.(85% учащихся имеют положительное отношение к предмету) Для контроля качества знаний провожу мониторинг с применением различных форм: тестирование, контрольные работы, срезы, итоговая аттестация. Выходная диагностика включает: среды уровней знаний, уровней обученности, диагностический лист по учёту знаний, умений (он включает знание теории, задач обязательного уровня и усложнённые, результаты контрольных работ, лабораторных работ, тематического теста, физического диктанта, творческий отчёт, коррекция, рекомендации обучающимся), а также интеллектуальных особенностей, творческих черт, познавательных особенностей обучающихся.

Система работы по развитию творческих способностей имеет стабильно хорошие результаты практической работы. Мои ученики имеют прочные

знания по предмету, большая часть занимается физикой с интересом на уроках и во внеурочное время .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания

          . Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихс...

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова "Развитие творческих способностей учащихся через использование ИКТ на уроках литературы, истории и во внеурочной деятельности"

В данной статье обощён опыт использования ИКТ на уроках литературы, истории и во внеурочной деятельности....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Преподавание математики в школе было всегда сопряжено со многими проблемами. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес педагогов во все времена. Однако в прошлом у общества не возни...

Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и внеклассной работе по физике

Описание опыта работы учителя физики по теме "Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и внеклассной работе"...

"Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность"

Формирование и развитие творческих способностей часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования творческих способностей в школе имеет социльное,педа...